Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 20-24
УДК 81 42 + 070
Н.Г. Нестерова
ИНТЕРНЕТ-РАДИО КАК НОВЫЙ ТИП МЕДИА И ОСНОВА НОВЫХ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК
Становление интернет-радио рассматривается как условие появления новых дискурсивных практик в сфере радиокоммуникации. В радиодискурсе исследуется характер изменений, обусловленных развитием Интернета. К числу основных статусных и дискурсивных изменений отнесены следующие: расшатывание признака институциональности; репрезентации радиопродукта (радиотекста) посредством технических возможностей разных СМИ и совмещением различных семиотических систем; трансформация радиотекста в гипертекст; утрата таких признаков традиционного радиодискурса, как линейность, одномомент-ность; расширение возможностей ориентации на адресата и реализации интерактивности. К анализу привлечены материалы анкетирования радиожурналистов и радиослушателей.
Ключевые слова: радиокоммуникация; новые медиа; интернет-радио; мультимедийность; интерактивность; дискурсивные изменения; дискурсивные практики.
Интернет, завоевав особое положение как средство коммуникации и превратившись в одно из важнейших СМИ [1], обеспечивает, с одной стороны, дополнительный канал для распространения информации, а с другой - поступление разнообразных данных для других СМИ. Развитие Интернета привело к организации сайтов радиостанций. Техническая возможность использования радиовещания в Интернете появилась в преддверии нового тысячелетия, и с каждым годом растёт число не только интернет-сайтов, но и интернет-радиостанций. Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, точно установить «дату рождения» интернет-радио и радиостанцию, на которой впервые оно было реализовано, по замечаниям исследователей в области журналистики, достаточно сложно, но с уверенностью заявляется, что в России это произошло в Москве в 1996 г. [2. С. 103]. Истоки современного интернет-радио восходят к «Internet Talk Radio» (США, 1993 г.). Среди первых российских интернет-радиостанций называют «Европу Плюс», «Серебряный дождь», «Радио 101» [3].
«Web-радио», «версия радиостанции в Интернете», «страница радио в Интернете» - это уже не специальные термины, а хорошо известные адресату понятия. Радиовещание в Интернете также давно является «обязательным атрибутом уважающей себя (и своих слушателей) станции» [2. С. 103]. Так стремительно развиваются коммуникационные технологии, что для временного периода в 10 лет обоснованным является наречный квалификатор «давно». Сегодняшняя ситуация такова, что «в каталогах Сети можно найти уже тысячи профессиональных радиостанций - как собственно Net-станций, так и сетевых версий эфирного радио. Это говорит о том, что вещатели видят в Интернете одну из перспективных технологических новинок» [4. С. 150].
Сегодня интернет-радио как сетевой сервис может быть открыто и известными радиостанциями, и интернет-сообществами, объединившимися на основе интереса к определённой теме общения. Отмеченное положение дел является свидетельством изменений в таком значимом факторе радио, как институциональность: есть основания говорить об утрате этого признака радио.
Теоретиками и практиками журналистики исследуется своеобразие сайтов разных радиостанций. Так, на
примере радиостанции «Эхо Москвы» анализируется устройство «навигации» сайтов, которое формируется с учётом целевой аудитории, т.е. с учётом возраста адресата и его владения современными технологиями. В числе важных ставится задача «не утратить, а подчеркнуть “радийность” сайта» [5. С. 118]. Сайт должен продвигать радиопрограммы с помощью специфических интернет-инструментов: подкастов, видеопрезентаций, интерактивных анонсов и пр. [Там же. С. 116].
