Научная статья на тему 'Структурная перестройка экономики в республике дагестан'

Структурная перестройка экономики в республике дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИЗМЕНЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CHANGE OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейбалаева Джамиля Куберовна

В статье рассматривается тот факт, что современный этап экономического и социального развития Республики Дагестан связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. В ней говорится, что под структурными сдвигами понимают изменение пропорции как между ценами наразличные товары и услуги, так и между объемами их производства в натуральном выражении. Автором установлено, что наиболее действенным и эффективным вариантом развития экономики региона является модернизация, основанная на высвобождении и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, финансовой и социальной активности, что приведет к активной интеграции его в экономику страны и мира при одновременной защите отечественных потребителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Предлагаются такие мероприятия, как формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов, поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства, выработка стратегии развитии, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение специальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING THE ECONOMY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The paper considers that the current stage of economic and social development of the Republic of Dagestan is associated with radical changes caused by the transition to market relations. It says that under the structural changes to understand how to change the proportions between the prices of various goods and services, as well as between the volumes of production in kind. The author found that the most efficient and effective option for regional economic development is the modernization, based on the release and the role of the state in providing an enabling business environment, financial and social activity, leading to its active integration into the economy of the country and world, while protecting domestic consumers from unfair competition from foreign entrants. Offered activities such as the formation and maintenance of economic order through the development and guarantee implementation of the norms and rules of conduct and relations of economic agents, support a national business in the outside world, coordination of national businesses to maintain and increase the competitiveness of the domestic economy in a globalizing world economy, development development strategy to create a favorable investment climate, as well as improved social conditions of the economy, including providing special support for the objectives and means of implementing a national development strategy.

Текст научной работы на тему «Структурная перестройка экономики в республике дагестан»

БЕЙБАЛАЕВА Д.К.

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье рассматривается тот факт, что современный этап экономического и социального развития Республики Дагестан связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. В ней говорится, что под структурными сдвигами понимают изменение пропорции как между ценами наразличные товары и услуги, так и между объемами их производства в натуральном выражении. Автором установлено, что наиболее действенным и эффективным вариантом развития экономики региона является модернизация, основанная на высвобождении и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, финансовой и социальной активности, что приведет к активной интеграции его в экономику страны и мира при одновременной защите отечественных потребителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Предлагаются такие мероприятия, как формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов, поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства, выработка стратегии развитии, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение специальной поддержки целей и средствреализации национальной стратегииразвития.

BEYBALAEVA DK

RESTRUCTURING THE ECONOMY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The paper considers that the current stage of economic and social development of the Republic of Dagestan is associated with radical changes caused by the transition to market relations. It says that under the structural changes to understand how to change the proportions between the prices of various goods and services, as well as between the volumes of production in kind. The author found that the most efficient and effective option for regional economic development is the modernization, based on the release and the role of the state in providing an enabling business environment, financial and social activity, leading to its active integration into the economy of the country and world, while protecting domestic consumers from unfair competition from foreign entrants. Offered activities such as the formation and maintenance of economic order through the development and guarantee implementation of the norms and rules of conduct and relations of economic agents, support a national business in the outside world, coordination of national businesses to maintain and increase the competitiveness of the domestic economy

in a globalizing world economy, development development strategy to create a favorable investment climate, as well as improved social conditions of the economy, including providing special support for the objectives and means of implementing a national development strategy.

Ключевые слова: развитие, структура, экономика, регион, стратегия, инвестиции, интеграция, изменения, конкурентоспособность.

Keywords:development, structure, economy, region, strategy, investment, integration, change of competitiveness.

Современный этап экономического и социального развития Республики Дагестан связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально-ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя. При этом в наименьшей степени пострадали отрасли, обеспечившие себе экспортные рынки (прежде всего сырьевые отрасли), в наибольшей - отрасли, производящие конечную продукцию для внутреннего рынка. Опережающими темпами падало производство продукции высокой степени переработки. Таким образом, в процессе трансформации исходная диспропорциональность развития российской экономики, выражавшаяся в гипертрофированном развитии сырьевых отраслей, только усилилась. Возросла зависимость состояния экономики и бюджета страны от мировой конъюнктуры, что внесло дополнительный элемент риска в экономическую ситуацию и поставило под вопрос эффективность любой экономической политики.

