Научная статья на тему 'Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников'

Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2173
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ / COMPETENCE / CRITERIA / JUNIOR SCHOOL CHILDREN / RATES / SOCIAL COMPETENCE / LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротина Юлия Викторовна

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования социальной компетентности младших школьников, представлен анализ состояния проблемы с точки зрения исследованности этого социально-педагогического феномена. Особое внимание уделяется авторской позиции в характеристике структурно-содержательных особенностей социальной компетентности младших школьников, а также оценке уровней ее сформированности на основе разработанных автором критериев и показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT FEATURES OF SOCIAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN

The article proves the actuality of formation problem of social competence of junior school children, the analysis of problem from the point of view of research of this social and pedagogical phenomenon is given. The special attention is given to the author's position in characteristics of structure and content features of social competence of junior school children and also to the evaluation of levels of its formation on the base of developed criteria and rates by the author.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников»

УДК 372.22

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Юлия Викторовна Коротина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной и семейной педагогики, e-mail: doasocped@mail.ru

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования социальной компетентности младших школьников, представлен анализ состояния проблемы с точки зрения исследованности этого социально-педагогического феномена. Особое внимание уделяется авторской позиции в характеристике структурно-содержательных особенностей социальной компетентности младших школьников, а также оценке уровней ее сформированности на основе разработанных автором критериев и показателей.

Ключевые слова: компетенция; критерии; младшие школьники; показатели; социальная компетентность; уровни.

Процесс формирования социальной компетентности младших школьников тесно связан с рассмотрением ее сущности и содержания, представлением критериев, показателей и уровней ее сформированности.

Аналитическое описание различных аспектов социальной компетентности младших школьников достаточно обширно представлено в научной литературе, включая диссертационные исследования последних лет (Т.В. Антонова, Т.В. Исакова, Н.В. Калинина,

В.В. Новиков, Т.И. Самсонова, В.В. Цветков).

Наиболее полному пониманию содержания и сущности социальной компетентности младших школьников способствуют исследования И.А. Зимней, которая соотносит общие признаки и характеристики социальной компетентности с возрастными периодами развития личности, в частности детей младшего школьного возраста.

Концепция И.А. Зимней о феномене социальной компетентности, ее содержании и структуре представляется нам наиболее перспективной для рассмотрения процесса ста-

новления социальных компетентностей младших школьников.

В частности, для характеристики сущности и содержания социальной компетентности младших школьников мы опираемся на пять выделенных И.А. Зимней основных ключевых социальных компетентностей. Особенно важно, что был определен состав входящих в них таких пяти компонентов, как: а) готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация, по К.А. Абульхановой-Славской, субъектных сил; б) владение знанием предметного содержания компетентности (т. е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. Это позволило представить формирование компетентностей на всех уровнях

непрерывного образования покомпонентно развернуто во времени, с фиксацией каждого уровня на выходе.

Соответственно, были предложены основные дескрипторы - термины описания этого процесса, дальнейшее еще более конкретизированное представление которых может быть использовано при разработке систем оценочных суждений о сформиро-ванности ключевых социальных компетентностей на каждом уровне образования, начиная с «преддошкольного».

Общее содержание ключевых социальных компетентностей детей разного возраста, в т. ч. и младшего школьного, представлено И.А. Зимней на основе дескрипторных характеристик и поуровневого покомпонентного их становления [1; 2].

Проблема нашего исследования и перспектива создания авторской технологии формирования социальной компетентности младшего школьника диктуют необходимость обозначить в данной части нашего исследования предлагаемое И. А. Зимней и ее творческим коллективом содержание социальных компетентностей младшего школьника. Мы осуществили их целевой анализ, а также выборку материалов, касающихся соотношения компонентов и дескрипторов социальных компетентностей в целях уточнения сущности социальной компетентности младших школьников, что принципиально важно для нашего исследования.

