based on the integration of traditional and electronic education in the framework of the implementation of a regional innovation platform], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 78-88. (In Russian)
3. Krashakova T. Yu., Tuber I. I. Sozdanie uslovij, obespechivajushhih razrabotku i ispol'zovanie pedagogami professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij cifrovogo obrazovatel'nogo kontenta [Creation of conditions ensuring the development and use of digital educational content by teachers of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 4, pp. 62-66. (In Russian)
4. Shabunina N. S., Ivandikova O. E., Sekerina I. I. Distancionnye tekhnologii obucheniya stu-dentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij disciplinam estestvenno-nauchnogo cikla [Distance learning technologies for students of professional educational organizations in the disciplines of the natural science cycle], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1., p. 57-62. (In Russian)
5. Vlasova N. V. Messendzhery kak obuchajushhaja sreda : stat'ja dlja konkursa «Bol'shaja peremen@» [Messengers as a learning environment: article for the competition «Big Change @»], Jandeks Dzen [YandexZen], 2019, available at: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/messend-jery-kak-obuchaiuscaia-sreda-5d09078dee9efa00afeeba19 (accessed: 21.06.2021). (In Russian)
6. Muha V. N. Problematika povsednevnosti i social'nyh praktik v sovremennoj sociologii [Problems of everyday life and social practices in modern sociology], Materialy nauch. konf. K 100-letiju Russkogo sociologicheskogo obshhestva imeni M. M. Kovalevskogo «Rossijskoe sociologicheskoe soobshhestvo: istorija, sovremennost', mesto v mirovoj nauke» (g. Sankt-Peterburg, 10-12 nojabrja 2016 g.) [Materials of scientific. conf. to the 100th anniversary of the M. M. Kovalevsky Russian Sociological Society «Russian sociological community: history, modernity, place in world science» (St. Petersburg, November 10-12, 2016)], St. Petersburg, Publishing house of LLC «Scythia-print», 2016, pp. 322-324. (In Russian)
7. Rejting messendzherov 2020. Coba, 2020, available at: https://coba.tools/compilation/reiting-messendzherov-2018 (accessed: 21.06.2021). (In Russian)
Манапова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: olga4kpa@ mail.ru
Подин Максим Станиславович, инженер-программист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Manapova Olga Nikolaevna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Podin Maxim Stanislavovich, Software Engineer, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Семенова, Л. М. Структурно-содержательная модель персональной имиджевой карты будущего специалиста / Л. М. Семенова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 59-66.
УДК 378 ББК 74.58
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИМИДЖЕВОЙ КАРТЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Л. М. Семенова
В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к выпускникам вузов, которые должны быть наделены профессиональными (hard skills) и надпрофессиональными (soft skills) навыками и компетенциями, в том числе имиджелогической и форсайт-компетенциями. Один из методов формирования этих компетенций — разработка персональной имиджевой
карты, структурно-содержательная модель которой представлена в данной статье и является ее целью. Методологическим аспектом данной работы стали интегративно-компетентност-ный и форсайтный подходы. Структурно-содержательная модель персональной имиджевой карты включает следующие компоненты: целеориентирующий, теоретико-методологический, содержательно-технологический и оценочно-результативный. В статье представлены этапы разработки персональной имиджевой карты: аналитико-прогностический, процессуально-моделирующий, форсайтинговый, контрольно-корректирующий, а также компоненты-модули и дидактические методы. Результат работы — авторская модель персональной имиджевой карты. Область применения результатов: студенческая аудитория, руководители и преподаватели вузов, а также специалисты-практики.
Ключевые слова: персональная имиджевая карта, самоимиджирование, технология образовательного имидж-форсайта, имиджелогическая и форсайт-компетенции.
Современный рынок трудовых ресурсов меняет требования к специалистам и их профессиональным (hard skills) и надпрофессиональным (soft skills) навыкам и компетенциям, к которым относится не только способность к самоорганизации, повышению самокомпетентности и самоэффективности, но и самоимиджирование. Сегодня стейкхолдеры (stakeholders) — работодатели, потребители, партнеры, инвесторы, коллеги и т. д. — выбирают в профессиональной коммуникации не столько специалиста с дипломом, сколько профессиональную личность, чей имидж представляется как совокупность компонентов: я-концепции, социальной роли, ценности профессиональной деятельности, компетентности, профессионально значимых личностных качеств, а также культуры вербальной и невербальной коммуникации, индивидуального стиля, выбора определенной модели поведения и др. [1].
