Научная статья на тему 'Структурно-тематические особенности новостных выпусков на современном радио'

Структурно-тематические особенности новостных выпусков на современном радио Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2235
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / BROADCASTING / РАДИОСТАНЦИЯ / RADIO / ФОРМАТ ВЕЩАНИЯ / BROADCAST FORMAT / КОНЦЕПЦИЯ ВЕЩАНИЯ / BROADCASTING CONCEPT / ВЫПУСК НОВОСТЕЙ / NEWS RELEASE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семёнова Ольга Радионовна, Костякова Юлия Борисовна

В статье представлен комплексный анализ особенностей современного радио. Выделены его отличительные черты: высокий уровень оперативности, диалогичность, интерактивность, особый акцент на новостях. Дана характеристика форматов современных радиостанций, выявлена зависимость содержания новостного вещания от формата станции. Описаны модели построения информационных выпусков. Определены основные жанры, используемые для подготовки новостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and Thematic Characteristics of Newscasts on the Radio Today

The article presents a comprehensive analysis of the features of modern radio. It highlights its distinctive features: high efficiency, dialogue, interactivity, special emphasis on news. The article characterises modern formats of radio stations, reveals the dependence of the content of the news broadcast on the station format. The author describes newscasts structural patterns. The main genres used the news preparation have been determined.

Текст научной работы на тему «Структурно-тематические особенности новостных выпусков на современном радио»

- метафорический перенос: le plein est fait (заправленные горючим под завязку (в значении 'пьяные')); Jamais pensé à l'école buissonière (Никогда не пробовала отлынивать от уроков); harponner (загарпунить, то есть 'подцепить' парня);

- сравнения (blanc comme un linge - белый, как мел; в дословном переводе - 'белый, как простыня');

- аутентичные реалии (Classe de première C - Класс десятый «В». Здесь следует объяснить, что во французских школах нумерация школьных классов идёт в обратном порядке - от десятого к первому);

- намеренное употребление в русском переводе просторечной формы местоимения при отсутствии такой ошибки в оригинале: leurs vacances (ихние каникулы).

Возможно, улыбку современного отечественного читателя вызовет фраза «Народ готовится петь "Белые розы"» из-за ошибочной ассоциации с одноимённой песней - «визитной карточкой» группы «Ласковый май», бывшей чрезвычайно популярной в нашей стране в конце 80-х гг. ХХ века. В романе А. Эрно «Пустые шкафы» речь идёт о суперпопулярной песне начала ХХ века «Белые розы» звезды французского шансона Сильви Берт [14].

В данной статье мы акцентировали своё внимание на наиболее ярких стилистических особенностях романа французского автора, одной из которых является обилие в нём стилистически маркированных средств, имеющих разную функциональную наполненность. Кроме этого, мы остановились на некоторых проблемах, связанных со спецификой перевода отдельных моментов анализируемого произведения с языка оригинала на русский язык. Безусловно, изучение специфики идиостиля Анни Эрно вообще и особенностей перевода её произведения на русский язык (впрочем, как и иных) в частности может быть продолжено, например, более детальным анализом выявленного языкового материала с опорой на функциональную составляющую разных групп стилистически маркированных единиц. Подобным же образом можно подойти и к сопоставительному анализу специфики элокутивной системы романа «Пустые шкафы» в тексте-оригинале и тексте-переводе.

Библиографический список

1. Писатели России XXI века. - URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title (дата обращения: 23.06.2015).

2. Annie Ernaux // From Wikipedia, the free encyclopedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Annie_Emaux (дата обращения: 23.06.2015).

3. Эрно Анни. Место в жизни / Анни Эрно. - URL: http://e-libra.ru/read/355466-mesto-v-zhizni.html (дата обращения: 23.06.2015).

4. Премия Ренольдо. Премии мира - Литературные премии. - URL: http://idea-news.ru/premii-mira/literaturnye-premii/premiya-renodo.html (дата обращения: 23.06.2015).

