ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4
E.A. Болотова, кандидат искусствоведения,
ст. науч. сотр. кафедры телевидения и радиовещания
факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Л.А. Круглова, кандидат филологических наук, ст. науч. сотр. кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
РАДИОВЕЩАНИЕ В ЭПОХУ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стремительное развитие Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, изменения в сложившейся системе масс-медиа породили разговоры о скорой гибели классического радиовещания. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ и радиовещанием в том числе. Радиостанции осваивают новые формы существования и способы увеличения аудитории, расширяют свои интерактивные возможности.
Ключевые слова: Интернет — Новейшие технологии — Радиовещание — Интернет-вещание.
The rapid development of the Internet and newest technologies of information transfer and changes in the prevailing system of mass-media gave birth to conversations about the fast loss of classical radio-broadcasting. On the other hand, technical progress in mass communications opens new horizons for the traditional media, in particular, for radio-broadcasting. Radio stations master new forms of existence and methods to increase their audience and improve their interactive capabilities.
Key words: Internet — newest technologies — Radio-broadcasting — Internet-broadcasting.
Технологический прогресс привел к радикальной трансформации способов доставки информации и доступа к ней, размыванию границ между традиционными медиа, к сближению и взаимопроникновению различных видов СМИ.
Еще два года тому назад, выступая на научно-практической конференции «Профессия — журналист: вызовы XXI века», посвященной 60-летию журналистского образования в России, ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский шокировал присутствующих следующим заявлением: «На мой взгляд, радио умирает, и скоро, лет через пять-шесть, его не будет в том виде, в котором оно существует сейчас. Мо-
гильщик радио — Интернет»1. М.Ю. Ганапольский имел в виду прежде всего то, что Интернет уравнял в правах журналистов и нежурналистов, облегчив доступ к публичной трибуне (микрофону, экрану) для неспециалистов. С другой стороны, Интернет дает возможность получить информацию или узнать экспертное мнение по какому-либо вопросу, не дожидаясь выхода в эфир выпуска новостей или дискуссионной программы.
Точность прогноза известного радиоведущего нам еще предстоит проверить, но нельзя не признать, что распространение Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, в первую очередь цифровых, поставило классическое радиовещание в ситуацию острейшей конкуренции с новым СМИ, подобную той, что сложилась в середине XX в. в связи с развитием телевидения. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ и радиовещанием в том числе.
Поначалу эфирные радиостанции стали осваивать пространство Интернета для размещения необходимой справочной информации — программы, сведений о ведущих, частотах вещания и т.п., — а затем и текстов передач. Нужно признать, что при всей незамысловатости подобного подхода это был важный, даже революционный этап в развитии радиожурналистики, потому что эфирный звуковой продукт получил визуализацию на электронных страничках радиостанций.
В начале 1990-х гг. были разработаны форматы, позволяющие распространять в Сети звук и началась эра Интернет-вещания. Ряд источников2 считает точкой, от которой можно вести историю мирового сетевого радиовещания, 1993 г., когда появилось американское «Internet Talk Radio», первая в мире Интернет-радиостанция. Уже через два года радиостанция Radio HK впервые в мире запустила круглосуточное вещание только для пользователей Интернета. Традиционного эфира у нее не было. Записи транслировались через специальную программу для видеоконференций с предварительно записанных CD-дисков. А в 1999 г. компания MyCaster презентовала сервис, позволявший каждому желающему создать собственную интернет-радиостанцию. Программа была предельно проста, сервис предоставлялся бесплатно, поэтому услуга пользовалась
1 Радиожурналистика информационная и аналитическая: новые формы и технологии. Круглый стол // Журналистика и культура русской речи. 2007. № 2. С. 24.
2 См., например: Белов В. I-radio: вчера, сегодня, завтра // Мой компьютер. 2005. № 51.
