Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СКФО С УЧЕТОМ ОТСТАВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ'

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СКФО С УЧЕТОМ ОТСТАВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

Цель работы. В статье обосновывается концепция структурной политики СКФО с учетом сложившихся реалий в стране и мире и специфики социальноэкономического развития на Северном Кавказе. Метод или методология проведения работы. Проведен комплексный анализ и обобщение факторов и условий подъема экономики Северного Кавказа, на основе которых выведены направления структурной модернизации ряда отраслей народного хозяйства регионов Северо-Кавказского федерального округа. Результаты. Базовой концепцией структурной политики СКФО является модернизация экономики макрорегиона на основе ускоренного развития базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, туризма), что в долгосрочной перспективе позволит преодолеть отставание социально-экономического развития и обеспечить конкурентоспособность экономики регионов Северного Кавказа. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами власти при формировании региональной структурной политики с целью обеспечения сбалансированности структурных изменений в экономике Северо-Кавказского федерального округа и подъема экономики ее регионов. Выводы. Учитывая высокую бюджетную зависимость республик СКФО от федеральных дотаций и длительное отставание социально-экономических показателей, Северному Кавказу необходимо обновить региональную и структурную политику в направлении обеспечения ее самодостаточности и в русле сложившейся социально-экономической ситуации в стране и мире. Самодостаточность и конкурентоспособность экономики Северо-Кавказского федерального округа в длительной перспективе позволит более активно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, активную рабочую силу, предпринимательские таланты, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и привлекать необходимые инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL POLICY OF REGIONAL ECONOMIC MODERNIZATION NCFD TAKING INTO ACCOUNT THE LAG OF THEIR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT DEVELOPMENT FROM THE AVERAGE RUSSIAN LEVEL

The purpose of the work. The article substantiates the concept of structural policy of the North Caucasus Federal district, taking into account the current realities in the country and the world and the specifics of socio-economic development in the North Caucasus. Method or methodology of the work. Conducted comprehensive analysis and synthesis of the factors and conditions of economic recovery in the North Caucasus, on the basis of which display the direction of structural upgrading of a number of branches of a national economy of regions of the North Caucasus Federal district. Results. The basic concept of structural policy of the district is the modernization of the economy of macroregion on the basis of accelerated development of basic industries of economy (industry, agriculture, tourism), which in the long term will help to overcome the socio-economic development and ensure competitiveness of economy of regions of the North Caucasus. Scope of the results. The results of the study can be used by state authorities in the formation of regional structural policy in order to ensure the balance of structural changes in the economy of the North Caucasus Federal district and the recovery of the economy of its regions. Conclusions. Given the high budget dependence of the NCFD republics on Federal subsidies and the long lag in socio-economic indicators, the North Caucasus needs to update its regional and structural policy in the direction of ensuring its self-sufficiency and in line with the current socio-economic situation in the country and the world. Self-sufficiency and competitiveness of the economy of the North Caucasus Federal district in the long term will allow more active and efficient use of available resources, active labor force, entrepreneurial talents that can provide a higher level of labor productivity and attract the necessary investments.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СКФО С УЧЕТОМ ОТСТАВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ»

УДК332.14 РАБАДАНОВА АМИНАТАСАДОВНА

к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: am 6880@yandex .ru

DOI:10.26726/1812-7096-2020-09-76-81 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СКФО С УЧЕТОМ ОТСТАВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ

Аннотация. Цель работы. В статье обосновывается концепция структурной политики СКФО с учетом сложившихся реалий в стране и мире и специфики социально-экономического развития на Северном Кавказе. Метод или методология проведения работы. Проведен комплексный анализ и обобщение факторов и условий подъема экономики Северного Кавказа, на основе которых выведены направления структурной модернизации ряда отраслей народного хозяйства регионов Северо-Кавказского федерального округа. Результаты. Базовой концепцией структурной политики СКФО является модернизация экономики макрорегиона на основе ускоренного развития базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, туризма), что в долгосрочной перспективе позволит преодолеть отставание социально-экономического развития и обеспечить конкурентоспособность экономики регионов Северного Кавказа. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами власти при формировании региональной структурной политики с целью обеспечения сбалансированности структурных изменений в экономике Северо-Кавказского федерального округа и подъема экономики ее регионов. Выводы. Учитывая высокую бюджетную зависимость республик СКФО от федеральных дотаций и длительное отставание социально-экономических показателей, Северному Кавказу необходимо обновить региональную и структурную политику в направлении обеспечения ее самодостаточности и в русле сложившейся социально-экономической ситуации в стране и мире. Самодостаточность и конкурентоспособность экономики Северо-Кавказского федерального округа в длительной перспективе позволит более активно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, активную рабочую силу, предпринимательские таланты, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и привлекать необходимые инвестиции.

