Научная статья на тему 'О коммуникативной природе медиации: некоторые методологические аспекты'

О коммуникативной природе медиации: некоторые методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1697
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВИСТИКА / КОММУ-НИКАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ВНЕСУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голуб О. Ю.

В рамках коммуникативистики сложилось толкование коммуникации как символического, социального процесса. Коммуникация в современном понимании это и путь установления контактов между субъектами, и форма их взаимной связи и взаимного влияния, и основа для формирования новых социальных практик. Одним из видов конструктивного взаимодействия является медиация, основанная на трансакционной модели коммуникации. Обсуждение результатов. Практическая реализация внесудебных способов разрешения споров и примирительных процедур в современной России опирается на понимание их внутренней природы и движущих механизмов. Основу обоснования коммуникативной сущности медиации составили теоретико-методологические положения коммуникативистики. Анализ различных подходов к исследованию основополагающих характеристик коммуникации позволил сформулировать авторское понимание медиации как целенаправленной, планируемой коммуникации, происходящей с помощью значимых символов. Медиация это определенный вид коммуникации, позволяющий осуществить взаимодействия партнеров по переговорам с целью создания общего смысла, развития общего коммуникативного действия и согласия. Такой подход способствует формированию современной культуры урегулирования споров и более широкому распространению альтернативных способов разрешения правовых конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О коммуникативной природе медиации: некоторые методологические аспекты»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

2010 g. № 436-FZ (red. ot 29.06.2015) [The protection of children from information harmful to their health and development. Federal law of 29 Decenber 2010 № 436-FZ (an edition of 06.29.2015)]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 1, art. 48; 2015, no. 27, art. 3970.

17. O referendume Rossijskoj Federacii: federal’nyj konsti-tucionnyj zakon ot 28 ijunja 2004 g. № 5-FKZ (red. ot

06.04.2015) [On referendum of the Russian Federation. Federal constitutional law of 28 June 2004 5-FKZ (an edition of 04.06.2015)]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 27, art. 2710; 2015, no. 14, art. 2006.

18. O reklame: federal’nyj zakon ot 13 marta 2006 g. № 38-FZ (red. ot 08.03.2015) [On Advertising. Federal law of 13 March 2006 № 38-FZ (an edition of

03.08.2015) ]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 12, art. 1232; 2014, no. 45, art. 6148.

19. O vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy Fe-deral’nogo Sobranija Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 18 maja 2005 g. № 51-FZ (red. ot 02.04.2014) [On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Federal law of 18 May 2005 № 51-FZ (an edition of 02.04.2014)]. Sobranie zakonodatel ’stvaRF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2005, no. 21, art. 1919; 2014, no. 14, art. 1543.

20. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ (red ot 30.03.2015) [The Criminal Code of the Russian Federation. Federal law of 13.06.1996 № 63-FZ (an edition of 30.03.2015)] Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 25, art. 2954; 2013, no. 30 (pt. I), art. 4078.

21. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot

13.07.2015) [The Code of Administrative Offences of the Russian Federation of 30.12.2001 № 195-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1 (pt. I), art. 1; 2015, no. 27, art. 3945.

22. O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel’nosti: federal’nyj zakon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ (red. ot 31.12.2014) [On countering extremist activities. Federal law of 25 July 2002 № 114-FZ (an edition of 31.12.2014)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 30, art. 3031; 2015, no. 1 (pt. 1), art. 58.

23. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (Chast’ pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red ot 13.07.2015) [The Civil Code of the Russian Federation (The first part) of 30.11.1994 № 51-FZ (an edition of13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1994, no. 32, art. 3301; 2015, no. 27, art. 3945.

УДК 316.77+316.334.4

О КОММУНИКАТИВНОЙ ПРИРОДЕ МЕДИАЦИИ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

О. Ю. Голуб

доктор социологических наук, зав. кафедрой социальных коммуникаций, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. В рамках коммуникативистики сложилось толкование коммуникации как символического, социального процесса. Коммуникация в современном понимании - это и путь установления контактов между субъектами, и форма их взаимной связи и взаимного влияния, и основа для формирования новых социальных практик. Одним из видов конструктивного взаимодействия является медиация, основанная на трансакционной модели коммуникации. Обсуждение результатов. Практическая реализация внесудебных способов разрешения споров и примирительных процедур в современной России опирается на понимание их внутренней природы и движущих механизмов. Основу обоснования коммуникативной сущности медиации составили теоретико-методологические положения коммуникативистики. Анализ различных подходов к исследованию основополагающих характеристик коммуникации позволил сформулировать авторское понимание медиации как целенаправленной, планируемой коммуникации, происходящей с помощью значимых символов. Медиация - это определенный вид коммуникации, позволяющий осуществить взаимодействия

