Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлова В.К.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью в научном осмыслении происходящей в настоящей время смены вектора развития туристической отрасли России, обусловленной суммарным воздействием ряда факторов, которые являются предметом рассмотрения в данной статье. Целью статьи является проведение анализа состояния туристической отрасли в России и выявление направления ее дальнейшего развития под влиянием ряда социальных, экономических и политических факторов. Основными инструментами, используемыми для доказательства точки зрения автора являлись: дедуктивный метод, табличный, графический и коэффициентный. В результате применения имеющегося инструментария к официальным статистическим данным, было установлено: во-первых, в России наблюдается значительное превышение исходящего туристического потока над входящим, следовательно, происходит отток денежных средств из страны; во-вторых, в связи с кризисом 2014 года и последовавшим «обвалом» национальной валюты, наблюдается смена вектора развития с внешнего на внутренний туризм. Материалы статьи могут быть полезными для исследователей и специалистов в области туризма при формировании стратегии (комплекса мер), направленной на развитие внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES STUDYING OF RUSSIAN TOURISM INDUSTRY

The relevance of the issue is caused by the need for scientific analysis of development vector change in the national tourism industry occurring nowadays caused by several factors considering in this paper. The purpose of this research is tourism industry state in Russia and identification of development ways under the influence of social, economic and political factors. The author implemented such research tools as deductive method, diagram and graphical method as well as ratio analysis. Consequently the tools and official statistical data allow considering the following outputs. First, excess of outgoing tourists flow over ingoing is observed in Russia, therefore there is a cash outflow. Second, the crisis 2014 and the followed «collapse» of national currency influenced the vector's change from external to internal tourism. The paper's materials can be useful for researchers and experts in the field of tourism by forming a strategy (action plans) targeting the internal tourism development.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ»

УДК 379.85: 338.48

В.К. Измайлова, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: belief21@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью в научном осмыслении происходящей в настоящей время смены вектора развития туристической отрасли России, обусловленной суммарным воздействием ряда факторов, которые являются предметом рассмотрения в данной статье. Целью статьи является проведение анализа состояния туристической отрасли в России и выявление направления ее дальнейшего развития под влиянием ряда социальных, экономических и политических факторов. Основными инструментами, используемыми для доказательства точки зрения автора являлись: дедуктивный метод, табличный, графический и коэффициентный. В результате применения имеющегося инструментария к официальным статистическим данным, было установлено: во-первых, в России наблюдается значительное превышение исходящего туристического потока над входящим, следовательно, происходит отток денежных средств из страны; во-вторых, в связи с кризисом 2014 года и последовавшим «обвалом» национальной валюты, наблюдается смена вектора развития с внешнего на внутренний туризм. Материалы статьи могут быть полезными для исследователей и специалистов в области туризма при формировании стратегии (комплекса мер), направленной на развитие внутреннего туризма.

Ключевые слова: выездной туризм, внутренний туризм, туристическая отрасль, динамика, структура, закономерности, развитие.

Введение. Промышленная революция и последующая индустриализация привели к повсеместному развитию транспортной инфраструктуры, что в свою очередь оказало огромное влияние на мобильность человека. Так, в современном мире можно за несколько часов преодолеть огромные расстояния, переместившись на десятки тысяч километров. Все вышесказанное позволило сформировать потребность в путешествиях, а впоследствии и рынок туристических услуг.

Развитие туристической отрасли неизбежно привело к зарождению конкуренции, соответственно для выживания в подобных условиях предприятию, занимающемуся туристической деятельностью, необходима статистическая информация, на базе которой можно проводить исследования с целью выявления закономерностей рынка и изменения предпочтений (спроса) потребителей. Все это должно помочь субъектам рынка планировать свою коммерческую деятельность.

Обобщая вышесказанное, проведем анализ состояния туристической отрасли России и выявим направления ее дальнейшего развития, при этом будем опираться на работы таких ученых как А.Ю. Александрова [1], Л.Э. Глаголева [2], Ж.А. Ермакова [3, 4], И.П. Кульгачёв [5], Д.Р. Макеева [6], С.В. Панкова [7], Т.А. Тахтарова [8], Д.Н. Тимофеев [9], Ю.Ю. Финогенова [10], Б.М. Хасбулатова [11], А.П. Цыпин [12] и другие, которые в той или иной степени касались темы развития туризма вообще и внутреннего туризма в частности.

