Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

Цель работы. В статье раскрываются актуальность и меры по совершенствованию государственно-частного партнерства на региональном уровне как инструмента государственного управления модернизацией экономики. Метод или методология проведения работы. Проведен анализ партнерских отношений государства и бизнеса на региональном уровне в сфере управления модернизацией экономики. Резуль-В целях повышения эффективности государственного управления модернизацией экономики предлагаем ряд мер по совершенствованию механизма ГЧП на региональном уровне: - формирование вертикально интегрированной системы управления модернизацией экономики региона на основе принципов партнерства государства и бизнеса; - совершенствование регионального законодательства в сфере ГЧП и его «стыковка» с федеральным; - минимизация рисков для участников проектов модернизации; - качественная и своевременная проработка предлагаемых проектов и разработка детального регламента на проведение конкурса для выбора профессионального и кредитоспособного частного оператора; - строгое и четкое исполнение региональными органами управления договорных обязательств и политики для соблюдения принципов ГЧП; - повышение организационной и финансовой прозрачности всех этапов реализации проектов ГЧП в регионе; - эффективное использование регионального кадрового, профессионального потенциала. ласть применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти при партнерстве с бизнесом с целью повышения эффективности управления модернизационными процессами в экономике региона. Выводы. На сегодня более 80 % субъектов РФ реализуют проекты ГЧП на своих территориях. При этом в разных регионах страны нет единого понимания их механизма и содержания, что ведет к отсутствию четких организационных основ, сдерживает развитие новых форм и направлений. Региональная специфика вызывает необходимость обеспечения адаптации государственно-частного партнерства к территориальным и временным условиям, четкой организации и контроля, прозрачности для бизнеса и населения целей и задач, решаемых партнерскими проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECT OF STATE-BUSINESS PARTNERSHIP FROM THE POINT OF VIEW OF THE EFFECTIVENESS OF THE STATE MANAGEMENT OF ECONOMIC MODERNIZATION

The purpose of the work. The article reveals the relevance and measures to improve public-private partnership at the regional level as an instrument of state management of economic modernization. The method or methodology of the work. The analysis of partnership relations between the state and business at the regional level in the field of economic modernization management is carried out. In order to improve the efficiency of state management of eco nomic modernization, we propose a number of measures to improve the PPP mechanism at the regional level: - formation of a vertically integrated management system for the modernization of the regional economy based on the principles of partnership between the state and business; - improvement of regional legislation in the field of PPP and its "docking" with the federal one; -minimization of risks for participants in modernization projects; - high-quality and timely development of the proposed projects and the development of detailed rules for the competition for the selection of a professional and creditworthy private operator; - strict and precise implementation by regional management bodies of contractual obligations and policies to comply with the principles of PPP; - increasing organizational and financial transparency of all stages of the implementation of PPP projects in the region; - effective use of regional human and professional potential. The scope of the results. The results of the study can be used by regional authorities in partnership with business in order to improve the efficiency of management of modernization processes in the economy of the region. Conclusions. Today, more than 80 % of the subjects of the Russian Federation implement PPP projects in their territories. At the same time, there is no common understanding of their mechanism and content in different regions of the country, which leads to the lack of clear organizational foundations, hinders the development of new forms and directions. Regional specifics make it necessary to ensure the adaptation of public-private partnerships to territorial and temporary conditions, clear organization and control, transparency for business and the public of the goals and objectives of partner projects.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ»

Региональная экономика

УДК 338.242 РАБАДАНОВА АМИНАТАСАДОВНА

к.э.н., научный сотрудник Института социально-экономических исследований, ДФИЦ РАН,

