Научная статья на тему 'Структурно-содержательные характеристики готовности социального работника к профессиональному совершенствованию'

Структурно-содержательные характеристики готовности социального работника к профессиональному совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / INDICATORS OF READINESS OF THE SOCIAL WORKER'S READINESS FOR PROFESSIONAL ADVANCEMENT / READINESS FOR PROFESSIONAL ADVANCEMENT / COMPONENTS / CRITERIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Козлова Ирина Юрьевна

В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии раскрывается содержание готовности социального работника к профессиональному совершенствованию и представлена авторская характеристика ее компонентов, критериев, показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally-substantial characteristics of the social worker's readiness for professional advancement

In the article the content of the social worker's readiness for professional advancement using the analysis of scientific literature on pedagogy, psychology, sociology and the authors' characteristic of its components, criterions and indicators are presented

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные характеристики готовности социального работника к профессиональному совершенствованию»

УДК 15

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

© Л.В. Абдалина, И.Ю. Козлова

В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии раскрывается содержание готовности социального работника к профессиональному совершенствованию и представлена авторская характеристика ее компонентов, критериев, показателей.

Ключевые слова: готовность к профессиональному совершенствованию; компоненты, критерии, показатели готовности социального работника к профессиональному совершенствованию.

Развитие профессии «социальная работа», повышение требований к выпускникам вузов по данной специальности предполагает необходимость поиска научно-теоретических основ процесса роста профессиональной компетентности, профессионализма социального работника. Успешное формирование профессионализма специалиста по социальной работе базируется на его готовности к непрерывному совершенствованию в профессии.

Анализ практики показывает, что значительная часть социальных работников еще не видит в непрерывном профессиональном совершенствовании действенный механизм реализации своих сущностных потребностей в самореализации в профессии, не рассматривает его в качестве средств разрешения противоречий, кризисов, возникающих в процессе их профессиональной деятельности (Л.В. Абдалина, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холо-стова и др.). Во многом это объясняется тем, что у социальных работников в должной степени не сформированы соответствующие мотивы, ценностные ориентации на непрерывное профессиональное совершенствование. В недостаточной степени социальные работники владеют умениями и приемами организации деятельности по профессиональному совершенствованию, не всегда проявляют целеустремленность, инициативность, настойчивость, волю в процессе личностного и профессионального самопреобра-зования.

Готовность к профессиональному совершенствованию является сложным личностным образованием, включающим в себя систему определенных качеств личности, обусловливающих самомотивацию к дея-

тельности, результативность и эффективность трудовых процессов [1].

При определении феномена «готовность к профессиональному совершенствованию» в социальной сфере мы ориентировались на следующие подходы: деятельностный, личностный, субъектный, аксиологический, профессиографический.

На основе анализа научной литературы (Л.В. Абдалина, М.Р. Минигалиева, Н.Б. Шмелева и др.) в настоящем исследовании готовность социального работника к профессиональному совершенствованию рассматривается как результат целенаправленно организованного процесса, характеризующегося наличием у специалиста сформированных профессиональных ценностей саморазвития, знаний и умений совершенствования, владением способами и приемами саморегуляции и анализа процесса личностно-профессионального роста.

Исходя из данного определения, в исследовании выявлены следующие структурно-содержательные компоненты готовности социального работника к профессиональному совершенствованию:

- мотивационно-ценностный;

- содержательно-операциональный;

- эмоционально-волевой;

- рефлексивно-оценочный.

Мотивационно -ценностный компонент

представляет собой совокупность устойчивых мотивов и ценностей, регулирующих деятельность социального работника по профессиональному совершенствованию,

обусловленную ими направленность личности социального работника на высшее достижение в профессии.

Содержательно-операциональный компонент создает компетентностную когнитивную и технологическую базу для осуществления личностью социального работника преобразований, направленных на совершенствование и самореализацию в трудовой деятельности.

Эмоционально-волевой компонент характеризует способность специалиста по социальной работе к саморегуляции (самоконтролю и самокоррекции) в процессе профессионального совершенствования.

Рефлексивно-оценочный компонент раскрывает владение социальным работником способами, приемами анализа и оценки процесса и результата совершенствования в профессии, умениями рефлексировать ситуации профессионального роста.

