Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННОГО ВУЗА'

МЕДИАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина О.А., Редун Р.Г.

В статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы адаптационного конфликта курсантов первого года обучения в военном вузе и педагогического метода его решения. Вопросы регулирования конфликтов, в том числе адаптационных, в воинском коллективе довольно активно обсуждаются в психологическом дискурсе, а в педагогическом до сих пор не получили достаточного освещения. При этом, усложнение структуры взаимоотношений меду военнослужащими актуализирует потребность в обогащении и расширении педагогических знаний в военной среде. Авторы статьи основное внимание уделяется методу медиации, который позволяет выстраивать траекторию доверия во взаимодействии как между обучающимися, так и между обучаемыми, а также внутри этих групп. Медиация как педагогический метод привлекает тем, что дает возможность содержательного осмысления концепции посредничества в процессе решения конфликтов в образовательной среде, а также позволяет выстраивать траекторию доверия во взаимодействии как между обучающимися и обучаемыми, так и между этими группами. В военном вузе медиация позволит сохранить с одной стороны, традиционализм образовательной и воспитательно среды, а с другой, направит ее вектор на гуманизацию. Отдельное внимание в статье уделяется определению концептуальных оснований медиации, а также методам, посредством которых реализуется метод педагогической медиации. По мнению авторов педагогический метод медиации должен решить не только вопрос сокращения сроков адаптации и профессионального становления будущих офицеров, но и разрешить противоречие, сложившееся в системе современного военного образования между стремлением сохранить традиционализм образовательной и воспитательной среды, и требованием современного образовательного пространства к гуманизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина О.А., Редун Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION OF ADAPTATION CONFLICTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF A MILITARY UNIVERSITY

The article presents the results of a theoretical and experimental study of the problem of adaptive conflict of cadets of the first year of training in a military university and the pedagogical method of its solution. The issues of conflict regulation, including adaptation, are quite actively discussed in the psychological discourse in the military team, and they have not yet received sufficient coverage in the pedagogical one. At the same time, the complication of the structure of relations between medical personnel by military personnel actualizes the need to enrich and expand pedagogical knowledge in the military environment. The authors of the article focus on the mediation method, which allows you to build a trajectory of trust in the interaction between both students and trainees, as well as within these groups. Mediation as a pedagogical method is attractive because it provides an opportunity for a meaningful understanding of the concept of mediation in the process of resolving conflicts in the educational environment, and also allows you to build a trajectory of trust in the interaction between students and trainees, as well as between these groups. In a military university, mediation will allow preserving, on the one hand, the traditionalism of the educational and educational environment, and on the other, it will direct its vector to humanization. Special attention is paid to the definition of the conceptual foundations of mediation, as well as the methods by which the method of pedagogical mediation is implemented. According to the authors, the pedagogical method of mediation should solve not only the issue of reducing the terms of adaptation and professional development of future officers, but also resolve the contradiction that has developed in the system of modern military education between the desire to preserve the traditionalism of the educational and educational environment, and the demand of the modern educational space for humanization.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННОГО ВУЗА»

^ TqS This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Mosina O.A., Redun R.G., 2021

ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-18-25

Принята 28.08.2021 | Accepted 28.08.2021

УДК 378:18

MEDIATION OF ADAPTATION CONFLICTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF A MILITARY UNIVERSITY

Mosina1 O.A., Redun2R.G.

1Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

2Krasnodar Higher Military School named after General of the army S.M. Shtemenko, Krasnodar, Russian Federation

МЕДИАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННОГО ВУЗА

Мосина1 О.А., Редун2 Р.Г.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар

2ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко» г. Краснодар, Российская Федерация

Abstract. The article presents the results of a theoretical and experimental study of the problem of adaptive conflict of cadets of the first year of training in a military university and the pedagogical method of its solution. The issues of conflict regulation, including adaptation, are quite actively discussed in the psychological discourse in the military team, and they have not yet received sufficient coverage in the pedagogical one. At the same time, the complication of the structure of relations between medical personnel by military personnel actualizes the need to enrich and expand pedagogical knowledge in the military environment. The authors of the article focus on the mediation method, which allows you to build a trajectory of trust in the interaction between both students and trainees, as well as within these groups.

