Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ФАКТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ'

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ФАКТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОЕННОГО ВУЗА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА / ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунов Николай Николаевич, Хазова Снежана Александровна

Обеспечение высокого качества военно-профессионального образования в значительной степени связано с оптимальными характеристиками профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов. Качественные и количественные показатели эффективности труда военных педагогов, совокупность определяющих его факторов и условий задают спектр ориентиров для построения системы повышения качества самого образовательного процесса. В психолого-педагогической науке в настоящее время существуют разные мнения относительно компонентов, критериев, показателей качества профессионально-педагогической деятельности. Интегральным можно считать представление, что качество профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза есть характеристика ее продуктивности, результативности, эффективности, степени соответствия содержания и процесса, результатов нормативным требованиям государства и общества, полноты и степени достижения образовательно-воспитательных целей. Однако специфика оценки качества труда педагогов военных вузов, особенности его критериев и показателей, а также соответствующих факторов достижения высокой эффективности деятельности в полной мере не изучены. Раскрыты характеристики профессионально-педагогической деятельности преподавателя военно-учебного заведения и факторы их достижения. Подробно рассмотрены критерии и показатели качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов: прямые (характеризуют самих педагогов, их личность, деятельность) и косвенные (характеризуют личность и деятельность курсантов); по интервалу оценивания - текущие (характеризуют результаты педагогов / курсантов в процессе образовательного периода) и итоговые (характеризуют результаты педагогов / курсантов по окончании образовательного периода). В качестве обязательной составляющей профессиональной деятельности преподавателя, дополняющей педагогическую, раскрыты особенности научно-исследовательской деятельности, понимание ориентировочного состава компетентностных факторов, обобщенно характеризующих когнитивно-операциональную сторону личности педагогов, мотивационно-ценностных факторов, обобщенно характеризующих аксиолого-аффективную сферу личности военного педагога. Факторы обеспечения качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, описанные современными учеными в области военной педагогики, полностью соотносятся с теоретически выявленными нами критериями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трунов Николай Николаевич, Хазова Снежана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY CRITERIA FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY OF MILITARY UNIVERSITY TEACHERS AND FACTORS OF THEIR ACHIEVEMENT

Ensuring the high quality of military vocational education is largely associated with the optimal characteristics of the professional pedagogical activities of teachers of military universities. Qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of the work of military teachers, a set of factors and conditions that determine it, set a range of guidelines for building a system for improving the quality of the educational process itself. In psychological and pedagogical science, there are currently different opinions regarding the components, criteria, and indicators of the quality of professional pedagogical activity. Integral can be considered the idea that the quality of the professional pedagogical activity of a teacher of a military university is a characteristic of its productivity, effectiveness, efficiency, the degree of compliance of the content and process, results with the regulatory requirements of the state and society, the completeness and degree of achievement of educational and upbringing goals. However, the specifics of assessing the quality of work of teachers of military universities, the features of its criteria and indicators, as well as the corresponding factors for achieving high performance efficiency have not been studied to the full. The paper reveals the characteristics of the professional pedagogical activity of a teacher of a military educational institution and the factors of their achievement. The criteria and indicators of the quality of professional and pedagogical activity of teachers of military universities are considered in detail. Those include direct (characterize the teachers themselves, their personality, activity) and indirect (characterize the personality and activity of cadets); current - by the assessment interval - (characterize the results of teachers / cadets during the educational period) and final (characterize the results of teachers / cadets at the end of the educational period). As an obligatory component of the teacher's professional activity, complementing the pedagogical, the features of research activities are disclosed: understanding of the tentative composition of competence-based factors that characterize in general the cognitive-operational side of the personality of teachers, and motivational-value factors that characterize the axiological-affective sphere of the personality of a military teacher. The factors ensuring the quality of professional and pedagogical activities of teachers of military universities, described by modern scientists in the field of military pedagogy, fully correlate with our theoretically identified criteria.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ФАКТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ»

Научная статья

УДК 378.124:355.23 ББК 74.480:68.43 Т 78

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-114-122

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ФАКТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