e-mail: am 6880@yandex .ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-3-29-34 РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Цель работы. В статье раскрываются актуальность и меры по совершенствованию государственно-частного партнерства на региональном уровне как инструмента государственного управления модернизацией экономики. Метод или методология проведения работы. Проведен анализ партнерских отношений государства и бизнеса на региональном уровне в сфере управления модернизацией экономики. Результаты. В целях повышения эффективности государственного управления модернизацией экономики предлагаем ряд мер по совершенствованию механизма ГЧП на региональном уровне: - формирование вертикально интегрированной системы управления модернизацией экономики региона на основе принципов партнерства государства и бизнеса; - совершенствование регионального законодательства в сфере ГЧП и его «стыковка» с федеральным; - минимизация рисков для участников проектов модернизации; - качественная и своевременная проработка предлагаемых проектов и разработка детального регламента на проведение конкурса для выбора профессионального и кредитоспособного частного оператора; -строгое и четкое исполнение региональными органами управления договорных обязательств и политики для соблюдения принципов ГЧП; - повышение организационной и финансовой прозрачности всех этапов реализации проектов ГЧП в регионе; - эффективное использование регионального кадрового, профессионального потенциала. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти при партнерстве с бизнесом с целью повышения эффективности управления модернизационными процессами в экономике региона. Выводы. На сегодня более 80 % субъектов РФ реализуют проекты ГЧП на своих территориях. При этом в разных регионах страны нет единого понимания их механизма и содержания, что ведет к отсутствию четких организационных основ, сдерживает развитие новых форм и направлений. Региональная специфика вызывает необходимость обеспечения адаптации государственно-частного партнерства к территориальным и временным условиям, четкой организации и контроля, прозрачности для бизнеса и населения целей и задач, решаемых партнерскими проектами.

Ключевые слова: модернизация, экономика, государственно-частное партнерство, государственное управление, регион.

RABADANOVA AMIN A T ASADOVNA

Ph. D. in Economics, Researcher, Institute of Socio-Economic Research, Russian Academy of Sciences,

e-mail: am 6880@yandex .ru

REGIONAL ASPECT OF STATE-BUSINESS PARTNERSHIP FROM THE POINT OF VIEW OF THE EFFECTIVENESS OF THE STATE MANAGEMENT OF ECONOMIC MODERNIZATION

Abstract. The purpose of the work. The article reveals the relevance and measures to improve public-private partnership at the regional level as an instrument of state management of economic modernization. The method or methodology of the work. The analysis of partnership relations between the state and business at the regional level in the field of economic modernization management is carried out. Results. In order to improve the efficiency of state management of economic modernization, we propose a number of measures to improve the PPP mechanism at the regional level: - formation of a vertically integrated management system for the modernization of the regional economy based on the principles of partnership between the state and business; - improvement of regional legislation in the field of PPP and its "docking" with the federal one; -minimization of risks for participants in modernization projects; - high-quality and timely development of the proposed projects and the development of detailed rules for the competition for the selection of a professional and creditworthy private operator; - strict and precise implementation by regional management bodies of contractual obligations and policies to comply with the principles of PPP; - increasing organizational and financial transparency of all stages of the implementation of PPP projects in the region; - effective use of regional human and professional potential. The scope of the results. The results of the study can be used by regional authorities in partnership with business in order to improve the efficiency of management of modernization processes in the economy of the region. Conclusions. Today, more than 80 % of the subjects of the Russian Federation implement PPP projects in their territories. At the same time, there is no common understanding of their mechanism and content in different regions of the country, which leads to the lack of clear organizational foundations, hinders the development of new forms and directions. Regional specifics make it necessary to ensure the adaptation of public-private partnerships to territorial and temporary conditions, clear organization and control, transparency for business and the public of the goals and objectives of partner projects.

Keywords: modernization, economy, public-private partnership, public administration, region.

Введение. В современных реалиях России национальное инновационное развитие возможно лишь при условии существенных инвестиционных вложений в модернизацию экономики. Бюджетные ограничения на федеральном и региональном уровнях ведут к изменению подходов государственной политики от полного бюджетного финансирования модернизационных процессов к увеличению доли внебюджетного финансирования с передачей ряда выгод частному инвестору [1, 19]. В этой связи партнерство государства и бизнеса выступает эффективным инструментом государственного управления экономикой и ее модернизацией, роль которого в России, и в частности в регионах, с каждым годом возрастает.

Методы исследования. Государственно-частное партнерство можно рассматривать как определенную систему, обладающую комплексом экономических, правовых, управленческих, организационных и других взаимосвязей, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов для управления социально-экономическим развитием и модернизацией экономики страны и регионов. «ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий» [9].

Потенциал партнерских отношений государства и бизнеса огромен, но в России стоит еще наработать практику его реализации, особенно применительно к регионам. На сегодняшний день более 80 % субъектов РФ реализуют проекты ГЧП на своих территориях [17, 18]. При этом в разных регионах страны нет единого понимания их механизма и содержания, что ведет к отсутствию четких организационных основ, сдерживает развитие новых форм и направлений [3].

