Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ СКФО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ'

СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ СКФО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЕ РЕГИОНЫ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меджидов Заур Уруджалиевич

Структурные преобразования региональной экономики сегодня выступают первоочередной необходимостью и движущей силой трансформации экономики страны. В связи с постоянными внешними и внутренними угрозами и необходимостью преодоления их последствий региональная экономика нуждается в структурной модернизации и определении ее признаков, которые выступают залогом формирования приоритетов региональной политики, механизмов ее реализации, совершенствование инструментов и методов реализации модернизационных мероприятий. Вышеуказанное и определяет теоретико-методологическую сущность структурной модернизации региональной экономики и является одним из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов регионального развития и управления. В исследовании представлены научные подходы ряда отечественных ученых к пониманию содержания дефиниции «структурная модернизация региональной экономики». Считаем, что для совершенствования системы межрегионального управления социально-экономическим потенциалом субъектов СКФО следует развить межрегиональные экономические кластеры, межрегиональные инновационные центры, способные более комплексно использовать ресурсы региональных экономик. В этом случае к приоритетным задачам межрегиональных организационных структур относится укрепление конкурентных точек роста, реальное наращивание и эффективное использование социально-экономического потенциала как макрорегиона в целом, так и его отдельных региональных субъектов. Помимо прочего, в статье обоснована необходимость проведения модернизации структуры народного хозяйства Северо-Кавказских регионов. Предложен механизм управления модернизацией экономики регионов СКФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Меджидов Заур Уруджалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL MODERNIZATION OF THE REGIONAL ECONOMY OF THE NCFD SUBJECTS: PROBLEMS, PROSPECTS AND FEATURES OF DEVELOPMENT

Structural transformations of the regional economy today are the primary necessity and driving force behind the transformation of the country's economy. In connection with constant external and internal threats and the need to overcome their consequences, the regional economy needs structural modernization and the definition of its essential features, which are the key to the formation of regional policy priorities, mechanisms for its implementation, improvement of tools and methods for the implementation of modernization measures. The above determines the theoretical and methodological essence of the structural modernization of the regional economy and is one of the most pressing and debatable issues of regional development and management. The study presents the scientific approaches of a number of Russian scientists to understanding the content of the definition of “structural modernization of the regional economy”. We believe that in order to improve the system of interregional management of the socio-economic potential of the subjects of the North Caucasus Federal District, it is necessary to develop interregional economic clusters, interregional innovation centers capable of more comprehensively using the resources of regional economies. In this case, the priority tasks of interregional organizational structures include strengthening competitive growth points, real building up and effective use of socio-economic potential, both of the macroregion as a whole and of its individual regional entities. Among other things, the article substantiates the need to modernize the structure of the national economy of the North Caucasian regions. A mechanism for managing the modernization of the economy of the regions of the North Caucasus Federal District is proposed.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ СКФО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

777

УДК 332.14 З. У. Меджидов

СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ СКФО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Структурные преобразования региональной экономики сегодня выступают первоочередной необходимостью и движущей силой трансформации экономики страны. В связи с постоянными внешними и внутренними угрозами и необходимостью преодоления их последствий региональная экономика нуждается в структурной модернизации и определении ее признаков, которые выступают залогом формирования приоритетов региональной политики, механизмов ее реализации, совершенствование инструментов и методов реализации модернизацион-ных мероприятий. Вышеуказанное и определяет теоретико-методологическую сущность структурной модернизации региональной экономики и является одним из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов регионального развития и управления. В исследовании представлены научные подходы ряда отечественных ученых к пониманию содержания дефиниции «структурная модернизация региональной экономики». Считаем, что для совершенствования системы межрегионального управления социально-экономическим потенциалом субъектов СКФО следует развить межрегиональные экономические кластеры, межрегиональные инновационные центры, способные более комплексно использовать ресурсы региональных экономик. В этом случае к приоритетным задачам межрегиональных организационных структур относится укрепление конкурентных точек роста, реальное наращивание и эффективное использование социально-экономического потенциала как макрорегиона в целом, так и его отдельных региональных субъектов. Помимо прочего, в статье обоснована необходимость проведения модернизации структуры народного хозяйства Северо-Кавказских регионов. Предложен механизм управления модернизацией экономики регионов СКФО.

