Научная статья на тему 'Аттракторы и репеллеры в конструировании систем управления подвижными объектами'

Аттракторы и репеллеры в конструировании систем управления подвижными объектами Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
885
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Пшихопов В. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттракторы и репеллеры в конструировании систем управления подвижными объектами»

УДК 681.511.4

В.Х. Пшихопов

ТРТУ, г. Таганрог

АТТРАКТОРЫ И РЕПЕЛЛЕРЫ В КОНСТРУИРОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Необходимость разработки новых подходов к конструированию систем управления (СУ) подвижными объектами (ПО) с одной стороны определяется вос-стребованностью автономных, в смысле управления, роботизированных комплексов на их базе, с другой- невозможностью реализации СУ, обеспечивающих требуемые качественные свойства замкнутых систем в рамках существующих подходов. Некоторые аспекты такого несоответствия отражены в работах [1, 2, 3]. В первую очередь речь идет об общепринятых структурах СУ, базирующихся на управлении приводами и вытекающими из этого последствиями: невозможность обеспечить требуемые параметры движения ПО даже при достаточно точной отработке уставок на приводах, что обусловлено сепарацией исходно многосвязных и нелинейных моделей движения ПО; необходимость включения профессионального оператора в контур дистанционного управления ПО и не только на стадии целеука-

; -согласованности интеллектуальных планировщиков движения ПО в пространстве базовых координат с классическими системами управления приводами по каждой из внутренних координат; наличие дополнительных блоков аппроксимации, кинематических преобразований и интерполяции траекторий, что вносит дополнительную погрешность при формировании программ движения по внутренним координатам [2] и снижает надежность системы в целом и т.д.

В представляемой работе рассматриваются процедуры конструирования современных систем управления, базирующиеся на понятиях синергетической кон,

объектов различной природы [4], так и при синтезе СУ сложными техническими системами [1, 5, 6, 7].

Прежде, чем перейти к изложению подходов к конструированию СУ ПО, дадим некоторые необходимые определения.

Определение 1 [4]: аттрактором (от английского to attract- притягивать) называется математический образ установившихся режимов, представляемый в виде притягивающего множества в фазовом пространстве объекта или системы.

По аналогии с определением 1 дадим следующее определение 2: репеллером (от английского to repel- отбрасывать, противостоять) называется математический

- ,

фазовом пространстве управляемого объекта или системы.

,

, , , -, .

Сразу следует же отметить, что к аттракторам, в силу определения 1, относятся и нестационарные точки в фазовом пространстве внутренних (обобщенных) ко, . синергетическим системам могут быть отнесены любые СУ, обеспечивающие асимптотическую устойчивость планируемых траекторий. Но, в отличие от классических методов и подходов, мы в дальнейшем будем оперировать понятием ат-

трактора и репеллера непосредственно в фазовом пространстве внешних (планируемых, базовых, инерциальных) координат и рассматривать при этом не только нестационарные точки, но и стационарные структуры.

Рассмотрим подходы к конструированию таких систем управления ПО, которые бы позволяли в фазовом пространстве ПО формировать аттракторы и репелле-, .

Математическая модель подвижного объекта [1]. Модели динамики подвижных объектов и кинематических связей, рассматриваются в виде системы следующих дифференциальных уравнений в общем случае 12-ого порядка:

х = М-1(^ - ¥й ), (1)

У = Ях, (2)

где х - ш-вектор фазовых координат- проекций векторов земной и угловой скоростей ПО на оси связанной системы координат 0ХУ2, т < 6; М(1) - (шхш)-матрица массо-инерционных параметров, здесь I - вектор неопределенных параметров, элементами которого являются масса ПО, моменты инерции, присоединенные массы ПО; Еи(х,У ,3,1) - ш-вектор управляющих сил и моментов;

Еа(х,У,1) - ш-вектор нелинейных элементов динамики, измеряемых и неизмеряе-мых внешних возмущений; 3 - п-вектор управляющих координат (углы отклонения рулей, рычагов управления тягой двигателя и т.п.);

У = (Р,0)Т = (х0,у0,20,у,у,у)т - ш- вектор положения и ориентации связанной

системы координат относительно базовой; Я(0) - (шхт)-матрица кинематических связей. Для случая расположения базовой и связанной систем координат, представленного на рис.1, при ш=6, матрица Я(0) имеет следующий вид [5]:

Я =

Я 0 сусу - сузусу + зузу зу>усу + сузу 0 > с к с > с к з 1

£ 0 Я , я = XV су?У — зу?У , яР = 0 зу су

У — СУЗ у сузузу+ зусу — зрузу + сусу 1 - с№ з$ЯУ

(3)

где с(.) = СОб(.), з(.) = бш(.), у, V, у - соответственно углы рыскания, тангажа .

