УДК 37 ББК 74
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-326-329 © А.Ю. Нестеров, 2021
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Андрей Юрьевич Нестеров,
заместитель начальника кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения сотрудников ОВД огневой подготовке в системе профессиональной, служебной и физической подготовки с использованием модели научно-методического обеспечения и ее элементов. Для обеспечения функциональной эффективности модели и преодоления существующей неупорядоченности в использовании материально-технического, научно-методического и педагогического потенциалов предложены этапы обучения огневой подготовке в системе профессиональной, служебной и физической подготовки с использованием модели научно-методического обеспечения, во взаимосвязи которых упорядочивается использование материально-технического, научно-методического и педагогического потенциалов. Именно взаимосвязь этапов подготовки, обеспечивающая согласование всех целей и средств их достижения, обусловливает рост индивидуального уровня профессиональной грамотности, формирования новых компетенций и воспитания грамотного поведения сотрудника-специалиста ОВД.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, огневая подготовка в системе профессиональной, служебной и физической подготовки, педагогическая диагностика, стрелковая подготовка, модель методического обеспечения, дидактические средства.
MODEL OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF FIRE TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL, SERVICE AND PHYSICAL TRAINING
Andrey Yu. Nesterov,
Deputy Head of the Department of Fire Training of the educational and scientific complex of special training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. he article deals with the issues of training police officers in fire training in the system of professional, service and physical training using the model of scientific and methodological support and its elements. To ensure the functional efficiency of the model and remedy the disorder to use material-technical, scientific-methodical and pedagogical potentials of the proposed stages of training fire training in vocational, career and physical training using a model of scientific and methodological support, the relationship which ordered the use of material-technical, scientific-methodical and pedagogical potentials. It is the relationship of the stages of preparation for coordinating all goals and means to achieve them, leads to the increase of the individual level of professional competence, the formation of new competencies and educating competent behavior officer ATS.
Keywords: scientific and methodological support, fire training in the system of professional, service and physical training, pedagogical diagnostics, shooting training, model of methodological support, didactic tools.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Нестеров А.Ю. Модель научно-методического обеспечения огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):326-9.
Введение. Методическое обеспечение процесса огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки является частью дидактической системы и включает в себя комплекс средств по управлению специальной подготовкой через включенную в него учебно-методическую информацию. Методическое обеспечение задает структуру образовательному процессу огневой подготовки и отображает его необходимые для
осуществления эффективной служебной деятельности элементы.
Содержание методического обеспечения огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки в современном образовательном процессе сотрудников ОВД должно отражать суть подготовки обучающихся, включать весь необходимый дидактический материал, позволяющий обучающимся достичь необходимого
уровня усвоения знаний, умений и навыков. Каждому обучающемуся необходимо в удобное время самостоятельно проверять свои знания и корректировать свою профессионально-служебную деятельность. Включение в комплекс наиболее эффективных и объективных методов контроля качества предоставляемого методического обеспечения позволит сотрудникам ОВД значительно повысить свой профессиональный уровень владения табельным оружием, что является первостепенным для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности общества и государства.
Экспериментальная часть. К основным средствам, включенным в комплекс методического обеспечения образовательного процесса огневой подготовки, относятся:
- учебно-методическая литература в печатных изданиях и электронных носителях, включающая: учебники, учебные и наглядные пособия в виде таблиц, рисунков, графиков, схем, плакатов, фотографий, диаграмм, чертежей, конспектов, методических пособий, справочников, альбомов и т.д.
- натурные средства, включающие макеты, модели и образцы, приближенные к предметам, используемым в реальных условиях служебной деятельности, представленные для правильного восприятия информации обучающимися;
- разнообразные карточки с дидактическими заданиями для проведения занятий, учений, приближенных к реальным условиям служебной деятельности;
- технические средства обучения и программирования в виде аудиовизуальных средств (проигрыватели, телевизоры, Интернет и т.п.).
Система методического обеспечения огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки должна охватывать все содержание учебного материала, предусмотренного образовательными стандартами, учебной программой, современными требованиями, предъявляемыми гражданами к сотрудникам ОВД.