Сложившаяся ситуация на рынке труда обусловила актуальность проблемы подготовки специалистов, способных систематически перестраивать свою деятельность — гибко дейст-
вовать в направлении непрерывного самообразования, самоорганизации, целенаправленного формирования и проектирования самоимиджа личности, которая адекватна той эмерджент-ности внешних условий, в которых действуют современные организации. В последние годы во многих университетах формирование у студентов имиджелогической и форсайт-компетенций осуществляется в разных видах, в том числе с помощью персональной имиджевой карты [2].
Персональная имиджевая карта в нашем понимании представляет собой комплексный конструкт, интегрирующий результаты диагностики, моделирования, проектирования персонального и профессионального имиджа, самомаркетинга и самобрендинга и формирующий имиджелоги-ческую и форсайт-компетенции, способствующие конкурентоспособности и успешности специалиста на рынке труда. Процесс разработки персональной имиджевой карты — это стратегическая технология образовательного имидж-форсайта. Структура и содержание персональной имиджевой карты представлены в модели (табл. 1).
Таблица 1
Структурно-содержательная модель персональной имиджевой карты
Целеориентирующий компонент Цель — сформированность имиджелогической и форсайт-компетенций
Теоретико-методологический компонент Интегративно-компетентностный и форсайтный подходы
Содержательно-технологический компонент Образовательная технология имидж-форсайта
Этап Модуль Содержание Методы
1. Аналитико-про-гностический Имидж-диагностика Изучение личностно-профессио-нальных качеств, способностей Тесты, таблицы, диаграммы, самоанализ, опросы
SWOT-анализ Выявление сильных и слабых сторон, возможностей, угроз
Карта личности Компоненты: места, артефакты, люди, инструменты
Окончание таблицы 1
Этап Модуль Содержание Методы
2. Процессуально-моделирующий Самомотивация Активное самопобуждение к действию, эффективное выполнение работы, внутренняя мотивация Самомониторинг, дневник профессионального роста, портфолио, самооценка, метод проектов, моделирование, баскет-метод, рефлексия и др.
Персональная имиджевая концепция 1. Имиджевая стратегия. 2. Реактивный или проактивный подход к жизни. 3. Имидж-портрет. 4. Способы, каналы имидж-продвижения
Паспорт профессиональной карьеры / порт-фолио Паспорт или профессиональное портфолио содержит официальные документы, отражающие личностные и профессиональные качества и компетенции. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
Концепция индивидуального стиля Диагностика и моделирование типажа, индивидуального стиля, физических активов человека, цве-тотипа и предпочтительных цветовых сочетаний, типа фигуры, типа лица, рекомендаций по габитарно-му имиджу
Деловая капсула Результаты ревизии личного гардероба и структурирование его по принципу капсул
Имиджевая деловая фотография Снимок выполнен с учетом требований к деловой имидж-фотографии и отвечает целям профессионального имиджа и карьеры
Личное видение имиджевой символики Имя, личные числа, предпочитаемые цвета, запахи, стили одежды, личная атрибутика, знаки и др.
3. Форсайтинговый Эго-маркетинг Программа реализации личности, отвечающая целям, предполагаемым рискам и угрозам Прогнозирование, проектирование, анализ, метод Дельфи, SERM и др.
Селф-брендинг Программа формирования личного бренда
Дорожная карта успеха Путь и конкретные шаги молодого специалиста в профессии и жизни
4. Контрольно-корректирующий Имидж-мониторинг, контроль и коррекция Отслеживание реализации форсайт-проекта и корректировка по необходимости Мониторинг, анализ, обобщение и др.
Оценочно-результативный компонент Критерии и показатели: мотивация к имиджелогической подготовке и форсайтингу, имиджелогическая грамотность, форсайт-готовность, имиджевая культура и конкурентоспособность. Уровни: интуитивный, конструктивный, креативный. Результат: готовность к самоимиджированию и самопректированию, сформированные имиджелогиче-ская и форсайт-компетенции
Структурно-содержательная модель персо- - целеориентирующий (цель — сформиро-нальной имиджевой карты включает следую- ванность имиджелогической и форсайт-компе-щие компоненты: тенций);
- теоретико-методологический (интегратив-но-компетентностный и форсайтный подходы);
- содержательно-технологический (образовательная технология имидж-форсайта);
- оценочно-результативный (критерии и показатели; уровни: интуитивный, конструктивный, креативный; результат: готовность к самоими-джированию и самопроектированию, сформированные имиджелогическая и форсайт-компетенции).
