Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ мировоззренческой культуры личности'

Структурно-функциональный анализ мировоззренческой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
353
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / IDEOLOGICAL CULTURE / PERSON / STRUCTURE OF IDEOLOGICAL CULTURE / IDEOLOGICAL CULTURE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ольховая Н. В.

В статье выделяются когнитивный, аксиологический, деятельностный и личностный компоненты мировоззренческой культуры, дается их характеристика. Анализируются также гносеологическая, общественно-преобразующая, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, социально-адаптивная и ценностно-ориентационная функции мировоззренческой культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ мировоззренческой культуры личности»

УДК 37.015.311:140.8

Н.В. Ольховая

аспирант кафедры педагогики, Восточноевропейский национальный университет

имени Леси Украинки N.V. Olkhovaja PhD student of the Pedagogical Department Lesya Ukrainka Eastern European National University (onv09@yandex.ua +380508593156)

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье выделяются когнитивный, аксиологический, деятельностный и личностный компоненты мировоззренческой культуры, дается их характеристика. Анализируются также гносеологическая, общественно-преобразующая, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, социально-адаптивная и ценностно-ориентационная функции мировоззренческой культуры личности.

Annotation. The cognitive, axiological, active and personal components of ideological culture and their characteristics are shown in the article. Pistemological, social-reformist, regulative, educational, communicative, social, adaptive and value-orientation functions of ideological personal culture are analyzed.

Ключевые слова: мировоззренческая культура, личность, структура мировоззренческой культуры, функции мировоззренческой культуры.

Keywords: ideological culture, person, structure of ideological culture, ideological culture functions.

На современном этапе построения гражданского общества, в трансформационном периоде социально-экономической, политической, духовно-нравственной жизни украинского государства, обостряется проблема воспитания молодежи, формирования ее гражданской позиции, активного и ответственного отношения к жизни. Ведущее место в личностном становлении человека занимает мировоззренческая культура, которая является определителем самосознания личности, стремящаяся активно осмыслить свое бытие в мире как целостное единство. Понятие мировоззренческой культуры раскрывает взаимосвязь между духовным содержанием мировоззрения и его практическим утверждением в деятельности личности, характеризует воплощенное в жизнь человека мировоззрение особого качества. Важность формирования мировоззренческой культуры человека предопределя-ся прежде всего тем, что она определяет правленность личности, является основным стержнем ее ориентации в жизни, направляет поисковый характер понимания явлений жающей среды. Мировоззренческая культура является основой самосознания личности, влияет на психические ее процессы, определяет ности, регулирует эмоции и волю. Учитывая это, особое значение приобретает проблема поиска путей оптимизации мировоззренческого становления молодежи, то есть проблема фор-

мирования мировоззренческой культуры личности.

Рассматривая подходы ученых (Р. Арци-шевського, Г. Андрейченко, Л. Амбросимовои, С. Дорогань, Т. Горохивськои, В. Смикал) о сущности феномена мировоззренческой культуры личности и структуры мировоззрения как ее основы, нами установлено, что мировоззренческая культура имеет сложную структуру. Мы в исследовании выделяем следующие ее компоненты: когнитивный (знания человека об окружающем мире, природе, обществе, о самом себе; методы познания окружающего мира, умение познавать себя, предусматривать и прогнозировать последствия своих действий, объяснять природные и общественные явления, анализировать факты и т.п.), аксиологический (представления о мире и его восприятие в иерархии ценностей, идеалов), деятельностный (социальная и гражданская позиция, творческая деятельность, социальная активность, мироздание и миропреобразование) и личностный (эмоции и чувства человека в мировосприятии (патриотизм, толерантность и корректность, восхищение, переживание, уважение и т.д.) и мировоззренческие мотивы, побуждающие к деятельности).

