Научная статья на тему 'Целевые направления оптимизации образовательного процесса в военном вузе для эффективной учебной адаптации девушек-курсантов'

Целевые направления оптимизации образовательного процесса в военном вузе для эффективной учебной адаптации девушек-курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / ДЕВУШКИ-КУРСАНТЫ / OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL ADAPTATION / MILITARY UNIVERSITIES / FEMALE CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубачев Игорь Вячеславович, Демкина Елена Владимировна

Формулируется проблема поиска оснований для оптимизации образовательного процесса в военных вузах, обеспечивающей повышение эффективности учебной адаптации девушек-курсантов. Актуальность проблемы обосновывается значимостью эффективной адаптации для качества образования, специфичностью условий образования в военных вузах, а также тем, что девушки включены в состав курсантов сравнительно недавно. В данном аспекте приведены ведущие теоретические положения, характеризующие сущность педагогической оптимизации и критерии оптимальности. При этом в состав традиционных и основных критериев оптимальности добавлен еще ряд критериев, выделенных на основе теоретического анализа научной литературы по данной проблематике. В результате так называемые ограничительные критерии оптимальности, в авторском представлении, включили показатели, характеризующие внутреннее состояние мотивационной, ценностной, эмоциональной и др. сфер личности. Указанные показатели соотнесены с личностными факторами эффективной адаптации личности к условиям образования. Раскрыты индикаторы и условия адаптации, в частности, учебной адаптации. Эффективность учебной адаптации теоретически обоснована как возможная цель оптимизации образовательного процесса. В данном контексте выделены показатели, которые свидетельствуют о степени эффективности протекания учебной адаптации: внешние (учебная успеваемость и поведение) и внутренние (психологическое и физическое самочувствие обучающихся, включая их активность и настроение). Кроме того, приведены личностные факторы, обеспечивающие эффективность адаптации к образовательному процессу: учебная мотивация, профессиональная направленность, мотивация профессионального выбора, ценностные ориентации; удовлетворенность учебной деятельностью, выбором профессии, эмоциональный комфорт (отсутствие стресса). Описаны методы и результаты диагностики названных показателей и факторов. На основе полученных результатов определены целевые направления оптимизации образовательного процесса военного вуза, обеспечивающего эффективность учебной адаптации девушек-курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубачев Игорь Вячеславович, Демкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET AREAS OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY UNIVERSITY FOR EFFECTIVE EDUCATIONAL ADAPTATION OF FEMALE CADETS

The paper discusses the problem of finding grounds for optimization of the educational process in military universities in order to increase efficiency of educational adaptation of female cadets. The relevance of the problem is justified by the importance of effective adaptation for the quality of education, by the specificity of educational conditions in military universities, as well as by the fact that girls are included in cadets relatively recently. In this aspect, the leading theoretical provisions characterizing the essence of pedagogical optimization and criteria of optimality are given. At the same time, a number of criteria, which have been identified from theoretical analysis of scientific literature, have been added to the scope of traditional and basic criteria of optimality. As a result, the so-called restrictive criteria of optimality, in the authors’ representation, included indicators characterizing the internal state of motivational, value, emotional and other spheres of personality. These indicators are brought into correlation with personal factors of effective adaptation of the person to educational conditions. Indicators and conditions of adaptation, in particular, educational adaptation are disclosed. The effectiveness of educational adaptation is theoretically justified as a possible goal of optimizing the educational process. In this context, indicators are identified that show the degree of effectiveness of educational adaptation: external (educational performance and behavior) and internal (psychological and physical well-being of students, including their activity and mood). In addition, personal factors ensuring effective adaptation to the educational process are given: educational motivation, professional orientation, motivation of professional choice, value orientation; satisfaction with educational activity, choice of profession, and emotional comfort (absence of stress). Methods and results of diagnostics of mentioned indicators and factors are described. Based on the results obtained, the target areas of optimization of the educational process at the military university, which ensures the effectiveness of educational adaptation of female cadets, have been determined.

