Научная статья на тему 'Радиовещание в эпоху новейших технологий'

Радиовещание в эпоху новейших технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2785
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАДИОВЕЩАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЕ / NEWEST TECHNOLOGIES / RADIO-BROADCASTING / INTERNET-BROADCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болотова E.A., Круглова Л.А.

Стремительное развитие Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, изменения в сложившейся системе масс-медиа породили разговоры о скорой гибели классического радиовещания. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ и радиовещанием в том числе. Радиостанции осваивают новые формы существования и способы увеличения аудитории, расширяют свои интерактивные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radio Broadcasting in the epoch of the newest technologies

The rapid development of the Internet and newest technologies of information transfer and changes in the prevailing system of mass-media gave birth to conversations about the fast loss of classical radio-broadcasting. On the other hand, technical progress in mass communications opens new horizons for the traditional media, in particular, for radio-broadcasting. Radio stations master new forms of existence and methods to increase their audience and improve their interactive capabilities.

Текст научной работы на тему «Радиовещание в эпоху новейших технологий»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4

E.A. Болотова, кандидат искусствоведения,

ст. науч. сотр. кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Л.А. Круглова, кандидат филологических наук, ст. науч. сотр. кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

РАДИОВЕЩАНИЕ В ЭПОХУ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Стремительное развитие Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, изменения в сложившейся системе масс-медиа породили разговоры о скорой гибели классического радиовещания. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ и радиовещанием в том числе. Радиостанции осваивают новые формы существования и способы увеличения аудитории, расширяют свои интерактивные возможности.

Ключевые слова: Интернет — Новейшие технологии — Радиовещание — Интернет-вещание.

The rapid development of the Internet and newest technologies of information transfer and changes in the prevailing system of mass-media gave birth to conversations about the fast loss of classical radio-broadcasting. On the other hand, technical progress in mass communications opens new horizons for the traditional media, in particular, for radio-broadcasting. Radio stations master new forms of existence and methods to increase their audience and improve their interactive capabilities.

Key words: Internet — newest technologies — Radio-broadcasting — Internet-broadcasting.

Технологический прогресс привел к радикальной трансформации способов доставки информации и доступа к ней, размыванию границ между традиционными медиа, к сближению и взаимопроникновению различных видов СМИ.

Еще два года тому назад, выступая на научно-практической конференции «Профессия — журналист: вызовы XXI века», посвященной 60-летию журналистского образования в России, ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский шокировал присутствующих следующим заявлением: «На мой взгляд, радио умирает, и скоро, лет через пять-шесть, его не будет в том виде, в котором оно существует сейчас. Мо-

гильщик радио — Интернет»1. М.Ю. Ганапольский имел в виду прежде всего то, что Интернет уравнял в правах журналистов и нежурналистов, облегчив доступ к публичной трибуне (микрофону, экрану) для неспециалистов. С другой стороны, Интернет дает возможность получить информацию или узнать экспертное мнение по какому-либо вопросу, не дожидаясь выхода в эфир выпуска новостей или дискуссионной программы.

Точность прогноза известного радиоведущего нам еще предстоит проверить, но нельзя не признать, что распространение Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, в первую очередь цифровых, поставило классическое радиовещание в ситуацию острейшей конкуренции с новым СМИ, подобную той, что сложилась в середине XX в. в связи с развитием телевидения. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ и радиовещанием в том числе.

Поначалу эфирные радиостанции стали осваивать пространство Интернета для размещения необходимой справочной информации — программы, сведений о ведущих, частотах вещания и т.п., — а затем и текстов передач. Нужно признать, что при всей незамысловатости подобного подхода это был важный, даже революционный этап в развитии радиожурналистики, потому что эфирный звуковой продукт получил визуализацию на электронных страничках радиостанций.