Схематически структура мировоззренческой культуры личности представлена на рис. 1

Структура мировоззренческой культуры

Когнитивный компонент

Аксиологический компонент

и

Й

н

н

к

и

Й л В О

о

и

<и «

« &

а

и

о «

о &

«

Деятельностный компонент

«

я «

со О

а

и

о £

И

<и а

со со

о «

о

а «

3

н о о и

о

о

Личностный компонент

<и «

и

§

о с о

й о

1 <и

о К

а

о (0

о

« со

В н

Я о

я <и

ЕТ (и э а

а о а <и « о о

^

о

ч &

§ и

Рис. 1. Структурамировоззренческой культуры личности

Анализируя когнитивный компонент мировоззренческой культуры личности, мы замечаем, что в основании мировоззренческого сознания личности лежат мировоззренческие знания, которые и являются первичными в формировании. Это означает, что становление мировоззренческой культуры может происходить через усвоение системы знаний и утверждения нового мышления, которое характеризируется реалистичностью, открытостью, критичностью и самокритичностью, ориентацией на самовыражение, дискуссионность, демократизм. Этот процесс требует новых подходов к человеку.

Сегодня для различных наук объектом изучения становится реальный человек со всеми его неповторимыми чертами и особенностями. В этой уникальности каждой отдельной личности прослеживается возможность специфического видения им мира, что позволяет открывать новые черты и особенности. То есть в этом случае недостаточно говорить только о мировоззренческих знаниях как рациональных. Рационализм не может исчерпать всего многообразия реального мира, который содержит много того, что не доступно рационализму, и чтобы познать его, необходимо выйти за его пределы. При таком подходе существенно меняются и представления о месте человека в мире. Он действительно становится мерилом всех вещей: как существо нравственное и духовное, человек становится высшей ценностью высокоорганизованного общества.

Роль мировоззренческого знания состоит в целостной ориентации человека в мире на основе разумного постижения и экзистенциально-

го переживания смысла бытия мира и человека в их единстве и противоречия [9]. В системе человеческого знания, как отмечает Ю. Хайрул-лина (а именно оно является фактором регуляции жизнедеятельности людей), мировоззренческое занимает верхнюю ступень. Ему предшествуют теоретическое, эмпирическое и технологическое знание. Каждый из типов знания играет свою определенную роль в человеческой жизнедеятельности, причем все вместе они определяют надбиологическую программу поведения, общения и деятельности людей, задавая тот специфический способ бытия людей, который называется культурой. Технологический и эмпирический типы знания в наибольшей степени связаны с непосредственной действительностью. Будучи операциональными знаниями, связанными с решением практических задач, они позволяют человеку выбрать линию поведения, способ деятельности в соответствии с конкретными обстоятельствами [9]. Поэтому когнитивный компонент мировоззренческой культуры предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к понятийному, абстрактному мышлению, а затем - возвращение, восхождение от абстрактного к конкретному. Последний обеспечивает не простое нанизывание абстракций друг на друга, а создает синтез, который способствует дальнейшему углублению в суть явлений материального мира во всех их причинных связях и опосредованности. Результатом аналитико-синтетической деятельности является понятие, идеи, теории. В них содержатся и знания, и способы деятельности. Поэтому для раз-

вития личности требуется использовать единство знаний и умений, т.е. мыслить и действовать.

Аксиологический компонент мировоззренческой культуры содержит систему ценностей личности, выполняют интегративную функцию. Согласно собственной ценностной ориентации личность осуществляет свои жизненные выборы. Для личности ценности выполняют роль внутреннего интегратора, вокруг которого концентрируются и в котором воплощаются его потребности и интересы. Для общества система ценностей выступает внутренним стержнем культуры. Следовательно, речь идет о двухвекторности системы ценностей, которая одновременно существует как в индивиде, так и в обществе как социокультурной системе [7]. Эти системы существуют и функционируют самостоятельно на уровне личности и общества, одновременно образуя определенное единство. Личностная система ценностей строится на основе ценностей, в определенном обществе, последние же, в свою очередь, аккумулируют и отражают новые тенденции в выборе на индивидуальном уровне определенных целей и средств их достижения.

