Научная статья на тему 'Субъектная позиция как совокупность отношений личности студента-психолога'

Субъектная позиция как совокупность отношений личности студента-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SUBJECT POSITION / RELATIONS / ACTIVITY / INITIATIVE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Полухина Ольга Петровна

В статье на основе анализа актуальной психологической литературы раскрываются структура и содержание субъектной позиции личности студента-психолога, выделяется ее отношенческий компонент как системообразующий исследуемой структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject position as totality of relations of psychology student personality

Structure and content of subject position of psychology student personality are shown on the basis of modern literature analysis. Relation component as system forming one of investigated structure is marked out.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция как совокупность отношений личности студента-психолога»

УДК 378.013.78

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

© Л.В. Абдалина, О.П. Полухина

В статье на основе анализа актуальной психологической литературы раскрываются структура и содержание субъектной позиции личности студента-психолога, выделяется ее отношенческий компонент как системообразующий исследуемой структуры.

Ключевые слова: субъектная позиция; отношения; деятельность; инициатива; ответственность.

Субъектная проблематика на сегодняшний день занимает центральное место в теоретико-прикладных исследованиях наук о человеке, таких как психология, педагогика, акмеология. Данное направление является приоритетным в изучении психолого-педаго-гических механизмов, условий личностного, жизненного и профессионального самоопределения и становления специалиста. На настоящий момент существуют различные взгляды ученых на структуру субъектности, субъектной позиции личности (Л.В. Абдалина, Г.И. Аксенова, Е.Д. Божович, В.А. Бруш-линский, Е.Н. Волкова, М.В. Ермолаева. А.С. Огнев, В.А. Петровский, В.А. Сласте-нин и др.).

Так, В.А. Сластенин считает, что каждая уровневая характеристика субъектной позиции студента отражает разную степень развития мотивационно-ценностных, отношенческих и регулятивно-деятельностных компонентов. Системообразующую функцию в структуре субъектной позиции, согласно автору, выполняет мотивационно-ценностный блок, отражающий иерархию личностных мотивов, смыслов и ценностей. Мотивационно-ценностный блок задает особое отношение студента к различным видам жизнедеятельности: на высших этажах субъектности такая позиция рассматривается как «Я - будущий профессионал» [1].

В нашем исследовании структура субъектной позиции студента представлена ценностным, содержательным и регулятивным компонентами, а системообразующую функцию в структуре субъектной позиции студента - будущего психолога занимает содержательный (отношенческий) компонент.

Содержательный компонент отражает суть отношений студента к себе, к другим, к профессиональной деятельности, к окру-

жающему миру как к субъектам жизнедеятельности, а также суть отношений студента в виде сформированной совокупности таких качеств, как активность, инициативность и ответственность, гармоничность, которые также выступают критериями данного компонента, позволяющими фиксировать и анализировать субъектную позицию.

Активность как критерий содержательного компонента, отношенческая черта личности студента раскрывает способность личности преобразовывать окружающий мир и проявляется в волевых актах, общении и творчестве личности. Согласно В.Д. Небы-лицыну, понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном, либо в социальном (общение) плане. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на другом, а направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется «содержательными» особенностями личности - ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов.

В.А. Петровский говорит об активности личности так: «Активность личности - способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности - ак-

тивная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела» [2].

Личность студента с устойчивой субъектной позицией способна подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, кажущиеся избыточными с точки зрения исходной задачи. Такой субъект обладает над-ситуативной активностью, посредством которой преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. У субъекта должна быть готовность, предрасположенность (установка), «возникающая

при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [1].

Согласно В.А. Петровскому, активностью можно назвать лишь тот процесс, который зависит от субъекта, который инициирует процесс активности, запуск деятельности, ее осуществление, контролирует ее динамику и т. д. В.А. Петровский предложил идею неадаптивной активности и отраженной субъ-ектности. «Субъектность отраженная - идеальная представленность одного человека в другом инобытие кого-либо в ком-либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, появлению ранее неиспытанных переживаний. Так человек открывается людям как значимый для них другой источник новых смыслов личностных» [3].

В целях настоящего исследования раскроем феноменологию субъектности отраженной, описанную С.Ю. Головиным, которая охватывает три взаимосвязанных группы явлений.

Первая группа - влияния межиндивиду-альные. Активизирующим началом здесь оказывается актуальный образ другого значимого, складывающийся в условиях непосредственного взаимодействия с ним. Эти влияния бывают направленными и ненаправленными.

Они направлены, когда субъект старается добиться желаемого результата (например, произвести впечатление, побудить сделать что-то) и реализует свой замысел.