А. А. Суворовым [6] осуществляется сравнительный анализ традиционных СМИ и Интернета как новой формы массовой коммуникации. Для настоящего исследования значимым является акцент на семиотических особенностях традиционных СМИ. Одни из них, осуществляемые посредством типографских технологий, в основе имеют печатное слово, текст воспринимается адресатом зрительно. Другие осуществляются благодаря технологии передачи радиоволн, текст воспринимается адресатом как звук. В реализации третьих задействованы два информационных канала, текст воспринимается как изображение и звук. Интернет же совмещает все возможности традиционных СМИ [6. С. 66]. Результат этого сопоставления подводит к значимому научному заключению о том, что интернет-радио демонстрирует совмещение возможностей разных семиотических систем.
Ещё около десяти лет тому назад в оценке интернет-радио журналистами и специалистами в сфере Интернета отмечались противоречивость и неопределенность [2]. Ярким подтверждением сказанного являются высказывания двух авторитетных специалистов в области СМИ и информационного общества: «На мой взгляд, радио умирает, и скоро, лет через пять-шесть, его не будет в том виде, в котором оно существует сейчас. Могильщик радио - Интернет» (Матвей Гана-польский1); «Благодаря Интернету радиовещание переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле» (Мануэль Кастельс2) [7]. При этом В. Колодкин, описывая особенности организации и функционирования сетевого радио, уже в 2004 г. с уверенностью заявлял, что «сетевое радио в России есть, и развивается оно с небывалой скоростью» [2. С. 12].
Пониманию ситуации, связанной с взаимодействием Интернета и радио, способствует анализ функцио-
нирующих в Интернете радиостанций, представленный в работе И.И. Карпенко [4], в которой предлагается типологическая дифференциация радиостанций по типу их вещания в Интернете. Выделяется три типа радиостанций: 1) станции, на сайтах которых представлены лишь аудиофайлы эфирных программ; 2) станции, которые ведут трансляции и в традиционной форме, т.е. в эфире, и в Интернете; 3) станции, существующие только в Интернете. Наряду с этими основными типами репрезентации радио в Интернете отмечаются сайты, выполняющие лишь функцию са-мопрепрезентации. (О типологических основах новых медиа см. [8].)
К числу заметных плюсов организации веб-сайтов следует отнести возможность, которую используют рекламодатели, когда они размещают «рекламу на страницах сайтов, визуализируя ее» [4. С. 150], тем самым в какой-то мере освобождают эфир от рекламы. В плюсе оказываются как рекламодатели (обеспечивая больше возможностей привлечь потенциальных клиентов, так как клик по рекламной картинке (даже случайный) переводит пользователя на сайт рекламируемого продукта), так и большинство радиослушателей, которые включают радио не ради рекламы.
При подготовке данной публикации с целью получить мнение адресанта и адресата о современных тенденциях в СМИ и об интернет-радио как новом медиа был проведен опрос радиоведущих (адресанта радиокоммуникации) и студенческой аудитории (адресата радиокоммуникации). Для проведения опроса было задействовано два канала связи с респондентами: контактно-визуальный и опосредованный Интернетом.
В числе респондентов, откликнувшихся на просьбу ответить на вопросы анкеты, оказались редакторы и ведущие новостных программ, ведущие информационных программ, ведущие утреннего шоу, корреспонденты, диджеи - всего 24 работника радио. Опыт работы на радио у принявших участие в опросе от 2 до 20 лет. Респондентами стали представители центральных и региональных радиостанций: «Радио России - Томск», «N^1» (Москва), «Маяк», «Маяк Томск», «Радио Рекорд», «Радио Ваня», «Радио Сибирь», «Эхо Москвы» в Томске, «Милицейская волна Томск», «Кнопка БМ» «Русское радио Томск» «Кузбасс БМ», «Русское радио Кемерово», «МИР - Черногорск», БГТРК (Бурятская государственная телерадиокомпания).
В ответах на вопрос «Как проявляется мультиме-дийность на радио?» респондентами прежде всего отмечается, что сегодня каждая радиостанция имеет свой собственный сайт (здесь и далее курсивом выделены дословные высказывания или фрагменты высказываний участников опроса). Мультимедийность на радио видится во взаимодействии визуальных и аудиоэффектов с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. На порталах часто представлены видеоматериалы, отражающие акции, которые проводят сотрудники станции, размещаются фотографии ведущих, музыкальные новинки.
