Научная статья на тему 'Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников'

Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1426
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / HUMAN DEVELOPMENT / SELF-DETERMINATION / STUDENTS / PROFESSIONAL IDENTITY / COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметшин Азат Габдулхакович, Любягина Ольга Анатольевна

В статье представлено обоснование необходимости исследования основ профессионального самоопределения школьников. Показан и раскрыт механизм поиска возможностей развития человека, который заключается в познании, знании, осознании и переосмыслении своего развития. Обоснована сущность профессионального самоопределения школьников. Представлены структурные компоненты профессионального самоопределения школьников (рефлексивный, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностно-технологический, ценностно-мотивационный, коммуникативный); их характеристика и взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухаметшин Азат Габдулхакович, Любягина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

The article presents the rationale for the study of the fundamentals of professional self-determination of schoolchildren. Shown and the mechanism of search of possibilities of human development, which is cognition, knowledge, awareness and rethinking of development. The essence of professional self-determination of schoolchildren. Presents the structural components of professional self-determination of students (reflexive, cognitive, emotional-volitional, action-technological, value-motivational, communicative), their characteristics and interrelationship.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников»

УДК 37.048.45

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

А.Г. Мухаметшин, О.А. Любягина

Аннотация. В статье представлено обоснование необходимости исследования основ профессионального самоопределения школьников. Показан и раскрыт механизм поиска возможностей развития человека, который заключается в познании, знании, осознании и переосмыслении своего развития. Обоснована сущность профессионального самоопределения школьников. Представлены структурные компоненты профессионального самоопределения школьников (рефлексивный, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностно-технологический, ценностно-мотивационный, коммуникативный); их характеристика и взаимосвязь.

Ключевые слова: развитие человека, самоопределение, школьники, профессиональное самоопределение, компоненты профессионального самоопределения.

STRUCTURAL COMPONENTS

OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

A. Mukhametshin, O. Lyubyagina

Abstract. The article presents the rationale for the study of the fundamentals of professional self-determination of schoolchildren. Shown and the mechanism of search of possibilities of human development, which is cognition, knowledge, awareness and rethinking of development. The essence of professional self-determination of schoolchildren. Presents the structural components of professional self-determination of students (reflexive, cognitive, emotional-volitional, action-technological, value-motivational, communicative), their characteristics and interrelationship.

Keywords: human development, self-determination, students, professional identity, components of professional self-determination.

На сегодняшний день проблема профессионального становления учащихся особо актуальна, поскольку в школах, в основном, учебно-воспитательный процесс ориентирован в среднем звене на успешную сдачу экзаменов государственной итоговой аттестации (ГИА) и в старшем звене на успешную сдачу единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Учащиеся в рамках и вне школы посещают различные курсы по подготовке к ГИА и ЕГЭ, тренинги по психолого-педагогическому сопровождению во время подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ. Это свидетельствует о том, что основными целями современных школьников является успешная сдача ГИА и ЕГЭ, а выпускников школ -успешное поступление в высшие учебные заведения. Школьники задумываются только о том, какие экзамены нужны, чтобы поступить на те или иные специальности в высшие учебные заведения. Профессиональное самоопределение школьников как таковое уходит на второй план. «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» - все эти вопросы у школьников так и остаются без ответов. Школьники даже не задумываются над ними. Профессиональное самоопределение - не только выбор дальнейшего профессионального пути. Планы и цели учащихся, на наш взгляд, не учитывают самого главного - личностных

склонностей, способностей, желаний, возможностей к предполагаемой будущей профессиональной деятельности. Процесс профессионального самоопределения - это развитие определенных качеств личности, помогающих школьнику определиться и самоутвердиться в профессиональном плане. Поэтому в настоящее время исследования по формированию профессионального

самоопределения школьников приобретают особую значимость. Школьники несут ответственность за свои действия, поступки и осознают их важность для будущей жизни именно в процессе профессионального самоопределения.

С.Л. Рубинштейн определяет

самоопределение через качества личности, которые определяют ее самостоятельность в выборе жизненных целей и планов [3].

Позицию С.Л. Рубинштейна по основам самоопределения продолжает развивать и К.А. Абульханова-Славская, которая рассматривает самоопределение как понимание личностью своей внутренней позиции относительно различных систем отношений [1]. Таким образом, К.А. Абульханова-Славская характеризует самоопределение человека как способность осознать ценности, взгляды, нормы, установки,

мотивы в различных аспектах

жизнедеятельности. Данная способность должна быть интегративной, то есть состоять из системы взаимосвязанных способностей. Интеграция способностей будет способствовать осознанию личностью целостной картины своего внутреннего мира.

Взгляды К.А. Абульхановой-Славской разделяет и П.Г. Щедровицкий, который также определяет самоопределение как способность человека переосмысливать собственную сущность [5]. Таким образом, П.Г. Щедровицкий считает, что самоопределение - это не только осознание собственной сущности, но и переосмысление внутреннего мира. С нашей точки зрения, самоопределение есть некая отправная точка рефлексии своих возможностей, способностей, определения собственных взглядов и ценностей.