(Рецензирована)

Николай Николаевич Трунов1, Снежана Александровна Хазова2 н

краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко, г. Краснодар, Россия

2Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

4nn-888@yandex.ru

2 ш snkhazova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5652-6269

Аннотация. Обеспечение высокого качества военно-профессионального образования в значительной степени связано с оптимальными характеристиками профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов. Качественные и количественные показатели эффективности труда военных педагогов, совокупность определяющих его факторов и условий задают спектр ориентиров для построения системы повышения качества самого образовательного процесса. В психолого-педагогической науке в настоящее время существуют разные мнения относительно компонентов, критериев, показателей качества профессионально-педагогической деятельности. Интегральным можно считать представление, что качество профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза есть характеристика ее продуктивности, результативности, эффективности, степени соответствия содержания и процесса, результатов нормативным требованиям государства и общества, полноты и степени достижения образовательно-воспитательных целей. Однако специфика оценки качества труда педагогов военных вузов, особенности его критериев и показателей, а также соответствующих факторов достижения высокой эффективности деятельности в полной мере не изучены.

Раскрыты характеристики профессионально-педагогической деятельности преподавателя военно-учебного заведения и факторы их достижения. Подробно рассмотрены критерии и показатели качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов: прямые (характеризуют самих педагогов, их личность, деятельность) и косвенные (характеризуют личность и деятельность курсантов); по интервалу оценивания - текущие (характеризуют результаты педагогов / курсантов в процессе образовательного периода) и итоговые (характеризуют результаты педагогов / курсантов по окончании образовательного периода).

В качестве обязательной составляющей профессиональной деятельности преподавателя, дополняющей педагогическую, раскрыты особенности научно-исследовательской деятельности, понимание ориентировочного состава

компетентностных факторов, обобщенно характеризующих когнитивно-операциональную сторону личности педагогов, мотивационно-ценностных факторов, обобщенно характеризующих аксиолого-аффективную сферу личности военного педагога. Факторы обеспечения качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, описанные современными учеными в области военной педагогики, полностью соотносятся с теоретически выявленными нами критериями.

Ключевые слова: военный вуз, преподаватель военного вуза, военно-профессиональная деятельность, профессионально-педагогическая деятельность, качество профессионально-педагогической деятельности, критерии качества профессионально-педагогической деятельности военного педагога, показатели качества профессионально-педагогической деятельности военного педагога, факторы качества профессионально-педагогической деятельности, личность военного педагога.

Для цитирования: Трунов Н.Н., Хазова С.А. Критерии качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов и факторы их достижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1 (293). С. 114-122. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-114-122.

Original Research Paper

QUALITY CRITERIA FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY OF MILITARY UNIVERSITY TEACHERS AND FACTORS OF THEIR ACHIEVEMENT

Nikolay N. T runov1, Snezhana A. Khazova2 H

1Krasnodar Higher Military School, Krasnodar, Russia

2Kuban State University, Krasnodar, Russia

1 tnn-888@yandex.ru

2 ш snkhazova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5652-6269

Abstract. Ensuring the high quality of military vocational education is largely associated with the optimal characteristics of the professional pedagogical activities of teachers of military universities. Qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of the work of military teachers, a set of factors and conditions that determine it, set a range of guidelines for building a system for improving the quality of the educational process itself. In psychological and pedagogical science, there are currently different opinions regarding the components, criteria, and indicators of the quality of professional pedagogical activity. Integral can be considered the idea that the quality of the professional pedagogical activity of a teacher of a military university is a characteristic of its productivity, effectiveness, efficiency, the degree of compliance of the content and process, results with the regulatory requirements of the state and society, the completeness and degree of achievement of educational and upbringing goals. However, the specifics of assessing the quality of work of teachers of military universities, the features of its criteria and indicators, as well as the corresponding factors for achieving high performance efficiency have not been studied to the full.

