Научная статья на тему 'Социальная ценность медиации как механизма профилактики и разрешения конфликтов в современном обществе'

Социальная ценность медиации как механизма профилактики и разрешения конфликтов в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / СОГЛАСИЕ / КОНФЛИКТ / ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПРИМИРЕНИЕ / MEDIATION / SOCIETY / HARMONY / CONFLICT / PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING / SOCIAL TENSION / RECONCILIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Салимгареев Денис Игоревич

Статья посвящена теоретическому осмыслению влияния медиативных технологий на процессы социальных взаимоотношений. Социальная напряженность зачастую обусловлена дестабилизацией ключевых направлений жизнедеятельности человека и становится причиной конфликтных противостояний. В работе сделан акцент на социальных системах, составляющих базис общественных отношений, школе, семье, правовой среде и работе, в которых медиация должна применяться на постоянной основе для обязательного управления конфликтом. Ретроспективный анализ позволяет взглянуть на проблему социальных разногласий с точки зрения выработки методик, позволяющих взять под контроль процесс конфликта. Подобное решение выступит противовесом методу императивного разрешения конфликта без локализации конфликтогена как первопричины возникновения противоборства. В контексте обеспечения мирного сосуществования примирительные процедуры являются действенным методом, регулирующим напряженность в современном обществе и предотвращающим межличностные и социальные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Value of Mediation as a Mechanism for the Prevention and Resolution of Conflicts in Modern Society

The paper discusses the theoretical understanding of the influence of mediation technologies on the processes of social relationships. Social tension is often caused by the destabilization of key areas of human activity and becomes the cause of conflict confrontations. The work focuses on the social systems that form the basis of social relations school, family, legal environment and work, in which mediation should be applied on an ongoing basis for the mandatory management of the conflict. A retrospective analysis allows you to look at the problem of social disagreements from the point of view of developing methods that allow you to take control of the conflict process. Such a solution will counterbalance the method of imperative conflict resolution without localizing the conflictive as the root cause of the confrontation. In the context of ensuring peaceful coexistence, conciliation procedures are an effective method of regulating tension in modern society and preventing interpersonal and social conflicts.

Текст научной работы на тему «Социальная ценность медиации как механизма профилактики и разрешения конфликтов в современном обществе»

УДК 101.1:316.48"312"

Салимгареев Денис Игоревич

аспирант кафедры этики, культурологии и связей с общественностью факультета философии и социологии Башкирского государственного университета

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ МЕДИАЦИИ КАК МЕХАНИЗМА ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Salimgareev Denis Igorevich

PhD Student, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations, Faculty of Philosophy and Sociology, Bashkir State University

THE SOCIAL VALUE OF MEDIATION AS A MECHANISM FOR THE PREVENTION AND RESOLUTION OF CONFLICTS IN MODERN SOCIETY

Аннотация:

Статья посвящена теоретическому осмыслению влияния медиативных технологий на процессы социальных взаимоотношений. Социальная напряженность зачастую обусловлена дестабилизацией ключевых направлений жизнедеятельности человека и становится причиной конфликтных противостояний. В работе сделан акцент на социальных системах, составляющих базис общественных отношений, - школе, семье, правовой среде и работе, в которых медиация должна применяться на постоянной основе для обязательного управления конфликтом. Ретроспективный анализ позволяет взглянуть на проблему социальных разногласий с точки зрения выработки методик, позволяющих взять под контроль процесс конфликта. Подобное решение выступит противовесом методу императивного разрешения конфликта без локализации конфлик-тогена как первопричины возникновения противоборства. В контексте обеспечения мирного сосуществования примирительные процедуры являются действенным методом, регулирующим напряженность в современном обществе и предотвращающим межличностные и социальные конфликты.

Ключевые слова:

медиация, общество, социум, согласие, конфликт, философское осмысление, социальная напряженность, примирение.

Summary:

The paper discusses the theoretical understanding of the influence of mediation technologies on the processes of social relationships. Social tension is often caused by the destabilization of key areas of human activity and becomes the cause of conflict confrontations. The work focuses on the social systems that form the basis of social relations - school, family, legal environment and work, in which mediation should be applied on an ongoing basis for the mandatory management of the conflict. A retrospective analysis allows you to look at the problem of social disagreements from the point of view of developing methods that allow you to take control of the conflict process. Such a solution will counterbalance the method of imperative conflict resolution without localizing the conflictive as the root cause of the confrontation. In the context of ensuring peaceful coexistence, conciliation procedures are an effective method of regulating tension in modern society and preventing interpersonal and social conflicts.