партнеров по переговорам с целью создания общего смысла, развития общего коммуникативного действия и согласия. Такой подход способствует формированию современной культуры урегулирования споров и более широкому распространению альтернативных способов разрешения правовых конфликтов. Ключевые слова: методология, коммуникативистика, коммуникация, конфликт, внесудебное разрешение споров, медиация, медиатор.

DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-462-468

Введение

Современное общество характеризуется возрастанием уровня рискогенности, расширением спектра проблемных, конфликтных и кризисных ситуаций. В связи с этим особую актуальность приобретает понимание необходимости деятельности, направленной на разрешение споров и

© Голуб О. Ю, 2015

О. Ю. Голуб. О коммуникативной природе медиации: некоторые методологические аспекты

конфликтов, распространение примирительных процедур, поддержание устойчивых социальных взаимодействий. В основе значительной части современных конфликтов и кризисов лежат нарушения информационных потоков и коммуникационных связей. Поэтому и преодоление проблемных, спорных ситуаций должно осуществляться посредством использования социальных практик установления эффективной коммуникации. На наш взгляд, одним из наиболее перспективных способов внесудебного разрешения споров является медиация. Медиация представляется универсальным гибким инструментом разрешения конфликтов и достижения согласия в самых разных сферах жизнедеятельности общества.

Цель данной статьи - обоснование применимости теоретических достижений современной коммуникативистики к анализу сущностных характеристик медиации как процесса социального взаимодействия, обеспеченного эффективно выстроенной коммуникацией.

Обсуждение результатов

Для обоснования коммуникативной природы медиации, понимания ее конструктивного потенциала принципиальное значение имеют некоторые методологические основания толкования коммуникации.

Современная теория коммуникации вбирает в себя многообразные научные подходы к изучению содержания и процессов коммуникации. В качестве базовой категории анализа во всех теориях присутствует понятие коммуникации, однако разная трактовка ее природы и специфических характеристик обусловливает плюралистичность понимания ее сущности.

По следующим характеристикам коммуникации среди ученых сложилось общее понимание [1, с. 589-590].

1. Коммуникация есть символический процесс. При изучении коммуникации акцент делается на деятельности людей, опосредованной символами как типом знаков. Если знак - это нечто, что свидетельствует о наличии другой сущности, то символ отличается преднамеренностью конструирования для ее репрезентации. Когда существует соглашение между людьми по поводу значения символа, он может быть использован одним субъектом для стимулирования восприятия другим той сущности, которую репрезентирует данный символ.

2. Коммуникация является социальным процессом. В рамках большинства подходов подчеркивается значение именно социальной составляющей коммуникации, которая имеет

принципиальные отличия от других форм взаимодействия. Современные трактовки межличностной коммуникации акцентируют внимание не на изучении действий отдельных участников этого процесса, но на анализе их совместной деятельности и взаимовлияния, опосредованных социальной средой.

3. Коммуникация предполагает наличие направленности и взаимного влияния ее участников друг на друга. Одним из условий эффективности интеракции становится формирование единых интерпретаций разных аспектов коммуникативной ситуации. Ориентация участников коммуникации друг на друга проявляется в процессе как вербальной, так и невербальной ком -муникации, на уровне межличностной коммуникации и в рамках коллективных действий группы людей. Социум невозможен без кооперативного поведения членов группы, что подразумевает наше понимание намерений других людей, ко -торые, в свою очередь, понимают нас и других.

4. Коммуникация предполагает наличие индивидуальных интерпретаций. В контексте информационного подхода в процессе передачи информации смысл сообщения представляется идентичным для обоих участников действия. Способность оценить ситуацию с позиции другого человека позволяет предвидеть поведение других. Ожидание заранее известных последствий может удерживать от нерациональных поступков, позволяет думать и действовать адекватно. Поэтому участники символической интеракции перманентно интерпретируют слова и действия друг друга, что становится предпосылкой взаимодействия как обмена символами.

