Научная статья на тему 'Структурно-алгоритмическая реализация комбинированной системы управления движением интеллектуальных мобильных роботов в экстремальных средах'

Структурно-алгоритмическая реализация комбинированной системы управления движением интеллектуальных мобильных роботов в экстремальных средах Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-алгоритмическая реализация комбинированной системы управления движением интеллектуальных мобильных роботов в экстремальных средах»

11. Сиротенко М.Ю. Процедура реализации на ЭВМ процессов прямого и обратного распространения в многослойных нейросетях. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. -С.107-112.

УДК 681.3.069

В.Х. Пшихопов, ИХ. Корнеев

СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МОБИЛЬНЫХ РОБОТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СРЕДАХ*

1. Введение. Бурное развитие высоких технологий позволило подойти вплотную к решению задач связанных с применением робототехнических систем (РТС), создаваемых на базе автономных мобильных тележек с различными типами

, -техники как [1]: исследование окружающей среды; ведение военных действий; медицина; ведение спасательных и ремонтно-восстановительных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и т.д.

Перечисленным примерам соответствует различная природа среды функ,

зачастую приводит к нестабильности параметров робота, что может отрицательным образом сказаться на качестве выполняемых технологических операций.

Достаточно эффективное решение задачи синтеза систем управления (СУ) , , систем с переменной структурой, известных своей робастностью. Специфика синтеза управляющих алгоритмов подобных СУ заключается во введении в фазовом пространстве робота поверхностей переключения специального вида, попадая на которые, замкнутая система становится малочувствительной к внешним и внутренним возмущениям [2].

Целью настоящей работы является нейрокомпьютерная реализация комбинированной системы управления мобильным роботом, функционирующей в пространстве Ят и обеспечивающей асимптотическую устойчивость планируемых траекторий движения как при наличии параметрических возмущений (ревизованной в классе систем с переменной структурой), так и при их отсутствии. В работе показана возможность решения поставленной задачи на основе уже известного [3] нового подхода к синтезу управляющих алгоритмов и планированию траекторий движения.

2. Математическая модель и синтез управляющих алгоритмов. Пусть математическая модель колесного мобильного робота - объекта неголономной

, -

ниями:

* Работа выполнена при поддержке Мин. образования, грант № 03.01.062, грант

і = Б( г, г) + В( г) • и, у = М(у,г,Ь) = (М, М,..Мт)Т,

(1)

(2)

№ А03-3.16-87

где z - вектор внутренних координат, т.е. z Е Rn; y - вектор координат положения робота в рабочем пространстве, т.е. y Е Rm ; r - вектор изменяющихся параметров робота, причем r = r'± [Дг +, Дг - ], где r' - вектор известных

номинальных значений параметров, Дг ± - определяют известный диапазон изменения параметров относительно своих номинальных значений; b = const - вектор

, -

ложение осей вращения колес; F (z) - вектор-функция нелинейных компонентов, определяющая особенности динамики робота; B(z) - матрица коэффициентов управления, определяющая многосвязность системы; M (y, z, r) - вектор-функция

, -

занной с роботом системы координат в базовой системе.

Пусть желаемые траектории движения МР по горизонтальной плоской поверхности задаются квадратичными формами его внешних координат [3]:

уТ^у + N 2 у + N 3 Q

=Q,

(3)

здесь у = (уі, у.)Т, Nj1 =

ЛП к

Qa

Nj = la.

Nl = k

Различные наборы коэффициентов , і = 1,3 , позволяют сформировать

траекторию движения робота, описываемую окружностями или эллипсами, прямыми, точками и т.д.

В соответствии с результатами работы [3] сформируем требования к скорости движения робота по планируемым траекториям:

Zc =

• Т • 2

у у - vk

=Q,

(4)

где Ук - желаемая контурная скорость движения робота вдоль планируемых траекторий; хт = - желаемая скорость движения робота относительно траек-

&

торий (3). Следует отметить, что максимальное значение контурной скорости должно удовлетворять энергетическим возможностям исполнительных устройств робота.

, [3], -

бильного робота вдоль фазовой траектории (3) с заданной контурной скоростью Ук будет иметь следующий вид:

и (1, у) = -[к1 ЯБ]4 [ [ + 1Ы) + к2М + к3 ], (5)

где кх, к2, к3, Я , М , ¥ , Б - матрицы и векторы коэффициентов соответствующей размерности, Ь - матрица Якоби кинематической модели (2). Настройка алгоритма осуществляется изменением параметров матриц А и С .

