Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД'

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеров Андрей Юрьевич

Актуальность статьи определяется сложностью задач, решаемых органами внутренних дел в условиях коренных изменений в политической, экономической и социальной жизни российского общества, ростом преступности, напряженной оперативной обстановкой, возрастанием физических, моральных и психологических нагрузок, усилением силового давления на сотрудников со стороны противоправных элементов, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к профессиональным качествам сотрудников ОВД, их навыкам и умению владеть оружием. Особую значимость огневая подготовка приобрела в последние годы в связи с качественными изменениями преступности в стране, резким усилением использования преступниками современного оружия в совершении противоправных действий. В связи с этим особое значение приобретает качественная огневая подготовка в образовательных организациях и территориальных подразделениях МВД России. Возрастание требований к уровню владения табельным оружием делает актуальным педагогическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки. Кроме того, особое внимание обращается на огневую подготовку в системе профессиональной служебной и физической подготовки, и от того, насколько качественно она будет освоена, во многом будут зависеть дальнейшая служба сотрудника ОВД и качество выполнения им служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеров Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-LEVEL ORGANIZATION OF TEACHERS AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF FIRE TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

The relevance of the article is determined by the complexity of the tasks solved by the internal affairs bodies in the context of fundamental changes in the political and economic life of Russian society, the growth of crime, the tense operational situation, the increase in physical, moral and psychological stress, the increased force pressure on employees from illegal elements, which, in turn, places high demands on the professional qualities of police officers, their skills and ability to wield weapons. Fire training has become particularly important in recent years due to the qualitative changes in crime in the country, the sharp increase in the use of modern weapons by criminals in committing criminal acts. In this regard, high-quality fire training in educational organizations and territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is of particular importance. The increasing requirements for the level of possession of service weapons makes the pedagogical justification of the issues of improving fire training relevant. In addition, special attention is paid to fire training in the system of professional service and physical training, and how well it will be mastered will largely depend on the further service of the police officer and the quality of his performance of official tasks.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД»

УДК 37; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-2-133-136

© Нестеров А.Ю. 2021

STRUCTURAL-LEVEL ORGANIZATION OF TEACHERS AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF FIRE TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Andrey Yu. Nesterov,

Deputy Head of the Department of Fire Training

of the Educational and Scientific Complex of Special Training

of the Moscow State University of the MIA of Russia

named after V. Ya. Kikot'

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

Email: [email protected]

Андрей Юрьевич Нестеров,

заместитель начальника кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Email: [email protected]

Для цитирования: Нестеров А.Ю. Структурно-уровневая организация преподавателей и методического обеспечения огневой подготовки в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 133-136.

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. The relevance of the article is determined by the complexity of the tasks solved by the internal affairs bodies in the context of fundamental changes in the political and economic life of Russian society, the growth of crime, the tense operational situation, the increase in physical, moral and psychological stress, the increased force pressure on employees from illegal elements, which, in turn, places high demands on the professional qualities of police officers, their skills and ability to wield weapons. Fire training has become particularly important in recent years due to the qualitative changes in crime in the country, the sharp increase in the use of modern weapons by criminals in committing criminal acts. In this regard, high-quality fire training in educational organizations and territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is of particular importance. The increasing requirements for the level of possession of service weapons makes the pedagogical justification of the issues of improving fire training relevant. In addition, special attention is paid to fire training in the system of professional service and physical training, and how well it will be mastered will largely depend on the further service of the police officer and the quality of his performance of official tasks.

Keywords: fire training in the system of professional service and physical training, methodological methods of training,

Аннотация. Актуальность статьи определяется сложностью задач, решаемых органами внутренних дел в условиях коренных изменений в политической, экономической и социальной жизни российского общества, ростом преступности, напряженной оперативной обстановкой, возрастанием физических, моральных и психологических нагрузок, усилением силового давления на сотрудников со стороны противоправных элементов, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к профессиональным качествам сотрудников ОВД, их навыкам и умению владеть оружием. Особую значимость огневая подготовка приобрела в последние годы в связи с качественными изменениями преступности в стране, резким усилением использования преступниками современного оружия в совершении противоправных действий. В связи с этим особое значение приобретает качественная огневая подготовка в образовательных организациях и территориальных подразделениях МВД России. Возрастание требований к уровню владения табельным оружием делает актуальным педагогическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки. Кроме того, особое внимание обращается на огневую подготовку в системе профессиональной служебной и физической подготовки, и от того, насколько качественно она будет освоена, во многом будут зависеть дальнейшая служба сотрудника ОВД и качество выполнения им служебных задач.

