Научная статья на тему 'Радиовещание на фоне времени'

Радиовещание на фоне времени Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
537
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / РАДИОСТАНЦИЯ / РАДИОРЫНОК / RADIO MARKET / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ХОЛДИНГ / HOLDING / РАДИОПРОГРАММА / RADIO PROGRAMME / РЕКЛАМА / ADVERTISING / КРИЗИС / RADIO-BROADCASTING / RADIO STATION / COMMERCIALISATION / CRISES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болотова Л.Д.

Статья охватывает проблемы развития современного отечественного радиовещания. Дана характеристика московского и регионального рынков, рассматривается коммерциализация радиовещания и образование крупных медиахолдингов, проанализировано состояние радиовещания в условиях нарастающего экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radio Broadcasting: the time perspective

We tackle various problems of the contemporary Russian radio broadcasting development. The paper analyses Moscow and its regional markets, the commercialisation ofradio-broadcasting and the establishment ofgigantic media holdings. Additionally, the current state of the radio broadcasting is considered in the light ofthe growing economic crises.

Текст научной работы на тему «Радиовещание на фоне времени»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4

РАДИО

Л.Д. Болотова, кандидат исторических наук,

доцент кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

РАДИОВЕЩАНИЕ НА ФОНЕ ВРЕМЕНИ

Статья охватывает проблемы развития современного отечественного радиовещания. Дана характеристика московского и регионального рынков, рассматривается коммерциализация радиовещания и образование крупных медиахолдингов, проанализировано состояние радиовещания в условиях нарастающего экономического кризиса.

Ключевые слова: радиовещание, радиостанция, радиорынок, коммерциализация, холдинг, радиопрограмма, реклама, кризис.

We tackle various problems of the contemporary Russian radio broadcasting development. The paper analyses Moscow and its regional markets, the commercialisation of radio-broadcasting and the establishment of gigantic media holdings. Additionally, the current state of the radio broadcasting is considered in the light of the growing economic crises.

Key words: Radio-broadcasting, radio station, radio market, commercialisation, holding, radio programme, advertising, crises.

Радио является полноценным компонентом как глобальной, так и национальной медиасреды. Достаточно сказать, что сегодня в мире работает свыше 40 тысяч радиостанций, из них в Европе — более 9 тыс., в США — 14 тыс., в Латинской Америке, а также в Австралии, Азии и Африке функционируют тысячи радиостанций1. В России зарегистрировано более 14 300 электронных СМИ, из них свыше 2 тыс. радиостанций. В столице ведут передачи 53 радиостанции, более 40 из них — коммерческие. Таким образом, Москва по количеству каналов сопоставима с Нью-Йорком и крупнейшими европейскими городами. Радио слушают ежедневно 75—80% москвичей и 95% населения страны. Это намного больше, чем аудитория газет, журналов, пользователей Интернета.

Сегодня временны е затраты на потребление СМИ в процентном отношении выглядят следующим образом: просмотру

1 Hendy D. Radio in the global age. Jadston. Cornwell, 2006, р. 2.

телепрограмм аудитория отводит 43% времени, прослушиванию радио — 39%2. Как следует из приведенных данных, радио составляет телевидению серьезную конкуренцию.

Увеличилась и средняя продолжительность слушания радио. В 2007—2008 гг. произошел резкий скачок этого показателя по сравнению с 2001—2002 гг. — с 4 час. 18 мин. до 4 час. 42 мин.3

Рост интереса к радиопрограммам можно объяснить рядом факторов: во-первых, популярностью музыкальных каналов, особенно у молодежной аудитории, во-вторых, увеличением времени фонового прослушивания радио дома, на работе, в автомобиле и др. Но главным обстоятельством, бесспорно, следует считать стремление слушателей получить более полную информацию, различные точки зрения на те или иные события в жизни страны и мира.

Гендиректор ВЦИОМа В. Федоров справедливо отмечает, что отношение общества к информации может измениться, как только общество реально ощутит на себе последствия экономического кризиса, «обострится нужда в контексте и резко возрастут требования к достоверности той информации, которую в это время будут передавать СМИ»4. Следует добавить, что это время уже наступило, кризис, бесспорно, охватил многие сферы экономики и интерес к информационным и аналитическим передачам резко увеличился.

Примером может служить инициативная творческая работа журналистов радиостанции «Эхо Москвы» — лидера московского утреннего эфира среди информационных и разговорных каналов (с 9 до 11 часов, т.е. в prime-time). «Эхо Москвы» в это время слушает 271 000 человек, «Маяк» — 166 000, «Серебряный дождь» — 102 000 и Русскую службу новостей — 60 0005. Программу «Разворот», по мнению заместителя главного редактора «Эха Москвы» В. Варфоломеева, слушатели выделяют особенно, предпочитая ее другим утренним передачам.