Пристального внимания заслуживают разработки, касающиеся каждой из пяти социальных компетентностей: здоровьесбере-жения, гражданственности, социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, компетентность в общении, информационнотехнологическая, в табличном формате, где в качестве ядерных использованы выделенные выше дескрипторы, которые в ряде случаев детализированы и конкретизированы целым рядом других определений. В таблицах представлены позиции нормативных документов (ГОС, образовательные программы и др.), отражающие содержание компонентов компетентностей.

В целях проведения авторского научного исследования мы считаем необходимым обратиться к диссертациям, касающимся проблемы определения сущности и содержания

социальной компетентности младшего школьника в разных аспектах и способным обогатить авторское исследование.

При этом мы сочли возможным расширить круг изученных работ, включив в него исследования социальной компетентности детей не только младшего школьного (Л.Н. Гиенко, И.Е. Зарипова, О.А. Крузе-Брукс), но и дошкольного (Н.И. Белоцерковец, О.Ф. Борисова), частично - и среднего школьного возраста (М.В. Тюкавина, Ю.Е. Уфимцева). Это связано с ограниченным количеством материалов по проблеме и стремлением максимально глубоко исследовать проблему.

По достоинству оценив вклад названных исследователей в разработку проблемы формирования социальной компетентности, мы считаем необходимым и целесообразным высказать собственную научную точку зрения на названную проблему.

Специфика ее заключается в том, что социальная компетентность младшего школьника формируется, по преимуществу, в процессе учебной деятельности средствами содержания учебных предметов.

Каждый период в жизни ребенка характеризуется своими особенностями, среди которых младший школьный возраст занимает ведущее место.

С поступлением ребенка в школу и в первые годы обучения происходит «социально-психологическая примерка» новой социальной роли, апробация модели взаимодействия с миром в условиях новой социальной ситуации развития, формирования индивидуального стиля учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте, который чрезвычайно богат образовательно-воспитательными возможностями, закладываются и формируются основы многих социальных свойств и психических качеств личности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В. А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин).

Анализ психологических особенностей, возможностей младшего школьника и задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста позволяет определить основные признаки социальной компетентности на данном возрастном этапе.

Особенность компетентности как результата образования для младшего школьника состоит в том, что она существует в

форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима, совершенствуется через осознание общей основы деятельности (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка), обусловлена возрастными особенностями личности, в данном случае - младшего школьника.

Приобщение к процессу учебы осуществляется в общественной жизни, поэтому овладение учебной деятельностью и создает условия для развития у ребенка социальной компетентности. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Гармоничное развитие личности предполагает становление относительно высокой самооценки и формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием у младшего школьника.

Считаем целесообразным акцентировать внимание на исследования отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), которые доказывают, что специально организованное развивающее обучение создает условия для реализации высокого потенциала детей младшего школьного возраста в усвоении научных знаний и для их общего, в частности социального, развития.

Возрастная сензитивность обусловлена сплетением органического и социального рядов в целостном развитии ребенка: сплетением процессов созревания с культурными накоплениями ребенка, с педагогическим мастерством воспитателей (Б. Г. Ананьев).

В аспекте данного исследования весьма важными мы признаем данные о наиболее значимых качественных психолого-педагоги-ческих и социальных характеристиках младшего школьника, комплекс которых условно назван нами социально-педагогическим

портретом.

Он характеризует и раскрывает особенности социального развития ребенка, предполагающего активное формирование компетенций и компетентностей, а также результативность этого процесса. В частности, это:

- интенсивное развитие социальных отношений, формирование эмоциональночувственного познания, он начинает понимать и осваивать социально-нравственные

категории (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Матюхина);

- способность к произвольной регуляции поведения, «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский). В младшем школьном возрасте изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяются их нравственные отношения с окружающим миром и другими людьми (В.Г. Каменская, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский);

- младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, усвоения социальных норм, нравственного развития;

- у младших школьников система потребностей соответствует возрасту. Она включает в себя и те, которые присущи всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), и те, что свойственны детству (быть защищенным, успешным, получать разнообразные впечатления, играть и др.), и те, которые являются собственно возрастными;

- у младших школьников отмечается динамичность нравственных представлений. Они меняются от нравственного максимализма (когда ребенок имеет достаточно категоричные представления о добре, зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (когда ребенок понимает относительность своих нравственных представлений, признает право каждого на свою точку зрения);

- дети младшего школьного возраста характеризуются особыми отношениями «к миру (картина мира) и с миром (чем мир является для человека), к себе (образ «Я») и с собой (чем человек является для себя)» (А. В. Мудрик).

