Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности к социальной работе у курсантов высших военно-учебных заведений'

Формирование профессиональной направленности к социальной работе у курсантов высших военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КУРСАНТЫ / CADETS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ. / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL TENDENCY / PROFESSIONAL SKILLS / MOTIVES FOR THE SERVICE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеев Сергей Петрович

В статье раскрыты основные направления формирования профессиональной направленности к социальной работе у курсантов гуманитарного профиля, анализируются мотивы их профессиональной активности, воспитательные факторы образовательного процесса в военном вузе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main ways of the cadets professional tendency to the social work are discovered, the motives for their professional activities in the military institution of higher education are analysed

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности к социальной работе у курсантов высших военно-учебных заведений»

С. П.МИХЕЕВ

доцент кафедры психологии и педагогики Высшей школы социально-управленческого консалтинга,

г. Москва*

Формирование профессиональной направленности к социальной работе у курсантов высших военно-учебных заведений

В условиях модернизации Вооруженных Сил РФ и перехода к качественно новой модели их функционирования важное значение придается социальной работе как фактору повышения морально-психологической устойчивости воинских коллективов.

Целенаправленную деятельность по повышению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей организуют военно-социальные работники, на уровне ротного и полкового звена - офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений. Их подготовка для подразделений Министерства обороны РФ проходит в Военном университете (г.Москва) и на гуманитарном факультете Военно-технического университета Спецстроя России (г. Балашиха).

Успех профессиональной подготовки военно-социальных работников во многом зависит от сформированности у них профессиональной направленности к социальной работе и устойчивой мотивации к военно-профессиональной деятельности.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Проблема профессиональной направленности специалиста не имеет единого

* Михеев Сергей Петрович, e-mail: miheevsp@yandex.ru

подхода в науке. Наиболее продуктивной мы считаем концепцию направленности личности С.Л. Рубинштейна, который определял направленность как «динамическую тенденцию потребностей, мотивов и

л

интересов»1. А.Н. Леонтьев раскрывал направленность личности через «смыслообразующий мотив» как смысл предметной деятельности2. А.Г. Ковалев относит направленность к сложным структурам личности и определяет ее как систему потребностей, интересов и идеалов, как

о

высший уровень регуляции деятельности и поведения человека3. В рамках концепции личности В.Н. Мясищев подчеркивает, что в направленности проявляется единство личности, а саму направленность трактует как «доминирующее отношение к себе, людям и предметной сфере деятельности», движущую силу личности, определяющую содержание ее потребностей и интересов4. Б.Г Ананьев определял направленность личности как совокупность ценностных ориентаций, динамических отношений и мотивов поведения5.

В профессиональной направленности личности выделяется два аспекта: а) источник направленности и б) предметное содержание -направленность на определенные предметы. Содержательный аспект направленности включает в себя цели деятельности и ценностно-смысловые образования личности, являющиеся ядром смыслообразующих мотивов.

Таким образом, профессиональную направленность личности мы можем определить как интегральное качество личности, характеризующееся совокупностью мотивов, установок, содержанием

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998, с.78.

2 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983, т. 1, с.34.

3 Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.84.

4 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960, с.78.

5 Ананьев Б. Г., Кауфман В. И. К изучению профессиональной направленности учащихся // Общий и технический кругозор учащихся. Л., 1934, с.201.

ценностно-смысловых образований профессионального сознания и выражающееся в интересах, отношениях и сферах предметной профессиональной деятельности.

Основным средством формирования профессиональной направленности к социальной работе у курсантов гуманитарного профиля мы считаем профессиональное воспитание, под которым подразумеваем целенаправленный комплексный процесс педагогического взаимодействия субъектов воспитания (командиров, офицеров-воспитателей, педагогов) с курсантами, влияния и воздействия на психологию их личности с целью формирования и развития профессионально важных качеств и выработки стремления к самосовершенствованию в интересах задач военной службы.

Результатом профессионального воспитания курсантов является военно-профессиональная культура специалиста, предполагающая особую профессиональную активность в военно-профессиональной среде, инициируемую ценностной позицией, ответственность за развитие профессионализма и реализацию личностного потенциала, т. е. определенный уровень профессиональной воспитанности военного специалиста.

