Научная статья на тему 'Развитие Российской туристской отрасли в условиях импортозамещения'

Развитие Российской туристской отрасли в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2182
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / СПРОС / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абакумов Станислав Николаевич

В статье рассмотрены тенденции развития туристской отрасли в России в 2015году и представлены прогнозы и возможные векторы эволюции туризма в РФ. Проанализированы статистические данные по выездному, въездному и внутреннему туризму России за первый квартал 2015 года, рассмотрена политика развития внутреннего туризма в РФ и охарактеризованы её результаты. В настоящее время перед туристской отраслью РФ стоит проблема поддержки внутреннего и въездного туризма, в этой связи изучение последних тенденций и статистических данных о туристских потоках в РФ актуально и позволит более комплексно взглянуть на задачу переориентирования туристских потоков с выездных на внутренние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие Российской туристской отрасли в условиях импортозамещения»

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

УДК 338.48(470+571) DOI: 10.12737/14351

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Абакумов С.Н.1

В статье рассмотрены тенденции развития туристской отрасли в России в 2015году и представлены прогнозы и возможные векторы эволюции туризма в РФ. Проанализированы статистические данные по выездному, въездному и внутреннему туризму России за первый квартал 2015 года, рассмотрена политика развития внутреннего туризма в РФ и охарактеризованы её результаты. В настоящее время перед туристской отраслью РФ стоит проблема поддержки внутреннего и въездного туризма, в этой связи изучение последних тенденций и статистических данных о туристских потоках в РФ актуально и позволит более комплексно взглянуть на задачу переориентирования туристских потоков с выездных на внутренние.

Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, выездной туризм, экономические санкции, спрос, туристский продукт, туристские потоки, импортозамещение.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN TOURISM INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

ABAKUMOV S..N. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Tourism and Hotel Management, Orel State University (Russian Federation, Orel), e-mail: memfred33@gmail.com

The tendencies of development of tourism in Russia in 2015 are examined in the article; predictions and possible vectors of evolution of tourism in Russia are presented. Statistics on external and internal tourism in Russia in the 1st quarter of 2015 is analyzed; development policy of internal tourism is considered and its results are characterized. Russian tourism is havina some problems with the support of internal tourism now, so the examination of last tendencies and statistics about the tourist streams in Russia are really up-to-date.

Thie research will provide the complex decision of the task of reorientation of tourist streams from external to internal.

Keywords: internal tourism, entrance tourism, exit tourism, economical sanctions, tourist product, tourist streams, import substitution.

В настоящее время можно наблюдать тенденции переориентирования российского туризма на внутренний рынок. Пристальное внимание властей к проблемам отрасли неизбежно отражается на интересах малого и среднего бизнеса, которые уже начали более активно предлагать российский туристский продукт. В случае сохранения данных тенденций в ближайшей перспективе мы сможем наблюдать еще больший отток российских туристов с зарубежных курортов, уравновешивание туристского сальдо и целенаправленную политику государства по укреплению внутреннего туристского потенциала и замещению туристского импорта. Учитывая, что с момента появления кризисных явлений, описанных выше, прошло достаточное время, позволяющее оценить последствия туристского коллапса, постараемся доказать высказанную гипотезу, проанализировать динамику развития туризма в России в 2015 году и спрогнозировать его дальнейшие тенденции.

Абакумов Станислав .Николаевич — Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, кандидат исторических наук, доцент, кафедры туризма и гостиничного дела (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: memffed33@gmail.com__________________________________________________________

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

205

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

Как показывают статистические данные, в России в последние годы выездной туризм преобладал над въездным и внутренним, причем в несколько раз. Россияне считались одними из самых путешествующих туристов в мире, находясь на четвертом месте после Китая, США и Германии1. Однако в связи с кризисными явлениями, связанными в первую очередь с обострением ситуации на Украине и ухудшением на этом фоне отношений с Европой, выездной туризм в России потерпел серьёзнейший удар, усилившийся падением рубля как национальной валюты по отношению к евро и доллару. В результате в стране образовалось большое количество потенциальных туристов, готовых выехать за рубеж, но не имеющих либо финансовой возможности, либо из-за роста патриотических соображений или других обстоятельств, оставшихся в России.