Под структурными сдвигами обычно понимают изменение пропорции как между ценами на различные товары и услуги, так и между объемами их производства в натуральном выражении. Структурная перестройка реального сектора в России (и других постсоциалистических государствах) представляет собой процесс, идущий в несколько этапов.

Процесс структурной перестройки неразрывно связан с процессами либерализации и приватизации. Только независимые экономические агенты формируют реальный рынок. Только реальный рынок, равновесные цены способны дать верный сигнал экономическим агентам как в отношении требований к повышению эффективности существующих производств, так и в отношении развития новых. Но в отсутствие «чистого» рынка, который характеризуется высокой степенью монополизации экономики, соблюдением традиции государственного патернализма, выполнением предприятиями обязательств по содержанию социальной сферы, не приходится рассчитывать на немедленное появление эффективного собственника. Первичное распределение собственности произведено неэффективно, скорее всего, социально несправедливо. На первом этапе цель приватизации состоит главным образом в формировании социального слоя, заинтересованного в продолжении реформ.

Единый хозяйственный комплекс Дагестана представлен отраслевой и территориальной структурами. Исходя из этого, отраслевая структура Республики Дагестан выступает как совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. Структура единого народнохозяйственного комплекса по отраслям представлена двумя сферами: производственной и непроизводственной.

Основу народного хозяйства Республики Дагестан составляет сфера материального производства, в которой было занято (Госкомстат РД) в 1992 г. - 697,4 тыс. чел., в 1995 г. - 647,1 тыс. чел.; в 1996 г. - 652,2 тыс. чел., в 1997 г. - 737,8 тыс. чел., в 1998 г. было занято 697,6 тыс. человек; в 1999 г. -737,8 тыс. чел., в 2000 г. - 737,8 тыс. чел., в 2001 г. - 743,6 тыс. чел., в 2002 г. - 780,8 тыс. чел., в 2003 г. - 786,2 тыс. чел., в 2004 г. - 826,5 тыс. чел. [1-11].

Рис. 1. Структурапромышленногопроизводствав 1999г.

Производственная сфера республики включает в себя следующие основные отрасли, которые характеризовались такими показателями: > отрасли, создающие материальные блага, - промышленность - в 1992 г. -27,1 млрд. рублей, в 1995 г. - 1092,9 млрд. рублей, в 1996 г. - 1445,2 млрд. руб., в 1997 г. - 1751,9 млрд. рублей, в 1998 г. - 1761,5 млн. рублей, в 1999 г. - 3243,6 млн. руб. Структура промышленного производства в 1999 г. представлена диаграммой (рис. 1), в 2000 г. - 5714,9 млн. рублей, в 2001 г. - 6568,3 млн. рублей, в 2002 г. - 7796,1 млн. рублей, в 2003 г. - 8045,8 млн. рублей, в 2004 г. - 10805,8 млн. рублей, в 2005 г. - 18058,6 млн. рублей; сельское хозяйство - валовой продукт сельского хозяйства в 1995 г. -1529,3 млрд. рублей, в 1996 г. 2335,0 млрд. рублей, в 1997 г. - 2173,8 млрд. рублей, в 1998 г. - 2548,3 млн. рублей, в 1999 г. - 5099,4 млн. рублей, в 2000 г. - 8198,6 млн. рублей, в 2001 г. - 12183,0 млн. рублей, в 2002 г. - 14000,5 млн. рублей, в 2003 г. - 19201,3 млн.рублей, в 2004 г. -21943,8 млн.рублей, в 2005 г. - 25924,9 млн. рублей; строительство - объем строительных работ по договорам подряда в 1992 г. - 6,9 млрд. рублей, в 1995 г. - 671,7 млрд. рублей, в 1996 г. - 819,1 млрд. рублей, в 1997 г. -806,5 млрд. рублей, в 1998 г. - 1084,8 млн. рублей, в 1999 г. - 1171,1 млн. рублей, в 2000 г. - 2280,3 млн. рублей, в 2001 г. - 4070,2 млн. рублей, в