Картина мира у большинства младших школьников яркая, включающая реальное воображаемое бытие, насыщенная радужными красками и радостными эмоциями, но упрощенная, плоская, необъемная. В начале данного периода своего развития ребенок не воспринимает мир отдельно от себя, он слит с семьей, страной, народом, природой (Г. С. Абрамова, Л.И. Айдарова, Ш.А. Амонашвили).

Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и ответ-

ственности обучающихся, т. е. социальную компетентность, обеспечиваемую качеством содержания образования.

Знания, умения и навыки ребенка, в т. ч. и младшего школьного возраста, как аспекты развития социальной компетентности предметного профиля условно группируются следующим образом: нравственно-этические, гражданско-патриотические, правовые, трудовые, художественно-эстетические, экологические, умственно-интеллектуальные, физические, обеспечивающие готовность личности управлять собой.

В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника системы социально значимых предметных компетенций, составляющих его субъективный опыт.

Социальные компетенции, формируемые всем образом жизни младшего школьника, носят, по преимуществу, межпредметный или надпредметный характер. Кроме того, они интегрируются между собой, налагаясь на предметное содержание.

В основе социальной компетентности младшего школьника, как показывают исследования, относятся следующие.

1. Социокультурные компетенции общего профиля (соответственно возрасту): владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть социально-культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России;

- владеть элементами художественнотворческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.;

2. Социально-культурно-гендерные компетенции (соответственно возрасту) у девочек: обязанности в быту, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка); у мальчиков -

умение провести ремонтные работы в быту; работа с инструментами.

3. Социально-информационные компетенции (соответственно возрасту):

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, СБ-Яош, Интернет;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

4. Социально-здоровьесберегающая компетенция:

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

5. Социально-познавательные компетенции (соответственно возрасту):

- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить цель;

- под руководством взрослого организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей социально значимой деятельности;

- иметь опыт восприятия картины мира.

Последний вид компетенций может быть

определен как переходный от межпредметных (надпредметных) к предметным, формируемым на определенных уроках в начальной школе.

Формирование субъективного опыта младших школьников происходит, как нам представляется, преимущественно посредством усвоения предметного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»); предметных и общепредметных умений («Я умею...»); творчества («Я создаю...») и в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

В нашем представлении, наиболее важными составляющими социальной компетентности младших школьников являются их представления о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, оценка детьми адекватности или неадекватности своего по-

ведения при решении социальных задач, а также наличие в поведении детей нового способа саморегуляции (в указанном возрасте - реального ролевого поведения как поведенческого коррелята личностного новообразования кризиса 7 лет).

Мы предполагаем, что недостаточная сформированность любой из этих трех составляющих социальной компетентности приводит к той или иной форме «социального инфантилизма».

Для полноценной качественной характеристики социальной компетентности младших школьников необходимо, на наш взгляд, иметь четкое представление о критериях и показателях ее сформированности.

Компетентность как способность к эффективному решению задач в разных сферах деятельности предполагает определение того, что может быть ее критериями, показателями и каковыми могут быть ее уровни.

Компетентностный подход, определенный как основа новой образовательной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.

Как показывают наши исследования, в науке разработаны определенные критерии и показатели эффективности реализации образовательных программ для детей. Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ, с точки зрения компетентностного подхода, являются степень сформированности компетентности и динамика достижений обучающегося в овладении компетентностями.

Показатели же рассматриваются как наглядное выражение тех или иных качеств, проявляемых обучающимся в решении разнообразных задач. Эти качества, в свою очередь, могут быть зафиксированы и оценены, по мнению Л. С. Илюшина, в выполняемых действиях, в осуществляемых операциях, в совершаемых поступках и формах поведения, в формулируемых суждениях и оценках, в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора, в ситуациях взаимодействия и диалога.