Однако в системе международной торговли туристскими услугами за Россией прочно закрепился статус страны-донора, поставщика туристов на иностранные рынки2. Как следует из последних статистических показателей, за первую половину 2015 года выездные потоки из России сократились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого годаЗ. Согласно данным Ростуризма, можно наблюдать определенный рост выезда в Азиатско-Тихоокеанский регион, тогда как количество туристов, посещающих курорты Европы и США, резко сократилось. Сезонные факторы ощутимо сказались на росте цен на санаторно-курортные услуги и услуги пассажирского транспорта, которые за январь-апрель 2015 года подорожали на 5,3 и 4,8% соответственно4.

По данным Росстата, за первый квартал 2015 года количество россиян, выехавших за рубеж, составило 6529 тыс. чел., в том числе с целью туризма 1899 тыс. чел., что, как уже было сказано, на 40% меньше, чем за тот же период 2014 года5.

Среди стран с наибольшим падением спроса на туристские поездки из России в 2015 году можно выделить: Австрию (-50%), Болгарию (-45%), Испанию (-46%), Италию (-31%), Китай (-65%), Литву (-88%), ОАЭ (-50%), США (-38%), Таиланд (-55%), Тунис (-95%), Турцию (-36%), Финляндию (-37%), Францию (-35%), Чехию (-45%), Шри-Ланку (-49%), Эстонию (-40%)6.

Как можно увидеть, в этом списке в основном преобладают западноевропейские и восточноевропейские государства.

Обратимся к отдельным туристским направлениям, ранее наиболее популярным среди россиян. Так, в Болгарии понимают, что туристскую лакуну, образовавшуюся в результате отказа многих российских туристов от поездок на курорты этой страны, необходимо кем-то заполнять. Предположительно потенциальное падение потока туристов из России на 30 % в течение 2015 года планируется нивелировать туристами из других стран: Турции, Израиля, Сербии и Румынии. Несмотря на падение спроса на Болгарию в России, наши соотечественники все же занимают

1 Абакумов С.Н. Экономический эффект международного туризма в РФ на основе статистических данных Всемирной туристской организации // Ученые записки Орловского государственного университета. — № 2 (65). -2015. —с. 40

2 Вязовская В.А. Оценка конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг // Известия УрГЭУ, —№ 4(54). —2014. —С. 35

3 Деловой Петербург [Электронный ресурс] // Д. Арустамов В первом полугодии выездной турпоток из России сократился на 40 %, 8.08.2015. — URL: http://www.dp.rU/a/2015/07/08/V_pervom_polugodii_viezdn/ (Дата обращения: 15.08.2015).

4 Френкель А. Российская экономика в условиях кризиса // Экономическая политика. — 2015. —Т. 10. № 4. — С. 150.

5 Количество граждан Российской Федерации, выехавших за рубеж. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] // Показатели выезда российских граждан за рубеж за 1-й квартал 2015 года (по данным Росстата). —URL: http://www.russiatourism.ru/contentZ8/section/82/detail/3768/ (Дата обращения: 20.07.2015).

6 Там же.

206

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

четвертое место по посещаемости ее курортов среди других государств. Это позволило туристской администрации Болгарии в марте 2015 года упростить визовый режим для россиян и граждан стран СНГ, которые могут получить по упрощенному режиму многократную визу в случае посещения этой страны ранее1.

В Испании схожая ситуация. Количество отдыхающих там россиян за последние полгода снизилось на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Однако это не стало критичным для испанцев, поскольку общий въездной поток иностранных туристов вырос на 4,2%, за полгода Испанию посетило порядка 29,1 млн. чел., из которых лишь 361 тыс. чел. — россияне. Таким образом, испанцы смогли заместить нехватку россиян туристами из Швейцарии, Бельгии и Франции1 2.

В Италии, несмотря на сохранение в 2015 году облегченного порядка выдачи шенгенских виз для наших соотечественников, количество туристов из России сократилось более чем на 30%. При этом следует отметить, что достаточно много долгосрочных многократных виз, выданных ранее, еще продолжает действовать. Причем порядка 90% всех выдаваемых виз итальянским консульством — долгосрочные и многократные. Для поддержания интереса к своей стране Италией в 2014 году процедура оформления и выдачи въездных документов была существенно упрощена и удешевлена. В 2015 году власти Италии продолжили политику «открытых дверей», исключив Россию из списка стран, подлежащих дополнительным проверкам сотрудниками государственной полиции в пунктах пересечения границы. Несмотря на это, как и предполагалось, из-за сложной экономической ситуации, возникшей по причине санкций, контрсанкций, валютного кризиса, многие россияне отказываются от поездок в Италию.

