Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения школьников'

Научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-UNIVERSITY EDUCATION / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING PRINCIPLES / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любягина О.А.

В статье представлено научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения школьников. Данное научно-методическое обеспечение представляет собой комплекс программ формирования профессионального самоопределения. Все составляющие комплекса программ взаимосвязаны, дополняют друг друга, и именно в их взаимодействии комплекс проявляет свою системность и целостность. Существенной чертой научно-методического обеспечения формирования профессионального самоопределения является ориентация школьников на познание, понимание, осознание, переосмысление своих интересов, способностей, склонностей и возможностей, в результате чего будет формироваться профессиональное самоопределение по выбранному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любягина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

The article presents the scientific and methodological support of the formation of professional self-determination of students. This scientific and methodological support is a set of programs for the formation of professional self-determination. All components of the complex programs are interrelated, complementary, and it is in their interaction that the complex shows its consistency and integrity. An essential feature of the scientific and methodological support of the formation of professional self-determination is the orientation of students to the knowledge, understanding, awareness, rethinking their interests, abilities, aptitudes and opportunities, resulting in the formation of professional self-determination in the chosen direction.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения школьников»

Общее образование

УДК 37.048.45

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О.А. Любягина

Аннотация. В статье представлено научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения школьников. Данное научно-методическое обеспечение представляет собой комплекс программ формирования профессионального самоопределения. Все составляющие комплекса программ взаимосвязаны, дополняют друг друга, и именно в их взаимодействии комплекс проявляет свою системность и целостность. Существенной чертой научно-методического обеспечения формирования профессионального самоопределения является ориентация школьников на познание, понимание, осознание, переосмысление своих интересов, способностей, склонностей и возможностей, в результате чего будет формироваться профессиональное самоопределение по выбранному направлению.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, школьники, профессиональное самоопределение, довузовское образование, принципы обучения, методы обучения.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION

OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

O. Lyubyagina

Abstract. The article presents the scientific and methodological support of the formation of professional self-determination of students. This scientific and methodological support is a set of programs for the formation of professional self-determination. All components of the complex programs are interrelated, complementary, and it is in their interaction that the complex shows its consistency and integrity. An essential feature of the scientific and methodological support of the formation of professional self-determination is the orientation of students to the knowledge, understanding, awareness, rethinking their interests, abilities, aptitudes and opportunities, resulting in the formation of professional self-determination in the chosen direction.

Keywords: scientific and methodological support, schoolchildren, professional self-determination, pre-University education, teaching principles, teaching methods.

Современные высшие учебные заведения предусматривают структуры, занимающиеся вопросами дополнительного образования старшеклассников. Это, в первую очередь, связано с тем, что довузовское образование помогает сократить дистанцию между уровнем подготовки общеобразовательной школы и возрастающими требованиями к знаниям в вузе, раскрыть склонности и способности старшеклассников, сформировать

мотивационную готовность учащихся к профессиональному самоопределению [1]. Высшие учебные заведения выступают в качестве заинтересованных организаций в формировании профессионального

самоопределения учащихся, имея для этого хорошее кадровое и информационное обеспечение.

Так как школьное образование ориентировано, в основном, на подготовку старшеклассников к Единому государственному

экзамену, не делая акцент на развитие профессиональных качеств учащихся, то в решении данной проблемы призвана помочь довузовская подготовка, направленная на развитие профессионально-личностных качеств учащихся [3].

Система довузовского образования должна функционировать не обособленно, иметь связи с внешней средой, так как подрастающее поколение должно понимать, что они живут и развиваются не изолированно от общества, а являются частью социального мира. Школьники несут ответственность за свои действия, поступки, закладывая основы будущей жизни, формирования профессионального

самоопределения. Таким образом, система довузовского образования может выступать в качестве профориентационной организационно-стимулирующей среды, в условиях которой формируется профессиональное

самоопределение [2].

Для решения поставленных в исследовании задач, в Малом университете Центра по работе с одаренными детьми Казанского (Приволжского) федерального университета (далее Малый университет) разработано и реализовано научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения учащихся в виде комплекса программ, состоящих из спецкурсов на базе учебных дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика», для школьников физико-математического

факультета Малого университета. Данный комплекс программ формирования

профессионального самоопределения учащихся

Таблица 1. - Комплекс программ формирования пр

носит системный характер, так как все его составляющие взаимосвязаны, дополняют друг друга, и именно в их взаимодействии комплекс проявляет свою системность и целостность. Только совместное функционирование составляющих компонентов данного комплекса будет способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся.

В таблице 1 приведен комплекс программ формирования профессионального

самоопределения для учащихся 8 — 11 классов физико-математического факультета Малого университета.

Классы Название спецкурсов Семестр Количество часов

8 класс Физика вокруг нас I 24

Робототехника II 36

Живая математика I 24

Математический практикум решения задач II 36

Мир информатики I, II 60

Исследовательская работа в примерах и задачах I, II 24

9 класс Физические эксперименты I 24

Физика и техника II 36

Математика: от теории к практике I 24

Математическое моделирование II 36

Основы программирования I, II 60

Исследовательская работа (теория и практика) I, II 36

10 класс Нестандартные задачи по физике I, II 60

Нестандартные задачи по математике I, II 60

Алгоритмизация и программирование I, II 60

Исследовательская работа по направлениям I, II 36

11 класс Нестандартные задачи по физике I, II 60

Нестандартные задачи по математике I, II 60

Информатика как дальнейшая перспектива (программирование) 1 п 60

Исследовательская работа по направлениям I, II 36

Представленный системный комплекс программ формирования профессионального самоопределения рассчитан на четыре года непрерывного обучения: с 8 по 11 классы. Если учащиеся начинают обучение в Малом университете с 9 класса, 10 класса или 11 класса, то создаются на их основе новые учебные группы. В соответствии с этим, системный комплекс программ формирования

профессионального самоопределения

скорректирован по темам для вновь поступающих в Малый университет.