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы адаптационного конфликта курсантов первого года обучения в военном вузе и педагогического метода его решения. Вопросы регулирования конфликтов, в том числе адаптационных, в воинском коллективе довольно активно обсуждаются в психологическом дискурсе, а в педагогическом до сих пор не получили достаточного освещения. При этом, усложнение структуры взаимоотношений меду военнослужащими актуализирует потребность в обогащении и расширении педагогических знаний в военной среде. Авторы статьи основное внимание уделяется методу медиации, который позволяет выстраивать

w

Mediation as a pedagogical method is attractive because it provides an opportunity for a meaningful understanding of the concept of mediation in the process of resolving conflicts in the educational environment, and also allows you to build a trajectory of trust in the interaction between students and trainees, as well as between these groups. In a military university, mediation will allow preserving, on the one hand, the traditionalism of the educational and educational environment, and on the other, it will direct its vector to humanization.

Special attention is paid to the definition of the conceptual foundations of mediation, as well as the methods by which the method of pedagogical mediation is implemented.

According to the authors, the pedagogical method of mediation should solve not only the issue of reducing the terms of adaptation and professional development of future officers, but also resolve the contradiction that has developed in the system of modern military education between the desire to preserve the traditionalism of the educational and educational environment, and the demand of the modern educational space for humanization.

Keywords: adaptation conflict, mediation, educational environment, military education.

REFERENCES

[1] Husserl E. The Idea of phenomenology: five lectures. and adj. N. P. Artemenko; introduction by M. A. Belousov - - 3rd ed., ispr. St. Petersburg: IC "Humanitarian Academy", 2018. 320 p.

[2] Kolga V. V., Timokhovich A. S. Model of formation of military-professional qualities of rocket officers among students of an aerospace university // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 2012. No. 1. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=17675535 (accessed: 25.04.2021).

[3] Kulapov D.S. On the question of determining the mediability of a legal dispute /D. S. Kulapov / / Legal policy and legal life. 2015. No. 3. pp. 127132.

траекторию доверия во взаимодействии как между обучающимися, так и между обучаемыми, а также внутри этих групп. Медиация как педагогический метод привлекает тем, что дает возможность содержательного осмысления концепции посредничества в процессе решения конфликтов в образовательной среде, а также позволяет выстраивать траекторию доверия во взаимодействии как между обучающимися и обучаемыми, так и между этими группами. В военном вузе медиация позволит сохранить с одной стороны, традиционализм

образовательной и воспитательно среды, а с другой, направит ее вектор на гуманизацию. Отдельное внимание в статье уделяется определению концептуальных оснований медиации, а также методам, посредством которых реализуется метод педагогической медиации.

По мнению авторов педагогический метод медиации должен решить не только вопрос сокращения сроков адаптации и профессионального становления будущих офицеров, но и разрешить противоречие, сложившееся в системе современного военного образования между стремлением сохранить традиционализм образовательной и

воспитательной среды, и требованием современного образовательного пространства к гуманизации.

Ключевые слова: адаптационный конфликт, медиация, образовательная среда, военное образование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Гуссерль Э. Идея феноменологии: пять лекций /пер. с нем. и прил. Н.П. Артеменко; вступ. ст. М.А. Белоусова. - 3-е изд., испр. и перераб. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2018. 320 с.

[2] Кольга В.В., Тимохович А.С. Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева 2012. №1. URL: https: //www.elibrary.ru/item .asp?id=17675535 (дата обращения: 25.04.2021).

[3] Кулапов Д.С. К вопросу об определении медиабельности правового спора / Д.С.

Wir?