Интересна позиция Е.А. Климова, который исследует самоопределение как проявление психического развития, как активный поиск возможностей личностного развития [2]. Проявление психического развития

личности - это накопление и возникновение новых изменений психики под действием

личностной активности в результате поиска возможностей своего развития.

Поэтому необходим поиск возможностей развития человека в различных аспектах жизнедеятельности, которое возможно через познание, знание, осознание и переосмысление своего развития.

Познание человеком возможностей развития выступает в качестве познавательной деятельности, направленной на выявление, их сущностных особенностей.

Знание человеком возможностей развития выступает в качестве результата познавательной деятельности, направленного на анализ и систематизацию сущностных особенностей данных возможностей.

Осознание человеком возможностей развития выступает в качестве достижения понимания сущностных особенностей данных возможностей.

Переосмысление человеком своих возможностей развития выступает в качестве мотива для корректировки сущностных возможностей собственного развития.

На рисунке 1 показан механизм поиска возможностей развития человека.

Рисунок 1. - Механизм поиска возможностей развития человека

Поиск возможностей развития человека представляет собой цикличный процесс определенного порядка, который начинается с познания возможностей своего развития, затем знание, осознание и переосмысление его. После пересмотра сущностных возможностей своего развития начинаются новые процессы познания, знания, осознания, переосмысления и т.д. Все это в итоге является механизмом изменения личности, становления ее самоопределения.

На основании вышесказанного под понятием самоопределение будем понимать

интегративную способность личности к познанию, знанию, осознанию и переосмыслению желаний и возможностей, склонностей и способностей.

Под интегративной способностью личности будем понимать систему взаимосвязанных способностей, которая будет способствовать

формированию целостной картины познания, знания, осознания и переосмысления желаний и возможностей, склонностей и способностей.

Рассматривая систему взаимосвязанных способностей, мы будем опираться на классификацию, предложенную Б.М. Тепловым [4]: общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные.

Общие способности - способности в различных видах деятельности и общения (умственные способности, память, речь и т.д.).

Специальные способности - способности в отдельных видах деятельности и общения (способности математические, технические, спортивные и т.д.).

Теоретические способности - способности к абстрактно-логическому мышлению и теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности - способности к конкретно-практическим действиям и к практическим видам труда.

Учебные способности - способности к усвоению знаний, умений, навыков.

Творческие способности - способности к созданию произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности - это способности к межличностному взаимодействию.

Предметные способности - способности к взаимодействию с различными природой, техникой, знаковой информацией,

художественными образами.

Способности личности независимо от их видов и локализации формируют ее самоопределение.

Под понятием профессиональное самоопределение школьников будем понимать интегративную способность личности учащегося к познанию, знанию, осознанию, переосмыслению желаний и возможностей, склонностей и способностей к предполагаемому дальнейшему профессиональному пути.

Личностное и жизненное самоопределения школьников будут основными, которые, взаимодействуя, формируют остальные виды самоопределения, такие как профессиональное, социальное, нравственное, коллективистическое и др., которые, в свою очередь, взаимодействуя между собой, развивают личностное и жизненное самоопределение.

Сущность профессионального

самоопределения школьников состоит в том, что в его основе лежит:

- интегративная способность личности к познанию, выступающему в качестве познавательной деятельности, направленной на выявление сущностей желаний и возможностей, склонностей и способностей к предполагаемому в дальнейшем профессиональному пути;

- интегративная способность личности к знанию, выступающему в качестве результата познания желаний и возможностей, склонностей и способностей к предполагаемому дальнейшему профессиональному пути;

- интегративная способность личности к осознанию, то есть к движению мысли, для которого знания являются отправной точкой для переработки и усвоения новых сторон своих желаний и возможностей, склонностей и способностей к предполагаемому дальнейшему профессиональному пути;

- интегративная способность личности к переосмыслению, то есть пересмотрению новых сторон своих желаний и возможностей,

склонностей и способностей к предполагаемому дальнейшему профессиональному пути.

Для исследования профессионального самоопределения школьников необходимо выделить его структурные компоненты. В настоящее время в педагогике нет единой позиции относительно структуры

профессионального самоопределения.

При определении структуры

профессионального самоопределения

школьников мы будем опираться на существующие теоретико-методологические основы профессионального самоопределения.

В настоящее время отсутствуют работы по профессиональному самоопределению

школьников, отражающие комплексную и полную структуру профессионального самоопределения.

В процессе анализа научных исследований, связанных с поиском особенностей профессионального самоопределения

школьников, нами выделены основные компоненты профессионального

самоопределения школьников: рефлексивный, когнитивный, эмоционально-волевой,

деятельностно-технологический, ценностно-мотивационный, коммуникативный.

На рисунке 2 представлены структурные компоненты профессионального

самоопределения школьников и их взаимосвязь.

