Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ'

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Наталия Владимировна, Гавриченко Елена Владимировна

Цель работы. В статье рассматривается развитие сферы услуг высшего образования под влиянием цифровой трансформации. Обосновывается необходимость роста объемов рынка онлайн-образования и обострение конкуренции между участниками. Метод или методология проведения работы. Проведен статистический анализ изменений, происшедших в сфере услуг высшего образования. Обосновывается необходимость и целесообразность в повышении компетенций собственных кадров и формирование таких подходов, к подготовке трудовых ресурсов, которые обладают востребованными компетенциями на рынке труда. Результаты. Выявлены тенденции, определяющие дальнейшее развитие услуг высшего образования. Авторы разработали модель взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг. Данная модель предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями- партнерами и позволяет осуществлять вузам качественную подготовку кадров. Данный подход по закреплению у обучающихся практических навыков при прохождении всех видов практик обеспечивает формирование востребованных компетенций на рынке труда; формирует более тесное взаимовыгодное сотрудничество между вузом и бизнес-структурами. А использование онлайн-форматов в обучении для основного образовательного учреждения и дополнительного образования в сочетании с цифровой трансформацией повысит качество обучения и привлечет дополнительный контингент обучающихся как источника привлечения средств, усилит имидж вуза, его рейтинговые показатели и повысит инвестиционную привлекательность региона. Сделанные предложения обеспечат повышение цифровых компетенций сотрудников вуза, создадут условия для работы с большими массивами данных и обеспечат условия государству для дополнительного финансирования пилотных проектов в области цифровых технологий, будут способствовать внедрению цифровых инноваций и повышению цифровой культуры сотрудников и обучающихся. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании структурных изменений в сфере услуг высшего образования и позволяют повысить качество обучения. Выводы. Делается вывод, что приоритетным в развитии сферы услуг высшего образования является переход на онлайн-образование, что повысит привлекательность вузов, а также инвестиционные возможности регионов и уровень цифровой грамотности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A BASIS FOR THE USE OF LABOUR RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF COUNTRY-SPECIFIC CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A BASIS FOR THE USE OF LABOUR RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF HE COUNTRY

The purpose of the work. The article examines the development of the higher education services sector under the influence of digital transformation. The article substantiates the need for the growth of the online education market and the aggravation of competition between participants. The method or methodology of the work. The statistical analysis of changes in the sphere of higher education services is carried out. The necessity and expediency of improving the competencies of their own personnel and the formation of such approaches to the training of labor resources that have the required competencies in the labor market are justified. Results. The trends that determine the further development of higher education services are identified. The authors developed a model of interaction between the participants of the educational services market. This model provides for mutually beneficial cooperation with partner enterprises and allows universities to provide high-quality training. This approach to the consolidation of students ' practical skills during all types of practices ensures the formation of popular competencies in the labor market; forms a closer mutually beneficial cooperation between the university and business structures. And the use of online formats in training for the main educational institution and additional education, combined with digital transformation, will improve the quality of training and attract an additional contingent of students as a source of attracting funds, strengthen the image of the university, its rating indicators and increase the investment attractiveness of the region. The proposals made will increase the digital competencies of the university's employees, create conditions for working with large amounts of data and provide the state with additional funding for pilot projects in the field of digital technologies, promote the introduction of digital innovations and improve the digital culture of employees and students. The scope of the results. The results of the study can be used to predict structural changes in the field of higher education services and can improve the quality of education. Conclusions. It is concluded that the priority in the development of higher education services is the transition to online education, which will increase the attractiveness of universities, as well as the investment opportunities of the regions and the level of digital literacy of society.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ»