Ключевые слова: модернизация, экономика, структурная политика, регион, СевероКавказский федеральный округ.

RABADANOVA AMINATASADOVNA

Ph. D. in Economics, Research Associate, Institute of Socio-Economic Research, DNC RAS, e-mail: am 6880@yandex .ru

STRUCTURAL POLICY OF REGIONAL ECONOMIC MODERNIZATION NCFD TAKING INTO ACCOUNT THE LAG OF THEIR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT DEVELOPMENT FROM THE AVERAGE RUSSIAN LEVEL

Abstract. The purpose of the work. The article substantiates the concept of structural policy of the North Caucasus Federal district, taking into account the current realities in the country and the world and the specifics of socio-economic development in the North Caucasus. Method or methodology of the work. Conducted comprehensive analysis and synthesis of the factors and conditions of economic recovery in the North Caucasus, on the basis of which display the direction of structural upgrading of a number of branches of a national economy of regions of the North Caucasus Federal district. Results. The basic concept of structural policy of the district is the modernization of the economy of macroregion on the basis of accelerated development of basic

industries of economy (industry, agriculture, tourism), which in the long term will help to overcome the socio-economic development and ensure competitiveness of economy of regions of the North Caucasus. Scope of the results. The results of the study can be used by state authorities in the formation of regional structural policy in order to ensure the balance of structural changes in the economy of the North Caucasus Federal district and the recovery of the economy of its regions. Conclusions. Given the high budget dependence of the NCFD republics on Federal subsidies and the long lag in socio-economic indicators, the North Caucasus needs to update its regional and structural policy in the direction of ensuring its self-sufficiency and in line with the current socio-economic situation in the country and the world. Self-sufficiency and competitiveness of the economy of the North Caucasus Federal district in the long term will allow more active and efficient use of available resources, active labor force, entrepreneurial talents that can provide a higher level of labor productivity and attract the necessary investments. Keywords: modernization, economy, structural policy, region, North Caucasus Federal district.

Введение. По данным Минэкономразвития ВВП России за восемь месяцев текущего года уменьшился на 3,6%. Последствия пандемии сказались и на экономике Северного Кавказа соответственно. Учитывая длительное отставание республик СКФО от общероссийского уровня по социально-экономическим показателям, многие проблемы усугубились: безработица, низкие заработные платы населения1, социальная сфера, малый бизнес. Первоочередными задачами, конечно, являются социально-экономическая безопасность и восстановление докризисного уровня потенциала экономики Северного Кавказа.

Но в сложившихся условиях, учитывая высокую бюджетную зависимость республик СКФО от федеральных дотаций и длительное отставание социально-экономических показателей, гораздо важнее ставить целью - обеспечение самодостаточности и устойчивого роста экономики регионов округа. Для этого необходимы активные структурные и институциональные преобразования в макрорегионе. В этих условиях не обойтись без комплексного подхода к изучению особенностей развития и потенциала структурной модернизации экономики на Северном Кавказе, совершенствованию структурной политики в регионах округа с учетом неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране и мире.

Методы исследования. Решение накопившихся проблем в республиках Северного Кавказа имеет особую значимость для экономической и в целом национальной безопасности страны, поэтому встает необходимость кардинальной модернизации экономики и региональной политики округа.

Рост экономики и преодоление отставания республик СКФО необходимо рассматривать не только как условие общественно-политической стабильности на Северном Кавказе, но и как важный фактор устойчивого развития экономики страны и упрочения геополитического положения России в Каспийском бассейне, Ближнем Востоке и Арабском мире [4]. «Северному Кавказу необходимо не просто экономическое развитие, а реиндустриализация и ремодерниза-ция всего региона, которая и должна рассматриваться как инструмент кардинального изменения обстановки. Причем модернизация региона критически важна для сохранения Северного Кавказа в российском цивилизационном пространстве» [3, с. 38].