Структура персональной имиджевой карты представлена алгоритмом в виде четырех этапов (аналитико-прогностический, процессуально-моделирующий, форсайтинговый, контрольно-корректирующий), компонентами-модулями, содержанием и методами, которые могут носить вариативный характер.
На аналитико-прогностическом этапе будущим специалистам предлагалось провести диагностику персонального имиджа с помощью различных тестов, опросов, самоанализа и выявить проблемы и барьеры в я-концепции личности, склонностях, ценностях, влияющих на профессиональную деятельность. SWOT-анализ как эффективный метод стратегического планирования предполагает выявление Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Такой анализ помогает составить имиджевый портрет, разработать стратегию профессионального развития, учитывая внешние (объективные) внутренние (субъективные) факторы.
Далее студентам было рекомендовано создать карту личности, разработанную В. Колесником [3], объединяющую и анализирующую такие элементы, как места силы, артефакты, персоны, инструменты, в контакте с которыми сформировалось ядро личности. Под местами силы автор-разработчик понимает места важных событий в жизни человека; артефакты — это предметы и явления, способствующие позитивным эмоциям; окружающие люди, по мнению автора, также могут влиять на развитие личности. Инструментами в карте личности могут быть: личный дневник, regula (в переводе с румынского — «правило»), распорядок дня, тайм-менеджмент, инбокс, списки задач и прочие GTD-инструменты, ритуалы, банк идей; «декларация намерений» и др. Применение карты личности полезно в условиях быстро меняющихся обстоятельств и содействует выполнению ранее намеченных планов и решений. Также она продуктивна для саморазвития, генерации идей, проектирования межличностных
и деловых коммуникаций, корректировки профессиональной карьеры.
Процессуально-моделирующий этап разработки персональной имиджевой карты содержит ряд модулей и процедур, помогающих будущему специалисту проверить и осознать свои способности, возможности, ресурсы и спроектировать будущее развитие личности и компетентности. Дадим краткую характеристику основным модулям.
Самомотивация — это активное побуждение к действию самого себя, эффективное выполнение работы, внутренняя мотивация; это единственное, чем может управлять человек [4]. Самомотивация является главным атрибутом эффективности личности, важнейшим условием ее самореализации и как процесс управления поведением способствует проектированию будущего для конкурентоспособности на рынке труда.
Формирование персональной имиджевой концепции предполагает:
а) выявление личных приоритетов и определение стратегических целей;
б) выявление реактивного (несамостоятельного) или проактивного (самостоятельного) подхода к жизни [5];
в) характеристику имидж-портрета;
г) имидж-стандарт, поведенческие паттерны;
д) выбор способов, каналов и средств продвижения профессионального имиджа.
Паспорт профессиональной карьеры принято составлять в среде американских специалистов, в России же этот процесс называется профессиональным портфолио. Данный модуль в персональной имиджевой карте способствует развитию самооценки и самоанализа, повышает шансы на прохождение конкурса и получение вакантного места. Примерная структура па-спорта/портфолио:
- официальные документы, подтверждающие образование и профессиональные компетенции, трудовые практики, стажировки и др.;
- резюме, автобиография;
- сертификаты, дипломы, награды за участие в тренингах, мастер-классах, стажировках, обучающих курсах, конкурсах и др.;
- публикации (научные, деловые, публицистические);
- проекты, доклады на конференциях и др.;
- личные достижения, рекомендации, характеристики.
Паспорт профессиональной карьеры / порт-фолио — это способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений.
Концепция индивидуального стиля разрабатывается на основе диагностики и корректировки типа личности, особенностей темперамента и характера, стиля жизни и деятельности, физических активов человека, цветотипа, типа фигуры, типа лица, рекомендаций по габитарному имиджу. Индивидуальный стиль мы рассматриваем как гармоничную синергию (калокагатию) многих внутренних и внешних компонентов имиджа. Распознавание индивидуального стиля, определенного природой при рождении человека, и удачная корректировка его позволят студенту более удачно прогнозировать и планировать будущее.