Они не направлены, когда субъект не стремится вызвать ту или иную реакцию у другого человека, но все же обусловливает изменения в нем; таковы, например, явления фацилитации и ингибиции. К ненаправленным влияниям относятся возможные изменения в психике и поведении индивидов при контактах с другим значимым: изменение динамики мыслительной деятельности (например, повышение уровня креативности), перцепции (снижение порога появления иллюзий), сложности когнитивной (повышение мерности пространств семантических субъективных), сдвиги в эмоциональных проявлениях (усиление или проявление агрессивности) и пр.

Вторая группа - идеальный другой. Субъектность, отраженная здесь, выступает как действенность представлений памяти или воображения. Носитель субъектности отраженной другого человека открывает в себе как бы два смысловых и вместе с тем силовых центра: Я и Другой-во-мне. Даже когда человек, оцениваемый как другой значимый, ушел из жизни, переживание его бытия во внутреннем мире субъекта может сохраняться и даже усилиться.

Третья группа - претворенное «Я». В этом случае фактически снимаются диалогические формы связи между индивидом и другим значимым. Субъектность отраженная другого значимого неотделима от «Я» индивида [3].

Предложенная В.А. Петровским идея неадаптивной активности привела к новому пониманию человека как causa сш (причина самого себя), а идея отраженной субъектности дала возможность существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения. В.А. Петровскому удалось доказать, что субъект строит себя как личность актами неадаптивной активности, человек сам порождает себя как субъекта, чтобы существовать в этом качестве, возвращаться в себя, выходя за пределы себя.

Как уже отмечалось, важнейшим критерием содержательного (отношенческого) компонента субъектной позиции студента является ответственность.

«Ответственность - это способность человека детерминировать события, действия в момент осуществления по ходу их сверше-

ния, вплоть до радикального изменения всей жизни» [4]. С. Л. Рубинштейн говорил об ответственности человека не только за свои поступки, но и за судьбу талантов и способностей, данных ему природой, которые он сумел или не сумел воплотить - в ответственности заключается единство гарантий перед собой и перед обществом [4].

Ответственность - это воплощение истинного принципиального отношения к собственной жизни и жизни вообще, это не только сознание всех последствий уже содеянного, но и ответственность за все упущенное, т. к. каждое совершающееся сейчас действие уже необратимо.

«Экзистенциалисты говорят: если ты хочешь быть личностью, иметь свободу индивида - неси за то, что с тобою происходит, полную, личную ответственность; за все, что ты есть, - отвечаешь ты» [5].

Ответственность можно понимать как самоограничение по принципу «как бы чего не вышло» и как свободу выбора. Мы имеем право выбирать и отстаивать свой выбор, тогда человек живет не ситуативно, он сохраняет автономию от мира и проявляет инициативу, т. е. вписывается в социальный мир целостно и гармонично [1].

В нашей работе мы будем рассматривать ответственность как воплощение самостоятельности личности студента в действиях и поступках, как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.

Инициативность - это тоже один из критериев в регулятивном (отношенческом) компоненте структуры субъектной позиции личности студента. Инициативность студента раскрывает внутреннее побуждение личности, руководящую роль, предприимчивость в новых формах деятельности и во взаимодействии с собой, окружающими людьми и миром в целом. «Инициатива -проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами» [3].

Активность и инициатива - необходимые качества личности при взаимодействии с окружающими людьми и миром в целом. К.А. Абульханова-Славская считает, что в ходе совместной деятельности должен происходить обмен индивидуальными качества-

ми, расширяться спектр индивидуальных возможностей. Совместная деятельность развивает способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей на основе установления определенных отношений с ними. Умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявить инициативу, решительность и дисциплинированность одновременно - вот качества, которые развивает совместная деятельность. Кроме этих качеств важны также согласованность-несогласованность особенностей личностной активности, - один берет на себя ответственность только в том случае, если другой ее не проявляет, один проявляет инициативу только тогда, когда ее принимает и поддерживает группа, и т. д. Очевидно, что личностной основой совместной деятельности является комплекс «я и другие», отношение к себе и отношение к другим, а также отношение других ко мне [6].

Итак, активность, ответственность, инициативность - критерии основного системообразующего содержательного компонента субъектной позиции личности (мы рассматриваем субъектную позицию личности студента как системное образование), и при гармоничном взаимодействии вышеперечисленных качеств личность, став субъектом, способна достичь высшего уровня своего развития. Гармоничность - тоже один из необходимых критериев содержательного (отношенческого) компонента.

Система отношений личности студента с самим собой, окружающими людьми, профессиональной деятельностью и миром в целом - это не только средство взаимодействия, но и движущая сила, источник самореализации и самосовершенствования личности в жизнедеятельности. В системном рассмотрении мы ориентируемся на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов и рассматриваем объект (явления, процесс, отношения) не как сумму частей, а как единое целое, и, изучая взаимоотношения и взаимодействия разных компонентов этого целого, и в т. ч. его отношения с окружающей средой, мы находим способ упорядочения, иерархии отношений и определяем основные закономерности данного объекта.