Для этого требуются активные структурные и институциональные преобразования в макрорегионе. Северному Кавказу нужно обновить региональную и структурную политику в направлении обеспечения ее самодостаточности и в русле сложившейся социально-экономической и политической ситуации в стране и мире. Самодостаточность и конкурентоспособность экономики СКФО в длительной перспективе позволит более активно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, активную рабочую силу, предпринимательские таланты, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и привлекать необходимые инвестиции.

Из этого вытекает, что структурная модернизация экономики регионов СКФО, особенно в сложившихся неблагоприятных условиях в стране и мире - проблема комплексная, требую-

1 По оценкам экспертов агентства РИА «Новости», зарплаты жителей Северного Кавказа оказались самыми низкими в рейтинге крупнейших городов страны (соотношение средних зарплат в 100 крупнейших городах РФ и стоимости стандартного потребительского набора за 1-е полугодие 2020 г.).

щая кардинальной и системной макроэкономической, отраслевой и территориальной трансформации экономики и инновационных преобразований во всех ее сферах.

Проведенный в предыдущих исследованиях анализ позволил нам сделать вывод, что структурные изменения в экономике республик СКФО происходили не в результате активной и последовательной региональной политики, а под значительным влиянием конъюнктуры внешнего рынка и отражают форму стихийного приспособления экономики к специфике и проблемам развития в макрорегионе.

Отсутствие целенаправленной региональной структурной политики привело к непропорциональности экономики округа: диспропорции между большой численностью населения и низким потенциалом экономики; высокий удельный вес сферы услуг и обращения на фоне упадка материального производства; несоответствие числа рабочих мест и численности экономически активного населения [5]; дифференциация уровня социально-экономического развития территорий в регионах и др.

Базовой концепцией структурной политики округа должно быть преобразование Северного Кавказа в индустриально-аграрный регион страны. Под этим мы подразумеваем новую индустриализацию всей социально-экономической сферы, масштабное внедрение современных инновационных технологий в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, сфере туристско -рекреационных, коммунальных услуг, социальной сфере и т.д. Мировой опыт подтверждает, что индустриализация всех отраслей жизнедеятельности на базе современных достижений науки и техники составляет основу конкурентоспособности экономики и всех ее сфер [9].

Исходя из этого, наиболее актуальными приоритетами структурной политики модернизации экономики СКФО является форсированное инновационное развитие реальной экономики, в частности, промышленности и сельского хозяйства. Это обусловлено следующими причинами.

Промышленность является материальной базой инновационного развития, а также повышения производительности труда во всех отраслях народного хозяйства и сфере услуг [8], соответственно, повышения конкурентоспособности всей экономики макрорегиона.

Одной из важнейших задач устойчивого роста экономики округа является сокращение и преодоление бюджетной дотационности республик Северного Кавказа [6]. Промышленность может стать вполне надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности регионов СКФО.

Обеспечение занятости многочисленного населения Северного Кавказа также является острейшей проблемой округа. Численность городского населения растет высокими темпами, как за счет естественного прироста, так и в процессе миграции населения из сёл в города [2]. Без масштабного промышленного производства решение проблемы занятости практически невозможно.

Почти 60% всего населения республик Северного Кавказа проживает в сельской местности. Более 70% территории округа занимают сельскохозяйственные угодья. А сельское хозяйство является основным источником доходов сельского населения [1]. К тому же оказывает решающее влияние на миграцию граждан, особенно молодежи, поэтому является важнейшим фактором социальной стабильности в обществе.

Наименьшая капиталоемкость сельскохозяйственного производства и быстрая инвестиционная окупаемость в сравнении с другими отраслями дают сельскому хозяйству большие преимущества, особенно в условиях недостатка инвестиционных ресурсов. В целом, агропромышленный комплекс обеспечивает продовольственную безопасность регионов СКФО, поэтому его развитие и совершенствование просто необходимы.