[4] Mulyukova, L. F. Obliging as a possible act / / Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2014. No. 17. pp. 115-120.

[5] Popper, Karl. Open society and its enemies / Karl Popper. T. 1,2. M.: Phoenix, International Foundation "Cultural Initiative", 1992. 448 p.

[6] Shipilov A. I. Prevention of conflicts in military collectives / / Materials of the IV International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum"URL:

https://scienceforum.ru/2012/article/2012002071 (accessed: 15.07.2021).

Кулапов // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 3. С.127- 132.

[4] Мулюкова, Л.Ф. Долженствование как возможный поступок // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17. С. 115-120.

[5] Поппер, Карл. Открытое общество и его враги / Карл Поппер. Т. 1,2. M.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.

[6] Шипилов А.И. Профилактика конфликтов в воинских коллективах // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002071 (дата обращения: 15.07.2021).

Contribution of the authors: Mosina O.A. - the concept and design of the study, correction of the text of the manuscript; Redun R.G. - obtaining data for analysis, analysis of the data obtained, writing the text, review of publications on the topic of the article.

Statement of a conflict of interest. The authors declare that there are no conflicts of interest. Mosina O.A- SPIN ID: 5215-5200; ORCID ID: 0000-0003-3303-6387

Research interests, number of main publications: pedagogy, pedagogical gerontology, human resources, military pedagogy; more than 100 publications have been published, including in SCOPUS and WoS 2, in the Higher Attestation Commission 39.

Redun R.G. - SPIN ID: 9212-0123

The sphere of scientific interests, the number of main publications: professional pedagogy, military education; 8 scientific articles have been published, including 3 in the Higher Attestation Commission.

Вклад авторов: Мосина О.А - концепция и дизайн исследования, корректировка текста рукописи; Редун Р.Г. - получение данных для анализа, анализ полученных данных, написание текста, обзор публикаций по теме статьи.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов. Мосина О.А. - SPIN-ID.5215-5200, ORCID ID: 0000-0003-3303-6387

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: педагогика, педагогическая геронтология, человеческие ресурсы, военная педагогика; опубликованы более 100 публикаций из них в SCOPUS и WoS 2, в ВАК 39. Редун Р.Г. SPIN-ID: 9212-0123

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: профессиональная педагогика, военное образование; опубликованы 8 научных статей из них в ВАК 3.

For citation: Mosina OA., Redun R.G. MEDIATION OF ADAPTATION CONFLICTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF A MILITARY UNIVERSITY // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №8. pp. 18-25. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-18-25.

Для цитирования: Mosina O.A., Redun R.G. МЕДИАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННОГО ВУЗА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №8. С. 18-25. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-18-25.

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

Введение. В условиях критичности политических вызовов, растущих

политических угроз, выражающихся как в экономических, так и в социальных санкциях по отношению к российскому государству, подготовке военных специалистов отводится особая роль, в том числе к освоению будущими офицерами военно-

профессиональной педагогической

деятельности.

Военное образование в современных условиях остается сферой достаточно закрытой и обособленной от гражданского образования. Его традиционализм с одной стороны, позволил пережить нестабильные времена конца прошлого и начала нынешнего века и сохранить уникальную систему подготовки военных кадров, а с другой, создает определенные сложности в контексте применения и реализации новых форм и методов обучения и воспитания.

Существующий дисбаланс между сложившейся системой отношений в военном вузе и требованиями социальной среды (ориентированность образовательной среды на индивидуализацию обучения, переход армии на контрактные формы службы и пр.) отмечается в ряде отечественных исследований: В.В. Белевцева, А.А. Довганеко,

Л.В. Калачинской, В.В. Мелетичева и др. [2]

Современная направленность

образовательного процесса военного вуза на гуманизацию определяет востребованность обращения к проблемам курсантов на ранних сроках их формирования, при активном включении в разрешение возникающих вопросов самих обучающихся.

