Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ'

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чалый Александр Николаевич

В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностного отношения курсантов военной образовательной организации высшего образования к безопасности военной службы, которая связана с созданием организационно-методической системы формирования ценностностных ориентаций личности курсанта в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND COMPONENT ANALYSIS OF THE VALUE ATTITUDE OF CADETS TO THE SECURITY OF MILITARY SERVICE

The article deals with the acute problem of forming the value attitude of cadets of a military educational organization of higher education to the security of military service, which is associated with the creation of an organizational and methodological system for developing value orientations of a cadet’s personality in the process of vocational training.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

УДК 341.357.6^4 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-172-181

ББК 74.48

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

STRUCTURAL AND COMPONENT ANALYSIS OF THE VALUE ATTITUDE OF CADETS TO THE SECURITY OF MILITARY SERVICE

Чалый Александр Николаевич

Преподаватель кафедры управления войсками (подразделениями в мирное время), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва», Омский автобронетанковый инженерный институт, Министерство обороны РФ E-mail: alexander-omsk@mail.ru

Chaly Alexander N.

Lecturer at the Department of Command and Control of Troops (Units in Peacetime), Federal State-owned "Military Educational Institution of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulyov" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Omsk Armored Tank Engineering Institute, Ministry of Defense of the Russian Federation E-mail: alexander-omsk@mil.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностного отношения курсантов военной образовательной организации высшего образования к безопасности военной службы, которая связана с созданием организационно-методической системы формирования ценностностных ориентаций личности курсанта в процессе профессиональной подготовки.

Abstract. The article deals with the acute problem of forming the value attitude of cadets of a military educational organization of higher education to the security of military service, which is associated with the creation of an organizational and methodological system for developing value orientations of a cadet's personality in the process of vocational training.

Ключевые слова: военное образование, профессиональная подготовка, уровни сформированности, учебно-профессиональная

Keywords: military education, vocational training, levels of development, educational and professional activity, the value-semantic

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Чалый А. Н., 2023

деятельность, ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, ценностное отношение.

sphere, value orientations, a value attitude.

Для цитирования: Чалый А Н. Структурно-компонентный анализ ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 172-181. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-172181.

Cite as: ChaLy A. N. Structural and component analysis of the value attitude of cadets to the security of military service. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 172-181. DOI: 10.31862/22188711-2023-1-172-181.

Необходимость использования аксиологического подхода связана с генезисом проблемы исследования профессионально важных качеств будущего офицера, в частности, ценностного отношения к безопасности военной службы, определению его концептуальных положений; с поиском научных основ формирования ценностного отношения курсантов. Поскольку, как отмечает В. А. Сластенин, именно аксиологический подход создает механизм связи между познанием и практической деятельностью, давая возможность проанализировать направленность личности на «...осмысление, признание, актуализацию, создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества», решение задач гуманизации общества [1].

Важной составляющей профессионального самосовершенствования будущего офицера является аксиологическая направленность, рассматривающая профессионально-личностное развитие курсанта военного вуза с точки зрения социальной и личностной ценности, что, в свою очередь, формирует положительную установку на самообразование, которое, «...являясь личностной и профессиональной ценностью, инициирует профессиональное совершенствование специалиста и приводит к повышению качества профессиональной деятельности» [2].

Анализ научных подходов к концептам «ценности», «ценностные ориентации», феномена ценностных отношений личности позволил определить ключевое понятие исследования, а именно: ценностно-смысловая сфера личности - это целостное, творческое и интегрированное образование личности, определяющее смысло-жизненные стратегии человека на основе личностно значимых ценностей и смыслов. Отечественные научные традиции связаны с рассмотрением ценностей в сфере должного, берущегося в качестве нормы идеала, цели [3].

Анализ научных подходов на проблему ценностей и ценностных ориентаций позволяет сделать вывод, что ценности - объекты действительности, которые способствуют реализации человеческих потребностей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к объекту (ценности).

Под ценностными отношениями в рамках исследования понимается избирательно осознанная связь человека с объектами деятельности, при возникновении которой они приобретает свойство ценности. Это в итоге, интегрируясь в сознании человека, присваиваясь личностью из окружающей действительности и культуры (в широком

смысле), определяет уровень его социального и профессионального опыта на данной стадии профессионально-личностного развития [4].