Структурную политику СКФО в сфере промышленности следует ориентировать на устранение накопившихся диспропорций и решение острейших структурных проблем, а именно:

- несоответствие техники и технологии промышленного производства современному мировому уровню, несоответствие качества промышленной продукции современным отечественным и мировым стандартам;

- недостаточная ориентация промышленности на производство продукции, удовлетворяющей повседневные потребности населения;

- технологическое отставание от промышленно развитых регионов России и зарубежных

стран;

- непропорциональность производства продукции сельского хозяйства и промышленной переработки сельхозсырья;

- разрыв между уровнем износа основных фондов промышленности и темпами наращивания инвестиций в их обновление;

- диспропорция между потребностью в квалифицированных кадрах и их наличием и подготовкой и др.

В структурной промышленной политике СКФО с учетом внутренних и внешних условий необходимо определить направления, конкретные правовые, экономические и организационные меры по оптимизации структуры, устранению диспропорций, ускорению развития промышленности и решению обозначенных выше задач модернизации экономики округа.

Ключевая задача аграрной структурной политики СКФО - производство конкурентоспособной по цене и качеству продукции, импортозамещение основных видов продовольствия, поступающих из-за рубежа и других регионов России [15]. Важно вовлечь в цивилизованные рыночные отношения всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, создать для них равные условия конкуренции.

Дальнейшее развитие и структурная модернизация сельского хозяйства во многом зависит от состояния материально-технической базы. Восстановление и развитие технической базы сельского хозяйства и всего АПК должно происходить за счет активной организационной и инвестиционной деятельности, прежде всего, самих товаропроизводителей и целенаправленного государственного регулирования этого процесса, помощи и поддержки государственных и местных органов власти [11]. Для масштабного и долгосрочного решения данной проблемы возможно также использовать промышленный потенциал регионов СКФО, организовать производство техники и оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающих подотраслей на машиностроительных предприятиях.

В сложившихся мировых условиях одним из актуальных и перспективных направлений роста экономики и ее структурной модернизации является развитие туризма и туристско-рекреационного комплекса на Северном Кавказе. Переориентация россиян на внутренние направления в связи с закрытием международных границ из-за пандемии очень увеличила туристический поток в регионы Северного Кавказа. Это большая возможность для развития сферы туризма в округе, таких, например, видов туризма, как паломнический, гастрономический или этнографический, не говоря уже о вполне состоявшихся горнолыжном и оздоровительном [18].

Туризм может занять вполне достойное место в макроэкономической структуре как сфера привлечения инвестиций, роста экономики и повышения уровня жизни населения республик СКФО. Развитие туристической и рекреационной деятельности и соответствующей инфраструктуры на Северном Кавказе позволит создать дополнительные рабочие места и сократить безработицу, даст импульс к развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности, народных художественных промыслов, сферы услуг, транспорта и т.д.

Сказанное выше вовсе не означает, что нужно развивать базовые отрасли в ущерб другим отраслям экономики. В условиях кризиса и ограниченности инвестиций одним из стратегических приоритетов структурной политики СКФО является опережающее развитие промышленного комплекса, сельского хозяйства и туризма, направляя в эти сектора максимум ресурсов. Это позволит ускорить преодоление общего кризиса в экономике, улучшить макроэкономические показатели, привлечь инвестиционные ресурсы, повысить уровень жизни населения регионов СКФО [12].

Результаты. Базовой концепцией структурной политики СКФО является модернизация экономики макрорегиона на основе ускоренного развития базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, туризма), что в долгосрочной перспективе позволит преодолеть отставание социально-экономического развития и обеспечить конкурентоспособность экономики регионов Северного Кавказа.

Выводы. Учитывая высокую бюджетную зависимость республик СКФО от федеральных дотаций и длительное отставание социально-экономических показателей, Северному Кавказу необходимо обновить региональную и структурную политику в направлении обеспечения ее

самодостаточности и в русле сложившейся социально-экономической ситуации в стране и миРе.

Самодостаточность и конкурентоспособность экономики Северо-Кавказского федерального округа в длительной перспективе позволит более активно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, активную рабочую силу, предпринимательские таланты, способные обеспечить более высокий уровень производительности труда и привлекать необходимые инвестиции.