В начале 1990-х гг. были разработаны форматы, позволяющие распространять в Сети звук и началась эра Интернет-вещания. Ряд источников2 считает точкой, от которой можно вести историю мирового сетевого радиовещания, 1993 г., когда появилось американское «Internet Talk Radio», первая в мире Интернет-радиостанция. Уже через два года радиостанция Radio HK впервые в мире запустила круглосуточное вещание только для пользователей Интернета. Традиционного эфира у нее не было. Записи транслировались через специальную программу для видеоконференций с предварительно записанных CD-дисков. А в 1999 г. компания MyCaster презентовала сервис, позволявший каждому желающему создать собственную интернет-радиостанцию. Программа была предельно проста, сервис предоставлялся бесплатно, поэтому услуга пользовалась

1 Радиожурналистика информационная и аналитическая: новые формы и технологии. Круглый стол // Журналистика и культура русской речи. 2007. № 2. С. 24.

2 См., например: Белов В. I-radio: вчера, сегодня, завтра // Мой компьютер. 2005. № 51.

огромной популярностью и стала, по сути, первой массовой PR-акцией по внедрению вещания в Интернете. Идея прижилась, и на сегодняшний день многие популярные радиосерверы предлагают пользователям организовать собственную радиостанцию за 10 минут, но уже не бескорыстно. Через год программист американской компании «User Land Software» Дэйв Винер занялся популяризацией RSS-технологии (от англ. Really Simple Syndication — очень простое приобретение информации). Она позволяет автоматически скачивать в компьютер любую информацию без личного вмешательства пользователя. В 2002 г. в Лондоне создается сервис Last.fm, который предлагает услугу «скробблинг» (от англ. неологизма scrobbling, вариант перевода — «скрести, соскребать»), — это возможность передавать на сайт данные о музыке в компьютере пользователя, на основе которых программа может выстраивать индивидуальный плей-лист, т.е. создавать собственную радиостанцию. В 2004 г. в США с легкой руки одного из ви-джеев MTV появляется термин «подкастинг» (термин, образованный путем соединения двух других: iPod (название тр3-плеера фирмы «Apple») и broadcasting (англ. вещание). Подкаст — это аудиофайл в одном из популярных звуковых форматов (mp3 или wav), который размещен в Сети, нечто среднее между блогом и любительским радио. Записанные в домашних условиях аудиофайлы (подкасты) выкладываются в Интернете в формате тр3, а новые выпуски можно автоматически получать через RSS.

Внедрение технологии RSS позволяет рассматривать под-кастинг в качестве формы вещания. Скачивать аудиофайлы различного (в том числе и информационного) содержания можно было и раньше, но автоматическая работа, во-первых, существенно упростила этот процесс, а во-вторых, позволила с легкостью добиться регулярности в получении новых подкас-тов. И в 2005 г. американская компания «Infinity Broadcasting» запустила первую в мире волновую радиостанцию, в эфире которой транслировались исключительно подкасты3. Ранее на этой частоте в Сан-Франциско вещала обычная волновая станция, но компания изменила ее формат. Новая станция получила название «KYOURadio».

К началу 2005 г. с улучшением пропускных способностей Интернет-провайдеров (ISP) и с появлением широкополосного вещания почти все радиостанции обзавелись своими «веб-передатчиками», интерактивными программами и играми, он-

3 См.: Насакин Р. Тематический обзор: Интернет // PC Week. 2006. 24 янв.

лайновыми чартами и другими специфическими услугами, предназначенными исключительно для Интернет-аудитории.

В России первые Интернет-радиостанции стали появляться в середине 1990-х гг. Они рождались на фоне крупных изменений в сфере отечественного радиовещания, которое в это время постепенно начало осваивать FM-диапазон. Первые коммерческие радиостанции учились зарабатывать деньги, форматы вещания строились по шаблону американских, предпринимались попытки наладить онлайн-вещание, к тому времени уже несколько лет существовавшее на западе.

История отечественного Интернет-радиовещания начинается с 1996 г. До сих пор вопрос о том, кому же принадлежит пальма первенства, остается открытым. За право называться пионерами освоения пространства всемирной паутины вот уже много лет спорят три радиостанции: «Радио 101», «Серебряный дождь» и «Европа плюс».

Весной 1996 г. «Радио 101», согласно официальной версии, опубликованной на сайте станции, параллельно с вещанием в УКВ-диапазоне начало трансляцию своих программ в Интернете. Постоянная трансляция вещания в Интернете была осуществлена к 1997 г.4 Информация с официального сайта радиостанции «Серебряный дождь» гласит: «20.10.1996 г. Радиостанция «Серебряный дождь» первая в Европе начинает круглосуточное непрерывное вещание в сети Интернет на весь мир»5.

