Научная статья на тему 'Кредитный механизм регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона (на примере республики Дагестан)'

Кредитный механизм регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОТРАСЛИ / КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейбалаева Д.К.

Проведено исследование кредитного механизма регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона. Проведенный анализ структуры кредитных вложений свидетельствует о том, что по всем отраслям экономики, за исключением отраслей транспорта и связи, доля которых незначительна, наметился рост объемов кредитования. Установлено, что регулирование всех отраслей экономики наиболее оптимально при использовании кредитных ресурсов как одного из механизмов общего управления территориально-отраслевыми отношениями регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитный механизм регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона (на примере республики Дагестан)»

17 (152) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА (на примере Республики Дагестан)

Д. К. БЕЙБАЛАЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономикиидизайна E-mail: db1968@mail. ru Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Проведено исследование кредитного механизма регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона. Проведенный анализ структуры кредитных вложений свидетельствует о том, что по всем отраслям экономики, за исключением отраслей транспорта и связи, доля которых незначительна, наметился рост объемов кредитования. Установлено, что регулирование всех отраслей экономики наиболее оптимально при использовании кредитных ресурсов как одного из механизмов общего управления территориально-отраслевыми отношениями регионов.

Ключевые слова: структура, экономика, хозяйственный комплекс, отрасли, кредитный механизм, регулирование, регион.

Регулирование всех отраслей экономики наиболее оптимально при использовании кредитных ресурсов как одного из механизмов общего управления территориально-отраслевыми отношениями. Так, оценка кредитных ресурсов республики по данным Госкомстата Республики Дагестан (РД) [1—7] приведена в табл. 1.

За 2003 г. общий объем ссуд, выданных кредитными организациями реальному сектору экономики республики, составил 14 250,5 млн руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом

2002г. на 7 016,1 млн руб., или почти в 2 раза. Доля кредитных вложений Дагестана по Северо-Кавказскому региону составила 4,8 %.

Кредитование экономики РД региональными банками по состоянию на 01.01.2004 характеризуется объемом кредитов, выданных региональными банками экономике РД, в общей сумме 2 168,2 млн руб., в том числе 2 161,2 в рублях в и 7,0 млн руб. в иностранной валюте. За 2003 г. объемы кредитования увеличились на 44,9 %, в том числе в сельском хозяйстве — на48,8 %, торговле и общепите — в 2,3 раза, строительстве — на 22,8 % [9].

Кредитование экономики других субъектов России кредитными организациями РД осуществлялось из числа действующих на территории РД кредитных организаций — трех банков, кредитующих предприятия и предпринимателей, действующих на территории Москвы, Московской области и Республики Северная Осетия — Алания. На 01.01.2004 объемы предоставленных кредитов составили 184,0 млн руб., или 7,8 % от общей суммы выданныхдействующими банками кредитов [9].

Кредитование экономики Дагестана иногородними кредитными организациями характеризуется на 01.01.2004 объемами кредитов, предоставленных кредитными организациями других регионов эко-

Таблица 1

Оценка кредитных ресурсов республики

Показатель Год

1995 1996 1997 1998 1999 2001

Кредитные ресурсы, млрд руб. 3 772,2 4 127,2 4 223,6 2 420,5 5 295,4 2 894,6

Изменение по отношению к предыдущему году, % 200,0 9,4 2,3 57,3 2,2 раза 43 (по отношению к 1999 г.)

номике РД, которые составили 12 082,3 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы увеличились наб 343,8 млн руб., илив 2,1 раза. Кредиты в рублях составили 6 284,5 млн, или 52,0%, в иностранной валюте — 5 797,8 млн руб., или 48,0% [9].

За 2004 г. общий объем ссуд, выданных кредитными организациями в течение года реальному сектору экономики республики, составил 30 838,2 млн руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16 587,7 млн руб., или почти в 2,2 раза. Доля кредитных вложений РД по Северо-Кавказскому региону составила 6,1 % [10].

