Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меджидов Заур Уруджалиевич

В статье исследуются различные подходы к выявлению экономического потенциала территорий, методы оценки их составляющих. Отмечается, что на сегодняшний день мировые тенденции выдвинули приграничные регионы в положение важных участников международного сотрудничества, что привело к пересмотру основ жизнедеятельности данных российских субъектов, к принятию мер по усилению их экономического потенциала. Существующие методики оценки экономического потенциала регионов основываются на использовании аддитивных, мультипликативных и рейтинговых моделей и имеют ряд недостатков. Предложена авторская методика оценки экономического потенциала Северо-Кавказского региона. Обоснована целесообразность использования комплексной методики оценки экономического потенциала региона с помощью системы показателей, а также даны рекомендации по совершенствованию системы оценки. Делается вывод, что для Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Чеченской Республики характерен низкий ресурсный потенциал, Республики Дагестан - средний, для Ставропольского края - выше среднего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE ECONOMIC POTENTIAL OF RUSSIAN REGIONS (BASED ON MATERIALS FROM THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

The article examines various approaches to identifying the economic potential of territories, methods for assessing their components. It is noted that today global trends have put border regions in the position of important participants in international cooperation, which has led to a revision of the foundations of the life of these Russian entities, to the adoption of measures to strengthen their economic potential. The existing methods for assessing the economic potential of regions are based on the use of additive, multiplicative and rating models and have a number of disadvantages. The author's method of assessing the economic potential of the North Caucasus region is proposed. The expediency of using a comprehensive methodology for assessing the economic potential of a region using a system of indicators is substantiated, and recommendations for improving the assessment system are given. It is concluded that the Republic of Ingushetia, the Kabardino-Balkarian Republic, the Karachay-Cherkess Republic, the Republic of North Ossetia-Alania and the Chechen Republic are characterized by low resource potential, the Republic of Dagestan - average, for the Stavropol Territory - above average.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_2_33 УДК 332.14

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Меджидов Заур Уруджалиевич,

кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела социально-экономической политики региона Института социально-экономических исследований, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, Россия, г. Махачкала, e-mail: zaur-medzhidov@ mail.ru

В статье исследуются различные подходы к выявлению экономического потенциала территорий, методы оценки их составляющих. Отмечается, что на сегодняшний день мировые тенденции выдвинули приграничные регионы в положение важных участников международного сотрудничества, что привело к пересмотру основ жизнедеятельности данных российских субъектов, к принятию мер по усилению их экономического потенциала. Существующие методики оценки экономического потенциала регионов основываются на использовании аддитивных, мультипликативных и рейтинговых моделей и имеют ряд недостатков. Предложена авторская методика оценки экономического потенциала Северо-Кавказского региона. Обоснована целесообразность использования комплексной методики оценки экономического потенциала региона с помощью системы показателей, а также даны рекомендации по совершенствованию системы оценки. Делается вывод, что для Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Чеченской Республики характерен низкий ресурсный потенциал, Республики Дагестан - средний, для Ставропольского края - выше среднего.

Ключевые слова: Северо-Кавказский регион; экономический потенциал; социально-экономическое положение; экономика; валовой региональный продукт.

UDC 332.14

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE ECONOMIC POTENTIAL OF RUSSIAN REGIONS (BASED ON MATERIALS FROM THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

Medzhidov Zaur Urudzhalievich,

Ph.D. in Economics, Researcher, Department of Socio-Economic Policy of the Region, Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Russia, Makhachkala, e-mail: zaur-medzhidov@mail. ru

The article examines various approaches to identifying the economic potential of territories, methods for assessing their components. It is noted that today global trends have put border regions in the position of important participants in international cooperation, which has led to a revision of the foundations of the life of these Russian entities, to the adoption of measures to strengthen their economic potential. The existing methods for assessing the economic potential of regions are based on the use of additive, multiplicative and rating models and have a number of disadvantages. The author's method of assessing the economic potential of the North Caucasus region is proposed. The expediency of using a comprehensive methodology for assessing the economic potential of a region using a system of indicators is substantiated, and recommendations for improving the assessment system are given. It is concluded that the Republic of Ingushetia, the Kabardino-Balkarian Republic, the Karachay-Cherkess Republic, the Republic of North Ossetia-Alania and the Chechen Republic are characterized by low resource potential, the Republic of Dagestan - average, for the Stavropol Territory - above average.