В то же время радиостанция «Европа плюс», заинтересовавшись новой формой вещания, в октябре 1996 г. выпустила программу Артемия Троицкого «FM Достоевский» в режиме RAS (Real — Audio Stereo). Позднее эта программа появилась в сетке вещания радиостанции «Эхо Москвы». В декабре того же года начали вещание в Интернете радиостанции «Серебряный дождь» и «Ракурс». В конце 1990-х гг. в Интернете можно было услышать такие радиостанции, как «Эхо Москвы», «Деловая волна» (РДВ), «Радио 101», «Серебряный дождь», «Хит FM», «Станция 2000» и др.

Помимо официальных веб-сайтов (созданных по заказу руководства станции) возникают также неофициальные «странички», которые готовятся поклонниками радиостанции. Эти сайты зачастую наполнены более интересной информацией и фотографиями, как, например, неофициальный сайт радио «Максимум», который во многом любопытнее официального для определенного круга радиофанатов или поклонников

4 www.101.ru/index.php?an=101_history

5 www.silver.ru/third/?id=3. Раздел 1996.

той или иной «звезды» современного искусства. Или проект www.fmradio.ru, где собираются поклонники радиостанций московского FM-диапазона.

Часто электронные страницы радиостанций начинают жить самостоятельно и независимо от вещательных программ. Время от времени обновляется их дизайн: появляются новые картинки, меняются «обои» — фон, на котором располагаются текстовые и фотоматериалы, добавляются новые фотографии, «аудиосэмплы» — примеры джинглов («отбивок» и позывных радиостанции). С помощью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно отследить, сколько человек — потенциальных слушателей или рекламодателей — ежедневно «посещают» сервер радиостанции.

Следует заметить, что ряд радиостанций, которые в силу разных причин прекратили вещание в эфире, продолжали свою работу в Интернете. Так, закрывшаяся в декабре 1997 г. радиостанция «Ракурс» (792 kHz, CB) длительное время благополучно продолжала существовать в Сети. На сайте http://www.ra-kurs.ru поклонники «Ракурса» могли узнать новости из жизни полюбившихся ведущих, найти информацию о концертах, услышать главный джингл радиостанции и даже небольшой аудиоролик с участием популярного ведущего Сергея Рымова. Какое-то время после прекращения FM-вещания радиостанции «Ультра» многочисленные поклонники могли слушать ее только в Интернете. Полностью отказались от традиционных форм работы и начали вести вещание исключительно в Интернете «Радио Softwave»6 и «Радио 101»7. В 2007 г. на базе ресурса www.101.ru был запущен Интернет-портал, который транслирует как оффлайновый продукт — радиостанции «Вещательной корпорации Проф-Медиа» NRG, «Авторадио» и «Радио Алла» — так и более 100 онлайновых музыкальных радиоканалов, демонстрирующих широкий спектр стилей и направлений. К уникальным проектам портала можно отнести, в частности, авторский канал Владимира Спивакова, специальную интернет-радиостанцию «Машина времени» и др.

Эфирные вещатели, транслируя свои программы в сети, могли расширить аудиторию за счет Интернет-пользователей. К 1998 г. в Москве, например, почти не осталось коммерческих FM-радиостанций, равнодушных к этой новой форме распространения передач. Аудитория радиостанции в Интернете и в эфире не совпадает прежде всего по географическим

6 http://www.rambler-audio.ru

7 http://www.101.ru

показателям. Так, аудитория сайта «Русского радио», по данным рейтинга Rambler's Тор100, почти на 65% состоит из жителей зарубежных стран8, схожую картину демонстрирует большая часть сайтов российских радиостанций. Объясняется это просто: у «иностранцев» меньше проблем со связью, и «тяжелые» аудиофайлы, даже оцифрованные, с высоким битрейтом они «принимают» гораздо проще, нежели россияне. Кроме того, у них попросту нет возможности послушать эту радиостанцию в эфире. Немалые различия аудиторных показателей демонстрируют и социально-демографические исследования: типичный слушатель станции, вещающей в Интернете, — мужчина 20—40 лет, житель города, офисный работник. Эти характеристики справедливы и для Интернет-аудитории информационных станций9, эфирная аудитория которых традиционно является достаточно возрастной. Что касается поведенческих особенностей Интернет-пользователей, то они обладают активной жизненной позицией, любят составлять свое мнение обо всем самостоятельно и принимать участие в интерактивных акциях (конкурсах, чатах, определении рейтингов и так далее).

