Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОЛИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Диана Хасановна, Давлетов Вадим Илдарович

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и проверке опытно-экспериментальным путем педагогической модели процесса формирования готовности сотрудников полиции к профилактике преступного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации. Предметом исследования является процесс формирования готовности сотрудников полиции к профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Методами исследования выступают анализ педагогических и психологических источников, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов. Общая методологическая основа исследования реализуется в применении личностно-профессионального и компетентностного подходов к процессу подготовки специалистов. Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод о том, что, в результате реализации разработанной модели, формируются профессиональные качества и компетенции, необходимые для эффективной превентивной деятельности по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Уменьшилась доля сотрудников полиции с низкими показателями формируемых качеств и компетенций, увеличилась доля сотрудников с высокими аналогичными показателями, необходимыми для профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Авторы сделали вывод о том, что модель процесса формирования готовности сотрудников полиции позволяет раскрыть превентивный потенциал правоохранительных органов в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Результаты эксперимента могут найти применение в образовательном процессе вузов системы МВД России, в разработке курсов повышения квалификации для сотрудников полиции, в рамках текущих занятий по служебной, боевой и морально-психологической подготовке личного состава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носова Диана Хасановна, Давлетов Вадим Илдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND CONTENTAL MODEL OF THE PROCESS TO FORM THE READINESS OF POLICE OFFICERS IN PREVENTING THE MINORS’ DELINQUENT BEHAVIOR IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аbstract The purpose of the study is to provide theoretical justification and test the pedagogical model of the process of forming the readiness of police officers to prevent criminal behavior of minors in the system of advanced training. The subject of the study in this article is the process of forming the readiness of police officers to prevent criminal behavior of minors. The research methods in this article are: analysis of pedagogical and psychological sources, pedagogical modeling, pedagogical experiment, statistical processing of results. The general methodological basis of the study is implemented in the application of a personal-professional and competence-based approach to the process of training specialists. The data obtained as a result of the study allow us to conclude that, as a result of the implementation of the developed model, the professional qualities and competencies necessary for effective preventive activities in relation to juvenile offenders are formed. The share of police officers with low indicators of formed qualities and competencies has decreased. On the contrary, the share of police officers with high indicators of formed professionally significant qualities and competencies necessary for the prevention of criminal behavior of minors has increased. The results of the experiment can be used in the educational processes of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the development of advanced training courses for police officers, in the development of training work with active police officers in the framework of classes on service, combat and moral and psychological training. The authors concluded that the model of the process of forming the readiness of police officers allows us to reveal the preventive potential of law enforcement agencies in working with juvenile offenders. The goal of the experiment was achieved, as clearly evidenced by the results of the experimental group before and after the formative experiment.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022 № 1. С. 88-98. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (1): 88-98.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 343.851.5:37.01(470)

DOI 10.21510/18173292_2022_95_88_98

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ

1 2 Носова Диана Хасановна , Давлетов Вадим Илдарович

1 Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Россия, e-mail: di_diana@front.ru;

2 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, e-mail: davletov_v91@mail.ru

Аннотация. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и проверке опытно-экспериментальным путем педагогической модели процесса формирования готовности сотрудников полиции к профилактике преступного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации. Предметом исследования является процесс формирования готовности сотрудников полиции к профилактике преступного поведения несовершеннолетних.

Методами исследования выступают анализ педагогических и психологических источников, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов. Общая методологическая основа исследования реализуется в применении личностно-профессионального и компетентностного подходов к процессу подготовки специалистов.

Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод о том, что, в результате реализации разработанной модели, формируются профессиональные качества и компетенции, необходимые для эффективной превентивной деятельности по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Уменьшилась доля сотрудников полиции с низкими показателями формируемых качеств и компетенций, увеличилась доля сотрудников с высокими аналогичными показателями, необходимыми для профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Авторы сделали вывод о том, что модель процесса формирования готовности сотрудников полиции позволяет раскрыть превентивный потенциал правоохранительных органов в работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Результаты эксперимента могут найти применение в образовательном процессе вузов системы МВД России, в разработке курсов повышения квалификации для сотрудников полиции, в рамках текущих занятий по служебной, боевой и морально-психологической подготовке личного состава

Ключевые слова: структурно-системная модель, профилактика, делинквентное поведение, профессионально-значимые качества, правоохранительные органы, полиция, педагогическая модель, педагогический эксперимент

© Носова Д.Х., Давлетов В.И., 2021

Для цитирования: Носова Д.Х., Давлетов В.И. Структурно-содержательная модель процесса формирования готовности сотрудников полиции к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №1(95). С. 88-98.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

STRUCTURAL AND CONTENTAL MODEL OF THE PROCESS TO FORM THE READINESS OF POLICE OFFICERS IN PREVENTING THE MINORS' DELINQUENT BEHAVIOR IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

1 2 Diana Н. Nosova , Vadim I. Davletov

1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, e-mail: di_diana@front.ru;

2 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa, Russia, email: davletov_v91@mail.ru.

