УДК [378:001.891]:355-055.2 ББК 74.480 Т 77
И.В. Трубачев
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, 14 кафедра «Конструкции и эксплуатации самолетов и двигателей», Краснодар, Россия, [email protected]
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК
(Рецензирована)
Аннотация. Формулируются и обосновываются научные подходы в определении принципов и организационно-педагогических условий процесса оптимизации образовательного процесса в военных вузах, обеспечивающего повышение эффективности учебной адаптации девушек-курсантов, а также конкретные средства и методы ее осуществления. Актуальность выбора методологических подходов обосновывается необходимой для качества образования эффективной адаптации с учетом специфичности условий образовательной среды военного вуза, а также тем, что набор девушек в военные вузы стал происходить сравнительно недавно. В данном аспекте приведены ведущие теоретические положения, характеризующие сущность педагогической оптимизации и критерии оптимальности при моделировании процесса оптимизации жизнедеятельности обучаемых. Рассматриваемые смысловые содержания ряда научных подходов, имеющих на своем вооружении представленные сходные причинно-следственные связи, позволяют целенаправленно выделить необходимую и достаточную совокупность определяющих методологических принципов и максимально конкретизировать их сущность применительно к нашему исследованию.
Ключевые слова: научный подход, педагогическая оптимизация, военный вуз, девушки-курсанты, образовательная среда.
I.V. Trubachev
Hero of the Soviet Union A.K. Serov Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Department 14 "Design and Operation of Aircraft and Engines", Krasnodar, Russia, [email protected]
SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROCESS OF OPTIMIZING THE LIFE OF FEMALE CADETS
Abstract. Scientific approaches are substantiated in determining the principles and organizational and pedagogical conditions of the process of optimizing the educational process in military universities, which ensures effective educational adaptation of female cadets and specific means and methods for its implementation. The relevance of the choice of methodological approaches is justified by the effective adaptation necessary for the quality of education, taking into account the specificity of the educational environment of a military university, as well as the fact that the recruitment of girls to military universities began to occur relatively recently. In this aspect, leading theoretical provisions characterizing the essence of pedagogical optimization and optimality criteria in modeling the process of optimizing the life activity of trainees are presented. The considered semantic contents of a number of scientific approaches, which have presented similar causal relationships in service,
allow us to purposefully highlight the necessary and sufficient set of defining methodological principles and to specify their essence as much as possible in relation to our research.
Keywords: scientific approach, pedagogical optimization, military university, female cadets, educational environment.
Необходимость в педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек определяется сложившимся в обществе в военно-профессиональном образовании системным противоречием между заявленными требованиями государства, объективной потребностью общества, интересами личности в обеспечении эффективности образования девушек - курсантов военных вузов и недостаточностью научных знаний о направлениях, средствах и методах оптимизации их жизнедеятельности в специфических образовательных условиях военного вуза как фактора достижения этой эффективности [1, 2, 3, 4]. Указанное противоречие обусловливает актуальность проблемы определения структуры и содержания педагогического процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек в образовательной среде военного вуза.
Проектирование (моделирование) процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек требует концептуальной, ценностно-ориентационной определенности, на основе которой возможно далее осуществить обоснование его организационно-содержательных, методических, технологических аспектов. Такими концептуальными основаниями выступают методологические подходы, являющиеся ведущими для предметного поля исследования. Совокупность педагогических условий, создание которых обеспечит эффективность моделируемого процесса, определяется спектром и сущностью этих подходов [5, 6, 7, 8].
Методологические ориентиры процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек в образовательной среде военного вуза определяются исходя из ключевых
феноменов исследования - их сущности, содержания, известных в науке механизмов, закономерностей формирования и развития и т.п. Такими конструктами правомерно являются базовые для конкретных исследовательских целей научные подходы, задающие ряд методологических принципов. Исходя из нашего исследования, ориентировочно можно определить следующие базовые методологические подходы.
1. «Оптимизация» как суть моделируемой деятельности, которая является основанием для определения оптимизационного подхода.
2. «Курсанты-девушки» как специфическая группа субъектов образования, для которой моделируется система, обусловливает выделение гендерного и акмеологического подходов.