Текст научной работы на тему «Целевые направления оптимизации образовательного процесса в военном вузе для эффективной учебной адаптации девушек-курсантов»

УДК 378.14:355 ББК 74.48 Т 77

И.В. Трубачев

Старший преподаватель кафедры 14 «Конструкции и эксплуатации самолетов и двигателей» Краснодарского высшего военного авиационного училища; E-mail: tgarrik@rambler.ru

Е.В. Демкина

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: demkina72@ mail.ru

ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ

ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Формулируется проблема поиска оснований для оптимизации образовательного процесса в военных вузах, обеспечивающей повышение эффективности учебной адаптации девушек-курсантов. Актуальность проблемы обосновывается значимостью эффективной адаптации для качества образования, специфичностью условий образования в военных вузах, а также тем, что девушки включены в состав курсантов сравнительно недавно. В данном аспекте приведены ведущие теоретические положения, характеризующие сущность педагогической оптимизации и критерии оптимальности. При этом в состав традиционных и основных критериев оптимальности добавлен еще ряд критериев, выделенных на основе теоретического анализа научной литературы по данной проблематике. В результате так называемые ограничительные критерии оптимальности, в авторском представлении, включили показатели, характеризующие внутреннее состояние мотивационной, ценностной, эмоциональной и др. сфер личности. Указанные показатели соотнесены с личностными факторами эффективной адаптации личности к условиям образования. Раскрыты индикаторы и условия адаптации, в частности, учебной адаптации. Эффективность учебной адаптации теоретически обоснована как возможная цель оптимизации образовательного процесса. В данном контексте выделены показатели, которые свидетельствуют о степени эффективности протекания учебной адаптации: внешние (учебная успеваемость и поведение) и внутренние (психологическое и физическое самочувствие обучающихся, включая их активность и настроение). Кроме того, приведены личностные факторы, обеспечивающие эффективность адаптации к образовательному процессу: учебная мотивация, профессиональная направленность, мотивация профессионального выбора, ценностные ориентации; удовлетворенность учебной деятельностью, выбором профессии, эмоциональный комфорт (отсутствие стресса). Описаны методы и результаты диагностики названных показателей и факторов. На основе полученных результатов определены целевые направления оптимизации образовательного процесса военного вуза, обеспечивающего эффективность учебной адаптации девушек-курсантов.

Ключевые слова: оптимизация образовательного процесса, учебная адаптация, военные вузы, девушки-курсанты.

I.V. Trubachev

Senior Teacher of Department 14 "Design and Operation of Aircraft and Engines", Krasnodar Higher Military Aviation School; E-mail: tgarrik@rambler.ru

E.V. Demkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Social Psychology of the Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: demkina72@ mail.ru

TARGET AREAS OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY UNIVERSITY FOR EFFECTIVE EDUCATIONAL ADAPTATION OF FEMALE CADETS

Abstract. The paper discusses the problem of finding grounds for optimization of the educational process in military universities in order to increase efficiency of educational adaptation of female cadets. The relevance of the problem is justified by the importance of effective adaptation for the quality of education, by the specificity of educational conditions in military universities, as well as by the fact that girls are included in cadets relatively recently. In this aspect, the leading theoretical provisions characterizing the essence of pedagogical optimization and criteria of optimality are given. At the same time, a number of criteria, which have been identified from theoretical analysis of scientific literature, have been added to the scope of traditional and basic criteria of optimality. As a result, the so-called restrictive criteria of opti-mality, in the authors' representation, included indicators characterizing the internal state of motivational, value, emotional and other spheres of personality. These indicators are brought into correlation with personal factors of effective adaptation of the person to educational conditions. Indicators and conditions of adaptation, in particular, educational adaptation are disclosed. The effectiveness of educational adaptation is theoretically justified as a possible goal of optimizing the educational process. In this context, indicators are identified that show the degree of effectiveness of educational adaptation: external (educational performance and behavior) and internal (psychological and physical well-being of students, including their activity and mood). In addition, personal factors ensuring effective adaptation to the educational process are given: educational motivation, professional orientation, motivation of professional choice, value orientation; satisfaction with educational activity, choice of profession, and emotional comfort (absence of stress). Methods and results of diagnostics of mentioned indicators and factors are described. Based on the results obtained, the target areas of optimization of the educational process at the military university, which ensures the effectiveness of educational adaptation of female cadets, have been determined.