5. Электронная библиотека Royallib.com. Эрно Анни - Стыд. - URL: http://royallib.com/book/erno_anni/stid.html (дата обращения: 23.06.2015).

6. Среди французских книг. nkbokov (запись в блоге Живого Журнала). - URL: http://nkbokov.livejournal.com/1485.html (дата обращения: 03.07.2015).

7. Анни Эрно: материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Annie_Ernaux (дата обращения: 03.07.2015).

8. Анни Эрно. «Пустые шкафы» (запись в блоге Живого Журнала). - URL: http://www.ljpoisk.ru/archive/3824981.html (дата обращения: 01.07.2015).

9. Книга «Внешняя жизнь» автора Эрно Анни (отзыв на сайте RuLit). - URL: http://www.rulit.me/author/erno-anni/vneshnyaya-zhizn-download-free-1238.html) (дата обращения: 03.07.2015).

10. Эрно, А. Пустые шкафы = Les armoires vides / A. Ernaux; пер. с фр. А. В. Немировой; худож.-оформитель Б. Ф. Бублик. - Харьков: Фолио, 1999. - 208 с.

11. Перкас, Л. С. Солдатское арго в романе А. Барбюса «Огонь» / Л. С. Перкас // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия 5: Филология: Языкознание. Вып. 6. - Абакан, Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - С. 87-95.

12. Перкас, Л. С. Использование имён собственных в различных функциональных стилях как проявление асимметричности онимов / Л. С. Перкас // Социально-экономические проблемы развития Саяно-Алтая: прил. к «Вестнику КрасГАУ»: сб. науч. тр. Вып. 3 / Крас-нояр. гос. аграр. ун-т; Хакасский филиал - Красноярск, 2007. - С. 128-130.

13. Гринёва, Е. Ф. Словарь разговорной лексики французского языка (на материале современной художественной литературы и прессы): около 9 000 слов, около 15 000 словосочетаний и более 20 000 цитат / Е. Ф. Гринёва, Т. Н. Громова. - М.: Цитадель, 2000. - 640 с.

14. Легенды французского шансона. Сильва Берт (запись на форуме «Феникс»). - URL: http://fenixclub.com/index.php?act=ST&f= 119&t=89476 (дата обращения: 27.08.2015).

© Перкас Л. С., Антонов В. П., 2016 УДК 654.191

СТРУКТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ

НА СОВРЕМЕННОМ РАДИО

О. Р. Семёнова, Ю. Б. Костякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлен комплексный анализ особенностей современного радио. Выделены его отличительные черты: высокий уровень оперативности, диалогичность, интерактивность, особый акцент на новостях. Дана характеристика форматов современных радиостанций, выявлена зависимость содержания новостного вещания от формата станции. Описаны модели построения информационных выпусков. Определены основные жанры, используемые для подготовки новостей.

Ключевые слова: радиовещание, радиостанция, формат вещания, концепция вещания, выпуск новостей.

Всепроникающая способность, огромная скорость передачи информации, массовость и в то же время индивидуальность обращения к слушателю исторически и логически определили масштаб распространения радиокоммуникации, её значение в жизни людей. Она связана со временем, поэтому необратима, одномоментна, ли-

нейна в своём движении. У слушателя нет возможности остановить её. Сведения поступают к аудитории и усваиваются ею непрерывно, как поток новых фактов. Поэтому радиоинформация действует в значительной степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительные представления, эффективно формирует у людей понятия о действительности, психологические установки и стереотипы. Это обусловливает актуальность изучения современного радиовещания: его технической и содержательной специфики, жанровой структуры, особенностей взаимодействия с аудиторией в условиях конвергенции современных СМИ.

Главное отличие радиожурналистики от других видов журналистской деятельности - чрезвычайно высокий уровень оперативности. В печатных СМИ информация проходит несколько этапов подготовки, прежде чем дойдёт до аудитории: сбор информации, набор текста, макетирование и вёрстка, печать в типографии, доставка в места распространения или непосредственно к потребителю (подписчику).