Анкетирование и тестирование различных категорий курсантов гуманитарного профиля, применение метода экспертных оценок позволили определить основные особенности курсантов как специфической социально-психологической группы в системе военно-профессиональных отношений. Это:

♦ повышенная эмоциональность, неустойчивость психики и возбудимость центральной нервной системы, связанные с переходным возрастом (отметили 64 % офицеров-экспертов);

♦ выраженная связь с системой социальных и корпоративных ценностей социальной среды, из которой они перешли в военно-профессиональную общность;

♦ обостренное восприятие несправедливости в служебных отношениях с офицерами и преподавателями, а также в межличностном общении с сослуживцами (73 % опрошенных офицеров-экспертов считают, что это качество является причиной от 30 до 60% конфликтных военно-профессиональных ситуаций);

♦ высокий уровень личностных притязаний в межличностных отношениях (14% офицера-воспитателя, участвующих в исследовании в качестве экспертов, считают, что эта особенность характерна для 28 % курсантов 1-3 курсов и для 67 % курсантов 4-5 курсов);

♦ выраженная гомогенная (однополая) личностная среда, что влечет за собой жесткие «мужские» правила общения, четкую и категоричную постановку вопросов в сфере морали, чести и войскового товарищества;

♦ корпоративная солидарность в трудных условиях военной службы, стойкое перенесение ее тягот, ограничений и лишений.

Проведенный опрос курсантов 1 -го курса, обучающихся по гуманитарным специальностям, о причинах выбора военной профессии показал, что у социальных работников очень велик показатель воинских династий (41% всех поступивших в вуз) и стремление получить льготы, распространяющиеся на военнослужащих (20%), юристов и психологов привлекает престижность профессии (46% и 43% соответственно), по совету родителей поступили в военный вуз 13% юристов и 18% психологов.

Успешное выполнение профессиональных задач предполагает соединение специализированной подготовки специалиста с глубоким осознанием им своей профессиональной ответственности, мотивированной готовностью качественно выполнять свой долг. Исходя

из этого к основным понятиям профессионального воспитания курсантов, отражающим его содержание и выражающим основные профессионально важные качества (ПВК), можно отнести такие, как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональное достоинство, профессиональная ответственность, профессиональная зрелость, профессиональное сознание и профессиональное поведение.

Под понятием «профессиональный долг» в дискурсе исследуемой проблемы понимается совокупность нравственных нормативных требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом и воинским коллективом к личности курсанта в ходе выполнения ею профессиональных обязанностей.

Профессиональная честь определяется как морально-этическое военно-профессиональное качество, проявляющееся в достойном выполнении своего профессионального долга, признании обществом и воинским коллективом заслуг военнослужащих в сфере выполняемых профессиональных обязанностей и образе жизни, реализуемых в уровне их профессионального статуса, авторитета и репутации в воинской среде.

Профессиональное достоинство является интегральным показателем профессиональной компетентности и мастерства, важнейшей предпосылкой положительных результатов воинской деятельности, обеспечивающих устойчивое профессиональное развитие и реальный авторитет в профессиональной среде.

Профессиональная ответственность характеризует соответствие поведения курсантов их долгу с точки зрения выполнения профессиональных обязанностей перед обществом и профессиональной группой, способность отчитаться за свое профессиональное поведение и результаты труда.

В ответственности проявляется осознание своего служебного долга. Основой формирования профессионального сознания является рефлексивная мыслительная культура специалиста. В этом случае профессиональное сознание выступает как «деятельностно организованное сознание». С самооценкой курсантов тесно связан уровень их профессиональных притязаний, который выражается в степени трудностей задач, которые ставит перед собой конкретный курсант для самореализации в военно-профессиональной среде.

Интегрированной составляющей профессионального мастерства и важным этапом профессионального становления курсанта как специалиста является его профессиональная зрелость. Это термин введен Д.Сьюпером в рамках его теории профессионального развития и трактуется как соответствие профессионального поведения личности задачам ее профессионального развития и целям профессиональной деятельности.

Перечисленные профессионально важные качества курсантов проявляются в их профессиональном поведении, которое является регулятивной функцией взаимодействия с военно-профессиональной средой в различных ситуациях профессионального выбора.

Важной составляющей формирования профессиональной направленности курсантов к социальной работе является организация их профессионального самообразования. В ходе самообразования курсанты вырабатывают у себя профессионально важные качества. Как показал анализ военно-служебной практики выпускников вузов гуманитарной направленности, к наиболее важным качествам офицера-воспитателя относятся следующие:

- мыслительные: широкий кругозор, способность аналитически мыслить, быть проницательным и объективным в оценке других людей,

умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации; гибкость и нестандартность мышления, высокая профессиональная эрудиция;

- эмоционально-волевые: сильная воля и психическая устойчивость; работоспособность, целеустремленность, вера в успех;

- коммуникативные: коммуникабельность; развитая эмпатия; внимательность и забота о подчиненных;

- личностные: требовательность к себе, устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности; способность к рефлексии; мотивация профессионального самосовершенствования; позитивное отношение к себе, окружающей жизни; оптимизм.