Keywords: optimization of educational process, educational adaptation, military universities, female cadets.

В последние десятилетия в российской педагогической науке неизменно актуальными остаются проблемы повышения качества образования. Причиной интереса исследователей к данным вопросам является неразрешенное противоречие между изменившимися социально-экономическими, идеологическими, демографическими, научно-техническими и пр. условиями жизни российского общества, с одной стороны,

и, с другой стороны, определенной инертностью образовательной системы, препятствующей достижению соответствия ценностно-целевых, содержательно-методических, процессуальных компонентов педагогической деятельности изменившимся требованиям к ее результатам.

Проблема повышения качества образования рассматривается учеными в разных аспектах, одним из которых является гармонизация

взаимодействия обучающегося и педагогической системы. В свою очередь, достижение гармонии между содержанием, средствами, методами и т.д. образования и характеристиками мотивационно-ценностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой и пр. сферами личности субъектов образования требует, на наш взгляд, оптимизации образовательного процесса, процесса взаимодействия педагогов и обучающихся.

Заметим, что в образовательных организациях разных уровней, типов решение вышеназванной задачи будет иметь свою специфику (целевую, методическую, организационную и т.д.), связанную с их уставными целями и задачами, особенностями участников образовательного процесса и его структуры и пр. В нашем исследовании поставлена проблема обоснования целевых направлений оптимизации образовательного процесса военного вуза для обеспечения эффективной учебной адаптации девушек-курсантов. Ее актуальность определяется тем, что включение девушек в состав обучающихся военных вузов произошло сравнительно недавно, при этом условия обучения в них являются весьма специфичными, а их адекватность гендерным особенностям курсантов не изучена. Поэтому педагогическая наука в настоящее время призвана обеспечить образовательную практику знаниями о способах оптимизации образовательного процесса военного вуза, обеспечивающей его соответствие гетерогенному составу обучающихся.

В общем виде под оптимизацией как процессом понимают выбор наилучшего варианта деятельности (в широком смысле) из всех возможных. При этом учитываются, анализируются не все гипотетические варианты, а лишь те, которые возможны в конкретных условиях, и выбирается лучший вариант именно для этих условий [1, 2 и др.]. И поскольку «оптимальность,

достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других...» [2], то оптимизация проектируется и осуществляется в отношении конкретной задачи; в соответствии с нею изменению подвергаются строго определенные параметры деятельности, системы. Применительно к системе образования Ю.К. Бабанский сформулировал принцип оптимальности, согласно которому целью модернизации должно становиться не просто некоторое улучшение педагогического процесса, а достижение наилучшего в данных условиях уровня функционирования [1]. В связи с этим постулатами педагогической оптимизации приняты разумность, рациональность, чувство меры, эргономичность всех компонентов образовательного процесса - ориентация на них должна обеспечить максимально возможные результаты при минимилиза-ции затрат времени и усилий [1, 2 и др.].

Оценка и сравнение альтернативных вариантов педагогической деятельности, построения образовательного процесса, выбор лучшего осуществляется на основе критериев оптимальности. Основополагающими из них как раз и являются:

а) разумная максимализация результата;

б) минимализация затрат [1].

Если первый, целевой, критерий

в своей сути неизменен (за исключением отдельных формулировок, отражающих конкретную сферу их применения), то «наполнение» второго, ограничительного, критерия постепенно изменяется и расширяется. В настоящее время, как следует из анализа научной литературы, он дополнен требованиями, касающимися не только расходов времени, но и обеспечения психологического комфорта, соответствия индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся и т.д.; сама сущность педагогической оптимизации связывается с обеспечением «наиболее эффективной

жизнедеятельности макро- и микросоциальной среды» образовательной организации [3].

Так, Н.Е. Боровлова в число ограничительных показателей оптимизации образовательного процесса включает уровень тревожности обучающихся, индивидуальный прирост учебных результатов [4]; О.А. Чурганов - мотивацию субъектов педагогического процесса [5]. А.Н. Лихачева описывает критерии оптимальности образовательного процесса в терминах валеологии и эргономики. Автор в число ограничительных критериев, прямо или косвенно, включает: работоспособность субъектов образования, их настроение, эмоциональное состояние, физическое самочувствие и т.п. [6].