Анализ психолого-педагогических источников [1; 3; 5; 9] позволяет утверждать, что отношение к миру ценностей и мира повседневной жизни начинается с отношения к себе, и сформулировав свою ценностную картину мира, человек часто сохраняет ее неизменной на протяжении всей жизни.

Аксиологический компонент мировоззренческой культуры содержит также систему принципов, которая и регулирует отношения человека к другим людям, к социуму, общества, человечества в целом. Неслучайно сегодня растет степень осознания людьми диалектики соотношения индивидуального («Я») и социального («Мы»), что составляет существенную характеристику мировоззренческой культуры. Итак, мировоззренческая культура является диалектической, ориентированной на такое понимание соотношения индивидуального и социального, когда личностное начало в человеке осознается на уровне универсальной культуры, а общечеловеческие ценности приобретают глубокий личностный смысл.

По своей сущности мировоззренческая культура личности имеет практическую ориентацию, ведь она работает в разнообразии форм и способов активности человека (деятельностный компонент). «Универсальность мировоззренческой культуры личности зависит, прежде всего, от степени личного участия в общественных работах, от умения применить на практике выработаны человечеством знания и представления о мире. Вот почему культура личности - это не культура духовного потребления, своего рода

«интеллектуальной игры », а, наоборот, культура практического создания мира» [10].

Человек неразрывно связан с обществом, включаясь в социально-практическую жизнь, он изменяется вместе с развитием общества. Мировоззренческая культура должна присутствовать в творчестве личности. «Человек находится не в центре равнодушной к нему природы, а в центре своего жизненного мира, то есть по-особому сконструированной предметной и социальной действительности. Каждый индивид видит социальный и предметный мир как предпосылку собственной жизнедеятельности, но реально сталкивается с этой предпосылкой в форме значимых для него событий собственной жизни, в ходе которых личность актуализирует не всю совокупность форм социально-практической деятельности, а только ту ее часть, которая обусловлена жизненной необходимостью. Вместе с тем каждый акт человеческой жизнедеятельности в его неповторимости и самобытности как таковой » [10]

Интегральным общественным свойством, который характеризует личность в процессе взаимодействия ее с другими индивидами (сообществами, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которого обусловлена общественно значимыми интересами и целями, является социальная активность. В зависимости от объекта, на который направлена социальная активность, она по-разному проявляется в различных видах деятельности [10]. Критерием социальной активности выступает социальная позиция личности, характеризующая различные отношения человека с окружающей средой, деятельностный характер этих отношений. Показателем сформированности социальной активности личности является изменение направленности мотивов на удовлетворение потребности в общественно значимой деятельности. Мировоззренческая культура, по мнению Л. Буевой, проявляется в особой направленности отношений, которые характеризуют социальную позицию личности, ее установки, цели и ценности, способы их реализации [4]. Продолжая эту мысль, Б. Ананьев утверждает, что « ... позиция личности как субъекта общественного поведения и различных социальных деятельностей является сложной системой отношений личности (к обществу в целом и сообщностей, к которым она принадлежит, к труду людей, самого себя), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности» [1]. Итак, сложная система субъективных ценностей реализуется в общественных функциях, в тех ролях, которые выполняет человек в труде, познании, общении, в определенной системе связей и взаимосвязей. В таком контексте мировоззренческая культура содержательно не только влияет на функциональную деятельность и отноше-

ния, но и духовно обогащает психику человека через общественную направленность ее идеалов, ценностных ориентаций, жизненных установок. Таким образом, личностный компонент включает самопознание личности, готовность к саморегуляции, самосовершенствование и высокий уровень ее социальной зрелости, адекватную самооценку и осознанный выбор на основе сложившихся ценностей.

Предложенные составляющие дают возможность считать мировоззренческую культуру комплексной характеристикой личности, содержание которой, как нами уже отмечалось выше, определяется целью и функциями деятельности и в зависимости от сферы активности человека и особенностей его профессии варьирует содержательное наполнение структурных элементов.