Примечательна статистика по посещению российскими туристами Китая. Количество российских туристов, прибывающих в Китай, в первом квартале 2015 года сократилось на 65%. Вероятно, причиной всему резкое увеличение стоимости туристских услуг в Китае из-за валютного кризиса. При этом следует отметить, что заместитель министра культуры, курирующая вопросы туризма в России, А. Манилова отметила, что в 2014 году туристский поток вырос на 17%, за первый квартал 2015 года — вновь рост 17%. Объём туристского потока из Китая в прошлом году приблизился к миллиону человек. Это очень много по сравнению с туристами из других стран.3 . В данном случае речь идет о въезде иностранных туристов в Россию. То есть на фоне резкого уменьшения поездок россиян в Китай увеличивается количество въезжающих в Россию китайцев. Общее же количество туристов из России в Китае по данным на 2015 год составляет всего 4% от общего выездного российского потока. Китай опережает Россию по выезду в 2 раза, при этом из общего количества выехавших из Китая туристов лишь 2% приходится на Россию4.

Обратимся к Восточной Европе. Интерес к Литве, по данным Ростуризма, с начала 2015 года со стороны россиян упал на 88%. Безусловно, это связано с падением рубля, а также с антироссийскими настроениями в Литве. Так же, как и Болгария, в Литве пытаются найти заменителя России. Речь может идти о скандинавских странах, а также западноевропейских. Однако разные источники предоставляют весьма противоречивую информацию о туризме в Литве. Литовское руководство, наоборот, отмечает рост количества российских туристов на своих

1 Деловой Петербург [Электронный ресурс] // Болгария компенсирует падение на 30 % турпотока из РФ европейскими туристами, 22.06.2015. —URL: http://www.dp.rua/2015/06/22/Bolgarija_kompensiruet_pad/ (Дата обращения: 17.07.2015).

2 Деловой Петербург [Электронный ресурс] // За полгода турпоток из России в Испанию сократился на 36 %, до 361 тыс. чел., 22.07.2015. URL: http://www.dp.ru/a/2015/07/22/Za_polgoda_turpotok_iz_Ro/ (дата обращения: 3.08.2015).

3 РИА Новости- URL http://welcome.mos.ru/presscenter/news/detail/2018751.html (Дата обащения 21.08.2015)

4 Чита!Ру [Электронный ресурс] // Турпоток из Китая в Россию увеличился на 17 % в 2015 году, 21.07.2015.

URL: http://tur.chita.ru/75912/ (дата обращения: 3.08.2015)._______________________________________________________

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

207

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

курортах. Следует отметить, что в Ростуризме приводят цифру выехавших российских туристов в Литву в I квартале 2015 года всего в 4900 чел. При этом общее количество граждан РФ, приехавших с разными целями в Литву за аналогичный период составляет более 164 тыс. чел., что не намного меньше таких же показателей за аналогичный период 2014 года1.

Таким образом, как видно, туристский поток из России упал в среднем в Европу на 40%. Несмотря на общий спад поездок, лидирует в списке наиболее популярных среди россиян направлений Египет (402 тыс. чел.), Таиланд (185 тыс. чел.), Германия (141 тыс. чел.), ОАЭ (107 тыс. чел.), Италия (101 тыс. чел.), Вьетнам (74 тыс. чел.), Турция (72 тыс. чел.), Испания (68 тыс. чел.), Чешская Республика (60 тыс. чел.), Китай (57 тыс. чел.). Годом ранее показатели выезда были на порядок выше, т.е. на общем фоне спада количества выезжающих за границу россиян список самых популярных направлений возглавляет Египет. Не будем забывать, что это данные за I квартал 2015 года, т.е. пляжный сезон в подсчетах не учтен в связи с отсутствием в настоящее время официальных статистических данных. Поэтому можно предположить, что во втором квартале цифры и список стран будут другими.