С.С. Котов обосновывает критерии оптимальности одного из компонентов образовательной деятельности - учебного плана - и включает в их состав удовлетворенность прямых и косвенных участников (педагогов, обучающихся, работодателей) его содержанием [7]. О.Ф. Пиралова оптимальность учебного процесса определяет, в числе прочего, (а) по целесообразности его содержания и процедур - с позиции адекватности внешним требованиям и наличной ситуации, а также (б) по наличию субъектной позиции у участников образования - с позиции внутренней детерминации образовательного процесса [8].

Итак, можно сказать, что оптимизация (в образовании) - процесс, обеспечивающий достижение образовательного результата, максимально высокого в данных условиях, без увеличения издержек (временных, психологических, физических как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся). Повышение результативности образования возможно путем изменения образовательных условий (с учетом введенных ограничений относительно вышеуказанных издержек). В свою очередь, на образовательный результат оказывают влияние как

внешние, так и внутренние, личностные условия. Следовательно, оптимизировать образовательный процесс возможно путем создания таких психолого-педагогических (внешних) условий, которые окажут максимально благотворное (с точки зрения образовательных задач) влияние на внутренний мир обучающихся (внутренние условия).

Чтобы определить, какие психолого-педагогические условия должны быть созданы в образовательной организации для оптимизации образовательного процесса, необходимо, прежде всего, иметь представление о реальных характеристиках внутренних (личностных) условий, которые значимы для обеспечения качества образования. По этому вопросу сегодня существует достаточно много точек зрения, не противоречащих друг другу. Для системы высшего образования это и базовый уровень подготовленности студентов, и степень их учебной и профессиональной мотивированной, направленности личности и др. - все качества, так или иначе обеспечивающие успешность освоения образовательных программ.

Мы рассматриваем указанную проблему в ракурсе теории адаптации; с данной точки зрения качество образования обеспечивается (в числе прочего) эффективностью адаптации обучающихся к условиям и процессу образования [9, 10 и др.]. Следовательно, педагогическая оптимизация может быть нацелена на создание условий для максимально возможного ускорения адаптационных процессов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся при проектировании как образовательных результатов, так и жизнедеятельности (учебной, до-суговой, профессиональной и т.д.) субъектов. В этом случае эффективность учебной адаптации будет рассматриваться как показатель оптимальности образовательного процесса.

Связав эффективность адаптации и качество образования, как внешние, видимые индикаторы адаптации, можно рассматривать учебную успеваемость и поведение (степень его соответствия нормативным требованиям) обучающихся [10, 11, 12]. Внутренними индикаторами выступают:

- степень соответствия индивидуальных и организационных ценностных ориентаций, эмоциональная стабильность, степень удовлетворения ряда потребностей [11];

- уровень эмоционального напряжения, социально-профессиональная самоидентификация, цен-ностно-потребностная сфера [9];

- учебная мотивация, профессиональная направленность, психоэмоциональное состояние, фон настроения, степень активности, самочувствие [10] и др.

Таким образом, учитывая базовые и инновационные положения теории педагогической оптимизации и теории адаптации личности, можно выделить индикаторы, знание о которых позволит определить целевые ориентиры и направления оптимизации образовательного процесса в военном вузе для обеспечения эффективной адаптации девушек-курсантов. К ним отнесены:

1) субъективные (личностные) показатели оптимальности образовательного процесса:

- внешние - учебная успеваемость и поведение (соблюдение основных дисциплинарных требований) обучающихся;

- внутренние - психологическое и физическое самочувствие обучающихся, включая их активность и настроение;

2) личностные факторы, обеспечивающие эффективность адаптации к образовательному процессу:

- мотивационно-ценностные -учебная мотивация, профессиональная направленность, мотивация профессионального выбора, ценностные ориентации;

- эмоциональные - удовлетворенность учебной деятельностью, выбором профессии, эмоциональный комфорт (отсутствие стресса).

(Мы признаем, что названные показатели и факторы не охватывают всего возможного их спектра, однако считаем их достаточными для первичного исследования).

