Научная статья на тему 'Структурно-семантические группы глаголов с приставкой по-'

Структурно-семантические группы глаголов с приставкой по- Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
858
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКОЙ / VERBS WITH PREFIX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аспиева Лейла Султановна

Применение метода лингвостилистической абстракции (ЛА) позволило нам выделить в идиолекте А.П. Чехова три группы семантических значений производных глаголов с формантом по-: 1) глаголы с формантом по-, выражающие ограничение действия; 2) глаголы с формантом по-, выражающие результативность действия; 3) глаголы с формантом помногократного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of the linguistic analysis helped us to single out in A.P.Chekhov's idiolectics three groups of semantical meanings derivative verbs with prefix по-: 1) verbs with prefix поwith the meaning of action limitation; 2) verbs with prefix поwith the meaning of action results; 3) repeated action verbs with prefix по-.

Текст научной работы на тему «Структурно-семантические группы глаголов с приставкой по-»

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ С ПРИСТАВКОЙ ПО-

Л.С. Аспиева

STRUCTURAL-SEMANTICAL VERB GROUPS WITH PREFIX ПО-

Aspieva L.S.

The usage of the linguistic analysis helped us to single out in A.P.Chekhov's idiolectics three groups of semantical meanings derivative verbs with prefix по-: 1) verbs with prefix по-with the meaning of action limitation; 2) verbs with prefix по- with the meaning of action results; 3) repeated action verbs with prefix по-.

Применение метода лингвостилистиче-ской абстракции (ЛА) позволило нам выделить в идиолекте А.П. Чехова три группы1 семантических значений производных глаголов с формантом по-: 1) глаголы! с формантом по-, выражающие ограничение действия; 2) глаголы! с формантом по-, выражающие результативность действия; 3) глаголыi с формантом по- многократного действия.

УДК 811.161.1+80/81

Значительное место в числе словопроизводных средств русского языка принадлежит приставкам. Присоединение любой приставки к производящим глаголам приводит к структурным и семантическим изменениям. В одних случаях эти изменения приводят к образованию новых глаголов, в других - лишь касаются внешнеграмматиче-ской стороны приставочных глаголов.

Данная статья посвящена описанию структурно-семантических особенностей глаголов с приставкой по- на материале идиолекта А.П. Чехова.

В процессе анализа продуктивных словообразовательных типов (СТ) глаголов с приставкой по- мы использовали метод лингвостилистической абстракции (ЛА), разработанный Жеребило Т.В., и его модификации - информационные модели СТ. «Исследование материала при помощи лин-гвостилистической абстракции выявляет регулярную воспроизводимость типовых языковых средств в каждом конкретном тексте... Анализ языковых значений, форм, функций с помощью лингвостилистической абстракции основывается на положении о том, что инвариантное в языке - это обратная сторона вариантного, представляющего собой способ существования и функционирования единиц языка и системы языковой в целом» (1).

Приставки в контексте выполняют роль не только словопроизводства глагола, но и сообщают ему дополнительные семантические значения. Словообразовательная

ы

У Ч Аспиева Л.С.

|Нм «Структурно-семантические группы глаголов с приставкой по-»

семантика форманта находится в тесной взаимосвязи с соотношением мотивированного и мотивирующих слов, парадигматических связей в словообразовательной семантике, категорий видов, времен и т.д. «В большинстве значений префиксов сочетается значение сов. в. со словообразовательными значениями, характеризующими с разных сторон действие, названное мотивирующим глаголом» (2). Исследуя проблему словообразовательной семантики, Улуханов И. С. в своей книге акцентировал наше внимание на то, что «параллельно с описанием конкретного материала шло и теоретическое рассмотрение многих проблем словообразовательной семантики - таких, как семантическое соотношение мотивированного и мотивирующих слов, разработка словообразовательных категорий, определение специфики словообразовательного значения в сравнении с грамматическим и лексическим значением, синонимия и омонимия словообразовательных средств, а в последнее время -и семантические ограничения сочетаемости словообразовательных морфем с мотивирующими основами» (3, с. 3).

Наиболее активными приставками в идиолекте А.П. Чехова являются: в- (во-), вы-, за-, на-, по-, у-.