Ключевые слова: Северо-Кавказские регионы, отраслевая структура экономики региона, модернизация, региональная экономика, модернизация региональной экономики, региональная политика, управление региональной экономикой.

Б01: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-777-782

На сегодняшний день, когда в экономике России происходят перемены, связанные с модернизацией и структурной перестройкой, в то время пока мировая экономика находится в процессе преодоления последствий кризиса и поиске средств предотвращения нового, важную роль на себя берет мониторинг и изучение показателей численности населения, уровня жизни и средних доходов. Ведь уровень благосостояния граждан является показателем эффективности проведения социально-экономической политики.

Выявление и распространение пандемии коронавируса С0УГО-19 уже стало проверкой на прочность мирового хозяйства и институтов глобального экономического регулирования. Очевидно, что С0УГО-19 усилит снижение доходов населения и увеличит рост бедного населения, усугубит безработицу в ряде отраслей и, в частности, в сфере услуг.

Выше обозначенные обстоятельства констатируют факт, что Российской Федерации и в целом в мире необходима трансформация экономической системы, изменение концепции системы государственного управления посредством реализации реформ во всех областях экономики. В целом модернизация системы экономических отношений в современной России должна быть направлена на осуществление структурных преобразований, перспективы реализации которых во многом определяются способностью системы государственного управления содействовать устойчивому социально-экономическому развитию.

Среди адептов проблематики структурной модернизации региональной экономики следует отметить научные достижения теоретического и методологического характера И. Дунаева [1], М. Исян-баева [2], А. Ахмедуева [3], С. Штефана [4], Ю. Сагидова [5], О. Иншакова [6], Т. Усковой [7].

В частности, В. Миленький считает, что структурная модернизация экономики региона - это условие конкурентоспособности региона и повышение уровня жизни его населения [8]. С точки зрения И. Дунаева, к модернизации региональной экономической политики следует отнести качественные управляемые социальные преобразования сложных управленческо-хозяйственных отношений на

2021. Т. 31, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

региональном и межрегиональном уровнях с различными проявлениями в соответствии с системой ценностей и приоритетов в конкретно-исторических условиях [1].

По мнению других авторов, модернизация экономики региона представляет собой многогранный процесс количественных изменений и качественных преобразований экономической системы [4]. Иные авторы предполагают, что модернизация экономики регионов представляет собой изменения инновационного характера, а децентрализация регулирования региональной экономики открывает возможности для регионов самостоятельно выбирать стратегию инновационного развития и модернизации [9].

Позиция А. Поляковой заключается в том, что ядром модернизации экономики регионов выступает устойчивое развитие, так как идея целостности жизни в ее многообразии, на которую основывается теория устойчивого развития и современные общенаучные методы исследования и подходы, открывает возможности для осмысления эволюции живого [10]. В свою очередь М. Исянбаев считает, что структурная модернизация направлена на обеспечение структурной перестройки экономики региона на основе научно-технических и технологических инноваций в производственный потенциал, повышение эффективности региональных социально-экономических подсистем, обеспечение их высокой конкурентоспособности в глобальной экономике с целью достижения устойчивого социально-экономического развития региона [2].

Следовательно, можно предположить, что структурная модернизация выступает локомотивом развития регионов вследствие синтеза социологических, экономических, управленческих и политологических идей и методов их практической реализации в определенный период времени [11].

Тем не менее, несмотря на наличие существенного интереса как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных ученых и специалистов, исследуемая проблематика в региональной плоскости на примере регионов СКФО не очерчена в полной мере и требует дальнейшего уточнения и обобщения сущностных признаков. Все это определяет актуальность исследования.

Северо-Кавказские регионы - сельскохозяйственные, торгово-ориентированные субъекты с небольшим промышленным производством в основном в сфере строительства и энергетики. Ниже представлены некоторые основные экономические показатели регионов СКФО (см. табл.).