Итак, как это ни парадоксально, Интернет, в развитии и даже экспансии которого некоторые исследователи видят определенную угрозу будущему радиовещания, одновременно дает возможности для преодоления того, что считается недостатком аудиального СМИ. Речь идет о визуализации контента, причем не только текстов программ, но и разнообразного дополнительного материала. С другой стороны, Интернет позволяет углубить, расширить и разнообразить такое изначально присущее радио качество, как интерактивность, т.е. участие слушателей в формировании программы, их непосредственное влияние на содержание и структуру передач. Причем это касается не только разговорных, дискуссионных программ и т.п. В Англии экспериментируют даже с радиопостановками. Они могут идти по тому или иному сценарию в зависимости от предпочтений слушателей10. Этот проект похож на книги с несколькими вариантами развития сюжета, которые выбирает читатель (своего рода ролевая игра). Сюжетные линии записаны заранее, и слушатели имеют ограниченное количество вариантов для выбора. Они голосуют за тот или иной вариант по телефону, с помощью SMS, через Интернет или пишут

8 http://top100.rambler.ru

9 http://www.echo.msk.ru/siteaudience.html

10 http://www.bbc.co.uk/darkhouse/

письма на радиостанцию. В эфир выдается сценарий, набравший наибольшее количество голосов радиослушателей.

Несколько иной проект «интерактивного радиотеатра» разработан на Датском радио. Если на Би-би-си все сюжетные линии записаны заранее, то авторы датской пьесы «Йоханна» не знают, как будут развиваться события в их радиопостановке. Все решают слушатели, которые и определяют ход действия и судьбу героев, т.е., по сути, сами пишут радиопьесу.

Интернет становится зачастую и источником информации для радиостанций, причем речь идет не только о признанных информационных сайтах, но и о личных дневниках, блогах интернет-пользователей. Сведения, которые предоставляют не журналисты, становятся особенно ценными тогда, когда профессионал не может по тем или иным причинам попасть в эпицентр происходящего. Так, например, на радиостанции «Эхо Москвы» сообщения о прошедших в конце 2008 г. акциях протеста против повышения пошлин на иномарки содержали как информацию от официальных лиц, так и материалы Интернет-форумов. А на сайте радиостанции были опубликованы многочисленные фотографии блоггеров, которые иллюстрировали аудиоматериалы, прошедшие в эфир,

Вообще, надо признать, что радиостанция «Эхо Москвы» всегда развивалась очень динамично и стремительно осваивала последние технологические достижения, в том числе и Интернет-пространство. 25 февраля 2008 г. была запущена обновленная, четвертая по счету, версия сайта echo.msk.ru, которая перевела способ контакта радиостанции и аудитории в плоскость максимальной интерактивности. Посетители электронной странички «Эха» теперь могут комментировать практически любой выложенный на ней материал, по существу, весь сайт превратился в гигантский форум, на котором обсуждаются самые актуальные и насущные вопросы современного общества. Это усовершенствование не коснулось только новостей, традиционно публикуемых и обновляемых в Интернете параллельно с выходом в эфир очередных информационных выпусков «Эха». Идея ввести подобный сервис применительно к информации существовала, но была признана непродуктивной, так как весь программный, а соответственно и электронный контент, все интервью и выступления, экспертные оценки и мнения, звучащие в эфире и публикуемые на сайте, и представляют собой комментарии к важнейшим событиям. Слушатели, в свою очередь, имеют возможность согласиться или не согласиться с экспертами, а значит, изложить свою позицию и свое отношение к происходящему.

На сайте «Эха» можно найти текст любой программы радиостанции, а также прослушать аудиофайл передачи в любое удобное время в наиболее приемлемом для пользователя варианте: непосредственно на сайте, на своем ПК или на цифровом плеере. При этом необходимо отметить, что функция подкастинга была введена уже более двух лет тому назад и активно совершенствуется и развивается. Так, теперь кроме гостевых эфиров и авторских программ планируется выкладывать в Интернет и звуковые файлы новостей и рубрик. Предполагается в будущем сделать некоторые из них доступными для прослушивания до выхода в эфир, в удобное для слушателей и пользователей сайта время.