3. «Жизнедеятельность» как предмет оптимизации, задает спектр подходов, а именно: сущность жизнедеятельности - социально-ролевой, социокультурный, деятельностный; условия протекания жизнедеятельности - средовый, контекстный. Однако полученная совокупность подходов является избыточной, поскольку социокультурный, социально-ролевой и контекстный подходы частично отражены в средовом и де-ятельностном, частично - в некоторых подходах, выделенных исходя из других оснований (акмеологиче-ский). В свою очередь, деятельност-ный подход описывается положениями средового и акмеологического, а также здоровьесберегающего и адаптационного подходов. Поэтому по основанию ключевого понятия «жизнедеятельность» оставляем средовый подход; а контекстный и деятельностный, социально-ролевой и социокультурный будут отражены как методологические принципы.
4. «Оптимальность жизнедеятельности» как целевой результат моделируемой системы, ориентирует на адаптационный и здоровьесбе-регающий подходы, а также на ак-меологический подход, задающий профессионально-ориентированные критерии моделируемого процесса (можно видеть, что акмеологиче-ский подход в нашем исследовании несет двойную нагрузку) (таблица 1).
(1) Оптимизационный подход. Ориентирует, исходя из принятого понимания сущности феноменов «оптимальный» и «оптимизация», на цели и концептуальное содержание деятельности. В качестве цели предлагается рассматривать достижение наилучшего результата в конкретных условиях. Базовыми, сущностными принципами, на которых зиждется оптимизационный подход, являются неразделимые принципы результативности и эр-гономичности, выражающие суть подхода - ситуационно заданная (внешними и внутренними условиями, ресурсами) максимализация результата при минимализации затрат (в широком смысле) [9]. По сути, практически все исследователи именно эти принципы анализируют с разных позиций, в разной семантике, либо уточняя их сущность, либо раскрывая способы достижения
Охарактеризуем вышеназванные методологические подходы в контексте предмета нашего исследования. Поскольку оптимизационный, адаптационный, средовый, здоровьесберегающий и гендерный подходы были достаточно полно описаны при рассмотрении соответствующих ключевых понятий, а остальные подходы широко известны, приведем их тезисное описание.
оптимальности образовательного процесса: оптимальность как разумность, рациональность, чувство меры, эргономичность всех компонентов образовательного процесса [9]. Оптимальность системы по критерию ее эффективности определяется экономностью («способность обеспечить достижение цели (разрешение актуального противоречия) с минимальными в данных условиях ресурсными затратами»), результативностью («в экстремальном случае - способность достижения максимальных результатов при фиксированных затратах») и надежностью («вероятность достижения системой заданной цели в определённых условиях среды») [10]. При решении образовательно-воспитательных задач опора на оптимизационный подход обеспечивает реализацию адаптивной, культурологической, прогностической, акмеологической и др.
Таблица 1
Методологические подходы и основания их выбора
Что делаем? Для кого действуем?
Оптимизируем жизнедеятельность Девушки - курсанты
Оптимизационный Средовый подход подход Гендерный Акмеологический подход подход
Чего добиваемся?
Адаптация к новым условиям Сохранение и укрепление здоровья Формирование профессиональной направленности
Адаптационный подход Здоровьесберегающий подход Акмеологический подход
функций. Его реализация в системе образования основывается на принципах: вариативности и сочетательности (методического и технологического обеспечения образовательной деятельности); восприимчивости (к инновациям, к изменяющимся условиям); доступности (соответствия содержания образования индивидуальным возможностям субъектов); индивидуализации (прогнозирования и жизненно-профессионального целепостроения); рефлексивности (содержания и результатов жизнедеятельности); интраактивности и интерактивности (педагогического взаимодействия, методико-техно-логического обеспечения жизнедеятельности) и др. [11].