В дальнейшем, без потери общности, будем полагать, что т = п.

(1) (2) -ные системы нелинейных дифференциальных уравнений, элементы которых определяются компоновкой и параметрами конкретного ПО, а также структурой и характером внешних возмущений. Кроме того, отличительной особенностью ПО является неопределенность элементов вектора I, зависящих от условий функционирования объекта и его конструктивных характеристик. Ниже, в процедуре синтеза алгоритмов управления, модели динамики и кинематики ПО будут рассмотрены без упрощающих предположений. Синтез алгоритмов управления ПО на базе дирижаблей, с учетом динамики приводов, рассмотрен в работе [1].

Планирование траекторий движения. Для корректного планирования

Рис.1. Системы координат ПО

Перемещений во всем фазовом пространстве ПО и формирования эффективных законов управления необходима оценка свойства управляемости. В частности, в работе [9] получены условия управляемости ПО на базе дирижаблей для случая «замороженных» коэффициентов матрицы управления. В настоящей работе этот важнейший аспект исследования свойств ПО не рассматривается.

Специфика использования подвижных объектов в автономных, в смысле ,

движения [1, 2]: стабилизация в заданной точке пространства базовых координат, с желаемыми значениями углов рыскания, тангажа и крена; движение вдоль заданных в пространстве базовых координат траекторий с постоянной скоростью V и заданной ориентацией осей связанной системы координат; перемещение в заданную точку пространства базовых координат вдоль заданной траектории, с заданной ориентацией и без предъявления дополнительных требований к скорости ПО. Решение указанных задач при наличии стационарных целей и препятствий достаточно подробно рассмотрено в работах [1-3, 7]. При всех достоинствах изложенных в ,

функционирование автономных ПО в случае наличия нестационарных препятствий .

В дополнение к перечисленным рассмотрим класс задач, определяемых наличием нестационарных препятствий и целей в области функционирования ПО. Оче-, -щений ПО в автономном режиме для априори неформализованных сред.

Все множество поставленных задач может быть представлено в виде вектор-функции W базовых координат и углов ориентации, а также их производных, вида:

PTAu(t ) P + Ai2(t ) P + Ai3(t )

P A21(t)P + A22 (t)P + A23 (t)

PTA3i(t ) P + A32(t) P + A33(t )

Ф1( P, 0, t )

Ф2(P, 0, t)

Ф3(P, 0, t)

= 0,

(4)

Wck = jsY + Jt + V = 0, dimv¥tr = dim Wcr = n,

V = (0, 0, £(V2 - V*2) 0, 0, o),

( t t t dOi ЭФ дФо 4

Js =2PTA„ + Aj2, 2PtA2! + A22, 2PTA3! + A32, ---------^,----2, ------------T

'I. 11 12 21 22 31 32 dYT dYT dYT

iT- - • t ■ ■ т ■ ■ dOi о

(P A11 + A12)P + A13, (P A21 + A22)P + A23, (P A31 + A32)P + A33, ^ , gt , "g3

T

где A - диагональная, положительно-определенная матрица задаваемых констант, определяющих характер переходного процесса, dim A = (nxn), в данном случае

n=6; Aij - матрицы коэффициентов соответствующей размерности, определяющие

вид нестационарной траектории, геометрию ПО, препятствия или цели, зону поражения и формируемые планировщиками перемещений [10] на основе данных сенсорных систем; AiJ - матрица производных по времени элементов матрицы Aij или оценок их скорости изменения; ф - дважды дифференцируемая функция своих аргументов, отражающая требования к углам ориентации ПО; ^ - параметр, принимающий значение 0 или 1 (для случая движения с заданной скоростью); V , *

V - скорость ПО и ее желаемое значение.