Одна из главных тенденций развития радиоиндустрии — продолжающаяся коммерциализация, концентрация медиака-питала, медиаактивов, усиление главных участников радиорынка. В Москве, например, корпорации контролируют 84% рынка, причем более 50% приходится на долю влиятельных компаний: государственного холдинга ВГТРК — 16,7% аудитории, «Европейской медиагруппы» (ЕМГ) — 13,5%, «Русской медиа-

2 TNS. 2008. Россия 100000+, 18+.

3 TNS. 2008. Radio Index. Москва.

4 КоммерсантЪ. 2008. 17 дек.

5 http://echo-v.livejournal.com

группы» (РМГ) — 12,4%, «Проф-медиа» — 12,1%6. За ними следуют «Газпром-медиа», «Медиа Холд», «New Media» Р. Мер-дока, «Arnold Prize Group», «Моя семья», концерн Радиоцентр, «Объединенные медиа» — всего 11 холдингов.

Сегодня в московском FM-диапазоне только две станции имеют высокий рейтинг и не аффилированы — «Серебряный дождь» и «Шансон». Причина рентабельности этих станций-одиночек не совсем ясна. Есть различные версии: сотрудничество с другими видами СМИ или шоу-бизнесом, «криминальные» деньги и финансовая непрозрачность. Но эти две станции — исключение, подтверждающее главную тенденцию — рост радиокорпораций и их стремление расширять свое влияние, во-первых, и, во-вторых, готовность станций-одиночек увеличивать свой рекламный бюджет за счет вхождения в холдинги.

Постоянно усиливающийся процесс коммерциализации СМИ — глобальная тенденция, естественный и закономерный этап развития радиорынка, особенно ярко иллюстрируемый американской историей радио. Современное американское радиовещание представляет собой систему корпоративных сетей, принадлежащих небольшому кругу магнатов. Так, конгломерат Clear Channel Communications владеет, обеспечивает программами и продает эфирное время 1225 радиостанциям в США и имеет вложения почти в 250 радиостанций7; холдинг Infinity, связанный с компанией Westinghouse/CBS, — 170 станциями, причем эта корпорация занимает лидирующие позиции в Нью-Йорке и Сан-Франциско; Chancellor Media Corporation контролируюет 463 радиостанции. Подобные «бегемоты», по выражению английского исследователя радио Дэвида Хенди, существуют и в Европе. Во Франции, например, две корпорации — Europe 1 и NRJ — владеют несколькими национальными сетями и более чем 100 местными станциями. В Великобритании в целом меньше радиостанций, чем во Франции, но концентрация собственности ярко выражена. Компании GWR принадлежит 31 станция, включая общенациональную Classic FM. Четыре крупнейших группы — GWR, Capital Radio, EMAP Radio и Scottish Radio Holdings — вместе владеют 75 из 220 английских коммерческих станций. В Испании более 430 станций принадлежат компании SER или аффилированы с нею8. Все эти примеры свидетельствуют о том,

6 TNS Radio Index. Июнь—август 2008. Москва.

7 Журналистика на перепутье: опыт России и США / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2006. С. 57.

8 Hendy D. Op. cit. P. 29.

что отечественное вещание развивается в рамках глобальных тенденций.

Московские медиаимперии проявляют большой интерес к регионам, в то время как региональные игроки не уступают в активности крупным московским компаниям. В Москве уже чувствуется экспансия «провинциального» капитала. Уральский медиамагнат Н. Грахов выиграл частоту 92,8 FM, где создал радио этнической музыки «Карнавал». С учетом разветвленной сети станций (около 30 от Калининграда до Красноярска), принадлежащих Грахову, он становится влиятельным участником московского и регионального рынков.

Региональный радиоландшафт чрезвычайно разнообразен и своеобразен. Есть города со слабо развитой местной радиоиндустрией, в них в основном работают ретрансляторы или филиалы московских станций: «Европа плюс», «Русское радио», «Радио Шансон», «Авторадио» и др. Однако есть регионы, где успешно действуют крупные холдинги, свои местные коммерческие радиостанции, пользующиеся колоссальной популярностью и по рейтингам превосходящие московских конкурентов. В качестве примера можно привести новосибирскую радиостанцию «Юнитон» — «Радио нашего города», как она позиционирует себя в эфире. Радио «Юнитон» является одним из лидеров новосибирского радиорынка.

В Тюменском регионе действует около 50 радиостанций. Это крупные: «Красная армия», вещающая на 16 городов области, и первая немосковская станция, запустившая свое сетевое спутниковое вещание, — «Радио 7», «Югра» (ареал вещания — Ханты-Мансийский округ). Успешно работают телерадиокомпания «Балтик Плюс» в Калининграде, Калужская медиагруп-па и др. Высокие рейтинги имеют также качественно программируемые локальные станции «БИМ-радио» в Казани, «Дорожное радио» в Санкт-Петербурге.