УДК:338.46 АНДРЕЕВА НА ТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВ-

НА

д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономики инноваций и финансы» ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», ВлГУ,

e-mail: nv--andreeva@yandex.ru

ГАВРИЧЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Экономики инноваций и финансы», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»,

e-mail: vlandlenav@rambler.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-11 -58-65 СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается развитие сферы услуг высшего образования под влиянием цифровой трансформации. Обосновывается необходимость роста объемов рынка онлайн-образования и обострение конкуренции между участниками. Метод или методология проведения работы. Проведен статистический анализ изменений, происшедших в сфере услуг высшего образования. Обосновывается необходимость и целесообразность в повышении компетенций собственных кадров и формирование таких подходов, к подготовке трудовых ресурсов, которые обладают востребованными компетенциями на рынке труда. Результаты. Выявлены тенденции, определяющие дальнейшее развитие услуг высшего образования. Авторы разработали модель взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг. Данная модель предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями- партнерами и позволяет осуществлять вузам качественную подготовку кадров. Данный подход по закреплению у обучающихся практических навыков при прохождении всех видов практик обеспечивает формирование востребованных компетенций на рынке труда; формирует более тесное взаимовыгодное сотрудничество между вузом и бизнес-структурами. А использование онлайн-форматов в обучении для основного образовательного учреждения и дополнительного образования в сочетании с цифровой трансформацией повысит качество обучения и привлечет дополнительный контингент обучающихся как источника привлечения средств, усилит имидж вуза, его рейтинговые показатели и повысит инвестиционную привлекательность региона. Сделанные предложения обеспечат повышение цифровых компетенций сотрудников вуза, создадут условия для работы с большими массивами данных и обеспечат условия государству для дополнительного финансирования пилотных проектов в области цифровых технологий, будут способствовать внедрению цифровых инноваций и повышению цифровой культуры сотрудников и обучающихся. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании структурных изменений в сфере услуг высшего образования и позволяют повысить качество обучения. Выводы. Делается вывод, что приоритетным в развитии сферы услуг высшего образования является переход на онлайн-образование, что повысит привлекательность вузов, а также инвестиционные возможности регионов и уровень цифровой грамотности общества.

Ключевые слова: рынок услуг, проблемы высшего образования, трудовые ресурсы, цифровая трансформация, онлайн-образование_

ANDREEVA NATALIA VLADIMIRO VN A

Dr.Sc. of Economics, Professor, Professor of the Department of Innovation Economics and Finance, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, VlSU,

e-mail: nv--andreeva@yandex.ru

G A VRICHENKO ELENA VLADIMIROVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Innovation and Finance,Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov,

e-mail: vlandlenav@rambler.ru

STRUCTURAL CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A BASIS FOR THE USE

OF LABOUR RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF COUNTRY-SPECIFIC CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A BASIS FOR THE USE OF LABOUR RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF HE COUNTRY

Abstract. The purpose of the work. The article examines the development of the higher education services sector under the influence of digital transformation. The article substantiates the need for the growth of the online education market and the aggravation of competition between participants. The method or methodology of the work. The statistical analysis of changes in the sphere of higher education services is carried out. The necessity and expediency of improving the competencies of their own personnel and the formation of such approaches to the training of labor resources that have the required competencies in the labor market are justified. Results. The trends that determine the further development of higher education services are identified. The authors developed a model of interaction between the participants of the educational services market. This model provides for mutually beneficial cooperation with partner enterprises and allows universities to provide high-quality training. This approach to the consolidation of students ' practical skills during all types of practices ensures the formation of popular competencies in the labor market; forms a closer mutually beneficial cooperation between the university and business structures. And the use of online formats in training for the main educational institution and additional education, combined with digital transformation, will improve the quality of training and attract an additional contingent of students as a source of attracting funds, strengthen the image of the university, its rating indicators and increase the investment attractiveness of the region. The proposals made will increase the digital competencies of the university's employees, create conditions for working with large amounts of data and provide the state with additional funding for pilot projects in the field of digital technologies, promote the introduction of digital innovations and improve the digital culture of employees and students. The scope of the results. The results of the study can be used to predict structural changes in the field of higher education services and can improve the quality of education. Conclusions. It is concluded that the priority in the development of higher education services is the transition to online education, which will increase the attractiveness of universities, as well as the investment opportunities of the regions and the level of digital literacy of society.