(2) Гендерный подход. Гендерный подход ориентирует образование на учет, прежде всего, способностей и возможностей личности, независимо от ее половой принадлежности. Он предполагает разработку и реализацию системы мер, обеспечивающих смягчение различий между полами через поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности, а также создающих условия для отхода от традиционных стереотипов [12]. Учеными в контекстных исследованиях, прямо или косвенно, определяются принципы, базовые для становления сущности гендерного подхода (индивидуального, личностного-ориентированного, полоролевого подходов и др.), а также имманентные принципы ген-дерного подхода к образованию:
- гармоничное сочетание природных (психофизиологических) и социальных (социально-ролевых, лич-ностно-психологических) качеств как основание для определения образовательных / профессиональных / жизненных целей и способов их достижения;
- целесообразное игнорирование/нивелирование ограничительных социальных стереотипов относительно гендерно-ролевых статусов, позиций, видов деятельности; возможное использование
существующих гендерных стере -отипов в пользу субъекта для развития его личных склонностей и способностей;
- целесообразный учет и опора на полоролевые (гендерные, половые) особенности при организации межполового, межролевого и пр. взаимодействия;
- гармонизация традиционных и современных, профессиональных и жизненных, целевых установок, мотивов, ориентиров женщин и др. [12, 13, 14].
(3) Средовый подход. С педагогических позиций применительно к человеку среда представляет собой совокупность условий и влияний, окружающих его, причем личность (субъект) является для среды системообразующим фактором. Сущностными характеристиками образовательной среды, определяющими принципы средового подхода в педагогике, выступают:
- косвенность воздействий на субъектов;
- направленность на достижение системного эффекта посредством интеграции разнообразных (по направлениям, средствам, методам и пр.) воздействий;
- ориентация на гармоничность социокультурной адаптации и творческой индивидуализации субъектов; на взаимную культурную адаптацию человека и окружающего мира; индивидуальных и коллективных ценностей и интересов;
- индивидуализированность воздействий, обусловленная специфичностью восприятия каждым субъектом содержания, средств и интенсивности средовых воздействий;
- функциональное обеспечение интегративности влияний и воздействий на субъектов образования для достижения цели, адаптивности, социокультурной адекватности, лич-ностно-профессионального развития [8, 15].
Таким образом, обобщенными базовыми принципами оптимизации жизнедеятельности
курсантов-девушек, задаваемыми положениями средового подхода, выступают: субъектность, интегра-тивность, вариативность, контекст-ность, личностная ориентация, интерактивное взаимодействие, социокультурная ориентация.
(4) Акмеологический подход. Ориентирует на обеспечение усиления профессиональной мотивации, актуализацию и развитие творческого потенциала, всех значимых личностных ресурсов студентов для достижения ими успеха в профессиональной деятельности. При этом важно учитывать, что профессионализм деятельности вне практической деятельности не может полноценно развиваться, поэтому, во-первых, в период обучения в вузе следует ориентироваться на формирование направленности на полноценное освоение и самореализацию в профессии, во-вторых, расширять деятельностное содержание образования, повышать контекстность деятельности. К основным акмео-логическим принципам относятся: комплексность, системность, субъ-ектность, активность, детерминизм, развитие, единство человека и деятельности, гуманизм.
(5) Адаптационный подход. Адаптационный подход, как методологический ориентир деятельности, в педагогике целостно не представлен. Преимущественно феноменология теории адаптации (медицинского, психологического, биологического контекста) используется для критериального обеспечения образования, педагогических систем (критерии эффективности педагогического процесса, индикаторы экспертизы образовательной среды и пр.), в том числе как основание для определения ключевых направлений и ограничительных условий деятельности. В целом, не претендуя на разработку нового методологического подхода, считаем возможным уточнить специфическое содержание, значение положений теории адаптации применительно к
образовательному процессу военного вуза и жизнедеятельности курсантов-девушек [13, 14]. Адаптационный подход в образовании можно представить совокупностью принципов: системности (интегративно-сти), активности и проактивности деятельности, гармоничности, оптимальности, здоровьесбережения, индивидуально-личностной ориентированности, дифференциации, социальной обусловленности, куль-туросообразности и природосообраз-ности, нестандартности.
