Научная статья на тему 'Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию'

Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / LEVELS OF THE SOCIAL WORKER'S READINESS FOR THE SELF SUBJECT INTERACTION / READINESS FOR THE SELF SUBJECT INTERACTION / THE COMPONENTS / CRITERIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Ирина Юрьевна

В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрывается содержание готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию, представлена авторская характеристика ее компонентов, критериев и уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the social worker's readiness for the self subject interaction

The author of the article have revealed the content of the social worker's readiness for the self subject interaction using the analysis of scientific literature on pedagogy, psychology, sociology and presented authors' characteristic of its components, criterions and levels.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию»

Поступила в редакцию 12.03.2010 г.

Abdalina L.B., Polukhina O.P. Subject position as totality of relations of psychology student personality.

Structure and content of subject position of psychology student personality are shown on the basis of modern literature analysis. Relation component as system forming one of investigated structure is marked out.

Key words: subject position; relations; activity; initiative; responsibility.

УДК 371.83(045)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

© И.Ю. Козлова

В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрывается содержание готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию, представлена авторская характеристика ее компонентов, критериев и уровней.

Ключевые слова: готовность к субъект-субъектному взаимодействию; компоненты; критерии; уровни готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию.

Одной из ведущих характеристик личности социального работника является его подготовленность быть субъектом профессиональной деятельности и взаимодействия с его различными участниками, проявлять инициативу, самостоятельность, ответственно принимать и реализовывать решения, са-моизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной деятельности (А.А. Козлов, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).

Есть все основания утверждать, что субъектная проблематика занимает сегодня одно из центральных мест в теоретикоприкладных исследованиях наук о человеке и становится приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного и профессионального развития специалистов социальной работы.

Важно представить основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции данной категории на обнаружение структуры и содержания готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию в

профессиональной деятельности.

К основным характеристикам субъекта А.В. Брушлинский относит: сознание, волю и способность действовать целенаправленно; стремление к познанию и преобразованию окружающего мира; инициативность и творческое отношение к окружающей его предметной и социальной среде [1].

М.В. Ермолаева описывает субъекта следующим образом: «...человек на высшем уровне своего развития - отличается целостностью (системностью), автономностью, предельно индивидуализирован. Субъекта характеризует качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности [2].

Субъектность, по мнению В. А. Петровского, является определяющей характеристикой личности. Субъектность представляет собой центральное образование личности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминацию, осознанную саморегуляцию [3].

Анализ современных концептуальных моделей подготовки специалиста в зарубежной педагогике позволяет сделать вывод о ее стойкой ориентации на полисубъектную парадигму, на становление и развитие субъектной позиции специалиста в условиях его подготовки в вузе. Заметим, что феномен

субъектного становления специалиста стал предметом изучения за рубежом на несколько десятилетий раньше, чем в России, главным образом под влиянием идей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

При разработке понятия «субъект-субъектное взаимодействие» социального работника мы опирались на критерии субъ-ектности личности, описанные К.А. Абуль-хановой-Славской:

- способность личности разрешать различного рода противоречия, которая и дает субъекту опыт свободы, выбора, уверенности, самостоятельности. Это противоречие между наличным состоянием, качеством, уровнем развития личности, способом ее организации и согласования с социальными условиями и идеальным. Это противоречие между способностями, индивидуальностью, особенностью, потребностями данной личности и требованиями общества и жизни, обращенными к ней. Это противоречие между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации, степенью самореализации, которой ей удалось достичь. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами и т. д. Разрешая их, личность достигает своей зрелости, качества субъекта;

- свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способность к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов отношений - исторически зрелому типу жизнеотношений;

- наличие «я-концепции», которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, позволяющее судить о мере субъектности личности через следующие три параметра: чего хочет человек (это его потребности, мотивы, притязания), что он может (каковы его способности, возможности, ресурсы), наконец, что есть он сам (каково его мировоззрение, характер и т. д.) [4].