Литература

1. Абасова, X У. Формирование трудового потенциала сельской местности Республики Дагестан / Х. У. Абасова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 12 (62). С. 189-194.

2. Абдулманапов, П. Г. Динамика воспроизводства населения в регионах СКФО / П.Г. Абдулманапов // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2019. № 4. С. 38-48.

3. Авксентьев, В. А., Гриценко, Г. Д. Факторный анализ динамики региональной ситуации на Северном Кавказе через призму человеческого капитала / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко // Политические процессы и практики. 2017. № 1. С. 36-38.

4. Ахмедуев, А. Ш., Абдулаева, З. З. Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации /А.Ш. Ахмедуев, З.З. Абдулаева //Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2008. Т. 4. № 3 (24). С. 44-48.

5. Багомедов, М. А., Багомедов, О. М. Денежные доходы населения и реализация эффективной социально-экономической политики в регионах СКФО / М.А. Багомедов, О.М. Багомедов // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 3. С. 15-29.

6. Гаджиева, А. Г. Бюджетная политика регионов СКФО : современное состояние и пути совершенствования /А.Г. Гаджиева //Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 7 (105). С. 53 -58.

7. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №2408-р О государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г.).

8. Идзиев, Г. И. Промышленность как основа развития экономики проблемного региона / Идзиев Г.И. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 4 (54). С. 51-57.

9. Идзиев, Г. И., Рабаданова, А. А. Структурные изменения и тренд деиндустриализации экономики региона. Сравнительный анализ / Г.И. Идзиев, А.А. Рабаданова // Региональная экономика : теория и практика. 2016. № 7 (430). С. 35-48.

10. Костяев, С. Е. Экономический кризис 2014-2016 гг. в России и его финансовые аспекты / С.Е. Ко-стяев //Калужский экономический вестник. 2016. № 1. С. 73-75.

11. Кутаев, Ш. К. Направленность и приоритеты социально-экономического развития субъектов СКФО / Ш.К. Кутаев //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 309.

12. Рабаданова, А. А. Направления структурной политики в экономике СКФО с учетом социально-экономической обстановки в стране / А.А. Рабаданова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 9 (83). С. 42-48.

13. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. (Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р).

14. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.».

15. Юнусова, П. С. Сводный рейтинг регионов СКФО по конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции /П.С. Юнусова //Вопросы структуризации экономики. 2019. № 2. С. 46-54.

16. Безработица в России 2016 // Новости России и СНГ. - URL : http://rusdni.ru/obschestvo/bezrabotica/ bezrabotica-v-rossii-2015.html.

17. Бердникова, Л. Ф., Фаткуллина, Э. Р. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию / Л. Ф. Бердникова, Э.Р. Фаткуллина //Молодой ученый. 2015. № 11.3. С. 10-13. - URL : https://moluch.ru/ archive/91/19713/.

18. СКФО : экономика несбывшегося оптимизма. -URL : http://kavpolit.com/articles/ skfo_ekonomika_nesbyvshegosja_optimizma-13189/.

19. Gadziev, N. G., Rabadanov, M. H., Eldarov, E. M., Idziev, G. I. Development of industrial enterprises investment policy of Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.

20. Baliyants, K. M., Dokholyan, S. V., Hidirova, S. Z., Zhamolatova, Z. N. The resource potential of the agro-industrial complex of the North-Caucasian federal district as a factor of innovative development of the macro-region / Baliyants K.M., Dokholyan S.V., Hidirova S.Z., Zhamolatova Z.N. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. No. S1. P. 339-347.

21. Lejpras, A. Knowledge, location, and internationalization : empirical evidence for manufacturing SMEs // Economics of Innovation and New Technology. 2015. Vol. 24. Issue 8. P. 734-754.

References:

1. Abasova, H. U. Formirovanie trudovogo potenciala sel'skoj mestnosti Respubliki Dagestan /H. U. Abasova // Regional'nye problemypreobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 12 (62). S. 189-194.

2. Abdulmanapov, P. G. Dinamika vosproizvodstva naseleniya v regionah SKFO / P.G. Abdulmanapov // UEPS: upravlenie, ekonomika, politika, sociologiya. 2019. № 4. S. 38-48.

