УДК 338.48
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ Крючкова Юлия Рудольфовна,
МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова"
(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected]) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Статья содержит исследование состояния рынка выездного туризма в Нижнем Новгороде. Первым этапом исследования был контент-анализ туристских фирм Авторами проведен анализ типов туризма, которые предлагают 40 компаний-лидеров Нижегородского рынка, выявлены наиболее популярные: пляжный, экскурсионный. Определен ценовой диапазон предложений на рынке, определена продолжительность поездок.
В статье при ведены результаты опроса нижегородцев, выявлены их предпочтения в выездном туризме. Уточнены факторы выбора туристского продукта: стоимость поездки, ее безопасность, местоположение средства размещения. Наиболее предпочитаемые источники получения информации. Определяющими факторами на отдыхе у большинства респондентов стали - условия проживания и безопасность, питание, развлечение, оздоровление. Установлена частота приобретения туристических услуг.
Результаты исследования доказали, что туристический рынок не имеет высокий уровень приверженности клиентов, так как большая часть клиентов купят путевку там, где будет предложено более выгодное предложение.
Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции развития рынка выездного туризма на рынке Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: выездной туризм, Нижегородский туристский рынок, контент-анализ, опрос, исследование.
1. Введение. Выездной туризм - это путешествия на отдых в зарубежные страны мира [5]. Сегодня выездной туризм это не только вид отдыха, но и одна из форм экономических, политических, социальных и культурных связей между государствами. Выездной туризм, как отдельная категория поездок чрезвычайно динамично развивается [4,3].
2. Цель работы: проанализировать перспективы развития выездного туризма в Нижнем Новгороде. Задачи исследования: выявить уровень спроса и предложения на зарубежные туры у жителей Нижнего Новгорода.
3. Материалы и методы исследования. Было проведено исследование методом контент-анализа сайтов турфирм. Из 426 турфирм было выбрано 40 турфирм с наиболее высоким рейтингом. Далее было проведено анкетирование 120 респондентов от 18 до 30 лет.
4. Результаты исследования и их обсуждение. С целью анализа состояния рынка выездного туризма в Нижнем Новгороде в феврале-марте 2019 года было проведено исследование выделенных 40 туристических фирм Нижнего Новгорода.
Первой категорией при анализе рынка был вид предлагаемого тура.
Почти все туристские предприятия предлагают пляжный вид тура (98%). Это обусловлено тем, что в основном люди едут для отдыха и купания в море. Также большая часть туристских предприятий предлагает спортивный (85%), оздоровительный (70%), круизный (63%), экскурсионный (60%) виды туров. Это одни из самых популярных видов тура среди потребителей в сфере туризма [1].
Небольшое количество туристских предприятий предлагают свадебные туры (30%), шоп-туры (28%), образовательные (7%), гастрономические и экологические (по 5%), хотя на сегодняшний день они набирают популярность, но мало где можно эти туры приобрести.
Из этих туров, предлагаемыми туристскими предприятиями, больше востребован пляжный вид тура, поскольку молодые люди предпочитают отстраниться от городского режима, пассивно отдохнуть от работы или учебы, что оказывает большое влияние на выбор отдыха в целом.
Следующая категория при анализе сайтов турфирм - туризм внутренний или выездной. Все туристские предприятия предлагают выездной туризм (100%), а внутренний - 98%. Большая часть туристских предприятий предлагают туры в Западную Азию (98%), так как основной турпоток едут в Турцию. Что касается внутреннего туризма, то предлагают в основном туры в Москву и Санкт- Петербург (53%) [2].
Также очень важное значение имеет такой показатель, как ценовая категория поездок. Почти все турфирмы предлагают туры в различном ценовом диапазоне, в размере не более 70 тыс. рублей и от 70 001 до 110 000 рублей (98%). Это связано с тем, что не все могут позволить себе дорогостоящее путешествие и тем самым, туристские предприятия делают отдых доступным для всех категорий людей с разным материальным положением.
Далее мы проанализировали продолжительность поездок.
Все туристские предприятия предлагают поездки продолжительность менее 7 дней и от 7 до 14 дней, так как это оптимальная продолжительность отдыха. Меньшее количество турагентств предлагает поездки про-
должительностью более 14 дней (65%). У большинства туристов отпуск длится 14 дней, что не позволяет ездить на более длительный отдых.
Итак, если брать такой показатель как состав путешествующих, то можно отметить, что все туристские предприятия предлагают поездки для любой компании с любым составом и количеством человек (это может быть семья, друзья, индивидуальное путешествие).
Далее, было проведено анкетирование жителей Нижнего Новгорода.
Из опрошенных респондентов 65% - женщины и 35% - мужчины.