При этом размерность формируемых многообразий должна совпадать с числом управляющих воздействий и, как правило, с размерностью пространства .

При повышении размерности пространства функционирования ПО траектор-ное многообразие Wtr дополняется многообразиями, описывающими дополнительные ограничения на траекторию движения ПО. В качестве дополнительных многообразий могут быть заданы ограничения на углы ориентации. Соответственно, будет увеличена и размерность скоростного многообразия Wck .

Следующим этапом в конструировании систем управления является формирование аттракторов или репеллеров в зависимости от поставленной задачи управ.

Постановка задачи и синтез алгоритмов управления. Ставится задача ( ), -ных, позиционных и позиционно-траекторных задач, задаваемых в общем случае нестационарными многообразиями W (4), посредством их трансформации в ат.

Для трансформации многообразий W (4) в аттракторы, используя изложен-

[2] , , -ряющий поставленной задаче:

F = -K-\Kxx + K2)- Fd , (5)

K0 = TA(Js R + J* )M-, K1 = (T + A) Js R + TA(ГSR + JSR),

. m _1

S -

*

K 2 = AV + Wtr + TJt + TAJt

где Г. - первая производная по времени матрицы Js; Я - первая производная по

0 0 0 000"

времени матрицы R ; *

Js =

0 0 0 000 0 0 0 000 скорости ПО на оси связанной системы координат;

0 0 0 000

2Xj 2x2 2x3 000 0 0 0 000

здесь

Xj x2 x3

вектор земной

Jt = (PT Ajj + Aj2)P + Aj3, (PTA2j + A 22 )P + A23, (P 1 A3J + A32)P + A33,

d 2Ф1 d 2Ф 2 d 2Ф3

dt2

dt2

dt2

здесь A - вторая производная по времени матрицы A или ее оценка; Fd - оценка

вектора неопределенных сил и моментов, T- диагональная, положительноопределенная матрица задаваемых констант, определяющих характер переходных процессов, dim T = (nxn) .

Следует обратить внимание на условие rankK0 = n , нарушение которого, в

T , -

ных точках планируемых траекторий (центр окружности, фокусы эллипса, беско-, . .),

( ). Такие случаи возможны только в момент начала движения. При этом моменты приводов ПО могут выходить на свои ограничения, что не всегда желательно при организации плавного движения ПО. Последнее обстоятельство определяет необходимость применения «вытадкивающих» процедур. В частности, при нахождении ПО в указанных точках, возможно использование позиционного алгоритма управления, с последующим переходом, в зависимости от поставленной задачи, на контурные или позиционно-кон^рные алгоритмы. Возможность использования в таких ситуациях позиционных алгоритмов определяется отсутствием неопределенности управляющих воздействий во всех точках фазового пространства.

Для эффективной реализации систем управления на базе алгоритма (5) необходимо оценить неизмеряемые внешние возмущения Fd . Разработанная процедура такой оценки представлена в работе [1].

СУ ПО, структура которой аналогична представленной в [11], функционирует . , ,

(1)-(3), осуществляет целевое движение вдоль многообразия ¥tr1 . Предположим также, что ПО функционирует в условиях наличия нестационарных объектов Obs, где s-число объектов, характеризующихся значениями их векторов положения

Pobsw скорости Vobs. Причем элементы векторов Pobsw Vobs могут быть заданы , -го оборудования или передаваться на борт ПО с базовой станции. При этом не исключается возможность оценивания координат и скоростей Obs , а также, в случае необходимости, более старших производных. В дальнейшем, без потери общности,

будем полагать, что элементы векторов Pobsw Vobs непрерывны и имеют первые производные по времени. В начальный момент времени, в результате постановки

T

T

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задачи управления или решения задачи целераспределения, бортовая система управления, посредством планировщика перемещений, задает набор матричных коэффициентов Лгу многообразия (4), определяющего форму реализации це-

левой функции. Многообразия (4), формируемые в пространстве Я” базовых координат, по существу задают желаемые требования к установившемуся режиму ПО. При решении задач контурного управления, в общем случае, имеем следующие

значения матриц Лу : Лк1 Ф 0, Лк2 Ф 0, Лк3 ф 0, к = 1, V — 1, здесь V - размерность пространства задачи, V = 2 -для плоских задач, V = 3 - для трехмерных задач; Ау1 = 0, Лу2 = 0, Ау3 = 0, £ = 1, V Ф 0 [2, 7]. При решении задач позиционного управления Ак1 = 0, Лк2 = 1, Лкз Ф 0, к = 1, V , £ = 0 [2, 7]. Соот-, -вия вида (5), трансформирующие многообразие в аттрактор. ПО начинает осуществлять движение вдоль заданного многообразия.

