Научная статья на тему 'Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия'

Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3456
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / ЛЮБИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / ЗАКОН О МЕДИАЦИИ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / КОНФЛИКТОЛОГ / МЕДИАТОР / CONFLICT MEDIATION / AMATEUR / PROFESSIONAL / LAW ON MEDIATION / CONFLICT / MEDIATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цой Любовь Николаевна, Иванов Олег Борисович

В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которые сложно согласуются между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Авторы проводят критический анализ федерального закона о медиации, сформулируют проблемные вопросы и рекомендации, а также раскрывают содержательные различия между профессионалом и любителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цой Любовь Николаевна, Иванов Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AND CONFLICTOLOGY: METHODOLOGICAL AND SUBJECT-MEANINGFUL DIFFERENCES

The article deals with the problem of instrumental support for conflictologist’s and mediator’s activities. The article opens different positions, considering the conflict in its objective content, which are difficult to agree with each other. The authors show instrumental possibilities of mediation, its basic restrictions. The article carries out a critical analysis of the federal law on mediation and reveals the substantial difference between the professional and amateur.

Текст научной работы на тему «Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия»

Экспертиза

ЦОЙ Любовь Николаевна — кандидат социологических наук, руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов (117219, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5; tsoi-05@mail.ru)

ИВАНОВ Олег Борисович — председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов (129063, Россия, г. Москва, пр-кт Мира, 72, оф. 1208; cusk@inbox.ru)

МЕДИАЦИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация. В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции в рассмотрении конфликта в своем предметном содержании, которые сложно согласуются между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, их основные ограничения. Авторы проводят критический анализ федерального закона о медиации, формулируют проблемные вопросы и рекомендации, а также раскрывают содержательные различия между профессионалом и любителем.

Ключевые слова: конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор

Преамбула

Становление и развитие относительно новых для российского общества профессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмысливать и обсуждать возникающие в их деятельности проблемы различного характера, в т.ч. инструментального (понятийного).

В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние. Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация... 2008]. Следовательно, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких как конфликтология и медиация.

В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции в конфликтологической деятельности, функции которых как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр), медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликт-менеджер.

Многолетние дискуссии показывают, что у специалистов, деятельность которых в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в процессе разрешения конфликта.

Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение людей, не особо различающих специфические требования профессиональных функций. Вопрос, является ли медиатор конфликтологом, появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к профессиональным стандартам) как конфликтолога, так и медиатора.

Анализ кейса: постановка проблемы

На очередном семинаре по управлению конфликтами один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него в организации существует конфликт, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе семинара принимали участие медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник кратко рассказал о конфликте и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь. Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно отметить, как ответили разные функциональные позиции на вопрос «начала начал» — с чего надо начинать при работе с конфликтом.

Медиатор. В целях досудебного разбирательства конфликта и достижения согласия требуется привлечь медиатора.

Психолог. Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания психологической помощи.

Юрист. Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих права конфликтующих сторон.

Социолог. Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта в организации.

Конфликтолог. Для начала необходимо провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы определить, что является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.) в этом конфликте.

Разные советы указывают одновременно как на специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения. Не вызывает сомнения то, что между функциональными позициями коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени. Как любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина, Косовская 2012] (см. рис. 1).

Рисунок 1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин

На наш взгляд, вопросы о методологических, технологических и предметно-содержательных различиях являются основополагающими в становлении и развитии в России медиации и конфликтологии как системных дисциплин.

Медиация: возможности инструментария и его основные ограничения

Усложнение процессов взаимодействия государства и общества несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов, опасность необратимой дезорганизации и даже распада государства. Именно государство является основным механизмом, который должен быть нацелен на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором — как организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк. Медиация (от лат. medius — занимающий середину между двумя точками зрения) — это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны — посредника (медиатора), оказывающего содействие в урегулировании спора.