Комплекс программ формирования профессионального самоопределения построен на основе деятельностного подхода, как наиболее точно отражающего сущность формирования профессионального

самоопределения учащихся. В связи с этим, сошлемся на мысль А.В. Миронова о том, что деятельностный подход организационно построен так, что «учебный процесс начинается с мотивации школьников к учебной деятельности путем организации проблемной ситуации» [4, с.49].

Акцентируем внимание на том, что при выборе использования форм и методов обучения необходимо придерживаться дидактических принципов, исходных положений,

определяющих закономерности процесса обучения и направленность на развитие личности учащегося.

В процессе обучения мы, прежде всего, исходили из принципов вариативности и дифференциации, предоставляющих

школьникам возможность выбора

образовательных программ с учетом их индивидуальных способностей.

М.С. Савина [5] перечисляет следующие принципы обучения:

- принцип соответствия современным мировым тенденциям специального образования;

- принцип фундаментализации;

- принцип индивидуализации.

Полагаем, что данных принципов стоит

строго придерживаться при организации процесса обучения. Реализация принципа соответствия подразумевает учет требований рынка современных профессий. Принцип фундаментализации обеспечивает

основательный и углубленный процесс приобретения знаний, умений, навыков. Принцип индивидуализации, наряду с принципом дифференциации, требует изучение профессионального образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В процессе обучения мы последовательно придерживались и этих принципов. Все учебные программы были составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и направлены на развитие общих и профессиональных компетенций учащихся. В учебно-тематические планы программ входит углубленное изучение предметов, учитывающее способности каждого школьника.

При выборе и сочетании форм и методов обучения при ведении спецкурсов необходимо руководствоваться целью, задачами спецкурса, а также всеми вышеназванными принципами обучения. Исходя из этого, в Малом университете использовались формы обучения, такие как: лекции, семинары, лабораторные работы, индивидуальные практикумы. Мы придерживались следующих методов обучения: познавательные игры, дискуссии,

индивидуальные и фронтальные опросы, самостоятельные и контрольные работы, устные и письменные зачеты, экзамены. Данные спецкурсы были направлены на активизацию у старшеклассников самопознания,

самостоятельного мышления, творческой и

познавательной активности. В результате, учащийся начинает осмысливать собственные действия, ценностные ориентации, интересы, склонности и способности. Считаем, что подобные занятия стимулируют рефлексивную деятельность и развивают рефлексивные личностные возможности.

Таким образом, в процессе изучения спецкурсов у школьников формируется процесс саморазвития в соответствии с объективной действительностью, влияния внутренних и внешних факторов воздействия на личностное становление, стимулируя тем самым и развитие мышления. Совершенствование рефлексивных способностей и мышления учащихся осуществляется в условиях высокой учебной заинтересованности, доверия к педагогам в процессе получения знаний, окружающей конкурентной среды, слаженности

коллективных отношений.

Изучая спецкурсы, школьники начинают задумываться о своих интересах, возможностях, склонностях и способностях, видят возможность применения знаний, умений, навыков в практической деятельности. Они

самоутверждаются в профессиональном плане и становятся мотивированными на собственный выбор профессии.

Существенной чертой всех спецкурсов в рамках системного комплекса программ формирования профессионального

самоопределения является ориентация школьников на познание, понимание, осознание, переосмысление своих интересов, способностей, склонностей и возможностей, в результате чего будет формироваться профессиональное самоопределение по выбранному направлению.

Таким образом, научно-методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения будет способствовать формированию профессионального

самоопределения, углубляя и расширяя знания, умения, навыки; осознанию личностных интересов, склонностей, способностей, возможностей; психологической и практической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия; сост. В.А. Бодров. - М.: Пер Сэ: Логос, 2007. - С. 119-124.

2. Любягина О.А. Роль профориентационной организационно-стимулирующей среды

образовательного учреждения в формировании профессионального самоопределения школьников/ О.А. Любягина // Материалы II Международной

научно-практической конференции «Современная научная мысль», 10 ноября 2016 г. - Чебоксары: Экспертно-методический центр. - 2016. - C. 82-89.

3. Любягина О.А. Система довузовского образования как среда формирования профессионального самоопределения

старшеклассников / О.А. Любягина // Издание научно-инновационного центра г. Красноярска. Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 4(08). -С. 210-215.

4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - Набережные Челны: НИСПТР, 2011. - 107 с.

5. Савина М.С. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Сфера обслуживания: учебное пособие для учащихся 10-11 классов / М.С. Савина, В.А. Солнцева, Т.В. Белова. -М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011. - 240 с.

Сведения об авторе:

Любягина Ольга Анатольевна (г. Казань, Россия), преподаватель факультета среднего профессионального образования, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, e-mail: o.a.basova@mail.ru

Data about the author:

O. Lyubyagina (Kazan, Russia), senior lecturer of the faculty of secondary professional education, Kazan cooperative Institute (branch) Of the Russian University of cooperation, e-mail: o.a.basova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.