Большая часть респондентов принадлежит к категории студентов (39%). На втором месте оказались специалисты (31%), на третьем - предприниматели (12%), затем рабочие (6%), руководители и служащие (по 5%). Самую малочисленную группу составили домохозяйки (2%).
Поскольку существенным фактором при совершении путешествий выступает уровень дохода, респондентам был задан вопрос о материальном положении. Это было необходимо для того, чтобы оценить уровень жизни молодежи и выяснить, какой бюджет они готовы потратить на повышение уровня комфорта и условий размещения. Чуть меньше половины опрошенных (45%) считают себя достаточно обеспеченными людьми, так как могут без труда приобрести вещи длительного пользования, однако для них затруднительно приобрести действительно дорогие вещи. Третью часть опрошенных можно отнести к людям среднего достатка (39%). Намного меньше опрошенных (10%) относятся себя к богатым, т.е. могут позволить себе достаточно дорогостоящие вещи. И только у 6% считают себя малообеспеченными. К бедным из респондентов не отнес себя никто.
Главными критерием при выборе тура является стоимость поездки (41%). На втором месте - безопасность поездки (21%). Существует большое число опасностей во время путешествия: различные болезни, транспорт, нестабильная ситуация в стране и др. Также немаловажно местоположение средства размещения (13%). Туристы не готовы тратить много времени на дорогу от средства размещения до пляжа (рис.1).
Зачастую многие прислушиваются к мнению близких людей, когда определяются с выбором путешествия. Поэтому, бесспорно, они оказывают сильнейшее влияние на выбор. Тем не менее, значительная часть туристов доверяют менеджерам турфирм или только полагаются на себя.
Для большей части опрошенных значимо мнение друзей (33%) и родителей (30%). Как правило с друзьями интересы схожи, и молодые люди прислушиваются к их мнению. Важно мнение и менеджера турфирмы (19%), поскольку он много путешествует и знает, что лучше. Есть и такие клиенты, которые прислушиваются только к себе (15%) и никому больше. Самая немногочисленная часть респондентов ответила, что для них значимо мнение партнера (2%) и отзывы о данном туре в интернете (1%).
10%
13°
□ Стоимость
□ Безопасность
□ Место стредства размещения
□ Популярность направления
□ Длительность тура
□ Условия проживания
□ Интересные места
□ Отдых с партнером ■ Рядом центр города
21%
Рисунок 1 - Основные мотивы при выборе тура (%)
На выбор организации, оказывающей туристические услуги для клиентов, оказывают влияние следующие факторы.
Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой. Основное, на что обращает внимание потребитель при выборе путешествия, это место туристского назначения, характер деятельности во время путешествия. Иначе, проанализируем основные мотивы поездок.
Определяющими факторами на отдыхе у большинства респондентов стали - условия проживания (60%) и безопасность (38%). Питание респонденты выбрали как определяющий фактор на отдыхе - 35%, развлечение -30%, наличие медицинской страховки - 9% и компания на отдыхе, оздоровление, хорошая погода - по 1%.
Таким образом, проанализировав мотивы путешествия, мы видим, что туристы в своем большинстве основополагающим мотивом считает «отдых», фактором - условия проживания. Однако была выявлена тенденция, что для них важна безопасность поездки. Казалось бы, молодежь менее ответственна и серьезна, но как оказалось, это не так.
Крайне трудная задача стоит перед туроператорами, которым при формировании туров необходимо учитывать не только общие средневзвешенные желания туристов, но и более изысканные для женщин и традиционные, типа занятий спортом, посещения ресторанов и т. п., - для мужчин.
Данные о частоте приобретения услуги туристических операторов представлены на рисунке 2.
Из рисунка 2 следует, что большая часть клиентов приобретают туристические услуги один раз в год (38 %). 25% респондентов ответили, что пользуются услугами раз в 3-5 лет. Первый раз услугами туристических агентств воспользовались 19% опрошенных. 18% ответили, что приобретают туры более одного раза в год.
□ Первый раз
■ Один раз в год
□ Несколько раз в
год
□ Один раз е 3-5 лег
Рисунок 2 - Частота приобретения туристических услуг
Большая часть опрошенных узнают о туристических услугах посредством информации в сети Интернет - 40%. 25% опрошенных отметили рекламу на телевидении. 17% дали ответ - рекомендации друзей и родственников. Следует отметить, что наибольшее доверие у потребителей, намеренных осуществить покупку, а не занимающихся текущим сбором информации, вызывает информация, полученная от ближнего окружения.
60% опрошенных потребителей предпочитают приобретать туристические услуги через туристических посредников. Напрямую у операторов заказывают лишь 10% респондентов. В последнее время большой популярностью стал пользоваться заказ путевок через сеть Интернет, что обуславливает необходимость поддержки действующих фирменных сайтов и других способов, имеющих обратную связь с клиентом через сеть Интернет.
