Научная статья на тему 'Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога'

Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / VOCATIONAL AND PERSONAL POSITION / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / SYSTEM OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина О.П., Иголкин С.Л.

Статья посвящена формированию профессионально-личностной позиции студента-психолога. Профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как высшее интегральное психическое свойство, которое характеризуется как системоотношения человека к себе и к окружающей действительности, которая определяет ее. Отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию также описывается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDINAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION OF STUDENTSASPSYCHOLOGISTS

The paper is devoted to formation of professional and personal position of students as psychologists. Professional and personal position of students as psychologists is examined as higher integral psychical quality, that is characterized as a system of relations of man to itself and to surrounding reality that determines her attitude toward itself, to other, to the communication, to labour, to self education

Текст научной работы на тему «Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога»

УДК 378

ОТНОШЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

О.П. Полухина, С.Л. Иголкин

Статья посвящена формированию профессионально-личностной позиции студента-психолога. Профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как высшее интегральное психическое свойство, которое характеризуется как системоотношения человека к себе и к окружающей действительности, которая определяет ее. Отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию также описывается

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, система отношений

Меняющаяся парадигма профессиональной подготовки психолога обусловливает изменение взгляда на его личностно-профессиональное становление в вузе. Центром внимания исследователей становятся детерминанты

профессионального поведения будущего специалиста, включая его личностную позицию. Проводимое нами исследование формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе указывает на то, что понятие «профессионально-личностная позиция» студента-психолога характеризуется сложностью, многогранностью и неоднородностью состава, в нем отражаются фундаментальные аспекты

профессионального, социального, психологического и духовного бытия человека. Профессионально-личностная позиция студента-психолога является психологической категорией, имеющей свою структуру (компоненты), показатели и уровни, условия (предпосылки по Б.Г. Ананьеву) и факторы формирования.

Проблемой научно-практического характера в исследованиях профессионально-личностной

позиции, в том числе психолога, является изучение ее как движущей силы поведения и основания поступков, ее роли и влияния на характер отношений личности (К.А. Абульханова, Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, М.В. Ермолаева, В.А. Сластенин, Е.Н. Уваров и др.).

В нашем исследовании целостное представление о сущности профессионально-личностной позиции студента-психолога формировалось с учетом ведущих идей, систематизированных в исследовании теоретико-методологических подходов: теории отношений, рассматривающей личность не как застывшее не изменяющееся психическое образование, а как изменяющееся динамичное формирование, как сознательное отношение, представляющее собой высший уровень отношения к действительности -целостную систему индивидуально-избирательных связей личности с различными сторонами

Полухина Ольга Петровна - ВЭПИ, ст.преподаватель, тел. 89204240585, e-mail: fray50@mail.ru Иголкин Сергей Леонидович - ВЭПИ, канд.экон. наук, доцент, ректор, e-mail: fray50@mail.ru

действительности (Лазурский, В.Н. Мясищев, М.И. Старов и др.) [3]; акмеологического подхода, изучающего закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости, и особенно при достижении им более высокого уровня в этом развитии; гуманистического подхода, как

жизнеутверждающей концепции, рассматривающей каждую личность как полноценно -функционирующую, способную к самотворчеству, свободному ответственному выбору, готовую к переменам, осознающую свое существование как постоянное усилие, раскрывающую смысл, своеобразие и неповторимость существования каждого человека (К. Роджерс, Р. Мей, Д. Бьюдженталь, и др.)[5]. Субъектно-деятельностный подход указал, что ответственность, самодетерминация, деятельность с одной стороны определяют психологические особенности личностной позиции, а с другой стороны обеспечивают успешность данного процесса. (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский и др.) [1]. В рамках системного подхода личностная позиция студента-психолога представлена совокупностью взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, представляющих собой единое целое (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.). В рамках личностного подхода, понимающего личность как воедино связанную совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия, профессионально-личностная позиция рассмотрена как способность правильно отражать

действительность в ее настоящем и прошлом, правильно оценивая себя и свое место в обществе (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.).