Keywords:

mediation, society, society, harmony, conflict, philosophical understanding, social tension, reconciliation.

Социальная память по отношению к посредникам урегулирования конфликта необъективна: бытуют стереотипы о посредничестве как некоем факте обогащения на проблеме спорящих. Безусловно, это не так, и сама медиация как механизм регулирования конфликтного противостояния уже не раз доказала свою ценность как в переговорном процессе, так и в русле примирительной процедуры.

Актуальность темы медиации напрямую связана с ее целями и задачами. Конфликт уходит корнями в историю развития человеческих взаимоотношений. Изменчивость конфликта проявляется в различных социальных системах, демонстрируя на практике важность превентивных мер. Необходимость осмысления механизмов конфликтного регулирования вызвана перманентным характером разногласий, попирающих границы социального согласия.

Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [1]. Сферы интересов человека наполнены противоречиями, требующими должного управления со стороны медиатора. Главная ценность медиативного процесса не столько в создании оптимальных условий по разрешению спора, сколько в коммуникативной функции. Установки личности претерпевают изменения относительно времени, пространства и главенствующей парадигмы в ее позициях. Синхронизация с комплексом необходимых человеку установок происходит спустя определенный период, а основа таких установок - социально одобренные нормы морали, этики,

культуры. Все это - составные части мировоззренческого аспекта, занимающего особое место в системе конфликтологической ориентации личности.

Мировоззрение - система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [2, с. 375-376]. Конфликтные «баталии» - это некий формат конкурентной демонстрации своего «я», поскольку через собственную позицию происходит показ восприятия и отношения к целому миру.

В философском дискурсе мировоззрение представлено формой сознания, однако не каждое мировоззрение подпадает под категорию философского, но неотделимо от оказываемого влияния на социальный конфликт. Мифологическое мировоззрение, в своей основе стоящее не на теоретических рассуждениях и доводах, а на эмоционально-образном, ассоциативном восприятии мира, равно как и на общественных иллюзиях, порождает ошибки восприятия социальных процессов и своего места в этих процессах. Безусловно, поведенческие предпосылки будут исходить от пережитого эмоционально-образного восприятия, а не разумного алгоритма действий, в основе которых отработанные механизмы социального поведения, догмы, аксиомы и, конечно, желаемый результат. Можно предположить, что целью будет не достижение результата в процессе медиации, а именно чувственное, художественное переживание. В таком случае целесообразность проведения процедуры медиации ставится под сомнение ввиду несогласованности истинных интересов сторон. Если же подобные обстоятельства вскрылись уже в процессе разрешения конфликта, то медиатор может рассматривать такие условия как повод для прекращения процедуры.

Сложность, влияющая на медиабельность спора, кроется в получении неверной информации для всех сторон, основанной на художественном переживании, а не на отсылке к фактам и логике принятия решений в конкретной примирительной процедуре. Также мифологическое мировоззрение может вызвать коммуникативный дискомфорт при объяснении того или иного факта с точки реального опыта, подтвержденного знаниями. В случае, когда у оппонента нет практических познаний конфликтного взаимодействия, мифологическое мировоззрение заменяет пробелы в познании вымыслами и предположениями. Более того, сохраняется риск преднамеренной подмены достоверной информации или замещения положений конкретной конфликтной ситуации на опыт, находящий отклик в художественном пережитке оппонента, но не имеющий реальных точек соприкосновения в конкретной спорной ситуации.

Предпосылки образования философского мировоззрения произошли из потребности рационального и иррационального объяснения мира. По своей сути, философское мировоззрение является общим, поскольку касается отношения человека и мира, а явления рассматриваются с позиции ценности для человека. Именно данный тип мировоззрения ставит своей задачей выработку универсальных теоретических понятий и принципов, что позволит на их основе дать анализ действительности, выявить закономерности существования и развития человеческой культуры. Мировоззрение неотделимо от понятия человека, поскольку рассматривается научным сообществом как способ духовной ориентации человека в окружающей действительности.