Далее рассмотрим динамику въездных потоков в Россию. Сегодня опубликованы официальные данные за I квартал 2015 года. Из них следует, что общее количество въехавших на территорию России увеличилось на 16% и составило 7 млн. 347 тыс. чел., однако из них с целью туризма посетили нашу страну лишь 255 тыс. чел., что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. «Серьезнейшим образом изменилась структура российского туризма. В прошлом году на 30% вырос туристический поток по РФ и значительно сократился выездной турпоток. Тенденция роста внутренних туристических потоков имеет место и в настоящее время. В этом году на 16% вырос въездной турпоток в РФ»1 2.

Перечислим страны, граждане которых наиболее часто посещали Россию с туристскими целями в I квартале 2015 года: Украина (4910 тыс. поездок), Казахстан (1457 тыс. поездок), Польша (1204 тыс. поездок), Финляндия (324 тыс. поездок), Азербайджан (170 тыс. поездок), Китай (135 тыс. поездок), Армения (103 тыс. поездок), Узбекистан (97 тыс. поездок), Абхазия (93 тыс. поездок), Монголия (82 тыс. поездок). Отметим, что представленные данные «рассчитаны по новой методике Росстата». Наряду с ними на официальном сайте Ростуризма имеются сведения с другими данными Росстата по такому же периоду. В этом документе видна существенная разница в цифрах. К примеру, количество туристов из Китая, въехавших на территорию России в I квартале 2015 года, составило 40 667 чел., тогда как цифра, рассчитанная по «новой методике», составляет 135 тыс. поездок3.

Как уже было сказано, падения количества прибытий иностранных граждан на территорию РФ с туристскими целями не произошло. В целом этот показатель остается на прежнем уровне. Надо полагать, что, с одной стороны, иностранцев пугает имидж России на международной арене, который подогревается событиями на Украине и обвинениями в адрес России о вооруженной

1 Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] // Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/ (дата обращения: 6.07.2015).

2 Официальный сайт РИАНовости [Электронный ресурс] // Ростуризм: въездной поток в Россию в 2015 году увеличился на 16%, 6.07.2015. URL: http://ria.ru/economy/20150706/1116754759.html (дата обращения: 20.07.2015).

3 Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] // Количество прибывших

граждан иностранных государств на территорию Российской Федерации. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-pribyvshikh-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv-na-territoriyu-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 6.07.2015).____________________________________________________

208

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

агрессии, а с другой - верх берут сравнительно невысокие цены на туристские услуги, что, к сожалению, нельзя сказать о сервисе, который пока оставляет желать лучшего. Возможно, этим и можно объяснить, что наиболее часто приезжающие к нам туристы являются гражданами стран -бывших союзных республик в составе СССР. Если говорить о европейских странах, то одна из самых путешествующих держав - Германия всего лишь на 15-м месте в списке с 59 тыс. поездок в Россию за I квартал 2015 года. Франция и Италия еще ниже - на 18-м и 19-м месте соответственно с 29 тыс. поездок.

На наш взгляд, для России все показатели, представленные выше, играют лишь положительную роль. С одной стороны, резко упали выездные потоки россиян за рубеж, на 40%. Это огромный плюс, поскольку таким образом сократились международные затраты на туризм, т.е. снизился примерно на 40% отток денежных средств из России на покупку туристских услуг за рубежом. Как известно, в 2013 году затраты на международный туризм составили порядка 53 млрд. долл., что ставило Россию на 4-е место среди всех стран мира по данному показателю. Сегодня уже можно говорить о значительном уменьшении этой цифры на фоне огромного подъема интереса россиян к внутреннему туризму, т.е. на наших глазах происходит уравновешивание туристского сальдо, которое до последнего времени продолжало оставаться отрицательным: -41,5 млрд. долл. в 2013 году1.

Проанализируем динамику внутренних туристских потоков в России. В первую очередь определим категории граждан, которые с наибольшей степенью вероятности выбирают отдых в России.

Конечно, это сегмент, традиционно выбирающий российские курорты в силу своих взглядов и патриотических настроений. На волне внешнеполитических событий этот сегмент значительно расширился, особенно на фоне присоединения к России Крыма, хотя подсчитать его числовое значение достаточно проблематично.