Кредитование экономики РД региональными банками характеризовалось по состоянию на 01.01.2005 объемом кредитов, выданных региональными банками экономике РД, в сумме 3 048,9 млн руб., втом числе 19,5 млн руб. в иностранной валюте. За 2004 г. объемы кредитования увеличились на 40,6 %, в том числе в промышленности — на 39,9 %, торговле и общепите — на 78,3, строительстве — в 3,1 раза, в транспорте и связи — 6,9 раза [10].

Кредитование экономики других субъектов России кредитными организациями РД осуществлялось из числа действующих на территории РД кредитных организаций, тремя банками, кредитующими предприятия и предпринимателей, действующих на территории г. Москвы, Московской области и Республики Северная Осетия — Алания и Чеченской Республики. На 01.01.2005 объемы предоставленных кредитов составили 167,6 млн руб., или 5,2% от общей суммы выданных действующими банками кредитов [10].

Кредитование экономики РД иногородними кредитными организациями характеризовалось на 01.01.2005 объемами кредитов, предоставленных кредитными организациями других регионов экономике РД, которые составили 27 788,8 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объемы увеличились на 15 706,5 млн руб., или в

Год............................................................... 2000 2001

Суммакредитныхвложений,млнруб....... 555,2 569,4

2,3 раза. Кредиты в иностранной валюте составили 3 564,6 млн руб., или 12,8% [10].

Общий объем ссуд, выданных кредитными организациями в течение 2007 г. реальному сектору экономики республики, составил 16 628,7 млн руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 27,9%. Это обусловлено увеличением объема средств, представленных субъектам различных видов экономической деятельности региональными банками, рост которых составил 51,9%, и банками других субъектов РФ, по которым объемы за анализируемый период возросли на 86,7 %. Сдерживающее влияние нарост объемов выданных кредитов оказало сокращение объема кредитования филиалами кредитных организаций других регионов РФ (-8,1 %)[13].

Доля кредитов РД в общем объеме вложений по Южному федеральному округу составила 1,13 % [13].

По состоянию на 01.01.2008, объем кредитов, выданных региональными банками экономике РД, составил 9 522,4 млн руб., в том числе 26,6 млн руб. в иностранной валюте. За год объемы предоставленных кредитов увеличились на 51,9 процентных пункта и на анализируемую дату составили 81,5 % в совокупных активах действующих на поднадзорной территории банков.

Кредитные вложения в экономику РД составили:

в 1995 г. 202 млрдруб., на22,0% меньше, чем в 1994 г.;

1996г. — 617,9 млрд руб., на 17,0% больше, чем в 1995 г.;

1997г. 666,5 млрдруб., на 9,2% больше, из них долгосрочные — 7,7 млрдруб. (1,2%);

1998 г. — 330,8 млнруб.;

в 1999г. — 510,5 млн руб. (основными источниками привлечения средств в банковские ресурсы составили вклады населения — 440,7 млн руб.).

В дальнейшие годы динамика кредитных вложений в РД имеет вид [1—13]:

2002 2003 2004 2005 2006 2007 820,8 1 165,8 1 304,9 2 935,3 6 269,8 9 522,4

Можно сделать вывод, что, несмотря на увеличение объема предоставленных кредитов, механизм кредитного регулирования в республике использовался недостаточно.

Структура кредитных вложений банков в экономику РД и в целом в экономику Северо-Кавказского региона приведена в табл. 2.

Как видно, приоритетным направлением вложения средств является торговля и общественное питание. Однако, если в РД указанная отрасль лидирует с заметным отрывом, то в целом по Северо-Кавказскому региону, наряду с торговлей и общепитом, серьезные объемы вложений осуществляются в различные отрасли промышленности. Объемы кредитования физических лиц в республике несколько выше общих объемов по региону, но вместе с тем в регионах Северного Кавказа осуществляется ипотечное кредитование, тогда как в РД данный вид вложений кредитными организациями не применяется.

