Научная статья на тему 'Структурные компоненты методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования'

Структурные компоненты методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / методическая компетентность / профессиональная деятельность / структура / компоненты / inclusive education / methodical competence / professional activity / structure / components.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф. Д. Рассказов, О. Ю. Муллер

В статье отражено исследование методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования и описание ее структурного состава, который представляет собой взаимосвязь компонентов: мотивационноценностного, когнитивного и организационно-практического. Данная структура отражает целостный характер методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования и объективную диалектическую взаимосвязь ее компонентов. Проведенное авторами теоретическое исследование показывает, что развитие методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования должно стать целенаправленным процессом, результативность которого обеспечит успешный переход вузов к формированию инклюзивной образовательной среды как важнейшего фактора развития в нашей стране инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY TEACHERS IN INCLUSIVE EDUCATION

In the article research of methodical competence of university teachers in conditions of inclusive education and description of its structure that consists of 3 components (motivational, cognitive, organizational and practical) are depicted. This structure demonstrates the integrity of methodical competence of teachers in conditions of inclusive education and objective dialectic connection between its components. Theoretical research shows that development of methodical competence of teachers in conditions of inclusive education must be a dedicated process, whose effectiveness provides a successful transition of universities to creation of the inclusive educational environment as the main factor of development of inclusive education in our country.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования»

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, профессор О.Ю. Муллер, преподаватель Сургутский государственный университет (Россия, г. Сургут)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n522

Аннотация. В статье отражено исследование методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования и описание ее структурного состава, который представляет собой взаимосвязь компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и организационно-практического. Данная структура отражает целостный характер методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования и объективную диалектическую взаимосвязь ее компонентов. Проведенное авторами теоретическое исследование показывает, что развитие методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования должно стать целенаправленным процессом, результативность которого обеспечит успешный переход вузов к формированию инклюзивной образовательной среды как важнейшего фактора развития в нашей стране инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, методическая компетентность, профессиональная деятельность, структура, компоненты.

Внедрение в современную образовательную систему идеи инклюзии дало толчок к переосмыслению критериев подготовки преподавателей вуза. Именно преподавателям отводится особая роль в реализации механизма инклюзивного образования [1; 2; 3]. От их собственной педагогической позиции, личностной ориентации на гуманистические ценности обучения и воспитания зависит результативность инклюзивного образовательного процесса.

Реальная практика свидетельствует о явном противоречии между возрастающей социальной потребностью в педагогических кадрах, обладающих высоким уровнем профессиональной, в т.ч. методической компетентности в условиях инклюзивного образования, и недостатком квалифицированных педагогических кадров, обеспечивающих в полной мере развитие данного направления деятельности.

В процессе анализа научной литературы [4; 5] и учета положений аксиологического, личностно-деятельностного и системного подходов методическая компетентность преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования представляет собой синтез трех взаимосвязанных ком-

понентов: мотивационно-ценностного (мотивы, интересы, цели и ценности методической деятельности в инклюзивной образовательной среде), когнитивного (методические и общие профессионально-педагогические знания, ориентированные на их применение в инклюзивном образовательном процессе) и организационно-практического (многообразные методические умения и навыки, обеспечивающие успешную инклюзию студентов с особыми образовательными потребностями в единый образовательный процесс вуза).

Одним из ключевых факторов развития методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования в высшей школе является позитивное отношение преподавателей к инклюзивному образованию в сочетании с мотивацией к подготовке и реализации инклюзивного образовательного процесса [6]. Принятие преподавателем инклюзивной образовательной среды и ценностное отношение к студентам с особыми образовательными потребностями определяет мо-тивационно-ценностный компонент методической компетентности преподава-

телей в условиях инклюзивного образования в высшей школе.

Мотивационно-ценностный компонент методической компетентности преподавателей вуза имеет следующую структуру:

- понимание гуманистической значимости и ценности инклюзивного образования;

- мотивы и интересы профессиональной методической деятельности, направленной на развитие инклюзивного образовательного процесса;

- эмпатия, эмоциональная готовность к компетентному разрешению возникающих в образовательном процессе высшей школы трудностей в работе и коммуникациях со студентами с ООП и их родителями (семьями).

Данный компонент также выполняет регулятивную функцию в комплексном процессе развития методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования в высшей школе в силу своей определяющей значимости. При низком уровне развития у преподавателей вуза мотивационно-ценностного компонента методической компетентности в условиях инклюзивного образования (отсутствие мотивов, интересов, эмоционально-позитивного настроя, личностной потребности методической деятельности в инклюзивной образовательной среде в высшей школе) развитие других компонентов либо будет носить формальный характер, либо вообще станет невозможным.