В осуществлении этих составляющих современного радио задействовано много специалистов, рабо-
тающих на радио: тексты пишут как диджеи, так и редакторы, информацию доносят до слушателей диджеи или ведущие. Фото и видео, а также телефонная связь, интернет-порталы, странички в Интернете, сайты - все это помогает работе радио. Отмечается фактор универсальности современного журналиста: Журналист одновременно готовит материал и для Интернета, и радийный, и делает видеоматериал.
Расширилась интеграция с социальными сетями, в студиях все больше камер. Появились игры, интегрированные с контентом на сайтах. Включённость современного человека в социальные сети расширяет возможности интерактивности радио: моментальное включение в жизнь соцсетей - тут же, во время прямого эфира (т.е. в режиме онлайн), как отмечается в анкетах, является значимым фактором для реализации радио своих задач как медийного средства. Интернет предоставляет возможность ведущим общаться со слушателями, организовывать интерактивные игры и шоу, где идет взаимодействие ведущих с радиослушателями.
В качестве важнейшей особенности современного радио отмечается возможность выходить в эфир из любой точки мира: интернет-радио значительно расширяет аудиторию. Иногда любимые станции не доступны в тех или иных регионах, здесь-то и приходит на помощь Интернет.
Опрос показал, что на разных радиостанциях привлечение современных технических средств, которые характеризуют новые медиа, реализуется не одинаково. Ср .: Радио, на котором я работаю («Милицейская волна») - самое обычное радио. Мультимедийности тут как-то не замечено. Зато могу назвать один интернет-портал - «Подстанция», вот там прямо-таки
все признаки мультимедийности радио есть. Это, скорее, прерогатива интернет-радио».
Мультимедийность на радио нацелена на взаимодействие и воздействие: Есть слайдкасты - сочетание фото и звука, есть многообразное использование шумов - всё это оживляет человеческое восприятие. Плюс к этому ещё и использование речи как инструмента воздействия на слушателя, музыка, текст. Моё же радио - диджейское, развлекательное, музыкальное.
Видеовозможности радио, как отмечается в ответах респондентов, совмещают промоушн-функцию и контактоустанавливающую. Ср.: Многие радиостанции вещают в Интернете, где могут размещать видеозаписи новостей, программ. Например, на «Русском радио», где я стажировалась, установили вебкамеру. На сайте можно посмотреть на диджеев непосредственно за работой, что делает популярнее и интереснее радио. Но это для продвинутых слушателей.
Интернет-радио расширяет возможности восприятия его радиослушателем: Радио сейчас не только на волнах, но и в Интернете. Можно послушать звук, можно прочитать текст. Также к мультимедийности
относятся фоновые заставки, рекламные блоки, фоновая музыка. Всем, особенно молодым ребятам, приятно слышать в радиоэфирах любимую, популярную му-
зыку, которая поднимает их настроение. Фоновая музыка создает атмосферу, непринужденную обстановку, что очень важно на радио.
Мультимедийность радио направлена на адресата: Как правило, любая радиостанция имеет свой сайт, открытый для любого пользователя. Там могут быть различные видео, фото ведущих, аудиозаписи, записи программ, архивы. Кроме того, там можно пообщаться с ведущими. В прямом эфире это могут быть прямые включения, использование различных средств, так сказать, украшения радиоэфира (музыка, заставки и т.п.).
В качестве резюмирующего можно привести следующее высказывание: Без Интернета современное радио уже обойтись не может. Все материалы, которые выходят в эфире, обязательно появляются в Интернете.