Во-вторых, к категории отдыхающих в России можно отнести сотрудников некоторых силовых структур, государственных компаний и корпораций, которым были даны рекомендации не покидать Россию. Возможно, в будущем такие рекомендации будут сняты, однако всегда остается прослойка работников отдельных ведомств, которым выезд за пределы территории РФ в принципе запрещен в силу своей деятельности. По разным данным, в России сегодня числится порядка 4 млн. россиян, работающих в силовых структурах. Учитывая сегодняшние рекомендации не покидать РФ, потенциальное количество внутренних туристов этого сегмента составляет озвученную выше цифру в 4 млн. чел.

В-третьих, значительное количество россиян, ранее выезжавших за пределы РФ во время отпусков, в 2015 году остались или планируют остаться в России в связи с падением стоимости рубля и, соответственно, увеличением цен на зарубежные поездки. Эта группа составляет еще один сегмент потенциальных внутренних туристов.

Таким образом, мощная информационная кампания властей по продвижению России как туристского центра должна привести к увеличению внутренних потоков на 25—30%, что вполне возможно, если учесть высвобожденные из выездного туризма сегменты и падение спроса на заграничные поездки на 40%. По мнению Ростуризма, внутренний туризм в 2015 году может вырасти от 30 до 50%1 2. Это может быть связано, в том числе и с переориентированием некоторых туроператоров, ранее работавших на выездном туризме, на внутренний рынок. К таким компаниям

1 Абакумов С.Н. Экономический эффект международного туризма в РФ на основе статистических данных Всемирной туристской организации // Ученые записки ОГУ, № 2 (65), 2015, с. 40.

2 Газета.ру, официальный сайт [Электронный ресурс] // Ростуризм: внутренний туризм в России в 2015 году

вырастет на 50 %, 18.02.2015. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2015/02/18/n_6939129.shtml (Дата обращения: 4.07.2015).____________________________________________________________________________________

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

209

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

сегодня можно отнести: «Пегас Туристик», «Библио Глобус», «Coral Travel», «Анекс тур», «Интурист». Нельзя сказать, что все они «завязали» с международным туризмом, однако наряду с зарубежными турпакетами появились туры по России, которые сегодня пользуются значительным спросом. В этой связи удешевление рубля весьма выгодно российскому туризму, которому сегодня в ценовой политике нет достойного конкурента.

Можно выделить российские регионы и туристские центры, наиболее популярные у наших туристов сегодня. В первую очередь это Крым, курорты Краснодарского края, Москва и Санкт-Петербург, а также города «Золотого кольца России», Казань, Алтайский край1.

Если взглянуть на предложения российских туроператоров, то наибольшее количество туров вполне обоснованно предлагается в курортные центры Крыма и Краснодарского края. Вместе с тем, к примеру, туроператор «Библио Глобус» начал продавать экскурсионные многодневные туры в Карелию, Псков, Казань, Великий Новгород, Санкт-Петербург, туры по «Золотому кольцу». Однако транспортное обслуживание туроператор предлагает только на месте начала тура, т.е. непосредственно в туристском центре, что не совсем удобно. Туроператор «Пегас Туристик» предлагает лишь пляжные туры, также, как и «Аннекс тур». Однако, несмотря на это, можно отметить, что в последние годы на рынке внутреннего туризма произошел колоссальный прорыв: увеличилось количество крупных туристских компаний, предлагающих российский турпродукт, впервые появились туристские пакеты по России, чего ранее не было в принципе, туроператоры впервые предложили комплексное обслуживание, чартерные поезда и гарантированные места в отелях с питанием в составе туристского продукта. Всё это, на фоне описанной выше ситуации, вполне может переориентировать туристские потоки на Россию и нивелировать отрицательный туристский баланс.

Весьма примечательны в этом смысле слова Генерального секретаря Всемирной туристской организации Талеба Рифаи, полагающего, что фокус в России смещается на внутренний туризм. Приведем высказывание Талеба Рифаи полностью: «Я рад этому. Россия имеет огромный потенциал внутреннего туризма, который, к сожалению, пока как следует не используется. Но ни одна страна не может говорить о развитии въездного туризма, пока она не научится обеспечивать туризм внутренний. Самые большие туристические направления в мире имеют только 25 процентов въездного туризма, остальное - свое. Международным туристам не нравится видеть вокруг только международных туристов. Путешествия - это прежде всего возможность взаимодействовать с жителями страны. Поэтому смещение фокуса на внутренний туризм - это очень правильно. Если вы дадите вашим людям возможность путешествовать, обучите персонал тому, чтобы предоставлять качественные услуги по хорошим ценам, развернете инфраструктуру, к вам поедут и из-за рубежа. Страна не откроется для въездного туризма, пока вы не научитесь показывать ее вашим собственным гражданам». Последние 10—15 лет мир смотрел на Россию как на источник выездного туризма. Сейчас наступило время, когда «мир должен прийти в Россию»1 2.