Мировоззрение базируется на основных компонентах: образ самого субъекта, картина мира, жизненная стратегия. Для позиционирования на арене конфликтных «баталий» данные компоненты незаменимы, выражая желаемый интерес через отождествление его с общим пониманием мира и собственным положением в нем. Конфликт - не что иное, как разница личностных установок, отражающих разное время их приобретения и, как следствие, разный состав социокультурных норм. Медиация в рамках конфликтного разбирательства объединяет своей примирительной функцией не просто представителей разных социологических групп, но и людей различного мировоззрения. Медиация - уникальное и доступное средство для достижения коммуникации среди целых категорий граждан, вероятность диалога которых вне рамок медиации сводится к нулевому показателю. Сохраняя присущие личности признаки, медиация избавляет ее от коммуникативных барьеров, предоставляет возможность для высказывания своих претензий на основе собственного мировоззрения, ликвидирует возможную коммуникативную дискриминацию по каким-либо признакам. На протяжении всего процесса медиации каждому участнику присвоен статус, в рамках которого действия сторон обеспечены легитимностью в правовом поле. На время медиации присвоенный статус является приоритетным по своему значению и главенствует над иными статусами личности в повседневной жизни. Все это позволяет сосредоточить внимание сторон на главном - разрешении вопроса спора. Временно обретенный статус позволяет изолировать коммуникативный процесс от побудителей конфликтного преткновения: стереотипов, гендерно-типологических характеристик, положения в обществе, возрастной градации, административного ресурса и т. д. Медиация создает абсолютно равные условия для выработки всевозможных условий разрешения конфликта с учетом интересов всех сторон сложившихся разногласий.

Простая форма переговоров, как известно, может закончиться компромиссом или полным отказом от своих требований одной из сторон, тогда как в медиации решение не ущемляет, а удовлетворяет интересы всех сторон, позиционируясь на основе стратегии «выиграть - выиграть» [3, с. 13]. Немаловажную роль играет профессионализм в действиях самого медиатора. С центральным положением медиатора в процессе переговоров солидарна О.В. Аллахвердова, которая отмечает, что в процессе переговоров посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересы всех сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован [4, с. 177].

Конфликт можно рассматривать как поиск крайностей, доступных для принятия сторонами. Подобные границы могут выступить подспорьем для конфликтолога в выборе наиболее значимых точек соприкосновения для начала обсуждения проблемной ситуации. В работе «Феномены инверсии, раскола, медиации и серединной культуры» российский философ А.С. Ахиезер замечает, что медиация пребывает в поиске решений, между крайностями и между полюсами дуальной оппозиции [5]. Другими словами, медиация создает двустороннюю связь осмысляемого явления и полюсов, крайностей. Медиация акцентирует внимание на поиске меры между полюсами, максимально соответствующей осмысляемой ситуации в целом, в рамках которой и появилось это явление.

Появление медиации в ее современном виде связано с практикой разрешения споров в США, где возникла «гарвардская концепция переговоров» [6, р. 4], положения которой вошли в основу медиации. Позже подобный способ приобрел популярность и «заручился» социальным одобрением, главным образом благодаря своей эффективной практике разрешения разногласий и социальному эффекту.

Зарубежная литература предполагает два подхода к определению медиации: концептуальный и описательный [7, р. 15]. Концептуальный подход предполагает отождествление медиации с ее основными принципами, носит теоретический характер и предлагает то, как должна выглядеть идеальная модель медиации без привязки к осуществляемому процессу на практике. Описательный подход, напротив, приближен к практическому применению. Описательные определения, «анамнез» конфликта как социального явления требуют структурного осмысления и анализа. Однако таковые определения полезны при раскрытии сути начала разногласий, но вредны из-за слишком абстрактного характера, блокирующего выявление существенных признаков исследуемой процедуры [8].

Медиативная процедура нуждается в постоянной работе по совершенствованию технологий. Ее социальная ценность и общественный запрос на примирительные процедуры обусловлен разногласиями в сферах, в которых конфликт может подорвать приоритетные направления социальных взаимоотношений. Современное общество прекрасно осознает деструктивные последствия нарушения как коммуникации, так и всего цикла социальных отношений. Действия отдельно взятого человека есть поддержание экономической, правовой, социальной и любой другой общественной стабильности. Конфликт наносит материальный вред, например, не только остановкой цикла в рамках предприятия или социальной группы, но подрывом доверия в действиях другого субъекта к общественным взаимоотношениям. Создается опасный прецедент, выражаемый в социальной напряженности, где превалируют сомнения, что при выполняемых действиях одной стороны не будут выполнены обязательства другой как участника ответных действий социального характера. На этом этапе конфликт представляет собой разногласия индивида и безликого субъекта, вместо которого выступает общество в целом.

