104
Филологические науки
УДК 070
Е. А. Шурыгина
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
Нижний Новгород
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАДИО
Статья посвящена изучению вопросов совершенствования работы службы новостей в структуре общественно-политического радио. При этом в рамках статьи, общественно-политическое радио определяется как особый вид СМИ, характеризующийся оперативностью, доступностью, широтой охвата аудитории. В настоящее время в России процесс структурирования радиостанций почти завершен и можно говорить о том, что общественно-политическое радио является самостоятельным типом радио по-своему контенту. Естественно, каждое общественно-политическое радио в процессе деятельности вырабатывает свой механизм взаимодействия структурных единиц, входящих в состав службы новостей и оптимальную, либо близкую в контексте работы к оптимальной, модель взаимодействия между ними, обеспечивающую надлежащую работу информационной службы. «Радио России» - одна из ведущих общественно-политических радиостанций в национальном медиапространстве, поэтому изучение важнейших аспектов работы службы новостей данного СМИ имеет большое практическое значение и актуальность в контексте развития радио как средства массовой информации в России. Основа работы информационной службы -деятельность журналистов, которые обеспечивают своевременное поступление информации, ее обработку и выдачу в эфир. Профессиональные задачи журналиста на общественно - политическом радио имеют свою специфику. Обобщение практики профессиональной деятельности, ее анализ и выводы определяют актуальность темы исследования в общем контексте развития радиожурналистики как вида журналистской деятельности.
Ключевые слова: общественно-политическое радио, масс-медиа, ньюсмейкер, новостной контент, редакторская верстка, прайм-тайм, бэкграунд.
Создание информационных материалов на общественно-политическом радио требует от журналиста использования творческого подхода и выполнения требований редакционного задания. Качество материалов обеспечивается самостоятельной работой журналиста, способностью расставить смысловые акценты, выйти за рамки задания, если того требует ситуация. С другой стороны, следование редакционному заданию зачастую является единственным способом подготовить каче-качественный материал для новостного выпуска.
Выпуски новостей - это основа программы дня радиостанции. Новости не просто выходят в эфир с определенной частотой, их дополняют комментариями, на их основе делают сюжеты, записывают интервью с ньюсмейкерами. Аудитории предлагаются самые актуальные, значимые новости дня. Выпускающий редактор, составляя выпуски, отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Именно отбор, монтаж и подача новостей явля-
ются ключевыми процессами, определяющими информационную политику радиостанции [2].
Вид подачи корреспондентских материалов и редакторская верстка обусловливают всю систему информационного вещания радиостанции.
А технология создания новостного контента -ключевой процесс взаимодействия службы корреспондентов и редакторов общественно-политического радио. Новостной контент структурируется в зависимости от времени выхода новостного блока в течение дня. В связи с чем необходимо рассмотреть содержание информационных выпусков «Радио России - Нижний Новгород» в аспекте представленности в них журналистских материалов, созданных в различных жанрах.
Наиболее востребованными у специалистов, работающих на радиостанциях общественно-политического формата, являются материалы в жанрах информационного радиосообщения, комментария, радиорепортажа, корреспонденции. Если говорить о чистоте того или иного жанра,
© Шурыгина Е. А., 2015
Е. А. Шурыгина
105
то большинство исследователей сходятся во мнении, что в современных условиях существование любого жанра в его классическом виде практически невозможно. По мнению Л. Шибаевой, «чистыми» были бы жанры, неизменные в своем совершенстве, застывшие, не отражающие тех изменений, которые постоянно происходят в мире» [3]. В современной радиожурналистике автор работает на стыке привычных жанров - именно такой подход дает необходимую «свободу маневра» в подаче материала.
Информационные радиосообщения появляются в новостных блоках радиостанции постоянно. Именно сообщение - короткое, четкое, корреспондент оперативно передает в редакцию, к примеру, по телефону или электронной почте.
Если тема сообщения затрагивает интерес большого количества слушателей, то это вызывает обратную связь. Надо отметить, что интерес аудитории к теме информационного сообщения, прозвучавшего в новостях, - один из критериев оценки работы корреспондента службы информации.
Еще одним жанром, в котором работают корреспонденты службы информации общественнополитической радиостанции, является комментарий. Краткие оперативные комментарии - это мнения спикеров (экспертов, политиков, бизнесменов) по факту различных социально значимых событий. Информация, поданная в этом жанре, подразумевает только краткий журналистский текст, который ведущий выпуска новостей озвучивает перед фрагментом записи. В подаче к комментарию звучат лишь тема произошедшего события и представление спикера.
Радиорепортаж, один из любимых жанров журналистов службы информации «Радио России -Нижний Новгород», соединяет в себе лучшие признаки информационного сообщения: своевременность, оперативность, информативность текста. Кроме того, радиорепортажу присущи и элементы публицистики - оценка свершившегося факта, его эмоциональное отражение, образное описание картины события.