В ответах на вопрос «Какой вариант представления радиоматериалов в Интернете сегодня является приоритетным?» отмечаются моменты, значимые для сохранения сущности радио как аудиального средства массовой коммуникации. Приоритетным вариантом представления радиоматериалов в Интернете радиожурналисты считают аудиоформат: это различные архивные записи материалов. Они удобны тем, что любой пользователь Интернета может скачать их и послушать программы, которые он пропустил, в любое удобное время. При этом отмечается перспективность радио именно как аудиального средства массовой коммуникации. Конечно же, самые востребованные - это аудиоматериалы. Телевидение уже изживает себя, а радио находится в более выгодном положении. Большой плюс, что всё радио скоро станет цифровым. Это вопрос ближайших пяти лет.
Наряду со звучащими записями значимость приобретают подкасты - контент, который прозвучал на радио, а затем выкладывается для скачивания на сайте: Подкасты и только подкасты; Форма подкастов очень хорошая. Обязательно форма аудио должна сохраняться; В Интернет, мне кажется, приоритетней выкладывать аудиозаписи эфиров или видеозаписи из студии. Чтобы люди могли не только послушать, но и посмотреть на ведущего; Это интересные материалы, которые создают драматургию при помощи звука, слова и шума; В представлении утреннего шоу или новостей объем аудиоматериалов может быть довольно значительным. Некоторые журналисты считают достаточным для репрезентации в Интернете краткой информации в сочетании с короткими цитатами из эфира и фото, качество которого не принципиально, главное - скорость.
Фактор адресата потребовал актуализировать следующий вопрос: «На кого ориентировано интернет-радио? Насколько оно востребовано?». На этот вопрос получены разные, с точки зрения оценки этого нового медиа, ответы. Примером низкой оценки является мнение, что интернет-радио интересно как средство коммуникации узкому кругу «фанов». Единичны в ответах на этот вопрос мнения о приоритете в данный период традиционного радио: Думаю, пока новые медиа не особо востребованы. Все, что нужно, у аудитории уже есть: и информационные, и аналитические, и раз-
говорные, и музыкальные программы. Но жизнь постоянно меняется и движется вперед, посмотрим, что будет через несколько лет.
Многие радиожурналисты ограничивают адресата интернет-радио определёнными целевыми группами, подчёркивая, что оно рассчитано на молодежь в основном; Пока небольшой процент. В основном это молодёжь; Современная молодежь стала очень интересоваться интернет-радио. Закономерно мнение, в соответствии с которым интернет-радио ориентировано на интернет-пользователей. В 2005 поговаривали, что 70% - слушатели в Интернет, 30% в машине; Интернет-радио с музыкой востребовано в офисах, но это только тематические станции или те, что не напрягают (радио французское ПР, главный тренд интернет-радиостанций в этом сезоне).
Большая часть ведущих считает интернет-радио безусловно востребованным. Выдвигаются два убедительных «за» интернет-радио: Если подразумевать трансляцию ¥Ы-радио в сети, то, конечно же, это будет интересно слушателям, которые в силу определенных обстоятельств не могут включить приемник (на работе, дома). Если брать в расчёт интернет-радио как отдельно взятую единицу, то у слушателей есть возможность прослушивания архива, создания своей собственной музыкальной базы. Приводятся следующие доводы в пользу положительной оценки интернет-радио: Для меня Интернет - просто способ передачи данных. С ЗО-покрытием, Ш1МАХ, есть возможность подключаться к интернет-станциям даже в машине - а это очень ценная аудитория для радио. Плюс - интернет-радио все-таки позволяет выбирать передачи «по заказу» и не зависеть от эфирной сетки.
Отмечается динамика в развитии нового медиа: интернет-радио постоянно развивается; Интернет-радио сейчас очень востребовано. Радиостанции сейчас даже разрабатывают коммуникаторы для отображения вашей любимой волны. Радиожурналистами отмечается, что расширение количества новостных сайтов привело к усилению конкуренции между радиостанциями, а это может стать залогом улучшения качества современного радио во всех его формах существования.