огромной популярностью и стала, по сути, первой массовой PR-акцией по внедрению вещания в Интернете. Идея прижилась, и на сегодняшний день многие популярные радиосерверы предлагают пользователям организовать собственную радиостанцию за 10 минут, но уже не бескорыстно. Через год программист американской компании «User Land Software» Дэйв Винер занялся популяризацией RSS-технологии (от англ. Really Simple Syndication — очень простое приобретение информации). Она позволяет автоматически скачивать в компьютер любую информацию без личного вмешательства пользователя. В 2002 г. в Лондоне создается сервис Last.fm, который предлагает услугу «скробблинг» (от англ. неологизма scrobbling, вариант перевода — «скрести, соскребать»), — это возможность передавать на сайт данные о музыке в компьютере пользователя, на основе которых программа может выстраивать индивидуальный плей-лист, т.е. создавать собственную радиостанцию. В 2004 г. в США с легкой руки одного из ви-джеев MTV появляется термин «подкастинг» (термин, образованный путем соединения двух других: iPod (название тр3-плеера фирмы «Apple») и broadcasting (англ. вещание). Подкаст — это аудиофайл в одном из популярных звуковых форматов (mp3 или wav), который размещен в Сети, нечто среднее между блогом и любительским радио. Записанные в домашних условиях аудиофайлы (подкасты) выкладываются в Интернете в формате тр3, а новые выпуски можно автоматически получать через RSS.
Внедрение технологии RSS позволяет рассматривать под-кастинг в качестве формы вещания. Скачивать аудиофайлы различного (в том числе и информационного) содержания можно было и раньше, но автоматическая работа, во-первых, существенно упростила этот процесс, а во-вторых, позволила с легкостью добиться регулярности в получении новых подкас-тов. И в 2005 г. американская компания «Infinity Broadcasting» запустила первую в мире волновую радиостанцию, в эфире которой транслировались исключительно подкасты3. Ранее на этой частоте в Сан-Франциско вещала обычная волновая станция, но компания изменила ее формат. Новая станция получила название «KYOURadio».
К началу 2005 г. с улучшением пропускных способностей Интернет-провайдеров (ISP) и с появлением широкополосного вещания почти все радиостанции обзавелись своими «веб-передатчиками», интерактивными программами и играми, он-
3 См.: Насакин Р. Тематический обзор: Интернет // PC Week. 2006. 24 янв.
лайновыми чартами и другими специфическими услугами, предназначенными исключительно для Интернет-аудитории.
В России первые Интернет-радиостанции стали появляться в середине 1990-х гг. Они рождались на фоне крупных изменений в сфере отечественного радиовещания, которое в это время постепенно начало осваивать FM-диапазон. Первые коммерческие радиостанции учились зарабатывать деньги, форматы вещания строились по шаблону американских, предпринимались попытки наладить онлайн-вещание, к тому времени уже несколько лет существовавшее на западе.
История отечественного Интернет-радиовещания начинается с 1996 г. До сих пор вопрос о том, кому же принадлежит пальма первенства, остается открытым. За право называться пионерами освоения пространства всемирной паутины вот уже много лет спорят три радиостанции: «Радио 101», «Серебряный дождь» и «Европа плюс».
Весной 1996 г. «Радио 101», согласно официальной версии, опубликованной на сайте станции, параллельно с вещанием в УКВ-диапазоне начало трансляцию своих программ в Интернете. Постоянная трансляция вещания в Интернете была осуществлена к 1997 г.4 Информация с официального сайта радиостанции «Серебряный дождь» гласит: «20.10.1996 г. Радиостанция «Серебряный дождь» первая в Европе начинает круглосуточное непрерывное вещание в сети Интернет на весь мир»5.
В то же время радиостанция «Европа плюс», заинтересовавшись новой формой вещания, в октябре 1996 г. выпустила программу Артемия Троицкого «FM Достоевский» в режиме RAS (Real — Audio Stereo). Позднее эта программа появилась в сетке вещания радиостанции «Эхо Москвы». В декабре того же года начали вещание в Интернете радиостанции «Серебряный дождь» и «Ракурс». В конце 1990-х гг. в Интернете можно было услышать такие радиостанции, как «Эхо Москвы», «Деловая волна» (РДВ), «Радио 101», «Серебряный дождь», «Хит FM», «Станция 2000» и др.