Системе свойственно менять свои свойства, если изменяются ее элементы. В нашем

исследовании структура субъектной позиции студента представлена ценностным, содержательным и регулятивным компонентами, а системообразующую функцию в структуре субъектной позиции студента - будущего психолога занимает содержательный (отношенческий) компонент. Именно поэтому мы считаем, что необходимо говорить об эвристическом потенциале субъектной позиции личности студента как системы. Субъектная позиции личности может постоянно изменяться: творчески проявлять себя и совершенствовать, т. к. для нее характерна созида-тельность, целостность, непротиворечивость (гармоничность) и относительная стабильность. Субъектная позиция, - безусловно, развивающееся образование [7].

В концепции отношений В.Н. Мясищева анализируется «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности... которая является результатом всей истории развития человека, выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания» [8], и подчеркивается, что психология отношений вырастает из реального взаимодействия людей, из педагогической, медицинской и производственной практики.

Мы разделяем точку зрения В. Н. Мяси-щева, который считает отношения диалектичными (подлежащими формированию): «. даже внешние устойчивые стереотипнопривычные отношения, существующие длительное время, могут медленно или быстро изменяться, «взрываться» путем формирования новых отношений» [8].

Р.С. Немов говорит о характере человека в виде совокупности устойчивых черт личности. Именно характер раскрывает совокупность отношенческих качеств и определяет суть отношения человека к людям, к труду, к окружающим предметам и к самому себе. «Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими» [9].

Характер отношений к чему-либо может быть созидательным, а может быть и негативным, разрушительным. Заключение о сути отношения должно делаться на основании поступков и действий, составляющих суть характера. Именно характер личности, а не случайные реакции на сложившиеся обстоятельства, определяет наиболее значимые поступки человека. Характер обусловлен культурой человека, т. е. его воспитанием, и подлежит целенаправленному формированию в специально созданных условиях.

Мы полагаем, что устойчивые отношения личности студента к себе, к людям, к будущей профессиональной деятельности, к различным проявлениям окружающей действительности проявляются в психических чертах и качествах личности и определяют линию и способы поведения студента в определенных обстоятельствах, а также отражают единство индивидуального и типологического в личности. Целостная, устойчивая система отношений личности студента с окружающим его миром дает возможность молодому человеку найти ответ на важнейшие вопросы жизни: Каким быть? Кем быть? Как жить?

Дальнейший научный поиск будет направлен на формулирование уровней субъектной позиции личности студента и построение модели процесса ее развития в ходе профессиональной подготовки студентов -будущих психологов.

1. Сластенин В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории. М., l999.

2. Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.

3. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика.

Мн., 2QQ7.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

5. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., 2QQ5.

6. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М., 198Q.

7. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования I под ред. Е.Д. Божович. М., 2QQ5.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.

9. Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Поступила в редакцию ^^^QlQ г.

Abdalina L.B., Polukhina O.P. Subject position as totality of relations of psychology student personality.

Structure and content of subject position of psychology student personality are shown on the basis of modern literature analysis. Relation component as system forming one of investigated structure is marked out.

Key words: subject position; relations; activity; initiative; responsibility.

УДК 371.83(Q45)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

© И.Ю. Козлова

В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрывается содержание готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию, представлена авторская характеристика ее компонентов, критериев и уровней.

Ключевые слова: готовность к субъект-субъектному взаимодействию; компоненты; критерии; уровни готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию.

Одной из ведущих характеристик личности социального работника является его подготовленность быть субъектом профессиональной деятельности и взаимодействия с его различными участниками, проявлять инициативу, самостоятельность, ответственно принимать и реализовывать решения, са-моизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной деятельности (А.А. Козлов, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).

Есть все основания утверждать, что субъектная проблематика занимает сегодня одно из центральных мест в теоретикоприкладных исследованиях наук о человеке и становится приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного и профессионального развития специалистов социальной работы.

Важно представить основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции данной категории на обнаружение структуры и содержания готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию в

профессиональной деятельности.

К основным характеристикам субъекта А.В. Брушлинский относит: сознание, волю и способность действовать целенаправленно; стремление к познанию и преобразованию окружающего мира; инициативность и творческое отношение к окружающей его предметной и социальной среде [1].

М.В. Ермолаева описывает субъекта следующим образом: «. человек на высшем уровне своего развития - отличается целостностью (системностью), автономностью, предельно индивидуализирован. Субъекта характеризует качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности [2].

Субъектность, по мнению В.А. Петровского, является определяющей характеристикой личности. Субъектность представляет собой центральное образование личности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминацию, осознанную саморегуляцию [3].

Анализ современных концептуальных моделей подготовки специалиста в зарубежной педагогике позволяет сделать вывод о ее стойкой ориентации на полисубъектную парадигму, на становление и развитие субъектной позиции специалиста в условиях его подготовки в вузе. Заметим, что феномен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.