Относительно анализа и прогнозов развития внутреннего туризма в России можно сказать, что официальные источники ставят на 1-е место по популярности Сочи. При этом, следует отметить, что стоимость пакетных туров с авиаперелетом и двухразовым питанием сегодня от 40—50 тыс. р. за двоих, что гораздо ниже самых недорогих зарубежных курортов. В других курортных центрах России стоимость отдыха и того ниже. Нельзя забывать, что Сочи это первый российский регион, в

1 Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Кнорус, 2014. С. 145.

2 Нарышкина А. Талиб Руфаи: Россия должна развивать внутренний туризм, Вести.ру, туризм [Электронный

ресурс], 10.06.2015. URL: http://travel.vesti.ru/article_13374 (Дата обращения: 7.07.2015)._________________________

210

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

котором к Олимпиаде 2014 года ввели обязательную категоризацию гостиничных предприятий, что повысило конечный уровень сервиса и прозрачность ценовой политики.

Как и ожидалось, увеличение спроса на внутренний туризм произошло на фоне появления пакетных туров, а также организации новых полетных программ туроператорами. Безусловно, это подстегнет рост внутренних турпотоков и обеспечит поступательное развитие российских курортных зон.

Согласно официальным сведениям Ростуризма, в 2014 году рост внутреннего туризма в России составил 25—30 %, что произошло на фоне падения выездного и въездного туризма. По статистике 2014 года граждане России стали на 11% чаще отправляться в туристические поездки в сравнении с прошлым годом. Размер средних затрат на отдых составил в текущем году 29 700 рублей на человека1. В 2015 году процесс импортозамещения в туристской отрасли продолжился. По прогнозам, озвученным на заседании Президиума Госсовета в Крыму по вопросам развития туристской отрасли в РФ, перспективными направлениями названы круизный отдых и детский туризм1 2.

Безусловно, можно озвучить и проблемы, стоящие перед отраслью сегодня, которые необходимо решать в первую очередь. Постараемся озвучить наиболее острые.

Во-первых, слабая законодательная база, не отвечающая современным реалиям. Из-за несовершенства правовой основы туризма система продажи и потребления туристского продукта крайне непрозрачна. До сих пор туристский бизнес не защищен от мошенников и фирм, предлагающих некачественный туристский продукт. Идея, высказанная президентом России В.В. Путиным о создании реестра турагентств в России и ужесточении контроля за туристскими агентствами в этом смысле очень актуальна.

Во-вторых, отсутствие качественной и современной инфраструктуры в туристских центрах. В данном случае речь идет, в первую очередь, об отельной базе, транспортной составляющей и секторе развлечений. Введение обязательной категоризации средств размещения в России в этом смысле позволит привести уже существующую инфраструктуру в соответствие с международными требованиями к стандартам качества.

В-третьих, недостаточная информационная и рекламная составляющая при продвижении отечественного туристского продукта. Большая часть потенциальных туристов поверхностно знают лишь об ограниченном наборе туристских центров России. Огромная часть историко-культурных достопримечательностей, составляющих культурное наследие России, малоизвестна простому обывателю и не задействована в туристском предложении. Популяризация этих центров в России на телевидении и в других СМИ, а также при помощи специальных информационных кампаний позволит познакомить и подстегнуть интерес к России и развить такие виды туризма, как экскурсионный, экологический, религиозный и др.

В-четвертых, небольшое количество крупных туристских компаний, занимающихся реализацией внутреннего туристского продукта. Лишь в последние 2—3 года наметились тенденции переориентирования туристских компаний на создание внутренних турпакетов. До последнего времени предложения ограничивались лишь размещением, транспортные услуги и питание клиенту приходилось докупать самостоятельно. Таким образом, стимулирование малого, среднего и крупного туристского бизнеса, занимающегося разработкой и продвижением

1 Сафонов озвучил статистику внутреннего туризма в РФ [Электронный ресурс], 6.11.2014. —URL:

http://gursesintour.com/vokrug-sveta/safonov-ozvuchil-statistiku-rosta-vnutrennego-turizma-v-rf/9358/ (дата

обращения: 7.07.2015).