□ пищевая

□ эпектронергетика

□ машиностроение

□ стройматериалы

□ прочие

□ легкая

2002 г. - 4079,0 млн. рублей, в 2003 г. - 6093,4 млн. рублей, в 2004 г. -8971,7 млн. рублей, в 2005 г. - 14079,7 млн. рублей [1-11];

> отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, - транспорт -грузооборот в 1992 г. - 9642,8 млн. ткм, в 1995 г. - 3550,6 млн. ткм, в 1996 г. - 3589,8 млн. ткм, в 1997 г. 2115,7 млн. ткм, в 1998 г. - 1893,3 млн. ткм, в 1999 г. - 3043,9 млн. ткм, в 2000 г. - 5219,8 млн. ткм, в 2001 г. - 4871,8 млн. ткм, в 2002 г. - 6487,9 млн. ткм, в 2003 г. - 7206,6 млн. ткм, в 2004 г. - 8415,3 млн. ткм, в 2005 г. - 8623,5 млн. ткм; связь - объем услуг связи в 1992 г. - 238,6 млн. рублей, в 1995 г. - 52,7 млрд. рублей, в 1996 г. - 98 млрд. рублей, в 1997 г. - 132,2 млрд. рублей, в 1998 г. 153,3 млн. рублей, в 1999 г. - 195,2 млн. рублей, в 2000 г. - 289,9 млн. рублей, в 2001 г. - 427,8 млн. рублей, в 2002 г. - 603,7 млн. рублей, в 2003 г. - 722,1 млн. рублей, в 2004 г. - 1138,8 млн. рублей, в 2005 г. - 3250,3 млн. рублей [1-11];

> отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения - торговля - розничный товарооборот в 1992 г. - 20,1 млрд. рублей, в 1995 г. -1532,0 млрд. рублей; в 1996 г. - 2709,4 млрд. рублей; в 1997 г. - 4003,9 млрд. рублей; в 1998 г. - 6097,7 млн. рублей, в 1999 г. - 10021,0 млн. рублей; в 2000 г. - 13850,3 млн. рублей, в 2001 г. - 17634,2 млн. рублей, в 2002 г. - 25147,5 млн. рублей, в 2003 г. - 33618,8 млн. рублей, в 2004 г. -58148,5 млн. рублей, в 2005 г. - 92005,1 млн. рублей; общественное питание - в 1995 г. - 32,5 млрд. рублей, в 1999 г. удельный вес предприятий общественного питания в общем объеме розничного товарооборота в Дагестане составил 2,9%, в 2000 г. - 471,1 млн. рублей, в 2001 г. - 1102,1 млн. рублей, что на 77,1% больше, чем в 2000 г., в 2002 г. - 1537,3 млн. рублей, в 2003 г. - 2206,4 млн.рублей, в 2004 г. - 3166,9 млн.рублей. За годы экономических преобразований система общественного питания Дагестана претерпела значительные изменения. В 1990 г. в республике функционировали 2148 предприятий общественного питания на 91,7 тысяч мест для посетителей. Начиная с 1994 г., в результате закрытия и приватизации сеть государственных предприятий общественного питания резко сократилась - закрылись предприятия , обслуживающие рабочий контингент на предприятиях всех видов. В 1997 г. спад товарооборота предприятий общественного питания остановился и начал незначительно расти. Его объем составил 72,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах - 622 раза меньше объемов 1990 г. В 1998 г. объем товарооборота общественного питания оценивается в 107,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 25,3% больше, чем в 1997 г., а в 2005 г. - 4924,3 млн. рублей [1-11].