Помимо официальных веб-сайтов (созданных по заказу руководства станции) возникают также неофициальные «странички», которые готовятся поклонниками радиостанции. Эти сайты зачастую наполнены более интересной информацией и фотографиями, как, например, неофициальный сайт радио «Максимум», который во многом любопытнее официального для определенного круга радиофанатов или поклонников
4 www.101.ru/index.php?an=101_history
5 www.silver.ru/third/?id=3. Раздел 1996.
той или иной «звезды» современного искусства. Или проект www.fmradio.ru, где собираются поклонники радиостанций московского FM-диапазона.
Часто электронные страницы радиостанций начинают жить самостоятельно и независимо от вещательных программ. Время от времени обновляется их дизайн: появляются новые картинки, меняются «обои» — фон, на котором располагаются текстовые и фотоматериалы, добавляются новые фотографии, «аудиосэмплы» — примеры джинглов («отбивок» и позывных радиостанции). С помощью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно отследить, сколько человек — потенциальных слушателей или рекламодателей — ежедневно «посещают» сервер радиостанции.
Следует заметить, что ряд радиостанций, которые в силу разных причин прекратили вещание в эфире, продолжали свою работу в Интернете. Так, закрывшаяся в декабре 1997 г. радиостанция «Ракурс» (792 kHz, CB) длительное время благополучно продолжала существовать в Сети. На сайте http://www.ra-kurs.ru поклонники «Ракурса» могли узнать новости из жизни полюбившихся ведущих, найти информацию о концертах, услышать главный джингл радиостанции и даже небольшой аудиоролик с участием популярного ведущего Сергея Рымова. Какое-то время после прекращения FM-вещания радиостанции «Ультра» многочисленные поклонники могли слушать ее только в Интернете. Полностью отказались от традиционных форм работы и начали вести вещание исключительно в Интернете «Радио Softwave»6 и «Радио 101»7. В 2007 г. на базе ресурса www.101.ru был запущен Интернет-портал, который транслирует как оффлайновый продукт — радиостанции «Вещательной корпорации Проф-Медиа» NRG, «Авторадио» и «Радио Алла» — так и более 100 онлайновых музыкальных радиоканалов, демонстрирующих широкий спектр стилей и направлений. К уникальным проектам портала можно отнести, в частности, авторский канал Владимира Спивакова, специальную интернет-радиостанцию «Машина времени» и др.
Эфирные вещатели, транслируя свои программы в сети, могли расширить аудиторию за счет Интернет-пользователей. К 1998 г. в Москве, например, почти не осталось коммерческих FM-радиостанций, равнодушных к этой новой форме распространения передач. Аудитория радиостанции в Интернете и в эфире не совпадает прежде всего по географическим
6 http://www.rambler-audio.ru
7 http://www.101.ru
показателям. Так, аудитория сайта «Русского радио», по данным рейтинга Rambler's Тор100, почти на 65% состоит из жителей зарубежных стран8, схожую картину демонстрирует большая часть сайтов российских радиостанций. Объясняется это просто: у «иностранцев» меньше проблем со связью, и «тяжелые» аудиофайлы, даже оцифрованные, с высоким битрейтом они «принимают» гораздо проще, нежели россияне. Кроме того, у них попросту нет возможности послушать эту радиостанцию в эфире. Немалые различия аудиторных показателей демонстрируют и социально-демографические исследования: типичный слушатель станции, вещающей в Интернете, — мужчина 20—40 лет, житель города, офисный работник. Эти характеристики справедливы и для Интернет-аудитории информационных станций9, эфирная аудитория которых традиционно является достаточно возрастной. Что касается поведенческих особенностей Интернет-пользователей, то они обладают активной жизненной позицией, любят составлять свое мнение обо всем самостоятельно и принимать участие в интерактивных акциях (конкурсах, чатах, определении рейтингов и так далее).