5. Коммуникация предполагает наличие общих интерпретаций. Конструирование собственной уникальной интерпретации символов каждым индивидом в процессе коммуникации возможно лишь теоретически. В действительности общий язык, опосредующий коммуникацию, единый культурный фон взаимодействия имеют следствием весьма ограниченный набор интерпретаций. Наличие общей интерпретации рассматривается как необходимое условие успешной коммуникации, что логически развивает тезис о ее социальной природе.

6. Коммуникация имеет место в определенном контексте, что оказывает сильное влияние на разные характеристики коммуникативного процесса. Идея контекстуальности заключается в уникальности основных компонентов процесса коммуникации в разных социальных ситуациях. Следовательно, интерпретации сообщений в разных контекстах могут существенно различаться.

Право

463

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

Дискуссионными до сих пор остаются следующие положения.

1. Коммуникация является намеренной, целенаправленной деятельностью. Целенаправленность субъектов как необходимый элемент коммуникативного процесса характерна только для некоторых традиций анализа. Согласно одной из точек зрения, коммуникация имеет место лишь в случае намеренности действий как отправителя сообщения, так и получателя. В остальных случаях коммуникации как таковой не происходит.

2. Коммуникация является планируемым социальным действием. Основой для планирования коммуникации выступают потребности индивида, его социально-психологические установки и ценностные ориентации. Вербальный и невербальный типы плана коммуникации чаще всего формируются параллельно.

3. Коммуникация является процессом трансакционным. Это означает, что каждая ситуация в каком-то смысле уникальна, поскольку случается в конкретной физической и социальной среде в определенный момент времени, и предполагает участие людей с определенной мотивацией. В рамках данного подхода признается наличие двух параметров сообщения: его содержания и характеристики отношений участников. В процесс интеракции включаются не только для обмена информацией или собственными суждениями, но и для поддержания сложившихся взаимоотношений.

Таким образом, результатом успешной коммуникации является создание единого смысла, достижение соответствующего уровня развития общего коммуникативного действия и согласия. Установление взаимопонимания между участниками коммуникации предполагает наличие определенной социально-психологической среды или коммуникативного пространства, где происходит построение адекватной коммуникативной модели. Это находит отражение: в системе кодирования и декодирования знаков, содержании сообщений; в целенаправленном взаимодействии субъектов и коммуникативного пространства; в выработке механизмов, которые способствуют или не способствуют взаимопониманию между субъектами; во взаимовлиянии коммуникативного процесса и коммуникативного пространства; в вызревании противоречий между участниками коммуникативного процесса и коммуникативным пространством в случае отсутствия в последнем условий для эффективного обмена информацией, налаживания взаимопонимания и диалога.

Нынешнее состояние общества диктует необходимость реформирования отечественной системы разрешения споров, преодоления

конфликтов и предотвращения кризисных ситуаций. Необходима акцентуация внимания на превентивное выявление проблемных зон, на разрешение конфликтов на ранних стадиях, недопущение крайнего их обострения и возникновения кризиса. Такого рода управленческая деятельность направлена на заблаговременное распознавание рисков, выявление уязвимых мест, тщательный мониторинг их развития. Это гарантирует, что изменение остроты проблемы или вероятности ее возникновения будет немедленно зафиксировано, диагностировано и расширит возможности повлиять на ее развитие, предотвратить зарождающийся конфликт.

Современная трактовка понятия «конфликт» толкует его как динамический тип социальных взаимоотношений при потенциально возможном или реальном столкновении субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей; типа отношений, постоянно присутствующего и не поддающегося устранению [2, с. 83]. В данном определении заложено несколько принципиально важных моментов.

Возникновение конфликта возможно не только в отдельных рисковых сферах жизни общества, но и в обычных взаимодействиях людей. Бесконфликтные на первый взгляд условия могут в будущем вызвать напряженность, столкновение и кризис взаимного доверия между сторонами. Конфликт и кризис в принципе неустранимы, а значит, главное - это не столько их недопущение или ликвидация, сколько управление ими.