Пусть выполняются следующие условия ^г1 П ОЬ5 Ф {0} , что означает пересечение траектории движения ПО с 8-м препятствием ОЬц , причем препятствие располагается по курсу движения ПО и ПО П ОЬ5 Ф {0}, т.е. подвижный объект находится в зоне этого препятствия. Тогда планировщик бортовой СУ, формирует новый набор матричных коэффициентов Лу многообразия (4), который

учитывает геометрию препятствия ОЬ^шш желаемую трае кторию его обхода, а также стационарный или нестационарный характер его движения. После обхода препятст-, -чальную траекторию ¥1г1. Естественно, реализация указанной процедуры требует соответствующей сенсорной поддержки (система технического зрения на базе теле- тепловизорных систем, лазерных сканеров, радиолокационных средств, сонаров и т.п.), размещаемой или на базовой станции, или непосредственно на борту , , , нейроподобных [12], нейросетевых [10] или иных систем, достаточно просто согласуемых с регуляторным уровнем вида (5).

Моделирование поведения замкнутых систем. Рассмотрим результаты моделирования ПО в случае их движения в двумерной среде со стационарными препятствиями, представленные на рис.2, и в случае нестационарных препятствий, представленные на рис.3

В первом случае J( = Jt = 0 и многообразие х^1г1 гада (4) представляет со, , совпадающее с целью. При подходе к первому препятствию, была сгенерирована квадратичная форма в виде окружности такого радиуса, который позволил учесть геометрию препятствия и габариты ПО. При этом матрицы Лу приняли следующий

хоЬ1, Уоы, К-оы- соответственно координаты центра и радиус окружности, описывающей первое препятствие. После схода с первой окружности, поскольку второе препятствие еще не находилось в зоне движения ПО, вновь был осуществлен переход на прямую, соединяющую текущее положение ПО с целью. В зоне второго препятствия, были повторно сформированы коэффициенты окружности, описы-

вид: Л11

вающей уже второе препятствие. В данном случае аттракторами, в силу асимптотической устойчивости в целом траекторий (4) [2], являются прямые, соединяющие текущее и конечное положение ПО и окружности, описывающие препятствия. В качестве репеллеров здесь выступают сами препятствия.

Рис.2. Результаты моделирования движения ПО в среде со стационарными

пр епят ст виям и

9> 1* (И» в*ч* 94 о В! © ♦ 9* С* «И» 0* о ф Щ# •Ыг бм

!* 4* <*•» '«•“ -* О ш в в» С* »*■ <*(•>* 9* О Б

-ил иг ь- .41«— о* ГТП'.'*Ч.11— .1-1 »1 fl.tt.s-- 40—

о ш * е В

Рис. 3. Результаты моделирования движения ПО в среде с нестационарными

пр епят ст виям и

В случае движения ПО в среде с нестационарными препятствиями, учитывалась зависимость матричных коэффициентов Лу от времени. В обоих случаях

рассматривалась полная математическая модель ПО на базе транспортной тележки, представленная в работе [7].

Результаты моделирования в полной мере подтвердили эффективность пред. -ных целевых точек, характерных для задач целеуказания.

Преимущества предлагаемых решений по сравнению с известными подходами к конструированию систем управления ПО, заключаются в том, что разработанные алгоритмы управления не требуют наличия блока кинематических преоб-,

, -

грешности задания, связанные с приближенностью расчетов и, следовательно, снизить погрешность отработки планируемых траекторий движения, т.е. повысить точность движения ПО. Расширение функциональных возможностей определяется тем, что предлагаемые алгоритмы, в зависимости от поставленной задачи, позволяют в автономном режиме: организовать движение из произвольной точки фазового пространства внешних координат в заданную, с нулевой скоростью; обеспечить движение робота вдоль траекторий во всем классе квадратичных форм с заданной траекторией скоростью; осуществить перемещение робота вдоль заданной траектории в заданную точку без предъявления дополнительных требований к тра-;

целей и при наличии нестационарных препятствий.