Keywords: North Caucasian region; economic potential; socio-economic situation; economy; gross regional product.

Введение

Проблемы структурной модернизации и экономической политики на региональном и федеральном уровне всегда находились в поле зрения отечественных ученых. Весомый вклад внесли такие авторы, как А. И. Та-таркин [16; 17], А. А. Румянцев [12], Г А. Унтура [19; 20], А. С. Новоселов [10; 11], В. Н. Лексин [4-6], П. А. Минакир [8; 9], С. А. Суспицын [14; 15].

В последние годы этой проблематикой занимается ряд других отечественных ученых. Профессор Е. В. Горшенина использует многомерную оценку экономического потенциала на основе обеспеченности региона трудовыми ресурсами, основными фондами, а также с учетом финансовой и инвестиционной обеспеченности [1]. Некоторые авторы рассматривают взаимосвязь оценки налогового потенциала региона с показателями экономического развития [18]. Другая группа ученых апробирует методику оценки потенциала региона, основанную на отборе высокотехнологичных предприятий региона для дальнейшего их исследования как с точки зрения общего финансового развития, так и детализированного изучения производимой ими высокотехнологичной продукции [13].

В зарубежной практике также имеет место определение экономического потенциала округов, провинций. В частности, некоторые авторы предлагают подходы к нивелированию зависимости от нефтедоходов и повышению экспортного потенциала для экономической диверсификации Венесуэлы [21]. Другие авторы занимаются вопросами изучения методов корпоративного управления в различных отраслях страны, а также определением инвестиционно-инновационного потенциала [23]. Также рассматриваются проблемы определения социально-экономического потенциала на примере стран Европы [22].

Тем не менее, несмотря на наличие предметного интереса к исследуемой теме, вопросы определения потенциала структурной модернизации экономики сложных в социально-экономическом плане регионов на примере Северо-Кавказского федерального округа подлежат дальнейшему изучению и выработке методических рекомендаций.

Методика и методология проведения исследований

Анализируя научную литературу по профильной теме [1; 18; 13; 2], мы выделили некоторые особенности, а также сходства и отличия предлагаемых различными авторами методик оценки экономического потенциала региона.

Во-первых, следует отметить, что все рассмотренные методики оценки экономического потенциала региона включают одинаковые этапы проведения:

1) отбор показателей, характеризующих составляющие экономического потенциала региона;

2) расчет показателей;

3) оценка региона (определение места региона).

Выделение именно таких этапов и в данной последовательности объяснимо логикой проведения процесса оценки любого явления.

Во-вторых, существующие методики оценки направлены на оценку:

- текущего уровня развития региона;

- потенциала региона;

- региона в сравнении с другими регионами государства;

- всех перечисленных выше действий.

Но в любом случае, изначально дается

оценка текущему состоянию развития региона.

В-третьих, несмотря на различные названия предлагаемых показателей, все рассмотренные нами авторы предлагают в качестве критериев комплексной оценки потенциала региона использовать три основных блока (составляющих):

- природный (ресурсный, территориальный);

- социальный (население, демографический потенциал);

- экономический (хозяйство, производство).

В-четвертых, методики комплексной оценки потенциала региона, даже если своей основной задачей имеют оценку экономического потенциала региона, неотъемлемо включают и оценку социального потенциала региона, что объясняется неразрывностью понятий социума и экономики, неделимостью и взаимообоснованностью социальных и экономических процессов в любом государстве.

В-пятых, разработан ряд методик оценки потенциала региона, в которых главное вни-

мание уделяется оценке какой-либо одной из составляющих (инновационной, инвестиционной, научно-технической и т. д.) потенциала региона. Следует отметить, что значительная часть научных работ посвящена методике оценки именно инвестиционного потенциала региона.