Одним из эффективных и перспективных способов управления рисками и проблемами, предупреждения и разрешения споров являются примирительные процедуры, в том числе посредничество (медиация) [3]. Использование медиативных процедур особенно целесообразно в социальных и бизнес-конфликтах с сильной эмоциональной составляющей, когда стороны заинтересованы в снижении репутационных рисков и продолжении партнерства. К таким сферам можно отнести меж- и внутрикорпоративные споры; споры в банковской и страховой сфере; конфликты на работе; семейные споры; споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью; межкультурные конфликты, и многое другое. Кроме этого, процедуры медиации могут сопровождать проекты, реализация которых затрагивает интересы нескольких и даже многих сторон.

Собственно, в литературе нет разночтений в определении медиации. Традиционно она относится к альтернативным методам разрешения споров. Психологи понимают медиацию как

464

Научный отдел

О. Ю. Голуб. О коммуникативной природе медиации: некоторые методологические аспекты

форму посредничества, позволяющую урегулировать конфликты в самых различных сферах жизнедеятельности человека. В социологической теории медиация толкуется как относительно самостоятельный социальный институт урегулирования конфликтов, как система взаимодействий в целях совместного урегулирования и разрешения споров с точки зрения достижения сбалансированности интересов. Непременным условием процесса медиации является участие беспристрастной третьей стороны, помогающей спорящим или конфликтующим сторонам разобраться в существующих между ними разногласиях, понять их сущность и по возможности разрешить [4].

Правоведы утверждают, что медиация имеет правовую природу, поскольку те правила, в рамках которых действуют медиатор и участники конфликтов, по характеру являются правовыми, а сам конфликт есть противоречие между должным, каким его понимает субъект, и должным, каким оно выражено в праве [5]. Медиация - это институт права, основанный на разрешении конфликта с участием нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения [6]. В отличие от традиционного разрешения споров в суде или арбитраже участвующий в этой процедуре медиатор призван содействовать выработке сторонами взаимовыгодного решения, отвечающего их интересам [7].

Коммуникативная сущность медиации раскрывается в осмысленной коммуникации, в процессе взаимодействия людей с помощью значимых символов, важнейшим из которых является язык. Именно символы обеспечивают общение в конкретной ситуации и совершение осознанных и осмысленных действий. Медиация - это определенный вид социальной связи на основе направленной передачи информации, позволяющий осуществить взаимодействия партнеров по переговорам. В процессе кооперации происходит прочитывание намерений и действий людей на основе разделяемого всеми значения, значимого символа. При этом предполагается направленность и взаимное влияние участников друг на друга. Медиация направлена на формирование индивидуальных и общих интерпретаций. «Интерпретировать действия другого - это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер» [8, с. 175]. Способность видеть ситуацию с пози-

ции другого человека позволяет прогнозировать ход развития событий, анализировать альтернативные варианты действий и устанавливать адекватные формы взаимодействия. Медиация всегда является намеренной, целенаправленной, планируемой деятельностью, обусловленной потребностями индивидов, их социально-психологическими особенностями и интересами. Процедура медиации основана на трансакционной модели коммуникации как процессе одновременного отправления и получения сообщений, в ходе которого осуществляются взаимодействия и формируются отношения между партнерами. Таким образом, результатом успешной медиации является создание общего смысла, достижение соответствующего уровня развития общего коммуникативного действия и согласия.

В целях создания правовых условий для применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений в России был принят закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [9]. Закон о медиации следует оценивать как базисный акт, положивший начало становлению медиации как правового и социального института.

Статья 3 данного Закона декларирует, что «процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора» [9]. Медиация возможна, когда все ее участники добровольно приняли решение избрать ее в качестве способа разрешения конфликта и медиатора, который будет участвовать в их переговорах. Равноправие сторон в медиации подразумевает, что ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. У сторон есть право высказываться, задавать вопросы противоположной стороне, предлагать варианты решения проблемы, оценивать приемлемость условий соглашения. Принцип сотрудничества означает, что стороны заинтересованы в поиске взаимоприемлемого разрешения конфликта, честного и справедливого соглашения. Конфиденциальность процедуры медиации соблюдается, если вся информация по поводу спора, подробности переговоров не подвергаются огласке ни сторонами, ни медиатором.

Основу процедуры медиации составляют переговоры между сторонами, находящимися в состоянии конфликта, которые организует и про-

Право

465

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

водит медиатор. Мы рассматриваем переговоры как процесс конструктивного взаимодействия, обеспеченный эффективно выстроенной коммуникацией.