В Красноярске четыре медиахолдинга объединяют теле- и радиоканалы, создавая мощное эфирное поле. КГТРК — крупнейший конгломерат, объединяющий государственные станции «Россия — Красноярск», «Маяк» и коммерческие «Центр России», «Максимум», «Эхо Москвы — Красноярск». В ТРК «Афонтово» помимо телеканала «Афонтово» входят «Love Radio», местная радиостанция «Зебра». Медиахолдинг «7-й канал» — это местное «Радио 7» и проект «Студенческая волна». И, наконец, корпорация ООО РИТЕКС: «Русское радио», «Хит FM», «Максимум» (РМГ), региональный канал «Русская волна» и «Сибирское агентство новостей».

На федеральном рынке особую роль играет группа компаний «Выбери радио» (ГКВР), получившая новое название в результате ребрендинга Региональной медиагруппы (президент Иван Таврин), она владеет рекламным агентством и 54 радиостанциями в крупных городах, а также корпоративным интернет-порталом. По данным исследовательской группы Комкон, к концу 2007 г. лидерами новосибирского рынка стали «Европа плюс» (13,8% объема ежедневной аудитории), «Радио Шансон» (10,4%) и «Юнитон» (9,9). Рейтинг «Радио Сибири» — 6,7%, «Мелодии» (ныне «Кекс FM») — 5,5%9.

Российский рынок радиорекламы продемонстрировал в 2007 — начале 2008 г. небывалый рост. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за первые 9 месяцев он вырос на 22%, составив 8,7—8,8 млрд руб. В итоге бывшее до сих пор аутсайдером по темпам роста среди медиа-носителей радио заняло третье место, уступив лишь телевидению и Интернету. Причем более половины рекламных доходов приходилось на долю регионов.

2007—2008 гг. отмечены также появлением новых станций в московском FM-эфире. Это «Бизнес-FM» (холдинг «Объединенные медиа»), Финам-FM, «Детское Радио» («Газпром-медиа»), «New Tone» Алишера Усманова, UFM (ВГТРК), новый пятый формат «Европейской медиагруппы» «Свежее радио». Продолжается и процесс переформатирования станций: «Семейное радио» теперь называется «Моя семья», «Кино FM» — «98 хитов», «М-радио» — XFM и т.д.

Несмотря на появление различных медиапроектов, говорить об оригинальных концепциях не приходится. Очень часто запуск нового радиоканала, радиопрограммы мотивирован лишь тем, что аналогичный формат у конкурирующей компании имеет успех. Клонирование форматов — явление повсеместное и на радио, и на телевидении, и в онлайновых СМИ. Достаточно вспомнить телевизионные ледовые шоу, фабрики звезд или программу «Подъем» на РСН — формат, явно скопированный с популярного «Разворота» радио «Эхо Москвы».

Однако в условиях финансововго кризиса положение стало меняться. Уже в третьем квартале 2008 г. московский рынок радиорекламы начал стагнировать, его объем снизился на 10—12% (до 1,4 млрд руб.), а в регионах темпы роста замедлились вдвое по сравнению с 2007 г.10

9 www.news.com.2007.18.06.

10 КоммерсантЪ. 2008. 20 нояб.

Экономический кризис, безусловно, будет вести к дальнейшему сужению рынка радиорекламы, уменьшению рекламных доходов, снижению цен на радиоактивы как в Москве, так и в регионах. Все эти обстоятельства могут повлечь за собой сокращение количества радиостанций, уход ряда из них в Интернет, продажу непрофильных станций крупным холдингам. Аналитики РМГ и ЕМГ объясняют падение рынка рекламы в Москве 50—60% подорожанием телерекламы, оказавшим в целом очень серьезное давление на медиарекламный рынок. Чувствуется отток рекламных денег в Интернет, который, как отмечает президент Вещательной корпорации «Профмедиа» А. Варин, «прибирает к рукам многих автомобильных рекла-модателей»11. И хотя А. Варин и руководители других холдингов утверждают, что в радиобизнесе нет существенных признаков кризиса, а три крупнейших компании — «Профмедиа», РМГ и ЕМГ — делят между собой более 60% денег, поступающих от федеральной и московской радиорекламы, тем не менее очевиден застой столичного рынка. Известно, например, о намерении корпорации «Медиа Холд» продать свои станции (Love Radio, Радио Дача, X-FM) Русской Медиагруппе, что так или иначе связано с кризисными явлениями. На фоне кризиса принимаются определенные меры: пересмотр бюджета в сторону сокращения, отказ от внеэфирных масштабных акций, рекламных кампаний, фестивалей, от новых вакансий, от увеличения фонда оплаты труда и набора персонала, сокращение штатов.

В сложившейся ситуации смогут успешно работать радиоканалы, которые не только проводят серьезную реалистичную политику на медиарынке, учитывая все его особенности и колебания, но и чутко откликаются на запросы аудитории, предлагают новые оригинальные и интересные в творческом отношении проекты, опираются на свою преданную аудиторию, имеют собственное «лицо», узнаваемость в эфирном многоголосье, смело включают в свои программы звонки радиослушателей, их вопросы, мнения, суждения.

Поступила в редакцию 22.06.2009

11 КоммерсантЪ. 2008. 20 нояб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.