Научная статья на тему 'Структурная политика СКФО в условиях макроэкономической стабилизации'

Структурная политика СКФО в условиях макроэкономической стабилизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Кавказский федеральный округ / макроэкономическая стабилизация / структурная политика / модернизация. / North Caucasus Federal District / macroeconomic stabilization / structural policy / modernization.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

в статье подчеркивается особая актуальность проведения политики стабилизации в регионах Северо-Кавказского федерального округа, в виду того, что они отличаются масштабностью и остротой проблем социально-экономического развития. Приводятся основные направления и вектор социальноэкономической и структурной политики в регионах Северного Кавказа в условиях макроэкономической стабилизации в стране. Базовой концепцией структурной политики СКФО, прежде всего, должно быть превращение Северо-Кавказского федерального округа – в индустриально-аграрный регион страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Policy of the North Caucasian Federal District in the Conditions of Macroeconomic

The article emphasizes the special relevance of the policy of stabilization in the regions of the North Caucasus Federal District, in view of the fact that they differ in scale and severity of the problems of socio-economic development. The main directions and vector of socio-economic and structural policy in the regions of the North Caucasus in the context of macroeconomic stabilization in the country are given. The basic concept of the structural policy of the NCFD, first of all, should be the transformation of the North Caucasus Federal District into an industrial-agrarian region of the country.

Текст научной работы на тему «Структурная политика СКФО в условиях макроэкономической стабилизации»

УДК 332.1

DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10028

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА СКФО В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

Аннотация: в статье подчеркивается особая актуальность проведения политики стабилизации в регионах Северо-Кавказского федерального округа, в виду того, что они отличаются масштабностью и остротой проблем социально-экономического развития. Приводятся основные направления и вектор социально-экономической и структурной политики в регионах Северного Кавказа в условиях макроэкономической стабилизации в стране. Базовой концепцией структурной политики СКФО, прежде всего, должно быть превращение Северо-Кавказского федерального округа - в индустриально-аграрный регион страны.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, макроэкономическая стабилизация, структурная политика, модернизация.

Rabadanova A.A. Structural Policy of the North Caucasian Federal District in the Conditions of Macroeconomic

Abstract: The article emphasizes the special relevance of the policy of stabilization in the regions of the North Caucasus Federal District, in view of the fact that they differ in scale and severity of the problems of socio-economic development. The main directions and vector of socio-economic and structural policy in the regions of the North Caucasus in the context of macroeconomic stabilization in the country are given. The basic concept of the structural policy of the NCFD, first of all, should be the transformation of the North Caucasus Federal District into an industrial-agrarian region of the country.

Keywords: North Caucasus Federal District, macroeconomic stabilization, structural policy, modernization.

2017 г. в социально-экономическом развитии России прошёл как период макроэкономической стабилизации после рецессии, вызванной валютно-финансовым кризисом 2014 г. [3]. Макроэкономическая стабилизация является важнейшим направлением деятельности государства в условиях, когда рыночная экономика его страны оказывается в состоянии послекризисной рецессии, и на её краткосрочное достижение бывает нацелена социально-экономическая политика государства [4].

Поэтому на современном этапе развития огромное значение имеют вопросы обеспечения и укрепления макроэкономической стабильности страны и ее регионов. Политика стабилизации особенно актуальна в регионах Северного Кавказа, характеризующихся масштабностью и остротой проблем социально-экономического развития.

Отставание социально-экономического развития республик СКФО связано с прежде всего с тем обстоятельством, что в регионе просто нет того объема промышленного и сельскохозяйственного производства, которое могло бы обеспечить уровень жизни населения близкий к среднероссийским показателям [6]. Из-за сложившейся в стране в целом и регионе в частности системы госуправления бюджетные вложения не дают должной отдачи. Плохой инвестиционный климат, высокие издержки ведения и риски развития бизнеса не способствуют развитию местного бизнеса и привлечению внешних инвестиций в регионы СКФО.

На имеющиеся проблемы в регионах Северного Кавказа наложились еще и последствия кризиса в стране. Больше всего пострадали торговля и сектор рыночных

Рабаданова Аминат Асадовна

Научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН к.э.н. г.Махачкала

am6880@vandex.ru

Вопросы структуризации экономики

№3,2018

бытовых и финансовых услуг, которые ранее имели самое большое значение в Республике Дагестан, Ингушетии и Кабардино-Балкарская Республике.