Среди других компонентов мотивационно-ценностный является основополагающим, вокруг которого структурируются интеллектуальные, эмоциональные, волевые, энергетические свойства и качества личности социального работника как профессионала. Это внутренняя основа активной общественной, профессиональной и педагогической позиции личности, т. к. она побуждает, стимулирует к деятельности по совершенствованию в профессии и способствует глубине и продуктивности ее процесса и результата [2].

В структуре мотивационно-ценностного компонента готовности социального работника к профессиональному совершенствованию нами выделен критерий ценностей и мотивов личностного и профессионального саморазвития и самореализации.

Соответственно показателями проявления критерия готовности социального работника к непрерывному профессиональному совершенствованию являются:

- профессиональная интернальность, как поиск в самом себе причин успеха / неудачи в профессиональном совершенствовании;

- стремление к многообразным видам

повышения квалификации и других потенциалов, т. е. потребность социального работника в постоянном обогащении духовного, интеллектуального, коммуникативного,

творческого и другого потенциала личности.

Характеристика содержательно-операционального компонента готовности социального работника к профессиональному со-

вершенствованию раскрывается в таком критерии, как развивающая компетентность.

Высший уровень готовности социального работника к профессиональному совершенствованию характеризуется не только сформированностью у него мотивационной сферы, но и обладанием специалистом совокупностью профессионально-обусловленных знаний по вопросам совершенствования и профессионально-личностного роста в профессии.

Эффективность профессионального совершенствования социального работника, наряду с совокупностью знаний, обусловлена рядом умений и приемов по самонаблюдению, самоанализу, саморефлексии и самокоррекции.

Соответственно, показателями развивающей компетентности в структуре готовности к непрерывному профессиональному совершенствованию являются:

- владение социальным работником системой педагогических, психологических знаний в области совершенствования в профессиональной деятельности;

- усвоение конкретных умений и приемов по совершенствованию в профессии.

Эмоционально-волевой компонент - это третий компонент, выделенный нами в структуре готовности социального работника к непрерывному профессиональному совершенствованию .

На значимость волевых качеств, составляющих основу любой профессиональной деятельности, указывают в своих работах многие исследователи (Н.Д. Левитов, Ю.А. Самарин, А.И. Щербаков и др.). Н.В. Кузьминой доказано, что все профессионально-педагогические умения не могут быть практически реализованы без хорошо развитой выдержки, самообладания, целеустремленности, организованности. Мы разделяем точку зрения Ю.К. Бабанского о том, что умение управлять своим психическим состоянием является одним из показателей технической вооруженности и профессионального мастерства специалиста.

Организация деятельности по профессиональному совершенствованию требует от социального работника и концентрации внимания на решении поставленных целей и задач по преобразованию себя для достижения успехов в профессиональной деятельности, а

также способности преодолевать сомнения, боязнь, напряжение и умения управлять собой.

Мы согласны с утверждением Н.Б. Шмелевой, что такие качества личности, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, дисциплинированность, организованность позволяют социальному работнику мобилизовать силы и стремления для преодоления противоречий и препятствий, возникающих у него в процессе профессионального совершенствования [3].

На основе вышеизложенного в структуре эмоционально-волевого компонента был выделен критерий способности социального работника к саморегуляции, который включает три показателя:

- сформированную эмоциональную устойчивость, умение управлять своим эмоциональным состоянием;

- наличие у социального работника развитых волевых качеств личности - инициативности, настойчивости, ответственности, целеустремленности, организованности;

- владение социальным работником приемами самоконтроля, в виде умений и приемов осознавать и контролировать профессиональные ситуации, что является неотъемлемым условием эффективного профессионального и личностного совершенствования, достижения профессионализма социальным работником.

Рефлексивно-оценочный компонент готовности к непрерывному совершенствованию помогает осознавать и интегрировать социальному работнику имеющиеся у него теоретические знания, профессиональный опыт, конкретные проблемные ситуации в сфере профессиональной деятельности, что способствует повышению собственной профессиональной компетентности.

Рефлексия профессионального опыта, этапов профессионального пути социального работника, трудностей и успехов определяет перспективные профессиональные задачи и направляет активность социального работника в процессе его совершенствования.

Направленность и содержание профессионально-личностного совершенствования социального работника, ее эффективность сопряжены с анализом, осмыслением и осознанием опыта, достигнутого уровня профессионализма и самопроектированием своего

«Я» в профессии, самодетерминацией развития. Рефлексия оказывается определяющим внутренним регулятором «роста совершенства» (А.С. Огнев) социального работника [4].