Итак, как это ни парадоксально, Интернет, в развитии и даже экспансии которого некоторые исследователи видят определенную угрозу будущему радиовещания, одновременно дает возможности для преодоления того, что считается недостатком аудиального СМИ. Речь идет о визуализации контента, причем не только текстов программ, но и разнообразного дополнительного материала. С другой стороны, Интернет позволяет углубить, расширить и разнообразить такое изначально присущее радио качество, как интерактивность, т.е. участие слушателей в формировании программы, их непосредственное влияние на содержание и структуру передач. Причем это касается не только разговорных, дискуссионных программ и т.п. В Англии экспериментируют даже с радиопостановками. Они могут идти по тому или иному сценарию в зависимости от предпочтений слушателей10. Этот проект похож на книги с несколькими вариантами развития сюжета, которые выбирает читатель (своего рода ролевая игра). Сюжетные линии записаны заранее, и слушатели имеют ограниченное количество вариантов для выбора. Они голосуют за тот или иной вариант по телефону, с помощью SMS, через Интернет или пишут
8 http://top100.rambler.ru
9 http://www.echo.msk.ru/siteaudience.html
10 http://www.bbc.co.uk/darkhouse/
письма на радиостанцию. В эфир выдается сценарий, набравший наибольшее количество голосов радиослушателей.
Несколько иной проект «интерактивного радиотеатра» разработан на Датском радио. Если на Би-би-си все сюжетные линии записаны заранее, то авторы датской пьесы «Йоханна» не знают, как будут развиваться события в их радиопостановке. Все решают слушатели, которые и определяют ход действия и судьбу героев, т.е., по сути, сами пишут радиопьесу.
Интернет становится зачастую и источником информации для радиостанций, причем речь идет не только о признанных информационных сайтах, но и о личных дневниках, блогах интернет-пользователей. Сведения, которые предоставляют не журналисты, становятся особенно ценными тогда, когда профессионал не может по тем или иным причинам попасть в эпицентр происходящего. Так, например, на радиостанции «Эхо Москвы» сообщения о прошедших в конце 2008 г. акциях протеста против повышения пошлин на иномарки содержали как информацию от официальных лиц, так и материалы Интернет-форумов. А на сайте радиостанции были опубликованы многочисленные фотографии блоггеров, которые иллюстрировали аудиоматериалы, прошедшие в эфир,
Вообще, надо признать, что радиостанция «Эхо Москвы» всегда развивалась очень динамично и стремительно осваивала последние технологические достижения, в том числе и Интернет-пространство. 25 февраля 2008 г. была запущена обновленная, четвертая по счету, версия сайта echo.msk.ru, которая перевела способ контакта радиостанции и аудитории в плоскость максимальной интерактивности. Посетители электронной странички «Эха» теперь могут комментировать практически любой выложенный на ней материал, по существу, весь сайт превратился в гигантский форум, на котором обсуждаются самые актуальные и насущные вопросы современного общества. Это усовершенствование не коснулось только новостей, традиционно публикуемых и обновляемых в Интернете параллельно с выходом в эфир очередных информационных выпусков «Эха». Идея ввести подобный сервис применительно к информации существовала, но была признана непродуктивной, так как весь программный, а соответственно и электронный контент, все интервью и выступления, экспертные оценки и мнения, звучащие в эфире и публикуемые на сайте, и представляют собой комментарии к важнейшим событиям. Слушатели, в свою очередь, имеют возможность согласиться или не согласиться с экспертами, а значит, изложить свою позицию и свое отношение к происходящему.
На сайте «Эха» можно найти текст любой программы радиостанции, а также прослушать аудиофайл передачи в любое удобное время в наиболее приемлемом для пользователя варианте: непосредственно на сайте, на своем ПК или на цифровом плеере. При этом необходимо отметить, что функция подкастинга была введена уже более двух лет тому назад и активно совершенствуется и развивается. Так, теперь кроме гостевых эфиров и авторских программ планируется выкладывать в Интернет и звуковые файлы новостей и рубрик. Предполагается в будущем сделать некоторые из них доступными для прослушивания до выхода в эфир, в удобное для слушателей и пользователей сайта время.