Ценностное отношение к миру является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности вместе с познанием мира и его практическим освоением [5].

Ценностное отношение включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты и характеризуется бескорыстием, душевной стремлением, свободным выбором, чувствами удовольствия, радости, душевного подъема [6].

Совокупность сложившихся ценностных отношений обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности интересов и потребностей. С этих позиций процесс воинского воспитания курсантов в военном вузе должен быть обязательно ориентирован на формирование смыслового развития личности, которое характеризуется именно ценностным отношением будущих офицеров к другим людям, внутренней направленностью на благо других людей, общества, человечества в целом, что и определяет сущность служения как личностного качества и стремление личности реализовать эту направленность в собственной деятельности, ценностно-ориентированном поведении.

На основе характеристики основных концептов ценностно-смысловой сферы личности можно представить ее структурно-уровневую модель как многослойное образование, в котором функционируют ценности, смыслы, ценностные ориентации, мотивы, потребности, цели, интересы, установки, вера, чувства, переживания, знание, понимание, поведение, поступки.

При создании модели ценностно-смысловой сферы личности системообразующим фактором является задача, которая обеспечивает отбор существенных признаков и характеристик, определяет характер разрабатываемой модели (структурная, функциональная или структурно-функциональная). При этом органической частью любой модели следует считать ограничения и допущения, имеющие определенную степень идеализации свойств объектов и исследуемых процессов. Следует особо подчеркнуть, что вне контекста задачи исследования понятие модели не имеет смысла.

Определение содержания, структуры и особенностей ценностно-смысловой сферы будущих офицеров обусловлено спецификой военно-профессиональной деятельности, современными трендами профессиональной успешности военной службы и особенностями организации учебно-воспитательного процесса в военной образовательной организации высшего образования (далее - ВООВО).

Профессиональная деятельность должна рассматриваться как «исторически обусловленный социально-психологический феномен; это явление общекультурное и этическое, оно содержит ценностно-смысловую составляющую» [7].

Связь процесса профессионально-личностного развития и становления ценностно-смысловой сферы личности обусловлено рядом факторов: результатом профессиональной деятельности являются не только непосредственные результаты, но и взаимосвязи, возникающие вследствие осуществления профессиональных функций; успешность профессиональной деятельности обусловлена осознанием человеком смысла такой

деятельности, видением ее метаценности; возникновение «чувства собственной значимости», повышение самооценки как результата успешной деятельности [8].

С. А. Дружилов указывает на неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией. Соответственно, сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смысла профессиональной деятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [7].

В учебно-воспитательном процессе ВООВО, с одной стороны, на основе системы ценностных ориентаций личности курсанта формируется отношение к профессиональной или учебной среде, с другой - сама учебно-профессиональная деятельность влияет на ценностную систему личности [9].

Ценностно-смысловая сфера будущего офицера, выступающая как объект научного исследования, должна рассматриваться с точки зрения ее функциональной структуры. Обобщение научных подходов к определению функций ценностей и ценностных ори-ентаций позволило А. Ю. Калугину представить такую номенклатуру: непосредственные (решение конкретных актуальных задач) и отдаленные (инстинктивно-защитная); ориентационная, мотивационная, оценочная, функция целеполагания, интеграционная, нормативная, социокультурная; адаптивная, эго-защитная, ценностной репрезентации, системообразующая, смыслообразующая [10].

Функциями ценностных ориентаций также называют такие: экспрессивная, защита личности от негативного влияния информационного пространства, познавательная, функция гармонизации психических процессов.

Среди основных функций ценностных ориентаций как личностного образования Б. С. Братусь особенно отмечает регулятивную, утверждая, что любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны его успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее моральной оценки [11].

Обобщение современных научных подходов к определению полифункционального характера ценностей, ценностных ориентаций личности позволило выделить функции ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера.

Ориентационная функция связана с необходимостью выбора ведущих основ жизнедеятельности человека в условиях неопределенности, принципиальной запутанности современного социального мира, рост энтропийности и нелинейного измерения личностного и профессионального развития и саморазвития будущих офицеров.

Мотивационная функция ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера обусловливает направленность личности на достижение определенных целей, удовлетворение потребностей, желаний в различных сферах жизнедеятельности.