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение (по данным «Википедии»). Существенной особенностью выступают действия, совершаемые в общей системе конфликта, укрепляя или разрушая позиции социального конфликта. Природа социального конфликта проявляется только в случае возникновения осознанного противоречия между позициями, целями, мировоззрениями сторон. Побудителем конфликта является изменение или сохранение элементов существующих общественных отношений. Неизбежность социальных конфликтов определена условием общественного развития. Общество предполагает разногласия ввиду дифференциации по признакам статуса, принадлежности к группе и т. д. Причина социальных конфликтов - в противоборстве личности или группы за цели, являющиеся обоюдно значимыми. Дискомфорт общественных отношений возникает при явном ущемлении интересов стороны-оппонента с нанесением определенного ущерба. Можно предположить, что именно степень нанесения ущерба влияет на выбираемые способы участия в столкновении.

Противоречия становятся ведомым признаком, на основе которого и принимаются стратегические решения. Субъективно-объективные противоречия составляют основу конфликта, но в условиях социального разногласия являются сдерживающим общественное развитие фактором. Объяснение кроется в том, что социальные противоречия окружают человека во всех сферах его

жизнедеятельности и не перерастают в полноценный конфликт, но в процессе идентификации противоречия как преграды на пути к цели объективно существующие противоречия начинают перетекать в сущность грядущего социального разногласия. Возникновение конфликта характеризуется не только осознанием сторон несовместимых противоречий, но и явным желанием избавиться от новой модели совершения своих общественных действий. Временной период трансформации противоречия в сущность конфликта довольно обширен, поэтому необходимо уделять внимание причинам противоречий, которые могут характеризоваться несовместимостью интересов, потребностей, ценностей. Противоречия представляют собой катализатор для процесса роста социальной напряженности. В работе с таким явлением, как социальная напряженность, стоит учитывать два фактора: способность существовать продолжительное время без перерастания в полноценный конфликт и необходимый формальный повод для начала конфликта.

За социальным конфликтом кроются вопросы общественного самоопределения, социальной дифференциации, выбора вектора дальнейшего развития. В любом обществе, по мнению социолога Р. Дарендорфа, каждый момент могут возникать социальные конфликты, основа которых - конфликт интересов. Главная функция, предложенная социологом и не теряющая актуальности и сегодня, научиться контролировать социальные конфликты. По мнению Г. Зиммеля, процесс развития общества протекает через социальные разногласия, когда устаревают культурные нормы и зарождаются новые [9]. В процессе, при котором происходит отказ от устаревших норм и принятие новых, необходим контроль за локальным очагом побудителей конфликта. Разумное управление - опережающий шаг в обеспечении благоприятных условий для развития общества.

Нарушения в коммуникации и взаимоотношениях - два основополагающих начала для конфликтной атаки. На сегодняшний день медиация как действенная процедура урегулирования разногласий должна применяться на постоянной основе там, где конфликт должен быть управляем в обязательном порядке. Главным образом это взаимоотношения стратегического характера, влияющие на стабильность общества.

1. Семейные взаимоотношения. Семья - это копия общества, где отрабатываются первичные механизмы личностных взаимоотношений с окружающим миром. Медиация в формате обязательного присутствия в институте брака избавит новоиспеченную семью от «притирки характеров» и смягчит возможные пробелы в навыках воспитания детей. В перспективе сеансы медиации могут снизить процент разводов молодых семей, усилить точечный контроль со стороны органов опеки и сделать детство ребенка полноценным.

2. Правовые взаимоотношения. Право можно понимать с позиции гаранта для совершаемых человеком действий. Предписанные нормы уберегают субъекта правовых отношений от совершения фатальной ошибки и возможных потерь. Разногласия сторон по экономическим вопросам находятся в ведении медиации не случайно: условия, заявленные сторонами, удовлетворяют каждого и, что немаловажно, несут под собой легитимную основу.

3. Школьные взаимоотношения. Новая среда предстает плацдармом для личностной демонстрации. Школа - своеобразный центр притяжения разного рода воззрений, привычек, традиций, а также порядка, царящих в семье и транслируемых через ребенка в школу. В связи с тем, что у ребенка еще не сформирован аппарат принятия ситуативных решений, нет средств противопоставления и защиты своей личности в конфликте, школьные разногласия требуют обязательного надзора со стороны профессионального медиатора. В домашней обстановке роль третейского судьи отводится члену семьи. Оказываясь в школе, ребенок лишен уполномоченного на решение нравственных и социальных вопросов взрослого, что и подталкивает к эскалации конфликта, а не к его мирному урегулированию.