Основными методологическими подходами, определившими направления научнопрактического исследования сущностных характеристик субъект-субъектного взаимодействия и развивающих возможностей ее формирования у социального работника, явились: 1) субъектный (Г.И. Аксенова, С.М. Годник, А.С. Огнев, А.В. Петровский, В.А. Сластенин

и др.); 2) гуманистический (Е.В. Бондарев-ская, С.В. Кульневич, К. Роджерс, В.И. Сло-бодчиков, И.С. Якиманская и др.); 3) личностный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ас-молов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.); 4) деятельностный (А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); 5) системный (В.А. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов и др.).

Поскольку реальное повышение субъ-ектности социального работника усиливает его роль во всех социальных процессах, необходимо обратить внимание исследователей на возможности (особенности, условия и др.) формирования готовности социального работника эффективно выполнять профессиональные функции, в т. ч. за счет реализации субъект-субъектного взаимодействия с его различными участниками.

Согласно Г.М. Коджаспировой, взаимодействие педагогическое - «личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [5].

Взаимодействие как процесс воздействия объектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь; как универсальная форма изменения состояний объектов рассматривается М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовичем. Ученые отмечают, что благодаря взаимодействию достигается приспособление действий одного человека к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла работы и солидарности или согласия между ними.

В процессе взаимодействия социального работника с его различными участниками складываются определенные отношения, влияющие на конечный результат любого из видов деятельности. Поскольку в процессе общения реализуются различного рода взаимодействия двух и более участников и складываются разнообразные отношения, то его следует представлять как субъект-субъектные взаимоотношения, где каждый участник общения активен и ответственен. Ученые отмечают, что каждому типу взаимодействия присущи свои особенности, мотивы, цели, задачи, предмет общения, которые определяют характер и результат взаимодействия.

Взаимодействие как проявление процесса профессионального общения социального работника по критерию цели может выполнять следующие функции: контактную, информационную, побудительную, координационную, понимания, амотивную, оказания влияния.

Взаимодействие социального работника с различными категориями граждан порождается их потребностью в совместной деятельности по решению проблемы обращения и включает обмен информацией, построение общей (единой) стратегии действий, восприятие и понимание друг друга, формирование образа другого. Субъектность участников взаимодействия может усилить активность, инициативность, ответственность и самостоятельность в решении наличных проблем граждан, обратившихся к социальному работнику.

Эффективность взаимодействия может быть обеспечена учетом всех его слагаемых в единстве, представлением о продуктивных механизмах взаимодействия, построением конструктивных типов взаимодействия. Ученые выделяют стратегии взаимодействия человека, которые проявляются в отношениях с другими людьми в виде совокупности доминирующих особенностей его поведения Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас). Речь идет о таких стратегиях, как: сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление и избегание.

Исходя из основных деятельностей, функций, которые призван выполнять социальный работник, основными допустимыми и действенными способами его взаимодействия с другими могут выступать: сотрудничество и компромисс (А.А. Козлов, Е.И. Холо-стова, Н.Б. Шмелева и др.).

Сотрудничество социального работника с различными участниками общения мы рассматриваем как их совместную, взаимосвязанную деятельность, поостренную на гуманистических и демократических принципах, ориентированную на достижение осознаваемых, личностно значимых целей всеми субъектами взаимодействия.

Проблема сотрудничества особенно активно и всесторонне разрабатывается в сфере отечественного образования (А.И. Донцов, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.). «Сотрудничество - гуманисти-

ческая идея совместной развивающей деятельности... скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.» [б].

Е.В. Aндриенко полагает, что сотрудничество предстает как такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия довольно редкая, т. к. необходимо много усилий для ее реализации. Aвтор подчеркивает, что сотрудничество и компромисс похожи по своей психологической сущности, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к которому приходят обе стороны.

В качестве основных характеристик взаимодействия социального работника с его различными участниками возможно выделить следующие.

Интенсивность - умеренность, которая характеризует степень активности участников в освоении и преобразовании среды и друг друга.

Устойчивость - изменчивость, которая определяет богатство репертуара поведенческих стратегий личности каждого участника.

Широта - узость диапазона взаимодействия, которая проявляется в степени арти-кулированности поведения.