The paper reveals the characteristics of the professional pedagogical activity of a teacher of a military educational institution and the factors of their achievement. The criteria and indicators of the quality of professional and pedagogical activity of

teachers of military universities are considered in detail. Those include direct (characterize the teachers themselves, their personality, activity) and indirect (characterize the personality and activity of cadets); current - by the assessment interval -(characterize the results of teachers / cadets during the educational period) and final (characterize the results of teachers / cadets at the end of the educational period).

As an obligatory component of the teacher's professional activity, complementing the pedagogical, the features of research activities are disclosed: understanding of the tentative composition of competence-based factors that characterize in general the cognitive-operational side of the personality of teachers, and motivational-value factors that characterize the axiological-affective sphere of the personality of a military teacher. The factors ensuring the quality of professional and pedagogical activities of teachers of military universities, described by modern scientists in the field of military pedagogy, fully correlate with our theoretically identified criteria.

Keywords: military university, teacher of a military university, military-professional activity, professional pedagogical activity, quality of professional pedagogical activity, quality criteria for professional pedagogical activity of a military teacher, quality indicators of professional-pedagogical activity of a military teacher, quality factors of professional pedagogical activity, the personality of a military teacher.

For citation: Trunov N.N., Khazova S.A. Quality criteria for professional pedagogical activity of military university teachers and factors of their achievement// Bulletin of Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2022. Issue 1 (293). P. 114-122. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-114-122.

Введение. Характеристики профессионально-педагогической деятельности преподавателей играют определяющую роль в определении системы мер по повышению качества образовательного процесса в военном вузе [1, 2 и др.]. В соответствии с современными научными представлениями качество профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза можно трактовать как характеристику ее продуктивности, результативности, эффективности, степени соответствия содержания и процесса, результатов нормативным требованиям государства и общества, полноты и степени достижения образовательно-воспитательных целей [3, 4 и др.].

Исследователи, занимающиеся проблематикой критериального описания качества профессионально-педагогической деятельности, предлагают различные способы группировки соответствующих индикаторов. В научных работах, выполненных в русле военной педагогики, критерии качества

профессионально-педагогической деятельности преподавателей военного вуза нередко дифференцируются по двум основаниям:

- по субъектам оценивания выделяют прямые (характеризуют самих педагогов, их личность, деятельность) и косвенные (характеризуют личность и деятельность курсантов как ведущих субъект-объектов педагогической деятельности) критерии;

- по интервалу оценивания раскрывают текущие (характеризуют результаты педагогов / обучающихся в процессе образовательного периода) и итоговые (характеризуют результаты педагогов / обучающихся по окончании образовательного периода) критерии [1, 5, 6 и др.].

Соглашаясь с указанной группировкой критериев как способом их упорядочивания, отметим, что в изменяющихся условиях социума, содержания военно-профессиональной деятельности, содержания и уровня сложности военно-профессионального образования и пр. требуют постоянного уточнения и

конкретизации критерии качества труда военных педагогов как отражение требований общества и профессии к данным специалистам. В настоящее время критериальное описание качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза нуждается в обновлении.

Следующим важным аспектом является определение спектра факторов, обеспечивающих достижение военным педагогом критериальных значений качества деятельности. В науке сложилось достаточно однозначное понимание сущности категории «фактор», заключающееся в рассмотрении его как причины какого-либо явления, непосредственно влияющей на него в целом (на его характер) либо на его отдельные показатели; как движущей силы какого-либо процесса (независимо от вектора движения). То есть в нашем исследовании правомерно понимание факторов как движущих сил (причины), обусловливающих высокое качество профессионально-педагогической деятельности. Отечественными акмеологами А.А. Бодалевым,

A.А Деркачем, Н.В. Кузьминой,

B.Г. Михайловским, В.Н. Новиковым и др. изучались и классифицировались факторы с точки зрения обеспечения профессионализма личности и деятельности. Учеными обосновано и принято положение, вошедшее в концептуальный аппарат акмеологии, согласно которому факторы охватывают спектр внутренних сил, характеристик личности (в отличие от условий, описывающих внешние обстоятельства). Соглашаясь с указанной позицией, считаем актуальным определение спектра факторов, соответствующих уточненным критериям качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза.