Keywords: service market, problems of higher education, labor resources, digital transformation,

В статье рассматриваются изменения в развитии сферы услуг высшего образования под влиянием цифровой трансформации. Обосновывается необходимость роста объемов услуг онлайн-образования и привлекательности учебного заведения, расположенного на данной территории. Приводятся доводы в необходимости и целесообразности повышения компетенций собственных кадров и формирование таких подходов к трудовым ресурсам, которые обладают востребованными компетенциями на рынке труда. Потенциал образовательной организации реализуется в определенных сферах деятельности. Обосновывается необходимость и целесообразность в формировании системы взаимодействия между предпринимательскими структурами и образовательными учреждениями. Рассматривается возможность разработки механизмов в повышении компетенций собственных кадров и возможность в формировании механизмов, которые повысят престиж и значимость учебного заведения. Выявлена связь между потенциалом высшего учебного заведения и его дополнительным финансированием. Предлагается в качестве приоритета развития переход на электронное образование, онлайн-обучение, что повысит финансовые возможности вузов, инвестиционную привлекательность региона и

уровень цифровой трансформации общества.

Введение. В условиях мирового экономического кризиса и пандемии важное значение приобретает развитие рынка труда и использование трудовых ресурсов, которые должны соответствовать современным потребностям экономики при переходе к цифровизации в Российской Федерации. Так, зарубежные авторы отмечают, что трансформация связана с применением цифровых технологий и является стратегическим приоритетом в развитии бизнеса [1,2,3]. Эти изменения затронут и трудовые ресурсы, которые должны быть подготовлены к происходящим структурным сдвигам. В этих условиях учреждения высшего образования вынуждены изменять сложившиеся систему образования и искать новые подходы, соответствующие требованиям цифрой экономики. Структурные сдвиги в экономике способствовали изменению взаимодействия образовательных учреждений с хозяйствующими субъектами, которые выставляют определенные требования к уровню подготовки трудовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость в формировании системы взаимодействия между предпринимательскими структурами (заказчиком) и образовательными учреждениями. Цифровизация экономики поднимает проблему качества подготовки кадров определенной квалификации, обладающих необходимыми компетенциями на другой уровень.

Методы исследования. Проведенный статистический анализ изменений, происшедших в сфере услуг высшего образования, обосновывается на необходимости и целесообразности в повышении компетенций собственных кадров и формирование таких подходов, к подготовке трудовых ресурсов, которые обладают востребованными компетенциями в условиях цифровой трансформации.

Одной из приоритетных задач при трансформации общества в связи с переходом к цифро-визации экономики является подготовка трудовых ресурсов, соответствующих веяниям времени. Следует отметить, что государство принимает важные решения для укрепления экономики страны и качественного изменения состава трудовых ресурсов [4,5]. Так, разработанная программа «Цифровая экономика» включает подпрограмму «Кадры для цифровой экономики», в которой уделяется внимание вопросам внедрения цифры во все виды деятельности, обеспечив при этом цифровую грамотность населения посредством подготовки и переподготовки кадров через платформу онлайн-образования.

Проведенные исследования по анализу численности трудовых ресурсов по возрастным группам в период с 2016 г. по 2019 г. лиц трудоспособного возраста свидетельствуют о том, что возрастная группа 15-29 лет сократилась на 15,5%, доля лиц 30-49 лет увеличилась на 4,4%, группа лиц 50-54 лет сократилась на 13,7%, а доля лиц старше 55 лет увеличилась на 9,5% [6]. В целом 27% трудоспособного занятого населения составляют лица от 50 лет и старше, которым требуется постоянно повышать свой уровень компетенций, осваивая новые цифровые технологии без отрыва от основной деятельности. Менее 20% молодого населения в возрасте 15-29 лет требуется качественное образование в образовательных учреждениях, чтобы сохранить востребованность на рынке труда. И более 50% трудоспособного занятого населения регулярно необходимо повышать свою квалификацию для конкуренции среди трудовых кадров.

