Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Измайлова В.К.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития внутреннего туризма в связи с рекомендацией Правительства РФ туроператорам и турагентам об отказе в формировании турпоездок в Турцию и Египет. Отсюда вытекает цель настоящей статьи, которая заключается в проведении анализа структуры и динамики показателей состояния туристической отрасли Оренбургской области. При этом, в качестве доказательной базы используются статистические данные Росстата, к которым применяется статистический инструментарий (графический, табличный, коэффициентный метод). В итоге было установлено состояние туристической отрасли региона и выявлены закономерности развития, в том числе и под влиянием кризиса 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.48

В.К. Измайлова

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития внутреннего туризма в связи с рекомендацией Правительства РФ туроператорам и турагентам об отказе в формировании турпоездок в Турцию и Египет. Отсюда вытекает цель настоящей статьи, которая заключается в проведении анализа структуры и динамики показателей состояния туристической отрасли Оренбургской области. При этом, в качестве доказательной базы используются статистические данные Росстата, к которым применяется статистический инструментарий (графический, табличный, коэффициентный метод). В итоге было установлено состояние туристической отрасли региона и выявлены закономерности развития, в том числе и под влиянием кризиса 2014 года.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, динамика, структура, закономерности, развитие.

Оренбургская область в современных границах - это один из крупнейших регионов Российской Федерации, обладающий значительными природными ресурсами, в том числе и рекреационными. Территория области расположена на границе природных зон - леса и степи, гор и равнин, прохождение через территорию области транспортных магистралей, соединяющих восточные регионы с западными, Урал с Поволжьем и Центральной Россией, все это расширяет масштабы туристской деятельности.

В связи с вышесказанным, считаем, что изучений показателей характеризующих туристическую отрасль, позволит установить ее состояние и выявлены закономерности развития. Для этого опираясь на работы таких ученых как: Александрова А.Ю. [1], Глаголева Л.Э.[2], Ермакова Ж.А. [3], Кульгачёв И.П. [4], Макеева Д.Р. [5], Панкова С.В. [6], Тахтарова Т.А. [7], Финогенова Ю.Ю. [8], Хасбулатова Б.М. [9], Цыпин А.П. [10] и др., перейдем к рассмотрению значений показателей в статике и динамике.

Немаловажное значение в туризме играет такой фактор, как наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма. Так согласно данным представленным на рисунке 1, число туристических фирм в Оренбургской области, постоянно растет, при этом в последние три года, наметилось замедление роста, что несомненно связано с нестабильной внутренней и внешней политико-экономической обстановкой.

Рис. 1. Динамика числа туристических фирм осуществляющих свою деятельность в Оренбургской области

© Измайлова В.К., 2016.

Согласно траектории движения рассматриваемого показателя можно сделать вывод, что рост числа туристических фирм в Оренбургской области будет увеличиваться и дальше (несмотря на кризис в экономике страны), что создает благоприятную почву для возникновения конкурентной борьбы и как следствие увеличение качества обслуживания и количества туристических продуктов.

Если обратится к составу фирм осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории региона, то можно сделать вывод, что из 133 действующих на территории области туристических фирм (на конец 2014 г.) подавляющее большинство (94,3 %), занимаются только турагентской деятельностью, что объясняется незначительными затратами по организации фирмы и производству туристических продуктов.

Всего в сфере туризма и сопряженных отраслях заняты более 40 тыс. человек, что составляет всего 4% от общего числа работающих в области. Если же взять лишь туристические фирмы, то динамика численности работников будет неоднозначной (рис. 2).

Рис. 2. Динамика средней численности работников туристических фирм, чел.

Согласно приведенной информации, численность работников снижалась до 2005 года, а далее вновь начала увеличиваться, что, по-видимому, связано с оптимизацией структуры персонала, а также финансовым кризисом (снижение в 2009 году).

Освященные выше особенности Оренбургской области, кризис 2014 года, закрытие популярных направлений турпотоков, а также наличие развитой сети гостиниц на территории региона, на фоне роста турагенств привели к тому, что в 2014 году число реализованных населению области путевок по сравнению с 2002 годом увеличилось в 3,4 раза и достигло уровня в 16 тыс. единиц (рисунок 3).

При этом стоит отметить негативную тенденцию к снижению показателя по сравнению с предыдущими периодами, так относительно 2012 года (самый лучший результат за всю историю наблюдения) снижение составило 20,3%, по-видимому, этот показатель будет еще ниже при сопоставлении 2015 г. с 2012 г.