Любое внешнее проявление мировоззренческой культуры является проявлением степени развития человека. Поэтому гуманистическая, человекотворческая сущность мировоззренческой культуры раскрывается через познание ее социальных функций.

Актуальным в контексте исследуемой нами проблемы является также выяснение основных функций мировоззренческой культуры личности. Так, О. Шаповал, рассматривая мировоззренческую культуру личности как мировоззрение высшего качества, как внутренний регулятор всей жизнедеятельности человека, определяет такие ее функции: образовательно- познавательная - обеспечивает формирование в сознании учащихся современной научной картины мира, культуры мышления; изначально детерминирующая - предопределяет направленность мировоззрения субъекта, соответствие его интересам личности, ее жизненному самоопределению; регулятивно-корректирующая -заключается в регулировании отношения человека к миру, способствует формированию целостной и устойчивой жизненной позиции личности; диагностически прогностическая - обеспечивает глубокое понимание, осознание сути и взаимосвязи явлений действительности и воз-

Таблица 1. - Функции мировоззренческой

можность предвидения тенденций их развития; воспитательная - способствует развитию гуманистических взглядов личности, приобщению ее к достижениям мировой культуры, к обогащению духовных ценностей, формированию жизненной и социальной позиций, социальной компетентности; развивающая - свидетельствует, что мировоззренческая культура личности является фактором дальнейшего развития, стержнем жизнетворчества; социально адаптивная - ориентирует на гармоничное согласование социальных, групповых и личностных взглядов, интересов, запросов, на гуманизацию отношений между людьми [10]. В свою очередь Л. Амбро-симова обосновывает такие функции мировоззренческой культуры: познавательная (направлена на приобщение индивида к духовно-социальных ценностей общества), ценностная (способствует превращению совокупности знаний в убеждение через деятельность, а также морально-ценностное самоопределение личности), культурообразующая (направлена на сохранение, развитие культуры и саморазвитие личности), адаптивная (выражается в социальной активности личности, приспособлении индивида и повышении конкурентоспособности), интегративная (проявляется во взаимосвязи со всеми компонентами общей культуры личности [1].

Мировоззренческая культура, как отмечает Ю. Хайруллина, играет две очень важные функции в жизнедеятельности человека, поскольку, с одной стороны, она возбуждает его смысловую сферу к дифференциации и активизации интеллектуальной формы деятельности, а с другой, избыточную энергию она поставляет в окружающую среду, где реализуется в форме культурологической деятельности, оставляя за собой артефакты соответствующие содержания исторической эпохи. Таким образом, благодаря мировоззренческой культуре человек живет и созедает в духовно-практическом измерении [9].

В ходе научного поиска нами определены следующие функции мировоззренческой культуры (таблица 1.)

Функции Содержание функций

Гносеологическая благодаря ей человек лучше и глубже познает окружающий его мир, себя и общество. Понятно, что для обеспечения запросов общества и преобразования действительности в нужном направлении люди должны иметь определенную сумму сведений об окружающих вещи, явления, а также о самих себе. Это воплощается, прежде всего в знаниях, умениях и навыках, овладении методами познания, усвоении законов логики и т.д. Все это помогает овладеть накопленным опытом человечества, ориентироваться в окружающем как естественном, так и социальной среде. Поэтому каждый этап познания является своеобразной ступенькой в личностном становлении человека;

Общественно-преобразующая определяется тем, что она служит целям преобразования природы, общества и человека , является орудием преобразующей деятельности людей в интересах удовлетворения всевозрастающих потребностей общества. Осуществлению этой функции способствуют средства труда, научные исследования и много других форм и продуктов творческих усилий человека;

Регулятивно-воспитательная заключается в формировании определенного типа личности, а также в регулировании поведения людей через систему норм и правил, в соответствии с требованиями общества. Существуют всегда, например, нормы поведения в производстве, быту, семье, в межличностных отношениях и т.п.;

Коммуникативная сводится к передаче исторического опыта поколений через культурную наследственность и формирование на этой основе различных типов и способов общения между людьми (речь, обряды, средства производства, предметы потребления, быта и т.д.); связана с тем, что культура является средством общения между людьми, обмена информацией, материальными ценностями;

Социально-адаптивная ориентирует на гармоничное согласование социальных, групповых и личностных взглядов, интересов, запросов, на гуманизацию отношений между людьми;

Ценностно-ориентационная реализуется через систему ценностей и норм, является регулятором общественных отношений, культурно - духовными ориентирами на каждом этапе развития общества.