Наметившиеся структурные сдвиги в экономике страны привели к снижению численности студентов, сокращению числа образовательных организаций и структурным сдвигам ввиду изменения спроса на эти услуги.

На основании проведенного анализа показателей развития рынка образовательных услуг можно отметить снижение объемов финансирования на 11,5% и объема рынка услуг высшего образования на 7%, а численности студентов - почти на 238 тыс. чел. или на 5,4% [7,8,9,10].

Проводившееся анкетирование руководителей компаний из 20 стран мира [11], анализ данных которого был представлен в докладе на Международном экономическом форуме, который состоялся в 2018 г., подтвердил необходимость и целесообразность повышения квалификации сотрудников или переподготовки трудовых ресурсов.

Учреждения высшего образования смогут осуществлять успешную деятельность, обеспечивая способность удовлетворять потребности заказчиков образовательных услуг, создавая и предоставляя широкий перечень и доступность образовательных программ как базового образования, так и дополнительного на платной основе.

Задача деятельности образовательных учреждений высшего образования (вузов) предполагает изучение взаимодействия участников рынка образовательных услуг и формирование взаимовыгодного механизма, что определяется методическим инструментарием и дает оценку показателям деятельности вузов, формирующих их рейтинг.

Несмотря на значительное число исследований и публикаций по этой теме в настоящее время отсутствует единый методический инструментарий по оценке и повышению деятельности учреждений высшего образования на рынке образовательных услуг.

Проведя анализ существующих методических подходов к обоснованию рейтинговых показателей, авторами было выявлено большое их разнообразие по критериям оценки вузов [12, 13, 14, 15, 16]. Например, агентство RAEX использует для оценки рейтингов только 3 показателя и выявляет 100 лучших вузов, а американский журнал U.S. News & World Report представил рейтинг лучших вузов мира, в который вошли 1678 университетов из 86 стран, в т. ч. 19 представителей российской высшей школы; оценка производилась по 13 индикаторам.

Обобщая критерии оценки вузов, предлагаем выделить следующие наиболее значимые с точки зрения авторов, а именно: качество образования, организацию непрерывного образования (дополнительного образования), имидж вузов (бренд, узнаваемость и т.д.).

Поскольку учебные учреждения взаимодействуют с заказчиками (бизнес-партнерами, до-мохозяйствами, центрами занятости населения и т.д.), которые выступают в качестве хозяйствующих субъектов для удовлетворения собственных потребностей в трудовых ресурсах, они заинтересованы во взаимодействии с образовательными учреждениями, предоставляющими образовательные услуги на рынке труда, по вопросам повышения компетенций собственных кадров и получения новых кадров с востребованными компетенциями на рынке труда. Кроме этого, на такое взаимодействие оказывают существенное влияние государственные структуры в лице Министерства науки и высшего образования, которое диктует правила предоставления образовательных услуг и контролирует образовательную деятельность и общественные институты, формирующие рейтинги конкурентоспособности учебных учреждений. При этом каждый из участников обладает определенными функциями. Так, государственные структуры:

- реализуют образовательный процесс в соответствии с его стратегией развития, устанавливают объемы предоставления образовательных услуг по всем направлениям подготовки и формам обучения;

- преследует цель повышения конкурентоспособности национальной системы образования, соответствующей международному уровню (рейтинг вузов);

- инициируют развитие науки и образования за счет вовлечения научных, профессорско-преподавательских и студенческих коллективов для участия в грантах, научных конкурсах, программах инновационной деятельности и т.д.;

- устанавливают законодательно нормы и правила ведения образовательной деятельности высшего образования для повышения качества услуг при овладении необходимыми компетенциями, введение единых новых стандартов для направлений подготовки по высшему образованию с ориентацией на работодателя и профессиональные стандарты;

- проводят мониторинг деятельности учреждений высшего образования.