Формант по- на фоне других приставок - самый продуктивный тип словообразования.

Присоединение приставки по- к бесприставочным глаголам приводит к образованию синонимичных семантических значений. На фоне других приставок она является продуктивной, так как образует большое количество глаголов совершенного вида, которые используются в языкознании как выражение видового значения. Надо отметить, что образование лексико-семанти-ческих значений глаголов зависит от его видового значения. Видовую корреляцию (соотношение) образуют глаголы лексически синонимичные, но имеющие разные видовые значения. Совершенный вид глаголов предполагает предел действия или его результат, несовершенный вид, показывает действие в его течении, продолжительности.

В анализируемых глаголах приставка по- кроме лексических значений в зависимости от реальной ситуации, некоторых языковых и речевых факторов придает исходной основе дополнительные семантические значения. «Значение форманта можно установить лишь в результате обобщения тех значений, которые «приходят на его долю» в контекстах, т.е. в словах («внутренний контекст» форманта) и в словосочетании или предложении (внешний контекст» форманта)» (3, с. 103).

Применение метода ЛА позволило нам выделить три группы семантических значений производных глаголов с приставкой по-: 1) глаголы с формантом по-, выражающие ограничение действия; 2) глаголы с формантом по-, выражающие результативность действия; 3) глаголы с формантом по- многократного действия.

В процессе анализа лингвистических единиц были использованы следующие структуры: текст, информационные модели, схемы и т. д.

Приведем ряд примеров с приставкой по- по образцу следующей схемы:_

СТ

от глаголов несовершенного вида

при помощи приставки по-образуются глаголы совершенного и несовершенного вида со значением: 1) «уточнить действие»; 2) «совершить кратковременное действие»; 3) «совершить действие в незначительной мере»; 4) «начать действие»; 5) «довести действие до результата»; 6) «совершить действие, протекающее с небольшими перерывами;7) «действие, простирающееся на несколько объектов или совершаемое несколькими субъектами».

1. Группа глаголов, в которых формант по- выражает ограничение действия, меняет лексическое и грамматическое значение. Эту группу глаголов можно разделить на четыре подгруппы в зависимости от лексико-семантических значений.

1.1. «Уточнить действие, названное мотивирующим глаголом». н.в. с.в.

1) дать ^ по-дать

Косарь в цилиндре лезет за пазуху и со скоростью двух с половиною вершков в час вытаскивает оттуда засаленную бумагу и подает ее контролеру. (В вагоне.Т.1:154). н.в. с.в..

2) жать ^ по-жать

Дьякон в лиловой рясе, с соломой в волосах, пожимает все руки и возглашает во всеуслышание: «Ммое почтение! С праздником честь имею! А ... кгм!!?». (Ярмарка. Т. 1: 203).

н.в. с.в.

3) жрать ^ по-жрать

Они стоят и только пожирают глазами лошадок, солдатиков и оловянные пистолетики. (Ярмарка. Т. 1: 203).

н. в. с. в.

4) править ^ по-править

- Пущай, - поправляет жандарм. (Суд. Т. 1: 157).

В данных контекстах употребляются глаголы с приставкой по- в форме несовершенного вида, обозначающие действие, происходящее в настоящий момент: подает, пожимает, пожирают, поправляют. Эти глаголы обозначают конкретные действия, имеющие незначительную продолжительность по времени.

1.2. «Совершить кратковременное действие, названное мотивирующим глаголом». н.в. с.в.

1) бегать ^ по-бегать

Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел. (Радость. Т. 1: 58).

н. в. с. в.

2) благодарить ^ по-благодарить

Он поблагодарил, сконфузился, покашлял и улетучился. (Цветы запоздалые. Т. 1: 206).

н.в. с.в.

3) жить ^ по- жить

- Хоть бы денек со мной, несчастной, пожили. (Егерь.Т.3:72).

н.в. с.в.

4) пробовать ^ по-пробовать

Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным. (Орден.Т.2:25).

н.в. с.в.

5) просить ^ по-просить

Он зарыдал и попросил позволения пойти умыться и успокоиться. (Шведская спичка. Т.2:17).