Abstract. The purpose of the study is to provide theoretical justification and test the pedagogical model of the process of forming the readiness of police officers to prevent criminal behavior of minors in the system of advanced training. The subject of the study in this article is the process of forming the readiness of police officers to prevent criminal behavior of minors.

The research methods in this article are: analysis of pedagogical and psychological sources, pedagogical modeling, pedagogical experiment, statistical processing of results. The general methodological basis of the study is implemented in the application of a personal-professional and competence-based approach to the process of training specialists.

The data obtained as a result of the study allow us to conclude that, as a result of the implementation of the developed model, the professional qualities and competencies necessary for effective preventive activities in relation to juvenile offenders are formed. The share of police officers with low indicators of formed qualities and competencies has decreased. On the contrary, the share of police officers with high indicators of formed professionally significant qualities and competencies necessary for the prevention of criminal behavior of minors has increased.

The results of the experiment can be used in the educational processes of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the development of advanced training courses for police officers, in the development of training work with active police officers in the framework of classes on service, combat and moral and psychological training.

The authors concluded that the model of the process of forming the readiness of police officers allows us to reveal the preventive potential of law enforcement agencies in working with juvenile offenders.

The goal of the experiment was achieved, as clearly evidenced by the results of the experimental group before and after the formative experiment.

Keywords: structural and system model, prevention, delinquent behavior, professionally significant qualities, law enforcement agencies, police, pedagogical model, pedagogical experiment

For citing: Nosova D.H., Davletov V.I. Structural and contental model of the process to form the readiness of police officers in preventing the minor's delinquent behavior in the system of professional development. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 95(1) : 88-98 (In Russ).

Введение. Процесс обучения представляет собой три последовательных этапа учебно-познавательной деятельности: предметно-ознакомительный, аналитико-речевой и моделирующий [1, 215]. В настоящей статье особое внимание уделяется последнему этапу. Структурно-системная модель позволяет определить цели, принципы и последовательность усвоения знаний, сформулировать, каким образом и посредством каких методов будет осуществляться учебная деятельность.

Для современной литературы характерен интерес к изучению вопросов педагогического моделирования в системе профессионального образования, в том числе моделей процесса обучения курсантов ведомственных образовательных учреждений. Однако редко встречаются публикации, в которых рассматриваются структурно-системные модели формирования профессионально-значимых качеств у действующих сотрудников полиции [2, 235-238], хотя процесс повышения квалификации имеет большое значение в профессиональном развитии сотрудников правоохранительной сферы.

Методология исследования. Вопросы профилактики делинквентного поведения подростков и сопряженной проблемы подготовки специалистов при непрерывности профессионального образования рассматривались отечественными и зарубежными авторами. В их числе Л.А. Амирова (профессиональная устойчивость личности) [3], А.И. Алексюк (основы формирования профессионально-значимых качеств) [4], М.И. Еникеев (психологические основы работы с несовершеннолетними) [5], А. Коэн (социальная дезорганизация и отклоняющееся поведение) [6], М.А. Чуносов (отклоняющееся поведения несовершеннолетних) [7]. Проблемы дидактического моделирования рассматривались в трудах В.Н. Козловой (моделирование систем и процессов) [8], Е.А. Лодатко (типология педагогических моделей) [9], В.Э. Штейнберга (логико-смысловое моделирование) [10], М.А. Ядровской (модели в педагогике) [11]. Известный нам зарубежные опыт решения проблем моделирования и полицейской педагогики представлены в публикации Haberfeld, M.R., Clarke, C.A., Sheehan, D.L. [12].

Дидактические модели дают возможность учесть особенности и специфику образовательного учреждения, что позволяет сформировать необходимые профессионально-значимые качества и компетенции обучающихся. Благодаря дидактическому моделированию появляется возможность сформировать индивидуальные траектории обучения и для лиц, проходящих курсы повышения квалификации [13, 295].