Так, анализ процесса обучения курсантов первого года обучения, проведенный в ряде военных вузов, показал, что по сравнению с успеваемостью, которую курсанты демонстрировали в школе, их успеваемость после поступления в военный вуз снижается почти на 30 %, и такое положение вещей сохраняется практически до конца второго учебного года.

В частности, остается отрытым вопрос разрешения конфликтных ситуаций в начале периода обучения. Отношение к курсантам как к будущим офицерам, принявшим присягу и имеющим право на несение боевого дежурства, приводит к тому, что педагогический коллектив вмешивается в конфликтные отношения обучающихся только в том случае, если эти отношения переходят в открытые формы.

Педагогический дискурс последнего пятилетия отмечает усложнение структуры взаимоотношений членов воинских коллективов, что выражается в проявлении открытых и скрытых конфликтов, также негативно влияющих на процесс адаптации курсантов первого года обучения (Быков О.А., Земцова Е.М., Шестерикова А.В. и др.). При этом, силовые методы решения конфликта в воинском коллективе не являются исключением. Так, по утверждению Шипилова А.И. «в подразделении, насчитывающим 50-70 военнослужащих, могут ежедневно происходить до 10 конфликтов различного уровня» [6], в связи с чем актуализируется задача не столько предотвращения адаптационного конфликта, сколько его урегулирования.

При этом считаем важным заметить, что адаптационный конфликт невозможно предотвратить, тем более, если это касается адаптации вчерашних школьников к условиям военного вуза. Специфика, вызывающая конфликтные ситуации, заключается в формах и организации общественного бытия военнослужащих, строгой иерархии должностей и структуры подчиненности, ответственности после принятия присяги и при несении службы и пр.

Кроме того, рассматривая причины возникновения адаптационного конфликта нам удалось установить, что новые социальные условия военной среды не являются единственными, вызывающими адаптационные проблемы курсантов первого года обучения.

Современная образовательная среда инициирует дух соревновательности и

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

успешности. И в данном ракурсе военный вуз не является исключением. Конкуренция поддерживается и многие образовательные и воспитательные технологии построены на ее основе: активизация учебной деятельности (участие в семинарах, вебинарах, конференциях), взаимодействие с

преподавателями посредством

интерактивных технологий, групповое обучение и подготовка и т.д., что, несомненно, дополнительно провоцирует развитие конфликтов между обучающимися.

Противоречивость и

многоаспектность данного конфликта обусловливают значимость системы его урегулирования, задачей которой можно обозначить: выравнивание позиций профессионального старта среди курсантов с первых дней обучения в вузе, педагогической и социально-педагогической коррекции личностных качеств, формировании уверенности в выбранном профессиональном пути.

В связи вышесказанным основную задачу офицерского и преподавательского состава в период адаптации курсантов к условиям военного вуза мы видим в регулировании данного конфликта путем устранения возникающих противоречий между его сторонами.

Само регулирование должно подразумевать разработку системы действий, направленных не только на ослабление накала борьбы межу конфликтерами, но и регулирование дальнейшего взаимодействия сторон после завершения конфликта.

Таким образом, можно утверждать, что в сложившихся условиях сформировалась потребность дальнейшего развития теории и методики профессионального образования в контексте разработки и реализации новых средств и методов регулирования адаптационных конфликтов, наиболее перспективным среди многих видится педагогическое управление в виде профессионального посредничества или медиации.

Цель настоящего исследования -

теоретическое и практическое изучение метода профессионального посредничества педагога военного вуза при решении адаптационных конфликтов курсантов.

Материалы и методы. Теоретическая база исследования представлена актуальными парадигмами, отражающими сущность адаптационных конфликтов, а также их функции

(Богословский В.В., Немов P.C., Фестингер Л. И. и др.).