4. Трудовые взаимоотношения. Создание благоприятной атмосферы в трудовом коллективе - дело руководителя, и от того, насколько его действия будут олицетворять желаемый результат, зависит деятельность сотрудника.

Изменения внутри общества как единого целого приводят к нарушению согласованности между его частями. Социальное согласие выступает условием сохранения целостности общества [10]. Социальная напряженность создает информационные посылы для опытного конфликтолога. Полная ликвидация социальной напряженности невозможна, но можно снизить показатели кон-фликтогенности в приоритетных сферах жизнедеятельности, что приблизит к желаемому результату по установлению социального согласия. Подобная программа требует новейших подходов, среди которых есть и медиация. Примирительной процедуре есть что противопоставить напряженности и неудовлетворенности, зачастую вызванным разгармонизацией собственных действий и ответной реакцией на них со стороны общества. При этом однозначное понимание медиации, по мнению С.И. Калашниковой, осложнено широким охватом социальных процессов. Применение данного механизма в различных сферах требует разнообразия организационных форм и видов примирительного процесса. Медиация представляет собой прежде всего возможность снижения

препятствий на пути сторон к достижению партнерства на основе удовлетворения интересов. Медиация экономит время, снимая «бессрочные санкции», введенные конфликтом без согласия и уведомления, однако главное в медиации не помощь в снижении делопроизводства, а качественное улучшение жизни на основе бесконфликтного договорного процесса.

Степень разработанности конфликтной проблематики сегодня избавляет от необходимости сторониться конфликта, пускать его на бесконтрольное развитие или попросту игнорировать. Доказано, что конфликт содержит в себе и позитивные преобразования, качественно улучшающие межличностные взаимоотношения. Понимание простого смысла, что конфликт - это отсутствие согласия у сторон, где есть необходимость в учете интересов, предупреждает от совершения действий, не носящих смысловой нагрузки. Полнота картины конфликтного противоборства позволяет медиатору выполнять свои функции точечно, локально, не нарушая общей структуры коммуникации. Осознание проблемы конфликта, его почвы и особенностей может существенно помочь при выборе наилучшей модели поведения. Используя данную методику, можно форсировать процесс конфликтных отношений, придавая им выгодное направление. Безусловно, недопустимо пренебрегать деталями, корректирующими ход и реализацию комплексных действий по примирению сторон.

Таким образом, суть обзорной статьи заключается в акцентировании внимания научного сообщества и профессиональных конфликтологов на нехватке фундаментального осмысления локуса как победителя конфликта в особых группах общества, где конфликт губителен для развития социальных взаимоотношений и ставит под угрозу саму систему межличностного доверия.

Множество воззрений позволяет взглянуть на проблему конфликта поверхностно, оставляя непознанными первопричины его возникновения. В настоящее время не ведется даже тривиальный учет конфликтного противоборства как явления, требующего дистанцирования. Подобное действие оказывает негативное воздействие на социальные процессы. Идея заключается в том, что конфликт, как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, нуждается в контроле, а медиация - именно тот социальный инструмент, способный созидать положительные преобразования.

По результатам исследования сделаем следующие выводы.

1. Медиация как механизм регулирования конфликтного противостояния уже не раз доказала свою ценность как в переговорном процессе, так и в русле примирительной процедуры.

2. Мировоззрение базируется на основных компонентах: образ самого субъекта, картина мира, жизненная стратегия. Для позиционирования на арене конфликтных «баталий» данные компоненты незаменимы, выражая желаемый интерес через отождествление его с общим пониманием мира и собственным положением в нем.

3. Медиация в рамках конфликтного разбирательства объединяет примирительной функцией не просто представителей разных социологических групп, но людей различного мировоззрения.

4. Медиация - уникальное и доступное средство для достижения коммуникации среди целых категорий граждан, вероятность диалога которых вне рамок медиации сводится к нулевому показателю. Сохраняя присущие личности признаки, медиация избавляет ее от коммуникативных барьеров, предоставляет возможность для высказывания своих претензий на основе собственного мировоззрения, ликвидирует возможную коммуникативную дискриминацию по каким-либо признакам.

5. На время медиации присвоенный статус является приоритетным по своему значению и главенствует над иными статусами личности в повседневной жизни. Временно обретенный статус позволяет изолировать коммуникативный процесс от побудителей конфликтного преткновения: стереотипов, гендерно-типологических характеристик, положения в обществе, возрастной градации, административного ресурса и т. д.