На телевидении материал сначала нужно отснять, отсмотреть, написать текст, затем смонтировать и только потом он выйдет в эфир. На радио же есть возможность передачи информации непосредственно после её получения. К примеру, ведущий в прямом эфире читает новость, которая только что появилась на сайте какого-либо информационного агентства. Или радиокорреспондент по телефону с места события рассказывает о произошедшем / происходящем событии. При этом слушать радио человек может в любом месте при помощи технически простого и относительно дешёвого устройства - приёмника. Поэтому радио имеет самый высокий уровень оперативности среди средств массовой информации.

По своим техническим возможностям данный коммуникативный канал является узконаправленным. Радиокоммуникация авизуальна, она воздействует лишь на один орган восприятия человека - слуховой. Все остальные органы чувств работают в «автономном» режиме, заставляя воображение выстраивать свою картину, соответствующую услышанному. На наш взгляд, это является главным отличием радио от других средств массовой информации.

Авизуальность данного коммуникативного канала определяет ещё одну его особенность - влияние природы звука на психологию восприятия. К примеру, звук идущего поезда может вызвать как положительную реакцию у слушателя (воспоминание о путешествии), так и резко негативную (расставание с близким человеком). Следовательно, главными составляющими на радио являются музыка, шумы и, конечно, звучащая речь. «Радио есть интеллектуальный канал СМИ», потому как оно способно не только передавать мнения, позиции, идеи, чувства, но и заряжать ими слушателей, убеждать, воздействовать на сознание и поведение, формировать взгляды, мировоззрение [1, с. 110].

Наличие большого числа жанров позволяет журналисту, по нашему мнению, добиваться своей главной цели - максимального усвоения информации аудиторией. Для новостной радиожурналистики характерно использование информационных жанров, с помощью которых выполняется главная задача - информирование слушателей. На современном радио в основном используются радиосообщения, радиоотчёты, радиоинтервью и радиообзоры прессы. Гораздо реже можно встретить радиорепортаж в чистом виде, чаще - репортажный «момент», который представляет собой сюжет или новостной выпуск с включением документальных записей.

Репортаж даёт слушателю наглядное представление о происходящем событии [2, с. 8]. В нём повествование ведётся от лица автора, содержится его личностное восприятие происходящего, может иметь место и собственная оценка журналиста, его выводы. Особенность данного жанра заключается в том, что репортёр должен быть непосредственным свидетелем события. Именно поэтому репортаж нередко становится не только сюжетом в новостном выпуске, но и своеобразным свидетельством эпохи, историческим источником.

Л. В. Григорова, отмечая изменчивость радиорепортажа, выделяет такие его основные жанровые признаки, как документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальной информации. «Радиорепортаж - это само время, материализованное в образах эпохи, где журналист воссоздаёт реальность: отбирает наиболее характерные эпизоды конкретного события, соединяет их в органичное целое и делает слушателя соучастником события». Исследователь предложила свою классификацию радиорепортажа: событийный, тематический и аналитический. Л. В. Григорова также считает, что по способу трансляции радиорепортажи можно разделить на «живой» или эфирный репортаж («прямое включение») и репортаж, записанный на пленку [3, с. 15].

В аспекте усвоения информации решающую роль играет подача материала журналистом. Учитывая психологические особенности восприятия аудиторией звучащих текстов, важное значение необходимо придавать творческой индивидуальности автора радиосюжета, которая проявляется в особой манере написания текста, в выборе методов подачи информации, тематической ориентации, в особенностях авторского восприятия мира. «Субъективное начало в радиорепортаже не противоречит его документальной основе. Проявление авторского «я» есть важная составляющая содержания и формы произведения, творческого потенциала и опыта журналиста» [3, с. 16].