Для определения наиболее востребованных целевых направлений оптимизации образовательного процесса военного вуза, ориентированного на обеспечение эффективной учебной адаптации девушек-курсантов, проведено констатирующее исследование вышеуказанных показателей и факторов. Базой исследования стало Краснодарское высшее военное авиационное училище; контингент испытуемых составили курсанты 1-3 курсов. Для проведения диагностики использовались следующие методы и методики:

- учебная успеваемость и поведение - анализ учебной документации, педагогическое наблюдение;

- психологическое и физическое самочувствие обучающихся, их активность и настроение - методика диагностики субъективного благополучия личности (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова), шкала субъективного благополучия (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие, оценка, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай);

- учебная мотивация - методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Е.Ц. Бадмаевой);

- профессиональная направленность - методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков), методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов (Т.Д. Дубовицкая);

- ценностные ориентации - тест смысложизненные ориентации (методика СЖО, Д.А. Леонтьев);

- удовлетворенность учебной деятельностью - тест «Отношение студентов к учебной деятельности» (Л.В. Мищенко);

- учебный стресс- тест «Учебный стресс» (Ю.В. Щербатых).

Обработка результатов диагностики позволила констатировать следующее.

1) По внешним показателям адаптации:

- учебная успеваемость девушек-курсантов может быть охарактеризована как средняя, однако средний балл по всем предметам достоверно не отличается от соответствующих показателей юношей-курсантов (Р<0,05); в течение обучения уровень учебной успеваемости повышается незначительно, но в рамках таких же тенденций, что и юношей (Р<0,05);

- поведение девушек-курсантов характеризуется, во-первых, более высоким уровнем соблюдения нормативных требований, чем у юношей (замечаний и наказаний, вызванных дисциплинарными нарушениями, у девушек, в среднем, на 22,4% меньше, чем у юношей), хотя эти различия и не являются статистически значимыми; во-вторых, специфичностью дисциплинарных нарушений, а именно: девушки чаще нарушают правила пользования телефоном, правила поведения во время занятий (несанкционированные разговоры), тогда как юноши чаще опаздывают на занятия или нарушают нормы субординации.

2) По внутренним показателям адаптации:

- оценка субъективного благополучия по методике Р.И. Шимонова, Т.В. Бесковой показала, что на первом курсе низкий интегральный уровень характерен 19,8%, а средний -58,9% девушек (для юношей данный результат составляет соответственно 8,1% и 41,5% соответственно, Р<0,05); у остальных диагностирован выше среднего и высокий уровни; на втором - 16,8% (низкий) и 51,4% (средний) у девушек, 4,1%

(низкий) и 30,2% (средний) у юношей (Р<0,05); на третьем - 12,4% (низкий) и 44,2% (средний) у девушек, 2,2% (низкий) и 20,7% (средний) у юношей (Р<0,05). Низкие результаты получены девушками по всем субшкалам (эмоциональное, экзистенциально-деятельностное, эго- и социально-нормативное благополучие), за исключением шкалы гедонистического благополучия; некоторое улучшение результатов в течение обучения достигается за счет повышения баллов по субшкалам гедонистического и эго-благополу-чия (последнее преимущественно за счет повышения удовлетворенности своей внешностью);

- определение субъективного благополучия по методике Н.П. Фе-тискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова также свидетельствовало о более благоприятной картине среди юношей по всем субшкалам, за исключением самооценки здоровья; так, достоверно больше девушек продемонстрировали: высокий уровень напряженности и чувствительности, высокую изменчивость настроения (1 курс - 35,9%, 2 курс

- 33,6%, 3 курс - 29,1%), у юношей соответственно 15,2%, 12,4%, 9,3% (Р<0,05); низкий уровень значимости социального окружения (1 курс

- 33,8%, 2 курс - 29,4%, 3 курс -22,7%), у юношей соответственно 16,3%, 11,9%, 7,6% (Р<0,05); низкий уровень удовлетворенности повседневной жизнью (1 курс - 45,9%, 2 курс - 41,6%, 3 курс - 36,8%), у юношей соответственно 27,3%, 21,1%, 15,5% (Р<0,05);

- диагностика по методике САН продемонстрировала, что если показатели активности девушками и юношами оцениваются относительно одинаково (Р>0,05), причем низкий уровень свойственен незначительному количеству обучающихся на всех курсах (6,8%±1,3%), то уровень настроения и самочувствия девушек существенно ниже, чем у юношей: низкие уровни характерны соответственно для 28,8%±3,9%

девушек и для 15,4%±2,7%юношей (Р<0,05).