Становление личности профессионала включает постепенную переоценку, переосмысление системы ценностей, постоянное сравнение структуры индивидуальных ценностных ориентаций и профессиональных знаний, умений и навыков.

Поскольку в ходе профессиональной деятельности социальный работник постоянно совершенствует, преобразует себя, то условием успешности этого выступает построение достаточно адекватных представлений о себе. Самооценка выступает знанием о своих профессиональных и личных свойствах в сравнении с определенным эталоном успешного социального работника. Самооценка включает также и отношение социального работника к собственным профессиональным достижениям в виде удовлетворенности (неудовлетворенности) профессиональной деятельностью. Адекватность самооценки необходима социальному работнику в его повседневной практической деятельности, она влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и на профессиональное развитие.

Критерием рефлексивно-оценочного

компонента, на наш взгляд, является способность социального работника к самоанализу и осмыслению условий профессионального совершенствования. В связи с этим выделены следующие показатели:

- способность социального работника к рефлексии, которая предполагает осознание им своих профессионально важных и лично-стно значимых качеств, собственного профессионального опыта, этапов профессионального пути, проблем и затруднений в ситуации личностного и профессионального роста, осознание себя в качестве субъекта профессиональной деятельности и развития;

- адекватность самооценки социального работника, позитивная профессиональная Я-концепция, которая отражает его отношение к самому себе как профессионалу, своим действиям, своему поведению в эмоциональном, интеллектуальном, социальном и других аспектах и влияет на ход процесса профессионального совершенствования.

Мы считаем, что выделенные в исследовании компоненты взаимосвязаны, мера их взаимовлияния имеет динамический характер, может измеряться на различных этапах становления готовности социального работника к непрерывному профессиональному совершенствованию и зависит от уровня ее сформированности.

Системное представление компонентов, критериев и показателей готовности социального работника к профессиональному совершенствованию стало необходимой предпосылкой формулирования ее уровней, что составит дальнейший научно-практический поиск исследования.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2008.

2. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка

психосоциального работника. Ростов н/Д, 2008.

3. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и

профессия (аспект развития). Ульяновск, 1999.

4. Кунаковская Л.А. Педагогическая рефлексия

как фактор профессионального самосовер-

шенствования учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2003.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Abdalina L.V., Kozlova I.Y. Structurally-substantial characteristics of the social worker’s readiness for professional advancement.

In the article the content of the social worker’s readiness for professional advancement using the analysis of scientific literature on pedagogy, psychology, sociology and the authors’ characteristic of its components, criterions and indicators are presented.

Key words: readiness for professional advancement; components, criterions, indicators of readiness of the social worker’s readiness for professional advancement.

УДК 15

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ЮРИСТА

© Д.Д. Жуков

В статье представлена модель процесса формирования коммуникативной компетентности студента - будущего юриста, содержание которой обусловлено особенностями моделируемого объекта и целью исследования. Описан механизм овладения студентом коммуникативной компетентностью, опирающийся на философский закон развития систем и включающий фазы возникновения, становления, зрелости и преобразования.

Ключевые слова: моделирование; компоненты модели; процесс и механизм овладения коммуникативной компетентностью; эвристический потенциал модели.

Построение модели формирования коммуникативной компетентности будущего юриста позволит, по нашему мнению, более глубоко и всесторонне с содержательной и динамической стороны проанализировать этот феномен, а также представить своеобразный эталон модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные профессиональные, производственные задачи будущему юристу, в т. ч. проблемы успешного овладения профессией и самореализации в ней.

Согласно Б.М. Кедрову, «... способ, прием познания, позволяющий посредством системы, искусственно созданной человеком, воспроизвести другую более сложную систему, являющуюся объектом непосредственного

исследования, называется способом научного моделирования, система же, воспроизводящая исследуемую целостную систему, - ее моделью» [1].

При изучении процесса обучения студентов в вузе не всегда возможно проведение эксперимента с самим объектом (процессом), что подчеркивает целесообразность экспериментирования не с самим процессом, а с его моделью, учитывая ее следующие особенности: выражает отношения между объектом, моделью объекта и моделирующим субъектом; модель характеризуется как системное образование, обладающее двоякой гносеологической характеристикой, где живой объект рассматривается как система моделей, каждая из которых отражает опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.