Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА МЕДИАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ КОНФЛИКТОВ'

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА МЕДИАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАЦИЯ / АНАЛИЗ / ПРОЕКТ / МОЛОДЕЖНЫЙ КОНФЛИКТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / YOUTH / STUDENTS / MEDIATION / ANALYSIS / PROJECT / YOUTH CONFLICT / STUDENT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коняева Екатерина Евгеньевна, Кисиленко Анастасия Владимировна

В статье представлены некоторые данные анализа проблемы использования медиации как метода разрешения конфликтов в студенческой среде. Описан проект по созданию Центра медиации молодежных конфликтов на базе НИУ «БелГУ» города Белгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коняева Екатерина Евгеньевна, Кисиленко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A CENTER FOR MEDIATION OF YOUTH CONFLICTS

The article presents some data on the analysis of the problem of using mediation as a method of conflict resolution in the student environment. A project to create a center for mediation of youth conflicts on the basis of the Belgorod State National Research University.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА МЕДИАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ КОНФЛИКТОВ»

Создание центра медиации молодежных конфликтов

Creation of a center for mediation of youth conflicts

Коняева Екатерина Евгеньевна

студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород

Konyaeva Ekaterina Evgen 'evna

student

Belgorod State National Research University

Кисиленко Анастасия Владимировна

к.с.н., доцент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Kisilenko Anastasiya Vladimirovna

сandidate of sociology, docent Belgorod State National Research University

Аннотация.

В статье представлены некоторые данные анализа проблемы использования медиации как метода разрешения конфликтов в студенческой среде. Описан проект по созданию Центра медиации молодежных конфликтов на базе НИУ «БелГУ» города Белгорода.

Annotation.

The article presents some data on the analysis of the problem of using mediation as a method of conflict resolution in the student environment. A project to create a center for mediation of youth conflicts on the basis of the Belgorod State National Research University.

Ключевые слова: молодежь, студенты, медиация, анализ, проект, молодежный конфликт, студенческая

среда.

Key words: youth, students, mediation, analysis, project, youth conflict, student environment.

Жизнедеятельность молодежи как особой социально-демографической группы не обходится без конфликтных проявлений, однако последствия этих конфликтов имеют глубокие социальные последствия не только для самих молодых людей, но и для общества в целом. Не нашедшая себе места в институциональных структурах, подавленная, или, напротив, агрессивная молодежь способствует дестабилизации общественных отношений. Именно поэтому возрастает актуальность вопроса использования наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в молодежной среде, в частности, среди студентов. Студенческая среда отличается высоким уровнем конфликтогенности в силу обильности социальных связей, специфики образовательной деятельности, изменения ролей участников образовательных отношений. Одним набирающих популярность и количество сторонников способов разрешения конфликтов является медиация.

Медиация уже на протяжении нескольких столетий существует в различных формах и сегодня в своем современном виде пользуется признанием в развитых странах. По статистике большинство мировых примирительных процедур с участием медиатора, а это более 80% споров, разрешается заключением соглашения об урегулировании спора [1]. Именно поэтому вопрос об использовании медиации как метода разрешения споров в студенческой среде является актуальным.

Медиация относится к методам разрешения конфликтов, так же как переговоры и арбитраж. Эти методы составляют группу методов альтернативного разрешения споров ADR (alternative dispute resolution). Альтернатива подразумевает способ урегулирования споров, разногласий и конфликтов отличный от судебного разбирательства.

Функция медиаторов (третьей стороны) заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта рассмотреть и изучить все возможные варианты решения и, если это достижимо, найти решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон, имеющих отношение к конфликту.

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается руководящему влиянию. Например, к ним можно отнести взгляды индивидов, их мотивы и потребности. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решение конфликтной ситуации. Исходя из этого, при использовании медиации в качестве способа разрешения молодежного конфликта необходимо учитывать факторы успешности медиации:

- отношения сторон: чем хуже отношения сторон, тем маловероятнее успех медиации;

- способность сторон к кооперации: чем она выше, тем успешнее медиация;

- мотивация сторон к урегулированию разногласий и принятию соглашения: низкая мотивация снижает эффективность медиации;

- доверие сторон к медиативному процессу повышает успех медиации;

- характеристики самого процесса медиации, используемых приемов.

По итогу анализа социологического исследования потребностей целевой группы и востребованности разработанного проекта были получены следующие выводы:

1. В основном молодые люди при попадании в конфликтные ситуации стремятся найти компромиссное решение. Однако при этом многие испытывают трудности в разрешении конфликтов и достижении желаемого компромисса. Отсюда возникает необходимость в развитии у молодежи навыка грамотного разрешения конфликтных ситуаций. Медиация как процедура альтернативного разрешения споров и способ нахождения согласия, а также структуры, осуществляющие деятельность по обеспечению ее проведения имеют особое значение в регулировании отношений молодых людей и воспитании культуры конструктивного поведения в ситуациях напряжения и стресса.

