УДК 338.4:796.5
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
© Евгений Павлович КОРЧАГИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра управления персоналом и маркетинга, e-mail: [email protected]
Описана современная конъюнктура рынка туризма в России. Описана текущая экономическая и политическая обстановка, имеющая непосредственное отношение и влияние на развитие и функционирование мирового туристического рынка. Подробно затронуты темы действия туристических фирм в условиях мирового финансового кризиса. Изучены положительные и отрицательные последствия на туристическую отрасль ввиду ослабления национальной валюты. Предложены варианты и альтернативы текущему курсу развития туристической отрасли. Описаны концептуальные схемы совместного инвестирования туристических проектов разными странами. Описаны причины и последствия создания общего туристического предприятия с совместной инфраструктурой. Дается подробное описание терминов - туристический продукт и туристическая услуга, а также приводятся аргументы, указывающие на различия этих терминов. Затронуты проблемы развития межотраслевой инфраструктуры, которая даст толчок развитию не только туристической отрасли, но и смежных отраслей хозяйства страны. Построены прогнозы на будущее в аспекте направления взаимодействия и развития международного туризма. Отдельное внимание уделено анализу статистики взаимодействия в туристской отрасли с Китаем и финансовые и политические перспективы развития данного сотрудничества.
Ключевые слова: туризм; инвестиции; маркетинг; корпорация; Китай; инфраструктура.
На современном этапе развития мировой экономики и политики, в силу различных причин, государства сталкиваются с локальными политическими и экономическими кризисами. Это приводит к переориентации различных отраслей хозяйств и отдельных предприятий на новые рынки, а также к приспособлению к новой конъюнктуре национальной экономики.
В 2014-2015 гг. Россия на международной арене вновь столкнулась с определенным политическим и экономическим противодействием, что привело к введению санкций и различных структурных и отраслевых ограничений. Данные препятствия, как никакие другие, оказывают влияние на сферу туристической деятельности ввиду того, что она находится в поле межгосударственных отношений.
Спустя полгода после введения санкций и оказывания экономического давления со стороны Запада можно утверждать, что туристические операторы, которые находились в нестабильном финансовом состоянии, прекратили свое существование ввиду невозможности продолжать свою хозяйственную деятельность.
После декабрьского падения курса национальной валюты выездной туризм пере-
стал быть доступным значительной группе населения России (пенсионерам, инвалидам), что впоследствии поставило под угрозу существование множества туристических фирм и операторов [1; 2].
Череда банкротств туристических фирм, ориентировавшихся на выездной туризм, свидетельствует о том, что в стране существует проблема отрицательного сальдо туристического потока и неразвитой инфраструктуры для внутреннего туризма. Отставание от европейских стран в вопросах организации внутреннего туризма порождает отток капитала за рубеж, что приводит к ослаблению потенциала национальной экономики. Сложившаяся ситуация на рынке туризма в России отражает многолетнюю экономическую политику расходования средств от продажи первичного сырья (в т. ч. углеводороды), без производства добавочной стоимости, что ставит экономику в зависимое положение. Сложившаяся ситуация на рынке туризма в России заставляет искать новые способы извлечения прибыли и решения социальных проблем, таких как: создание и поддержание рабочих мест, обеспечение населения дешевыми и качественными путевками на курорты и здравницы, продвижение на внутренний рынок аналогов зарубежных рекреационных зон [3].
Ослабление национальной валюты помимо отрицательного влияния на выездной туризм влечет за собой некоторые позитивные возможности внутри России:
1) упрощение доступа к инвестициям в инфраструктуру туризма;
2) увеличение въездного туристического потока. Привлечение иностранных туристов дешевыми путевками и незначительными накладными расходами;
3) увеличение притока иностранного капитала в страну (в расчете на национальную валюту) [4].
Исходя из вышеприведенных особенностей периода ослабления национальной экономики, необходимо готовить перспективные инвестиционные проекты, направленные на сотрудничество в туристической сфере между странами - экономическими партнерами нашей страны (Китай, Индия, Иран); дабы удовлетворить спрос на отечественный туристический продукт иностранными туристами, следует произвести мониторинг наиболее популярных курортов и мест отдыха среди иностранцев [5].