(6) Здоровьесберегающий подход. Аналогично адаптационному подходу подход здоровьесберега-ющий, исходя из существующей степени его разработанности, целесообразно рассматривать как метапринцип. Он обобщенно характеризует идеи и положения концепции сохранения здоровья применительно к педагогической реальности. Эти положения анализируются и детализируются современными учеными в психолого-педагогическом дискурсе. Так, например, Г.П. Мещерякова исследует вопросы организационно-педагогического обеспечения реализации здоровьесберегающих технологий в образовании. Определяя целью не просто сохранение здоровья обучающихся, а формирование у них культуры здорового образа жизни, установок и способностей самостоятельно проектировать образ жизни, способствующий здоровьесбережению, автор в качестве исходных базисов проектирования здоровьесберегающей образовательной среды называет взаимосвязанные гуманистический, личностно-ориентированный подходы и принцип индивидуализации. В целом анализ научных теорий и их педагогическая интерпретация позволяют утверждать, что здоровьесберегающий подход ориентирует на реализацию в образовании следующих принципов: аксиологичности, активности, субъектности, интегративности
(системности и комплексности), внешней и внутренней детерминированности, гармоничности.
Семантика выделенных подходов, представленность в некоторых из них сходных положений, следствий, принципов и т.д. позволяет
выделить необходимую и достаточную совокупность определяющих методологических принципов и максимально конкретно определить их сущность применительно к нашему исследованию. Некоторые из выделенных принципов
Таблица2
Научные подходы к процессу оптимизации
^^^Базовые подходы Принципы ^^^^ Оптимизационный Гендерный Средовый Адаптационный Здоровье-сберегающий Акмео-логический
Эргономичность + + +
Взаимного активного и проактивного приспособления + + + + +
Гармоничности (гармонизации) + + + +
Индивидуализации и дифференциации + + +
Интегративности (системности) + + + +
Вариативность + + +
Разнообразие + +
Гибкость + +
Культуросообразность + + +
Природосообразность + + +
Целесообразность + + +
Личностной ориентированности + + + + +
Субъектности + + + +
Активности личности + + + + +
Эмоциональной насыщенности + +
Социально-ролевой ориентации содержания + + +
Взаимодействия + + +
Гуманизации + + +
Креативности + +
Ситуационно-проблемного содержания + +
Рефлексивности + + +
можно рассматривать как частный случай или конкретизацию других принципов (более высокого порядка). Так, например, принцип личностной ориентированности реализуется в том числе через индивидуально-дифференцирован-ную деятельность. Это позволяет сократить число принципов, охарактеризовав оставшиеся, в том числе и через принципы, изначально выделенные, но «поглощенные» более фундаментальными. При этом каждый из оставшихся принципов раскрывается с позиции нескольких концептуальных для работы подходов (что отражено в таблице 2).
Повторим, что все принципы составляют содержание нескольких методологических подходов. При этом один и тот же принцип, будучи проявлением одного подхода, может выступать как некий ценностно-целевой ориентир проектируемого процесса, а экстраполируясь через другой подход, - как ориентир для отбора содержания, средств, методов
и т.д. Некоторые принципы несут исключительно содержательно-технологическую нагрузку (в контексте нашего исследования) - это принципы рефлексивности, интегратив-ности, индивидуально-дифференцированный, социально-ролевой, ситуационно-проблемный, принцип взаимодействия. А принципы эрго-номичности и субъектности являются исключительно ценностно-целевыми ориентирами.
Кроме того, ряд принципов представляет собой частные случаи других принципов из данного спектра (например, личностная ориентированность как аспект гуманизации). Поэтому требуется контекстная (в соответствии с сущностью нескольких подходов) конкретизация принципов. Это в дальнейшем позволит определить необходимые и достаточные требования к организации процесса оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек как содержание системы соответствующих организационно-педагогических условий.
Примечания:
1. Вернигорова Е.В. Гендерные особенности образовательного процесса в военном вузе: постановка проблемы. URL: https://scienceforum.ru/2012/ article/2012002055 (дата обращения: 15.12.2020 ).
2. Медяева М.А. Особенности гендерного подхода к реализации образовательного процесса в военных вузах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-gendernogo-podhoda-k-reaHzatsn-obrazovatelnogo-protsessa-v-voennyh-vuzah-rossii (дата обращения: 09.12.2020).
3. Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2008. 22с.
4. Петровская М.В., Емельяненко А.А. Гендер как детерминанта успешности в образовательном пространстве военного вуза: монография. Ульяновск; М.: Зебра, 2015. 188 с.