Рефлексивный компонент обеспечивает рефлексивную профессиональную

направленность личности (умение анализировать желания и возможности, склонности и способности). Рефлексивная профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей рефлексивные качества.

Когнитивный компонент обеспечивает содержательную профессиональную

направленность личности (умение анализировать информацию о содержании будущей профессиональной деятельности, умение соотнести себя с различными типами и классами профессий). Содержательная профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей представления о себе в предполагаемой профессиональной деятельности.

Эмоционально-волевой компонент

обеспечивает эмоционально-волевую

профессиональную направленность личности (умение регулировать эмоциональные состояния, наличие волевых качеств). Эмоционально-волевая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей эмоции, волевые качества.

ХГ

«

н

н н

в е

и н

с о

ск п

е л ф м ок

е

Рч

«

н

н н

в и е н

н о

5 п

н м

и о

о к

«

о н

ал о

н о и я о м

■ 55

ои нк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

о Е ни

Ч й

«

!

о н н н е

н н

н о

с и н

о н я а о п

н в м

е и о

н о м к

«

н

в и

и н

и е

а н

к о

и п

н м

Я ок

м

о

Рисунок 2. - Структура профессионального самоопределения школьников

Деятельностно-технологический компонент обеспечивает деятельностную профессиональную направленность личности (умение усвоения материала с помощью совершенствованных технологий, форм, методов, содержания образования). Деятельностная профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей знания, умения, навыки и их практическое применение в какой-либо деятельности.

Ценностно-мотивационн ый компонент обеспечивает ценностно-мотивационную

профессиональную направленность личности (умение определять мотивы, цели, интересы, ценностные ориентации и др.). Ценностно-мотивационная профессиональная

Таблица 1. - Характеристика компонентов структуры

направленность базируется на общей направленности личности, отражающей гражданские позиции, смысл жизни, своего места в ней, мировоззрение, жизненные идеалы, ценности, мотивы.

Коммуникативный компонент обеспечивает коммуникативную профессиональную

направленность личности (умение выстраивать взаимоотношения со школьниками, учителями, родителями). Коммуникативная

профессиональную направленность базируется на общей направленности личности, отражающей коммуникативные качества.

Приведем характеристику компонентов структуры профессионального самоопределения школьников, см. табл. 1.

профессионального самоопределения школьников

Компоненты Характеристика

Рефлексивный ^особнос^ личности познавать, понимать, осознавать, переосмысливать: - личностные свойства и качества; - рефлексивные компоненты мышления

Когнитивный cпособность личности познавать, понимать, осознавать, переосмысливать: - информацию о профессиональной деятельности; - знания, умения, навыки, необходимые в будущей профессии

Эмоционально -волевой cпособность личности познавать, понимать, осознавать, переосмысливать: - эмоционально- чувственную сферу; - эмоциональное состояние; - волевые качества

Деятельностно-технологический ^особнос^ личности познавать, понимать, осознавать, переосмысливать: - новые образовательные технологии; - знания, умения, навыки для решения теоретических и практических задач; - исследовательскую деятельность

Ценностно-мотивационный cпособность личности познавать, понимать, осознавать, переосмысливать: - факторы, предопределяющие выбор профессиональной деятельности; - мотивы выбора профессии; - важность и необходимость правильного выбора будущей профессиональной деятельности; - личностную значимость при выборе профессии

Коммуникативный cпособность личности познавать, понимать, осознавать, переосмысливать: - межличностные типы взаимоотношений: учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик; - коммуникативные навыки общения

Все компоненты профессионального самоопределения школьников должны постоянно находиться во взаимосвязи, чтобы обеспечить его формирование. В настоящее время формирование

профессионального самоопределения

школьников требует новых подходов к

содержанию, формам, методам и структуре данного формирования.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности: хрестоматия / К.А. Абульханова-Славская // Психологические основы профессиональной деятельности; сост. В.А. Бодров. -М.: Пер Сэ: Логос, 2007. - С. 119-124.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 304 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

4. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах. Том 1. - М.: Изд-во «Педагогика», 1985. - 328 с.

5. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции / П.Г. Щедровицкий. -М.: Эксперимент, 1993. - 154 с.

Сведения об авторах:

Мухаметшин Азат Габдулхакович (г. Набережные Челны, Россия), доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии, Набережночелнинский государственный педагогический университет, e-mail: magngpi@mail.ru

Любягина Ольга Анатольевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель факультета среднего профессионального образования, Университет управления «ТИСБИ», e-mail: o.a.basova@mail.ru

Data about the authors:

А. Mukhametshin (Naberezhnye Chelny, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, Dean of the faculty of pedagogy and psychology, Naberezhnye Chelny state pedagogical University, e-mail: magngpi@mail.ru

O. Lyubyagina (Kazan, Russia), senior lecturer of the faculty of secondary professional education, University of management «TISBI», e-mail: o.a.basova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.