Обоснования приоритета интернет-радио предлагаются следующие: во-первых, это очень удобно и быстро, во-вторых, это современно, что довольно важно. Интернет-радио позволяет слушать любимую музыку или радиоэфиры не только в режиме онлайн, но и повторять и выбирать, что слушать. Такое радио ориентировано на молодых ребят, живущих в бешеном ритме жизни; Интернет-радио, конечно, востребовано. Иначе бы оно недолго бы просуществовало. Ориентировано, в первую очередь, на тех, кто по каким-то причинам не может прослушать радио в привычном смысле, по приемнику. Тогда у них есть возможность послушать программу в записи в любое время; В основном оно ориентировано на занятых людей, которые помимо своей работы параллельно могут слушать интересующие их радиостанции.
При обсуждении вопроса о востребованности нового медиа важен акцент на жизненной необходимости
интернет-радио для выживания радио как средства массовой коммуникации: Появление новых медиа - это освоение новых технических возможностей, или востребованный формат медиакоммуникации; Радио наравне с другими новыми медиа. Все к смерти не идет. И все офлайновые станции имеют сайты в Интернете.
Не менее значимы в этом контексте мнения журналистов, из которых следует, что интернет-радио даёт дополнительные возможности для самовыражения радиоведущих: Лично я считаю, что интернет-радио, которое я себе представляю (и снова я говорю о «Подстанции»), - это радио для самих журналистов. Радио, где можно выразить себя. Я вот диджей, а и какое там самовыражение, какая журналистика? А вот на портале «Подстанция» журналистика есть, и даже нетрадиционная.
Опрос, направленный на выявление востребованности интернет-радио, был проведён и среди потенциальных интернет-радиослушателей. Он дал следующие результаты: из опрошенных 54 студентов факультета журналистики и филологического факультета ТГУ не слушают интернет-радио - 18, слушают регулярно - 30, слушают редко - 5, периодически - 1. Слушают студенты по интернет-радио обычно эфирные записи. Отмечается интерес к конкретной радиостанции, к конкретному радиоматериалу: слушаю музыкальную волну; КАК ЕМ, ВВС, иногда ищу программы, которые мельком слышала в автобусе или на улице; слушаю французские радиостанции, потому что сама говорю; радиоэфиры отдельных ведущих, чаще всего это эфиры Доренко. Привлекают внимание адресата видеотрансляции радиопередач: смотрю прямые эфиры из студий радиовещания. Для ряда слушателей однозначен приоритет интернет-радио: Единственное радио, которое я слушаю, это интернет-радио. В качестве технических средств восприятия интернет-радио используются разнообразные гаджеты: телефоны, смартфоны, ай-фоны, МР3-плееры, айпады, планшетные компьютеры и др.
Изучение специальных работ исследователей и практиков журналистики, данные опроса профессионально занятых в радиокоммуникации специалистов и представителей слушательской аудитории - всё это даёт основания к выходу за рамки обсуждения вопроса о новых медиа, об их роли и векторах развития и актуализирует проблему дискурсивных изменений в радиодискурсе (постановка данного вопроса заявлена в [9]). Не беря на себя ответственности за квалификацию ситуации, связанной с положением интернет-радио как нового медиа, не делая выводов относительно того, можно ли расценивать интернет-радио в качестве состоявшегося уже конкурента традиционному радио, обратим внимание на то, как сказывается развитие интернет-радио на дискурсивных практиках.
Прежде всего, подчеркнём принципиальные дискурсивные изменения, которые проявляются в репре-
зентации радиопродукта (радиотекста) посредством технических возможностей разных СМИ и совмещением разных семиотических систем. Традиционное аудиальное средство массовой коммуникации Интернет превратил в мультисредство, обеспечив возможность воспринимать радиокоммуникацию не только аудиально, но и визуально, а также посредством напечатанного (наверное, неточно было бы сказать «печатного») слова и других средств графики.