3. Avksent'ev, V. A., Gricenko, G. D. Faktornyj analiz dinamiki regional'noj situacii na Severnom Kavkaze che-rez prizmu chelovecheskogo kapitala / V.A. Avksent'ev, G.D. Gricenko // Politicheskie processy i praktiki. 2017. № 1. S. 36-38.

4. Ahmeduev, A. SH., Abdulaeva, Z. Z. Strategiya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona i mekhanizm ee real-izacii /A.SH. Ahmeduev, Z.Z. Abdulaeva // Nacional'nye interesy : prioritety i bezopasnost'. 2008. T. 4. № 3 (24). S. 44-48.

5. Bagomedov, M. A., Bagomedov, O. M. Denezhnye dohody naseleniya i realizaciya effektivnoj social'no-ekonomicheskoj politiki v regionah SKFO / M.A. Bagomedov, O.M. Bagomedov // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 3. S. 15-29.

6. Gadzhieva, A. G. Byudzhetnaya politika regionov SKFO : sovremennoe sostoyanie i puti sovershenstvovani-ya / A.G. Gadzhieva //Regional'nye problemypreobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 7 (105). S. 53-58.

7. Gosudarstvennaya programma «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okru-ga na period do 2025 g.» (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 dekabrya 2012 g. №2408-r O gosudarstven-noj programme Rossijskoj Federacii «Razvitie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga» na period do 2025 g.).

8. Idziev, G. I. Promyshlennost' kak osnova razvitiya ekonomiki problemnogo regiona / Idziev G.I. // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 4 (54). S. 51-57.

9. Idziev, G. I., Rabadanova, A. A. Strukturnye izmeneniya i trend deindustrializacii ekonomiki regiona. Sravnitel'nyj analiz / G.I. Idziev, A.A. Rabadanova // Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2016. № 7 (430). S. 35-48.

10. Kostyaev, S. E. Ekonomicheskij krizis 2014-2016 gg. v Rossii i ego finansovye aspekty / S.E. Kostyaev // Kaluzhskij ekonomicheskij vestnik. 2016. № 1. S. 73-75.

11. Kutaev, SH. K. Napravlennost' i prioritety social'no-ekonomicheskogo razvitiya subUktov SKFO / SH.K. Kutaev //Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017. № 6-2. S. 309.

12. Rabadanova, A. A. Napravleniya strukturnoj politiki v ekonomike SKFO s uchetom social'no-ekonomicheskoj obstanovki v strane / A.A. Rabadanova //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 9 (83). S. 42-48.

13. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga do 2025 g. (Utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 6 sentyabrya 2010 g. № 1485-r).

14. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 «O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 g.».

15. YUnusova, P. S. Svodnyj rejting regionov SKFO po konkurentosposobnosti sel'skohozyajstvennoj produk-cii /P.S. YUnusova // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 2. S. 46-54.

16. Bezrabotica v Rossii 2016 // Novosti Rossii i SNG. - URL : http://rusdni.ru/obschestvo/bezrabotica/ bezrabotica-v-rossii-2015.html.

17. Berdnikova, L. F., Fatkullina, E. R. Finansovyj krizis 2014-2015 gg. i ego vliyanie na Rossiyu / L. F. Berdnikova, E.R. Fatkullina // Molodoj uchenyj. 2015. № 11.3. S. 10-13. - URL : https://moluch.ru/ archive/91/19713/.

18. SKFO : ekonomika nesbyvshegosya optimizma. -URL : http://kavpolit.com/articles/ skfo_ekonomika_nesbyvshegosja_optimizma-13189/.

19. Gadziev, N. G., Rabadanov, M. H., Eldarov, E. M., Idziev, G. I. Development of industrial enterprises investment policy of Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.

20. Baliyants, K. M., Dokholyan, S. V., Hidirova, S. Z., Zhamolatova, Z. N. The resource potential of the agro-industrial complex of the North-Caucasian federal district as a factor of innovative development of the macro-region / Baliyants K.M., Dokholyan S.V., Hidirova S.Z., Zhamolatova Z.N. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. No. S1. P. 339-347.

21. Lejpras, A. Knowledge, location, and internationalization : empirical evidence for manufacturing SMEs // Economics of Innovation and New Technology. 2015. Vol. 24. Issue 8. P. 734-754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.