Непроизводственная сфера республики состоит из следующих отраслей:

> отрасли услуг: а) жилищно-коммунальное хозяйство, где в структуре платных услуг населению в процентах к итогу составило - в 1995 г. -2,6%, в 1996 г. - 37,9%, в 1997 г. - 23,4%, в 1998 г. - 29,1%, в 1999 г. -20,9%, в 2000 г. - 18,2%, в 2001 г. - 18,3%, в 2003 г. - 0,3%, в 2004 г. -0,2%, в 2005 г. - 1,9%; б) здравоохранение - в 1995 г. - 1,5%, в 1996 г. -1,5%, в 1997 г. - 1,3%, в 1998 г. - 1,2%, в 1999 г. - 2,0% в 2000 г. - 1,4%, в 2001 г. - 1,4%, в 2003 г. - 8,7%, в 2004 г. - 10,5%, в 2005 г. - 0,6% [1-11];

> культура в структуре платных услуг населению в процентах к итогу составила - в 1995 г. - 0,5%, в 1996 г. - 0,5%, в 1997 г. - 0,3%, в 1998 г. -0,4%, в 1999 г. - 1,7%, в 2000 г. - 1,1%, в 2001 г. - 0,5%, в 2003 г. - 1,7%, в

2004 г. - 0,9% [1-11];

> отрасли, включающие в себя финансы и кредитование - в 1997 г. в республике функционировало 106 коммерческих банков со 105 филиалами с объявленным уставным фондом 107, 4 млрд. рублей, на 1 января 2000 г. было зарегистрировано 106 банков, из них 45 - действующих, со 120 филиалами (из которых 71 - на территории Дагестана, 15 - за пределами РД и 34 - отделений Сбербанка); в 2002 г. - 101 кредитных организаций; в 2003 г. - 91 банк, из них 38 - действующих, с 74 филиалами (из которых 60 - на территории Дагестана, 13 - за пределами республики и Дагестанским отделением Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ с 15 дополнительными офисами), их капитальная база снизилась на 19,0%, а совокупный капитал действующих банков составил 190,8 млн. рублей (в 2002г.-235,5 млн. рублей); в 2004 г. - 91 банк, из них 36 - действующие, с 62 филиалами (из которых 60 - на территории Дагестана, 13 - за пределами республики и Дагестанским отделением Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ с 15 дополнительными офисами). Собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций в 2004г. составили 1192,4 млн. рублей (в 2003г.-1064,1 млн. рублей), на 10,8% больше прошлого года. В

2005 г. зарегистрировано 64 кредитных организаций, из них коммерческих - 36, кроме того, число филиалов этих учреждений составило 77 [1-11].

Экономика региона представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов.

Интегральным показателем оценки экономического развития республики является показатель валового регионального продукта (ВРП), который характеризует уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия Дагестана в интеграционных процессах с другими регионами России. Совокупный показатель валового регионального продукта характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в республике всеми отраслями экономики и предназначенных для накопления, потребления и экспорта.

Изменения отмечались в структуре валового регионального продукта (ВРП) с 1995 г. по сравнению с 2005 г (таблица 1). Из таблицы видно, что удельный вес рыночных услуг в 2001 г. стал на 0,3% больше уровня 2000 г., в 2004 г. - на 4,6% больше уровня 2003 г. [1-11]. Эти изменения характеризуют хоть и небольшую, но все же активизацию рыночной инфраструктуры в Дагестане., при этом в РД зарегистрировано 9175 малых предприятий, что составило лишь 16% от всех предприятий частной формы собственности [11]. Пути разрешения проблем регулирования территориально-отраслевых отношений заключаются в процессе создания эффективной экономики, создания условий для тесных контактов между районами и отраслями.

Таблица 1.

Производства ВРП в отраслях экономики (в процентах к итогу) 1___

Отрасли 1995 г 1996 г 1997 г 1998 г 1999 г 2000 г 2001 г 2002 г 2003 г. 2004 г.