При определении критериев и показателей сформированности социальной компетентности младших школьников следует учитывать, что основными критериями каче-

ства общего образования в начальной школе может быть наличие у ребенка мотивации к дальнейшему обучению (желание учиться), умение учиться (сформированы навыки и способы решения учебной задачи) и, что немаловажно, сформированное умение устанавливать социально значимые контакты, поскольку ребенок, получивший качественное образование на выходе из начальной школы, хочет учиться, умеет учиться, чувствуя себя при этом социально успешным и, по

Э. Эриксону, компетентным.

В научном понимании критерий (от греческого criterion - средство для суждения) -признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки; в теории познания - признак истинности или ложности положения.

Важной для нас является позиция А.П. Садохина, который выделяет критерии в оценке компетентности. По его мнению, к основным критериям относятся общественная и личная ценность выполняемой деятельности, мотивы его деятельности, а также эрудиция, предполагающая определенный объем информации, характерный для возраста индивида.

Помимо названных, автор признает критериями авторитетности личности, наличие у нее социально полезного опыта, умения гибко использовать на практике базовые знания.

Для нас ценна точка зрения А.П. Садохина о том, что такое понимание компетентности выдвигает на первое место не информативность субъекта, а его умение решать проблемы, возникающие в самых разных видах жизнедеятельности.

Критерием является не пассивное усвоение тех или иных норм ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку.

Критерии выражаются с помощью конкретных показателей. Показатели - это способы измерения степени проявления критериев при оценке результатов деятельности. Показатели могут быть количественными и качественными.

Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему, т. е. каждый критерий включает группу показателей, ко-

торые его качественно и количественно характеризуют. Соответствующие критерию показатели выступают в роли инструмента оценки, которые используются для выражения (измерения) степени соответствия субъекта требования продуктивной деятельности.

Задачи настоящего исследования требуют определения и дифференцирования авторских критериев и показателей сформиро-ванности социальной компетентности младших школьников для детального анализа этого социально-педагогического феномена.

Мы пришли к выводу о том, что наиболее целесообразно в качестве критериев сформи-рованности социальной компетентности младших школьников определить: на уровне когнитивного компонента осведомленность детей об объектах социальной действительности, на мотивационно-ценностном - социальная направленность деятельности и готовность к ней, на поведенческом - социально значимые действия.

По нашему мнению, необходимым элементом компетентности являются когнитивная, мотивационно-ценностная и поведенческая составляющие, включающие в себя комплекс ценностных ориентаций и социальных установок личности и выступающие как фактор социального поведения личности.

Для каждого из названных компонентов были определены критерии оценки их сфор-мированности, которые раскрываются через ряд показателей.

Нами было установлено три уровня сформированности социальной компетентности младшего школьника: высокий, средний и низкий, основанием для чего нами признавалась степень проявления критериев и показателей.

Считаем необходимым далее рассмотреть содержание представленных компонентов с позиций сформулированных нами критериев и показателей

Когнитивный компонент социальной компетентности предполагает наличие у ребенка знаний об объектах социальной действительности в форме понятий. Критерием признается степень информированности, осведомленности об объектах социальной действительности. Показателями является уровень знаний детей младшего школьного возраста о себе как об объекте и субъекте соци-

альных отношений, об основных социальных ролях, нормах общения и взаимодействия.

Высокий уровень характеризуется широкими и устойчивыми социальными знаниями об объектах социальной действительности в форме понятий, средний - в целом верными, но недостаточно широкими и конкретными знаниями об окружающих объектах социальной действительности, низкий -неточными, ограниченными знаниями об окружающих объектах социальной действительности или их полное отсутствие.

Мотивационно-ценностный компонент социальной компетентности характеризует степень сформированности социальных интересов младших школьников, наличие или отсутствие у них внешней и внутренней мотивации к общению. Данный компонент включает в качестве критерия социальную направленность деятельности, готовность к ней и ее осмысленность. Показателем является интерес к социально значимой деятельности, инициатива, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений.