Ключевые слова: огневая подготовка в системе профессиональной служебной и физической подготовки, мето-

modem educational technologies, innovative forms of training, independent training.

дические приемы подготовки, современные образовательные технологии, инновационные формы обучения, самостоятельная подготовка.

Огневая подготовка продолжительное время является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Она направлена, прежде всего, на формирование и совершенствование умений и навыков, которые выступают в качестве необходимого условия для уверенного владения оружием для эффективного выполнения оперативно-служебных задач. Данные умения играют важную роль при задержании правонарушителей, так как уверенность при владении табельным оружием во многом способствует успешному выполнению задач, возложенных на сотрудников ОВД.

В связи с возрастающими кризисными явлениями в обществе, выраженным усилением преступной активности и осложнениями криминогенной обстановки, проблема уверенного и правильного владения табельным оружием сотрудниками правоохранительных органов является актуальной. Действия органов внутренних дел зачастую сопряжены с выполнением служебно-боевых задач, проведением специальных операций, направленных на ликвидацию и обезвреживание преступников, пресечение и предупреждение преступлений и правонарушений, защиту граждан от преступных посягательств и охрану общественного порядка, где зачастую проявляется практика применения огнестрельного оружия. Все это породило острую необходимость Министерства внутренних дел обратить внимание на профессиональную подготовку сотрудников, ее качество и эффективность в аспекте учебного процесса обучения стрельбе из боевого оружия. В силу пребывания в стрессовой ситуации некоторые сотрудники могут находиться в состоянии растерянности, что покажет проблемы, связанные с владением оружия. Учитывая несомненную практическую значимость данной дисциплины, подготовка сотрудников должна быть направлена на полное и качественное усвоение теоретического материала и на успешное выполнение упражнений стрельб. Проблема совершенствования учебного процесса по огневой подготовке освещалась в трудах многих ученых, задействованных в системах органов внутренних дел и вооруженных сил. Так, теоретические и методические основы огневой подготовки рассматривали: М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, Д.М. Козлов, А.В. Барабанщиков, И.А. Дворяк, С.Г. Горбен-ков, Л.С. Узун, А.К. Лощилов, В.А. Малышев.

Огневая подготовка - неотъемлемая часть профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленная на подготовку специалистов к действиям в условиях эффективного и правомерного применения огнестрельного оружия. Грамотное владение оружием обеспечивает безопасность не только сотрудника, но и иных лиц, при осуществлении служебных обязанностей. Поэтому особую значимость приобретает наиболее полное усвоение теоретического материала и оттачивание навыков работы с огнестрельным оружием. Все это обеспечивается проведением занятий, где осуществляется подготовка, направленная на совершенствование морально-волевых и физических качеств обучающегося. В соответствии с учебным планом обучающиеся сперва проходят теоретический материал, призванный указать им направление их деятельности, разъяснить тонкости обучения и замотивировать на дальнейшее развитие их потенциала в области огневой подготовки. Затем они приступают к практическим упражнениям, не связанными с ведением огня. Грамотное владение огнестрельным оружием достигается не столько знанием нормативной и тактической базы, сколько внутренним настроем, состоянием здоровья и высоким уровнем физической подготовки. При отсутствии данных явлений обучающийся испытывает трудности в выполнении предписанных нормативов, не в полной мере справляется с нагрузкой и формирует неверное представление о ведении огня из огнестрельного оружия.

