УДК 371.8.061
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В.Ю.Туранин1), П.Ю.Кривошеев2)
^Белгородский государственный институт искусств и культуры
е-mail: [email protected] 2)Белгородский государственный национальный исследовательский университет
е-mail: [email protected]
В данной статье определяется понятие «медиация», исследуются особенности формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, определяются перспективы института альтернативного урегулирования конфликтов.
Ключевые слова: медиация, служба школьной медиации, образовательная организация, конфликт.
Медиация представляет собой одну из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Принципами медиации являются: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры.
Официально понятие «медиация» закрепилось благодаря Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1. В соответствии с данным законом, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору, делегированы третьему лицу. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
1 Федеральный закон от 27 июня 2010 г. № 193-ФЭ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.
В настоящее время мы можем наблюдать процесс активного формирования
института медиации в юриспруденции. При этом данный тренд актуализируется и в
образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных
мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012
г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной
медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для
формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их
интересов . В целях реализации положений данного правового акта, Министерством
образования и науки Российской Федерации были разработаны методические
рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных 3 о
организациях . В них, в частности, определено, что школьная медиация - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.
В части 3 указанных методических рекомендаций указано, что служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. При этом школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам данного метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, в современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, которые должны обеспечивать равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных
2 План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г. // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5908.
3 Здесь и далее: при написании настоящей статьи использовались методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, направленные Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Кагановым руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования от 18.11.2013 г. № ВК-54/07вн
отношений. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. Во-вторых, на этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации. В результате этих и других факторов, растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
Основу деятельности служб школьной медиации составляют следующие полномочия:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» -это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
- координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
- обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Заметим, что в настоящее время Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым
гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Полагаем, что метод школьной медиации будет способствовать решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.
Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. Полагаем, что функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Список литературы
1. Федеральный закон от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.
2. План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г. // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5908.
3. Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, направленные Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Кагановым руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования от 18.11.2013 г. № ВК-54/07вн
ON THE FORMATION OF SERVICES SCHOOL MEDIA TION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
V.Y. Turanin1), P.Y. Krivosheev2)
1)Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected] 2)Belgorod state national research university e-mail: [email protected]
In this article the term "mediation", explores the peculiarities of school mediation services for educational organizations, outlines the prospects institute alternative conflict resolution.
Keywords: mediation, school mediation service, educational organization, conflict.