Среди основных проблем реализации государственно-частного партнерства в регионах можно выделить следующие:

- неразвитость институтов, координирующих проекты государственно-частного партнерства на всех уровнях;

- слабая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы партнерства на федераль-

ном и региональном уровнях [10];

- низкий уровень подготовленности и отбора проектов;

- слабая активность частных инвесторов в реализации общественно значимых проектов с долгим сроком окупаемости;

- недостаточная квалификация государственных и муниципальных служащих, участвующих в организации проектов государственно-частного партнерства;

- высокая коррупционность при получении разрешительной документации, решении вопросов землепользования, подведения инженерных сетей и др.;

- перерастание института государственно-частного партнерства в коррупционные модели сращивания государства и бизнеса;

- отсутствие единого регулирующего органа по реализации ГЧП.

Поэтому повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных направлений институциональных преобразований методов госуправления на региональном уровне.

В процессе становления и развития партнерских отношений формируются новые модели финансирования, претерпевают существенные изменения отношения собственности, появляются более эффективные методы управления. Без этого практически невозможно решить многие проблемы, связанные с осуществлением модернизации экономики, а в условиях глобализации российский бизнес останется неконкурентоспособным. Он крайне заинтересован снижать риски своих инновационных проектов за счет привлечения более дешевых капиталов, чем в рыночном секторе экономики, а также через систему консультаций влиять на распределение государственных вложений в фундаментальные и прикладные НИОКР.

На начальном этапе модернизационных преобразований экономики роль государства в рамках ГЧП возрастает и институционализируется в прямые методы поддержки кооперационных взаимосвязей в инновационной среде и инновационного бизнеса, в последствии трансформируются в косвенные методы и связываются с развитием инновационной инфраструктуры [14].

В условиях региональной специфики необходимо обеспечение специальной адаптации государственно-частного партнерства к территориальным и временным условиям, четкой организации и контроля, прозрачности для населения целей и задач, решаемых партнерскими проектами.

В целях повышения эффективности государственного управления модернизацией экономики необходимо провести ряд мер по совершенствованию механизма ГЧП на региональном уровне:

- формирование вертикально интегрированной системы управления модернизацией экономики региона на основе принципов партнерства государства и бизнеса;

- совершенствование регионального законодательства в сфере ГЧП и его «стыковка» с федеральным;

- минимизация рисков для участников проектов модернизации (на региональном уровне необходимо развитие контрактных моделей, инструментов страхования и гарантий, что обеспечит приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру);

- при выборе проектов региональным и муниципальным органам власти необходимо повысить качественную и своевременную проработку предлагаемых проектов и представлять детальный регламент на проведение конкурса для выбора профессионального и кредитоспособного частного оператора [12];

- строгое и четкое исполнение региональными органами управления договорных обязательств и политики для соблюдения принципов ГЧП;

- повышение организационной и финансовой прозрачности всех этапов реализации проектов ГЧП в регионе;

- эффективное использование регионального кадрового, профессионального потенциала (повышение квалификации госслужащих, занимающихся развитием государственно-частных проектов и процессом управления капиталовложениями, а также привлечение наиболее профессионального частного капитала).

Стоит отметить, что в регионах институты управления развитием государственно-частного

партнерства, как правило, не представлены. Для успешной реализации ГЧП в регионе необходимо создание координирующего органа, осуществляющего процессное управление на основе изучения и адаптации отечественного и зарубежного опыта к территориальной специфике.

Международный и российский опыт свидетельствуют о том, что региональные органы власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов перевода экономики на инновационный путь развития, и в первую очередь в сфере научно-технического развития на основе принципов государственно -частного партнерства. Важным фактором является наличие устойчивой конъюнктуры рынка, эффективность правовой защиты частной собственности, прозрачность бюджетного финансирования проектов, развитие конкуренции, надежность финансовых рынков, политической стабильности. Все это позволит в полной мере задействовать возможности частного капитала в интересах общества [11].

По сути государственно-частное партнерство должно стать важнейшим инструментом региональной политики для реализации качественной и эффективной модернизации экономики региона и перевода ее на инновационный путь развития.