Концептуально, вслед за В.Н. Мясищевым, мы рассматриваем профессиональную позицию личности студента-психолога как целостную систему индивидуальных, сознательных, избирательных связей человека с различными сторонами объективной действительности, как высшее интегральное психическое, которое характеризуется в виде системы отношений человека к себе и к окружающей действительности, которая ее определяет, поэтому в структуре профессионально-личностной позиции студента-

психолога мы сочли логичным выделить отношение к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию. Согласно основоположнику теории отношений В.Н. Мясищеву, именно позитивный характер отношений личности к себе, связанный с его отношениями к другим людям и их отношением к ней самой обеспечивает, содействует, определяет адекватное продуктивное самопознание и саморазвитие, обеспечивает творческое самовыражение и социальную интегрированность будущего профессионала-психолога [3]. С другой стороны, указанные характеристики формируются в условиях жизнедеятельности путем формирования у будущего специалиста профессионально-личностной позиции, путем развития устойчивых взглядов и ценностных отношений личности к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию, что находит подтверждение и в концепции детерминизма С.Л. Рубинштейна - развитие личности целиком определяется тем, какие отношения к людям, к другому человеку она способна устанавливать - «... человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку: человек - это люди в их взаимоотношениях друг к другу» (С.Л. Рубинштейн) [2].

Отношение к себе мы рассматривали в следующих психологических характеристиках: принятие себя как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (К. Роджерс), верящей в себя и свои возможности, доверяющей собственной природе, открытой внутреннему опыту переживаний, понимающей себя, обладающей адекватной и гибкой «Я»-концепцией. Отношение к себе рассматривалось нами как ответственная свобода во взаимоотношениях с самим собой за осуществление своей жизни, осознание и принятие своей свободы и субъектности, как «внутренний локус оценивания» -ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, как независимость от давления внешних оценок, ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, верность себе. Устойчивая личностная позиция студента-психолога гарантирует способность к окружающему миросохранению своей идентичности, к саморазвитию через разрешение актуальных противоречий и проблем и желания постоянно «быть в процессе» (К. Роджерс) [5].

Психологические особенности отношения личности к другим раскрывались как принятие других такими, какие они есть, уважение их своеобразия и права быть собой, признание их безусловной ценности, что связано с доверием к окружающему миру и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Отношение к общению раскрывалось на основе понимания других, готовности к вступлению в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Отношение к труду мы рассматривали как социальную интегрированность и фундаментальное

стремление к конструктивным социальным взаимоотношениям.

Отношение к самообразованию

рассматривается как процесс роста образовательного и общего потенциала, что заключается в развитии целеустремленности, ответственности, самостоятельности, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям в профессиональной жизни и в обществе в целом.

Адекватность таких отношений обеспечивает возможность выступать более открытым и естественным. Психолог-профессионал в контактах с другими и с окружающим миром в целом способен быть более открытым и естественным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии», проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента, умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс ) [5].

На основе вышеизложенного, с учетом анализа актуальной психологической литературы и результата проведенных эмпирических

исследований в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога мы сочли обоснованным рассматривать формирование профессионально-личностной позиции студента-психолога в системе отношений к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию, в совокупности с обеспечивающими целостность профессионально-личностной позиции

когнитивным, ценностным и конативным компонентами и соответствующими им показателями.

Когнитивный компонент в системе отношений отражает владение личностью определенным уровнем знаний и представлений о своем внутреннем и окружающем мире, подразумевает социальную и профессиональную компетентность психолога, понимание сущности профессионально-личностной позиции и ее логики.

Ценностный компонент в структуре профессионально-личностной позиции стимулирует и способствует более глубокому осознанию студентом значимости и важности идейных основ процесса формирования профессионально-личностной позиции для успешности в будущей профессиональной деятельности.

Конативный компонент способствует самоорганизации и мобилизации личностью собственного потенциала и готовности познавать и творчески самовыражаться, преобразуя себя и окружающий мир.

В исследовании профессионально-личностной позиции студента-психолога:

- в когнитивном компоненте выделены следующие показатели - самооценка, (отношение к себе), социальная компетентность (отношение к людям), интернальность в межличностном общении (отношение к общению), познавательная активность (отношение к знаниям), готовность к самообразованию (отношение к самообразованию);

- в ценностном компоненте - самоуважение (отношение к себе), ценностные ориентации (отношение к людям), устойчивость в межличностном общении (отношение к общению), потребность в познании (отношение к знаниям), стремление к личностному росту (отношение к самообразованию);

- в конативном компоненте - самоконтроль (отношение к себе), гибкость поведения (отношение к людям), самоэффективность в общении (отношение к общению), самоэффективность в профессиональной деятельности (отношение к знаниям), готовность к саморазвитию (отношение к самообразованию).

