Научная статья на тему 'Мировые тенденции динамики экономики туризма'

Мировые тенденции динамики экономики туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / РЫНОК УСЛУГ / GLOBAL TOURISM TRENDS IN TOURISM SERVICES / THE SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов О. Ю.

В статье анализируются последствия для мирового рынка туристических услуг новых тенденций в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global trends in tourism industry

This article analyzes the consequences for the world market of tourist services of new trends in tourism.

Текст научной работы на тему «Мировые тенденции динамики экономики туризма»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

39

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА

МАМЕДОВ О.Ю.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail.: [email protected]

В статье анализируются последствия для мирового рынка туристических услуг новых тенденций в сфере туризма.

Ключевые слова: мировой туризм; тенденции туристических услуг; рынок услуг.

This article analyzes the consequences for the world market of tourist services of new trends in tourism.

Keywords: global tourism trends in tourism services; the services market.

Коды классификатора JEL: F59, L83.

Для многих развивающихся стран сфера отечественного туризма зачастую является практически единственным в настоящее время и в стратегическом будущем источником финансирования ускоренного развития национальной экономики. Но в развивающихся странах слаба не только экономика, но и обеспечивающая массовый туризм социальная инфраструктура. Это компенсируется посредством выдвижения для таких стран на передний план весьма экзотического вида туризма, известного как «приключенческий туризм».

Особенность приключенческого туризма в том, что его суть составляет контакт туристов с нетронутой, первозданной природной средой, то есть именно с тем состоянием последней, которое в избытке присуще, в первую очередь, странам с развивающейся экономикой. В экономическом же аспекте ориентация на приключенческий туризм эффективна именно потому, что позволяет снизить уровень «входных барьеров» в рыночный сегмент международного туризма. А это - главное условие для появления на соответствующем рынке малого бизнеса, которому не под силу фундаментальное строительство в силу присущего для развивающихся стран более низкого уровня капитальных вложений и фактического уровня существующей инфраструктуры, зато на скромные инвестиции в приключенческий туризм ресурсов достаточно.

В некоторых странах сфера приключенческого туризма представляет более важный источник экспортных доходов в национальный ВВП, чем их традиционная опора на сырьевой экспорт [2].

Нельзя не отметить и такой важный момент приключенческого туризма, как расширение возможности для роста занятости трудоспособного населения в специфической по природным условиям местности (прибрежная зона, горные районы, сеть локальных водоемов).

Кроме того, приключенческий туризм как разновидность международного сектора сферы услуг позволяет непосредственно зарабатывать иностранную валюту, что стимулирует инвестиции в отрасли экономического роста.

Наконец, для многих развивающихся стран приключенческий туризм становится приоритетным в аспекте интенсивности туристических фирм со смешанным (иностранным) капиталом. Это значит, что приключенческий туризм имеет абсолютный приоритет по сравнению с другими формами привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику как наиболее эффективный.

Все отмеченные моменты сохраняют свою актуальность и для российского туризма, который с самого начала приобрел одностороннюю «экспортную» направленность, что роднит его с нефтегазовой отраслью. Разница в том, что эта отрасль отправляет за границу нефть и газ, а туристическая - туристов с живыми деньгами. В этой ситуации необходимо всеми средствами развивать потенциал российского приключенческого туризма, требующего минимума капитальных вложений, но обещающего многократную рентабельность.

Тем не менее, национальный рынок приключенческого туризма должен быть сформирован как элемент или как особый сектор общероссийского рынка туристических услуг, включая реализацию специальной программы по развитию названного сектора, формирование специальных турфирм, подготовку соответствующих кадров, кредитование соответствующего вида малого бизнеса, разработку и выпуск методической литературы.

© О.Ю. Мамедов, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

40

ОЮ. МАМЕДОВ

С 2005 г. ЮНКТАД1 проводит специальное исследование с целью разработки политики прямых иностранных инвестиций в туризм (в аспекте роли транснациональных корпораций в развитии глобального туризма). В центре внимания - масштабы деятельности транснациональных корпораций в туристском бизнесе, роль неакционирован-ного капитала по сравнению с капиталом различных форм кооперации, соотношение туризма и инвестиций, а также анализ связи между отправляющей группу турфирмой и принимающей ее страной. Для участия в исследовании отобраны страны, располагающие широким спектром опыта в туристической сфере, в том числе - имеющие выход к морю, островные страны, страны с продолжительной историей туризма и страны массового туризма.