Главной целью системы методического обеспечения огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки является усвоение теоретических знаний и практических навыков в комплексе. Традиционные дидактические схемы обучения ориентированы на
использование информативно иллюстративного подхода в учебном процессе и совершенствование репродуктивного типа деятельности, а не на гармоничное развитие структуры интеллекта и индивидуальных особенностей сотрудника ОВД. В настоящее время объективной потребностью исполнения задач профессиональной деятельности становится повышение и корректировка уровня обучаемости сотрудника ОВД с учетом самобытности его жизненного и лично приобретенного профессионального опыта. В процессе профессиональной социализации складываются индивидуальные способы «дидактического взаимодействия» с учебным материалом в процессе самостоятельного изучения, которые характеризуются избирательностью, личностными предпочтениями в способах, выборе средств и организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Если применение выбранных способов самостоятельной учебной работы носит достаточно устойчивый характер, то это можно считать практическим проявлением индивидуального познавательного стиля деятельности. С этих позиций необходимо восприятие обучающегося как субъекта познания уже на начальных стадиях процесса огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки и понимание того, что обучающийся сотрудник может развиваться как субъект обучения только в условиях специально организованной образовательной среды в образовательных организациях и территориальных подразделениях МВД России.
Учебный процесс огневой подготовки условно можно разделить на три этапа: подготовительный, базовый и этап совершенствования (табл. 1).
Подготовительный этап является начальной стадией любого учебного процесса. Его целью является создание для обучающегося базы физических умений и навыков, которые помогут успешно выполнять упражнения стрельб любой сложности. Данные упражнения должны быть просты для исполнения, универсальны в применении, в том числе, с их модификациями и возможны в использовании в любое время, на всех этапах подготовки.
После развития необходимых для стрельбы групп мышц, обучающийся осваивает технику работы с оружием: изготовку для стрельбы, хват пистолета, особенности извлечения пистолета из кобуры
Таблица 1
Структура и содержание учебного процесса огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки с использованием научно-методического обеспечения
Характеристика этапа Цели, задачи Средства и методы обучения Деятельность преподавателя, обучающихся
Подготовительный этап
Является первоначальным. Заканчивается, когда обучающийся успешно овладевает техникой прицельного выстрела Подготовка обучающегося к осознанному и правильному производству как отдельного, так и серии выстрелов Выполнение подводящих физических упражнений и работа на специальных тренажерах. Использование метода круговой тренировки Разработка планов и программ обучения дисциплине и проведения занятий с использованием методического обеспечения в зависимости от уровня владения обучающимися ОО
Базовый этап
Заканчивается, когда обучающийся уверенно выполняет упражнения стрельб (НОП-2017). Формируются стрелковые навыки необходимые для всех сотрудников ОВД Формирование устойчивых навыков скоростной стрельбы из различных положений, в движении, из движущейся а/м, выборочной стрельбы и т.д. Выполнение упражнений стрельб (НОП-2017) вхолостую и с патроном, работа на стрелковых тренажерах с использованием метода круговой тренировки Разработка методик (в т.ч. и частных) проведения занятий. Педагогический контроль и консультации. Самостоятельная работа с использованием средств методического обеспечения
Этап совершенствования
Длится до окончания службы. Поддерживаются существующие и формируются специфические умения и навыки, необходимость которых обусловлена особенностями службы Поддержание и развитие уровня огневой подготовки. Стрельба в условиях моделирующих специфику служебной деятельности Выполнение упражнений стрельб (НОП-2017) и специальных упражнений. Работа на стрелковых тренажерах, моделирующих реальные ситуации. Использование метода круговой тренировки Консультации, обсуждение и анализ обучения, корректировка ошибок, недочетов. Самооргазизация деятельности обучающихся
и его выведение в район прицеливания. Вначале изучается отдельно каждый элемент, после чего необходимо отрабатывать их в совокупности. Закрепление полученных умений проводится за счет работы вхолостую, которая заключается в имитации работы на огневом рубеже, посредством производства выстрела без патрона. Для данного периода подготовки характерно наличие большого количества подготовительных упражнений, которые направлены на тренировку тех мышц, которые необходимы обучающемуся в стрельбе.