Методология исследования. Существующая в науке теоретическая база в области сущности, критериев,

показателей и факторов достижения качества профессиональной деятельности, с одной стороны, и недостаточная конкретизирован-ность и современность этих знаний относительно педагогической деятельности преподавателей военных вузов, с другой стороны, определили цель проведенного исследования: уточнить содержание критериев и показателей качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, определить ключевые факторы обеспечения высокого качества этой деятельности. Достижение указанной цели осуществлялось с применением теоретических методов анализа и синтеза, систематизации и конкретизации. Результаты их использования позволили воспользоваться методом моделирования и разработать систему сопряженных критериев и факторов качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов.

Результаты исследования. Интегрируя существующие подходы, качество профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза можно следующим образом раскрыть в критериях и показателях (таблица 1).

Достижение указанных критериальных показателей обеспечивается внутренними факторами качества профессионально-педагогической деятельности. В целом можно отметить, что подавляющее большинство ученых относят факторы качества профессиональной деятельности либо к компетент-ностной, либо к мотивационно-цен-ностной сферам личности; при этом в представлении разных авторов состав факторов этих групп, во-первых, взаимосвязан, во-вторых, взаимодетерминирован (компетентность как фактор мотивации, интерес как фактор компетентности) (в отдельную группу факторов можно выделить профессионально-важные личностные качества [7, 8, 9

Таблица 1. Критерии и показатели качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов

Table 1. Criteria and quality indicators of professional pedagogical activities of military university teachers

Текущие (процессуальные) Итоговые (результирующие)

Прямые (внутренняя оценка преподавателей)

Функциональность выполнения должностных функций (научно-исследовательской, учебно-методической, преподавательской, воспитательной). Интегративность (функциональная, общекультурная и профессиональная, актуальности и перспективности целей-результатов образования; труда и саморазвития). Активность (функциональная; самообразовательная и т.п. - вовлеченность в соответствующую деятельность). Результативность (достижение поставленных целей, реализация запланированных средств и методов, мероприятий). Адекватность (мобильная разумная современность содержания, средств и методов, их адекватный выбор в соответствии с образовательными задачами и ситуациями) (соответствие самостоятельно поставленных образовательных целей и задач нормативно заданным требованиям; соответствие реализуемых средств, методов, стратегий образовательной деятельности ее целям и задачам, специфике контингента, особенностям образовательной организации; соответствие содержания образования современному уровню развития науки и профессиональному контексту). Самостоятельность и оптимальная инноваци-онность (целеполагания, проектирования и конструирования, организации, реализации). Коммуникативность (организация учебного, воспитательного взаимодействия с курсантами и коллегами). Внутренняя детерминированность деятельности и саморазвития: - стремление к педагогическим (функциональным) достижениям, к саморазвитию; - профессионально-педагогическая ответственность. Эффективность деятельности и саморазвития: - достижения преподавателей (научный статус и рост, карьерный статус и рост и т.п.); - поддержание / повышение профессиональной компетентности; - поддержание / повышение военно- педагогической направленности; - авторитетность (для студентов и коллег). Стабильность деятельности и ее совершенствования: - систематичность положительных сдвигов или положительных оценок в направленности и компетентности. Удовлетворенность: - своей профессиональной ролью и статусом; - педагогическим взаимодействием.

Косвенные (внешняя оценка курсантов)

Результативность - текущая успеваемость курсантов. Активность (познавательная, научная, культурная...) - вовлеченность курсантов в деятельность. Эффективность: - достижения курсантов (итоговая успеваемость курсантов (ГИА), научные достижения (защита диплома);

Продолжение таблицы 1

Самостоятельность курсантов (познавательная, научная, культурная...). Адекватность - нормативность поведения курсантов.

Внутренняя детерминированность (нормативного поведения, познавательной, научной и др. активности).