Концепциями, обусловливающими определение факторов формирования адаптационных конфликтов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., ЛеонтьевА.Н., Рубинштейн С.Л. и др.); педагогическими постулатами о механизмах, инициирующих развитие адаптационных конфликтов у курсантов военных вузов (Аксенова П.Ю., Жигалова Е.А., Ивашко Н.Н., Чигрина И.Ю. и пр.).

Психолого-педагогическими взглядами на медиацию как на векторный регулятор конфликтных ситуаций (Ащупова Т.В., Захарова А.Г., Туранин В.Ю, Юферовой М.А. и пр.).

Экспериментальное исследование, построенное на основе анализа теоретических изысканий отечественных исследователей задействовало 664 курсанта из Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии С.М. Штеменко и Московского высшего общевойскового командного орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище (МВОКУ).

К индивидуальному анкетированию были привлечены эксперты - 12 курсовых офицеров и 12 преподавателей военных вузов. Выбор исследовательской методики в виде дискурс-анализа позволил изучить, с одной стороны, ситуации, обусловленные спецификой военного вуза, инициирующие проблемы с адаптацией у курсантов первого года обучения, а с другой - выявить, насколько выявленные проблемы адаптации являются общими.

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

Результаты и обсуждения. Актуальность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений, что подтверждает проведенная авторами данной статьи групповая диагностическая работа с офицерско-преподавательским составом военного вуза. Так опрос показал, что в течении первого года обучения офицеры курса и кураторы учебный групп более 60 % времени, отведенного на работу с личным составом, тратят на решение проблем, связанных с адаптацией курсантов к условиям новой образовательной и социальной среды.

На втором году обучения временные затраты на решение дублирующихся адаптационных конфликтов распределяются следующим образом: в первые два - три месяца службы до 50 % от общего количества времени работы с личным составом, в последствии - до 30 %. При этом отметим, что у начальника курса временные трудозатраты выше, чем у кураторов групп от 18 % до 20 %.

Серьезные затруднения, связанные с адаптационным периодом, были отмечены и самими курсантами (среди результатов представлены только те, что были вычленены посредством дискурс-анализа как «высоковероятные», которые были отмечены более чем у 50 % испытуемых).

Ситуации, порождающие конфликты в начале периода обучения следующие: совмещение учебы и службы - 68 %; соблюдение воинских ритуалов - 69 %; совместное проживание в казарме - 64 %; большой объем самоподготовки - 56 %. Полученные утверждения позволяют акцентировать внимание на том, что, по сути, все проблемы, отмеченные курсантами связаны с их профессиональным становлением, формированием у

гражданского лица личности офицера.

Задача педагогического и командного состава в складывающихся обстоятельствах заключается не только в том, чтобы сократить сроки этого становления, но и реализовать эффективные педагогические методы,

позволяющие решать формирующиеся конфликты.

Педагогический состав военных вузов понимает важность сокращения сроков адаптации курсантов первого года обучения (92 % опрошенных), в связи с тем, что нерешенные вопросы адаптации снижают как показатели дисциплины (87 % опрошенных), так и показатели обучения (62 % опрошенных). Однако назвать эффективный педагогический метод регулирования адаптационных конфликтов курсантов первого года обучения испытуемые затруднились.

Ведущим методом остается силовое решение споров в образовательной среде военного вуза, что, по нашему мнению, демонстрирует: отсутствие системности при разрешении конфликтных ситуаций, сопротивление к внедрению инновационных технологий воспитания в систему военной подготовки, а также недостаточную психолого-педагогическую подготовку

офицеров преподавателей.

Рассматривая инновационные методы решения конфликтов, возникающих в новой социальной, в том числе образовательной, среде (Э. Гуссерль, Д.С. Кулапов, Л.Ф. Мулюкова, К. Поппер и др.), фокус нашего внимания заострился на медиации [1,3,4,5].

Контекст представленной статьи определил необходимость уточнения ряда

теоретических позиций, на которых будет базироваться педагогический метод медиации.