В свою очередь, бизнес-структуры (предприятия, предприятия-партнеры) при взаимодействии с государственными органами на федеральном и региональном уровнях и образовательными учреждениями проводят мониторинг выпускников (обучившихся) для возможного трудоустройства их по профилю подготовки, а также проверяют их профессиональные компетенции, полученные в вузах, и влияют на рейтинговую оценку вузов страны. Работодатели запрашивают на рынке труда специалистов необходимой квалификации с определенным набором компетенций, что дает возможность образовательным учреждениям конкурировать друг с другом и способствует повышению качества образования.

Домашние хозяйства в лице потенциальных студентов (обучающиеся) определяют спрос на объем образовательных услуг, который формируется и определяет требования к качеству образования и уровню профессиональных компетенций, на основе получения будущей профессии в конкретном образовательном учреждении.

Общественные институты обеспечивают взаимосвязь между потребностью в кадрах у рабо-

тодателей (бизнес-структур), общества и деятельностью образовательных учреждений посредством независимых рейтинговых оценок, которые способствуют дальнейшему развитию образовательных учреждений и повышению их конкурентоспособности. Образовательные учреждения при взаимодействии с внешней средой формируют цели и задачи по предоставлению образовательных услуг, требуемых для современной экономики, привлекая заказчиков для участия в формулировании профессиональных компетенций по направлениям подготовки, реализуемых с помощью внутренних ресурсов учреждений.

При развитии цифровизации в РФ возникает потребность в создании онлайн-курсов и использовании их при обучении. В условиях пандемии эти курсы позволят обеспечить необходимый уровень подготовки обучающихся, а обучающиеся в отдаленных регионах получат доступ к электронным курсам, которые подготовлены учеными ведущих университетов страны. Это позволит преподавателям совершенствоваться в процессе подготовки этих курсов, иметь возможность постоянно корректировать их содержание с учетом особенностей образовательных программ, используя мировой опыт и новейшие разработки, а обучающиеся получают доступ к онлайн-курсам и возможность самосовершенствования и развития.

В последнее время наблюдается в России увеличение рынка дополнительного образования. Спрос связан с тем, что в связи с цифровизацией страны основное образование не соответствует запросам рынка труда, и это потребовало обеспечить возросшую потребность в повышении квалификации для сотрудников ряда хозяйствующих субъектов вузами посредством

*ОП - образовательный процесс

Рис.1. Схема взаимодействия участников рынка образовательных услуг

Рассматривая деятельность образовательного учреждения высшего образования (рис.), авторы считают, что посредством взаимодействия ИПК (Института повышения квалификации), действующего в вузе, можно сформировать дополнительный поток обучающихся за счет вовлечения в образовательный процесс предприятия-партнера. С одной стороны, предприятие-партнер для вуза выступит базой практик при предоставлении вузом ВО, а, с другой стороны - вуз предоставит предприятию-партнеру программы повышения квалификации или переподготовки собственных кадров по его заказу. Таким образом, вуз и предприятие-партнер предоставят друг другу взаимовыгодные услуги. ИПК при вузе предоставляет различные программы дополнительного обучения и переподготовки для всех хозяйствующих субъектов на платной основе, а для предприятия-партнера оплата компенсируется обеспечением практических навыков студентов вуза в рамках практик, предусмотренных учебным процессом.

При внедрении цифровых технологий в обучение рынок труда обеспечивается кадрами соответствующего уровня при регулярном дополнительном образовании. Поскольку цифровиза-

ция затрагивает как сферу производства, так и сферу услуг, то ряд профессий могут совсем исчезнуть и появятся новые, которые будут востребованы в условиях цифровой трансформации общества. Прогнозная потребность в трудовых ресурсах, которой необходимо дополни-

Рис. 2. Прогнозная потребность в трудовых ресурсах, требующей дополнительной подготовки

Более половины работающего населения нуждается в дополнительном образовании для повышения своей квалификации и освоения новых компетенций. По оценкам экспертов «WorЫSkiПs Россия», к 2030 г. дисбаланс кадров составит более 1,4 млрд человек, а потери, связанные с несоответствием квалификации работников требованиям рынка труда, могут превысить 5 трлн долларов [17], которые затронут все возрастные группы населения и тех, кто уже получил образование.