Партнерские переговоры, ориентированные на достижение взаимовыгодного и жизнеспособного решения, организуются и осуществляются медиатором, который лишь способствует созданию условий, при которых стороны могут дискутировать в приемлемой форме и находить решения, которые удовлетворяют всех участников конфликта, но ни в коей мере не выносит решение в пользу той или иной стороны. Сотрудничество возможно только в том случае, если стороны готовы открыто и честно обсуждать возникшую ситуацию, заявлять в конструктивной форме о своих интересах и понять интересы другой стороны. Благодаря этому конфликтующие стороны приобретают позитивный опыт совместного решения сложных ситуаций и тем самым развивают свои социальные компетентности [10].

Кстати, в Законе о медиации нет четкого предписания о том, что медиатором должен быть юрист, не установлены квалификационные требования к непрофессиональным медиаторам. По нашему убеждению, функции по организации и управлению процедурой медиации должен осуществлять специалист по коммуникациям. Участники медиации, которые лично ведут переговоры и принимают решения, могут воспользоваться услугами адвокатов для оказания юридической помощи и поддержки.

Коммуникативные функции медиатора направлены на организацию переговорного процесса, установление и соблюдение правил осуществления всех процедур, руководство диалогом сторон, обеспечение комфортных условий и регулирование всех аспектов взаимодействия. Поэтому медиатор должен обладать высоким уровнем толерантности, отменной репутацией, коммуникативной компетентностью. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, включающих: особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики, вербальные и невербальные средства общения; психологические и коммуникативные типы партнеров, специфику взаимодействия с ними; формы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы влияния на людей; методы интеграции и генерирования идей для конструктивной коммуникации [11, с. 39]. Существенными когнитивными характеристиками коммуникативной компетентности являются: способность к обобщению и систематизации многомерного вос-

приятия окружающего; способность к адекватной оценке «статуса языка»; способность к пониманию смысловой и оценочной информации [11, с. 282]. Но самое главное - заинтересованность в поиске компромисса даже в тех ситуациях, когда он представляется недостижимым.

Несмотря на очевидные преимущества альтернативных способов разрешения конфликтов и примирительных процедур, они еще в малой степени интегрированы в российскую деловую и правовую культуру разрешения споров и разногласий. Можно выделить группы причин такого положения. Организационные причины: относительная новизна процедуры медиации; недостаточное количество профессиональных медиаторов; отсутствие помещений для проведения примирительных процедур; необязательность проведения процедуры медиации до обращения в суд. Экономические причины: достаточно высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов; отсутствие стремления у судебных представителей к примирению сторон. Социально-психологические причины: высокая степень конфликтности отношений в обществе; низкий уровень правовой культуры; отсутствие навыков и традиций ведения переговоров, нежелание брать ответственность за разрешение конфликта на себя, недоверие к медиатору; недостаточная осведомленность населения об институте медиации.

Представляется, что государство должно проявлять большую заинтересованность в развитии института медиации в России как в части обеспечения бесспорности отношений гражданского оборота в бесконфликтном состоянии, так и в части формирования принципиально иной культуры урегулирования споров и пропаганды альтернативных способов разрешения правовых конфликтов. Необходима активизация просветительской работы на уровне государственных органов всех уровней и органов местного самоуправления, средств массовой информации, профессиональных объединений медиаторов. Одним из инструментов такой информационно-разъяснительной деятельности может стать социальная реклама. Современная социальная реклама - один из влиятельных факторов общественной коммуникации. Ее потенциал направлен на привлечение внимания к значимым проблемам и, стимулируя действия по их решению, она в значительной мере формирует мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, способствует формированию новых типов общественных отношений и, в конечном итоге, изменению поведенческой модели общества. Государство, активно присутствуя на рынке информационной

466

Научный отдел

О. Ю. Голуб. О коммуникативной природе медиации: некоторые методологические аспекты

деятельности, должно шире использовать социальную рекламу как инструмент вовлечения населения в процессы реформирования, как инструмент социального согласия в обществе.