Медиация в междисциплинарном гуманитарном пространстве рассматривается как деятельность, посредника, направленная на сближение сторон конфликта. Ее цель -закрепить конструктивные позиции и скорректировать деконструктивные, что должно обусловить снижение накала конфликта вплоть до его ликвидации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как педагогический метод медиация привлекает тем, что дает возможность содержательного осмысления концепции посредничества в процессе решения

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

конфликтов в образовательной среде. Позволяет выстраивать траекторию доверия во взаимодействии как между обучающимися, так и между обучаемыми, а также между этими группами. В военном вузе медиация позволит сохранить с одной стороны, традиционализм образовательной и воспитательно среды, а с другой, направит ее вектор на гуманизацию.

В качестве медиатора должен выступить офицер курса как старший по званию и опытный воспитатель. В тоже время медиация, не основанная на принуждении, позволит курсантам первого года обучения самоорганизовываться в группы по интересам во внеучебное время и самостоятельно регулировать решение возникающих проблем.

Обоюдная заинтересованность в решении конфликтных ситуаций должна инициировать формирование доверительных отношений не только конфликтеров с медиатором, но и самих конфликтующих сторон, а также с peer-mediation группой. Концептуальными основаниями медиации в образовательной сфере являются следующие.

1. Медиация как педагогический метод применяется в случае отсутствия перевеса одной стороны над другой, когда конфликт имеет перспективу стать долговременным, при этом моральный ущерб одной из сторон выше, чем у оппонирующей стороны.

2. Медиация ставит в приоритет интересы пострадавшей стороны, однако определяет ее долю ответственности за сложившуюся конфликтную ситуацию.

3. Индивидуальная работа является составной частью медиации, рассматривающей динамику эмоций и чувств пострадавшей стороны, а также уровень принятия обоюдных претензий и возможное развитие конфликта в сторону убывания или нарастания.

4. Функционально медиация направлена на постконфликтное взаимодействие его регулирование, пропедевтику развития нового конфликта.

Медиация является востребованной в условиях современного военного вуза, поскольку обеспечивает возможность педагогу (офицеру курса) напрямую работать с процессами индивидуализации

посредством основной миссии «следования рядом».

Краеугольным камнем методической подготовки урегулирования адаптационных конфликтов курсантов первого года обучения являются методы, посредством которых осуществляется влияние:

1) воздействия на сознание личности: политические дебаты, иллюстрированный рассказ, обсуждение, морализующая беседа и пр.;

2) формирования мировоззрения: упражнение с примерами, нравственно-этический рассказ, антимема и др.;

3) генерирование социально одобряемого поведения: наглядные примеры, проблемные ситуации, аргументы и пр.;

4) инициирования активной деятельности: моральное поощрение, конкурентный поединок, котировка и т.д.

Выводы. Таким образом, решение проблемы адаптационного конфликта посредством инновационного педагогического метода медиации непосредственно связано с целями, преимуществами и недостатками

традиционных, силовых методов решения конфликтов в военном вузе. Акцентируя внимание на медиации в системе военного образования, заметим, что одной из важных ее задач является создание безопасной среды и формирование на этой базе внутреннего чувства защищенности, стабильности.

Как образовательно воспитательный процесс медиация интегрирует усилия всех субъектов - участников конфликта: курсантов, педагогов и офицеров. Преимуществом применения данного метода является то, что интеграция медиативной деятельности «в образовательном

учреждении не требует новых кадровых единиц», однако требует специальной профессиональной подготовки и повышения

психолого-педагогической грамотности преподавателей и офицеров военного вуза.

Представленное исследование не претендует на законченность и

окончательность сделанных выводов. Оно определяет вектор дальнейшего теоретико-экспериментального исследования.

Corresponding Author: Mosina Oksana, Ph.D., Associate Professor, Chair, Department of general and social pedagogy, Kuban State University, Krasnodar

E-mail: kuvshinovaoa@mail.ru

Ответственный за переписку: Мосина Оксана Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар

E-mail: kuvshinovaoa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.