От того, насколько хорошо будет установлен контакт между журналистом и аудиторией, как мы считаем, зависит уровень восприятия информации слушателями. На радио такой контакт имеет свои особенности, обусловленные прежде всего тем, что аудитория рассредоточена - пространственно и психологически. Из-за этого обратная связь с ней, как способ получения представления о её настроениях, реакциях, интересах, затруднена. Поэтому на первый план выходят такие требования к современному радиовещанию, как диалогичность и интерактивность. Первое способствует большей доверительности общения со слушателем. Беседа с гостем в студии привлекает больше внимания, чем рассуждения одного журналиста. Разговор двоих или более собеседников в эфире всегда динамичнее, живее, чем монолог.

Интерактивность как способ взаимодействия с аудиторией стала в последнее время особенно популярной не только на радио, но и в других видах средств массовой информации. Посредством Интернета и телефона (СМС-сообщение, звонок или письмо по электронной почте) можно не только наладить контакт со слушателями, но и оценить степень взаимодействия.

Ещё одной тенденцией развития современного радиовещания следует назвать его «новостийность». Сегодня регулярное получение информации является для человека необходимым условием участия в современной жизни. Поэтому информационные выпуски стали опорными точками в сетке вещания практически на всех радиостанциях, вне зависимости от их формата.

Собственно, понятие «формат» в том виде, в котором оно известно сегодня в истории радиожурналистики, сформировалось не сразу. Изначально в вещании различались радиоформы, определявшие структурные особенности радиопередач: радиогазета, радиожурнал, информационный сборник, прямые передачи, информационно-музыкальная программа, радиоальманахи, радиообозрения. «Форма - это составная часть радиопрограммы вещательного дня, скомпонованная из отдельных журналистских и художественных произведений», как правило, эти радиоформы выполнены в совершенно различных жанрах, но при этом их объединяет тематическое единство и функция [4, с. 13]. По сути, радиоформа - это жанрово-тематическая структура конкретной программы.

Понятие «формат» связано с появлением нового принципа программирования в американском радиовещании в 1950-е гг., который получил название «Формат "Топ-40"». Сейчас под «форматом» радиостанции понимается её концепция, «включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории» [5, с. 370-371]. Существуют и другие мнения, полагающие, что «формат» - это «определённый тип составления и вёрстки программ по жанрам, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию» [6, с. 203]. Е. Р. Раскатова выделила следующие форматы современного радиовещания: музыкальный, информационный, имиджевый и технологический [7, с. 24-26].

В целом формат вещания определяет жанровую направленность компонентов и стиль подачи материалов, что в свою очередь непременно влияет на маркетинговую политику радиостанции. Поэтому при создании радио всегда сначала определяется целевая аудитория, затем подбирается формат, способный не только привлечь внимание потенциальных слушателей, но и удержать его.

Однако, каким бы ни был формат станции или его структура, практически ни один радиоканал не обходится без выпусков новостей. Это связано с потребностью аудитории в постоянном получении общественно значимой информации. Отличительными особенностями новостной радиожурналистики являются: отсутствие авторских оценок или рассуждений на данную тему; сосредоточенность на ответах на вопросы «Что?» «Где?» «Когда?» (и «Почему это произошло?»). Другими словами, новостной радиожурналист - это транслятор информации. Он не просто пересказывает сообщения информагентств или рассказы очевидцев, а старается дать полную картину события, осветив его с нескольких точек зрения (сторон). Отсюда можно сделать вывод, что новостная журналистика наиболее объективна. И если учесть, что мы говорим о новостях на радио, то они претендуют не только на объективность, но и на высокую оперативность. Именно поэтому новости на радио являются опорными точками программной сетки вещания. Все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. В новостных выпусках принято сначала сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отличных от обычного течения жизни. Спрос на определённую информацию диктуется, прежде всего, политической и экономической ситуацией в стране.