С развитием интернет-радио устраняется признак линейности радиотекста, так как интернет-радио даёт возможность адресату определять последовательность воспринимаемой информации, музыки и любого другого контента, позволяет открывать практически одновременно несколько информационных окон. Это меняет представление о радиотексте, расширяет основания для квалификации его как гипертекста сложной структуры. Размещение в информационно-коммуникационном пространстве Интернета архивов программ устраняет такой признак традиционного радио, как од-номоментность сообщения.
Постоянное расширение опций, предлагаемых адресату, становится основанием для появления новых дискурсивных практик [10], обусловленных возможностью обратной связи с радиоведущими через блог, возможностью увидеть их за работой через сетевизор, включением аудитории в голосование на сайте и др.
Дискурсивные изменения, обусловленные появлением интернет-радиостанций, связаны с расширением аудитории. Этот фактор связан с целым рядом позиций. Прежде всего, Интернет расширил доступ радиокоммуникации, сделал реальным осуществление такого признака радио, как всеохватность, так как интернет-радио может проникать туда, куда радиосигнал не доходит. Интернет в обсуждаемом контексте выступает как посредник, обеспечивающий радиокоммуникацию со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции, и делает возможным приём радиопередач в любой стране мира.
В условиях развития новых информационнокоммуникационных технологий существенно изменился характер реализации интерактивности: теперь в их числе «проведение опросов в режиме on-line, создание дискуссионных групп, проведение форумов по актуальным вопросам» [5. С. 157]. Важную роль при этом играет подкастинг, который, будучи новой весьма востребованной формой использования радиоматериала, делает слушателей активными участниками коммуникации. Интернет обеспечивает возможность объединения поклонников радиостанции.
Результаты проведённого исследования позволяют к заключить, что современная радиокоммуникация реализуется на качественно новом уровне. Благодаря интернет-радио появились новые возможности для удовлетворения разнообразных запросов адресата на получение информации, просвещения, развлечения, рекламы и т.п., вследствие чего интернет-радио становится условием для появления новых дискурсивных практик в сфере радиокоммуникации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Ганапольский Матвей Юрьевич (р. 1953, Украина), журналист, режиссёр; работает на российском радио и телевидении.
2Кастельс Мануэль (Castells, Manuel) (р. 1942, Испания) - социолог-постмарксист, ведущий исследователь информационного (постиндустриального) общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Печко В. Интернет как СМИ // Деловая газета «Взгляд». URL: http://www.vz.ru/society/2006/7/13/41330.html (дата обращения: 03.07.2013).
2. Колодкин В. Радио в интернете // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004. № 1. С. 103-110.
3. Денисова В. Новый этап в жизни радиостанции «Интернет 101». URL: http://www.telemultimedia.ru/art.php?id=208&print (дата обращения:
03.07.2013).
4. Карпенко И.И. Радиовещание в интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления
развития // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 150-158.
5. Телень Л.О. Радио в Интернете: новая жизнь старого СМИ // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращают-
ся в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. С. 106-126.
6. Суворов А.А. Интернет: масс-медийные характеристики // Известия Саратовского университета. Т. 9. Серия Филология. Журналистика. 2009.
Вып. 3. С. 64-70.
7. Современное радиовещание в оценках журналистов и исследователей. Сборник материалов заседаний круглых столов в рамках конферен-
ции «Журналистика» (2004-2011) / под ред. Л.Д. Болотовой. М. : Факультет журналистики МГУ, 2011. 152 с.
8. Карякина К.А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета.
Сер. 9. 2010. Вып. 3. С. 128-137.
9. Нестерова Н.Г. Радиодискурс в аспекте дискурсивных изменений // Вестник Сургутского педагогического университета. 2012. № 5 (20).
С. 50-55.
10. Иссерс О.С. Люди говорят... Дискурсивные практики нашего времени. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 276 с.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 31 августа 2013 г.