Функция целеполагания связана с необходимостью задания координат «поля ценностей и смыслов», определения стратегии удовлетворения потребностей личности благодаря построению иерархии целей. Функция целеполагания предопределяет личностные смыслы для любой формы активности личности.

Регулятивная функция рассматривается в контексте обеспечения личностного и профессионального развития будущих офицеров как средство отбора соответствующих

форм и методов активной жизнедеятельности. Регулятивная функция реализуется в направлении деятельности, поведения человека согласно ценностным ориентациям и личностных смыслов.

Адаптационная функция ценностно-смысловой сферы личности будущих офицеров связана, во-первых, с обеспечением условий жизнедеятельности человека в конкретных условиях воинского коллектива, во-вторых, с определением системы личностных ценностей и смыслов, которые способны обеспечить должный уровень активности и, соответственно, успешности в учебно-профессиональной деятельности.

Представленные функции ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера обусловливают основные подходы к определению и обоснованию структуры исследуемого психолого-педагогического феномена.

Следует отметить принципиальную невозможность создания универсальной модели ценностно-смысловой сферы личности. В то же время через функциональную структуру возможно отразить свойства ценностно-смысловой сферы личности во взаимосвязи структурных компонентов друг с другом и с внешней средой.

Проблема построения модели ценностно-смысловой сферы будущего офицера связана с тем, что разные ученые исследуют это явление на разных уровнях, с разных позиций к следственным целям и в разном контексте.

По нашему мнению, важнейшим является не перечисление компонентов ценностно-смысловой сферы будущих офицеров, а выявление внутренней логики взаимодействия между отдельными компонентами и роли каждого из них в выполнении функций ценностно-смысловой сферы в целом.

С точки зрения А. С. Шарова, ценностно-смысловая сфера личности является целостным образованием, включающим совокупность органически связанных компонентов, являющихся существенно значимым для самоопределения человека, его самоактуализации [12].

Значимость, как качественная характеристика ценности - это результат взаимоотношений индивида с миром, которые являются для него значащими. Значимость может проявляться и как актуальная потребность, которая побуждает индивида к построению целостной картины мира, идеальных образцов, моделей поведения и др.

Следовательно, структурно-уровневую модель ценностно-смысловой сферы будущего офицера целесообразно представить в единстве и взаимосвязи таких компонентов, как духовность, ценности, ценностные ориентации, личностные смыслы, переживания, идеалы, установки, и соответствующих уровней - дорефлексивный и когнитивно-рефлексивный.

Необходимо отметить, что представленный перечень нельзя считать иерархизиро-ванной структурой, поскольку, по нашему мнению, системообразующим компонентом ценностно-смысловой сферы является духовность личности, а другие компоненты являются рядоположенными и принципиально неиерархизированными.

Однако предлагаемый вариант представления структурно-уровневой модели ценностно-смысловой сферы личности учитывает идею о наличии ядра и периферии

исследуемого феномена, подвижности и динамики такой периферии. Стержневым компонентом ценностно-смысловой сферы будущего офицера является духовность. А. Лихачев рассматривает человека как личностное существо (сознательное, самосознающее, способное к самотрансценденции), способное к диалогичности, «к открытости духовной сферы». Принимая научные положения А. Е. Лихачева, мы считаем, что сущностью духовной личности является ее глубинное «Я», которое состоит из коллективного бессознательного (одним из коллективных представлений являются идеалы) [13].

Ценностные ориентации рассматриваются как «многомерное динамическое пространство». Исследуя динамику ценностных ориентаций, Н. А. Журавлева подчеркивает, что они, с одной стороны, являются достаточно динамичным образованием, ибо в зависимости от возраста, условий жизни, жизненного опыта, профессиональной деятельности ценностные ориентации меняются. Вместе с тем иерархия ценностных ори-ентаций является достаточно стабильной [14].

Интерес в качестве механизма духовно-нравственного развития личности будущего офицера направляет внимание на определенные явления, предметы. Манипулируя интересами, средства массовой информации, микросоциум сосредотачивают внимание на внешне привлекательных идеалах. Поэтому важной задачей учебно-воспитательного процесса ВООВО является создание условий для привлечения внимания курсантов на социально и личностно значимые ценности.