При этом нужно учитывать и ещё один важный аспект радиовещания - его диалогичность. «В основе современной радиокоммуникации, - как констатирует Е. В. Халина, - лежит межличностное общение». Вот почему ведущий в радиоэфире «выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие человека в эфире с аудиторией подчиняется таким же законам, как и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Ведущий, общаясь в эфире, моделирует личностные и социальные качества слушателя, ему важно дать некий «материал» для адекватного взаимодействия со слушателем, то есть подать себя в нужном плане». Чем успешнее такая двусторонняя коммуникация, тем эффективнее слушатель усваивает информацию. При этом он «ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего». Отождествление информации и личности человека, который её преподносит слушателю, «возникает тогда, когда между аудиторией и коммуникатором налажен позитивный контакт, то есть коммуникатор интересен и отвечает надеждам и требованиям аудитории» [8, с. 19]. В связи с этим важным является подбор ведущего выпуска новостей, способного успешно выстраивать взаимодействие со слушателем. Благодаря этому новости на радио сегодня имеют динамичный и яркий характер.

На форму информационного выпуска влияет профиль радиостанции. Так, музыкальные радиостанции в кратких выпусках новостей используют только информацию, полученную от информационных агентств. Крупные федеральные станции дают также сообщения собственных и специальных корреспондентов, ньюсмейкеров, стрингеров и т. д.

Информационные выпуски можно разделить на универсальные по тематике и тематические; периодичные и экстренные [5, с. 258-259]. Существует также деление по формам подачи информационных материалов: текстовые и со звуковыми включениями (интервью в студии или по телефону, прямой репортаж с места события, комментарий). Многообразны жанры, используемые в информационных выпусках: это хроника и информаци-

онная заметка, корреспонденция и комментарий, репортаж, интервью, выступление у микрофона. Но главное слагаемое новостных программ - информационная заметка.

Информационные выпуски строятся по нескольким основным моделям. Существует, к примеру, жёсткая вёрстка, которая осуществляется по главным тематическим блокам, когда после позывных даются основные темы выпуска, далее следует непосредственно его содержание, где новости следуют одна за другой в порядке важности и по строго определённым тематическим блокам: блок внутренних новостей, блок международной информации, новости науки, культуры, спорта, прогноз погоды, иногда повтор основных тем выпуска. Есть облегчённая модель вёрстки - без краткого изложения основных тем выпуска, когда информационные сообщения идут непрерывно, в результате чего возрастает темп передачи информации в эфир. Вёрстка информационной программы требует от радиожурналистов высокого профессионализма, умения выделить самую важную новость дня, скомпоновать выпуск таким образом, чтобы радиослушатель получил представление о главных событиях к данному часу.

Существенными компонентами информационного выпуска являются постоянные позывные, джинглы, специально подобранная музыка, на фоне которой звучат заголовки новостей, а иногда и полностью выпуски, музыкальные отбивки. Всё это в совокупности и создаёт эфирный образ информационной программы.

Структура журналистского материала в радионовостях очень важна, от этого зависит эффективность и уровень восприятия информации аудиторией. В новостях широко используется давно известная схема «перевёрнутой пирамиды», когда новость отвечает сначала на вопросы «кто?», «что?», «где?», а затем объясняет «зачем?» и «почему?». То есть повествование ведётся в порядке «от главного - к менее значимому». Другими словами, сначала журналист сообщает, что и когда произошло, кто участник события, а потом раскрываются подробности - причины и последствия произошедшего. Например, «Синоптики (кто?) предупреждают: в Хакасии (где?) ожидаются сорокоградусные морозы (что?). С севера к нам идёт антициклон, из-за которого температура опустится ниже климатической нормы (почему?)». Такая схема очень популярна и удобна, особенно для радионовостей, которые имеют краткий и чёткий характер.

А. С. Жукова отмечает, что принцип «перевёрнутой пирамиды» (от главного - к второстепенному) действительно является наиболее популярным в новостной журналистике и представляет собой общую схему структуры новости. Однако, как считает данный автор, «любая публикуемая новость должна иметь структуру, позволяющую читателю увидеть объёмную картину факта, события, явления. Дать - насколько это возможно - полное представление о них. Именно поэтому знание особенностей архитектоники новости имеет важное практическое значение» [9, с. 17]. С позиций архитектоники, новостной текст является структурированным единством различных элементов: слаглайна, заголовка (хэдлайна), дейтлайна, лида, ключевой цитаты и основного текста, «в котором связываются различные информационные блоки: цитаты, подробности, детали, а также возможные блоки (в зависимости от сложности новости): бэкграунд, контекст» [9, с. 20].