Материалы и методы исследования. В научной литературе утвердилось разделение педагогических моделей на функциональные, структурные и содержательные. По мнению Е.А. Лодатко, «расширение предмета моделирования позволяет ввести в научный оборот понятие педагогических моделей соответствующих "квазитипов"» [9, 127]. Автор предлагает выделить в качестве самостоятельного типа структурно-содержательную педагогическую модель.

Мы определяем теоретическую модель процесса формирования готовности работников правоохранительных органов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации как функциональное единство в деятельности кадрового состава сотрудников полиции целевого, содержательного, технологического, диагностического и результативного структурных компонентов, необходимых для формирования профессионально-значимых качеств и компетенций их эффективной работы в целях снижения уровня подростковой преступности. Рассмотрим предложенные компоненты подробно.

Целевой компонент профессиональной готовности сотрудников полиции к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних включает два блока: цель и принципы на основе деятельности. Целью выступают сформированные профессионально-значимые качества, определяющие готовность сотрудников полиции осуществлять профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних в своей профессиональной деятельности. В этой деятельности реализуются определенные дидактические принципы -«основополагающие требования к практической организации учебного процесса» [14, 43-44]. Этой характеристике принципы непрерывности обучения, компетентности, последовательности, комплексности.

Реализация принципа непрерывности начинается в период обучения в ведомственном вузе. В рамках изучения дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Юридическая психология», «Тактико-специальная подготовка», «Административное право», «Гражданское право», «Криминология» приобретаются основные знания в области работы с трудными несовершеннолетними. Но сведения, получаемые из различных отраслей научного знания, не позволяют системно и последовательно освоить основные особенности работы с указанной категорией правонарушителей. В дальнейшем, по мере происходящих в обществе изменений и соответствующих им изменений нормативной базы, полученные знания должны быть обновлены и актуализированы, что возможно посредством системы повышения квалификации. Однако и после прохождения курсов повышения квалификации эти знания должны преумножаться накопительным способом на местах несения службы в рамках регулярных занятий по служебной и боевой подготовке.

Принцип последовательности находит свое применение в поэтапном формировании у сотрудников отделов внутренних дел (ОВД) профессионально -значимых качеств для решения служебных задач по профилактике преступности среди несовершеннолетних и обеспечивает логическую связь между ранее приобретенными знаниями и последующими. Под принципом компетентности мы понимаем целенаправленный процесс формирования у сотрудников внутренних дел профессиональных компетенций полиции, необходимых для реализации деятельности по профилактике преступного поведения несовершеннолетних.

Принцип комплексности реализуется в двух вариантах. В первом случае под ним понимается единый комплекс психолого-педагогического воздействия

на проходящих курсы повышения квалификации сотрудников полиции. Во втором случае комплексность реализуется через интеграцию в единый модульный курс знаний в области профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

Содержательный компонент профессиональной готовности сотрудников ОВД описывает, каким образом и в какой форме в системе повышения квалификации должен осуществляться процесс формирования у них готовности к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних. Содержательный компонент определяет формируемые знания, умения и навыки. Он учитывает специфику деятельности отдельных подразделений полиции и специфику объекта педагогического воздействия и предполагает формирование у повышающих квалификацию научного знания, развитие у них эмпирических навыков, практической направленности, метапредметных умений.

Рассматривая зарубежный опыт формирования профессионально -значимых качеств у сотрудников полиции, следует отметить опыт США. Особенностью профессиональной подготовки сотрудников полиции в этой стране является трехуровневый характер ее построения. «На первом уровне производится первоначальная подготовка будущих сотрудников полиции. Второй уровень характеризуется подготовкой многопрофильного характера сотрудников полиции по различным специальностям. Третий уровень профессиональной подготовки включает обучение будущих сотрудников полиции в образовательных учреждениях ведомственного характера по углубленным программам (как правило, для начальствующего состава)» [12, 213-214]. Процесс педагогического воздействия на сотрудников, проходящих службу в подразделениях полиции, в США носит целенаправленный характер, нацеленный на формирование мировоззрения, привития заданной в обществе системы ценностей, формирование требуемых профессионально-обоснованных психологических установок и привычек. Реализуется это воздействие в процессе профессиональной полицейской деятельности и профессиональной подготовки (обучения, образования). Главной особенностью такой педагогической модели является возможность полицейского получать необходимые знания, умения и навыки (в том числе необходимые для работы с малолетними преступниками) непрерывно и без отрыва от профессиональной деятельности, в рамках еженедельных лекционных занятий, темы которых разрабатываются в зависимости от криминальной обстановки в конкретном районе несения службы.