Некоторые основные экономические показатели регионов СКФО[12]

Индексы Индексы Индексы Объем платных Реальные

промышленного производства, производства продукции физического объема оборота услуг населению, млн руб. денежные доходы

% сельского розничной населения, %

хозяйства, % торговли, %

2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г.

РД 94,8 105,6 101,1 100,7 90,3 101,1 123177 132062 96,9 102,5

РИ 111,0 109,3 111,5 101,3 107,7 100,1 11605 11074 100,9 101,7

КБР 80,6 97,6 103,1 104,9 101,0 100,9 31437 33492 99,7 98,6

КЧР 94,7 108,2 101,5 100,7 101,6 101,4 14403 15519 98,5 99,7

РСО-А 93,9 91,2 108,8 112,7 102,6 100,4 28627 26920 100,0 101,2

ЧР 100,1 108,3 97,0 110,8 103,4 102,0 55794 58037 102,3 101,6

СК 97,3 98,4 95,4 98,2 103,8 100,8 159238 166734 100,7 99,6

Примечание: РД - Республика Дагестан, РИ - Республика Ингушетия, КБР - Кабардино-Балкарская Республика, КЧР - Карачаево-Черкесская Республика, РСО - Республика Северная Осетия-Алания, ЧР - Чеченская Республика, СК - Ставропольский край

В целом социально-экономическая ситуация в округе по итогам 2018-2019 гг. свидетельствует о положительной динамике темпов некоторых экономических показателей. Тем не менее снижение индексов физического объема оборота розничной торговли и индексов промышленного производства говорит о том, что в округе имеются проблемы в этих сферах. Также наблюдаются хронические проблемы с привлечением инвестиций, низкой их эффективностью.

По данным аудиторской проверки Счетной палаты РФ деятельность институтов развития, финансируемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие СевероКавказского федерального округа» - акционерные общества «Курорты Северного Кавказа» (далее -

АО «КСК») и «Корпорация развития Северного Кавказа» (далее - АО «КРСК»), не оказывает влияние на социально-экономическое развитие Северного Кавказа. Рассмотрим текущие результаты деятельности АО «КСК» и АО «КРСК» согласно отчету Счетной палаты РФ[13].

По состоянию на 01.01.2021 остатки на лицевых счетах АО «КСК» и АО «КРСК» составили 8817 млн руб. и 4652,1 млн руб., на 01.01.2020 - 9254 млн руб. и 5812,9 млн руб., на 01.01.2019 -8176,8 млн руб. и 8826,6 млн руб., на 01.01.2018 - 4442,5 млн руб. и 8056,1 млн руб., соответственно.

Финансовые результаты деятельности акционерных обществ демонстрируют отрицательную динамику: с 2017 по 2019 г. показатели АО «КСК» и АО «КРСК» составили -1391,4 млн руб. и -261,8 млн руб., -1289,9 млн руб. и -115 млн руб., -1393,7 млн руб. и -191,4 млн руб., соответственно.

Не лучше выглядит ситуация с количеством созданных рабочих мест и общим объемом привлечения внебюджетных инвестиций акционерными обществами за аналогичный период. Здесь плановый показатель удалось достичь лишь в Карачаево-Черкесской Республике: на 614 млн руб. привлечено больше внебюджетных инвестиций.

В 2017-2019 гг. ни одним из субъектов СКФО не достигнут плановый уровень по созданию рабочих мест - региональными корпорациями в результате реализации инвестпроектов создано 1 098 новых рабочих мест (45 % запланированного уровня). Из 45 инвестпроектов уровня 100 % технической готовности достигли 16 проектов, или 36 % [13].

Таким образом, можно сделать вывод, что институтам развития пока не удалось достичь совокупного положительного эффекта воздействия на производительность не только макрорегиона в целом, но и выбранных для поддержки отраслей. Полученные оценки общей эффективности институтов развития СКФО указывают на проблемы в организации их деятельности. Среди потенциальных проблем - формирование списка мероприятий по поддержке как с точки зрения принципиальных направлений, так и с точки зрения отбора конкретных проектов, получающих поддержку.