н.в. с.в.

6) смотреть ^ по- смотреть

Орлов потянулся, зевнул и посмотрел на Пекарского. (Рассказ неизвестного человека. Т.8:119).

Семантика глаголов данной группы обширна. В основном она состоит из глаголов физического действия, состояния и интеллектуальной деятельности. Приставка по-в производных глаголах совершенного вида указывает на действие: 1) ограниченное во времени: побегал, пожили; 2) выполненное в один прием: поблагодарил, попробовал, по-просил,посмотрел.

1.3. «Совершить в незначительной мере действие, названное мотивирующим глаголом».

н.в. с.в.

1) белить ^ по-белить

Стены были белы как снег, но их побелили; полы сияли и лоснились, но их мыли каждый день. (Тайный советник. Т. 5: 19). н. в. с. в.

2) гладить ^ по-гладить

- И Гауптвахтов погладил большого серого кота, валявшегося на стойке... (Забыл! Т. 1: 167).

н. в. с. в.

3) морщить ^ по- морщить

Доктор вместо ответа издал громкий глотательный звук, и углы губ слегка поморщились в презрительную улыбку. (Цветы запоздалые. Т.1:275).

н. в. с. в.

4) пудрить ^ по-пудрить

В половине двенадцатого я попудрился, чтоб казаться бледным, своротил в сторону галстук и с озабоченным лицом и с всклокоченными волосами подошел к Оле. (Зеленая Коса.Т.1:177).

Приставка по- в производных глаголах совершенного вида обозначает незначительную степень действия, а также указывает на действие, распространяющееся по поверхности предмета в течение короткого времени: побелили, погладил, поморщи-

Аспиева Л.С.

«Структурно-семантические группы

лись, попудрился. Это глаголы конкретного физического действия.

1.4. «Начать действие, названное мотивирующим глаголом».

н. в. с. в.

1) бежать ^ по-бежать

Высокий и широкоплечий господин в цилиндре соскочил с шарабана, взял на руки мальчишку и, подпрыгивая, весело побежал к стеклянной двери. (Живой товар. Т. 1: 224).

н. в. с. в.

2) ехать ^ по-ехать

Поехал я в Кляузовку и давай вокруг нее описывать спираль. (Шведская спичка. Т. 2:19).

н.в. с.в.

3) катить ^ по-катить

Ржевецкий вскочил в коляску, взял в руки вожжи, и коляска покатила по мягкой дороге. (Барыня.Т.1:210).

н.в. с.в.

4) лезть ^ по-лезть

Он полез в задний карман и вместе с платком вытащил оттуда какой-то ремешок. (Речь и ремешок.Т.1:301).

н.в. с.в.

5) чувствовать ^ по-чувствовать

Маруся почувствовала, что у нее леденеют и подгибаются ноги. (Цветы запоздалые. Т. 1: 287).

Большинство глаголов с приставкой по- данной группы являются продуктивными и сочетаются только с глаголами: 1) однонаправленного движения: побежал, поехал, покатила, полез; 2) состояния: почувствовала. Они указывают на однократное действие.

2. Глаголы с приставкой по-, выражающие результативность действия. н.в. с.в.

1) бриться ^ по-бриться

Папаша побрился, поводил у себя по лысине гребнем, оделся поприличнее и отправился «пожалеть единственного сына». (Папаша. Т. 1: 124).

н.в. с.в.

2) венчать ^ по-венчать

-Со мной повенчал Бог, со мной и живи. (Барыня. Т .1:214).

н.в. с.в.

3) краснеть ^ по- краснеть

Ахинеев покраснел. (Клевета.Т.1:107).

н.в. с.в.

4) мять ^ по-мять

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он помял руками лицо, крякнул и засмеялся. (Страх. Т. 8: 92).

н.в. с.в.

5) обедать ^ по-обедать

Выходил он из своей комнаты только затем, чтобы пообедать. (Страх. Т.8:92).