Низкий уровень физической подготовки или чрезмерные перегрузки организма, эмоционально-волевые и психологические проблемы, отрицательно проявляющиеся во время занятий, интеллектуальные причины, связанные с недостаточным и неполным освоением учебной дисциплины, а также отсутствие надлежащей мотивации и желания развиваться в профессиональной деятельности - все это приводит к невозможности качественного усвоения учебного материала дисциплины «Огневая подготовка», и как следствие, к негативным явлениям стрельбы. Своевременное выявление указанных причин может предотвратить последствия ненадлежащего обращения с огнестрельным оружием. Путем наблюдения и оценивания действий обучающихся на огневом рубеже, преподаватель обнаруживает слабые места

в технике и, анализируя увиденное, разрабатывает индивидуальные методики работы с проблемными моментами. Особое значение имеет индивидуальный подход с учетом всех особенностей личности, таких как темперамент, характер и общий уровень подготовленности. В зависимости от типа проблемы, преподаватель оказывает посильную помощь в ее преодолении. В случае причины, связанной с состоянием здоровья или физической подготовкой, он дает рекомендации по занятиям физической культурой и спортом в свободное время, а также уделяет внимание проведению разминок и статических упражнений для поддержания тонуса задействованных групп мышц. В эмоционально-волевой сфере преподаватель проводит различные тренировки, направленные на выработку необходимых рефлексов во время производства выстрела, осуществляет воспитательные беседы и организует коллективную работу. Интеллектуальные причины разрешаются путем концентрации внимания на дисциплине во время учебного процесса. Также эффективным методом выступает предоставление наглядного материала для доступного восприятия всеми обучающимися, такого как учебные кинофильмы, схемы, презентации или демонстрация правильных действий. Проблема мотивации требует тщательного планирования прививания интереса к проведению стрельб. Обучающийся должен видеть и осознавать собственный рост в данной сфере, что достигается общением с коллегами и руководителями, наглядной статистикой и поощрениями.

Совершенствование существующих, а также выявление характерных особенностей уже имеющихся методических приемов подготовки в рамках обучения в разнообразных условиях, бесспорно, дает толчок развитию дисциплины «Огневая подготовка», дополняет и совершенствует существующие методические приемы подготовки для применения их в обучении специалистов с использованием современных образовательных технологий.

В педагогической науке методика обучения представляет собой разработанную систему правил и приемов преподавания, нацеленную на передачу знаний. Важнейшей отличительной чертой современного мира является тенденция к интеграции этих знаний, поэтому в целях совершенствования учебного процесса используются как широко проверенные методы преподавания, так и инновационные формы обучения. В образовательных организациях и территориальных подразделениях МВД России главенствующую роль приобретает самостоятельная подготовка обучающихся, что позволяет говорить о становлении творческой лич-

ности, способной к саморазвитию. Методические приемы наиболее эффективного изучения основ стрельбы, а как следствие и преобразование личности специалиста основаны, в большей степени, на технических элементах подготовки, повышающих результативность стрельбы.

Задачи, стоящие перед сотрудниками ОВД в рамках самообразования следующие: формирование силовой выносливости рук, развитие психологической устойчивости, совершенствование мышечного контроля, сосредоточение внимания. Для решения данных задач следует обратить внимание на ряд довольно примитивных упражнений, способствующих повышению результативности стрельбы. Первым рекомендуемым упражнением является удержание бутылки с водой на вытянутой руке в положении изготовки для стрельбы. Тренинг с использованием подручных средств помогает развить силовую выносливость, которая необходима для предотвращения утомляемости обучающихся при выполнении упражнений стрельб в очном режиме. При необходимости бутылка с водой заменяется табуреткой, которая удерживается за ножку. В рассматриваемом случае дополнительная нагрузка будет оказана на кисть, что непосредственно влияет на укрепление мышц рук. Чем ближе удерживать табурет к сиденью, тем легче выполнять упражнение, и наоборот. Второй вид тренировки направлен на укрепление пальцев рук и формирование правильного хвата оружия, для чего, как правило, применяется кистевой эспандер. Техника выполнения состоит в следующем: обучающийся должен зафиксировать эспандер пальцами, плотно сжать его и задержаться в данной точке на 1-2 минуты. Такой снаряд является достаточно бюджетным и способствует проработке кистевой области рук и предплечья, что влияет на правильность хвата оружия, который в свою очередь обеспечивает точность стрельбы и уменьшение отдачи. Еще одной задачей стоящей перед обучающимися, является формирование навыка плавного нажатия на спусковой крючок, что также может стать доступно в условиях самоподготовки.