Базовый этап является центральным звеном всего учебного процесса огневой подготовки. Его задача - это на основе тех навыков и умений, которые были сформированы на начальном этапе, путем использования огнестрельного оружия и работы с ним, сформировать устойчивые навыки скоростной стрельбы из различных положений в в самых разнообразных условиях. В него входят разнообразные
упражнения со стрельбой. Переход к этому этапу возможен при условии успешного овладения обучающимся навыков холостой работы с оружием. В научной литературе имеется ряд противоречий, касающихся данного этапа подготовки. Их суть заключается в том, что одни авторы утверждают, что только стрельбой с патроном можно обучить стрельбе, а другие полагают, что производство выстрелов с патроном - это проверка правильности усвоения тех умений и навыков, которые формировал стрелок при работе вхолостую во время подготовительного этапа и обучать технике стрельбы с использованием большого количества патронов нерационально и малоэффективно.
Результативность стрельбы зависит от качества работы обучающегося вхолостую, которой уделяется большая часть времени, однако без практических стрельб невозможно закрепить умения и навыки стрельбы. Для точной стрельбы важен
ряд психологических качеств личности, такие как спокойствие, умение формировать необходимый психологический настрой и концентрироваться на работе. Во время выполнения упражнений стрельб с патроном на огневом рубеже такие навыки эффективно развиваются, в отличие от холостой работы.
Этап совершенствования имеет цель закрепить, поддерживать и развивать уровень стрелковой подготовки. Переход на этот этап начинается в тот момент, когда стрелок должным образом овладел навыками скоростной стрельбы и демонстрирует стабильные показатели.
Модель научно-методического обеспечения процесса огневой подготовки имеет субъект-объектный характер открытой, постоянно развивающейся методической системы, так как учитывает потребности общества и государства, требования к сотрудникам правоохранительных органов, их служебные функции, служебное положение, результаты самообразования, интериоризированный опыт (жизненный и профессиональный) при совершенствовании в образовательном процессе нормативно заданных образцов деятельности, формировании новых компетенций. В структуру модели включены: диагностика образовательного процесса; согласование дидактических средств деятельности преподавания огневой подготовки; сопровождение обучающихся различных категорий; с учетом персональных различий в начальных уровнях базового образования и профессиональной грамотности; разработка инте-гративного методического обеспечения.
Заключение. Для обеспечения функциональной эффективности модели и преодоления существующей неупорядоченности в использовании материально-технического, научно-методического и педагогического потенциалов предложены этапы методики, во взаимосвязи которых упорядочивается использование материально-технического, научно-методического и педагогического потенциалов. Именно взаимосвязь этапов подготовки, обеспечивающая согласование всех целей и средств их достижения, обусловливает рост индивидуального уровня профессиональной грамотности, формирования новых компетенций и воспитания грамотного поведения сотрудника-специалиста ОВД. Для преодоления противоречия между нарастающими
темпами развития современных информационных ресурсов и отставанием темпов их внедрения в практику обучения огневой подготовке разработано и внедрено методическое обеспечение в форме современной электронной оболочки, которая обеспечивает: структурирование учебного материала (нормативного, теоретического, справочного); автоматизированный самоконтроль знаний и практических умений; свободный персональный доступ к образовательным ресурсам глобальной сети. Методическое обеспечение огневой подготовки в системе профессиональной, служебной и физической подготовки является опорным средством обучения и средством педагогической диагностики индивидуальных достижений действующих сотрудников ОВД в процессе отработки компонентов общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций в области огневой подготовки.
Объективная потребность в применении лич-ностно-ориентированных технологий в организации процесса методического обеспечения актуализировало образовательную проблему формирования интегративных, новых образцов деятельности сотрудников ОВД. В связи с этим осуществлялся поиск ответов на ряд взаимосвязанных вопросов: о содержании формируемых новых, интегративных образцов специальной деятельности; о критериях оценки успешности формирования новых компетенций в ходе методического обеспечения на его различных стадиях; о способах формирования процессуального компонента процесса формирования новых, интегративных образцов деятельности.
Литература
1. Огневая подготовка: учебник / под ред. В.Л. Кубышко. М., 2016. 286 с.
2. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: монография / А.А. Кобозев. М.: Ависта консалтинг, 2007. С.97-99.
3. Лазукин А.Д. Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. М., 2012. № 1. C. 83-87.