На наш взгляд, целесообразна доработка механизмов исполнения итогов разрешения споров посредством медиации, законодательное закрепление принципов и правил учета договоренностей, достигнутых сторонами, направленных на добровольную реализацию результатов всеми участниками конфликта. Хотя ряд авторов высказывается за законодательное закрепление возможности принудительного исполнения соглашения об урегулировании спора. По мнению В. В. Яркова, «сама угроза такого принудительного исполнения выступает существенной гарантией реализации соглашения сторон в добровольном порядке» [12, с. 6].

Усвоение навыков переговоров и налаживания конструктивного диалога, формирование правовой и коммуникативной культуры - факторы, способствующие развитию института медиации. Осознание того, что «коммуникация значит все меньше - передавать послание, редко - делиться с кем-нибудь, чаще всего - договариваться, и в конечном итоге - сосуществовать» [13, с. 23], составляет основу социального согласия в современном обществе.

Список литературы

1. Голуб О. Ю., Тихонова С. В. Коммуникативистика vs информационное право : теоретические проблемы применения информационного подхода в информационном праве // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4,

ч. 1. С. 589-598.

2. Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации. М. : Аспект Пресс, 2013. 172 c.

3. О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития : постановление VIII Всерос. съезда судей от 19 декабря 2012 г. // ПРАВО.RU : [сайт]. URL: http://pravo.ru/doc/ view/294/376/ (дата обращения: 13.08.2015).

4. Психо-Терапия. РФ. URL: психо-терапия.рф/http:// mediation.html (дата обращения: 17.08.2015).

5. Федоренко Н. В. Правовая природа медиации // Наука и образование : хозяйство и экономика ; предпринимательство ; право и управление. 2012. № 10. URL: www.journal-mo.com/index.php?option=com_content& view=article&id=1319&ltemid=110 (дата обращения: 17.08.2015).

6. Литвинов А. В. Введение в медиацию. URL: http:// samlib.ru/l/litwinow_aleksandr_walentinowich/med1. shtml (дата обращения: 17.08.2015).

7. Словарь медиатора. URL: www.mediacia.com/ wordmed.htm (дата обращения: 21.08.2015).

8. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М. : Изд-во Моск. ун-та. 1984. С. 173-179.

9. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (ред. от

23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с

01.09.2013) . URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_103038 (дата обращения: 17.08.2015).

10. Лабода С. Медиация как метод эффективного разрешения конфликта. URL: http://adukatar.net/wp-content/ uploads/2014/06/Adukatar_23_Pages_37-44.pdf (дата обращения: 23.08.2015).

11. Голуб О. Ю., Тихонова С. В. Теория коммуникации : учебник. М. : Дашков и К°, 2011. 388 с.

12. Мнения экспертов по основным вопросам развития альтернативного разрешения споров // Третейский суд. 2009. № 3. С. 14-45.

13. Вольтон Д. Информация не значит коммуникация : пер. с фр. 2-е изд. М. : ПОЛПРЕД. Справочники, 2011. 40 с.

On the Communicative Nature Mediation:

Some Methodological Aspects

0. Yu. Golub

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]

Introduction. In the framework of Communication has developed an interpretation of communication as symbolic of the social process. Communication in the modern sense - it is a way of establishing contacts between the subjects and the shape of their interconnection and mutual influence, and the basis for the formation of new social practices. One type is the mediation of constructive interaction based on the transactional model of communication. Discussion of results. Practical implementation of extra-judicial dispute resolution and conciliation procedures in modern Russia is based on the understanding of their inner nature and driving mechanisms. The basis of the study of the communicative nature of the mediation made theoretical and methodological position of Communication. An analysis of the various approaches to the study of the fundamental characteristics of communication allowed to formulate the author's understanding of mediation as a deliberate, planned communication taking place with the help of significant symbols. Mediation - a certain kind of communication, allowing to carry out cooperation partners in the negotiations to create a common sense of the common communicative action and agreement. This approach contributes to the formation of modern culture settlement of disputes and the wider dissemination of alternative means of resolving legal conflicts.

Key words: methodology, communication study, communication, conflict, of-court dispute resolution, mediation, mediator.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Golub O. Yu., Tihonova S. V Kommunikativistika vs informacionnoe pravo: teoreticheskie problemy prime-nenija informacionnogo podhoda v informacionnom prave [Communicative vs information law: theoretical problems

Право

467

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

of application of the information approach to information law]. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2013, vol. 13, iss. 4, pt. 1, pp. 589-598.