Таким образом, хотя по внешним показателям создается впечатление если не эффективности, то «нормальности» адаптации девушек, то результаты диагностики внутренних показателей свидетельствуют о том, что это не так. Психологическое и физическое самочувствие курсанток далеки от оптимальности, причем они существенно хуже и нормализуются медленнее, чем у юношей-курсантов.

3) По личностным факторам эффективности адаптации:

- среди девушек больше, чем среди юношей, обнаружено респондентов с неблагоприятным сочетанием учебных мотивов (36,8%±5,8% и 22,6±7,9% соответственно, Р<0,05), при этом, во-первых, среди неблагоприятных мотивов у девушек преобладают мотивы избегания, а у юношей - мотивы престижа; во-вторых, выраженность остальных, благоприятных мотивов у юношей более высокая, а сами мотивы сочетаются более гармонично;

- по сравнению с юношами девушки-курсанты чаще выбирают данную профессию, исходя из престижных (33,1%±6,9% и 20,7±9,1% соответственно, Р<0,05) мотивов, при этом в обеих гендерных группах достаточно представленными являются материальные (25,5%±5,6%) и утилитарные (22,9±4,1%) мотивы;

- уровень профессиональной направленности личности у девушек ниже и повышается медленнее, чем у юношей; низкий уровень по данному показателю продемонстрировали: девушки - 38,8% (1 курс), 32,2% (2 курс), 27,4% (3 курс), юноши -22,9% (1 курс), 14,7% (2 курс), 8,3% (3 курс);

- смысложизненные ориентации девушек характеризуются меньшей целевой определенностью, чем у юношей (низкие баллы по соответствующей шкале получили 30,4%±4,9% девушек и 19,1%±2,5% юношей, Р<0,05), низкой эмоциональной

насыщенностью, неудовлетворенностью текущей жизнью, низкой удовлетворенностью текущей самореализацией (27,3%±6,4% девушек и 12,4%±5,1% юношей, Р<0,05);

- удовлетворенность учебной деятельностью у девушек ниже, чем у юношей (низкий интегральный уровень характерен для 36,3%±5,2% девушек и 23,4%±4,7% юношей, Р<0,05); при этом весомыми факторами неудовлетворенности у девушек выступают быт и досуг, взаимодействие с преподавателями и взаимоотношения с сокурсниками, тогда как у юношей в данном аспекте особо выделилась неудовлетворенность воспитательным процессом;

- среди девушек учебный стресс выше среднего уровня характерен для 38,4%±3,4%, данный показатель достоверно не меняется в течение обучения; у юношей соответствующий результат ниже и поступательно уменьшается от курса к курсу (1 курс - 25,7%, 2 курс -18,3%, 3 курс - 12,7%).

Вышеприведенные результаты констатирующего исследования подтверждают предположение о недостаточной эффективности учебной адаптации девушек-курсантов как объективно, так и относительно аналогичных показателей у юношей. Интерпретация и качественный анализ полученных данных позволяют определить ведущие целевые направления оптимизации образовательного процесса военного вуза.

1. Повышение учебной и профессиональной мотивации, ценностно-целевой определенности: актуализация благоприятных лич-ностно-значимых и социально-значимых мотивов обучения и мотивов профессиональной деятельности; обеспечение ценностного единства личности и организации, профессии; организация мероприятий по развитию жизненного и профессионального целеполагания и т.п.

2. Увеличение степени удовлетворенности текущей жизнедеятельностью: насыщение повседневного и

событийного досуга; создание равных условий для личностной и профессиональной самореализации, самовыражения девушек; учет специфических психофизиологических особенностей девушек при организации бытовых условий их жизни и др.

3. Повышение удовлетворенности коммуникативными аспектами жизни: психолого-педагогическое сопровождение внутригрупповых (между девушками-курсантками) и междугрупповых (между девушками и юношами, между девушками-курсантками и преподавателями) взаимоотношений, а также повышение психологической компетентности педагогов как основы эффективного выстраивания взаимоотношений с гетерогенным составом обучающихся и пр.