Выводы. Таким образом, предложенная авторами модель взаимодействия на рынке образовательных услуг позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся на базе предприятия-партнера по закреплению практических навыков при прохождении всех видов практик; позволит сформировать компетенции по подготовке трудовых ресурсов, востребованных на рынке труда; обеспечить более тесное сотрудничество между вузом и бизнес-структурой, что будет способствовать обеспечению взаимовыгодных интересов. Такое долгосрочное сотрудничество позволит улучшить качество обучения примерно на 15% по классическим формам и будет способствовать быстрому трудоустройству выпускников по профилю полученного образования.

Использование онлайн-форматов обучения для высшего образования и дополнительного в сочетании с цифровой трансформацией способствует повышению качества обучения, привлечению дополнительного контингента обучающихся как источника привлечения финансовых средств, усилит имидж вуза и, как следствие, улучшатся рейтинговые показатели вуза, повысится инвестиционная привлекательность региона. Рост объема услуг дополнительного образования с использованием онлайн-обучения составит 10-20% в год.

Успешная деятельность вузов за счет цифровых компетенций сотрудников, возможности работы с большим массивом данных становятся более привлекательными для государства и

Литература

1. Ferrera, J. J., Fermandes, C. L. To be or not to be diqital that is the question: Firm innovation and performance //Journal of Bisnes Research. 2019. Vol.101. P. 583-590 [Электронный ресурс]. - URL : https// ideas.repec.org/a/eee/ibrese/v101y2019ic583-590.html (дата обращения: 27.12.2019).

2. Galindo-Martin, M. A., Castano-Martinez, M. S. & Mendez-Picazo, M. T. Digital transformation. Digital dividends and entepreneurship : A quantitative analysis // Journal of Bisiness Research. 2019. Vol. 101. P. 522 -527 [Электронный ресурс]. - URL : https//ideas.repec.org/a/eee/jbrese/v101y2019icp522-527.html (дата

обращения: 06.01.2020).

3. Warner, K. S. & Waqer, M. ().Buldinq dynamic capabilities for diqital transformation: An ongoing process of strategic renewal // Long Ranqe Planninq. 2019. Vol. 52(3). P. 326-349 [Электронный ресурс]. - URL : https//www.napier.ac.uk/research-and-innovation/research-search/outputs/bildinq-dynamic-capabilities-for-diqital transformation-an-onqoinq-process-of-strateqic (дата обращения: 09.01.2020).

4. Указ Президента РФ от 07. 05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [Электронный ресурс]. - URL : https:www.consultant.ru/document/cons_dos_LAW_297432/(дата обращения: 16.12.2019).

5. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL : https://static.goverment.ru/media/files/urKHmOgTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 03.01.2020).

6. Государственная статистика. - URL : https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx.

7.Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. - URL : https:// edmarket.digital/pdf (дата обращения 04.10.2020).

8. Пекер, И. Ю. Рынок высшего образования в России : привлекательность и тенденции развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 160-164 [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-privlekatelnost-i-tendenstsii-razvitiya (дата обращения 10.09.2020).

9. Астратова, Г. В. Проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России //Дискуссия. 2016. № 9(72). С.16-25 [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-rynka-uslug-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 27.12.2019).

10. Образование в цифрах : Краткий статистический сборник [Электронный ресурс]. - URL : https:www.hse.ru/data/20l8/06/29/1153062641/obr2018.pdf (дата обращения 14.12.2019).

11. The Future of Jobs Report 2018 // Международный экономический форум. - URL : https:// www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018.

12. Национальный рейтинг университетов // Интерфакс 2020. - URL : https://academia.interfax.ru/ru/ ratings/?page=1&rating=1&year=2020.

13. Университеты для будущей элиты : 100 лучших российских вузов по версии Forbes - 2020 / Ирина Казьмина Forbes Staff ОБЩЕСТВО 23.06.2020. - https://www.forbes.ru/obshchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes.

14. ТОП-100 вузов России 2020. - URL : https://postupi.info/rating.