Таким образом, мировоззренческая культура личности является феноменальной ее характеристикой, ведущее значение в которой играют знания о мире, обществе и о себе, о нормах деятельности и поведения в совокупности с опытом творческой деятельности, а ключевыми аспектами являются гражданская направленность, социальная ответственность и активность и социальная позиция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль мировоззренческой культуры в том, что это конкретное жизненное проявление духовности личности. С помощью мировоззренческой культуры культуре общества возвращаются в качестве личностно значимых детерминант, общих ориентиров результаты культуроразви-вающей деятельности в каждой конкретной сфере - они живут жизнью и творчеством личностей. «Регулятором и направляющей силой становления мировоззренческой сознания должна стать не система идеологических догм и навязанных ценностей, а культура общества во всей совокупности элементов и механизмов», образующие ее [5], то есть именно культурные смыслы и ценности должны стать теми органическими компонентами внутреннего мира личности, которые обеспечат действительно гуманную направленность мировоззренческого развития.

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы [1;3;5;9] мы мировоззренческую культуру личности характеризуем как интегральное свойство, формирующиеся в процессе обучения и воспитания, а также самообучения и самовоспитания, и проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: познавательной, ценностной, саморегулятивных, деятельностной.

Итак, мировоззренческая культура является онтологическим феноменом, а не исключительно рациональной, сознательной конструкцией, ее нельзя полностью рационализировать и концептуализировать, она не подлежит какому-либо планированию или технологизации, так как не может быть запрограммировано и полностью спланированным само бытие. Поэтому сегодня необходимо целенаправленное формирование мировоззренческой культуры личности

и создание условий, обеспечивающих свободное развитие мировоззренческого сознания, способствующие активному и сознательному поиску альтернативных путей решения мировоззренческих противоречий, формированию социальной позиции и стимулированию социальной активности, требуещей дальнейшего исследования.

Список источников:

1.Абросимова Л.Ф. Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля: автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования", 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" / Л. Ф. Абросимова. -Смоленск, 2009. - 19 с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьин. - Л.: Изд-во Ленин-град.ун-та, 1968. - 339 с

3.Арцишевский Р.А. Преобразования самосознания личности в процессе ее социализации / Арцишевский Р.А. // Вестник Академии педагогических и социальных наук. - 2008. - № 1. - С.23-28.

4.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.

5.Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. - К., 1991. -200 с.

6.Иванов В.П. Мировоззренческие проблемы эволюции природы и становление человеческого мира / В.П. Иванов // Человек и мир человека / [отв. ред. В.И. Шинкарук]. - К.: Нау-кова думка, 1977. - С. 29-98.

7.Искусство жизнетворчества личности: Науч.-метод. пособие.: В 2 ч. / Под ред. В.М. Доний, Г.М. Несен, Л.В. Сохань, И.Г. Ермаков и др. - М. ИЗМН, 1997. - Ч. 1: Теория и технология жизнетворчества.- 392 с.

8.Табачковский В.Г. Мировоззренческие ориентиры мыслительной культуры / Табачков-ский В.Г. - К.: Наукова думка, 1993. - С. 50-51, 57-58.

9.Хайруллина Ю. Мировоззренческая культура личности: монография / Хайруллина Ю., за наук. ред. В. Беха. - М.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2011. - 235 с.

10.Шаповал О.А. Формирование мировоззренческой культуры старшеклассников в процессе усвоения знаний о человеке и обществе: Автореф. дис. на соискание наук. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.09 "Теория обучения" / О.А. Шаповал. - М., 2000. - 19 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.