2. Chumikov A. N. Antikrizisnye kommunikacii [Crisis communications]. Moscow, Aspekt Press, 2013. 172 c.

3. O sostojanii sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii i osnovnyh napravlenijah ee razvitija: postanovlenie VIII Vserossijskogo s#ezda sudej ot 19.12.2012 (On state of the judicial system of the Russian Federation and the main directions of its development. Resolution VIII All-Russian Congress of Judges of 19.12.2012). PRAVO.RU. Site. Available at: http: //pravo.ru/doc/view/294/376/ (accessed 13 August 2015).

4. Psiho-Terapija. RF (Psychotherapy. RF). Available at: http://xn—8sbokd6affhfo7a2k.xn--p1ai/mediation.html (accessed 17 August 2015).

5. Fedorenko N. V. Pravovaja priroda mediacii (Legal nature of mediation). Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomi-ka; predprinimatel ’stvo; pravo i upravlenie (Scince and Education: agriculture and economics; entrepreneurship; law and governance), 2012, no. 10. Available at: www. journal-nio.com/index.php?option=com_content&view= article&id=1319&ltemid=110 (accessed 17 August 2015).

6. Litvinov A. V Vvedenie v mediaciju (Introduction to mediation). Available at: http://samlib.ru/l/litwinow_ aleksandr_walentinowich/med1.shtml (accessed 17 August 2015).

7. Slovar ’ mediatora (Mediator dictionary). Available at: www.mediacia.com/wordmed.htm (accessed 21 August 2015).

8. Blumer G. Obshhestvo kak simvolicheskaja interakcija [Society as a symbolic Interaction]. Sovremennaja zaru-bezhnaja social’naja psihologija [Modern foreign social psychology]. Moscow, Moscow University Press, 1984, pp.173-179.

9. Ob al’ternativnoj procedure uregulirovanija spo-rov s uchastiem posrednika (procedure mediacii): federal’nyj zakon ot 27.07.2010 № 193-FZ (red. ot

23.07.2013) (On Alternative Dispute Resolution Procedure Involving a Mediator (Mediation Procedure). Federal law of 27.07.2010 № 193-FZ (an edition of

23.07.2013) ). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103038 (accessed 17 August 2015).

10. Laboda S. Mediacija kak metod jeffektivnogo razre-shenija konflikta (Mediation as a method of effective conflict resolution). Available at: http://adukatar.net/ wp-content/uploads/2014/06/Adukatar_23_Pages_37-44. pdf (accessed 23 August 2015).

11. Golub O. Yu., Tihonova S. V Teorija kommunikacii [Communication Theory. Textbook]. Moscow, Dashkov and Ko, 2011. 388 p.

12. Mnenija jekspertov po osnovnym voprosam razvitija al’ternativnogo razreshenija sporov [Experts opinions on major development issues of alternative dispute resolution]. Tretejskij sud [Arbitral tribunal], 2009, no. 3, pp.14-45.

13. Vol’ton D. Informacija ne znachit kommunikacija [The information does not mean communication]. Moscow, POLPRED. Spravochniki, 2011. 40 p.

УДК 342. 7 (470+57)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПРЕТА ДИСКРИМИНАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЕГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. В. Басова

аспирантка кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. Статья посвящена исследованию законодательного регулирования запрета дискриминации прав и свобод человека в зависимости от состояния его здоровья в национальном законодательстве РФ. Обсуждение. В результате исследования правовых документов Российской Федерации сделан акцент на федеральные законы, в которых закреплен запрет дискриминации прав и свобод человека в зависимости от состояния его здоровья. Особое внимание уделено причинам, согласно которым происходит дискриминация прав человека и гражданина по признаку здоровья. Сделан вывод, что запрет дискриминации человека и гражданина по признаку здоровья носит общий декларированный характер, так как в различных сферах возникает дискриминация граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства по признаку здоровья. Заключение. Защита

прав человека и гражданина в зависимости от состояния его здоровья в национальном законодательстве РФ осуществляется не в полной мере, что вызвано отсутствием эффективных национальных механизмов.

Ключевые слова: законодательство Российской Федерации, состояние здоровья, права человека и гражданина, дискриминация.

DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-468-473

Введение

Обеспечение равенства граждан Российской Федерации, недопущение их дискриминации в зависимости от состояния здоровья

© Басова А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.