Для проведения исследования были использованы аналитические и статистические материалы Всемирной туристической организации (UNWTO), Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и прочие ресурсы сети Интернет.

Представленные ниже результаты исследования придерживаются логики от общего к частному, отраженной на рисунке 1.

Оценка объема туристического потока

Рассмотрение факторов (причин) смены вектора турпотока

Анализ вариации коллективных средств размещения в регионах

Рисунок 1. Алгоритм проведения исследования состояния и перспектив развития туристической отрасли России

Далее, согласно представленному алгоритму, проведем исследование состояния и перспектив развития туристической отрасли России.

статистических показателей, характеризующих состояние и тенденции в туристической отрасли, начал осуществляться в 1990-х годах, одним из основных показателей была и остается численность

Обсуждение результатов исследования. Сбор выехавших (въехавших) граждан.

-Численность российских граждан, выехавших за границу -Численность иностранных граждан, прибывших в Россию

Рисунок 2. Динамика туристического потока в России, тыс. чел.

Согласно представленной на рисунке 2 информации, оба рассматриваемых показателя имеют тенденцию к росту, несмотря на локальные спады. Также стоит указать на превышение исходящего потока туристов над входящим на всем рассматриваемом промежутке времени. Сложившаяся ситуация напрямую сопряжена с отрицательным денежным потоком, то есть из России вывозят больше денежных средств, чем поступает от иностранных туристов путешествующих по нашей стране.

Выездной туризм в России демонстрирует положительную тенденцию с начала регистрации явления и до 2014 года, так за период численность выезжающих за границу граждан увеличилась в 4,6. Тем не менее, несмотря на общую тенденцию к росту показателя, наблюдаются и периоды спада, напрямую связанные с кризисными ситуациями в экономике.

Однако ряд экспертов склонен считать, что кризис 2014 года будет иметь другие последствия для туристической индустрии, нежели все предыдущие, а именно должна произойти смена вектора развития. В качестве обоснования выдвинутого утверждения можно выделить следующие факторы, оказывающие решающее воздействие на изменения: утрата доверия к туроператарам и турагентам в связи с чередой банкротств; геополитическая обстановка, запрет (прямой или косвенный) на формирование туров в ряд стран; самоорганизация туров посредством ресурсов сети Интернет, что обусловлено желанием снизить расходы; ослабление курса рубля по сравнению с мировыми валютами

и в первую очередь с долларам США; снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения доходов населения России.

Выделенные факторы способствуют снижению выездного туризма и переориентации населения на внутренний туризм. Подтверждением этого является снижение в 2014 году числа выехавших россиян по сравнению с 2013 годом на 2%, но, по мнению ряда ученых и экспертов, «дно» еще не достигнуто и по итогам 2015 года будет зафиксировано самое значительное падение турпотока за всю историю наблюдений.

Если обратится к внутреннему туризму, то в этом направлении есть множество проблем, которые негативным образом сказываются на потребительском спросе. К проблемам, требующим незамедлительного решения, можно отнести следующие:

1) недостаток туристического продукта, это означает, что турфирмы не своевременно отреагировали на смену тенденций на рынке и не сформировали привлекательные для потребителей продукты;

2) природно-климатические условия формируют сезонность спроса на услуги индустрии гостеприимства. Данный фактор напрямую связан с предыдущим, и решение выделенной проблемы кроется в разработке продуктов, способных нивелировать (снизить, размыть) различия в туристических потоках в зависимости от времени года;

3) слабая система продвижения турпродукта. В настоящее время отсутствует централизованная база данных, содержащая сведения о достопримечательностях того или иного субъекта РФ, в результате

путешественники не могут составить эффективный план своего отдыха. Стоит отметить некоторые «поползновения» в этом направлении, которые выливаются в интернет порталы и ресурсы, среди которых можно назвать: https://www.tripadvisor.ru, Шр://аиойауе1. ги, и отчасти www.booking.com,www.101hotels.ru, https://ostrovok.ru;

4) слабая система подготовки профессиональных кадров в области туризма. Несмотря на большое количество учебных заведений, выпускающих работников туристической отрасли, предприниматели говорят о «кадровом голоде» и неспособности молодых специалистов осуществлять сервис на высоком уровне;

5) низкий уровень развития туристской инфраструктуры и в том числе транспортной инфраструктуры. Десятилетия недостаточного внимания к проблеме инфраструктуры со стороны Правительства и частных инвесторов привели к изно-

шенности дорог и коммуникаций, что напрямую отражается на качестве туристических услуг и их стоимости.