В-шестых, предлагаемые в методиках формулы расчета показателей в основной своей массе построены по одинаковому принципу, как и схема ранжирования регионов по результатам оценки.

В-седьмых, если анализировать предлагаемые методики самого процесса оценки места или ранга региона по конкретным и по сумме показателей, то можно отметить, что практически все авторы предлагают оценивать ранг региона в сравнении значения региона по показателям по отношению к наибольшему и наименьшему значению показателя среди регионов, попавших в область анализируемых. Данное сходство объясняется естественным использованием имеющихся статистических методов оценки различных показателей. Место региона в списке определяется путем суммирования рангов по каждому показателю.

В-восьмых, ряд показателей и методик расчета показателей потенциала региона взят авторами из официальной статистики, что подтверждает то, что данные показатели, несмотря на усредненность и часто большую приблизительность, чем точность результатов, являются отправными (исходными) показателями в процессе оценки потенциала региона.

В-девятых, все авторы используют для оценки потенциала региона как количественные, так и качественные показатели.

Основные показатели оценки экономического потенциала региона сведены на рис. 1.

Стоит отметить, что при таком многообразии предлагаемых методик оценки экономического потенциала региона отсутствует единая общепринятая методика оценки потенциала структурной модернизации экономики региона, что объясняется следующими моментами:

- разностью поставленных целей исследования;

- некоторыми различиями в наборе отобранных показателей;

- уклоном исследования потенциала региона в большую сторону к оценке какой-либо отдельной составляющей потенциала;

- временем и местом проведения исследования.

Логическое обобщение научной литературы по теме исследования позволило систематизировать и обозначить основные аспекты в определении экономического потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа, а основные выводы исследования обобщены при помощи анализа полученных результатов.

Результаты исследования

Весомое значение для развития регионов, в том числе депрессивных, имеет выявление или определение потенциала, которым они располагают. Выделение из Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа, вкупе с самыми сложными в социально-экономическом плане регионами страны, послужило возникновению проблемного по основным макроэкономическим показателям российского пространственного образования [3]. Это в свою очередь ухудши -ло дифференциацию между федеральными округами и усугубило дилемму межрегионального сотрудничества субъектов страны.

Для того чтобы раскрыть экономический потенциал регионов СКФО необходимо в первую очередь рассмотреть состояние их экономики.

ВРП в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2019 г. составил 2 296,6 млрд руб. (2,3 % суммарного ВРП регионов, последний среди федеральных округов). Ниже представлен перечень направлений экономической деятельности ВРП, занимающих лидирующие позиции (рис. 2).

Основную долю в общем объеме ВРП округа занимают следующие регионы:

- Ставропольский край - 36,8 %;

- Республика Дагестан - 32,2 % (рис. 3).

В выбранный период (2008-2019 гг.) суммарный ВРП регионов СКФО демонстрирует стабильный рост. Наиболее весомые значения прироста отмечены в 2011 г., тем не менее в последующие годы темпы замедлились (рис. 4).

Следует отметить и ряд социально-экономических проблем, с которыми сталкиваются регионы СКФО в настоящее время: пониженный уровень образования населения и не-

Состояние инфраструктурных волокно стен

к информационная составляющая

Ингшектуал ьны е в о з можно ст и [кадроЕ ая

составляющая)

Ф ниа нсов ый пот енинал

Э ф ф ективно сть 11 с п о л ь зо ва ния

инновационногопотенциала

Показ ат ели структурной экол о шческо й устойчив о стн [объем сброса загрязненных сточных в од, степ ень улавлив ания н обезвреживания загрязняющих атмосферу веществ н др.)