Имиджмейкеры рекомендуют специалистам разрабатывать капсульный гардероб с целью создания респектабельного внешнего вида и успешной самопрезентации в конкурентной среде. Под капсульным гардеробом и деловой капсулой мы понимаем оптимальный набор вещей в гардеробе, которые удачно сочетаются между собой и позволяют специалисту выглядеть каждый рабочий день по-разному. Деловая капсула составляется с учетом следующих требований: возраст, должность, социальное положение, сфера деятельности, цветотип внешности, тип фигуры, тип лица, психотип и особенности характера, физические активы человека.
Имиджевая фотография — это удачно выполненная фотография, которая необходима выпускнику вуза для резюме и представления себя работодателю с целью успешной самопрезентации. Такую фотографию можно разместить в печатном и электронном портфолио.
Личное видение имиджевой символики как дополнительная информация в имиджевой карте предполагает анализ имени, личных чисел, предпочитаемых цветовых сочетаний, запахов, стиля одежды, личной атрибутики, знаков и др. [6]. Такая информация нужна скорее выпускнику для самоанализа, нежели работодателю.
На форсайтинговом этапе мы предлагали студентам разработать три программы. Эго-маркетинг и самомаркетинг как стратегическая программа самореализации нацелены на достижение успеха и содержат рефлексивные действия, последовательные меры и шаги к поставленной цели, пути преодоления барьеров, вселяют уверенность в востребованности и конкурентоспособности специалиста на рынке труда [7].
Программа селф-брендинга на несколько лет вперед предполагает постановку целей, задач,
определение ключевых аудиторий, планирование мероприятий с целью саморазвития личности и продвижения себя как профессионала, укрепления имиджа и репутации, увеличения паблицитного капитала, повышения рыночной стоимости и «продажи себя» как товара на рынке труда. Важно видение личной перспективы, формирование личного бренда, позиционирование и продвижение себя, в том числе и в социальных сетях [8].
В образовательной практике и в стратегических коммуникациях логично будет разработать дорожную карту успеха, отражающую путь и конкретные шаги молодого специалиста в профессии и жизни. Инновационными и альтернативными методами в дидактике здесь могут быть: карта успеха; баскет-метод, способствующий выбору наилучшего варианта из многих; метод Дельфи, применяемый в ситуациях прогнозирования спроса, конкуренции, позиционирования; 8ЕКМ-метод (управление репутацией в социальных сетях) и др. Иннова-ционность современной системы высшего образования объясняется внедрением в практику нового или усовершенствованного, продиктованного временем метода обучения.
Контрольно-корректирующий этап в обсуждаемой модели рассчитан на имидж-мониторинг, отслеживание, контроль и корректировку по необходимости содержания персональной имиджевой карты, разработку ее вариантов.
Данная структурно-содержательная модель персональной имиджевой карты будущего специалиста представляется нам достаточно целостной и содействующей саморекламе, самопродвижению, самомаркетингу, самобрендингу и достижению конкурентного преимущества специалиста на рынке труда.
Авторская технология образовательного имидж-форсайта была разработана и экспериментально проверена в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете с 2015 по 2021 гг. В эксперименте приняли участие студенты третьего курса бакалавриата (136 чел.) и второго курса магистратуры (45 чел.), 86 выпускников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», изучавшие дисциплины «Имиджмейкинг» и «Имидж-менеджмент». Такая выборка обусловлена тем, что студенты старших курсов более мотивированы, нацелены на профессиональную деятельность и успешное трудоустройство, а выпускники могут оценить уровень сформированности имиджелогической и форсайт-компетенций и готовность к деятельности.
Результаты эксперимента не являются целью данной статьи и представлены в другой публикации. Однако результаты опроса выпускни-
Результаты опроса показали высокий уровень удовлетворенности имиджелогической и форсайт-подготовкой в вузе, что помогло выпускникам в трудоустройстве и построении карьеры. Это доказывает эффективность применения технологии образовательного имидж-форсайтинга и модели персональной имиджевой карты.
Исследование позволило определить персональную имиджевую карту как инновационную технологию образовательного имидж-форсайта, дающую возможность моделировать личный бренд-имидж, прогнозировать и проектировать профессиональное будущее, развивать стратегическое и форсайт-мышление. Метод персональной имиджевой карты как один из инновационных предусматривает не только и не столько накопление знаний, сколько желание и умение использовать их на практике, что способствует формированию профессионализма будущего специалиста и может внедряться в высшем образовании для обеспечения высокой конкурентоспособности выпускников в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
Таким образом, мы видим, что концепция персональной имиджевой карты включает ка-
ков об удовлетворенности имиджелогической и форсайт-подготовкой в вузе мы решили показать здесь (табл. 2).