Над вопросами, какова основная функция медиации, тождественна ли она функции государства, размышляет А. Ахиезер, который считает, что «медиатор и государство в принципе тождественны» [Ахиезер 1998: 99-101]. Логика рассуждения автора такова. Если основной функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых условий для разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной медиа-ционной задачей государства является интеграция общества и поиск меры между конфликтующими силами. Решать медиационную задачу — значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т.е. культурой, господствующей в обществе, точнее, ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой. Медиационную задачу могут выполнять и другие социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т.д., потенциально — все гражданское общество, которое способно воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.

Можно сформулировать стратегическую цель медиации и основную медиа-ционнную задачу. Цель медиации — формирование социальной среды для разрешения разного рода конфликтов в обществе. Основная медиационная задача — досудебное разрешение конфликтов.

Федеральный закон о медиации: проблемные вопросы

В 2010 году в России был принят закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1. Указанный закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора2.

Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы вместо сторон [Клечкин 2008: 38].

Что вызывает недоумение в этом законе, так это ст. 15 п. 1: «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе».

А что же означает «на непрофессиональной основе»? Это значит, на основе

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». — Российская газета. № 168. 30.07.2010.

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». — Российская газета. № 60. 23.03.2011.

Таблица 1

Основные различия между любителем и профессионалом

Наименование Любитель Профессионал

Цели Своевольные и не осознаются Развитие профессиональной деятельности

Задачи Любые по настроению и желанию Профессиональные, для решения конкретных проблем — теоретических и практических

Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) Не осознается Рефлексируется и критически обсуждается в профессиональном сообществе

Язык Свободный Профессионально-понятийный

Мотивация действий Делает то, что нравится (хочу) Делает то, что необходимо для деятельности (должное)

Профессиональное образование Не требуется Требуется

Требование соответствия профессиональному стандарту Игнорируется, не обязательное соответствие Соответствует требованиям профессионального стандарта

Профессиональный контроль Не осуществляется Осуществляется

Повышение квалификации Не требуется Требуется для аттестации и профессионального роста

Оплата за труд Нет Оплата в разных формах как подтверждение и признание качества профессиональной работы

Коммуникация Нет требований Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса

любительства. Но между любителем и профессионалом существуют значительные содержательные различия (см. табл. 1).

Итак, ФЗ о медиации уравнял любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое право заниматься этой деятельностью. От любителей нельзя требовать соответствия профессиональным нормам деятельности. Представьте такую ситуацию, когда к преподаванию в вузе, школе, к лечению больных, градостроительству, архитектуре и т.д. был бы открыт доступ любителям, предоставлена возможность заниматься этой деятельностью на уровне государства (!).

В понимании современного российского законодателя медиатор — это в большей степени пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что в таком подходе есть внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко 2015: 15]. Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, кон-

сультационную или иную помощь [Шаманова 20014: 63]. Возникает вопрос, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден — невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.

Сама медиация может быть предметом изучения конфликтологии, т.к. вмешательство в конфликт третьей стороны — это всегда его обострение в связи с проявлением скрытого, того, что отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться с замечанием российских исследователей, что сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда вмешательство в конфликт осуществляет профессионал (конфликтолог или медиатор), на первом этапе это способствует его обострению.

Конфликтология:

общие положения и место медиации в конфликте

Конфликтология — это теоретическая и практическая наука.

Теоретический уровень конфликтологии имеет дело с объектом под названием «конфликт», что полагает наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования. Развитая научная дисциплина должна содержать не менее 8 основных типов единиц, которые включают в себя:

— эмпирические факты;

— средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);

— методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы);

— онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации;

— модели, репрезентирующие частные объекты исследования;

— знания, объединяемые в систему, теории;

— проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;

— задачи научного исследования.

Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий 1995: 648-650].

Конфликтология изучает природу конфликта, причины, факторы и другие элементы/процессы/связи конфликта как объекта исследования/анализа/диагностики. (Медиация с таким объектом дело не имеет.)

В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макро-, мезо- и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.

Масштабность и степень эскалации конфликта показывает число участников, вовлеченных в конфликт. Чем больше людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество.