ВРП - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе:

Производство товаров 53,6 35,0 49,6 42,4 52,1 52,5 54,1 50,1 51,5 48,9

■ промышленность 14,8 11,0 12,8 13,9 19,8 18,5 15,5 15,5 12,8 11,7

■ строительство 23,6 12,3 19,2 10,4 7,4 6,6 10,3 8,5 9,8 14,8

■ сельское хозяйство 15,0 11,5 17,3 17,6 24,5 26,8 27,7 25,4 28,3 22,1

■ прочие отрасли по производству товаров 0,2 0,4 0,3 0,5 0,5 0,6 0,5 0,2

■ лесное хозяйство 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Рыночные услуги -всего 29,4 43,2 31,8 33,3 29,7 30,1 29,8 30,0 29,8 34,4

в том числе:

■ транспорт 14,5 15,3 11,6 8,9 6,5 5,1 7,9 7,5 6,9 5,7

■ связь 1,2 1,3 1,4 1,2 0,8 0,7 0,9 0,8 0,6 0,5

■ торговля и коммерческая деятельность 10,9 24,0 11,0 15,1 17,2 18,8 14,6 16,6 18,0 22,0

■ жилищное хозяйство 0,2 0,2 0,6 2,7 0,1 0,1 0,4 0,2 0,2 0,1

■ коммунальное хозяйство 1,0 1,5 4,8 1,5 1,1 1,7 2,3 0,9 0,9 0,7

■ материально-техническое снабжение 1,4 0,8 0,5 1,4 1,3 1,2 1,3 1,5 0,8 2,7

■ операции с недвижимым имуществом 0,2 0,1 1,9 2,5 2,7 2,5 2,4 2,5 2,4 2,7

Прочие нерыночные услуги 17,0 21,8 22,6 24,1 16,5 16,4 14,6 18,3 17,2 15,6

Чистые налоги на продукты -4,0 0,2 1,7 1,0 1,5 1,6 1,5 1,1

На современном этапе развития экономики Республики Дагестан при напряженной ситуации в основных сферах жизнедеятельности региона, при усилении конкуренции между отечественными предприятиями и иностранными импортерами необходима разработка стратегий и программ реструктуризации и развития промышленности на перспективный период. Считаем при этом, что наиболее действенным и эффективным вариантом развития экономики региона является модернизация, основанная на высвобождении и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, финансовой и социальной активности, что приведет к активной интеграции его в экономику страны и мира при одновременной защите отечествен-

1 Источник: Госкомстат и Минэкономики Республики Дагестан

ных потребителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка.

Основными функциями государства при этом, по нашему мнению, служат следующие мероприятия:

❖ поддержание макроэкономического и структурного равновесия в той части, в которой рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

❖ формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов;

❖ выработка стратегии развитии, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение специальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии развития;

❖ поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;

❖ обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности.

Они определяют механизм дальнейшего реформирования, выделяют главные стратегические задачи развития экономики региона.

Программа реструктуризации, по нашему мнению, может служить основой для разработки ежегодных целевых программ социально-экономического развития региона. Отсутствие долгосрочного прогноза и стратегических задач ведет к тому, что целевые программы направлены на решение ограниченных по времени и значимости проблем. При этом разработка частных целевых программ по отдельным отраслям промышленности и отдельным районам Республики Дагестан (программа «Горы», программа «Север», программа «Юг») не в полной мере оправдала себя, так как они не имели четких стратегических целей, недостаточно были обеспечены финансовыми ресурсами, не имели собственного механизма реализации и должной региональной и государственной поддержки. Не было проведено сколь-либо существенных мероприятий по реструктуризации ведущих промышленных предприятий, не достигнуты и конечные цели Федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период 1999-2005 гг.

_Литература_

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1995 году. Доклад Госкомстата РД.

2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1996 году. Доклад Госкомстата РД.

3. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

4. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

5. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

6. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

7. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

8. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

9. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

10. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

11. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД.

положение Республики положение Республики положение Республики положение Республики положение Республики положение Республики положение Республики положение Республики положение Республики

Дагестан в 1997 году. Дагестан в 1998 году. Дагестан в 1999 году. Дагестан в 2000 году. Дагестан в 2001 году. Дагестан в 2002 году. Дагестан в 2003 году. Дагестан в 2004 году. Дагестан в 2005 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.