Очень часто журналисты службы информации готовят свои материалы для выпусков новостей в жанре радиокорреспонденции, так как в нем можно наиболее полно раскрыть тему, показать мероприятие с разных сторон, выслушав мнения различных экспертов и составив свое представление о том или ином факте.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основная задача корреспондента -собирать материал для новостного выпуска.
Но окончательная «доводка» материала, его структурирование и подготовка к эфиру - задача редактора службы новостей.
При составлении информационных выпусков редактор службы информации учитывает профиль радиостанции, время выхода новостных блоков в эфир и их хронометраж.
Информационные выпуски выходят в эфир регионального филиала национальной радиостанции общественно-политического формата «Радио России - Нижний Новгород» (далее - РР-НН), семь раз в день по будням и дважды - в выходные дни. Если говорить о содержании, то будничные выпуски и новости выходного дня незначительно отличаются, но, в основе своей, последние напоминают по структуре утренние новостные блоки, выходящие в эфир с понедельника по пятницу. Рассмотрим редакторскую работу на примере нескольких информационных выпусков: утреннего; дневного; вечернего.
Утренние выпуски, выходящие в эфир РР-НН в интервале с 6 утра до полудня, как правило, редактор верстает и записывает накануне. И только в экстренных случаях, если произошли непредвиденные события, редактор оперативно формирует выпуск в тот же день и выходит с ним в прямой эфир в качестве ведущего.
Основа утреннего выпуска - материалы, написанные корреспондентами накануне: комментарии, информационные сообщения, которые не потеряли свою актуальность и могут получить «вторую жизнь» в утренних выпусках новостей. Материалы, написанные в жанрах комментария и информационного радиосообщения, в утренних блоках встречаются часто (3-4 за выпуск), также присутствуют сообщения-анонсы.
Каждый выпуск новостей имеет постоянные элементы: заставку, которая озаглавливает его, короткие (не более 3 секунд) музыкальные отбивки, которые звучат между структурными элементами выпуска (сообщениями, репортажами и т. д.), и музыкальный джингл, который звучит в финале программы.
Пример верстки информационной программы: «Вести - Приволжье» от 10 сентября 2014 года:
Ведущий: В Нижнем Новгороде 6 часов 10 минут.
(Звучит заставка «Вести - Приволжье»).
Ведущий: С новостями в студии Елена Шурыгина. Доброе утро.
В этом выпуске:
1. В столице Приволжья проинспектируют работу элементов системы «Безопасный город».
106
Филологические науки
2. Государственную национальную политику страны обсудят на Конгрессе народов России в Нижнем Новгороде.
3. Нижегородский Кремль вырывается в лидеры проекта «Россия 10».
А теперь эти и другие темы подробнее.
(Звучит отбивка).
Далее идет подробное изложение новостей. Отметим, что в утренние выпуски, кроме материалов, написанных накануне, всегда включены анонсы мероприятий, которые будут освещать корреспонденты службы новостей в течение дня. Особое место в информационных выпусках, в свете последних событий в России и мире, занимают собственные сюжеты на тему государственной этнополитики. Хотя, по мнению экспертов, подобные темы СМИ затрагивают нечасто. Как подчеркивает профессор О. Н. Савинова, деятельность масс-медиа в сфере освещения межнациональных отношений носит зачастую противоречивый характер. Обладая огромным просветительским потенциалом и возможностью всеохватного воздействия на аудиторию, пресса не всегда использует эти возможности во благо [1].
Что касается выпуска новостей службы информации РР-НН, то в нем сделан акцент на анонс форума, в рамках которого эксперты обсудят государственную национальную политику и новые коммуникативные практики. Также, в контексте события, речь пойдет о формировании безопасного информационного пространства. Завершается это сообщение-анонс следующим текстом: «Подробности мероприятия можно услышать уже сегодня - в наших дневных выпусках». Здесь редактор выделяет последнюю фразу, тем самым пытаясь заинтересовать аудиторию, удержать ее внимание. Это сделано для того, чтобы после услышанного краткого анонса, слушатели, которые захотят узнать подробности, включили приемники в 13.10, когда в эфир выйдет дневной блок новостей.
В дневных выпусках получают продолжение утренние сообщения, анонсирующие мероприятия с участием корреспондентов службы новостей. К этому времени многие журналисты уже успевают подготовить репортажи с места событий. Чаще всего они выходят с ними в «прямой» эфир по телефону. Такая практика работы службы информации РР-НН позволяет сделать выпуск динамичнее, разнообразить поток новостных сообщений, читаемых ведущим, «живой», а не записанной и смонтированной заранее, речью корреспондентов и спикеров.
Пример. Ведущий: «Новые коммуникативные практики государственной национальной политики обсуждают в Нижнем Новгороде. В столице Приволжья в эти минуты проходит Конгресс народов России. В нем принимают участие представители национально-культурных центров более чем из 20 регионов. На форуме работает наш корреспондент. Он находится на прямой связи со студией».