Установлено, что приоритетным направлением вложения средств являются торговля и общественное питание и прочие отрасли. Однако, если в РД указанная отрасль лидирует с заметным отрывом, то в целом по Северо-Кавказскому региону, наряду с торговлей и общепитом, серьезные объемы вложений осуществляются в различные отрасли промышленности. Долевой показатель кредитов, выданных физическим лицам в республике, ниже показателя по Северо-Кавказскому региону и стра-

не. Объемы ипотечного кредитования за 2004 г. по РД составили 0,01 % от общего объема выданных на указанные цели кредитов по стране. Общий объем кредитов, выданных в регионе на покупку жилья, составил 47,4 млн руб. (из них 2,2 млн руб. выданы подипотеку) [10].

По данным Национального банка РД Банка России, структура кредитных вложений региональных банков в экономику республики в 2003 г. дала прирост на 145 % (табл. 3), а в 2004г. прирост составил 141 % (табл. 4).

Анализ структуры кредитных вложений свидетельствует о том, что по всем отраслям экономики, за исключением отрасли транспорта и связи, доля которой незначительна, наметился рост объемов кредитования. Приоритетными направлениями размещения средств региональными банками являются отдельные подотрасли промышленности и прочие отрасли, а также физические лица, по которым наблюдался наибольший суммарный рост кредитных вложений за прошедший год. Указанные заемщики являются наиболее привлекательными для кредитных организаций, так как физические лица предоставляют в качестве обеспечения высоколиквидные активы. Кредиты, выданные в иностранной валюте, практически в полном объеме приходятся на долю физических лиц и составили всего 7,0 млн руб. [9].

Анализ структуры кредитных вложений свидетельствует о том, что по всем отраслям экономики

Таблица 2

Структура кредитных вложений в экономики РД и Северного Кавказа в целом по отраслям, в процентах от итоговой суммы кредитных вложений за год

Направления кредитных вложений 2003 г. 2004 г. 2007 г.

РД Экономика Северного Кавказа РД Экономика Северного Кавказа РД Экономика Северного Кавказа

Юридические лица 89,8 91,1 93,7 89,5 46,9 92,7

В том числе:

промышленность 4,5 28,1 5,5 32,3 — —

добыча полезных ископаемых — — — — 0,2 0,1

обрабатывающие производства — — — — 0,9 54,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды — — — — 0,2 0,4

сельское хозяйство 1,6 5,6 0,9 4,6 0,2 1,1

строительство 1,2 2,5 1,3 2,4 9,2 10,2

оптовая и розничная торговля, ремонт — — — — 13,1 15,9

торговля и общепит 67,8 39,4 24,4 31,3 — —

транспорт и связь 2,3 5,0 2,3 2,4 1,4 1,8

прочие отрасли 12,5 10,4 59,4 16,4 8,6 14,7

Физические лица 10,2 8,9 6,3 10,5 35,2 6,8

В том числе на покупку жилья под залог недвижимости — 0,04 0,9 0,3 0,6 2,8

Таблица 3

Кредитные вложения региональных банков в экономику республики в 2003—2007 гг. (по состоянию на 1 января), млн руб.

Направления редитных вложений Год Доля кредитов региональных банков в общих объемах вложений в экономику республики, %

2003 2004 2005 2006 2007

Всего кредитных вложений 1 495,9 2 168,2 3 048,9 9 522,4 6 269,8 57,3

Юридическим лицам 698,9 1092,1 1 770,5 4463,9 3347,7 50,2

В том числе по отраслям:

промышленность 185,0 209,5 — — — —

сельское хозяйство 57,4 85,4 293,1 22,2 49,9 8,3

строительство 87,9 107,9 65,0 877,2 680,2 60,8

торговля и общепит 111,4 257,3 335,9 84,2 178,4 6,5

транспорт и связь 24,5 24,8 445,9 130,9 259,5 31,6

прочие отрасли 232,7 407,1 171,6 1144,2 733,9 69,6

оптовая и розничная торговля, ремонт — — 1278,4 1244,3 1014,7 67,9

Индивидуальным предпринимателям — — — 1 702,1 871,9 82,1

Физическим лицам 797 1076,1 459,0 3 329,7 1956,3 58,8

В том числе:

на покупку жилья — — — 128,9 45,5 28,3

из них ипотечные жилищные кредиты — — — 60,8 1,0 17,1

РД, за исключением отрасли сельского хозяйства, наметился рост объемов кредитования. Наибольшие темпы роста достигнуты в отраслях строительства, транспорта и связи, что реально отражает процессы развития экономики на данном этапе, в частности активное развитие строительного бизнеса, водного транспорта и телекоммуникаций, в том числе сотовой связи. Приоритетным направлением размещения средств региональными банками, помимо указанных отраслей, является отрасль торговли и общественного питания ввиду высокой рентабельности и быстрой окупаемости средств. Кроме этого, достаточно высок объем кредитования физических лиц, по которым наряду со строительной отраслью наблюдался наибольший суммарный рост кредитных вложений за прошедший год. Указанные заемщики остаются наиболее привлекательными для кредитных организаций, так как обеспечивают заемные средства высоколиквидными активами. Более 90 % кредитов, выданных в иностранной валюте, приходятся надолю физическихлиц.

В современных условиях в РД важно всемерно способствовать расширению торговых, межотраслевых, производственно-кооперационных связей и контактов, предпринимательской деятельности. Необходимо снятие барьеров на пути развития взаимной торговли и других форм сотрудничества, создание эффективной системы взаимных расчетов, скоординированное проведение рыночных

реформ. Следует добиваться создания эффективного механизма ответственности за выполнение партнерами принятых на себя обязательств.

Учитывая сложные экономические и социально-политические условия промышленности РД, при осуществлении реструктуризации должна быть проведена дифференциация предприятий на группы:

1) промышленные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию с устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках, высоким уровнем рентабельности и имеющие собственные инвестиционные ресурсы для развития производства (ведущие предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, химической и нефтехимической промышленности);

2) предприятия с устойчивым спросом на внутреннем рынке, но требующие временных кредитов для создания межсезонных запасов сырья, материалов, топлива (крупные предприятия легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов);

3) экономически неустойчивые предприятия, деятельность которых требует осуществления системы организационных, финансовых и технических мероприятий с целью стабилизации положения (мелкие предприятия легкой и пищевой промышленности и все предприятия других отраслей);

4) предприятия, подлежащие закрытию или переориентации деятельности.

В условиях рыночной экономики действует принцип: спрос определяет предложение. Поэтому важнейшим исходным разделом реструктуризации должна быть оценка спроса на все виды промышленной продукции. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные методические и инструктивные документы по определению спроса. В социально-экономическом развитии региона спрос неотделим от потребности, представляющей собой объективную экономическую категорию, выражающую необходимость в определенных материалах или изделиях для осуществления социальной и производственной жизни общества, рассчитываемую по физическим и социальным нормативам. Эти нормативы носят оценочный характер и отражают жизненный уровень региона в определенный период, они отражают «жизненный стандарт».

Установлено, что рынок республиканской промышленной продукции развивается под воздействием таких факторов, как территориальное размещение предприятий, транспортные грузопотоки, наличие перерабатывающих производств, кооперированные межрегиональные связи. При оценке рынка в качестве основополагающей базы принимаются следующие макроэкономические показатели:

• численность населения;

• валовой внутренний продукт;

• производство промышленной продукции;

• производство сельскохозяйственной продукции;

• розничный товарооборот;

• инвестиции, вводимые в основной капитал, в том числе за счет населения;

• уровень занятости населения;

• реальные доходы населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прожиточный минимум;

• распределение населения по уровню доходов;

• уровень инфляции;

• уровень банковского кредита.