Особую группу составляют страны, в которой «приключенческий туризм» приобрел статус «нишеориентированной стратегии» (особой зоны), - Бутан, Доминиканская Республика, Кения, Марокко, Шри-Ланка, Тунис, Объединенная Республика Танзания.

Ниже приводятся некоторые выводы названного исследования [5].

1. Традиционно туризм включался как специфический элемент в структуру производства или сельского хозяйства в качестве фактора, сопутствующего наращиванию потенциала национальной экономики, но вовсе не существенного источника экономического роста. Однако эта традиционная трактовка места туризма сегодня подвергается значительной переоценке. Это связано с тем, что на первый план выходит самостоятельное экономическое значение туризма как потенциального средства зарабатывания доходов от экспорта, создания большого числа дополнительных рабочих мест (преимущественно для молодежи и женщин), а также как фактора содействия диверсификации национальной экономики (в более широком аспекте - сервис-ориентированной экономики). Все это прямо содействует возрождению отдаленных от индустриальных центров страны природных заповедных зон.

Приключенческий туризм в этом аспекте имеет очевидное преимущество перед другими формами туризма, позволяя привлекать молодых предпринимателей и, одновременно, решать задачи сохранения и развития местных культур.

2. Особенность сферы туризма выражается в том, что она порождает сектор так называемых «сквозных услуг», связанных воедино предоставлением специфических благ, - таких, как жилье, транспорт, развлечения, питание, сувениры. Реальный качественный туристический продукт немыслим при отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше его слагаемых. Таким образом, в этом бизнесе предпочтительно участие диверсифицированных, многоотраслевых транснациональных корпораций.

3. Самостоятельным направлением в исследовании экономики туризма, в том числе и приключенческого, выступает выявление и анализ его объективных и специфических недостатков. К ним следует отнести - уязвимость к внешним потрясениям (экономическим, экологическим и политическим); генерирование собственных специфических проблем; социальные, экономические и социально-психологические издержки для местных общин и муниципалитетов (в связи с чрезмерной нагрузкой массового туризма на общинную и окружающую среду); возможный конфликт массового туризма с традиционными ценностями данной страны.

4. Массовый туризм - традиционно самый эффективный инструмент непроизводственной глобализации. Однако у него есть конкурентные преимущества по сравнению с иными видами «глобального инвестирования» - прямые иностранные инвестиции в туризм являются относительно низкозатратными по сравнению с инвестициями в другие сферы услуг, связанные с глобализацией (например, теле- и интернет-коммуникации, финансы), но зато - более рентабельными. Прямые иностранные инвестиции в сферу туризма не превышают 1-2 процента от общего объема затрат в этой сфере, исходящих из крупнейших стран-источников [4]. Но и эти, связанные с туризмом ограниченные объемы прямых иностранных инвестиций, в основном сосредоточены в развитых странах. В то же время имеются прогнозы, которые обещают рост этих средств в среднесрочной перспективе практически во всех развивающихся странах.

5. Направление потоков прямых иностранных инвестиций «туристского» профиля, конечно, зависит от степени развитости рынка туристических услуг в данной стране, от наличия в ней конкретных, связанных с туризмом, активов (природа и культура), однако главным фактором является спрос со стороны платежеспособных туристов развитых стран.

Тем не менее в настоящее время уже наметилась новая тенденция - рост значимости внутреннего спроса на туристские услуги [1].

Другой фактор - степень приватизации рынка туристических услуг в данной стране: чем она выше, тем охотнее в нее направляются прямые иностранные инвестиции.

6. По странам место крупнейших источников прямых иностранных инвестиций в сфере туризма уже длительный исторический период занимают США, Англия, Франция и Канада. Но одновременно с этим в мире набирает обороты новая тенденция - все более активную роль на арене мирового туризма начинают играть транснациональные корпорации из развивающихся стран (Сингапур, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты, Куба, Малайзия, Польша, Южная Африка и Маврикия).