чественную оценку, моделирование, конструирование и проектирование индивидуального и профессионального имиджа, предусматривает влияние специалиста на общественное мнение с целью корректировки, популяризации имиджа, поддержания его репутации, укрепления пабли-цитного капитала, психологического притяжения (аттракции) у стейкхолдеров; создание системы практических коммуникаций, что очень важно в конкурентной среде.
Автор статьи подробно изучил процесс внедрения полученных результатов на практике и провел апробацию результатов исследования. Основные идеи и результаты отражены в двух монографиях, шести учебниках, учебных пособиях и методических рекомендациях, публикации статей, докладах на конференциях. Всего опубликовано по проблеме 86 работ.
Развитие дальнейших исследований в проблемном поле образовательного форсайта сопряжено с поиском инновационных образовательных технологий, более детальным рассмотрением этого вопроса в аспекте методологии адаптации и социализации выпускников вуза в изменяющихся социально-экономических условиях.
Таблица 2
Результаты опроса выпускников «Удовлетворенность нмнджелогнческой и форсайт-подготовкой в вузе»
Ответы Кол-вох. чел. Не удовлетворены Затрудняюсь ответить Максимально не удовлетворены Удовлетворены Максимально удовлетворены
86 18,55 4,35 1,13 56,44 5,53
Библиографический список
1. Семенова, Л. М. Профессиональный имиджбилдинг на рынке труда: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 242 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-11387-7.
2. Семенова, Л. М. Имидж-кейс как инструмент моделирования персонального и профессионального имиджа / Л. М. Семенова // Гуманитарные технологии в современном мире : матер. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Калининград : ФГУП «И и Т газеты „Страж Балтики" Минобороны России», 2017. — С. 192-194.
3. Колесник, В. Блог Виталия Колесника : [сайт]. — 2014. — URL: http://www.Kolesnik.ru (дата обращения: 07.03.2021).
4. Хилл, Н. Думай и процветай. 17 правил успеха и богатства / Н. Хилл ; пер. с англ. Е. Де-ревянко. — Москва : Эксмо. 2018. — 240 с. — ISBN 978-5-04-095304-2.
5. Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности / С. Р. Кови ; пер. с англ. О. Кириченко. — Москва : Альпина Паблишер, 2012. — 374 с. — ISBN 978-5-9614-1828-6.
6. Змановская, Е. В. Руководство по управлению личным имиджем / Е. В. Змановская. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 144 с. — ISBN 5-9268-0349-7.
7. Семенова, Л. M. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда / Л. M. Семенова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. — 2014. — Т. 8. —№ 4. — С. 145-151.
8. Edmiston, D. Creating a personal competitive advantage by developing a professional online presence / D. Edmiston // Marketing Education Review. — 2014. — № 24. — P. 21-24.
For citation: Semenova, L. M. Structural-content model of the personal image map of the future specialist / L. M. Semenova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 59-66.
STRUCTURAL-CONTENT MODEL OF THE PERSONAL IMAGE MAP OF THE FUTURE SPECIALIST
L. M. Semenova
In modern times, the labor market makes high demands on university graduates, who must be endowed with professional (hard skills) and non-professional (soft skills) skills and competencies, including «imidzhelogicheskaya» and foresight competencies. One of the methods for the formation of these competencies is the development of a personal image card. The aim of this article is to develop the structural and content model. The integrative-competence and foresight approaches became the methodological aspect of this work. The structural and content model of a personal image map includes the following components: goal-orienting, theoretical and methodological, content-technological and evaluative-effective. The article presents the components-modules, didactic methods and stages of developing a personal image map: analytical and prognostic, procedural modeling, forsighting, control and corrective. The result of the work is the author's model of a personal image card. Scope of the results: student audiences, heads and teachers of universities, practitioners.
Key words: personal image map, self-imaging, educational image foresight technology, image logic and foresight competence.