Кроме того, оценка спроса на внутреннем рынке должна производиться по следующим сферам потребления основных видов промышленной продукции:

• промышленность;

• промышленное строительство;

• жилищное строительство;

• сельскоехозяйство;

• железнодорожный транспорт;

• ремонт зданий и сооружений;

• тара и упаковка;

• торговля розничная.

Исследования показали, что эффективность экономики региона зависит от своевременного и объективного анализа экономических, социальных, финансовых и производственно-технических показателей. Аналитические исследования, являющиеся базой маркетинга и менеджмента, основой совершенствования структуры промышленного производства, позволяют экономически оценивать эффективность действующей налоговой и кредитной политики. Без постоянного анализа происходящих в экономике страны тенденций нельзя выработать эффективной стратегии развития на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Объективный и своевременный анализ позволит упредить, а в ряде случаев — устранить отрицательные последствия поспешных и необоснованных решений в экономике страны и региона. Для более достоверной оценки тенденций развития экономики России и региона важно рассмотреть последовательность осуществления рыночных преобразований начиная с 1991 г.

В пользу новых механизмов повышения экономической устойчивости региона свидетельствует то, что проводимая Президентом и Правительством Российской Федерации политика ориентируется на обеспечение стабильности источников формирования региональных и местных бюджетов путем закрепления за ними на долгосрочной основе доходов от поступления налогов на доходы от физических лиц, налогов на совокупный налог, платежей за пользование природными ресурсами, а также значительной части поступлений налога на прибыль.

Обоснование направлений развития региона предполагает использование целостной системы методик, позволяющих не только оценить развитие региона, наметить основные пути его развития на перспективу, но и выбрать методы государственного и рыночного регулирования и стимулирования, которые бы задействовали мотивационный механизм и привели бы в конечном итоге к повышению доходной части бюджета республики.

Разработки ряда зарубежных исследователей и опыт реформирования народного хозяйства показывают, что основой дальнейшей политики, если рассчитывать на устойчивый экономический рост, станут внутренние инвестиции. Их критерии будут определяться на основе целого ряда важных и взаимозависимых факторов:

• темпы наращивания оборота;

• стабильность динамики роста оборота;

• уровень и динамика рентабельности;

• структураактивов;

• вопросы налогообложения;

• отношение кредиторов;

• подходы и мнения консультантов;

• приемлемая степень риска для руководителей предприятий;

• стратегические целевые финансовые установки предприятия в контексте его реально достигнутого финансово-хозяйственного положения;

• финансовая гибкость.

Большинство из этих факторов подтверждают, что политика по переустройству экономики в регионе не может быть только финансово-экономической, воплощающей некие общие принципы рынка. Она должна быть конкретно-промышленной, национально ориентированной, а также четко территориальной (кластерной). Промышленная политика в принципе не может стать проблемой второй очереди по сравнению с задачами налаживания финансовой системы. Она должна быть основным содержанием радикальных реформ с самого их начала.

Предлагаемые направления социально-экономического развития РД создадут условия для эффективного регулирования территориально-отраслевых отношений.

Список литературы

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1995 г. Доклад Госкомстата РД.

2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1996 г. Доклад Госкомстата РД.

3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1997 г. Доклад Госкомстата РД.

4. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1998 г. Доклад Госкомстата РД.

5. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1999 г. Доклад Госкомстата РД.

6. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2000 г. Доклад Госкомстата РД.

7. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2001 г. Доклад Госкомстата РД.

8. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2002 году. Доклад Госкомстата РД.

9. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2003 году. Доклад Госкомстата РД.

10. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2004 г. Доклад Госкомстата РД.

11. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2005 г. Доклад Госкомстата РД.

12. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2006 г. Доклад Госкомстата РД.

13. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2007 г. Доклад Госкомстата РД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.