6. Медиативная процедура нуждается в постоянной работе по совершенствованию своих технологий. Ее социальная ценность и общественный запрос на примирительные процедуры обусловлен разногласиями в сферах, в которых конфликт может подорвать приоритетные направления социальных взаимоотношений.

7. Побудителем конфликта является изменение или сохранение элементов существующих общественных отношений.

8. Нарушения в коммуникации и взаимоотношениях - два основополагающих начала для конфликтной атаки. Медиация как действенная процедура урегулирования разногласий должна применяться на постоянной основе там, где конфликт должен быть управляем в обязательном порядке.

В течение жизни человек попадает как минимум в три основные социальные системы, где взаимоотношения носят преобладающий и незаменимый характер. «Школа», «Семья», «Работа» - костяк общественных взаимоотношений, где результатом такого общения являются качественные социальные преобразования. Сегодня мы говорим о том, что для локализации деструктивных последствий и контроля над конфликтным взаимоотношением необходим комплекс медиативных мер. Создание благоприятной бесконфликтной среды - стратегическая задача в пределах обеспечения социального согласия.

Медиация пребывает в движении и покоряет все новые сферы социальных взаимоотношений. Осваивая плоскости социальных преткновений, медиация уделяет внимание и трансформации собственного управленческого капитала. Медиация задает тренды, среди которых - освоение каждой личностью как профилактических, так и разрешительных навыков для эффективного поведения в обществе, в ситуациях конфликтного взаимодействия. Главное, чтобы сам человек оказался внутренне готовым к этим знаниям и не боялся конфликта, зная его структуру и особенности. Правильный алгоритм действий в ситуации конфликта - первая стадия для установления сотрудничества как самой успешной и проверенной временем модели продуктивного бытия.

Ссылки:

1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 : ред. от 26 июля 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичёв [и др.]. М., 1983. 840 с.

3. См.: Носырева Е.И., Стернин И.А. Посредничество или медиация: к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. № 1 (49). С. 9-14.

4. Аллахвердова О.В. Школа посредничества (медиации) // Третейский суд. 2006. № 2 (44). С. 175-184.

5. Ахиезер A.C. Феномены инверсии, раскола, медиации и серединной культуры [Электронный ресурс] // Лекция. 2007. URL: https://lektsia.com/7x9407.html (дата обращения: 04.12.2019).

6. Boulle L., Nesic M. Mediation: Principles, Process, Practice. L. ; Dublin ; Edinburgh, 2001. 350 p.

7. Fischer R., Ury W., Patton B. Getting to Yes: Negotiating Agreement Without Giving In. N. Y., 1991. 200 p.

8. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М. ; Берлин, 2011. 304 с.

9. Сущность и структура социального конфликта [Электронный ресурс] // Grandars.ru. URL: http://www.grandars.ru/col-lege/psihologiya/ponyatie-soc--konflikta.html (дата обращения: 11.12.2019).

10. Хохлова О.М. Дихотомия «согласие - несогласие» в социальной сфере : философско-методологический анализ : дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. 175 с.

References:

Akhiezer, AC 2007, The Phenomena of Inversion, Schism, Mediation and Middle culture, viewed 04 December 2019, <https://lektsia.com/7x9407.html>, (in Russian).

Allahverdova, OV 2006, 'School of Intercession (Mediation)', Tretejskij sud, no. 2 (44), pp. 175-184, (in Russian). Boulle, L & Nesic, M 2001, Mediation: Principles, Process, Practice, London; Dublin; Edinburgh, 350 p. Fischer, R, Ury, W & Patton, B 1991, Getting to Yes: Negotiating Agreement Without Giving In, New York, 200 p. Ilyichev, LF (ed.) 1983, Philosophical Encyclopedic Dictionary, Moscow, 840 p., (in Russian). Kalashnikova, SI 2011, Mediation in the Field of Civil Jurisdiction, Moscow; Berlin, 304 p., (in Russian). Khokhlova, OM 2013, The Dichotomy of"Consent - Disagreement" in the Social Sphere: Philosophical and Methodological Analysis, PhD thesis, Moscow, 175 p., (in Russian).

Nosyreva, EI & Sternin, IA 2007, 'Intercession or Mediation: on the Issue of Terminology', Tretejskij sud, no. 1 (49), pp. 9-14, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.