Рис. 3. Динамика числа реализованных населению туристских путевок в разрезе направления поездок, ед.

Еще одной закономерностью можно считать рост внутреннего туризма, так в отчетном году было продано 4829 путевок, что в 1,6 раза выше аналогичного показателя 2013 года.

Что касается направлений поездок, то смена вектора развития тут прослеживается четче. Если в начале 2010-х годов оренбуржцы предпочитали выезжать страны Северной Африки (тогда как общерос-сиский турпоток был направлен в страны Евросоюза), то в настоящее время эта тенденция сошла на нет. Так в 2014 года по сравнению с 2013 годом, количество жителей области посетивших Турцию снизилось на 71% и составило 9741 чел., аналогичная картина наблюдается по Египетскому направлению - 67%. Из этого можно сделать поспешный вывод, что санкции и запретительные меры являются причинами подобного обвала, это несомненно весомый фактор, но не ключевой. Если обратится к популярным направлениям выездного туризма, то и там наблюдается спад: Болгария на 38,4%, Греция на 77,7%, Испания на 72,2%, Чешская Республика на 38,8%, Кипр на 70,1%, ОАЭ на 45,6%.

Очевидно, основной причиной снижения туристической активности является значительное ослабление рубля по отношению к доллару, что привело к удорожанию туристических путевок в 2 раза.

Несмотря на отставание в спектре предлагаемых населению туристических продуктов, согласно данным представленным на рисунке 4, наблюдается неуклонный рост стоимости реализованных путевок, и все это несмотря на указанные выше факторы.

Рис. 4. Динамика стоимость реализованных населению Оренбургской области туристских путевок в разрезе направления поездок, млн руб.

Подводя итог проведенного структурно-динамического анализа туристического рынка Оренбургской области, можно выделить следующие закономерности его развития - туристическая отрасль региона имеет потенциал развития в области внутреннего туризма, но сдерживающим фактором является отсутствие крупных инвесторов, показательным является история с проектом Соль-Илецкого оздоровительного комплекса, строительство которого должно было закончится в 2016 году, но по факту еще и не начиналось. Что касается турпотоков, то в связи с «удешевлением» рубля, многие жители области перешли в режим экономии, соответственно количество выездов на отдых за границу снизился. Все это также является причиной роста внутреннего туризма 1,6 раза.

Библиографический список

¡.Александрова, А.Ю. Статистика международного туризма: современное состояние, проблемы и перспективы развития / А.Ю. Александрова // Инициативы XXI века. - 2013. - № 2. - С. 26-30.

2.Глаголева, Л.Э. Политика импортозамещения как стимул развития внутреннего туризма в России / Л.Э. Глаголева, А.М. Быковских, А.Н. Колонистова // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2014. - № 3 (8). - С. 51-55.

3.Ермакова, Ж.А. Классификация туристско-рекреационных комплексов / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова // В сборнике: Туризм и региональное развитие. Смоленский гуманитарный университет. 2014. - С. 32-36.

4.Кульгачёв, И.П. Статистика внутреннего туризма в России: состояние и перспективы развития / И.П. Кульгачёв // Международная торговля и торговая политика. - 2014. - № 12 (91). - С. 30-41.

5.Макеева, Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок / Д.Р. Макеева // Вопросы региональной экономики. - 2015. Т. 22. - № 1. - С. 39-48.

6.Панкова, С.В. Управленческий учет затрат на маркетинг в гостиничном бизнесе / С.В. Панкова, Г.А. Кубаткина // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 11-16.

7.Тахтарова, Т.А. Современное состояние рынка выездного туризма в России и его перспективные направления / Т.А. Тахтарова, С.К. Волков // В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития регионов. Сборник материалов IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2015. - С. 79-83.

8.Финогенова, Ю.Ю. Моделирование факторов, влияющих на финансовое состояние мировых экономик: вызовы и возможности для России / Ю.Ю. Финогенова, В.В. Носов // В книге: Финансовые центры в мировой системе. Международная научно-практическая конференция. 2015. - С. 15-19.

9.Хасбулатова, Б.М. Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России / Б.М. Хасбулатова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 60-62.

10. Цыпин, А.П. Выбор базы сравнения как условие получения доказательных выводов в ходе анализа исторических временных рядов / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016. - С. 1777-1780.

ИЗМАЙЛОВА ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА - магистрант, Оренбургский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.