Алгоритм (5) позволяет организовать движение робота вдоль планируемых траекторий с заданной контурной скоростью при постоянных, или незначительно изменяющихся параметрах.

a

41

Т

Рассмотрим случай, когда робот функционирует в экстремальных условиях и воздействие внешней среды приводит к нестабильности его параметров, т.е. r = r '± [Дг+, Дг - ]. Решение задачи управления, с учетом указанных особенностей, было найдено авторами настоящей работы, в классе систем с переменной структурой [4]. Рассмотрим процедуру синтеза более подробно.

Пусть ограничения на управляющие воздействия заданы в форме sat -функции, т.е.:

nax _ , max

, ut > +ut , ___

max ^ ^ . max , i = 1, П , (6)

, - u< u<+u,.

где « - максимальное значение модуля управляющего воздействия на ва-

лу /-ого исполнительного устройства.

Из структуры алгоритма управления (5) следует, что в предельном случае, устремление в выражении матричного коэффициента С к нулю, соответствует бесконечному возрастанию коэффициента усиления регулятора, характерного для идеального реле, т.е., при наличии ограничений на управляющие воздействия вида

(6), закон управления (5) принимает релейный характер, присущий системам с переменной структурой [2]. Указанное обстоятельство позволяет представить алгоритм управления (5) в виде:

А

о

u** = -B-lF - (RB)-1 LM - (k*RB)-1 k2*M - umaxsign[(k*RB)-1 (A

(7)

ГДе «шах =<

Выражение (7) соответствует алгоритму функционирования системы управления с переменной структурой для мобильных роботов с различными типами ки, -

.

3. Моделирование движения МР. Моделирование пр вводилось для АМР, описываемого следующей математической моделью [5]:

ґ

Wl

WR„ К.

0.Зmr O3mr Jr Jr

lb

lb

\ -1 1 Г / \

r r O ’ UL dl O ’ 'wl'

J b -b V O d!i. 1 R a і O dh. _Wr_ /

r r

'P cos(^) - sin(^) "O^r ar O^r~ ar Wl

A sin(^) cos(^) - lb lb Wr ^

(8)

(9)

^ = —\Рк -®1)

где Г = 0.1, [м] - радиус колес; а = 0.63, [м] и Ь = 0.35, [м] - кинематические параметры шасси; где т = 51,05, [кг] и 3 = 2.967, [кг*м2] - есть соот-

ветственно приведенные масса и момент инерции шасси, ау - постоянные двигателей, рассчитываемые по паспортным данным; и/ - управляющие напряжения на якорях двигателей; Ы\ - моменты, развиваемые роторами левого и правого двига-

I = {, я}.

max max

- и, , u, < -и

Выражения (8) и (9) полностью описывают модель робота в предположе-, -ной горизонтальной поверхности.

Параметры многообразий (3) и (4) задавались таким образом, чтобы робот осуществлял движение с контурной скоростью 0.5[м/с] по окружности радиуса 1[м], с центром в точке с координатами (0,0) [м] базовой системы координат, т.е.

N =|-1, N = |0 0, N =

1 0 0 1

Р = [р, Р2]т, Ук = 0.5 . Причем, точность отра-

ботки сформированной таким образом траектории не должна быть ниже чем £ = 5% от желаемых значений.

При проведении моделирования движения МР вдоль заданной траектории, с заданной контурной скоростью, были установлены границы допустимых отклонений параметров, при которых МР сохраняет требуемую точность £ отработки траекторий. Так, при движении под управлением алгоритма (5), максимально допустимые отклонения параметров составили: / = /0 ± Д/, где А/ = 80%;

т = т0 ± Дт, где Дт = 80%, а внешние возмущения задавались виде следующих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(8):

)

б1и(1 /) 2

(10)

где S - диагональная матрица амплитуд. Здесь 5 = diag([4.5 4.5]).

(10)

диапазона изменения параметров т , / , алгоритм управления перестал обеспечивать требуемую точность £. На рис.1 и рис.2 представлены графики изменения ошибок отработки траектории, скорости относительно траектории и контурной скорости, соответственно при Дт < 80%, Д/ < 80%, 5 < diag([4.5 4.5]) и при

Дт > 80%, Д/ > 80%, 5 > diag([4.5 4.5]).