- морально-психологическая характеристика (комплексное профессионально-психологическое тестирование или морально-волевые характеристики, воспитанность; профессиональная направленность). Стабильность:

- систематичность текущих положительных оценок курсантов (анализ зачеток);

- систематичность текущих положительных оценок курсантов (анализ зачеток). Удовлетворенность:

- работодателей выпускниками (экспертная оценка);

- выпускников профессиональным выбором и образованием.

и др.], которые выходят за рамки предмета и замысла нашего исследования). В связи с этим, резюмируя результаты теоретического иссследования, определим ориентировочный состав компетентност-ных и мотивационно-ценностных факторов обеспечения качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов.

1. Компетентностные факторы, обобщенно характеризующие когнитивно-операциональную сторону личности педагогов:

— знания в области преподаваемой дисциплины; современных действенных методов преподавания; сущности, специфики военно-профессиональной деятельности, ее влияния на выбор содержания и методов обучения и воспитания; воспитания и развития личности курсантов в соответствии с требованиями государства, общества, профессии; самоподготовки, саморазвития и т.п.;

- умения и навыки в области: практической реализации методов обучения; практической реализации методов воспитания; организации учебно-воспитательного

процесса; организации процесса самосовершенствования; самоанализа и самокоррекции деятельности; разумной инновационности;

- осознание и принятие, учет в работе: сущности и специфики образовательной деятельности в военном вузе, специфики военной профессии и субъектов военно-профессионального образования;

- общая эрудиция и культура общения и др.

2. Мотивационно-ценностные факторы, обобщенно характеризующие аксиолого-аффективную сферу личности военного педагога:

- установка на профессиональное самосовершенствование и самообразование;

- удовлетворенность трудом, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью;

- трудовая мотивация, мотивация достижения;

- позитивное отношение к педагогическому труду, положительная мотивация педагогической деятельности;

- адекватные педагогической профессии ценностные ориентации;

- профессионально-ориентированные интересы и потребности;

Таблица 2. Соответствие факторов и критериев качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военного вуза

Table 2 . Conformity of factors and quality criteria for professional and pedagogical activity of military university teachers

Критерии Факторы

Прямые текущие критерии

Функциональность Владение функциональными (предметными, методическими, исследовательскими, воспитательными) знаниями и умениями

Интегративность Системность знаний и умения ими пользоваться (функциональными, целепостановочными, самообразовательными и пр.); военно-профессиональная контекстность знаний и умения ее реализовать; принятие специфики образовательной деятельности в военном вузе (осознание этих особенностей и признание их разумности, целесообразности); общая эрудированность

Активность Заинтересованность, профессиональный долг и ответственность, способность к самоорганизации, стремление к самореализации

Результативность Целеполагание, самоорганизация, целеустремленность, профессиональная ответственность, профессиональная позиция, актуализация жизненного и профессионального опыта

Адекватность Критичность мышления, аналитичность, знание нормативных требований всех уровней, знание предмета, контекста, сопряженных наук

Самостоятельность и оптимальная инновационность Субъектность, гибкость мышления, креативность, способность к самоорганизации, к самореализации

Коммуникативность Владение знаниями и умениями в области организации учебного, воспитательного процессов, взаимодействия с коллегами

Внутренняя детерминированность деятельности и саморазвития Позитивное отношение к педагогическому труду, положительная мотивация педагогической деятельности, адекватные педагогической профессии ценностные ориентации. Ценностное отношение к содержанию, процессу, результатам деятельности, признание общественной значимости труда установка на профессионально-педагогическое самосовершенствование стремление к карьере, должностному росту, научному росту. Сопричастность к профессиональному сообществу

Прямые итоговые критерии

Эффективность деятельности и саморазвития Установка на саморазвитие, стремление к достижениям, рефлексия

Стабильность деятельности и ее совершенствования Профессиональная ответственность, самообразовательная активность, рефлексия

Удовлетворенность Ценностное отношение к труду, к целям и результатам деятельности, содержанию и процессу деятельности, содержанию и результатам саморазвития.

- профессиональная субъект-ность и гражданская позиция, профессиональный долг и др.