5. Клименко А.А., Хазова С.А., Карасева С.А. Самопрезентационная компетентность: содержание и основы формирования: учеб. пособие. Краснодар: Куб-ГАУ, 2018. 164 с.
6. Рубан А.В., Хазова С.А. Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 3 (183). С. 74-80.
7. Ус О.А. Педагогические условия формирования доминантных нравственных качеств подростков во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2018. 26 с.
8. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2011. 44 с.
9. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. 1986. № 11. С. 105-111.
10. Винограй Э.Г. Методологический аппарат системной оптимизации сложных объектов // Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ. 2014. № 1(13). URL: http://vuzirossii.ru/publ/istorija_filosofija/ metodologicheskij _apparat_sistemnoj_optimizacii_slozhnykh_obektov/42-1-0-3450 (дата обращения: 12.12.2020).
11. Алипханова Ф.Н. Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля в вузе (на примере Республики Дагестан): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2010. 40 с.
12. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н. Пулина [и др.] // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 105-112.
13. Гербач Ж.В. Гендерный аспект профессиональной социализации военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис. . канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2004. 24 с.
14. Ожигова Л.Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2000. 24 с.
15. Тарасов С.В. Образовательная среда как ресурс реализации национальной стратегии «Наша новая школа» // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: межвуз. сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2009. С. 8-16.
References:
1. Vernigorova E.V. Gender characteristics of the educational process in a military university: problem statement. URL: https://scienceforum.ru/2012/ar-ticle/2012002055 (date of access: 15.12. 2020).
2. Medyaeva M.A. Features of the gender approach to the implementation of the educational process in military universities of Russia // International Journal of Humanitarian and Natural Sciences. 2019. No. 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ osobennosti-gendernogo-podhoda-k-realizatsii-obrazovatelnogo-protses-sa-v-voennyh-vuzah-rossii (date of access: 09.12. 2020).
3. Mezhuev A.V. Formation of readiness for life in the educational environment of a military university among junior cadets: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Stavropol, 2008. 22 pp.
4. Petrovskaya M.V., Emelyanenko A.A. Gender as a determinant of success in the educational space of a military university: a monograph. Ulyanovsk; M.: Zebra, 2015. 188 pp.
5. Klimenko A.A., Khazova S.A., Karaseva S.A. Self-presentation competence: content and foundations of formation: a manual. Krasnodar: KubGAU, 2018. 164 pp.
6. Ruban A.V., Khazova S.A. Psychological and pedagogical conditions of formation of axiological competence of cadets // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 3 (183). P. 74-80.
7. Us O.A. Pedagogical conditions for the formation of the dominant moral qualities of adolescents in extracurricular activities: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2018. 26 pp.
8. Khazova S.A. Development of a competitive personality in the education system: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2011. 44 pp.
9. Babansky Yu.K. On the didactic basis for increasing the effectiveness of teaching // Public education. 1986. No. 11. P. 105-111.
10. Vinogray E.G. Methodological apparatus for systemic optimization of complex objects // Socio-Humanitarian Bulletin of Kemerovo Institute (branch) of the RSTEU.
2014. No. 1 (13). URL: http://vuzirossii.ru/publ/istorija_filosofija/metodologicheskij _apparat_sistemnoj_optimizacii_slozhnykh_obektov / 42-1-0-3450 (date of access: 12.12.2020).
11. Alipkhanova F.N. System-optimization approach to the professional training of a humanitarian profile teacher at a university (based on the Republic of Dagestan): Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Makhachkala, 2010. 40 pp.
12. Perspectives of gender education in Russia: a teacher's view / I. Kostikova, A. Mitrofanova, N. Pulina [etc.] // Higher education in Russia. 2001. No. 2. P. 105-112.
13. Gerbach Zh.V. Gender aspect of professional socialization of female military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation: Diss. abstract for the Cand. of Sociology degree. Rostov-on-Don, 2004. 24 pp.
14. Ozhigova L.N. Gender interpretation of personality self-actualization in profession: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Krasnodar, 2000. 24 pp.
15. Tarasov S.V. Educational environment as a resource for the implementation of the national strategy of «Our new school» // Interaction of personality, society and education in modern socio-cultural conditions: interuniversity coll. of scientific works. SPb.: LOIRO, 2009. P. 8-16.