Рис.1

Рис.2

, -лательно, а в ряде случаев (например, при проведении разведывательноисследовательских работ в зонах ЧС, обнаружении мин и т.п.) может привести к выходу из строя самого робота. Поэтому целесообразно дополнять систему управления робота специальными алгоритмами, позволяющими осуществлять функционирование робота в условиях значительных возмущений с заданной точностью. К таким алгоритмам относится рассмотренный выше алгоритм с переменной структурой (7).

Результаты моделирования движения робота под управлением алгоритма (7) представлены на рис.3 и рис.4. При проведении моделирования были приняты следующие параметры модели: Дт < 90%, Д/ < 90%, £ < diag([6.5 6.5]); коэффициенты настройки регулятора были приняты соответственно:

Рис.3 Рис.4

( . .3,4) , -

тории (3) в условиях значительных возмущений с заданной точностью £ = 5%,

(7) -

ния. Моделирование проводилось с учетом ограничений на управляющие воздействия и = 24 [В].

4. Дальнейшие исследования. На сегодняшний день нерешенной остается задача адаптации структуры системы управления, т.е. определения и отработки критериев задействования соответствующих алгоритмов, в зависимости от состояния параметров робота и внешней среды. Проблема наблюдения (оценивания) параметров робототехнических систем аналитическими методами в реальном времени не нова и в литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует большое количество публикаций по данной тематике. Перспективной заменой аналитическим методам оценки параметров робота может служить блок оценивания, реализованный в классе нейросетевых систем, поэтому задачу синтеза СУ АМР с реализацией верхнего (интеллектуального) уровня в классе нейросетевых систем можно сформулировать следующим образом:

Для автономных мобильных роботов, функционирующих в экстремальной среде, представленных математической моделью (1) и (2), реализовать на аппаратном уровне интеллектуальную систему управления на базе нейросетевых систем, обеспечивающую заданную контурную скорость и асимптотическую устойчивость

траекторий движения робота (3), независимо от состояния внешней среды и пара.

Сформулированная постановка проблемы, в силу принципиальной новизны предложенного подхода к планированию траекторий и аналитическому синтеза

, ( ) уровня СУ роботом в классе нейросетевых систем, является принципиально новой в научном плане, а ее решение представляется актуальным и практически значимым для широкого круга задач, изложенных выше.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Юревич ЕМ. Робототехника в развитии идей кибернетики // Экстремальная робототехника: материалы 10-й научно-технической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.

- С.10-17.

2. . . .

- М.: Наука, 1974. - 272с.

3. Пшихопое В.Х. Устройство позиционно-траекторного управления мобильным роботом, патент № 2185279, бюл. № 20 , 2002.

4. Пших опое В.Х., Корнеев КГ. Система с переменной структурой для управления движе-

// . 2- « -тификация систем и задачи управления» БГСРКО 2003. М: Институт проблем управления им. Трапезникова РАН, 2003. - С.1785-1796.

5. . ., . ., . ., . ., . .,

В.А., Кавешников НА., Шемаев П.К. Аппаратно-алгоритмическая реализация колесного мобильного робота «Скиф» // Сб. докладов 14-й научно-технической конференции «Экстремальная робототехника», под научной ред. профессора Юревича Е.И. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГТУ, 2004.

УДК 696(075.8)

В.А. Литвиненко, В.В. Париносов ПОДСИСТЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛООБМЕННИКОВ АРМ ТСЖ

Проводимая в нашей стране реформа жилищно-коммунального хозяйства ( ) -венников жилья (ТСЖ). Основными задачами, которые должны решать ТСЖ, являются: управление общей собственностью членов товарищества; обеспечение граждан, проживающих в жилищном фонде, коммунальными услугами; создание условий для снижения стоимости коммунальных услуг; взаимодействие с организациями поставщиками коммунальных услуг.

Одним из наиболее важных видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение и отопление. При этом главным условием снижения стоимости этого вида коммунальных услуг является техническая оснащенность ТСЖ и оптимальная организация работы системы горячего водоснабжения и отопления с целью оптимизации расхода тепловой энергии.

Взаимодействие с теплоснабжающими организациями - монополистами в сфере поставки тепловой энергии, достаточно сложный и жесткий процесс, т.к.

, , договорного процесса на энергоснабжение приводят к тому, что теплоснабжающие организации диктуют свои условия ТСЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.