Пока з ат ел и соцна л ьно-демогр а фическпе

{уровень жизни населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и др.) Показатели экономической устойчивости репюна: ВРП на душу населения, степень износа основных фондов Показатели финансовой устойчивости: дефицит региональна"о бюджета, объем помошн из федерально!о бюджета. Пока з ат ели пнно в а ш юн н о - тех н о л огпческой уст ойч ив ости: о бьем инновационных тов ар овг з атраты н а техн ол огнчесъие инн ов ащш

Рисунок 1 - Показатели оценки экономического потенциала региона, предлагаемые российскими авторами [1; 18; 13; 2]

Рыжкова Анализ

О.В., экономнческ

Латынина A.B., Лихачев НА. — ого [ннЕестнцнсн ного) потенциала —*

Золотухина Анализ

A.B., научно-

Франц -¥ технического

М.В. потенцната

Деятел ьн ость п о оп ер а ция м Деятельность в области информации и связи Деятельность гостиниц и предприятий...

Транспортировка и хранение Торговля оптовая и розничная; ремонт...

Строительство Обеспечение электрической энергией, газом...

Обрабатывающие производства Добыча полезны* ископаемых Сельское, лесное хозяйство, охота,...

Прочее

Государственное управление и обеспечение...

Образование Деятельность в области здравоохранения...

О

3 10 12 14 16 13

Рисунок 2 - Структура ВРП СКФО, 2019 г., % (источник: Федеральная служба государственной статистики)

у'у Республика Дагестан

36.3

+ + + + * X*************

32,2

+ г-г ++

*■**■ + * + ***■*?* + * *4 *4 ****** ****** *********

****** ********* + « * ********* *

■ ■ ■ ■■ ".■//'■ ■■■■ "УУУ- ■ ■ ■ .

■ ■ " " "УУ- " -УУ->-" "У/У-"--,-/У---"- ГГ.-/■

■"»'/.■'/.■ -.-уу.. ■. ■/.■■.■ ■ ■. ■ ■.■.■■.■.■■ . ■.■■.■■.■■ ■. ■. .

■■'.■■ .■'/. УУ ■ УУУ.1•■■.■■. ■ ■ .■•■■.■.1. УУ^... УЛ^/У^У ' -1Л-" -Т^/У -ТЛ^У ГГ/ * Г? ' Г ГМ+М*

■: . УУ У УУ/У УУ У * тУ/^У/ ГУ..

V-^--уг' -'.-,--' .-V.1 У-' _ ; ■■ //-■■ у^уу^уу/ у/ у уу/ у// // у/ уУ-гу/ у/

У У /У^У/ У /УУ .У.-'/.^.'^.'У.'.^^.

■ 'УЛУУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■. Республика Ингушетия

II Кабардино-Балкарская Республика

= Карачаево-Черкесская Республика

--Республика Северная Осетия-Алания

=Чеченская Республика

Ставропольский край

Рисунок З-Доля субъектов в общем объеме ВРП СКФО, 2019 г., % (источник: Федеральная служба государственной статистики)

достаточная профессиональная подготовка, высокий отток квалифицированного рабочего персонала, использование устаревших технологий на производстве, высокий износ основных фондов градообразующих предприятий [7].

Таким образом, большая часть субъектов СКФО существенно отстает в оценке экономического потенциала от среднероссийского уровня анализируемых показателей. Вышеизложенные проблемы усугубляются выявлением и распространением новой коронави-

Рисунок 4 - Динамика ВРП по регионам СКФО, млн руб. (источник: Федеральная служба государственной статистики)

русной инфекции (COVID-19), что осложняет социально-экономическое положение многих регионов Российской Федерации в том числе Северо-Кавказского федерального округа.

В этой связи необходимо подготовить структуру показателей оценки экономического потенциала Северо-Кавказского федерального округа. На основании теории об основных экономических ресурсах нами отмечены ключевые составляющие ресурсного потенциала регионов: предпринимательская

способность, труд, земля и капитал, а также их основные показатели для оценки (рис. 5).