7. Транснациональные корпорации способны воздействовать на структуру спроса - использование признанных зарубежных марок ощутимо способствует повышению имиджа местных туристических зон. Для крупного национального капитала участие транснациональных корпораций вообще является сигналом надежности и стабильности

1 См.: UNCTAD, FDI in Tourism: The Development Dimension , New York and Geneva, 2007 (unctad.org/en/docs/iteiia20075_en.pdf); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 г Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 193 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер.

мировые тенденции динамики экономики туризма

41

местного туристического бизнеса, что приобретает гораздо более широкое значение - обеспечение доверия экономике данной страны. В то же время транснациональные корпорации могут и «законсервировать» туристический образ данной страны как страны низкокачественного сервиса, и тем надолго подорвать ее позиции на мировом рынке туристических услуг. Это тем более важно отметить, что даже приключенческий туризм нуждается в создании убедительных брендов, особенно, если национальный туристический бизнес связан с малоизвестными мировому туристическому рынку местами туризма приключенческого характера.

В аспекте развития глобализационных процессов важно отметить роль всех видов туризма, поскольку многие развивающиеся страны стали более открытыми благодаря, прежде всего, связанным с туризмом прямым иностранным инвестициям. Это следует оценить как кардинальные изменения по сравнению с периодом 1960-70-х гг. [3].

Особо следует отметить и тот факт, что туристический бизнес, возможно, в наибольшей степени открыт для прямых иностранных инвестиций, чем многие другие виды экономической деятельности, подпадающие под разного рода ограничения. В этом аспекте туристический бизнес нуждается в активной государственной поддержке - в создании специализированных ярмарок для иностранных туристов, обслуживании туристских интернет-сайтов, создании стимулов для иностранных инвесторов «туристической ориентации».

Всемирная федерация охраны дикой природы («WWF») подготовила специальный обзор, посвященный мировым возможностям финансирования природоохранной деятельности [6]. И одним из действенных инструментов в этом обзоре признается «приключенческий туризм», как своеобразный инструмент защиты природных территорий.

Конечно, рамки финансирования природоохранной деятельности выходят за границы привычных национальных экологических программ. Да и достигается подобное финансирование за счет внедрения таких, пока еще непривычных для нас инновационных и ориентированных на рынок стратегий, как - обмен внешних долгов страны на дополнительное финансирование из местного государственного бюджета (на охрану объектов природы, имеющих всемирное значение), на поддержку национальных экологических фондов, на стимулирование оплаты так называемых «экосистемных услуг».

Преимущество таких механизмов финансирования в том, что они прямо привязаны к конкретным потребностям различных природных ресурсов данной местности.

Хотя туристический потенциал России (включая «приключенческий туризм») неисчислим, однако использование мирового опыта позволит интенсифицировать его формирование и реализацию. Изучение и применение такого опыта превращается в актуальную задачу всего российского туристического бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. IDA, Aid Architecture, An Overview of the Main Trends in Official Development Assistance Flows, February 2007 // (web.world-bank.org/.../IDA/0,,contentMDK:21351637pagePK:51236175piPK:437394theSitePK:73154 ,00.html).

2. International Development Association ("IDA"), The Role of IDA in the Global Aid Architecture: Supporting the Country-Based Development Model , June 2007 // (web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTAB0UTUS/IDA/0,contentMDK:21385395pageP K:512361 / 75piPK:437394theSitePK:73154,00.html).

3. Recent Trends in Tourism Financial Flows // http://www.xolaconsulting.com/TourismFinancialFlowTrends_English.pdf.

4. The World Bank Group, Multilateral Investment Guarantee Agency ("MIGA"), Tourism: A Pathway to Development // (miga.org/ news/index_sv.cfm?stid=1506&aid=243&pv=s).

5. UNCTAD, World Investment Report 2007: Transnational Corporations, Extractive Industries and Development // (unctad.org/ Templates/WebFlyer.asp?intItemID=4361&lang=).

6. World Wildlife Fund, Conservation Finance Tools // worldwildlife.org/what/howwedoit/conservationfinance/WWFBinaryitem7136. pdf.

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.