Следует отметить еще раз, что представленные алгоритмы управления учитывают многосвязность и нелинейность математической модели ПО, что позволяет реализовать на их базе автопилоты, гарантируют свойство асимптотической устойчивости в целом планируемых траекторий, а также могут быть реализованы без дополнительных изменений конструктивов существующих ПО.

Использование представленных алгоритмических решений придают управляемым объектам свойство самоорганизации, позволяют им функционировать в условиях априорной неформализуемости внешней среды, что может быть использовано при создании на их базе высокоточных и эффективных роботизированных , .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пшихопов В.Х.,Медведев ММ. Структурный синтез автопилотов подвижных объектов с оцениванием возмущений // М., Информационно-измерительные и управляющие системы. 2006. №1. С.103-109.

2. Патент 2185279 (РФ). Устройство позиционно-траекторного управления мобильным роботом / Пшихопов В.Х. Опубл. в Б.И., 2002, №20.

3. Пшихопов В.Х. Дирижабли: перспективы использования в робототехнике./^., «Меха-троника, автоматизация, управление». 2004. №5. С. 15-20.

4. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, Вычислительный эксперимент. М.: КомКнига. 2005. 312с.

5. Пшихопов В.Х. Аналитическое конструирование нелинейных систем терминального управления // Сб. РАН «Новые концепции общей теории управления». М.-Таганрог. 1995. С. 125-141.

6. КолесниковЛ.Л.Синергетическая теория управления. М.-Таганрог: 1994.

7. Пшихопов В.Х. Аналитический синтез синергетических регуляторов для позиционно-

// . - . .

«Экстремальная робототехника» Под научной ред. проф. Е.И. Юревича. СПб. 2001. С.59-68.

8. Фу К., Гонсалес Р., Ли К. Робототехника. М., Мир, 1989, 624с.

9. Пшихопое В.Х. Качественная оценка управляемости дирижаблей // В сб. трудов 1-й Всероссийской научно-техн. конф. «Мехатроника. автоматизация, управление». М.: Новые технологии. 2004. С.468-471.

10. Pshikhopov V.Kh., Sirotenko M.J. Autonomous mobile robot control systems with neural network motion planners design // Proc. of the VIII Int. Conf. on Systems, Automatic Control and Measurements. Belgrad. Serbia and Montenegro. 2004. P.238-241.

11. . . , . . , . . , . , . . . -рование систем управления роботизированными воздухоплавательными комплексами на

// .

12. Pshikhopov V. Kh., Chernukhin Y.V., MedvedevM.Y. Structural Synthesis of Dynamic Regulators for Position-Trajectory Adaptive Mobile Robots Control Systems on Base of MiniAirships // Proc. of VII International SAUM Conference on Systems, Automatic Control and Measurements. Vrnjachka Banja. Yugoslavia. 2001. P.64-69.

УДК 623.4:007.5

БД. Казарьян

Научно-прошв^ственное объединение «Мобильные Информационные Системы»

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ И ОРУЖИЕМ

Необходимость исследований методов интеллектуальной обработки информации и управления (ИОИУ) в автоматизированных системах управления (АСУ) силами и оружием обусловлена созданием новых вооружений, систем и технических средств обеспечения, ужесточением требований к их эффективности и усложнением задач управления.

Действия войск и сил подчиняются главным целям - предотвращения агрес-, . Основа управления - решение и план, которыми определяются основные задачи и порядок применения сил и оружия.

- , управления различного уровня, по задачам и по времени. Детальность планирования позволяет определять действия сил и применение оружия на две инстанции вниз. Его непосредственным содержанием являются: управление действиями сил, , ( ), -новке, текущих результатов и корректировка планов. Как видно из этого перечня, реальное управление носит контекстный характер.

Для изыскания способов интеллектуализации автоматизированного управления возможна некоторая аналогия военной деятельности с «технологическими » , -хронизации при ведении военных действий ограничены рядом факторов, например такими:

1) ,

сильного противника с привлечением ограниченных сил, средств и ресур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.