7. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. 1996. № 1.
8. Мильруд Р.П. Теория обучения языку. Т. 1. Прикладная лингвистика. (Applied Linguistics). Тамбов, 2002.
9. Поляков О.Г. Методика развития прагматической осведомленности изучающих иностранный язык // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 9 (53).
10. Leech G.N. Principles of pragmatics. N. Y., 1983.
11. Смирнова Е.В. Развитие культуры иноязычного полилогического общения в послевузовском образовании преподавателей иностран-
ного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.
12. Kawate-Mierzejewska M. What is the Relevance of Sociopragmatic Failure to Language Teaching? // The Language Teacher. 2003.
13. Tanaka N. 'It's not my fault!': Japanese and English responses to unfounded accusations // Culturally speaking - Managing rapport through talk across cultures. L., 2000. P. 75-97.
14. Spencer-Oatey H., Xing J. A problematic Chinese business visit to Britain: Issues of face. Culturally speaking - Managing rapport through talk across cultures. L., 2000. P. 272-2SS.
Поступила в редакцию 13.03.2010 г.
UDC 378.1
SOCIOPRAGMATIC COMPETENCE AS A PROBLEM OF EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS Olga Vitalyevna Chyornaya, Odessa State Ecological University, Senior Lecturer of Pre-university Preparation Department, e-mail: [email protected]
The article examines the factors influencing the success of foreign students’ activity as subjects of culture interaction. The article elicits sociopragmatic failures, which foreign students experience in foreign language country and on solution of which the forming of sociopragmatic competencies aimed.
Key words: foreign student; sociopragmatic competence; sociopragmatic failures.
УДК 37S.013.7S
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГА
Ольга Петровна Полухина
Воронежский экономико-правовой институт, ассистент кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, соискатель, e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ основных компонентов структуры субъектной позиции личности студента на примере психолога, и дается определенная точка зрения на закономерности формирования субъектной позиции личности студента. Актуальность задачи становления субъектной позиции личности студента будущего психолога обусловлена новыми требованиями к профессиональной компетентности кадров и специалистов в области психологии.
Ключевые слова: субъектная позиция; компоненты; отношения; содержательный.
Современная действительность актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности кадров и специалисты в области психологии должны обладать личностно-гуманной, акмеологической ориентацией, а преподаватели и студенты должны являться активными «субъектами» образовательного процесса [1].
При этом возникает очень реальная проблема образования: не все студенты готовы
быть такими подлинными «субъектами», способными проявлять такие личностные качества, как активность, инициативность, ответственность, являющиеся критериями субъектной позиции личности. Так же как и Н.С. Пряжников, мы считаем, что обретение субъектной позиции личностью студента может способствовать тому, что он превращается в «мудреца», который должен стремиться не воспринимать окружающий мир (и
мир психологии) как нагромождение всяких фактов, теорий, авторитетов и т. п., а как некую по-своему даже гармоничную систему, особенностью которой являются и внутреннее противоречие, и многие нерешенные, но уже обозначенные (осмысленные) проблемы и др. [2].
Анализ педагогической, психологической, акмеологической литературы показывает, что существуют различные точки зрения на структуру, уровни, закономерности формирования субъектной позиции личности и некоторые аспекты указанной проблемы достаточно активно рассматриваются учеными. На основе анализа исследований субъектной позиции личности В. А. Сластениным, изучения работ Л.В. Абдалиной, Г.И. Аксеновой, Е.Д. Божович, В.А. Брушлинского, Е.Н. Волковой, М.В. Ермолаевой, А.С. Огнева, В.А. Петровского, нашего собственного опыта работы были выявлены компоненты субъектной позиции личности будущего спе-циалиста-психолога. В исследовании структура субъектной позиции личности студента представлена такими компонентами, как ценностный, содержательный и регулятивный, системообразующую функцию в структуре субъектной позиции студента выполняет содержательный (отношенческий) компонент.
Ценностный компонент в структуре субъектной позиции личности студента раскрывает мотивы, ценности, идеалы, на основе которых студенту следует взаимодействовать с окружающим миром. Ценности отношений как предпочтения (или отвержения) идеалов диктуются чувствами и принимаются сознанием. Ценности отношений определяют то, к чему студенту следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Речь идет о таких ценностях, как свобода, доброта, истина, красота, сотрудничество. Именно соединение чувств и смысла отношений студента определяют характер и стиль, способы его поведения. В исследовании учитывалось, что ценности студента могут быть истинными, собственно ценностями, подлинными и мнимыми, ложными.