Когнитивный компонент методической компетентности преподавателей обеспечивает ориентацию базовых профессиональных знаний, необходимых для преподавательской деятельности в высшей школе, на их применение в инклюзивном образовательном процессе.

Когнитивный компонент методической компетентности отражает информированность преподавателей вуза о сущности и структуре методической деятельности, осуществляемой в условиях инклюзивного образования; о сущности и структуре инклюзивной образовательной среды и факторах ее развития; о требованиях к профессиональной и, как ее составляющей, мето-

дической компетентности преподавателей в условиях образовательной инклюзии.

Данный компонент имеет следующую структуру:

- знание основ дидактики специальной педагогики, содержания, направлений и форм методической работы;

- знание основных принципов психолого-педагогического обучения лиц с особыми образовательными потребностями;

- знание современных образовательных технологий;

- знание характерных для инклюзивного образования особенностей разработки документов, проектирующих образовательную деятельность в инклюзивной среде высшей школы, а также учебно-методических материалов;

- знание особенностей проектирования индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Когнитивный компонент методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования в высшей школе также тесно связан с организационно-практическим компонентом, поскольку именно овладение преподавателями вышеперечисленными знаниями составляет основу развития практических методических умений и навыков преподавателей, без которых теоретические знания теряют смысл.

Организационно-практический компонент является важнейшей составляющей учебного процесса, качество которого зависит от организации учебной деятельности студентов с особыми образовательными потребностями.

Основу организационно-практического компонента методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования в высшей школе составляют необходимые преподавателям для эффективного решения задач методической работы профессиональные умения и навыки. Таким образом, данный компонент методической компетентности показывает уровень практической готовности преподавателя к осуществлению методической деятельности.

Организационно-практический компонент содержания методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования имеет следующую структуру:

- умение использовать педагогически обоснованные формы и методы, применять современные образовательные технологии с учетом особых образовательных потребностей студентов;

- умение работать в команде, нацеленной на проектирование и осуществление профессиональной методической деятельности в условиях инклюзивного образования.

- способность к объективной оценке и самооценке способов решения специфических методических задач и качества методического обеспечения и сопровождения образовательных программ в условиях инклюзивного образования.

Овладение организационно-

практическим компонентом содержания методической компетентности позволяет каждому преподавателю вуза осознанно и целесообразно оперировать профессиональными знаниями при осуществлении методической деятельности в условиях инклюзивного образования.

Итак, структура методической компетентности преподавателей вуза к работе в условиях инклюзивного образования представлена тремя взаимосвязанными компонентами: мотивационно-ценностным (обеспечивает развитие общей положительной мотивации и нравственно-психологической составляющей методической компетентности), когнитивным (направлен на развитие теоретической составляющей методической компетентности) и организационно-практическим (способствует развитию практической составляющей методической компетентности).

Данная структура отражает целостный характер методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования и объективную диалектическую взаимосвязь ее компонентов.

Таким образом, проведенное нами теоретическое исследование показывает, что развитие методической компетентности преподавателей в условиях инклюзивного образования должно стать целенаправленным процессом, результативность которого обеспечит успешный переход вузов к формированию инклюзивной образовательной среды как важнейшего фактора развития в нашей стране инклюзивного

образования.

Библиографический список

1. Кузьмина О. С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Омского университета. - 2013. - № 2. - С. 191-194.

2. Самарцева Е. Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Орел, 2012. -25 с.

3. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2008. - 23 с.

4. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78.

5. Поникарова В. Н. Концептуальные основы подготовки педагогов инклюзивного образования / В.Н. Поникарова, О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Дефектология. - 2012. -№ 3. - С. 81-90.

6. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография // Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY TEACHERS IN INCLUSIVE EDUCATION

F.D. Rasskazov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor O.Yu. Muller, Lecturer Surgut State University (Russia, Surgut)

Abstract. In the article research of methodical competence of university teachers in conditions of inclusive education and description of its structure that consists of 3 components (motivational, cognitive, organizational and practical) are depicted. This structure demonstrates the integrity of methodical competence of teachers in conditions of inclusive education and objective dialectic connection between its components. Theoretical research shows that development of methodical competence of teachers in conditions of inclusive education must be a dedicated process, whose effectiveness provides a successful transition of universities to creation of the inclusive educational environment as the main factor of development of inclusive education in our country.

Keywords: inclusive education, methodical competence, professional activity, structure, components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.