Глаголы, содержащие формант по- со значением «доведение действия до результата», обозначают качественные изменения и являются глаголами конкретного физического действия: побрился, повенчал, покраснел, помял, пообедать. Глагол покраснел обозначает относительные становления признака. Это глагол, мотивированный прилагательным со значением интенсивности признака. Данные глаголы с приставкой по-выражают действие, обозначающее предел допустимого, поглощенность субъекта действием, его увлеченность.

3. Глаголы с формантом по- многократного действия.

3.1. «Совершить действие, протекающее с небольшими перерывами».

Глаголы данного значения образуются при помощи суффиксов -ыва-, -ива-. н. в. н. в.

1) гляд(е-ть) ^ по-гляд-ыва-ть

Она беседовала и искоса поглядывала на свою дачу: не проснулся ли, мол, тот тиран, деспот? (Живой товар. Т. 1: 252). н.в. н.в.

2) катить ^ по-кат-ыва-ться

Они покатывались со смеха, щипались, ежеминутно вскакивали со своих мест и гонялись друг за другом (Цветы запоздалые. Т. 1: 288).

н.в. н.в.

3) муч(и - ть) ^ по-муч-ива-ть

Его начало помучивать беспокойство. (Смерть чиновника.Т.1:76).

н.в. н.в.

4) смотреть ^ по-сматр-ива-ть

Морские свинки дрожат от холода, а

ежи с любопытством посматривают из-под

своих колючек на публику.(В Москве на Трубной площади.Т. 1: 103).

Непарность этих глаголов зависит не только от особенностей лексико-семан-тических значений, но и от словообразовательной структуры мотивирующих слов. Приставка по- в сочетании с суффиксами -ыва-, -ива- указывает на продолжительность действия, протекающего небольшими интервалами.

3.2. «Действие, простирающееся на несколько объектов или совершаемое несколькими субъектами».

н.в. с.в.

1) гнаться ^ по-гнаться

За ним погнались. (Барыня. Т. 1: 226). н. в. с. в.

2) дарить ^ по-дарить

На другой день Лапкин привез Коле из города краски и мячик, а сестра подарила ему все свои коробочки из-под пилюль. (Злой мальчик. Т.1:79).

н.в. с.в.

3) крутить ^ по- крутить

Все покрутили носом: от красного платка с желтыми цветами понесло табачным запахом. (Цветы запоздалые. Т.1: 28). н.в. с.в.

4) нюхать ^ по-нюхать

Каштанка и он добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу. (Каштанка. Т. 6: 286).

Глаголы с приставкой по- обозначают действие, распространяющееся на объект или субъект, а также совершаемое несколькими лицами: погнались, подарила, покрутили, понюхали.

Анализ глаголов с приставкой по-, собранных методом сплошной выборки из произведений А.П. Чехова, показывает, что данный СТ является частотным в обработанных текстах. В текстах прослеживается взаимосвязь смысловых отношений между мотивирующим словом и мотивированным.

Характерной особенностью глаголов с приставкой по- является их «внутренняя» мотивированность. В них «выделяются те компоненты значения, которые выражены мотивирующей основой и формантом» (3, с. 83).

Классификация языкового материала позволила более подробно рассмотреть структурно-семантические свойства форманта по- и мотивационные отношения глаголов несовершенного и совершенного вида.

Исследованный материал показал, что приставка по- с видовым значением, главным образом, выступает в составе переходных глаголов конкретного действия с выраженными семантическими значениями.

Анализ языка идиолекта А.П. Чехова позволил исследовать функции, значения общеупотребительных производных глаголов и коннотации языковых единиц в контексте. Информационные модели СТ, являясь одной из форм ЛА, помогают понять значение производных и членимых глаголов, их структурно-семантические особенности. С помощью ЛА возможно описать словообразовательные особенности в плане их системной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жеребило Т.В. Лингвостилистическая абстракция как метод исследования. Нальчик, 2005. - С. 23.

2. Русская грамматика: В 2 Т. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М, 1980. - Т. 1.

3. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М, УРСС, 2004.

4. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах. - М., 1985.

Об авторе

Аспиева Лейла Султановна, аспирантка 3-го курса Ингушского государственного университета. Основные научные интересы лежат в области словообразовательной семантики, авторской лексикографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.