Включенность - дистантность как мера автономности функционирования субъектов взаимодействия.

Как видно, каждая характеристика содержит в своем потенциале параметры именно субъект-субъектного взаимодействия участников общения.

Если готовность к различного рода деятельности - это совокупность профессионально обусловленных и личностно значимых мотивов, ценностей, знаний, умений, свойств, качеств и отношений личности специалиста (Л.В. Aбдалина, Л.И. Кандыбович, ВА. Сластенин и др.), то готовность социального работника к субъект-субъектному взаимодействию мы рассматриваем через систему умений и способов влияния социального работника и участника общения друг на друга, приводящего к взаимопониманию и организации совместной деятельности по решению проблем, обеспечивающего каждому участнику активность, инициативу, самостоятельность и ответственность.

Готовность социального работника к субъект-субъектному взаимодействию с его различными участниками может проявляться в разных сферах: сфере самостоятельного исполнения; сфере самосовершенствования своих возможностей; сфере исследования ситуации; сфере определения целей; сфере переоценки ценностей и т. п.

На основе анализа актуальной педагогической (В.А. Сластенин, Г.И. Хозяинов, Е.И. Холостова и др.), психологической литературы (Е.Д. Божович, А.А. Деркач,

Н.Б. Шмелева и др.), раскрывающей, в т. ч., структуру и содержание деятельности и личности социального работника, с учетом собственного опыта работы выявлены следующие компоненты в структуре субъект-субъектного взаимодействия социального работника с его различными участниками: мотивационно-

целеполагающий, когнитивно-операциональный, эмоционально-волевой [7, 8].

Мотивационно-целеполагающий компонент в структуре субъект-субъектного взаимодействия проявляется в интересе, стремлении социального работника к установлению конструктивного взаимодействия, признании приоритета субъект-субъектных отношений.

Когнитивно-операциональный компо-

нент отражает сформированность совокупности знаний и умений проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность.

Эмоционально-волевой компонент характеризует владение участниками общения умениями и способами сопереживания, сочувствия, содействия, саморегуляции и рефлексии во взаимодействии с другими.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом проведенных эмпирических исследований выделены критерии субъект-субъект-ного взаимодействия социального работника с его различными участниками: критерий ценностей субъект-субъектного взаимодействия; критерий компетентности субъект-субъект-ного взаимодействия; критерий сформиро-ванности субъектных свойств личности.

На основе принятых критериев развивается идея уровней субъект-субъектного взаимодействия социального работника с его различными участниками, содержательная сторона которых определялась не только по степени сформированности компонентов и критериев их проявления во взаимодействии,

но и с учетом объединяющего их основания -постепенного усложнения профессиональной деятельности и общения социального работника, проявляющегося как в росте сложности профессионально-коммуникативных задач, так и в повышении роли личности социального работника в их решении, а также в одновременном расширении и варьировании сфер его деятельности и общения.

Экспериментальные исследования подтвердили, что выявленные в исследовании уровни субъект-субъектного взаимодействия социального работника - объект-объектный, объект-субъектный, субъект-субъектный -тесно взаимосвязаны друг с другом, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, конкретизирует динамику совершенствования основных характеристик компонентов структуры субъ-ект-субъектного взаимодействия, когда каждый компонент проходит свой путь развития от возникновения через становление и зрелость к преобразованию, отражая усложнение уровня владения социальным работником субъект-субъектным взаимодействием.

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. Москва; Воронеж, 2003.

2. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы). Москва; Воронеж, 2006.

3. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.

4. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

7. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2009.

8. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). Ульяновск, 1999.

Поступила в редакцию 12.02.2010 г.

Kozlova I.Yu. General characteristics of the social worker’s readiness for the self subject interaction.

The author of the article have revealed the content of the social worker’s readiness for the self subject interaction using the analysis of scientific literature on pedagogy, psychology, sociology and presented authors’ characteristic of its components, criterions and levels.

Key words: readiness for the self subject interaction; the components; criterions; levels of the social worker’s readiness for the self subject interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.