Сейчас на сайте можно познакомиться с блогами журналистов «Эха» (их более 20) и Министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда (на русском языке), посмотреть фотоматериалы, принять участие в дискуссиях и обсуждениях, голосованиях и викторинах, задать вопрос гостям студии. Наконец, на сайте публикуются статьи и документы, не имеющие непосредственного отношения к деятельности радиостанции, но получившие большой общественный резонанс.
Постоянно расширяется видеораздел сайта. Он начинался рубрикой «Закулисье Эха», которая позволяла слушателям заглянуть на журналистскую «кухню» и понаблюдать за процессом создания тех или иных программ. Затем самые важные, даже отчасти сенсационные эфиры (такие, например, как пресс-конференция Д. Ковтуна и А. Лугового) стали дополняться видеоподкастами. В этом разделе получают освещение все значимые события «внутриэховской» жизни. Свой видео-блог ведет на сайте главный редактор радиостанции А. Венедиктов. Последнее обновление этой рубрики — видеоблог избранного президента США Барака Обамы.
Новая версия сайта позволяет проследить популярность всех материалов, выложенных на электронной странице радиостанции. Каждая публикация — будь то новость, текст, аудио-или видеофайл — снабжена указанием на количество просмотров. Наиболее рейтинговые из них группируются в топ-листы в семи номинациях — новости, интервью, голосования, гости, сотрудники, видео, блоги.
Сайт радиостанции «Эхо Москвы» входит в десятку самых цитируемых СМИ Интернета и имеет ежемесячную аудиторию свыше 800 тыс. человек (около 7 млн просмотров страниц). Ежедневно сайт посещает около 80 тыс. человек (до 340 тыс. просмотров страниц в день). За последние два года количест-
во новых пользователей выросло более чем на 50% (от 30 до 50 тыс. ежедневных посетителей).
По разнообразию сервисов — online вещание, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовый архивы с рассылкой RSS, разработка версий для мобильных телефонов и в варианте PDA и т.п. — сайт www.echo.msk.ru приближается к мультимедийным порталам, отвечающим современным стандартам мировой медиаиндустрии. Мультимедийность и конвергентность — основные характеристики новейшей журналистики.
Конечно, распространенность Интернета в нашей стране пока еще сравнительно невысока. По данным TNS Gallup Media Russia, самыми прогрессивными в этом отношении регионами являются Москва и Поволжье, где число пользователей одинаково — 5,5 млн человек, что составляет 19% населения России. На третьем месте центральная часть страны (не включая Москву) — 4,6 млн человек, или 15,6% соответственно. Всего же в разряд пользователей сегодня можно записать порядка 25% россиян. (Для сравнения: в Европе регулярно пользуются Интернетом 45—50% граждан, в США — 60%, а в Швеции — 80%11.) Однако необходимо отметить, что в последнее время Интернет в России развивался особенно бурно и за год его аудитория выросла почти в два раза12.
Эволюция современного мирового радиовещания убедительно свидетельствует, что те компании, которые недооценивают роль Интернета, рискуют остаться за бортом в самом динамично растущем секторе человеческой деятельности последних лет. Работа радиостанции в Интернете из «тешащего самолюбие факта» превратилась сегодня в необходимую составляющую ее успешного функционирования и продвижения. С помощью Интернета радиостанции осваивают новые формы существования и способы увеличения аудитории, расширяют свои интерактивные возможности и т.д. Как пишет известный исследователь Мануэль Кастельс, благодаря Интернету «радиовещание переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле»13.
Поступила в редакцию 22.06.2009
и http://www.vz.rU/politics/2008/12/5/236017.html
12 По данным годичной давности, Интернетом постоянно пользовались только 13,8% взрослых россиян. (См.: Давыдов С. Десять лет жизни на СМИ // Телецентр. 2007. № 3 (23). С. 10.)
13 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе
и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург,
2004. С. 223.
5 ВМУ, журналистика, № 4