Высокий уровень сформированности характеризуется широкими и устойчивыми социальными интересами, наличием внешней и внутренней мотивации к общению, средний -наличием ситуативного интереса к социально значимой деятельности, неявно выраженным эмоционально-ценностным отношением к содержанию социальной компетентности, низкий - слабым интересом к социально значимой деятельности или его отсутствие, сдержанностью проявлений эмоциональноценностного отношения к содержанию социальной компетентности.

Поведенческий компонент социальной компетентности характеризуется, наш взгляд, наличием в поведении детей способности к самооценке поведения, корректировке собственных действий.

Критерием сформированности мы признаем социальные действия и взаимодействие, самостоятельное использование социально значимых знаний. Показателем являются действия, соответствующие общепринятым социальным нормам, их многообразие и адекватность, самостоятельное и уверенное поведение в новых ситуациях.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура социальной компетентности младшего школьника

Компоненты Критерии Показатели Уровни

Высокий Средний Низкий

Когнитивный Информированность, осведомленность об объектах социальной действительности Знания детей младшего школьного возраста о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных ролях, нормах общения и взаимодействия Широкие и устойчивые социальные знания об объектах социальной действительности в форме понятий В целом верные, но недостаточно широкие и конкретные знания об окружающих объектах социальной действительности Неточные, ограниченные знания об окружающих объектах социальной действительности или их полное отсутствие

Мотивационно- ценностный Направленность деятельности на ее социальную значимость Интерес к социально значимой деятельности, эмоциональноценностное отношение к ней Широкие и устойчивые социальные интересы, наличие внешней и внутренней мотивации Ситуативный интерес к социально значимой деятельности, неявно выраженное эмоционально-ценностное отношение Слабый интерес к социально значимой деятельности или его отсутствие, сдержанность эмоциональных проявлений

Поведенческий Социальные действия и взаимодействие, самостоятельное использование социально значимых знаний Действия, соответствующие общепринятым социальным нормам, их многообразие и адекватность. Самостоятельное и уверенное поведение в новых ситуациях Способность к самооценке поведения, корректировке собственных действий Недостаточная способность к самооценке поведения, корректировке собственных действий Отсутствие способности к самооценке поведения, корректировке собственных действий

Высокий уровень сформированности характеризуется способностью к самооценке поведения, корректировке собственных действий, средний - недостаточной способностью к самооценке поведения, корректировке собственных действий, низкий - отсутствием способности к самооценке поведения, корректировке собственных действий.

Приведенные выше положения сведены нами в единую таблицу, которая позволяет наглядно представить структуру социальной компетентности младшего школьника и сформулировать определение данного социально-педагогического феномена. Результатом исследования сущности и содержания социальной компетентности младшего школьника явилось авторское видение феномена социальной компетентности младшего школьника.

Социальная компетентность младшего школьника определяется нами как интегративная характеристика личности младшего школьника, отражающая систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения, ориентирования в социальном пространстве, адекватного восприятия окружающей действительности, построения системы отношений и

общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации.

Сущностными характеристиками процесса становления социальной компетентности школьника являются: включение ребенка в социально значимую деятельность, формирование мотива этой деятельности школьника на основе учета норм, ценностей, целей конкретного сообщества, приобретение социального опыта посредством решения лич-ностно значимых социальных задач разных типов, соответствие содержания и типа задач фазам социализации, открытость школы, которая обеспечивает в образовательном процессе взаимодействие школьника с разными общностями.

1. Зимняя И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11.

С. 14-20.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.

Поступила в редакцию 17.10.2010 г.

UDC 372.22

STRUCTURE AND CONTENT FEATURES OF SOCIAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN Yulia Viktorovna Korotina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Family Pedagogics Department, e-mail: doasocped@mail.ru

The article proves the actuality of formation problem of social competence of junior school children, the analysis of problem from the point of view of research of this social and pedagogical phenomenon is given. The special attention is given to the author’s position in characteristics of structure and content features of social competence of junior school children and also to the evaluation of levels of its formation on the base of developed criteria and rates by the author.

Key words: competence; criteria; junior school children; rates; social competence; levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.