Теоретический анализ научной литературы и логический анализ сделанных выводов позволяет заключить, что описанные современными учеными в области военной педагогики факторы качества профессиональной деятельности полностью соотносятся с теоретически выявленными нами критериями - внешними (операциональными, когнитивными) и внутренними (лич-ностно-психологическими) показателями этого качества (таблица 2).

Можно видеть, что факторы относятся исключительно к прямым критериям. Причем, на наш взгляд, прямые текущие критерии могут выступать факторами для прямых итоговых критериев. Кроме того,

прямые текущие и итоговые критерии могут также играть детермина-ционную роль для косвенных (предположительно, текущих) критериев. Однако для того, чтобы убедиться в этом, необходимо провести дополнительный анализ.

Сопряжение критериев (критериальных показателей) качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов и факторов их актуализации / развития позволит, на наш взгляд, определить спектр педагогических условий управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, целенаправленно изменяющих конкретные группы показателей через воздействие на соответствующие им факторы.

Примечания:

1. Акиндинов В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации: дис ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2005. 453 с.

2. Вылугин В.В., Куприянов Г.П., Чекинов С.Г. Проблемы военного образования в России на современном этапе // Вестник академии военных наук. 2011. № 3 (36). С. 112-118.

3. Ахмедов В.Х. Развитие профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов в ходе подготовки и повышения квалификации: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2015. 25 с.

4. Белин Н.А., Плотникова Е.Г., Цариев Е.А. Содержание профессиональной компетентности и ключевые компетенции успешной деятельности преподавателя военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. N° 1. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=26129 (дата обращения: 06.11.2020).

5. Викулина М.А., Безукладников К.Э. Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования // Вестник ПГГПУ. Сер. 1: Психологические и педагогические науки. 2014. С. 28-39.

6. Евгеньев Д.Н. Реализация педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей военных вузов: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2014.

7. Леус О.В. Квалиметрический мониторинг профессионального мастерства учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Краснодар, 2020. 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Назарова С.И. Оценка качества педагогической деятельности работников общего и профессионального образования: инструментарий и технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 15-25.

9. Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193319246&archive=1195596940&sta rt from=&ucat=&

References:

1. Akindinov V.A. Improving the efficiency of the teaching staff of the higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.08. M., 2005. 453 pp.

2. Vylugin V.V., Kupriyanov G.P., Chekinov S.G. Problems of military education in Russia at the present stage // Bulletin of the Academy of Military Sciences. 2011. No. 3 (36). P. 112-118.

3. Akhmedov V.Kh. Development of professional skills and abilities among teachers of military universities in the course of training and advanced training: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08.. M., 2015. 25 pp.

4. Belin N.A., Plotnikova E.G., Tsariev E.A. The content of professional competence and key competencies of the successful activity of a teacher of a military university // Modern problems of science and education. 2017. No. 1; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=26129 (date of access: 06.11.2020).

5. Vikulina M.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical qualimetry and its role in determining the quality of education // Bulletin of PGGPU. Ser. 1: Psychological and pedagogical sciences. 2014. P. 28-39

6. Evgenyev D.N Implementation of pedagogical monitoring of the professional activity of teachers of military universities: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.08. M., 2014.

7. Leus O.V Qualimetric monitoring of the teacher's professional skill: Diss. abstract for the Candidate of Pedagogy degree: 13.00.08. Krasnodar: Kuban State University, 2020. 26 pp.

8. Nazarova S.I. Assessment of quality of pedagogical activity of workers of general and professional education: tools and technology // Education Management: Theory and Practice. 2015. No. 3 (19). P. 15-25.

9. Litvinenko E.V. Qualimetric approach to determining the quality of management of an educational institution [Electronic resource]. Access mode: https://portalus.ru/ modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193319246&archive=119 5596940&start_from=&ucat=&

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 28.11.2021; одобрена после рецензирования 12.12.2021; принята к публикации 26.12.2021.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 28.11.2021; approved after reviewing 12.12.2021; accepted for publication 26.12.2021.

© Трунов Н.Н., Хазова С.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.