Результаты. В целях повышения эффективности государственного управления модернизацией экономики предлагаем ряд мер по совершенствованию механизма ГЧП на региональном уровне:

- формирование вертикально интегрированной системы управления модернизацией экономики региона на основе принципов партнерства государства и бизнеса;

- совершенствование регионального законодательства в сфере ГЧП и его «стыковка» с федеральным;

- минимизация рисков для участников проектов модернизации;

- качественная и своевременная проработка предлагаемых проектов и разработка детального регламента на проведение конкурса для выбора профессионального и кредитоспособного частного оператора;

- строгое и четкое исполнение региональными органами управления договорных обязательств и политики для соблюдения принципов ГЧП;

- повышение организационной и финансовой прозрачности всех этапов реализации проектов ГЧП в регионе;

- эффективное использование регионального кадрового, профессионального потенциала.

Литература

1. Арсланов Ш. Д., Гаджиева А.Г. Формирование и развитие современной инвестиционной политики регионов СКФО / Ш. Д. Арсланов, А. Г. Гаджиева // Региональные проблемы преобразования экономики. -2016. - № 11 (73). - С. 77-86.

2. Артамонов Д. Ю. Институт государственно-частного партнерства в технологической модернизации экономики / Д. Ю. Артамонов, В. В. Медников, М. В. Новоселов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 7. - C. 18-26.

3. Ахмедуев А. Ш., Меджидов З. У. Теоретические аспекты о сущности и роли территорий с особым экономическим статусом в обеспечении пространственного развития регионов России /А. Ш. Ахмедуев, З. У. Меджидов //Вопросы региональной экономики. - 2019. - № 3 (40). - С. 3-7.

4. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации /А. Ш. Ахмедуев //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 1 (75). - С. 53-67.

5. Багомедов М. А. Теоретические вопросы повышения эффективности социально-экономической политики государства /М. А. Багомедов //Вопросы структуризации экономики. - 2018. - № 4. - С. 12-19.

6. Варнавский В. Г. Частно-государственное партнерство / В. Г. Варнавский // Сайт «Экспертный канал «Открытая экономика». - Режим доступа: http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=50578, свободный. - Загл. с экрана.

7. Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник. Под ред. Н. Петрова и А. Титкова; Московский центр Карнеги. - Москва. - 2010.

8. Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы. Под общей редакцией А. А. Зверева. Москва 2009. - 244 с.

9. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 61.

10. Зельднер А. Г. Правовое поле в системе управления партнерскими отношениями государства и бизнеса /А. Г. Зельднер //Вопросы экономики и права. - 2019. - № 128. - С. 57-60.

11. Каширин В. В. Современные модернизационные процессы в реальном секторе экономики России.

Том 2. Финансирование науки и реализация программы модернизации экономики России. - Москва. -2017. 222 с.

12. Кирилюк А. С. Роль и место частно-государственного партнерства в национальной инновационной политике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2010. - № 3. - С. 21-24.

13. Рабаданова А. А. Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в модернизацию экономики региона. Рабаданова А. А. Экономические науки. - 2019. - № 176. - С. 70-72.

14. Смотрицкая И. И, Черных С. И. Современные концепции государственного управления и институциональные риски / И. И. Смотрицкая, С. И. Черных // Общество и экономика. - 2020. - № 6. - С. 4152.

15. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ.

16. Экономика России в условиях глобализации. - М.: Институт экономики РАН, 2006.

17. Abdulmanapov P. G. Assessment of the Demographic Policy Effectiveness in the Republic of Dagestan / P.G. Abdulmanapov // VIII International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labour relations» Atlantis Press. 2021. P. 14-18.

18. Amirova E. A., Kutaeva R. Analysis of the State and Trends of Differentiation of Socio-Economic Development of Russian Regions /E.A. Amirova, R.. Kutaeva // VIII International Scientific and Practical Conference «Currentproblems of social and labour relations» Atlantis Press. 2021. P. 45-50.

19. Babaeva Z. S., Sigidov Y. I., Dokholyan S. V., Eminova E. M., Yalmaev R. A. Development of methods of financial support for investments / Z. S. Babaeva, Y. I. Sigidov, S. V. Dokholyan, E. M. Eminova, R. A. Yalmaev // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 2018. Т. 18. No. 3. P. 27.

20. Osipov V. S., Zeldner A. G., Skryl T. V. Territories ofpriority development: a study of institutional and industrial issue / V. S. Osipov, A. G. Zeldner, T. V. Skryl //Business Economics. 2016. Т. 51. P. 593.

References:

1. Arslanov SH. D., Gadzhieva A.G. Formirovanie i razvitie sovremennoj investicionnoj politiki regionov SKFO / SH. D. Arslanov, A. G. Gadzhieva //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. -2016. - № 11 (73). - S. 77-86.