Важное значение в самообразовании курсанта играет педагогически ориентированная среда обучения. В.И. Попова1, изучив понятие среды и ее роль в жизнедеятельности индивидуума, выделяет следующие зависимости:

- среда оказывает как развивающее, так и формирующие влияние на систему, соответственно предоставляя свободу выбора или ограничивая выбор возможностей;

- развитие ведет к появлению индивидуально-неповторимого в личности, к формированию типического в ней, к осреднению. Чем шире круг возможностей, тем вариативнее развитие индивида, и наоборот, чем уже, тем однозначнее формирование типа, детерминированного неустранимыми активными факторами среды;

- развивающая роль среды усиливается в точках бифуркации (переломные, кризисные моменты), являющихся

1 Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов: теория и социально-педагогическая практика: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2003, с.42-43.

своеобразными точками роста социальных систем; формирующая роль среды обнаруживает себя в промежутках, в интервалах между этими точками;

- положение о том, что среда способна развивать индивидуальность и формировать через определенный образ жизни социальный тип, позволяет ее рассматривать как потенциальное средство управления становлением человеческой личности.

Проведенное исследование показало, что основными педагогическими условиями повышения эффективности формирования мотивации к учебной деятельности у курсантов военных вузов гуманитарного профиля являются:

• повышение роли курсантских коллективов и рейтинговой системы оценок в формировании мотивации учебной деятельности;

• реализация стимулирующих педагогических технологий, основанных на гуманистическом подходе к обучаемому, в

формировании мотивации;

• руководство процессом самообразования курсантов в

военных вузах.

Модель подготовки военного специалиста гуманитарного профиля нацеливает нас на рассмотрение ряда ведущих компонентов его подготовки:

• социально-личностный компонент отражает социальность, гражданственность, патриотизм, выражающиеся в соответствующих гражданских позициях личности;

• ценностно-мировоззренческий компонент - ценностные ориентации, тип и доминанты мировоззрения, его целостность, идеалы, оказывающие влияние на поведение и поступки личности;

• духовно-нравственный компонент, проявляющийся через систему духовности и нравственности личности (совесть, долг, освоение личностью норм нравственного поведения, рефлексия личности по

поводу смысла жизни, ответственность перед государством, армией и обществом);

• мотивационно-психологический компонент раскрывает развитость психики и направленность мотивационно-поведенческих структур личности, уровень психического здоровья, развитости общих и специальных способностей;

• антропологический компонент дает представление об уровне физического здоровья человека, имеющего важное значение для военного профессионала (мышечно-мускульное развитие, физическая выносливость и др.);

• интеллектуально-когнитивный компонент отражает развитость интеллекта человека, гностических умений систематизации, аналогии, прогнозирования, диагностики, синтеза, анализа и т.д.);

• креативно-исследовательский компонент показывает уровень владения специалистом инновационными подходами к организации и моделированию военно-профессиональной деятельности;

• коммуникативно-аксиологический компонент предоставляет возможность убедиться в умениях специалиста в обмене профессионально важной информацией, установлении необходимых контактов в выстраивании отношений, самоорганизации и саморегуляции;

• управленческо-проектировочный компонент позволяет установить, насколько специалист умеет организовать военное управление, информировать, контролировать, корректировать и отслеживать результаты деятельности, планировать, конструировать, структурировать, осуществлять технологизацию.

Таким образом, основными аспектами в формировании профессиональной направленности курсантов гуманитарного профиля к социальной работе являются создание необходимых условий для

усиления мотивации к учебе, развитие профессионально важных и личностных качеств, определяющих эффективность будущей военно-профессиональной деятельности по служебному предназначению.

Михеев С.П. Формирование профессиональной направленности к социальной работе у курсантов высших военно-учебных заведений. В статье раскрыты основные направления формирования профессиональной направленности к социальной работе у курсантов гуманитарного профиля, анализируются мотивы их профессиональной активности, воспитательные факторы образовательного процесса в военном вузе.

Ключевые слова: профессиональная направленность, курсанты, профессиональное воспитание, профессионально важные качества, мотивация к служебной деятельности, ценностные ориентации.

Miheev S.P. The formation of professional tendency to the social work of the cadets of military institutions of higher education. In the article the main ways of the cadets' professional tendency to the social work are discovered, the motives for their professional activities in the military institution of higher education are analyzed.

Key-words: professional tendency, cadets, professional education, professional skills, motives for the service activities, value orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.