На современном этапе развития социального государства в Российской Федерации значительна разница в доходах между богатыми и бедными гражданами, что свидетельствует о недолжном уровне перераспределения благ. Внутри страны сохраняется тенденция на увеличение доходов пенсионеров и инвалидов, однако уровень их доходов на конец 2014 г. ввиду обострившихся отношений с западом и нестабильности на финансовом рынке уменьшился [1; 3; 6].
Туризм, как сфера культурного, духовного и эмоционального времяпрепровождения на данном этапе развития нашей страны остается привилегией граждан с доходами выше среднего. Для обеспечения роста спроса на туристические продукты необходимы значимые шаги: массированная инвестиционная деятельность в крупные инфраструктурные проекты. По данным Всемирной туристской организации, рынок сбыта туристических путевок в лице туристов по всему миру стабильно растет, и с ростом мировой экономики туризм будет приобретать все большую популярность [7]. Следовательно, инвестирование в сферу туризма представляет огромный интерес со стороны развивающихся стран. Так, у некоторых стран Ближ-
него Востока туризм является самой большой статьей дохода, и взаимодействие туристической отрасли и государства происходит при министерствах туризма, выделенных в отдельный государственный орган.
Инвестиции в туризм как общий поток финансовых и капитальных средств можно разделить на несколько составляющих:
- инвестиции в инфраструктуру туризма;
- инвестиции в разработку туристического продукта;
- инвестиции в продвижение и рекламу туристического продукта.
Инвестиции в инфраструктуру туризма представляют собой капитальные вложения в объекты, обеспечивающие функционирование туристических баз отдыха, маршрутов и путей следования туристов, строительство новых объектов рекреационных зон. Турин-дустрия создает также и непрямой вклад в торговый оборот и ВВП, включающий в себя поставки смежными отраслями продуктов и услуг для туриндустрии [4]. В сложившейся политической и экономической ситуации нестабильности необходимо рационально подходить к процессу инвестиций, особенно если вкладываемые средства принадлежат государству. Для проведения модернизации конкретных объектов и (или) строительства новых инфраструктурных объектов государство должно проинспектировать данное вложение на предмет межотраслевого использования данных объектов из-за повышения рентабельности капитальных вложений. Целевое выделение средств на строительство некоторых объектов инфраструктуры туризма на практике несет в себе возможные плюсы для многих отраслей экономики и социальной сферы помимо туризма. Примером может служить проект строительства Керченского моста. Данный проект является инвестицией в инфраструктуру не только сферы туризма, но и в социальную, военную, агропромышленную и другие сферы деятельности, связанные с Республикой Крым и Российской Федерацией в целом.
Несомненно, увеличение протяженности и направлений транспортных сетей в Российской Федерации открывает новые точки роста для рынка туристических услуг, поэтому капитальные вложения в туризм окажут долгосрочное общее положительное влияние на национальную экономику.
В современных быстро меняющихся условиях рынка туристическая отрасль как совокупность услуг, предоставляемых населению, претерпевает коренные изменения, в частности в культурной и социальной составляющих структуры туристического продукта. Туристический продукт - это предварительно разработанный комплекс туристических услуг, реализуемый или предлагаемый для продажи по определенной цене, в структуру которого входят: услуга перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги. В отличие от туристических услуг, туристический продукт принимает форму товара [8]. Основным, а часто и единственным элементом туристического продукта являются предлагаемые туристам блага и услуги, которые должны удовлетворить их рекреационно-туристические потребности. Важное отличие туристического продукта от туристической услуги состоит в том, что если туристическая услуга может быть куплена и потреблена в месте ее производства, то туристический продукт может быть приобретен по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристических услуг. Инвестиции в разработку туристического продукта для пенсионеров и других социально незащищенных слоев населения предоставляют возможность рынку найти тот товар, который будет полностью удовлетворять данный спрос данного сегмента рынка в туризме, что положительно отразится на отрасли туризма в целом (особенно в условиях развития внутреннего туризма) и в социально-культурной сфере страны [9].