Непрерывный поиск новых путей совершенствования преподавания дисциплины «Огневая подготовка» обусловлен внедрением в процесс образования инновационных технологий. Однако методические приемы организации преподнесения материала, учитывая непрерывную модификацию сферы образования в условиях современных реалий требуют постоянного совершенствования, так как расширение арсенала методик преподавания способствует активизации деятельности обучаю-

щихся в процессе обучения. Исследованию подлежит такой метод усвоения теоретических знаний, как «интерактивная видеолекция». В то же время, многие программы, обладая большим рядом возможностей, к сожалению, не могут обеспечить интерактивное видеообщение для аудитории более двадцати пяти человек, однако имеется возможность выхода в режим видео-трансляции каждого обучающегося в процессе проведения лекционного занятия. Рассматривая «интерактивную видеолекцию», следует отметить, что данный метод преподнесения информации требует активного участия обучающихся и непрерывной обработки получаемого от преподавателя материала.

Использование в образовательном процессе метода интерактивной видеолекции существенно меняет роль преподавателя, который перестает преподносить изучаемый материал в форме непрерывного монолога и становится регулятором процесса взаимодействия группы, что несомненно способствует выходу образования на новый уровень, позволяя повысить эффективность и непрерывность процесса обучения.

Современные компьютерные технологии и усовершенствованные приемы обучения никогда не смогут заменить преподавателя, занимающего главенствующую роль в образовательном процессе. Однако, от лица, обладающего полномочиями по организации, приумножении и ориентации мыслительного процесса обучающегося, требуется сочетание высокого уровня профессионализма и, несомненно, способность адаптации к реформам образовательного процесса, которые неизбежны в условиях современности.

Проблема совершенствования учебного процесса играет значимую роль в подготовке сотрудников органов внутренних дел. Получение необходимых профессиональных навыков зачастую связано с преодолением внутренних и внешних препятствий. Поэтому пресечение и устранение негативных особенностей стрельбы должно иметь первостепенную значимость в период обучения на начальном этапе освоения дисциплины «Огневая подготовка». Акцентируя внимание не только на преуспевающих обучающихся, но и на отстающих, преподаватели обеспечивают качественную и успешную подготовку сотрудников правоохранительных органов, в целях их бла-

гополучного осуществления профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Акулова, О.В. Инновационная подготовка педагогических кадров в условиях нелинейной организации образовательного процесса / О.В. Акулова // Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 30-32.

2. Пашута, В. Л. Инновационные подходы к подготовке специалистов в высших военных учебных заведениях / [Пашута В. Л. и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 11-12.

3. Сивак, А. Н. Организация учебного процесса в военных образовательных организациях высшего образования / А. Н. Сивак, М. М. Гупалов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 170-175.

4. Чмара, С. А. Методика проведения комплексных занятий по огневой и физической подготовке: учебно-методическое пособие / С. А. Чмара. Иркутск : ВСИ МВД России, 2005. 76 с.

5. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. М. : ЦКФЛ РАО, 2008. 248 с.

Bibliographic list

1. Akulova, O. V. Innovative training of teachers in the conditions of nonlinear organization of the educational process / O. V. Akulova // Bulletin of the Herzen University. 2007. No. 1. pp. 30-32.

2. Pashuta, V. L. Innovative approaches to training specialists in higher military educational institutions / [Pashuta, V. L. et al.] // Theory and practice of physical culture. 2016. No. 2. pp. 11-12.

3. Sivak, A. N. Organization of the educational process in military educational organizations of higher education / A. N. Sivak, M. M. Gupalov // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (71). pp. 170-175.

4. Khmara, S. A. Methodology for conducting complex classes in fire and physical training: an educational and methodological manual / S. A. Chmara. Irkutsk : VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005. 76 p.

5. Yasvin, V. A. Educational environment: from modeling to design [Text] / V. A. Yasvin. M. : TSKFL RAO, 2008. 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.