Корреспондент: «Здравствуйте. Заседание участников конгресса еще продолжается. Нужно отметить, что почти все выступавшие говорили об информационной войне с использованием национальной тематики, которая сейчас развязана в отношении российского общества. В сети Интернет то и дело появляются сообщения экстремистского характера. Противостоять этой информационной атаке, по мнению участников форума, возможно лишь путем эффективной работы с населением».
Далее в этом прямом включении корреспондента с места события следуют комментарии присутствующих ньюсмейкеров. Довольно часто редакторы службы просят корреспондентов не записывать спикеров заранее, а убедить их выйти вместе с журналистом в прямой эфир.
Вечерние выпуски новостей насыщены развернутыми аналитическими корреспондентскими материалами, продолжительными по времени. Они выходят в 19.10, в прайм-тайм. В начале выпуска, после заставки, редактор дает вводную информацию:
Ведущий: «В Нижнем Новгороде 19 часов 10 минут. В этом выпуске мы расскажем об основных событиях дня», - таким образом, редактором подчеркивается важность информации, которая будет звучать далее, настраивая слушателей на определенный лад. Далее - ведущий: В студии с новостями Владимир Солдатов. Коротко - главные темы:
1. Зарплата социальных работников в Нижегородской области вырастет почти вдвое.
2. О героях Первой мировой войны расскажут в Нижнем Новгороде.
3. Фестиваль национальных культур пройдет в столице Приволжья.
А теперь обо всем подробнее.
Далее ведущий выпуска сообщает содержание информационных материалов с включением подробных сюжетов корреспондентов, комментариев спикеров о наиболее значимых новостях. После музыкальной отбивки - небольшой блок новостей культуры или спорта. В завершение - информация о погоде в регионе на ближайшие сутки.
Е. А. Шурыгина
107
Далее - финальная фраза ведущего и музыкальная отбивка. Выпуск завершен.
Нужно отметить, что в рамках создания новостного контента взаимодействие корреспондента и редактора не ограничивается только постановкой задач и их исполнением, а включает в себя также и творческую составляющую. Последнее выражается в возможности выхода корреспондента за рамки редакционного задания и в редакторской работе по совершенствованию журналистского материала, в том числе и с использованием архивных записей, мнения постоянных радиослушателей, собственной творческой «проработки» темы. Именно такая практика обеспечивает информационные выпуски качественным новостным контентом, основными характеристиками которого являются оперативность, социальная значимость, представление широкого спектра мнений.
__________Ш_____________
1. Савинова О. Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального округа // Вестник Нижегородского ун-та. 2012. № 1 (2). C. 340-343.
2. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 98.
3. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики: учебно-методическое пособие. URL http://www.evartist.narod.ru/ text3/82.htm (дата обращения 12.02.2015).
1. Savinova O. N. Kul'turnaya traditsiya i rol' SMI v mezh-kul'turnom dialoge: opyt Privolzhskogo federal'nogo okruga. Vestnik Nizhegorodskogo un-ta. 2012. No. 1 (2). Pp. 340-343.
2. Smirnov V. V. Zhanry radiozhurnalistiki. M.: Aspekt Press, 2002. P. 98.
3. Shibaeva L. Zhanry v teorii i praktike zhurnalistiki: ucheb-no-metodicheskoe posobie. URL http://www.evartist.narod.ru/text3/ 82.htm (data obrashcheniya 12.02.2015).
Статья поступила в редакцию 1.12.2015 г.
E. A. Shurygina
Lobachevsky State University of Nizhnii Novgorod, Nizhny Novgorod
NEW APPROACHES TO THE CREATION OF NEWS CONTENT ON REGIONAL SOCIAL AND POLITICAL RADIO
The article is devoted to the study of improving the news service in the structure of public-political radio. In the article, political radio is defined as a special type of media, characterized by responsiveness, accessibility, breadth of the audience. Currently in the process of structuring Russian radio stations is almost complete and we can say that the socio-political radio is a distinct type of radio in its content. Naturally, every socio-political radio during the activity generates a mechanism of interaction of structural units of the news service and an optimal or near-optimal model of the interaction between them, ensuring the proper operation of the information service. "Radio Russia" is one of the leading socio-political radio stations in the national media space. That is why the study of the most important aspects of the media news service is of great practical importance and relevance in the context of the development of radio as a mass media in Russia. The basis of the work of information services are the activities of journalists, which provide a timely flow of information, its processing and playout. Professional task of a journalist on the socio-political radio have his own specifics. The generalization of the practice of professional activities, analysis and conclusions determine the relevance of the topic research in the general context of broadcast journalism as a form of journalism.
Keywords: public-political radio, media, newsmaker, news content, editorial layout, primetime, background.