В диссертационном исследовании Н.С. Солдатова [15] предлагалась модель формирования готовности сотрудников полиции к профилактике правонарушений несовершеннолетних. Но она ограничивалась исключительно деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних и не учитывала современные педагогические возможности профилактической деятельности ОВД в целом. Концепцию Lifelong Learning автор не рассматривал.

Принимая во внимание зарубежный опыт и учитывая разработанные ранее педагогические модели формирования профессионально-значимых качеств сотрудников полиции, мы предлагаем реализовывать процесс формирования их готовности к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних разнообразно: посредством традиционных курсов повышения квалификации, проводимых согласно нормам российского законодательства не реже чем один раз в три года; посредством курсов повышения квалификации, проводимых по мере необходимости (в случаях увеличения количества преступлений различной направленности - корыстной, корыстно-насильственной, насильственной, или увеличения преступлений, совершенных отдельными категориями граждан - несовершеннолетними, ранее судимыми и т.п.); а также в рамках проведения еженедельных занятий по служебной, боевой и морально-психологической подготовке.

Мы разделяем мнение В.С. Бедрина о том, что: «формирование общекультурной компетентности будущих сотрудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического, что позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном обучении» [16, 280]. Процесс формирования готовности сотрудников ОВД к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних будет эффективен, если у них в ходе повышения квалификации будут выработаны как общекультурные, так и профессиональные компетенции.

Технологический компонент формирования готовности сотрудников полиции к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних включает информационно-актуализирующий, сравнительно оценочный и исследовательско-прогностический этапы. Первый этап направлен на формирование системы профессиональных знаний о самоактуализации роли сотрудника полиции в превентивной работе с несовершеннолетними правонарушителями, актуализацию уже сформированных знаний. Второй этап характеризуется оценкой индивидуального опыта сотрудника в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Разумеется, у сотрудников различных подразделений полиции (подразделений по делам несовершеннолетних, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, следственных подразделений и сотрудников уголовного розыска) изначальный уровень сформированной готовности к превентивной работе с несовершеннолетними различается.

Исследовательско-прогностический этап заключается в закреплении полученных знаний опытным путем, в совершенствовании уже имеющихся профессиональных компетенций, навыков и умений, без наличия которых невозможно работать с несовершеннолетними преступниками. Он заключается в интеграции результатов профессиональной деятельности и прогнозировании

Рисунок 1.

Модель процесса формирования готовности сотрудников ОВД к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних

н о о я са о н

о -

и

и щ

■&

о а

а Я О

о

о са и

£ Н"

Цель: Формирование готовности сотрудника полиции к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации

Принципы подготовки сотрудника полиции к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации:

1. Непрерывности обучения;

2. Компетентности;

3. Последовательности;

4. Комплексности

Программа повышения квалификации не реже 1 раза за 3 года

Программа Еженедельные

повышения занятия в рамках

квалификации п о служебной и

мере боевой подготовки

необходимости

общекультурные

профессиональные

Этапы совершенствования профессиональной готовности

Информационно-актуализирующий Сравнительно-оценочный Исследовательско-прогностический

Средства: программа (психолого-педагогический, правовой и социально -педагогический модули)

Формы:

лекции, практические занятия, самостоятельная работа

Методы:

педагогическое

наблюдение, анкетирование, беседа

Критерии сформированности профессиональной готовности - +

Когнитивный

Мотивацио нный

Деятельностный

Показатели сформированности профессиональной готовности

X

Общие и специальные профессиональные знания, умения

Формируемые компетенции

Специальные профессиональные качества

ек и т

а н й и н а н з

ы н н

е

чф

лу фн

5<и

си

^ И е е ин к с е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В"

и г о г

а

д

и я и н е ч

е чул

18 н

ес оо

ее

П ет

д

е ем а з е н

о г о н ь л е

ети

п

пок

аа нн

п й о н ь

и т с о н

ньл

« га

ств тея

ед де

ер й к

хс ые

п рп « е

х ,й

ыо

нн ьн б

ьл е

ал еч

и у цв

со й

, и

,их ац ски аут

сче си

х

дб

оо

г

гол

охи ел

сб по

н

ио рп

се сн

е ф

о

орп

ь

е &

оя н яи

н иц

еа лз ви

пг

ар На Ор

г о г

а д

е п е и н е н е ем и

ирп

е о н с ке

ел п ми

моК иПр

Результат: Сформированная готовность сотрудника полиции к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в системе повышения квалификации.