Осуществление продвижения на рынок туристического продукта как особого товара необходимо при соответствующей рекламной поддержке. Реклама как средство расширения информационного поля продаваемого продукта нуждается в постоянном обновлении. В плоскости рассмотрения нами данного вопроса можно заметить, что реклама специализированного туристического продукта должна отражать продукт выгодным и доступным, особенно если целевая аудитория обладает сравнительно малыми доходами. При вложении инвестиций в рекламу необходимо выбрать наиболее эффективные каналы воздействия на потенциального потре-
бителя ради достижения наибольшего результата по откликам на нее. Именно с этой целью несколько лет в России разные регионы выбирают свой бренд территории и в настоящий момент создают уже туристический бренд России. Инвестирование средств в рекламу и правильное позиционирование является залогом положительного финансового эффекта для туристических фирм от внедрения нового туристического продукта для социально незащищенных групп населения ввиду их низкой осведомленности и специфичного подхода к информации [4].
Общее направление изысканий по созданию туристического продукта, инфраструктуры, поиска зарубежных партнеров необходимо определить согласно общему курсу развития и векторов ориентации страны. Исходя из последних событий, становится более очевидно, что в последние 20 лет строительство некоторых крупных инфраструктурных объектов промышленности, транспорта и науки, ориентированных на Запад, стало менее прибыльным, а в некоторых случаях и вовсе убыточным вложением. Для минимизации рисков необходимо изменить систему инвестирования в международном туризме ради большей заинтересованности всех сторон вложений. Общая структура инвестиций показана на рис. 1.
Для реализации инвестиций в международный туристический проект для большей рентабельности и взаимодействия, возможно, разделить вложения между странами - участницами проекта ради возложения финансовой ответственности на те страна, которые приняли участие в инвестировании. Схемы инвестирования могут быть различными, так же как и доли инвестиций (рис. 2). Две или более стран могут совместно принимать участие в развитии какого-либо инфраструктурного объекта, связанного с туризмом. Основные финансовые потоки можно направлять в инфраструктуру транспортных отраслей, которые будут связывать страны-инвесторы. Помимо создания инфраструктуры для общего пользования становится актуальным вопрос начисления налогов: наиболее целесообразной моделью организации сбора налогов с подобных совместных проектов является транснациональная корпорация.
Рис. 1. Общая структура инвестиций
Рис. 2. Общая структура совместных инвестиций в транснациональный туристический проект
Особенностью схемы, приведенной на рис. 2, согласно которой инвестирование проекта ведется совместно двумя (или более) странами, является договорное определение доли участия в проекте ввиду возможной различной финансовой заинтересованности в проекте. Такая возможная дифференциация может происходить ввиду различных факторов.
1. Страны инвесторы обладают различным финансовым потенциалом.
2. Одна из сторон инвесторов ставит социальный туризм по инвестиционному приоритету ниже, чем другие отрасли экономики.
3. Инвестиции в инфраструктуру одной из стран - участниц проекта требуют менее или более массированных капитальных инвестиций, чем в остальные страны (пример: настоящая инфраструктура туризма в России во многом требует модернизации, в то время как во многих странах потенциальных совместных инвесторов (Индия, Иран) присутствует слабое развитие инфраструктуры, и требуется дорогое капитальное строительство) [4].
При капитальных совместных инвестициях одновременно двумя и более странами возникает туристическая инфраструктура общего пользования и совместное предприятие, что, по нашему мнению, положительно влияет на социально-экономическую сферу деятельности стран - участниц инвестиционного проекта, а именно:
- обоюдная заинтересованность стран инвесторов в увеличении взаимного и внешнего потока туристов;
- увеличение ассортимента мест размещения, путевок и маршрутов следования, что повышает привлекательность туристического предприятия;
- взаимное поддержание инфраструктуры и ее развитие;
- при проведении взаиморасчетов между странами возможно использование национальной валюты, что повышает финансовую устойчивость и спрос на национальную валюту стран-инвесторов;
- ориентация на социально незащищенные группы, скидки или дотации малоимущему населению на приобретение путевок в современных условиях кризиса обеспечат определенное снижение социальной напряжен-
ности и окажут положительное влияние на развитие околотуристических отраслей.
Разворот вектора экономических и политических отношений на Восток ставит Россию в новую действительность, в которой необходимо выстраивать новую систему отношений в туризме и гостеприимной сфере экономики. Китай, как основной партнер России в Азиатском регионе, представляет одну из самых перспективных «стран-доноров» туристов. По данным одной из самых крупных туристических ассоциаций России «Мир без границ», в 2014 г. китайские туристы совершили 107 млн поездок за рубеж, что на 9 % больше, чем в 2013 г. [10]. С ростом личных доходов и уровня китайцев рынок выездного туризма массированно растет: в 2014 г. китайские туристы потратили за рубежом рекордную сумму - 164,8 млрд долл., что на 28 % больше, чем в 2013 г. [5]. Данный финансовый результат свидетельствует о существенном росте китайской национальной экономики, несмотря на усиливающийся мировой финансовый кризис.