Последний фактор (причину) стоит рассмотреть с позиции обеспеченности путешественников средствами коллективного размещения (гостиницами, мотелями, хостелами, квартирами, апартаментами и так далее).

Как отмечает И.П. Кульгачёв [5], статистические данные, характеризующие внутренний туризм, представлены обрывочными сведениями и не показывают общей картины. Это же относится и к средствам коллективного размещения, так на сегодняшний момент на сайте Ростуризма можно лишь подчерпнуть информацию о размещении, причем без структуры (россияне или иностранные граждане, жители данного субъекта или сторонних субъектов, в разрезе цели поездки (туризм, деловая, транзит, работа и так далее).

Рисунок 3. Динамика коллективных средств размещения, ед.

Согласно сведениям, представленным на рисунке 3, после спада 1990-х годов наблюдается рост показателя, в основном за счет увеличения числа гостиниц и аналогичных средств размещения, так с 2003 года по 2015 год среднегодовой прирост составил 10,4%, а в отчетном году, по сравнению с 2014 годом, вообще 30,3%. Согласно данным таблицы 1, наибольший вклад в этот процесс внесли ЦФО, С-ЗФО и С-КФО, что обусловлено нахождением в этих регионах крупных туристических центров: город Москва 25% от всего числа КСР округа, Московская область - 14%, город Санкт-Петербург - 25% и Ставропольский край - 47%.

Несмотря на наличие «традиционных» центров сосредоточения туристов, в прошедшем году наметился сдвиг в сторону Крымского ФО, так число размещенных в КСР лиц в этом регионе увеличилось в 3,7 раза, что еще раз подтверждает выдвинутое утверждение о смене вектора развития в сторону внутреннего туризма. По нашему мнению, увеличение инвестиций в этот регион, на фоне

пуска в эксплуатацию моста через Керченский пролив, сделает еще более привлекательным данное туристическое направление.

Рассматривая коллективные средства размещения, не стоит забывать про индивидуальные, которые относятся к сектору домохозяйств, предоставляющих временное жилье в квартирах, домах, коттеджах и особняках. Данная категория представляет собой обширный рынок временного жилья, традиционно развитый в курортных городах и поселках, а также в крупных и столичных городах Российской Федерации. На сегодня этот рынок слабо изучен, практически отсутствует его реальная статистика, а услуги, предоставляемые индивидуальными средствами размещения, не стандартизованы и не сертифицированы. Цены на данные средства размещения складываются под воздействием рыночных факторов или регулируются хозяевами, что чаще всего приводит к несоответствию качества предоставляемых услуг, которое зачастую очень низкое.

Таблица 1. Темп роста (снижения) основных показателей по коллективным средствам размещения в 2015 году относительно 2014 года, %

Число КСР, единиц Число номе- Число мест Число ноче- Численность раз-

Федеральные округа ров в КСР, в КСР, еди- вок в КСР, мещенных лиц

единиц ниц единиц в КСР, человек

РФ 129,2 114,9 112,1 115,3 111,5

Центральный 125,6 110,0 109,3 102,2 113,7

Северо-Западный 124,8 110,1 96,8 111,9 109,9

Южный 112,1 117,7 118,5 132,8 122,9

Северо-Кавказский 124,5 98,9 100,3 103,6 98,7

Приволжский 116,3 105,9 101,1 103,5 99,0

Уральский 97,8 101,9 101,3 93,2 96,7

Сибирский 116,9 102,5 103,6 107,4 98,7

Дальнево сточный 107,8 107,2 110,7 101,4 109,9

Крымский 93,6 228,3 185,7 311,2 369,1

Фактические индивидуальные средства размещения это часть теневого туристического рынка, но вместо того чтобы предпринять попытку к легализации данного бизнеса российские парламентарии наоборот принимают законодательные акты, способствующие еще большему разрастанию рассматриваемого сектора. Так в мае Галиной Хованской внесен пакет поправок в Жилищный кодекс, запрещающих работу хостелов и мини-отелей в жилых домах. По мнению отельеров, данные поправки приведут к разорению большинства бизнесменов, оставят без работы обслуживающий персонал, приведут к удорожанию и без того не дешевых номеров в гостиницах, поспособствуют уходу части бизнеса в теневой сектор. Отсюда следует, что наметившийся прогресс в развитии внутреннего туризма может быть потерян ввиду подобных опрометчивых законопроектов.