Как целостное системное образование профессионально-личностная позиция студента-психолога имеет уровневую организацию, которая представлена стабильно-неустойчивым типом отношений; относительно-устойчивым; достаточно устойчивым; стабильно-устойчивым.

На основе выделенных нами компонентов, обеспечивающих целостность профессионально-личностной позиции как системы устойчивых смысложизненных отношений личности к себе, к людям, в общении, к знаниям, к самообразованию, нами разработана психологическая модель формирования профессионально-личностной

позиции студента-психолога, которая может быть положена в основу психологического сопровождения процесса формирования профессионально-личностной позиции будущего профессионала, в результате осуществления которого можно прогнозировать переход с более низких на более высокие уровни развития профессионально-личностной позиции.

Таким образом, профессионально-личностная позиция студента-психолога является

психологической категорией, имеющей свою структуру (компоненты), показатели и уровни, условия (предпосылки по Б.Г. Ананьеву) и факторы формирования. В нашем исследовании эмпирически обоснованы психологические детерминанты, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования профессионально-личностной

позиции студента-психолога (Л.В. Абдалина, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, А.А. Жигулин, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Ларина, С.А. Сысоева, А.С. Огнев и др.).

Мы полагаем, что наше исследование позволит вскрыть закономерности формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в образовательном процессе ВУЗа, ранее не попадавшее в поле зрения исследователей.

На всех этапах исследования нами использовался систематизированный диагностический инструментарий, в который вошли следующие методики:

«Самоактуализация личности» (А. Шостром);

«16-факторный личностный опросник» (Р.Б. Кеттелл);

«Локус контроля» (Дж. Роттер);

«Тест определения самоэффективности» (Мадукса и Шера, перевод и модификация Л. Бояринцевой, под руководством Р.Л. Кричевского);

«Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогической деятельности Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности» -

модифицированный вариант (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: программное обеспечение SPSS 16 для Windows, «Статистика», факторный анализ (Varimax), критерии Стьюдента, Вилкоксона, Манна-Уитни.

Учитывая, что профессионально-личностная позиция студента представлена как целостная устойчивая система взглядов и отношений личности студента к себе и к другим, к общению, к труду, к самообразованию, то и достижения, обеспеченные процессами самопознания и самореализации, возможны у самоактуализирующейся личности, заинтересованной в развитии собственного потенциала и обретении внутренней целостности.

Для оценки степени выраженности самоактуализации у участников эксперимента использовался опросник А. Шострома «Самоактуализация личности». По мнению А. Маслоу, самоактуализация - это «полное использование талантов, способностей,

возможностей и т.п.». Человек, достигший этого высшего уровня своих потребностей, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Полученные данные в контрольной и экспериментальной группе до и после практикума, сопоставлялись между собой с помощью применения методов математической статистики. Результаты исследования отражены в таблицах.

Качественный анализ полученных данных указывает на возрастание значений, характеризующих центральную тенденцию самоактуализирующейся личности.

Можно сделать вывод о том, что в ходе спецпрактикума произошло развитие

самоактуализации у его участников, выразившееся в стремлении к более полному выявлению и развитию студентами-психологами возможностей личностно-профессионального развития, и как следствие этого формирования профессионально-личностной

позиции студента-психолога.

Для оценки индивидуально-психологических особенностей в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога: интеллектуальных особенностей, эмоционально-волевых свойств, коммуникативных качеств и особенностей межличностного взаимодействия использовался 16PF - опросник Р.Б. Кеттелла. В результате исследования с помощью данного опросника личность студента-психолога

описывается фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами.

Структура факторов опросника у каждого отдельного студента-психолога отражает вероятностную модель индивидуально-

психологических свойств его личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях, в т.ч. и в ситуации личностно-профессионального развития.

Таблица 1

Эмпирические значения нормированной случайной величины 1

творчеству Таблица 2

Эмпирическое значение нормированной случайной величины 1

Для оценки сформированности уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями у испытуемых контрольной и экспериментальной группы использовался метод исследования «Локус контроля» Дж. Роттера, который позволил установить уровни локализации (экстернальный и интернальный) для значимых жизненных позиций студентов. При экстернальном уровне локализации

студент полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил -случая, других людей и т. д. Во втором случае он интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.

самоэффективности в деятельности и общении испытуемых мы применили тест определения самоэффективности (Мадукса и Шера, перевод и модификация Л. Бояринцевой, под руководством Р.Л. Кричевского). Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения, жизни в целом, что в конечном счете, определяется самоэффективностью личности [4].