Сейчас на сайте можно познакомиться с блогами журналистов «Эха» (их более 20) и Министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда (на русском языке), посмотреть фотоматериалы, принять участие в дискуссиях и обсуждениях, голосованиях и викторинах, задать вопрос гостям студии. Наконец, на сайте публикуются статьи и документы, не имеющие непосредственного отношения к деятельности радиостанции, но получившие большой общественный резонанс.

Постоянно расширяется видеораздел сайта. Он начинался рубрикой «Закулисье Эха», которая позволяла слушателям заглянуть на журналистскую «кухню» и понаблюдать за процессом создания тех или иных программ. Затем самые важные, даже отчасти сенсационные эфиры (такие, например, как пресс-конференция Д. Ковтуна и А. Лугового) стали дополняться видеоподкастами. В этом разделе получают освещение все значимые события «внутриэховской» жизни. Свой видео-блог ведет на сайте главный редактор радиостанции А. Венедиктов. Последнее обновление этой рубрики — видеоблог избранного президента США Барака Обамы.

Новая версия сайта позволяет проследить популярность всех материалов, выложенных на электронной странице радиостанции. Каждая публикация — будь то новость, текст, аудио-или видеофайл — снабжена указанием на количество просмотров. Наиболее рейтинговые из них группируются в топ-листы в семи номинациях — новости, интервью, голосования, гости, сотрудники, видео, блоги.

Сайт радиостанции «Эхо Москвы» входит в десятку самых цитируемых СМИ Интернета и имеет ежемесячную аудиторию свыше 800 тыс. человек (около 7 млн просмотров страниц). Ежедневно сайт посещает около 80 тыс. человек (до 340 тыс. просмотров страниц в день). За последние два года количест-

во новых пользователей выросло более чем на 50% (от 30 до 50 тыс. ежедневных посетителей).

По разнообразию сервисов — online вещание, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовый архивы с рассылкой RSS, разработка версий для мобильных телефонов и в варианте PDA и т.п. — сайт www.echo.msk.ru приближается к мультимедийным порталам, отвечающим современным стандартам мировой медиаиндустрии. Мультимедийность и конвергентность — основные характеристики новейшей журналистики.

Конечно, распространенность Интернета в нашей стране пока еще сравнительно невысока. По данным TNS Gallup Media Russia, самыми прогрессивными в этом отношении регионами являются Москва и Поволжье, где число пользователей одинаково — 5,5 млн человек, что составляет 19% населения России. На третьем месте центральная часть страны (не включая Москву) — 4,6 млн человек, или 15,6% соответственно. Всего же в разряд пользователей сегодня можно записать порядка 25% россиян. (Для сравнения: в Европе регулярно пользуются Интернетом 45—50% граждан, в США — 60%, а в Швеции — 80%11.) Однако необходимо отметить, что в последнее время Интернет в России развивался особенно бурно и за год его аудитория выросла почти в два раза12.

Эволюция современного мирового радиовещания убедительно свидетельствует, что те компании, которые недооценивают роль Интернета, рискуют остаться за бортом в самом динамично растущем секторе человеческой деятельности последних лет. Работа радиостанции в Интернете из «тешащего самолюбие факта» превратилась сегодня в необходимую составляющую ее успешного функционирования и продвижения. С помощью Интернета радиостанции осваивают новые формы существования и способы увеличения аудитории, расширяют свои интерактивные возможности и т.д. Как пишет известный исследователь Мануэль Кастельс, благодаря Интернету «радиовещание переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле»13.

Поступила в редакцию 22.06.2009

и http://www.vz.rU/politics/2008/12/5/236017.html

12 По данным годичной давности, Интернетом постоянно пользовались только 13,8% взрослых россиян. (См.: Давыдов С. Десять лет жизни на СМИ // Телецентр. 2007. № 3 (23). С. 10.)

13 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе

и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург,

2004. С. 223.

5 ВМУ, журналистика, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.