дальнейших путей совершенствования работы полиции с несовершеннолетними правонарушителями.

Особенностями моделирования процесса формирования готовности сотрудников полиции к рассматриваемой деятельности является выделение формируемых профессионально-личностных качеств, и наблюдение за их развитием, выделение особенностей и специфики профессиональной деятельности отдельных подразделений полиции, так как каждое подразделение, в зависимости от направленности деятельности, имеет различную готовность к профилактической работе с трудными несовершеннолетними.

Меры организационного компонента были разделены нами на педагогические, правовые, социальные и психологические. Они реализуются посредством проведения лекционных и практических занятий, методом кейс-стади, в самостоятельной работе. Формами обратной связи выступают анкетирование, опрос, беседы, включенное наблюдение. Технологический блок предполагает педагогические, психологические, социальные, юридические дисциплины, которые легли в основу сформированного модульного курса по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних. Диагностический блок модели предполагает когнитивный, мотивационный и деятельностный критерии оценки формируемых качеств. Результативный блок модели представляет собой достижение более высокого уровня профессиональной готовности каждого сотрудника полиции по итогам совершенствования навыков работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Выводы. Таким образом, в представленной нами модели отражены требования к организации процесса обучения сотрудников полиции, как в рамках прохождения курсов повышения квалификации, так и в системе непрерывного образования, необходимые для повышения эффективности превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Полагаем, что заложенные в модели ресурсы обеспечат формирование профессиональных качеств, общепрофессиональных и культурных компетенций сотрудников полиции, которые позволят наделить их мотивационной и личностной готовностью, а также сформировать знания и умения, необходимые для успешной превентивной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями.

Список источников

1. Галагузова, Ю.А. Социальная педагогика : учеб. пособие. - Москва, 2006. -

416 с.

2. Горбачев, В.В. Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации как важнейшее условие профессионального совершенствования сотрудников органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 4 (40). - С. 235-238. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=30784764 (дата обращения 08.04.2021).

3. Амирова, Л.А. Феноменология профессиональной устойчивости личности в системе наук о человеке // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. -

95

М., 2017. - 187 с. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=29937688 (дата обращения 08.04.2021)

4. Алексюк, А.Н. Педагогические основы коммунистического воспитания студентов / А.Н. Алексюк; Под ред. Б.И. Королева. - Киев : Вища шк : Изд-во при Киев. ун-те, 1984. -32 с.

5. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - Москва, 2002. - 560 с.

6. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - Москва, 1965. - С. 519-549.

7. Чуносов, М.А. Теоретический анализ категории делинквентное поведение / М.А.Чуносов // Вестник академии знаний. - 2013 - № 4. - С. 154-159. -- URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21169480 (дата обращения: 08.04.2021).

8. Козлова, В.Н. Моделирование систем и процессов: учебник для вузов. - Москва: Юрайт, 2020. - 450 с. - ISBN 978-5-9916-7322-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469073 (дата обращения: 08.04.2021).

9. Лодатко, Е.А. Типология педагогических моделей // Вектор науки ТГУ. - 2014. -№ 1 (16). - С. 126-128. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21575522 (дата обращения: 08.04.2021).

10. Штейнберг, В.Э. Теория и практика инструментальной дидактики // Образование и наука. - 2009. - № 7. - С. 57-61. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920589 (дата обращения: 08.04.2021).

11. Ядровская, М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. №366. - С. 75-79. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18811391 (дата обращения: 08.04.2021).

12. Haberfeld, M.R., Clarke, C.A., Sheehan, D.L. (2012). Police organization and training: Innovations in research and practice. New York, NY: Springer - URL : https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4614-0745-4 (In English) (дата обращения: 08.04.2021).

13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2004. - 384 с.

14. Хикматуллаева, Д.А. Дидактические принципы и педагогические возможности самостоятельного образования при преподавании общепрофессиональных и специальных предметов // Наука и образование сегодня. 2020. №5 (52). С.43-44. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42804982 (дата обращения: 08.04.2021).

15. Солдатов, Н.С. Подготовка сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних МВД РФ к профилактике девиантности: диссертация кандидата педагогических наук, 2009. - URL : https://dlib.rsl.ru/01003460667 (дата обращения: 08.04.2021).