Заметим, что в радионовостях практически не встречается схема «прямой пирамиды», то есть когда повествование ведётся в порядке развития события (сначала - предыстория, причины, затем - следствия). Она больше приемлема для аналитических и документально-художественных радиожанров.

Ещё одной особенностью современной новостной радиожурналистики является работа с источниками информации. В условиях жёстких требований к оперативности радиокорреспондент ограничен во времени, в том числе и при работе с источниками информации. При этом новостная журналистика непременно требует соблюдения таких требований, как достоверность и объективность сообщаемых сведений. Основными источниками информации для новостей на радио являются в первую очередь интернет-ресурсы. Наш практический опыт показывает следующее. Учитывая, что в глобальной сети часто размещается непроверенная информация, лучше всего обращаться к официальным порталам, известным информагентствам с хорошей репутацией или пресс-релизам от пресс-служб различных ведомств и государственных структур, которые зачастую приходят на электронную почту редакции. Если тот или иной материал не внушает доверия, вызывает сомнения, необходимо проверить сообщаемый факт, например, позвонив по телефону, а в некоторых спорных случаях лучше записать небольшое интервью и вставить его в новостной материал. Также источниками информации для радиокорреспондента являются пресса, официальные документы, личная беседа с компетентным лицом и т. д.

Среди методов сбора информации выделяются такие традиционные формы, как наблюдение, интервью и эксперимент. Что касается последнего метода, то он больше применим к аналитической и документально-художественной журналистике, нежели к новостной. Активное использование метода наблюдения в журналистике обусловлено несколькими факторами. Во-первых, включаясь в происходящее событие, корреспондент может на месте проследить динамику его развития. Репортаж с места события не только отличается оперативностью, динамичностью и яркостью, но и создаёт атмосферу сопричастности, что очень важно для слушателя. Во-вторых, наблюдение за поведением, речью, манерами человека даёт возможность увидеть важные детали, значимые личностные черты. И, в-третьих, автор, будучи очевидцем происходящего, фиксирует событие вне зависимости от посторонних оценок и мнений. Отбирая факты по принципу «главное - второстепенное», изучая причинно-следственные связи, автор более объективно может осветить событие, нежели если бы он составлял материал с чьих-то слов.

Метод интервью позволяет журналисту проверить уже имеющиеся сведения и получить новые знания. Однако, «при всей, казалось бы, привычности данного метода необходимо соблюдать определённые технологические приёмы, чтобы оптимально построить межличностное общение» [10, с. 135].

По характеру содержания интервью делятся на документальные (фиксирование исторических фактов) и интервью мнений (комментарии, личное мнение и т. д.). Разделяют интервью также по технике проведения беседы. Она бывает формализованной, с чётко структурированными, логически взаимосвязанными вопросами. Существуют и неформализованные интервью, когда обсуждаемые вопросы определяются не только тематикой, но и обстановкой беседы. Особенностью коммуникативного процесса является то, что взаимодействие между интервьюером и интервьюируемым, будь то информационное или предметное, всегда включает в себя обмен различными эмоциональными состояниями. Поэтому, каким бы ни был тип интервью, журналисту крайне необходимо знание психологических особенностей общения.

Таким образом, в условиях жёсткой конкуренции среди СМИ радио имеет свои неоспоримые преимущества за счёт оперативности, удобства восприятия информации на слух, возможностей воздействия на эмоции слушателя. Специфика радиожурналистики главным образом заключается в способе передачи информации. В отличие от телевизионной или газетной журналистики радио осуществляет передачу информации только при помощи звука. Слушатель не может увидеть описываемое, как на телевидении, не может вновь вернуться к тексту и прочитать его, как в печатных изданиях. Однако, как показало наше исследование, такая «ограниченность» позволяет радио носить статус самого доступного для восприятия источника массовой информации и в итоге -оставаться на лидирующих позициях в современном медиапространстве.