Выводы. Подводя итоги проведённого изучение закономерностей развития туристической отрасли в России, можно сформулировать ряд выводов, представленных ниже.

Во-первых, наблюдавшийся до 2014 года рост выездного туризма замедлился в 2014-2015 годах, причинами этого стали запрет на выезд в некоторые популярные у россиян страны, ослабление рубля и, как следствие, снижение уровня жизни населения.

Во-вторых, факторы, оказавшие негативное воз-

действие на выездной туризм, являются причинами роста внутреннего туризма, соответственно денежные средства, которые могли покинуть Россию, останутся в стране и будут способствовать развитию экономики и повышению благосостояния граждан.

В-третьих, сложившаяся система статистического наблюдения не способна на сегодняшний момент учесть нарождающиеся закономерности на рынке туристических услуг, и, в частности, не содержит таких важных показателей как число внутренних туристов по направлениям, по сезонам, продолжительность поездок, средняя сумма денег, потраченная на отдых и так далее.

В-четвертых, одним из важнейших факторов, оказывающих сдерживающее воздействие на увеличение внутреннего турпотока, является нехватка коллективных средств размещения и низкий уровень сервиса в них. Относительно индивидуальных средств размещения вообще не приходится говорить, так как по факту они находятся в теневом секторе экономики.

Все вышесказанное вызывает необходимость более глубокого изучение темы внутреннего туризма в общем и перспектив развития коллективных и индивидуальных средств размещения в частности, что и будет являться основным направлением нашего дальнейшего исследования.

Литература

1. Александрова, А.Ю. Статистика международного туризма: современное состояние, проблемы и перспективы развития / А.Ю. Александрова // Инициативы XXI века. - 2013. - № 2. - С. 26-30.

2. Глаголева, Л.Э. Политика импортозамещения как стимул развития внутреннего туризма в России / Л.Э. Глаголева, А.М. Быковских, А.Н. Колонистова // Экономика. Инновации. Управление качеством. -2014. - № 3 (8). - С. 51-55.

3. Ермакова, Ж.А. Классификация туристско-рекреационных комплексов / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова // В сборнике: Туризм и региональное развитие. Смоленский гуманитарный университет. 2014. - С. 32-36.

4. Ермакова, Ж.А. Методический подход к определению уровня сформированности региональной системы научного туризма / Ж.А. Ермакова, Ю.Е. Холодилина // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 6 (117). - С. 74-79.

5. Кульгачёв, И.П. Статистика внутреннего туризма в России: состояние и перспективы развития / И.П. Кульгачёв // Международная торговля и торговая политика. - 2014. - № 12 (91). - С. 30-41.

6. Макеева, Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок / Д.Р. Макеева // Вопросы региональной экономики. - 2015. -Т. 22. - № 1. - С. 39-48.

7. Панкова, С.В. Управленческий учет затрат на маркетинг в гостиничном бизнесе / С.В. Панкова, Г.А. Кубаткина // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 11-16.

8. Тахтарова, Т.А. Современное состояние рынка выездного туризма в России и его перспективные направления / Т.А. Тахтарова, С.К. Волков // В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития регионов. Сборник материалов IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. - 2015. -С. 79-83.

9. Тимофеев, Д.Н. Организационная структура государственного управления туризмом на федеральном и региональном уровнях / Д.Н. Тимофеев // В сборнике: Формирование рыночного хозяйства: теория и практика Сборник научных статей. Оренбург, 2012. - С. 315-321.

10. Финогенова, Ю.Ю. Моделирование факторов, влияющих на финансовое состояние мировых экономик: вызовы и возможности для России / Ю.Ю. Финогенова, В.В. Носов // В книге: Финансовые центры в мировой системе. Международная научно-практическая конференция. - 2015. - С. 15-19.

11. Хасбулатова, Б.М. Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России / Б.М. Хасбулатова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 60-62.

12. Цыпин, А.П. Выбор базы сравнения как условие получения доказательных выводов в ходе анализа исторических временных рядов / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2016. - С. 1777-1780.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.