2. Artamonov D. YU. Institut gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v tekhnologicheskoj modernizacii ekonomiki / D. YU. Artamonov, V. V. Mednikov, M. V. Novoselov // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2014. - № 7. - C. 18-26.

3. Ahmeduev A. SH., Medzhidov Z. U. Teoreticheskie aspekty o sushchnosti i roli territorij s osobym ekonomicheskim statusom v obespechenii prostranstvennogo razvitiya regionov Rossii / A. SH. Ahmeduev, Z. U. Medzhidov // Voprosy regional'noj ekonomiki. - 2019. - № 3 (40). - S. 3-7.

4. Ahmeduev A. SH. Strategicheskoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: metodologiches-kie osnovy formirovaniya i sistemnye problemy organizacii / A. SH. Ahmeduev // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - № 1 (75). - S. 53-67.

5. Bagomedov M. A. Teoreticheskie voprosy povysheniya effektivnosti social'no-ekonomicheskoj politiki gosu-darstva /M. A. Bagomedov // Voprosy strukturizacii ekonomiki. - 2018. - № 4. - S. 12-19.

6. Varnavskij V. G. CHastno-gosudarstvennoe partnerstvo / V. G. Varnavskij // Sajt «Ekspertnyj kanal «Otkrytaya ekonomika». - Rezhim dostupa: http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=50578, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

7. Vlast', biznes, obshchestvo v regionah: nepravil'nyj treugol'nik. Pod red. N. Petrova i A. Titkova; Moskovskij centr Karnegi. - Moskva. - 2010.

8. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Puti sovershenstvovaniya zakonodatel'noj bazy. Pod obshchej redakciej A. A. Zvereva. Moskva 2009. - 244 s.

9. Deryabina M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika / M. Deryabina // Voprosy ekonomiki. - 2008. - № 8. - S. 61.

10. Zel'dner A. G. Pravovoe pole v sisteme upravleniya partnerskimi otnosheniyami gosudarstva i biznesa /A. G. Zel'dner // Voprosy ekonomiki i prava. - 2019. - № 128. - S. 57-60.

11. Kashirin V. V. Sovremennye modernizacionnye processy v real'nom sektore ekonomiki Rossii. Tom 2. Fi-nansirovanie nauki i realizaciya programmy modernizacii ekonomiki Rossii. - Moskva. - 2017. 222 s.

12. Kirilyuk A. S. Rol' i mesto chastno-gosudarstvennogo partnerstva v nacional'noj innovacionnoj politike // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. - 2010. - № 3. - S. 21-24.

13. Rabadanova A. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrumentprivlecheniya investicij v moderni-zaciyu ekonomiki regiona. Rabadanova A. A. Ekonomicheskie nauki. - 2019. - № 176. - S. 70-72.

14. Smotrickaya I. I, CHernyh S. I. Sovremennye koncepcii gosudarstvennogo upravleniya i institucional'nye riski /1.1. Smotrickaya, S. I. CHernyh // Obshchestvo i ekonomika. - 2020. - № 6. - S. 41-52.

15. Federal'nyj zakon «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Ros-sijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 13.07.2015 № 224-FZ.

16. Ekonomika Rossii v usloviyah globalizacii. - M.: Institut ekonomiki RAN, 2006.

17. Abdulmanapov P. G. Assessment of the Demographic Policy Effectiveness in the Republic of Dagestan / P.G. Abdulmanapov // VIII International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labour relations» Atlantis Press. 2021. P. 14-18.

18. Amirova E. A., Kutaeva R. Analysis of the State and Trends of Differentiation of Socio-Economic Develop-

ment of Russian Regions /E.A. Amirova, R.. Kutaeva // VIII International Scientific and Practical Conference «Currentproblems of social and labour relations» Atlantis Press. 2021. P. 45-50.

19. Babaeva Z. S., Sigidov Y. I., Dokholyan S. V., Eminova E. M., Yalmaev R. A. Development of methods of financial support for investments / Z. S. Babaeva, Y. I. Sigidov, S. V. Dokholyan, E. M. Eminova, R. A. Yalmaev // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 2018. T. 18. No. 3. P. 27.

20. Osipov V. S., Zeldner A. G., Skryl T. V. Territories of priority development: a study of institutional and industrial issue / V. S. Osipov, A. G. Zeldner, T. V. Skryl //Business Economics. 2016. T. 51. P. 593.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.