Все это вызывает острую необходимость проведения активной и целенаправленной социально-экономической политики стабилизации и устойчивого развития на Северном Кавказе, определении концепции структурной политики, адекватной современным реалиям и с учетом особенностей развития региона.

Решение накопленных в регионах Северного Кавказа проблем имеет особое значение для национальной и экономической безопасности страны, поэтому требует кардинальной модернизации экономики и региональной политики. Рост экономики и преодоление отставания регионов СКФО надо рассматривать не только как условие общественно-политической стабильности на Северном Кавказе, но и как существенный фактор устойчивого развития экономики страны и укрепления геополитического положения России в Каспийском бассейне, Ближнем Востоке и Арабском мире [2]. «Северному Кавказу необходимо не просто экономическое развитие, а реиндустриализация и ремодернизация всего региона, которая и должна рассматриваться как инструмент кардинального изменения обстановки. Причем модернизация региона критически важна для сохранения Северного Кавказа в российском цивилизационном пространстве» [1].

А это возможно лишь при условии реализации активных структурных и институциональных преобразований в макрорегионе. В условиях макроэкономической стабилизации, Северному Кавказу необходима новая региональная экономическая и структурная политика, направленная на кардинальную модернизацию экономики в направлении обеспечения ее самодостаточности, и адекватная современной социально-экономической и политической ситуации в стране. Повышение общей самодостаточности и конкурентоспособности экономики Северного Кавказа в долгосрочной перспективе позволит более активно и эффективно задействовать имеющиеся ресурсы, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, привлекать необходимые инвестиции.

Базовой концепцией структурной политики СКФО, прежде всего, должно быть превращение СКФО - в индустриально-аграрный регион страны. Речь идет не только о восстановлении и ускоренном развитии отраслей промышленных видов деятельности, но и о новой индустриализации всей социально-экономической сферы, масштабном внедрении современных инновационных индустриальных методов и технологий в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, социальной сфере, сфере коммунальных, туристско-рекреационных услуг и т.д. [7]. Мировой опыт свидетельствует, что новая индустриализация всех сфер жизнедеятельности на основе современных достижений науки и техники составляет основу конкурентоспособности экономики и всех ее отраслей [5].

Структурная модернизация экономики предполагает качественное обновление и совершенствование процесса воспроизводства, осуществление системных прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре в соответствии с современными требованиями. Структурную модернизацию экономики можно осуществлять только на основе современных достижений науки, техники и технологий с использованием всего инновационного потенциала. Дальнейшее развитие и эффективное использование инновационного потенциала является не только основным фактором, но и важнейшим условием структурной модернизации, устойчивого развития и конкурентоспособности экономики СКФО.

Дальнейшее развитие базовых отраслей экономики Северного Кавказа с использованием современных достижений науки и высоких технологий позволит осуществить структурную диверсификацию, перевести экономику СКФО на инновационную модель развития и в перспективе обеспечить ее конкурентоспособность на региональных и отечественном рынке.

Список источников:

1. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д. Факторный анализ динамики региональной ситуации на Северном Кавказе через призму человеческого капитала // Политические процессы и практики. - 2017. - № 1. - С. 36-38.

2. Ахмедуев А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа России / А. Ш. Ахмедуев // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — № 34 (409). — С. 14-29.

3. Багомедов М.А. Макроэкономическая стабилизация в России и её особенности в проблемных регионах СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики Региональные проблемы преобразования экономики. 2017, № 9. С. 50.

4. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Садыкова, А. М Социально-экономическая политика региона: теоретико-методологический подход //Апробация. 2014. № 9. С. 24-36.

5. Идзиев Г. И. Инновационное развитие промышленности региона / Г.И. Идзиев // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 2. — С. 151-158.

6. Кутаев Ш.К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СЯЛ1 // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 95-104.

7. Юнусова П.С., Дохолян С.В. Трансформация отраслевой структуры в аграрном секторе экономики СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 3 (77). С. 19-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.