Научная статья на тему 'Специфика рынка услуг в трудоизбыточном регионе'

Специфика рынка услуг в трудоизбыточном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ / РАБОЧИЕ МЕСТА / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омаров Магомедрасул Магомедович

Статья написана на актуальную тему, так как одной из важнейших тенденций в современном мире является повышение роли и влияния сферы услуг на рост национальной экономики. Автором проведен анализ статистических данных объема платных услуг, среднегодовой численности занятых в экономике Дагестана по отраслям. Сфера услуг является перспективным, быстрорастущим, с гарантированно высоким числом рабочих мест сектором экономики, который является приоритетным объектом экономической деятельности в трудоизбыточном регионе с учетом его социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE MARKET OF SERVICES IN REGION TRUDOIZBYTOCHNOM

Article is written on a vital topic as one of the major tendencies in the modern world is increase of a role and influence of sphere of services on national economy growth. The author carries out the analysis of the statistical data of volume of paid services, mid-annual number occupied in economy of Dagestan on branches. The sphere of services is perspective, fast-growing, with assuzed high number of workplaces sector of economy which is priority object of economic activities in suzplus ofladouz zesouzces region taking into account its social orientation.

Текст научной работы на тему «Специфика рынка услуг в трудоизбыточном регионе»

ОМАРОВ М-Р. М-А.

СПЕЦИФИКА РЫНКА УСЛУГ В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ

Статья написана на актуальную тему, так как одной из важнейших тенденций в современном мире является повышение роли и влияния сферы услуг на рост национальной экономики. Автором проведен анализ статистических данных объема платных услуг, среднегодовой численности занятых в экономике Дагестана по отраслям. Сфера услуг является перспективным, быстрорастущим, с гарантированно высоким числом рабочих мест сектором экономики, который является приоритетным объектом экономической деятельности в трудоизбыточном регионе с учетом его социальной направленности.

_OMAROVM-R. M-A

SPECIFICITY OF THE MARKET OF SERVICES IN REGION

TRUDOIZBYTOCHNOM

Article is written on a vital topic as one of the major tendencies in the modern world is increase of a role and influence of sphere of services on national economy growth. The author carries out the analysis of the statistical data of volume of paid services, mid-annual number occupied in economy of Dagestan on branches. The sphere of services is perspective, fast-growing, with assuzed high number of workplaces sector of economy which is priority object of economic activities in suzplus of ladouz zesouzces region taking into account its social orientation.

Ключевые слова: сфера услуг, численность занятых, рабочие места, платные услуги, сектор экономики, социальная направленность, национальная экономика, отрасль.

Одной из важнейших тенденций в современном мире является повышение роли и влияния сферы услуг на рост национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг, в повышении доли услуг в ВВП и ВРП, а также в решении социальных задач связанных с трудоустройством населения. Становление рынка услуг - это процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительность труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.

С одной стороны, рынок услуг достаточно старое явление, так как с появлением денег всегда был хотя бы небольшой круг услуг, которые покупались и продавались: услуги ростовщиков, писарей, управляющих, поваров,

наемных воинов и т.д. Известное выражение «ваш покорный слуга», так часто употребляемое в нашем лексиконе, имеет интересное толкование. «Покорными слугами», например, в Древней Греции были рабы. В период раннего патриархального домашнего рабства их основной обязанностью было оказание хозяевам услуг по доставке воды, заготовке топлива, уходу за скотом и выполнению других работ. В период античного рабства, отличительной чертой которого были развитые денежные отношения, покорный, услужливый раб стоил дороже, чем любой другой, занимающийся более или менее сравнимой с ним работой. [4]

С другой стороны, рынок услуг в развитом, современном его виде появился совсем недавно как один из разновидностей рынка, выделившийся из ранее единого рынка товаров и услуг. Рынок услуг - это совокупность экономических отношений между производителями и потребителями услуг в связи с куплей-продажей разнообразных услуг. Он связан с классификацией услуг с позиции деления на платные и неплатные услуги, т.е. с позиции отнесения их к рыночному и нерыночному секторам сферы услуг.

В современной экономической структуре принято разграничение экономического пространства на рыночный и нерыночный секторы, а также выделение смешанного (рыночно-общественного) сектора.

Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага (обладающие в разных пропорциях свойствами как частного, так и общественного блага). Следовательно, услуги как экономические блага могут быть классифицированы на:

❖ общественные услуги в чистом виде (чистые общественные услуги);

❖ частные услуги в чистом виде;

❖ услуги смешанного характера.

Чистые общественные услуги - это такие услуги, которые характеризуются неделимостью в потреблении, поэтому потребляются гражданами совместно, независимо от того, осуществляют они платеж за эти блага в виде налогов или нет. (Услуги государственного управления и национальной обороны, законодательная система и услуги исполнительной власти).

Чистые общественные услуги характеризуются следующими свойствами (признаками):

❖ совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;

❖ объективная техническая и экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага не оплачивая;

❖ отсутствие конкурентности (состязательности).

Все указанные свойства чистых общественных благ взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг как чистых общественных благ тесно связаны с неисключаемостью из потребления. Существуют производства некоторых услуг (например, коммунальные услуги, услуги связи и коммуникации, транспорта), неделимость которых обусловлена единой природой тех-

нической системы, где дублирование технически нецелесообразно и производство таких услуг представляет собой естественную монополию. Чистые общественные услуги дают значительный внешний эффект и трансакцион-ные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велики. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию права частного присвоения вещи) и включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает возможность индивидов потреблять эти услуги не оплачивая.

Возникает проблема «безбилетного» пассажира. Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их производства могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, которые не несут никаких издержек по производству такого рода услуг.

Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность (несостязательность), поскольку отсутствует свобода выбора и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального предпочтения. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума на рынке частных благ, когда улучшение положения одного осуществляется за счет ухудшения положения другого.

Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести этот сектор на коммерческий принцип платности услуг был бы искусственным, что не дало бы желаемого эффекта. Они формируют нерыночный сектор услуг (сектор нерыночных услуг). Отличительным признаком такого сектора являются финансирование за счет бюджетных средств и некоммерческая деятельность, т.е. деятельность, ориентированная не на получение прибыли, а на осуществление социальной миссии и характеризующаяся активным использованием политического механизма и административного ресурса. Эффект от некоммерческой деятельности носит комплексный характер и необязательно имеет денежное выражение.

В рыночный оборот поступают практически в полном объеме чистые частные услуги, т.е. такие блага, предоставление которых отдельному лицу возможно без предоставления другим лицам. Иначе говоря, чистые частные услуги - это услуги, каждая единица которых может быть оценена и продана конкретному покупателю. Они обладают в отличие от чистых общественных услуг следующими свойствами: индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность; исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения. Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

К рыночному сектору услуг относятся услуги торговли, массового питания и ресторанного бизнеса, бытовое обслуживание, деловые услуги, услуги финансово-кредитных структур и страховые услуги, а также многие услуги материального, производственного характера (услуги связи, коммуникации, транспорта, системы логистики и др.). [3]

Сфера услуг имеет потребности в трудоустройстве в любом регионе РФ, что особенно актуально для такого трудоизбыточного региона как Республика Дагестан

Выгодное географическое положение, разнообразные и благоприятные климатические условия, все еще неиспользуемые природные богатства, развитая транспортная инфраструктура, практически неограниченные резервы рабочей силы представляют собой реальный потенциал динамичного социально-экономического развития Республики Дагестан.

Таблица 1

Среднегодовая численность занятых в экономике Дагестана по отраслям

(тыс. человек) в 1995-2005 гг. [1]

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2005

Всего в экономике 647,1 652,2 719,2 697,6 757,6 737,8 743,6 873,4

в том числе:

промышленность 108,1 101,6 78,2 78,2 92,3 105,7 105,1 67,2

сельское и лесное хозяйство 200,1 200,1 224,1 224,1 284,6 249,1 251,6 240,4

строительство 54,5 47,6 65,0 45,9 29,8 36,6 37,7 45,2

В том числе, в сфере услуг:

транспорт и связь 31,5 34,8 40,6 32,8 31,5 29,8 34,2 70,6

Торговля и общественное питание; ма- 37,7 43,7 80,0 93,7 85,2 74,1 76,8 120,7

териально-техническое снабжение,

сбыт и заготовки

жилищно-коммунальное хозяйство, 30,4 27,4 21,9 29,6 31,9 26,2 16,9 35

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение 45,7 45,5 45,5 47.2 44,8 46,5 48,2 59,0

образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание 103,9 107.1 107 113,0 109,4 117,4 119,9 116,7

кредитование, финансы и страхование 5,6 7,0 8,0 9,7 7,2 5,3 4,7 -

управление 18,8 25,9 31,4 35,0 33,6 37,2 37,7 63,0

другие отрасли 10,8 11,5 15,9 8,4 7,3 9,9 10,8 -

Однако, в период реформ 90-х гг. произошло разрушение практически всех отраслей экономики. Охвативший страну системный кризис в республике был интенсивнее, чем в России. Это было обусловлено объективными и

субъективными причинами. Реформа по методу «шоковой терапии», прекращение оборонных заказов, разрыв хозяйственных связей, обесценение оборотных средств предприятий, отсутствие инвестиций, ослабление управления, криминальная приватизация - всё это вело к разрушению экономики. Этот процесс в Дагестане усугублялся транспортной блокадой, связанной с чеченскими событиями, осложнением внутриполитической ситуации, ослаблением роли государства в экономике и общественной жизни. В результате этих и других негативных факторов объем производства за этот период снизился в промышленности на 83,3%, в сельском хозяйстве - на 36,0%, безработица возросла до 22,8% численности экономически активного населения, 57,5% населения оказалось за чертой бедности.

Численность безработных в процентах к экономически активному населению в 3,2 раза выше общероссийского уровня. В этих условиях борьба с безработицей становится одной из ключевых проблем социально-экономического развития Республики Дагестан. В связи, с чем развитие трудоемких отраслей сферы услуг, таких как бытовое обслуживание, транспорт, общественное питание, торговля могло бы стать основой решения проблемы трудоустройства населения.

Анализ статистических данных показывает, что сфера услуг по количеству занятых превосходит все остальные отрасли экономики Дагестана (см. Табл. 1).

В последние годы наблюдаются изменения, способствующие выравниванию воздействия товаров и услуг на формирование ВРП Республики Дагестан за счет возрастания доли последних. Отмечается ежегодный рост объема платных услуг населению, который связан с созданием в регионе благоприятных экономико-правовых условий для развития предпринимательства, а также с ростом денежных доходов населения, увеличением ассортимента оказываемых услуг.

Таблица 2

Объем платных услуг населению Республики Дагестан_

Годы Объем платных услуг В процентах В процентах

населению, млн. рублей к предыдущему году (в сопоставимых ценах) к 2000 году (в сопоставимых ценах)

2000 2320,6 134,4 100,0

2001 3537,8 118,4 118,4

2002 4588,8 109,6 129,7

2003 6785,9 119,1 154,5

2004 12283,7 148,7 в 2,3 р

2005 19384,4 135,4 в 3,1 р

2006 25333,4 117,5 в3,3 р

Объем платных услуг, оказанных населению республики за 2006 год, оценивается в 25333,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,5% больше уровня 2005 года и в 3,3 раза - 2000 года. Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения в 2006 году 17,8 %; в 2005 году -18,2%; в 2004 году - 16,7%; в 2000 году - 13,9%. В структуре платных услуг

в 2006 году наибольший удельный вес приходится на транспортные услуги (30,8%) и услуги связи (25,3%). (см. Табл. 2). [2]

Таким образом, сфера услуг является перспективным, быстрорастущим, с гарантированно высоким числом рабочих мест сектором экономики, который является приоритетным объектом экономической деятельности в трудоизбыточном регионе с учетом его социальной направленности.

Литература

1. Дагестан 2006. Статистический сборник. Махачкала: Комитет по государственной статистике Республики Дагестан. 2007, с. 11.

2. Данные ТО ФСГС по РД.

3. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика сферы платных услуг. М.: ТЕИС, 2007,С. 51-54.

4. Уколов В.Ф., Ситников П.И. Управление эффективностью услуг. М.: Московский рабочий, 1991, С. 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.