Таблица 4

Эмпирическое значение нормированной случайной величины 1

№ Шкала Значимость различий

п/п Экспери- Контроль-

1 Шкала ориентации во 4,365 1, 14-6

2 Шкала поддержки 2,801 1,892

3 Ценностные ориентации 3,452 1,028

4 Шкала гибкости 4,211 2,1 08

5 Шкала контактности 3,8(57 2,171

6 Сензитивность 4,545 2,287

7 Самоуважение 5,322 1,156

8 Самопринятие 3,687 1,892

9 Синергия 2,665 1,973

10 Высокая потребность в 5,001 1,465

11 Стремление к 3,823 1,395

Таблица 3

Эмпирическое значение нормированной случайной величины Т

Значимость различий по

Параметр Т-критерию Вилкоксона

Экспериме Контрольна

нтальная я

группа группа

Общая интернальность 4,121 0,613

Интернальность в сфере достижений 4,047 2,516

Интернальность в сфере неудач 3,714 1,032

Интернальность в

про- фессиональнойдеятел 4,315 1,144

ьности

Интернальность в

межличностном 3,475 2,322

общении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицание активности 4,850 1,371

Для исследования и диагностики

Параметр Значимость различий по 1-критерию Стьюдента

Экспериментальна я группа Контрольна я группа

Общительность 4,879 1,349

Интеллект 5,203 1,541

Эмоциональная устойчивости 4,007 1,818

Ответственност ь 5,235 1,234

Эмпатичность, толерантность 5,044 2,002

Диалогичность 4,678 1,952

Гибкость мышления 3,092 1,961

Самоконтроль 5,373 2,588

Самооценка 3,824 1,604

Значимость различий по 1-

Параметр критерию Студента

Экспериментальн Контрольн ая группа

ая группа

Самоэффективнос

ть в

профессионально й деятельности 5,603 1,825

Самоэффективнос ть в общении 3,024 1,457

Учитывая, что в профессии психолога его личность имеет особое значение (не зря многие признают личность психолога главным инструментом в его работе), можно полагать, что личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

- профессионально-личностную позицию студента-психолога можно рассматривать как систему устойчивых взглядов и ценностных ориентаций, определяющую избирательность и произвольность профессионального поведения и обеспечивающую устойчивые (социально-зрелые, продуктивные) межличностные отношения, культурную и профессиональную самоидентификацию и саморазвитие, целостную устойчивую систему взглядов и отношений личности к себе и к другим, к общению, к труду, к самообразованию, которая проявляется в сознательно-избираемом взаимодействии с окружающей действительностью, что обеспечивает наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности;

- психологическая структура профессионально-личностной позиции студента-психолога состоит из совокупности взаимосвязанных отношений личности студента-психолога к себе, к людям, к общению, к труду, к самообразованию и отношение к окружающему миру, рассматриваемых в структуре трех компонентов: когнитивного, ценностного и конативного, которым соответствуют следующие показатели: самооценка, социальная компетентность, интернальность в межличностном общении, познавательная активность, готовность к самообразованию, потребность в познании, стремление к личностному росту, самоконтроль, гибкость поведения, самоэффективность в общении, самоэффективность в профессиональной деятельности, готовность к саморазвитию;

- психологическая модель формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога включает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: методологические подходы, компоненты, показатели и уровни профессионально-личностной позиции студента-психолога, психологические факторы, спецпрактикум, прогнозируемый результат.

Разработанный психологический

спецпрактикум, состоящий из диагностического, информационного, практического и аналитического этапов, явился эффективным средством формирования профессионально-личностной

позиции студента-психолога.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: «Наука», 2000. - 335 с.

2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 356 с.

4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. -Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.

5. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, совремемнная практика и применение: пер. с анг. - / К. Роджерс. -М.: Психотерапия 2007. - 560 с.

BopoHe^CKHroKOHOMHKO-npaBOBOHHHCTHTyT

ATTITUDINAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION OF STUDENTSASPSYCHOLOGISTS

O.P. Polukina, S.L. Igolkin

The paper is devoted to formation of professional and personal position of students as psychologists. Professional and personal position of students as psychologists is examined as higher integral psychical quality, that is characterized as a system of relations of man to itself and to surrounding reality that determines her attitude toward itself, to other, to the communication, to labour, to self education

Key words: vocational and personal position, a system of relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.