Анализ деятельности институтов развития свидетельствует о низкой результативности и не достижении стратегических целей и задач, для которых они создавались: инновационный медицинский кластер на территории Кавказских Минеральных Вод не создан, механизм финансирования мероприятий по строительству объектов инфраструктуры всесезонных туристско-рекреационных комплексов, а также инвестпроектов непрозрачен, а результативность мер, принимаемых АО «КСК» как управляющей компанией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, оценивается как недостаточная.

Все эти обстоятельства обостряются на фоне пандемии, когда организации массово функционируют в убытке. Субъекты малого предпринимательства (ключевой сектор в округе) даже не оцениваются - они только усугубляют статистику. То есть статистика в очередной раз играет цифрами, а экономика не растет.

Необходимо создание в округе инновационной экономики на основе кластерной системы организации народно-хозяйственного комплекса и использование различных моделей государственно-частного партнерства. Выявление и разработка в экономике регионов кластеров является необходимым условием дальнейшего поступательного развития экономики региона. Исходя из этого, мы предлагаем усовершенствовать механизм управления модернизацией экономики региона (см. рис.).

Помимо прочего, в предыдущих исследованиях мы пришли к выводу, что для Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северной Осетии-Алании и Чеченской Республики характерен низкий экономический потенциал, для Республики Дагестан - средний экономический потенциал, для Ставропольского края - выше среднего экономический потенциал [14].

В этой связи необходимо актуализировать региональную структурную экономическую политику, подготовить ее нормативно-правовую атрибутику и программно-целевое обеспечение, взаимосвязывая с долгосрочной стратегией развития региона. Необходима глубокая и масштабная работа по разработке долгосрочной структурной политики, программ развития базовых отраслей. Также стоит вопрос о материальной ответственности чиновников и соискателей государственной помощи под нереализованные инвестиционные проекты [15. С. 28].

Экономика только тогда начнет развиваться, когда будет организовано конструктивное взаимодействие между чиновничеством и производственниками в режиме реального времени, когда управленцы в министерствах и ведомствах республики научатся оценивать инвестиционные проекты и предложения и грамотно решать какие стоит поддержать, какие нет [16. С. 141].

Рис. 1. Механизм управления модернизацией экономики региона (составлено автором)

Считаем, что необходимо провести институционализацию структурной политики в целях повышения эффективности ее модернизации. В этом случае важно решить следующие задачи: разрабо-

тать нормативно-правовую базу, обеспечивающую формирование структурной политики региона и вносящую прозрачность в приоритеты модернизации региональной экономики, совершенствовать формы и методы государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в приоритетных видах и формах деятельности, совершенствовать информационное обеспечение по продвижению делового имиджа Северо-Кавказских регионов.

К сожалению, сегодня слабо осуществляется взаимодействие и координация между органами государственной власти Северо-Кавказских регионов, различными органами разных уровней, между субъектами предпринимательства в стратегии модернизации региона, усложнена доступность предприятий к финансовым ресурсам даже по приоритетным проектам, отсутствуют общественные опросы и оценки социальной значимости актуальных проблем происходящей структурной модернизации.

Следует подытожить, что проблемы структурной модернизации являются производными общеэкономических проблем и их решение возможно при условии комплексного социально-экономического развития регионов. Здесь необходимо организовать системную планомерную работу в этих направлениях с ориентацией на долгосрочные стратегические цели развития экономики и кардинальное изменение ее отраслевой структуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дунаев И.В. Модернизация региональной экономической политики: идентификация и семантический анализ понятийного аппарата. Актуальные проблемы государственного управления. М.: Изд-во ОРИ НАДУ, 2015. № 4 (64). С. 16-20.

2. Исянбаев М.Н. Теоретико-методологические основы структурной модернизации экономики регионов // Вестн. евразийской науки. 2018. Т. 10, № 5. С. 22.

3. Ахмедуев А.Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 1 (75). С. 53-67.