Ввиду того, что ценностно-смысловая сфера есть самоорганизующаяся система, где доминирующим компонентом является самосовершенствование личности, и вообще, в зависимости от стремления к реализации личностно значимой цели на основе высших духовных идеалов, следует учитывать внешние факторы, которые влияют на вектор развития личности. К ним следует отнести культуру (символы, знаки, мифы, ритуалы), историко-культурные традиции народа, семью [15].

Важное место в ценностно-смысловой сфере занимают переживания. Динамику развития эмоций и чувств мы можем проследить через ценностные ориентации личности, ценности и их характеристики, смыслы, которые могут возникнуть только в результате их предварительного признания.

В становлении ценностно-смысловой сферы личности существенную роль играет и когнитивный аспект (знание, понимание). Совокупность или даже система знаний еще не делает знание личностным знанием. Именно это отмечал В. Д. Шадриков, утверждая, что можно многое знать, но не быть духовным человеком, духовным знание становится только тогда, когда оно превращается в личностно значимое [16].

Во время обучения у курсантов проверяют уровень профессиональных знаний и компетенций, но мало кто интересуется тем, что они думают. Вместе с тем от способности думать, мыслить, анализировать зависит формирование мировоззрения, ценностного сознания, морально-политических и духовных убеждений, определяющих направленность личности будущего офицера.

Принципиальным для понимания особенностей ценностно-смысловой сферы личности является рассмотрение ее в контексте деятельности конкретной личности в

конкретных условиях, поскольку, «чтобы выяснить, как система функционирует и каковы ее эмерджентные свойства, есть только один путь - наблюдать ее в действии» [17].

Динамическая сложность ценностно-смысловой сферы личности заключается в признании вариативности связей компонентов исследуемого феномена. Степень динамической сложности ценностно-смысловой сферы как личностного образования связана с экспоненциальным принципом образования новых связей между соответствующими ее компонентами у каждой отдельной личности.

Мы исходим из того, что каждый из выделенных компонентов - духовность как системообразующий компонент и ценностные ориентации, личностные смыслы, установки, переживания, идеал - на определенном этапе развития личности способен находиться в разных состояниях, изменяться вследствие взаимодействия с другими компонентами и с внешней средой.

Если ценностно-смысловую сферу личности мы рассматриваем как систему с достаточно большим количеством компонентов и, что особенно важно, связей между ними, то существенное изменение хотя бы одного из таких компонентов способно привести к значимым изменениям во всей ценностно-смысловой сфере личности в целом.

Так, например, ценностный конфликт между идеальными представлениями о специфике военно-профессиональной деятельности и установками относительно этой профессии военного в социуме, которые транслируются средствами массовой информации, может привести к существенным изменениям профессионального становления будущего офицера. Гораздо более существенные противоречия возможны, в частности, при столкновении идеалов, сформированных вследствие системы семейно-семейных ценностей и социокультурной реальности.

Выводы

Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности нам представляется в виде такой структурно-уровневой модели, которая является многослойной, многокомпонентной и содержание которой представляет собой целостную совокупность психолого-педагогических феноменов.

Использование аксиологического подхода в исследовании дает возможность раскрыть ценностный смысл воинского воспитания курсантов, который проявляется на трех уровнях:

• во-первых, воинское воспитание курсантов в военном вузе в значительной степени обеспечивает ценность военного образования для государства, поскольку государство, безусловно, заинтересовано в формировании элиты Российской Армии, способной проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность на нравственно-этических началах и с учетом исторического опыта и перспектив внутреннего развития государства и укрепления его позиций на мировом уровне;

• во-вторых, процесс воинского воспитания курсантов является ценностью для общества, поскольку обеспечивает преемственность в его развитии и

возможность сохранения и обогащения культурных ценностей и смыслов, общественных идеалов; • в-третьих, воинское воспитание курсантов является ценностью для личности, поскольку формирует направление ее развития и саморазвития, которое является одновременно ценностью и носителем культурных ценностей общества и человечества.

Список литературы

1. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.

2. Седых Т. В. Педагогическое обеспечение процесса самообразования слушателей системы дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011. 23 с.

3. Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. 282 с.

4. Козлов О. А., Михайлов Ю. Ф., Вершинина С. В. Развитие дифференциации и индивидуализации в условиях интегративного и личностно-ориентированного обучения в военном вузе: моногр. М.: Палеотип, 2015. 96 с.

