Научная статья на тему 'Структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих'

Структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / COMPETENCE / STRUCTURE / PUBLIC SERVANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохатых Д. С.

Статья посвящена проблеме исследования информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих и определению ее структурных компонентов. Выделены следующие компоненты: процессуально-деятельностный, структурно-личностный, функционально-личностный, коммуникативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих»

Волохатых Д.С.

Аспирант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный университет

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих и определению ее структурных компонентов. Выделены следующие компоненты: процессуально-деятельностный, структурно-личностный, функционально-личностный, коммуникативный.

Ключевые слова: компетентность, структура, государственный служащий Keywords: competence, structure, public servant

Процесс информатизации государственного управления предъявляет новые требования в области повышения компетентности как к государственным служащим со стажем, так и к выпускникам вузов и претендентам на вакантные должности государственной службы. Большое значение приобретают не только прочные профессиональные знания служащего, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно пополняя свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно занимаясь самообразованием и максимально эффективно используя источники информации для решения поставленных задач. [4;3]

Практический опыт показывает, что государственные служащие далеко не всегда обладают квалификационными умениями поиска, отбора нужной информации, анализа и синтеза полученных данных, их организации, представления, хранения и передачи, решать возникающие задачи с использованием программного обеспечения а так же навыками межличностного профессионального общения. Именно поэтому, в условиях современного информационного общества, подготовка и переподготовка государственного служащего должна предусматривать формирование его информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) в качестве базовой.

Под информационно-коммуникативной компетентностью государственных служащих Российской Федерации мы понимаем сформированную человеком способность использовать полученные посредством обучения навыки и умения создания, сохранения, обработки и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности в системе российской государственной службы. [3;15]

Феномен информационно-коммуникативной компетентности находится на начальной стадии научной разработки. Отдельные вопросы информационно-коммуникативной компетентности в целом освещаются преимущественно в рамках педагогических и психологических работ и связаны с изучением школьников, студентов и преподавателей. Понятие «информационно-коммуникативной компетентности» также используется в современной литературе, однако к настоящему времени в социологической науке еще не сложилось единого понимания этого термина, не разработаны в достаточной мере его содержание и формальные характеристики. Наше понимание информационно-коммуникативной компетентности государственного служащего построено на идее интеграции содержания, структурных характеристик коммуникативной и информационной компетентности.

Чтобы определить структуру информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, необходимо обратить внимание на то, как ученые определяют структуру информационной, коммуникативной, информационно-технологической и самой информационно-коммуникативной компетентности работников и педагогов.

Урсова О.В. в структуре информационно-коммуникативной компетентности учителей-предметников выделяет:

- мотивационно-ценностный компонент (отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ);

- когнитивно-операционный компонент (выражает степень владения ИКТ);

- рефлексивно-проектировочный компонент (говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения). [6]

Сидорова Е.В. считает, что структура информационной компетентности выражается через компоненты, ориентируемые на работу с информационным потоком. Эти компоненты предполагают синтез теоретических знаний и практических навыков и включают ряд способностей профессиональной компетентности работника. [5]

Теоретические знания носят как фактуальный, так и концептуальный характер. Это:

- методологические основы работы с информацией, которые включают в себя законы организации информационного потока и информационного взаимодействия, психологические законы восприятия, понимания, усвоения информации человеком, гносеологические корни методов обработки, хранения и передачи информации;

- теоретические основы представления и организации информационных потоков с использованием персональных компьютеров в деятельности. [5]

Практические навыки:

- направлены на реализацию теоретических знаний по представлению различного вида информации с использованием современных технических средств, систем обучения и информационно-коммуникационных технологий для передачи, получения, обработки и хранения информации;

- включают те способности профессиональной компетентности, которые обеспечат эффективность построения работы, т.е. умение строить профессиональную деятельность. [5]

Синтез теоретических знаний и практических навыков представляется в виде трех структурных компонентов: методологического, методического и информационно-коммуникационного.

Бочарова Л.В. выделяет в структуре информационно-коммуникативной компетентности мотивационный, личностный, целеполагающий, содержательный, процессуальный и рефлексивный компоненты. [2]

Категорию «информационно-коммуникативная компетентность» Захарова О.А. делит на следующие компоненты:

- когнитивный (готовность и способность к овладению новой нформацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);

- мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);

- коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);

- рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);

- технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий). [3;15]

Наиболее четкой а лаконичной мы считаем структуру информационно-технологической компетентности, которую предложил Беспалов П.В. Он выделяет следующие структурные компоненты:

- процессуально-деятельностная компонента (знания, умения и навыки в информатике, а также готовность к их применению в практической деятельности);

- структурно-личностная компонента (мотивация к эффективному использованию новейших информационных технологий в своей профессиональной деятельности);

- функционально-личностная компонента (профессионально важные для эффективного использования новейших информационных технологий способности и качества личности государственного служащего). [1]

Однако, для полного раскрытия категории «информационно-коммуникативная компетентность» необходимо дополнить эту структуру коммуникативным компонентом, который составляют навыки межличностного профессионального общения, стремление к достижению благоприятного психологического климата в коллективе и предотвращению конфликтных ситуаций, терпимость к чужой точке зрения.

Процессы становления и развития информационно-коммуникативной компетентности у госслужащих имеют особенности, обусловленные спецификой управленческого труда и психологическим содержанием профессиональной деятельности государственных служащих. Оптимальность этого развития определяется, с одной стороны, степенью соответствия имеющемуся социальному заказу, а с другой стороны, личной удовлетворенностью государственного служащего своим участием в процессе информатизации системы государственной службы. [1;41] Весьма важен уровень развития личностных и профессиональных возможностей госслужащих, т.е. их конкурентоспособности в динамике процесса информатизации государственной службы, а так же степень владения информационно-коммуникационными технологиями и способами их использования в профессиональной деятельности.

Компетентность каждого работника уникальна. Она зависит от его психики, уровня профессиональной зрелости, социальных навыков, эмоциональной устойчивости и других факторов. Сегодня компетентный служащий должен обладать знаниями, составляющими информативную основу коммуникации и поисковой познавательной деятельности, владеть умениями и навыками эффективной коммуникации и поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов, иметь потребность в использовании информационно-коммуникатвных технологий в своей профессиональной деятельности. Ведь информационно-коммуникативная компетентность характеризует лишь зрелую личность человека формирующегося информационного общества.

Литература:

1. Беспалов П. В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих: Дис. ... д-ра пед. наук: Москва, 2006. - 718 с.

2. Бочарова Л.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя: Дис.. .канд. пед.н. - Курск, 2006. - 210 с.

3. Захарова, О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений: Автореф. дис. канд. культурологии. - М., 2007. - 24 с.

4. Сенкевич Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий. Дис. .канд. пед. наук. Тобольск, 2005. - 181с.

5. Сидорова Е.В. Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности. - Режим доступа: http://rois.loiro.ru/index.php? modul e=arti cles& acti оп^ ew& cid=9&id=8

6. Урсова О.В. ИКТ-компетентность как интегративный критерий эффективности реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников. [Электронный ресурс] // Вопросы интернет образования. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_52/cd_site/articles/art_1_3.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.