Микроуровень — первичный/локальный уровень — это внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты; мезоуровень — конфликты между организациями и регионами; макроуровень — конфликты между государствами и конфликт цивилизаций.

Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы в России работают на микроуровне.

Для конфликтолога важно использовать профессиональные средства для того, чтобы:

— распознать конфликт на ранних стадиях;

— выявить проблемы и противоречия;

— способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;

— смоделировать развитие конфликта;

— выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;

— разработать технологию локализации деструктивных форм конфликтного взаимодействия. (Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом не нужны.)

Конфликтная ситуация включает в себя три этапа: предконфкликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация. Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация), когда конфликт уже приобрел четкие ориентиры, формы и процессы. Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит, основной инструментарий медиатора — это технологии переговоров.

Резюме

Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов — это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров.

На наш взгляд, здесь требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов.

1. Внесение корректировки в закон о медиации в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.

2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.

Управление конфликтом требует выбора конкретного конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только для рационального/ эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем в системе деятельности.

Список литературы

Алешина А.В., Косовская В.А. 2012. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции. — Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 2.С. 112-114.

Ахиезер А.С. 1998. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф. 600 с.

Давыденко А.В. 2015. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации. — Российский судья. № 2. С. 14-17.

Клечкин А.А. 2008. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта. — История государства и права. № 9. С. 37-41.

Медиация — понять, принять и применять: интервью с А.Д. Карпенко. 2008. — Вестник Арбитражного суда города Москвы. № 5.

Шаманова Р.А. 2014. Некоторые проблемы реализации медиации в России. — Вопросы российского и международного права. № 8-9. С. 59-69.

Щедровицкий Г.П. 1995. Избранные труды. М.: Школа культурной политики. 800 с.

TSOI Lyubov' Nikolaevna, Cand.Sci.(Soc.), Head of the Research Committee «Sociology of Conflict», Russian Society of Sociologists (24/35, bld. 5Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117219; tsoi-05@mail.ru)

IVANOV Oleg Borisovich, Chairman of the Board of Mediators at the Chamber of Commerce of the Moscow Region, Head of the Center for Settlement of Social Conflicts (72, off.1208, Mira Ave, Moscow, Russia, 129063; cusk@inbox.ru)

MEDIATION AND CONFLICTOLOGY: METHODOLOGICAL AND SUBJECT-MEANINGFUL DIFFERENCES

Abstract. The article deals with the problem of instrumental support for conflictologist's and mediator's activities. The article opens different positions, considering the conflict in its objective content, which are difficult to agree with each other. The authors show instrumental possibilities of mediation, its basic restrictions. The article carries out a critical analysis of the federal law on mediation and reveals the substantial difference between the professional and amateur in this sphere. Keywords: conflict mediation, amateur, professional, law on mediation, conflict, mediator

ОРЕХОВ Олег Юрьевич — аспирант кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России (141435, Россия, Московская обл., г. Химки, мкрн. Ново-горск; OlegOrechov@gmail.com)

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется институт лоббизма как естественное явление для любого государства. Приводится предыстория возникновения института лоббизма в России и реальные примеры лоббистской деятельности. Дается авторская оценка преимуществ цивилизованного лоббизма, а также перспективы политико-правового регулирования лоббистской деятельности в России. Ключевые слова: институт лоббизма, лоббизм в СССР, нормативно-правовая основа лоббистской деятельности, современное состояние лоббизма, цивилизованный лоббизм

Важность такой политической категории, как лоббизм, в современном мире очевидна. Сегодня этот политический институт получил широкую государственную и общественную поддержку и стал основным элементом представления интересов бизнеса и общества в органах государственной власти.

Лоббизм — это естественное явление для любого государства. Там, где есть власть, всегда будут находиться люди, которые захотят использовать ее в личных целях и любыми способами воспользоваться ею. Для того чтобы власть не была использована во вред, институт лоббизма внесли в жесткие рамки закона. Если этого не предпринять, то лоббизм может скрыться в тени и стать невидимым для государства, а в некоторых случаях — слиться с коррупцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же такое лоббизм? Лоббизмом называется многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.