В 2014 г., по данным туристической ассоциации «Мир без границ», осуществляющей мониторинг въездного туристического потока из Китая в Россию, число посетителей нашей страны из Китая было более 286 тыс. в рамках безвизового группового туристического обмена, что на 21 % больше, чем в 2013 г. [10]. Наибольший процентный рост въездного турпотока из Китая в 2014 г. наблюдался в Иркутской области. В 2014 г. регион посетило более 10,5 тыс. человек, тогда как в 2013 г. их число составляло около 1 ,5 тыс. человек. Такой количественный результат не был случайностью, и причиной быстрого роста числа туристов стали несколько факторов:
- развитие авиасообщения между Иркутском и такими центральными городами Китая, как Пекин, Манчжурия, Хайлар, Харбин;
- отсутствие длительной процедуры оформления виз;
- представление Иркутска на многочисленных туристических выставках Китая;
- формирование турпродукта, в котором учтены все особенности традиций и культуры китайских туристов.
И. Коваленко, генеральный директор компании Иркутское бюро международного молодежного туризма «Спутник», заявил, что перед приемом увеличивающегося коли-
чества туристов в Китае компанией продвигались такие территориальные бренды, как оз. Байкал, распространялась реклама об экологических преимуществах туризма по Иркутской области, предлагался огромный выбор оценки гастрономических особенностей данного региона России [8].
По данным туристической ассоциации «Мир без границ», Москву за прошлый год посетило более 110 тыс. туристов из Китая, что меньше на 6 %, чем в прошлом году, однако рост количества туристов из Китая в Санкт-Петербург составил 40 %, что компенсировало отток китайских туристов из столицы [10]. Это можно объяснить тем фактом, что Москва и Санкт-Петербург, как правило, посещаются за одну поездку, и рост числа посещений северной столицы может происходить транзитом из Финляндии, однако не следует забывать, что Санкт-Петербург оставляет за собой конкурентное преимущество в количестве достопримечательностей, числа гидов и качества выполнения туристических услуг, оказываемых на месте отдыха. Стоит отметить, что по статистическим данным ассоциации «Мир без границ» количество туристов из Китая, посетивших северную столицу в рамках группового безвизового тура, в 2014 г. составляет 85-90 %. Вышеприведенный факт говорит о высокой рациональности внедрения безвизового въезда групповых туристов ввиду облегчения приобретения и следования по туристической путевке.
Исходя из материалов исследования и статистики можно сделать вывод, что на данном этапе развития экономики российский туристический рынок меняет вектор и направляется на «Восток». На примере Китая видно, что наше сотрудничество в данной сфере не только остается прежним, но и увеличивается. Для создания обновленной системы туристических отношений России, Китая и других стран Восточной Азии необходимо внедрять новые инвестиционные схемы и оперативно адаптировать их под новые требования рынка и изменяющуюся экономическую ситуацию в мире и стране [5]. В свете событий по воссоединению с Крымом в распоряжении России появилась республика с развитой туристической инфраструктурой, однако ее потенциал ввиду многих причин остается во многом неиспользованным, что
требует плотной работы с данной проблемой как финансово, так и политически. С точки зрения экономики и финансов, Крым - это территория, в которую сегодня можно вкладывать исключительно российские инвестиции, т. к., по мнению иностранных рейтинговых агентств, данная локация является очень рискованной и политически неустойчивой, что ставит под угрозу скорость реализации многих инфраструктурных проектов. Также следует обратить внимание на создание внутриазиатских проектов и фондов, которые помогут в кротчайшие сроки организовать архитектуру туристической отрасли в республике, отвечающей всем требованиям современной рекреации.
1. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Гендерная специфика стратегического маркетинга на российском рынке туризма для сегмента потребителей категории старшего возраста // Маркетинг в России и за рубежом. М., 2014. № 2. С. 92-102.
2. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Рынок туристических услуг для людей зрелого возраста: проблемы и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. М., 2012. № 6. С. 71-80.
3. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Туристический рынок для пожилых людей в Российском экономическом пространстве // Европейский журнал социальных наук. М., 2013. № 3. С. 461-470.
4. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М., 1999.
5. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Китайские пенсионеры - будущее мирового туристического рынка // Европейский журнал социальных наук. М., 2014. № 8. С. 529-535.
6. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Туристический бизнес для людей старшего возраста // Всероссийский экономический журнал ЭКО. Новосибирск, 2012. № 9. С. 33-40.
7. UNWTO, Всемирная туристская организация. URL : http://media.unwto. org/press-release/2015 -04-15/exports-international-tourism-rise-us-15-trillion-2014 (дата обращения: 20.03.2015).
8. Тихомиров С.В. Туриндустрия России в зеркале международных сопоставлений // Всероссийский экономический журнал ЭКО. М., 2012. № 9. С. 43-56.
9. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Развлекательная составляющая туристических услуг для лиц пожилого возраста // Маркетинг услуг. М., 2014. № 3. С. 198-197.
10. Туристическая ассоциация «Мир без границ». URL: http://visit-russia.ru/press-centr /statistika (дата обращения: 15.03.2015).
1. Groshev I.V., Korchagin E.P. Gendernaya spetsifika strategicheskogo marketinga na rossiyskom rynke turizma dlya segmenta potrebiteley kategorii starshego vozrasta // Marketing v Rossii i za rubezhom. M., 2014. № 2. S. 92-102.
2. Groshev I.V., Korchagin E.P. Rynok turisticheskikh uslug dlya lyudey zrelogo vozrasta: problemy i perspektivy razvitiya // Marketing v Rossii i za rubezhom. M., 2012. № 6. S. 71-80.
3. Groshev I.V., Korchagin E.P. Turisticheskiy rynok dlya pozhilykh lyudey v Rossiyskom ekonomicheskom prostranstve // Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk. M., 2013. № 3. S. 461-470.
4. Kvartal'nov V.A. Strategicheskiy menedzhment v turizme. M., 1999.
5. Groshev I.V., Korchagin E.P. Kitayskie pensionery - budushchee mirovogo
turisticheskogo rynka // Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk. M., 2014. № 8. S. 529-535.
6. Groshev I.V., Korchagin E.P. Turisticheskiy biznes dlya lyudey starshego vozrasta // Vse-rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO. Novosibirsk, 2012. № 9. S. 33-40.
7. UNWTO, Vsemirnaya turistskaya organizatsiya. URL: http://media.unwto.org/press-release/2015 -04-15/exports-international-tourism-rise-us-15-trillion-2014 (data obrashcheniya: 20.03.2015).
8. Tikhomirov S.V. Turindustriya Rossii v zerkale mezhdunarodnykh sopostavleniy // Vse-rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO. M., 2012. № 9. S. 43-56.
9. Groshev I.V., Korchagin E.P. Razvlekatel'naya sostavlyayushchaya turisticheskikh uslug dlya lits pozhilogo vozrasta // Marketing uslug. M., 2014. № 3. S. 198-197.
10. Turisticheskaya assotsiatsiya "Mir bez granits". URL: http://visit-russia.ru/press-centr /statistika (data obrashcheniya: 15.03.2015).
Поступила в редакцию 30.03.2015 г.
UDC 338.4:796.5
RUSSIAN TOURISM MARKET IN CONDITIONS OF ECONOMICAL CRISIS
Evgeniy Pavlovich KORCHAGIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Personnel Management and Marketing Department, e-mail: [email protected]
The current situation of the market of tourism in Russia was described. The current economic and political situation, which has a direct relevance and influence on the development and functioning of the global tourism market is described. In detail the topic of validity of travel companies during the global financial crisis. Positive and negative impact on the tourism industry due to the weakening of the national currency is studied. Options and alternatives to the current exchange rate of the tourism industry are suggested. Conceptual schemes of collective investment, to tourism projects in different countries are described. The causes and consequences of creating a common tourist joint venture with infrastructure are described. A detailed description of terms is given - tourist's product and tourist's services, as well as the arguments pointing to the differences of these terms. The issues of development of inter-industry infrastructure that will provide a boost not only of tourism industry and related sectors of the economy are discussed. The projections for the future in terms of areas of cooperation and development of international tourism are built. Special attention is paid to the statistical analysis of interaction in the tourism industry with China, and the financial and political prospects of development of this cooperation.
Key words: tourism; investment; marketing; corporation; China; infrastructure.