4. Обеспечение осознанности и принятия специфических для военно-профессиональной среды взаимоотношений: усиление просветительской работы в области сущности

военной субординации, специфики военно-профессиональной этики, дисциплинарных требований, а также их значения с точки зрения эффективности труда и т.п.

5. Улучшение психоэмоционального состояния: включение системы мероприятий по снижению уровня учебного стресса, формирование навыков психологической саморегуляции, релаксационных мероприятий и т.д.

Вышеприведенные целевые направления, вкупе с представленными результатами диагностики, а также с существующим научным знанием в области технологий педагогической оптимизации позволят, на наш взгляд, разработать модель оптимальной организации образовательного процесса, способствующего эффективной учебной адаптации девушек-курсантов и, как следствие, повышения качества подготовки данной группы субъектов военно-профессионального образования.

Примечания:

1. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. 1986. № 11. С. 105-111.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

3. Двадненко А.В. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах санаторного типа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 219 с.

4. Боровлова Н.Е. Оптимизация процесса обучения в малочисленной сельской школе: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 282 с.

5. Чурганов О.А. Рекомендации по внутренней гарантии качества дополнительного профессионального образования. URL: https://expert-edu.ru > images > sbornik2011 > churganov

6. Лихачева А.Н. Оптимизация процесса обучения как способ повышения его эффективности в условиях современной образовательной парадигмы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 130 (06).

7. Котов С.С. Эвристические алгоритмы формирования и оценки оптимальности учебного плана школы // Управление большими системами: материалы VII Всерос. конф. молодых ученых Т. 1. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. С. 294-299.

8. Пиралова О.Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза: монография. М.: Академия Естествознания, 2011. 358 с.

9. Воскрекасенко О.А., Бучнева О.А. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 136-140.

10. Кузнецова Л.Э., Элпис Н.В. Психологические условия оптимизации социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1259-1261.

11. Гордашников В.А., Осин А.Я., Образование и здоровье студентов медицинского колледжа: монография. М.: Академия Естествознания, 2009. 200 с.

12. Конопкин О.А., Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения. М.: Наука, 1995. 183 с.

References:

1. Babansky Yu.K. On the didactic foundations of increasing the effectiveness of training // Public Education. 1986. No. 11. P. 105-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Podlasiy I.P. Pedagogy: 100 questions and 100 answers: a manual for higher schools. M.: VLADOS-press, 2004. 365 pp.

3. Dvadnenko A.V. Optimization of the educational process in boarding schools of the sanatorium type: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2011. 219 pp.

4. Borovlova N.E. Optimization of the learning process in a small rural school: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Ulyanovsk, 2005. 282 pp.

5. Churganov O.A. Recommendations on the internal quality assurance of additional vocational training. URL: https://expert-edu.ru >images> sbornik2011 >churganov

6. Likhacheva A.N. Optimization of the learning process as a way to increase its effectiveness in the context of the modern educational paradigm // Polithematic Online Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2017. No. 130 (06).

7. Kotov S.S. Heuristic algorithms for the formation and evaluation of the op-timality of the school curriculum // Management of large systems: materials of the VII All-Russian. conf. of young scientists Vol. 1. Perm: PSTU, 2010. P. 294-299.

8. Piralova O.F. Theoretical foundations of the optimization of teaching professional disciplines in a modern technical higher school: a monograph. M.: Academy of Natural Sciences, 2011. 358 pp.

9. Voskrekasenko O.A., Buchneva O.A. Adaptation of foreign cadets to the educational process of a military higher school // Higher Education in Russia. 2013. No. 7. P. 136-140.

10. Kuznetsova L.E., Elpis N.V. Psychological conditions for optimization of the socio-psychological adaptation of students to educational activities // Young Scientist. 2015. No. 9. P. 1259-1261.

11. Gordashnikov V.A., Osin A.Ya., Education and health of medical college students: a monograph. M.: Academy of Natural Sciences, 2009. 200 pp.

12. Konopkin O.A., Morosanova V.I., Sagiev R.R. Style features of self-regulation in the educational activities of students and the success of training. M.: Nauka, 1995.183 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.