Информационные выпуски являются неотъемлемой частью радиоэфира, так как они выполнят основную задачу радио - информировать. Новостные выпуски дают слушателям возможность получать разнообразную информацию, необходимую для ориентации в действительности, узнавать о событиях, произошедших не только в мире и стране, но и в своём регионе.

Можно констатировать, что от выбранного формата вещания зависит структурно-тематическая направленность всей станции и её новостных выпусков. В зависимости от формата будет варьироваться процентное соотношение серьёзных (политических, экономических, социальных и т. д.) и развлекательных новостей. Что касается структуры самих новостных материалов, то принцип «перевёрнутой пирамиды» даёт возможность рассказывать о событии более ярко и динамично, что, несомненно, привлекает внимание аудитории.

Библиографический список

1. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика в социуме: её современное состояние и прогноз / Ю. В. Клюев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. - Сер. 9. Вып. 1. Ч. 1. - С. 109-114.

2. Новиков, К. Ю. Радиорепортёр и радиорепортаж в 21 веке / Е. Ю. Новиков. - М.: Издательство «ВК», 2006. - 88 с.

3. Григорова, Л. В. Радиорепортаж в программах местного вещания (на примере ставропольского краевого радио): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. В. Григорова. - Ростов-на-Дону, 2007. - 23 с.

4. Шеин, В. Н. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики: учеб.-метод. комплекс / В. Н. Шеин. - Минск, 2003. -138 с.

5. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. - М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 480 с.

6. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М: Аспект Пресс, 2003. - 259 с.

7. Раскатова, Е. Р. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие / Е. Р. Раскатова // Научно-профессиональный журнал «Акценты». - 2003. - № 5-6 (40-44). - С. 22-28.

8. Халина, Е. В. Особенности активной интеракции на современном разговорном радио / Е. В. Халина // Журналистский ежегодник. -2013. - № 2. - С. 18-19.

9. Жукова, А. С. Архитектоника новостного сообщения на сайте информационного агентства / А. С. Жукова // СМИ в условиях информационной глобализации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УФУ, 2013. - С. 16-20.

10. Ким, М. Н. Познавательные ресурсы журналистики: учеб. пособие / М. Н. Ким. - СПб., 2010. - 192 с.

© Семёнова О. Р., Костякова Ю Б., 2016

УДК 81'42:81'373.2

«КОНФЛИКТНЫЙ», «КОНФЛИКТОГЕННЫЙ» И «СПОРНЫЙ» ТЕКСТ: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ И СООТНЕСЁННОСТИ ПОНЯТИЙ

О. А. Ульман

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются понятия «конфликтный», «конфликтогенный» и «спорный» текст, которые используются в юрислингви-стической практике либо как полные синонимы, либо как взаимозаменяющие друг друга понятия. Различение данных понятий является значимым в практике назначения и производства лингвистической экспертизы, поэтому в настоящей работе представляется попытка соотнесения их дефиниций с целью раскрытия сущности данных понятий, которые характеризуются как сходные, но не тождественные.

Ключевые слова: конфликт, текст, конфликтный текст, спорный текст, конфликтогенный текст, тексты-манипуляторы, тексты-неудачи, тексты-злоупотребления, дискурс.

В настоящее время становится актуальным проведение лингвистических экспертиз, которые рассматриваются как одно из доказательств по тому или иному делу как в рамках гражданского и арбитражного, так и в рамках уголовного делопроизводства. Благодаря лингвистической экспертизе, можно установить фактические данные, которые имеют большое значение при урегулировании споров разного характера.

Объектом лингвистической экспертизы является текст, который в письменной или в устной форме зафиксирован на материальном носителе (вещественные доказательства, документы, образцы для сравнительного исследования, материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза). Текст, по которому назначает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.