2 Кремлин.ру, официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] // Заседание Президиума

Государственного Совета по вопросам развития туризма в Российской Федерации, 17.08.2015. —URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50138 (Дата обращения: 18.08.2015).________________________________________

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

211

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

внутреннего туристского продукта, будет способствовать ускорению процесса импортозамещения в туристской отрасли страны.

В-пятых, небольшое количество общественных туристских организаций и ассоциаций, занятых в выработке мер по укреплению туризма в стране, а также задействованных в реформировании отрасли. Зачастую государство, занимаясь глобальными вопросами, не замечает локальных проблем, стоящих на повестке дня. Именно здесь могут помочь некоммерческие ассоциации и организации, состоящие из экспертов и практиков туризма.

Вместе с тем следует отметить, что большая часть задач, стоящих перед отраслью, уже решается государством и сделаны значительные шаги по укреплению внутреннего туристского потенциала.

Таким образом, прогноз развития туризма в России достаточно прозрачен. Большая часть средств и потенциальных туристов, которые ранее вывозились и выезжали за рубеж, останутся в России. Можно согласиться с экспертами Ростуризма в прогнозах, которые полагают, что выездной туризм уже не вернется к прежним показателям. Вместе с тем, стоит отметить, что при стабилизации курса валют будет происходить перераспределение потоков, но на фоне реформирования туристской отрасли в РФ оно не будет глобальным и серьёзный перевес будет оставаться за внутренним туризмом. Решение обозначенных перед руководством страны проблем в туристской отрасли будет способствовать повышению качества российского туристского продукта и сервиса и влиять на выбор потенциальных туристов, которых с каждым годом становится все больше. Россия до сих пор остается одной из самых путешествующих стран мира, и переориентирование туристских потоков на внутренний туризм будет приоритетной задачей руководства страны и профильных ведомств, что уже сейчас можно наблюдать.

Библиография/ References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абакумов С.Н. Экономический эффект международного туризма в РФ на основе статистических данных Всемирной туристской организации // Ученые записки Орловского государственного университета. — № 2 (65). —2015.

2. Арустамов Д.: «В первом полугодии выездной турпоток из России сократился...» // Деловой Петербург — URL: http://www.dp.rU/a/2015/07/08/V_pervom_polugodii_viezdn/ (Дата обращения: 15.08.2015).

3. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Кнорус, 2014.

4. Нарышкина А. Талиб Руфаи: Россия должна развивать внутренний туризм. — URL: http://travel.vesti.ru/article_13374 (Дата обращения: 7.07.2015).

5. Френкель А. Российская экономика в условиях кризиса // Экономическая политика. — 2015. - Т. 10. —№ 4.

1. Abakumov, S.N. (2015) Ekonomicheskii effekt mezhdunarodnogo turizma v RF na osnove statisticheskikh dannykh Vsemirnoi turistskoi organizatsii [The economic impact of international tourism in Russia based on the statistics of the World Tourism Organization] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Oryol state university]. — № 2 (65). (In. Russ.)

2. Arustamov D. V pervom polugodii vyezdnoi turpotok iz Rossii sokratilsia ... [In the first half of the year the number of tourists visiting from Russia went down ...] // Delovoi Peterburg — URL: http://www.dp.ru/a/2015/07/08/V_pervom_polugodii_viezdn/ (Data obrashcheniia: 15.08.2015). (In. Russ.)

212

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА

3. Kosolapov, A.B. (2014) Geografiia rossiiskogo vnutrennego turizma [Geography of the Russian domestic tourism]: uchebnoe posobie dlia studentov VUZov. M.: Knorus. (In. Russ.)

4. Naryshkina, A. Talib Rufai: Rossiia dolzhna razvivat' vnutrennii turizm [Talib Rufai: Russia must develop domestic tourism] [Elektronnyi resurs]. - URL: http://travel.vesti.ru/article_13374 (Data obrashcheniia: 7.07.2015). (In. Russ.)

5. Frenkel' A. (2015) Rossiiskaia ekonomika v usloviiakh krizisa [The Russian economy is in crisis] // Ekonomicheskaia politika [Economic Policy]. — T. 10. —№ 4. (In. Russ.)

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.