5. Зеленцова М. Г. Антиномия ценности и пользы в современной аксиологии // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2007. Вып. 2. С. 69-73.

6. Бабурова И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2009. 41 с.

7. Дружилов С. А. Смысл и ценности жизни и деятельности человека в структуре профессионализма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9-3. С. 149-152. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=5889 (дата обращения: 02.03.2022).

8. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 480 с.

9. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-185.

10. Калугин А. Ю. Ценностная направленность личности как выражение смыслообра-зующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материале студенчества): дис. . канд. психол. наук. Пермь, 2015. 179 с.

11. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.

12. Шаров А. С. Психология культуры, образования и развития человека: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 299 с.

13. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 20-50.

14. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2006. 335 с.

15. Uchoa Branco A., Valsiner J. (eds.) Cultural Psychology of Human Values. Cultural Psychology of human values. IAP Information Age Publishing, 2012. 294 p.

16. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2013. 464 с.

17. О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2006. 256 с.

References

1. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. Moscow: Akademiya, 2003. 192 p.

2. Sedykh T. V. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa samoobrazovaniya slushateley sistemy dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Chita, 2011. 23 p.

3. Baeva L. V. Tsennosti izmenyayushchegosya mira: ekzistentsialnaya aksiologiya istorii. Astrakhan: Izd-vo AGU, 2004. 282 p.

4. Kozlov O. A., Mikhaylov Yu. F., Vershinina S. V. Razvitie differentsiatsii i individualizatsii v usloviyakh integrativnogo i lichnostno-orientirovannogo obucheniya v voennom vuze: monogr. Moscow: Paleotip, 2015. 96 p.

5. Zelentsova M. G. Antinomiya tsennosti i polzy v sovremennoy aksiologii. Vestnik gumanitarnogo fakulteta IGKhTU. 2007, Iss. 2, pp. 69-73.

6. Baburova I. V. Vospitanie tsennostnykh otnosheniy shkolnikov v obrazovatelnom protsesse. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Smolensk, 2009. 41 p.

7. Druzhilov S. A. Smysl i tsennosti zhizni i deyatelnosti cheloveka v strukture professionalizma. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2014, No. 9-3, pp. 149-152. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5889 (accessed: 02.03.2022).

8. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva: ucheb. posobie. Moscow: Akademiya, 2004. 480 p.

9. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Pelekh Yu. V. Tsennostno-smyslovaya paradigma kak osnova postneklassicheskoy pedagogicheskoy psikhologii. Filosofiya obrazovaniya. 2013, No. 1, pp. 175-185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kalugin A. Yu. Tsennostnaya napravlennost lichnosti kak vyrazhenie smysloobrazuyushchey aktivnosti: struktura, dinamika i funktsii v strukture integralnoy individualnosti (na materiale studenchestva). PhD dissertation (Psychology). Perm, 2015. 179 p.

11. Bratus B. S. K probleme cheloveka v psikhologii. Voprosy psikhologii. 1997, No. 5, pp. 3-19.

12. Sharov A. S. Psikhologiya kultury, obrazovaniya i razvitiya cheloveka: ucheb. posobie. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2013. 299 p.

13. Likhachev A. Dukhovno-nravstvennaya zhizn v kategoriyakh psikhologii. Moskovskiy psikhoterapevticheskiyzhurnal. 2003, No. 3, pp. 20-50.

14. Zhuravleva N. A. Dinamika tsennostnykh orientatsiy lichnosti v rossiyskom obshchestve. Moscow: Izd-vo "In-t psikhologii RAN", 2006. 335 p.

15. Uchoa Branco A., Valsiner J. (eds.) Cultural Psychology of Human Values. Cultural Psychology of human values. IAP Information Age Publishing, 2012. 294 p.

16. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatelnosti cheloveka. Moscow: Izd-vo "In-t psikhologii RAN", 2013. 464 p.

17. O'Connor J., McDermott I. Iskusstvo sistemnogo myshleniya: Neobkhodimye znaniya o sistemakh i tvorcheskom podkhode k resheniyu problem. Transl. from English. Moscow: Alpina Biznes Buk, 2006. 256 p. (In Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 01.09.2022 The article was received on 01.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.