Большая часть опрошенных предпочитает пляжно-купальный отдых -40%. Это означает, что спрос на турпутевки в курортные города остается востребованным. Так же существует спрос на отдых в санаториях и лечебницах, профилакториях и оздоровительных лагерях, как на территории нашей страны, так и за рубежом (28%). Познавательный вид отдыха пользуется спросом у 17%. Шопинг-тур составляет 5. В последние годы активное развитие получили экстремальные виды туризма, такие как альпинизм, байкинг, дрифтинг и т.д.
Как показали результаты исследования, туристический рынок не имеет высокий уровень приверженности клиентов, так как большая часть клиентов купят путевку там, где будет предложено более выгодное предложение. Поэтому туристическим фирмам необходимо постоянная работа в области повышения лояльности потребителей.
32% опрошенных респондентов предпочитают отдыхать на территории РФ. Относительно зарубежных стран были отмечены: Турция 22%, Египет 7% Таиланд 7%, Финляндия 5%, по 4% получили Китай и Греция.
Ценовой диапазон выбора туристических услуг представлен на рисунке
4%
□ До 30 тыс.руб.
■ 30-50 тыс .руб.
□ 50-100 тыс.руб.
□ 100-200 тыс .руб.
■ Более200 гыс.руб.
Рисунок 3 - Ценовой диапазон выбора туристических услуг
Из рисунка 3 следует, что большая часть опрошенных (40%) предпочитают затрачивать 30-50 тыс. руб. на человека при покупке тура. Следующую позицию занимает ценовой диапазон до 30 тыс. руб. (25%). Путевки стоимостью 50-100 тыс. руб. приобретают 24% опрошенных. Последнюю позицию занимаю дорогие туры стоимость 100-200 тыс. руб. на человека и туры премиум класса более 200 тыс. руб.
Заключение. Таким образом, можно утверждать, что большинство респондентов отдает предпочтение выездному туризму, акцентируя свое внимание на странах "без виз". Предпочтения в отношении отдыха граждан и должны определять стратегию развития туризма на государственном и региональном уровнях. Список литературы
1. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е., Суханова О. А. Инновационные технологии управления в индустрии туризма и гостеприимства: региональный аспект. - Монография / Под общей редакцией О.С. Крайновой. Москва, 2016.
2. Макеева Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок //Вопросы региональной экономики.
2015. № 1 (22). С. 39-48.
3. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.
4. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Маркетинговые исследования на туристические услуги Турции// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 386-392.
5. Яковенко А.Е., Лепешев Д.И. Анализ эффективности международного туристического бизнеса//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.
2016. № 1 (11). С. 324-329.
Kryuchkova Julia Rudolfovna, (e-mail: [email protected]) MBUK "MemorialMuseum of V.P. Chkalov"
Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail:[email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand.Techn.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail:
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF EXITTING TOURISM IN NIZHNY NOVGOROD
Abstract. The article contains a study of the state of the outbound tourism market in Nizhny Novgorod. The first stage of the study was a content analysis of tourist firms. The authors analyzed the types of tourism offered by 40 leading companies of the Nizhny Novgorod market, and revealed the most popular ones: beach, sightseeing. The price range of offers on the market is determined, the duration of trips is determined.
The article presents the results of a survey of Nizhny Novgorod residents and their preferences in outbound tourism. Clarified the factors of choice of the tourist product: the cost of travel, its safety, the location of accommodation facilities. The most preferred sources of information. The deciding factors on holiday with most respondents were - living conditions and safety, food, entertainment, rehabilitation. The frequency of purchase of tourist services has been established.
The results of the study proved that the tourist market does not have a high level of customer commitment, since most of the customers will buy a ticket where a better offer will be offered.
The findings can be the basis for the formation of the concept of development of the outbound tourism market in the market of Nizhny Novgorod.
Keywords: outbound tourism, Nizhny Novgorod tourist market, content analysis, survey, research.
УДК 338.48
АНАЛИЗ СПРОСА НА ЗАРУБЕЖНЫЕ ТУРЫ В РОССИИ Крючкова Юлия Рудольфовна,
МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова"
(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected]) Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Статья содержит исследование спроса на зарубежные туры в России а основе проведенного контент-анализа статистических агригаторов.
Авторами установлена страна - лидер рейтинга зарубежных стран, которые пользовались наибольшей популярностью у россиян для туристического отдыха, по итогу 2018 года - Турция.
Установлены причины оживления спроса на зарубежные туры. Доказано формирование новая тенденция - снижение стоимости услуг в сегменте зарубежного туризма при удорожании внутрироссийского продукта.
Проведен анализ изменения динамики цен и в целом ценовой политики туристических компаний, выделены особенности деятельности туроператора на рынке ценообразования.