Система ценностей - это «совокупность всего, что объявляется, устанавливается и утверждается как истинное, доброе и прекрасное в соответствии с личными и социальными критериями и, вследствие этого, является образцовым и принимается в каче-
стве морального принципа» [3]. Слишком суровые, преувеличенные ценности и принципы препятствуют желаниям и практическому опыту человека, порождая в его сознании внутреннюю борьбу и двойственность. То, что вредит личности, мешает становлению ее субъектной позиции и заставляет ее страдать, связано с нашей системой ценностей, основанной на верованиях, которые нам больше ни к чему, из которых мы выросли. Ценности необходимо периодически пересматривать, учитывая наши новые потребности и вкусы.
Только личность со сформированной субъектной позицией способна пересмотреть свою систему ценностей, прислушаться к своему состоянию и самочувствию во время принятия каких-либо решений, во время каких-либо действий или разговоров и ответить на следующие вопросы: отвечают ли мои нынешние ценности моим желаниям, потребностям, целям и стремлениям? Это мои собственные ценности, или они переняты от других людей? Приносят ли они мне счастье? Не заставляют ли они меня переживать скованность, фрустрацию, излишние эмоции или чувство вины?
Личность, способная признать и сохранить только полезные для нее ценности, соответствующие ее настоящим потребностям, безусловно, будет обладать высоким уровнем субъектной позиции.
Регулятивный компонент в структуре субъектной позиции личности студента предполагает владение студентом определенными приемами и способами личностной и деятельностной саморегуляции.
«Саморегуляция психологическая - целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью» [4]. У личности со сформированной субъектной позицией должна быть сформирована произвольная саморегуляция, предполагающая возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Под самоконтролем мы понимаем осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Самоконтроль предполагает наличие эталона
и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На самоконтроле основана волевая регуляция человека.
Если совокупность приемов, способов саморегуляции студента во взаимодействии с окружающей действительностью составляет суть регулятивного компонента, то в такой саморегуляции важно выделить умения, обеспечивающие позитивное преобразование отношений студента к самому себе, другим людям, к видам деятельности и общения, к окружающему миру в целом. Речь идет об умениях контролировать и корректировать собственное поведение; умении проявлять волю при достижении целей в жизнедеятельности; умении выбирать эффективные средства поведения, взаимодействия с окружающими людьми. Выделенные умения раскрывают регулятивный компонент субъектной позиции личности студента и обеспечивают в определенной степени самореализацию личности в жизнедеятельности. Самореализацию мы, вслед за Н.В. Кузьминой, рассматриваем как воплощение студентом собственного интеллектуального, духовного, нравственного, творческого, коммуникативного, энергетического и других потенциалов личности в учебе, общении, труде и досуге.
Особо важным регулятором поведения личности является самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка человека тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например,
принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.
В регулятивном компоненте субъектной позиции личности важную роль играет самосознание - осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Говоря о личности со сформированной субъектной позицией мы, конечно, имеем в виду личность, одним из важных качеств которой является самообладание. Такая личность является единственным хозяином своих действий, реакций и решений. Самообладание не означает умения все делать идеально или все контролировать, но означает умение человека принимать собственные решения спокойно и ответственно, независимо от того, отвечают ли они его потребностям. Если контроль предполагает намеренное удерживание себя в определенном состоянии и может мотивироваться страхом, то самообладание характеризует полную уравновешенность. Это качество личности со сформированной субъектной позицией, которая сама себе хозяин, которая понимает и принимает свою ответственность. Самообладание - это осознание того, что и зачем ты делаешь.
В основу построения содержательного компонента субъектной позиции личности студента были положены концептуальные идеи В.А. Петровского о субъектности, а также ведущие положения теории отношений В.Н. Мясищева. Соответственно, целостное описание субъектной позиции личности студента должно, согласно идеям В.А. Петровского, включать в себя такие характеристики, как: субъекта витальных контактов с миром, предметной (профессиональной) деятельности, общения и самосоз-
нания. Речь идет об осознании и отношении студента будущего психолога к себе, к другим (к сокурсникам и преподавателям), к учебно-профессиональной деятельности, к окружающему миру (культуре, природе). Предложенная В.А. Петровским идея неадаптивной активности и отраженной субъ-ектности дала возможность существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения. Смысл порождения себя как субъекта ученый видит в том, чтобы существовать в этом качестве впредь, возвращаться к себе, выходя за пределы себя. Ему удалось доказать, что актами неадаптивной активности субъект строит себя как личность [4].
По мнению В.Н. Мясищева, автора концепции отношений личности, система отношений составляет ядро личности. Эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.
В концепции отношений В. Н. Мясищева анализируется «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности... которая является результатом всей истории развития человека, выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания» [5].
В.Н. Мясищев считал отношения диалектичными, подлежащими формированию: «. даже внешние устойчивые стереотипнопривычные отношения, существующие длительное время, могут медленно или быстро изменяться, «взрываться» путем формирования новых отношений» [5].
Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: отношение человека к людям, отношение его к себе, отношение к предметам внешнего мира и профессиональной деятельности.
В.Н. Мясищев подчеркивает, что категория отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения, а система взаимоотношений определяет объективное положение личности в окружающей среде, ее различную роль в ней, ее отношение к социальному окружению. Формируясь во взаимодействиях с людьми, личность не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение.
Согласно В.Н. Мясищеву, «существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворения ими потребностей личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного» [5]. Таким образом, возникает различное соотношение внешнего и внутреннего мира -поведения «для себя» и «для других», и формируются такие черты характера, как инициативность, смелость, боязливость, откровенность, замкнутость, капризность, скры-тость, прямота, лживость.
«Как продукт активного и инициативного взаимодействия с окружающей средой, человек тем полнее реализует свои возможности развития, чем более среда требует от него инициативного действия и поощряет инициативу» [6].
Из всего вышесказанного следует, что вопрос о становлении субъектной позиции личности студента является вопросом формирования отношений личности. Содержательный (отношенческий) компонент отражает суть отношений студента к себе, к другим, к профессиональной деятельности, к окружающему миру как к субъектам жизнедеятельности в виде сформированной совокупности наиболее важных для этого качеств, таких как активность, инициативность, ответственность, гармоничность, которые являются критериями основного системообразующего содержательного компонента субъектной позиции личности (мы рассматриваем субъектную позицию личности студента как системное образование), и при гармоничном взаимодействии вышеперечисленных качеств личность, став субъектом, способна достичь высшего уровня своего развития. Как видно, субъектная позиция личности студента - сложная целостная система, структурно объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. Это системное соотношение внутренних, психических элементов, позволяющих человеку определенным образом осуществлять продуктивные взаимодействия одновременно с внешней и внутриличност-ной средой. С одной стороны, субъектная
позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, способов действий общепринятым требованиям, а с другой - выход за пределы указанных предписаний, подчинение системы основных отношений задачам личностного и профессионального самосовершенствования. В их совокупности речь идет о субъектной позиции личности студента как мощном факторе социального прогресса общества в целом.
Системе свойственно менять свои свойства, если изменяются ее элементы. Именно поэтому мы считаем, что необходимо говорить об эвристическом потенциале субъектной позиции личности студента как системы. Субъектная позиция личности может постоянно изменяться: творчески проявлять себя и совершенствовать, т. к. для нее характерна созидательность, целостность, непротиворечивость (гармоничность) и относительная стабильность. Субъектная позиция - безусловно развивающееся образование.
Критериями, позволяющими фиксировать и анализировать субъектную позицию, выступают ведущие компоненты ее структуры, развитие которых может служить показателем развития как отдельных компонентов, так и исследуемого образования в целом:
- стремление к личностной и профессиональной самоактуализации и самореализации;
- активность, инициативность, самостоятельность, ответственность и гармоничность;
- умения рационально организовывать и контролировать собственную жизнедеятельность;
- отношение к себе и другим как субъектам собственной жизнедеятельности.
Мы считаем, что период юности, ранней взрослости является самым благоприятным для становления субъектной позиции личности, т. к. в этом возрасте происходит устойчивая концептуальная социализация, формируется характер, вырабатываются свойства личности. Наш научный поиск нацелен на формирование и повышение уровня субъектной позиции личности студента - будущего психолога. Сам процесс становления и развития субъектной позиции студента будущего психолога в вузе может быть представлен как определенная психолого-акмеологическая
стратегия, направленная на усиление параметров субъектности, на перевод будущего специалиста на более высокий уровень развития субъектной позиции.
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2005.
3. Лиз Бурбо, Мишлин Сен-Жак. Большая энциклопедия Сущности / пер. с фр. М., 2007.
4. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Мн., 2007.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
6. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара, 2004.
Поступила в редакцию 20.03.2010 г.
UDC 378.013.78
STRUCTURALLY SUBSTANTIVE DESCRIPTION OF COMPONENTS OF STUDENT’S PERSONALITY SUBJECT POSITION BY WAY OF EXAMPLE OF A PSYCHOLOGIST
Olga Petrovna Polukhina, Voronezh Economics and Law Institute, Assistant of Psychology Natural-Science Disciplines Department, Competitor, e-mail: [email protected]
The article presents the analysis of basic components of structure of subject position of student personality by way of example of a psychologist. The definite viewpoint on regularities of a subject position development of student’s personality is considered. Currency of the task of subject position of student personality of a future psychologist is caused by new requirements to professional competence of staff and specialists in psychology.
Key words: subject position; components; relations; substantive.