References
1. Semenova L. M. Professional'nyj imidzhbilding na rynke truda: uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata [Professional image building in the labor market: textbook and workshop for academic bachelor's degree]. Moscow, Yurayt Publishing House, 2019, 242 p., ISBN 978-5-534-11387-7. (In Russian)
2. Semenova L. M. Imidzh-kejs kak instrument modelirovanija personal'nogo i professional'nogo imidzha [Image-case as a tool for modeling personal and professional image], Mater. V Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem «Gumanitarnye tehnologii v sovremennom mire» [Mater. V All-Russia. scientific-practical conf. with int. participation Humanitarian technologies in the modern world]. Kaliningrad, FSUE «I and T of the newspaper "Guard of the Baltic" of the Ministry of Defense of Russia», 2017, pp. 192-194. (In Russian)
3. Kolesnik V. Blog Vitalija Kolesnika, 2014, available at: http://www.Kolesnik.ru (accessed: 07.03.2021). (In Russian)
4. Hill N. Dumaj i procvetaj. 17 pravil uspeha i bogatstva [Think and Prosper. 17 rules of success and wealth]. Moscow, Eksmo, 2018, 240 p., ISBN 978-5-04-095304-2. (In Russian)
5. Kovi S. R. Sem' navykov vysokojeffektivnyh ljudej: moshhnye instrumenty razvitija lichnosti [Seven Habits of Highly Effective People: Powerful Tools for Personality Development]. Moscow, Alpina Publisher, 2012, 374 p., ISBN 978-5-9614-1828-6. (In Russian)
6. Zmanovskaya E. V. Rukovodstvo po upravleniju lichnym imidzhem [Guidelines for managing personal image]. St. Petersburg, Rech, 2005, 144 p., ISBN 5-9268-0349-7. (In Russian)
7. Semenova L. M. Samomarketing i samobrending specialista v sfere kommunikacij kak uslovie povyshenija konkurentosposobnosti na rynke truda [Self-marketing and self-branding of a specialist in the field of communications as a condition for increasing competitiveness in the labor market], Vestnik JuUrGU. Serija: Jekonomikai menedzhment [Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management], 2014, vol. 8, no. 4, pp. 145-151. (In Russian)
8. Edmiston D. Creating a personal competitive advantage by developing a professional online presence. Marketing Education Review, 2014, no. 24, pp. 21-24. (In English)
Семенова Лидия Михайловна, профессор кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
Semenova Lidiya Mikhailovna, Professor of the Department of Communication Technologies and Public Relations, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Russian Federation, St. Petersburg, e-mail: lidia_sem@ mail.ru
Сведения для цитирования: Филатова, М. А. Использование архивных материалов колледжа в преподавании дисциплины «История» / М. А. Филатова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 66-70.
УДК 372.016:94 ББК 74.266.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ КОЛЛЕДЖА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
М. А. Филатова
В статье рассматриваются функциональное значение и опыт использования архивных документов в ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова» на примере открытого занятия на тему «Новая экономическая политика в Советской России и образование СССР. Индустриализация и коллективизация». Излагаются методические основы проведения учебного занятия по истории во втором семестре первого курса с применением документов колледжа 1930-1940-х годов XX века. Раскрыты особенности проведения организационно-целевого этапа, этапа мотивации учебной деятельности, этапа актуализации опорных знаний и опыта обучающихся, этапа первичного усвоения новых знаний, деятельностной рефлексии. Приведены примеры использования технологии «перевернутый класс», цифровых образовательных ресурсов и др. Представлен опыт участия в занятиях ветеранов, преподавателей, работавших в колледже и посвятивших себя его становлению.
Ключевые слова: архивные материалы, история, учебное занятие, колледж.
В настоящее время специалистами признается, что период новейшей истории России имеет особое значение в процессе преподавания курса истории на начальном этапе получения профессионального образования. Изучение и оценивание событий ХХ века являются своеобразным мостом к пониманию современного развития нашего государства. Но, к большому сожалению, на изучение данного периода в программе отводят лишь 32 % учебного времени, что составляет 38 часов.
Направления стратегии развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2030 года определили новые подходы к разработке образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [1].
Согласно методическим рекомендациям по реализации среднего общего образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов [2], на изучение дисциплины «История» для специальностей технологического профиля отводится 78 часов.
Таким образом, уменьшение количества часов ставит перед преподавателями истории задачу максимально объемно подать материал за короткий промежуток времени.
Кроме того, следует отметить, что молодое поколение страны за последние десятилетия принципиально изменилось. Оно живет в условиях перехода на новые современные цифровые технологии, в условиях демократизации, формирования гражданского общества и правового государства. Молодые люди привыкли к плюрализму