15. Названы лучшие вузы по версии рейтинга U.S. News Best Global Universities. - URL : https:// postupi.online/journal/reyting-vuzov/nazvany-luchshie-vuzy-po-versii-reytinga-u-s-news-best-global-universities.

16. URL : https://postupi.online/journal/reyting-vuzov/top-10-luchshikh-vuzov-rossii-po-versii-reputatsionnogo -reytinga-rur.

References:

1. Ferrera, J. J., Fermandes, C. L. To be or not to be diqital that is the question: Firm innovation and performance //Journal of Bisnes Research. 2019. Vol.101. P. 583-590 [Elektronnyj resurs]. - URL : https// ideas.repec.org/a/eee/ibrese/v101y2019ic583-590.html (data obrashcheniya: 27.12.2019).

2. Galindo-Martin, M. A., Castano-Martinez, M. S. & Mendez-Picazo, M. T. Digital transformation. Digital dividends and entepreneurship : A quantitative analysis // Journal of Bisiness Research. 2019. Vol. 101. P. 522 -527 [Elektronnyj resurs]. - URL : https//ideas.repec.org/a/eee/jbrese/v101y2019icp522-527.html (data obrashcheniya: 06.01.2020).

3. Warner, K. S. & Waqer, M. ().Buldinq dynamic capabilities for diqital transformation: An ongoing process of strategic renewal // Long Ranqe Planninq. 2019. Vol. 52(3). P. 326-349 [Elektronnyj resurs]. - URL : https//www.napier.ac.uk/research-and-innovation/research-search/outputs/bildinq-dynamic-capabilities-for-diqital transformation-an-onqoinq-process-of-strateqic (data obrashcheniya: 09.01.2020).

4. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 g.» [Elektronnyj resurs]. - URL : https:www.consultant.ru/document/cons_dos_LAW_297432/(data obrashcheniya: 16.12.2019).

5. Pasport nacional'nojprogrammy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://static.goverment.ru/media/files/urKHmOgTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (data obrashcheniya: 03.01.2020).

6. Gosudarstvennaya statistika. - URL : https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx.

7.1ssledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://edmarket.digital/ pdf (data obrashcheniya 04.10.2020).

8. Peker, 1. YU. Rynok vysshego obrazovaniya v Rossii: privlekatel'nost' i tendencii razvitiya //Mezhdunarod-nyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2018. № 8. S. 160-164 [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/rynok-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-privlekatelnost-i-tendenstsii-razvitiya (data obrashcheniya 10.09.2020).

9. Astratova, G. V. Problemy i tendencii razvitiya rynka uslug vysshego obrazovaniya v Rossii // Diskussiya. 2016. № 9(72). S.16-25 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-rynka-uslug-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (data obrashcheniya 27.12.2019).

10. Obrazovanie v cifrah : Kratkij statisticheskij sbornik [Elektronnyj resurs]. - URL : https:www.hse.ru/ data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf (data obrashcheniya 14.12.2019).

11. The Future of Jobs Report 2018 // Mezhdunarodnyj ekonomicheskij forum. - URL : https:// www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018.

12. Nacional'nyj rejting universitetov // Interfaks 2020. - URL : https://academia.interfax.ru/ru/ratings/? page=1&rating=1&year=2020.

13. Universitety dlya budushchej elity : 100 luchshih rossijskih vuzov po versii Forbes - 2020 /Irina Kaz'mina Forbes Staff OBSHCHESTVO 23.06.2020. - https://www.forbes.ru/obshchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes.

14. TOP-100 vuzov Rossii 2020. - URL : https://postupi.info/rating.

15. Nazvany luchshie vuzy po versii rejtinga U.S. News Best Global Universities. - URL : https:// postupi.online/journal/reyting-vuzov/nazvany-luchshie-vuzy-po-versii-reytinga-u-s-news-best-global-universities.

16. URL : https://postupi.online/journal/reyting-vuzov/top-10-luchshikh-vuzov-rossii-po-versii-reputatsionnogo -reytinga-rur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.