2. Опрошенная молодежь проявила заинтересованность и готовность участвовать в проекте, направленном не только на обучение использованию медиации как метода разрешения конфликтов, но и на проведение работ по прогнозированию и выявлению возможных конфликтных ситуаций в студенческой среде. Создание центра медиации молодежных конфликтов на базе института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ», предоставляющего медиативные услуги позволит не только разрешать конфликты, возникающие в образовательной структуре, препятствовать их эскалации, снижать уровень проявления агрессивного поведения студентов, но развивать их социальную компетентность, способности конструктивно взаимодействовать, повысить квалификацию в части применения процедуры медиации в практике работы с молодежью.

Для решения выявленных в ходе анализа результатов исследования проблем был разработан проект по созданию Центра медиации молодежных конфликтов на базе института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ». С целью анализа сильных и слабых сторон, актуальности и степени реализуемости проекта были опрошены эксперты из числа преподавателей Института общественных наук и массовых коммуникаций.

Цель проекта заключается в создании условий для снижения уровня конфликтности в студенческой среде, а также популяризации медиации как способа разрешения конфликтов.

Результат проекта, предполагающий создание и организацию работы Центра медиации молодежных конфликтов на базе института общественных наук и коммуникаций по 3-м направлениям, достигается путем выполнения всех требований к нему:

1) Создано 6 рабочих мест для обеспечения функционирования центра (по 0,5 ставки) (реализация данного показателя обеспечит трудоустройство студентов и позволит молодым людям получать профессиональный опыт).

2) Заключены договоры гражданско-правового характера не менее чем с 4-мя преподавателями для организации обучения основам эффективного и бесконфликтного общения (привлечение компетентных специалистов обеспечит качество медиативных и образовательных услуг, предоставляемых Центром);

3) Проведено не менее 35 обучающих занятий, направленных на развитие знаний, умений и навыков студентов в области медиации с периодичностью раз в неделю (такая периодичность будет оптимальной для студентов, поскольку не перегружает график молодого человека, являясь слишком интенсивной, но также не содержит слишком большие интервалы между занятиями);

4) Привлечено не менее 10 студентов к единовременному участию в каждом занятии, проводимом Центром;

5) За год функционирования Центра проведено не менее 5 социологических исследований, направленных на выявление распространенных источников возникновения конфликтов в студенческой среде (исследования позволят определить, что по большей части провоцирует конфликты в студенческой среде, и наметить план действий для снижения социальной напряженности и конфликтогенности внутри рассматриваемой социальной группы);

6) На основе результатов исследования разработан план по сокращению выявленных рисков возникновения конфликтов.

По итогу достижения обозначенных показателей возможна демонстрация следующих социальных эффектов:

— развитие системы мирного решения споров и конфликтов в образовательном пространстве вуза с использованием альтернативных методов и технологий;

— повышение у студентов, осваивающих гуманитарные профессии, уровня теоретических знаний в области практической конфликтологии и владения навыками использования медиации как способа разрешения конфликтов;

— содействие трудоустройству и обеспечению временной занятости студенческой молодежи в период получения образования;

— расширение возможностей для получения практического опыта и развития профессиональных, в том числе конфликтологических, компетенций студентов направлений подготовки «социология» и «организация работы с молодежью»;

— развитие организаторских способностей, самодисциплины и ответственности у будущих организаторов работы с молодежью;

— развитие у студентов навыков работы с информацией и аналитики (сбор, систематизация, анализ данных, приоритезация, работа с большими объемами информации);

— повышение престижа кафедры социологии и организации работы с молодежью Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ», как образовательной структуры, занимающейся дополнительно повышением профессиональных компетенций своих студентов и способствующей развитию конфликтологических компетенций обучающихся в целом.

Рассматриваемый проект также имеет связь с действующими на территории Белгородской области показателями программ развития по различным направлениям:

1. Государственная программа Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 530-пп):

— сопровождение профессионального развития и эффективного использования кадрового состава.

2. Государственная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 528-пп):

— развитие региональной системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Функционирование Центра в долгосрочной перспективе позволит выявить максимальное количество

конфликтных тем в студенческой среде (в перспективе среди молодежи в целом) и разработать мероприятия по минимизации выявленных рисков и снижению социальной напряженности, которые могут быть реализованы не только в рамках НИУ «БелГУ», но также другими организациями, работающими с молодежной аудиторией (Центры молодежных инициатив, органы молодежной политики, образовательные учреждения).