4. Штефан С.И., Коротеева Г.С. Финансовые институты и инструменты модернизации экономики регионов России. Коммунальное хозяйство городов. 2014. № 113. С. 223-228.

5. Сагидов Ю.Н. Федеративные отношения в стратегии и тактике развития регионов // Апробация. 2016. № 10 (49). С. 96-97.

6. Иншаков О. В. Стратегирование социально-экономического развития региона: научное обоснование и актуализация модели // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 1 (19). С. 23-43.

7. Ускова Т.В. Проблемы структурной трансформации региональной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11, № 6. С. 26-40.

8. Миленький В.М. Теоретические подходы к модернизации региональной экономики. URL: http://eir.pstu.edu/ bitstream/handle/123456789/5791/С.%20322.pdf?sequence=1. (дата обращения: 04.08.2021).

9. Пашкевич М.С., Лисунець К.П. Принципы модернизации экономики регионов Украины в аспекте современной региональной политики. Эффективная экономика. 2014. № 10. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/efek_ 2014_10_7 (дата обращения: 14.08.2021).

10. Полякова А.Г. Концептуальные основы модернизации экономики регионов // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. № 323. С. 273-279.

11. Романько И.Е., Полякова А.В., Полякова А.В. Основные признаки структурной модернизации региональной экономики // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. науч. ст. 9-й Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 143-147.

12. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 29.07.2021).

13. Отчет Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит результативности деятельности институтов развития, финансируемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». URL: https://ach.gov.ru/upload/ iblock/4ba/4ba93db2487999fc775e4eadec9a90c8.pdf (дата обращения 25.07.2021).

14. Меджидов З.У. Социально-экономическое положение моногородов Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и пути их преодоления // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 4 (28). С. 77-87.

15. Багомедов М.А. Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики. 2015. № 4. С. 22-28.

16. Рабаданова А.А. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона в условиях модернизации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 4. С. 141-146.

Поступила в редакцию 15.08.2021

Меджидов Заур Уруджалиевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела социально-экономической политики региона Институт социально-экономических исследований

Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук 367030, Россия, г. Махачкала, ул. Ярагского, 75 E-mail: zaur-medzhidov@mail.ru

Z.U. Medzhidov

STRUCTURAL MODERNIZATION OF THE REGIONAL ECONOMY OF THE NCFD SUBJECTS: PROBLEMS, PROSPECTS AND FEATURES OF DEVELOPMENT

DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-777-782

Structural transformations of the regional economy today are the primary necessity and driving force behind the transformation of the country's economy. In connection with constant external and internal threats and the need to overcome their consequences, the regional economy needs structural modernization and the definition of its essential features, which are the key to the formation of regional policy priorities, mechanisms for its implementation, improvement of tools and methods for the implementation of modernization measures. The above determines the theoretical and methodological essence of the structural modernization of the regional economy and is one of the most pressing and debatable issues of regional development and management. The study presents the scientific approaches of a number of Russian scientists to understanding the content of the definition of "structural modernization of the regional economy". We believe that in order to improve the system of interregional management of the socio-economic potential of the subjects of the North Caucasus Federal District, it is necessary to develop interregional economic clusters, interregional innovation centers capable of more comprehensively using the resources of regional economies. In this case, the priority tasks of interregional organizational structures include strengthening competitive growth points, real building up and effective use of socio-economic potential, both of the macroregion as a whole and of its individual regional entities. Among other things, the article substantiates the need to modernize the structure of the national economy of the North Caucasian regions. A mechanism for managing the modernization of the economy of the regions of the North Caucasus Federal District is proposed.

Keywords: North Caucasus regions, sectoral structure of the regional economy, modernization, regional economy, modernization of the regional economy, regional policy, management of the regional economy.

Received 15.08.2021

Medzhidov Z.U., Candidate of Economic Sciences, Researcher of the Department of Socio-economic Policy of the region

Institute of Socio-Economic Research of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences Yaragskogo st., 75, Makhachkala, Russia, 367030 E-mail: zaur-medzhidov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.