16. Бедрин, В.С. К вопросу формирования общекультурных компетенций будущих сотрудников полиции // МНКО. - 2016. - №6 (61). - С. 280-281. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=27652360 (дата обращения 08.04.2021).

References

1. Galaguzova Yu.A. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]: study guide. - Moscow, 2006. 416 p. (In Russian)

2. Gorbachev V. Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye v forme povysheniya kvalifikatsii kak vazhneysheye usloviye professional'nogo sovershenstvovaniya sotrudnikov organov vnutrennikh del [Additional professional education in the form of advanced training as the most important condition for professional improvement of employees of internal affairs bodies]. YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossi. = Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017; 40 (4): 235-238. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=30784764 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

3. Amirova L.A. Fenomenologiya professional'noy ustoychivosti lichnosti v sisteme nauk o cheloveke [Phenomenology of professional stability of personality in the system of human sciences]. In: Modern science: actual problems of theory and practice. Moscow, 2017. 187 p. -URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=29937688 (accessed 8 April 2021) (In Russian)

4. AleksyukA.N. Pedagogicheskiye osnovy kommunisticheskogo vospitaniya studentov [Pedagogical foundations of communist education of students] / Edited by B.I. Korolev. Kiev: Higer School Publishing House at Kiev University, 1984. 32 p. (In Russian)

5. EnikeevM.I. Entsiklopediya. Obshchaya i sotsial'naya psikhologiya [Encyclopedia. General and social psychology]. Moscow, 2002. 560 p. (In Russian)

6. Cohen A. Issledovaniye problem sotsial'noy dezorganizatsii i otklonyayushchegosya povedeniya [Research of problems of social disorganization and deviant behavior]. In: Sociology today. Moscow, 1965. Pp. 519-549. (In Russian)

7. Chunosov M.A. Teoreticheskiy analiz kategorii delinkventnoye povedeniye [Theoretical analysis of the category of delinquent behavior] Vestnik akademii znanij =Bulletin of the Academy of Knowledge. 2013; (4): 154-159. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21169480 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

8. Kozlovа V.N. Modelirovaniye sistem i protsessov: uchebnik dlya vuzov [Modeling of systems and processes: textbook for universities]. Moscow: Yurayt, 2020. 450 p. - ISBN at 978-59916-7322-8. - // Educational platform Urait - URL: https://urait.ru/bcode/469073 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

9. LodatkoE.A. Tipologiya pedagogicheskikh modeley [Typology of pedagogical models]. Vektor nauki TGU=Vector of Science TSU. 2014; 16 (1): 126-128. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21575522 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

10. Steinberg V.E. Teoriya i praktika instrumental'noy didaktiki [Theory and practice of instrumental didactics]. Obrazovanie i nauka =Education and Science. 2009; (7): 57-61. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920589 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

11. Yadrovskaya M.V. Modeli v pedagogike [Models in pedagogy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta =Bulletin of Tomsk State University. 2013; 366: 75-79. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18811391 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. HaberfeldM.R., ClarkK.A., Sheehan D.L. (2012). Organization and training of the police: Innovations in research and practice. New York, NY: Springer. - URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4614-0745-4 (accessed 8 April 2021). (In English)

13. Zimnaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Logos, 2004. - 384 p. (In Russian)

14. Khikmatullayeva D.A. Didakticheskiye printsipy i pedagogicheskiye vozmozhnosti samostoyatel'nogo obrazovaniya pri prepodavanii obshcheprofessional'nykh i spetsial'nykh predmetov [Didactic principles and pedagogical possibilities of independent education when teaching general professional and special subjects]. Nauka i obrazovanie segodnya =Science and education today. 2020; 52 (5): 43-44. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42804982 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

15. SoldatovN.S. Podgotovka sotrudnikov podrazdeleniya po delam nesovershennoletnikh MVD RF k profilaktike deviantnosti [Training of employees of the juvenile affairs unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the prevention of deviance]: abstract of candidate's thesis (Pedagogics), 2009. - URL: https://dlib.rsl.ru/01003460667 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

16. Bedrin V.S. K voprosu formirovaniya obshchekul'turnykh kompetentsiy budushchikh sotrudnikov politsii [To the question of the formation of general cultural competences of future police]. MNKO. .2016; 61 (6): 280-281. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27652360 (accessed 8 April 2021). (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 28.05.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 28.05.2021; approved after reviewing 20.12.2021; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.