В дальнейшем Центр может передислоцироваться в главный корпус НИУ «БелГУ» и расширить свою деятельность по всем трем направлениям: увеличить масштаб социологической деятельности (возможно проведение исследований от внешних заказчиков, что повлечет увеличение количества рабочих мест для студентов), развить и повысить эффективность обучения практической конфликтологии (обучение не только использованию медиации, но и иных методов и способов разрешения конфликтных ситуаций), расширить деятельность по непосредственному разрешению споров и конфликтов среди молодежи (возможно сотрудничество с Центром медиации и правовых технологий юридического института НИУ «БелГУ»).

Проект по созданию Центра медиации молодежных конфликтов на базе института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» включает в себя перечень календарных мероприятий, выполнение которых ведет к достижению поставленной цели проекта.

Первым пунктом в списке работ идет разработка плана деятельности Центра. Ответственным за эту задачу является руководитель проекта. Для определения направлений деятельности руководителем проекта изучаются нормативно-правовые акты Российской Федерации и научная литература, касающиеся проблемы использования медиации как метода разрешения конфликтов, исследуется существующий в мире опыт решения данной проблемы, а также подготавливается и проводится социологическое исследование среди студенческой молодежи для определения их отношения к использованию медиации как метода разрешения конфликтов в студенческой среде. По итогу выделяются три основных направления деятельности Центра:

1) Проведение социологических исследований среди студентов НИУ «БелГУ», направленных на выявление рисков возникновения конфликтов в студенческой среде.

За год функционирования Центра планируется провести минимум 5 социологических исследований. Для каждого исследования разрабатывается программа и инструментарий. Опрос проводится в онлайн-формате с использованием современных информационных программных средств (в частности, ресурса Google).

Задействование информационного пространства позволит не только охватить большее количество респондентов, но и значительно облегчить работу по проведению опроса, сбору и систематизации социологических данных (все результаты из анкет автоматически можно привести в систематизированный вид в таблицах excel). Распространяться ссылки на анкеты будут с помощью кураторов студенческих групп.

Предварительно разрабатывается программа социологического исследования и сам инструментарий. Вопросы анкеты должны быть нацелены на исследование одного из видов взаимоотношений в студенческой среде: отношения между студентами или отношения между студентами и преподавателями. Это обусловлено результатами авторского исследования, которые говорят о том, что чаще всего молодые люди вступают в конфликты с одногруппниками (однокурсниками) или с преподавателями. Проводимые социологические опросы должны определить существующие проблемы во взаимоотношениях данных социальных групп, наиболее распространенные предметы конфликтных ситуаций, отношение сторон к конфликтной ситуации и другие аспекты.

После проведения исследования, сбора и анализа полученных социологических данных определяются имеющиеся социальные проблемы в студенческой среде. Разрабатывается план превентивных мер по сокращению рисков возникновения выявленных конфликтов. Данный план включает в себя адресные предложения для реализации. Одним из способов поиска решения выявленных проблем станет привлечение активных студентов к разработке проектов. Задачей Цента станет оказание им помощи и поддержки в их проектной деятельности.

2) Оказание непосредственной помощи при разрешении молодежных конфликтов с помощью медиации.

В Центр за консультативной помощью могут обращаться студенты, которым необходима помощь в разрешении споров и конфликтов. Сотрудники Цента подберут компетентных в использовании медиации лиц, выслушают обе стороны конфликта, разберут предмет спора, привлекут при необходимости или обратятся за консультацией к специалистам более узкого профиля (например, из психологической или правовой сфер) и попытаются разрешить ситуацию. Для обращения за помощью можно написать или позвонить специалистам Центра по указанным контактам в группе социальной сети Вконтакте. Понадобится распространение объявлений о работе Центра с указанными контактами, по которым можно связаться со специалистами. Эти объявления следует разместить на информационных стендах института и кафедр.

Заблаговременное составление и подготовка программы, плана работ и учебных материалов Центра обеспечат системность и эффективность его функционирования. К тому же наличие полного плана будущей деятельности создает поле для маневра при наступлении каких-либо рисков или иных форс-мажоров (например, при внезапной отмене занятия по одной теме есть возможность заменить его другим, заранее спланированным и подготовленным). Это увеличивает вероятность достижения всех запланированных результатов и достижения положительных социальных эффектов от реализации проектной идеи.

Список используемой литературы:

1. Кутюков, Д.В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] / Д.В. Кутюков // Государство и право: теория и практика: материалы международной научной конференции. -Челябинск: Два комсомольца, 2018. - С. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.