В предложенной структуре управленческому потенциалу отнесено особое положение, так как в этом случае многое зависит от способностей руководителя (менеджера) сосредоточить весь имеющийся арсенал ресурсов. Ниже представлены показатели, используемые для расчета управленческого потенциала Северо-Кавказского федерального округа за 2019 г. (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели, используемые для расчета управленческого потенциала Северо-Кавказского федерального округа (источник: Федеральная служба государственной статистики)

ВРП, млн руб. Экспорт, млн долл. США Импорт, млн долл. США Внешнеторговый оборот, млн долл. США

Республика Дагестан (РД) 718, 4 62,4 106,7 169,1

Республика Ингушетия (РИ) 73, 1 4,2 6,2 10,4

Кабардино-Балкарская Республика (КБР) 171, 0 21,3 67 88,3

Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) 92, 0 18,3 50,2 68,5

Республика Северная Осетия-Алания (РСО) 173, 2 91,4 39,8 131,2

Чеченская Республика (ЧР) 241, 6 5,2 60,9 66,1

Ставропольский край (СК) 827, 0 1196,7 609,9 1 806,6

Рисунок 5 - Структура показателей оценки экономического потенциала Северо-Кавказского федерального округа (авторская разработка)

Ниже нами проведена оценка использо- обозначены: валовой региональный продукт вания управленческого потенциала Севе- (ВРП), экспорт (Э), импорт (И), внешнеторго-ро-Кавказского федерального округа, где вый оборот (Во, табл. 2).

Таблица 2 - Оценка использования управленческого потенциала Северо-Кавказского федерального округа (составлено автором)

Показатель Формула расчета Общее значение

РД РИ КБР КЧР РСО ЧР СК

1. Экспортная квота, % к' = (врпу 1с 8,7 0 % 5,7 12,5 19,9 52,8 2,2 144,7

2. Импортная квота, % «--(яри)'10' 14,9 3 % 8,5 39,2 54,6 23,0 25,2 73,7

3. Степень включенности в систему МРТ, млн. долл. США - врп 0,2 0,1 0,5 0,7 0,8 0,3 2,2

4.Индекс международной конкурентоспособности, млн. долл. США -0,3 -0,2 -0,5 -0,5 0,4 -0,8 0,3

Итог: УП = (Кэ+ Ки + Вмрт+ Кмк) / 4 5,9 3,5 12,9 18,7 19,2 6,7 55,2

Для расшифровки полученных результатов расчета составлена оценочная шкала с отображением характеристик каждого выделенного процентного промежутка:

- 1-20 % - низкий;

- 21-40 % - ниже среднего;

- 41-60 % - средний;

- 61-80 % - выше среднего;

- 81-100 % - высокий.

В соответствии с предложенной методикой для Ставропольского края характерен средний управленческий потенциал, в то

время как остальных республик - низкий.

Другие три указанные ранее составляющие (трудовой, природно-ресурсный и финансовый экономические потенциалы) Северо-Кавказского федерального округа относятся к единому ресурсному блоку потенциалов, находящихся под управлением органов государственной власти и впоследствии должны быть оценены в комплексе. Для расчета каждого из этих потенциалов были отобраны по четыре основных показателя (табл. 3-5).

Таблица 3 - Показатели, используемые для расчета трудового потенциала Северо-Кавказского федерального округа (источник: Федеральная служба государственной статистики)

Численность рабочей силы (ЧРС), тыс. чел. Среднегодовая численность занятых (СЧЗ), тыс. чел. Занятые с высшим образованием (ЗВО), % Численность исследователей с учеными степенями (ИУС), чел.

Республика Дагестан 1382 1109,4 34,2 703

Республика Ингушетия 259 187,8 41 77

Кабардино-Балкарская Республика 446 368 33,5 377

Карачаево-Черкесская Республика 204 168,4 40 156

Республика Северная Осетия-Алания 311 273,1 48,1 183

Чеченская Республика 634 541,9 33,9 142

Ставропольский край 1383 1255,6 32,3 1072

РФ 75398 71064,5 34,2 99912

Таблица 4 - Показатели, используемые для расчета природно-ресурсного потенциала Северо-Кавказского федерального округа (источник: Федеральная служба государственной статистики)

Лесные ресурсы: общий запас древесины (ЛР), млн м3 Водные ресурсы (ВР), км3/год Полезные ископаемые: объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» (ДПИ), млн руб. Сельскохозяйственные угодья, тыс. га (СУ)

Республика Дагестан 43,5 19,3 5415 351,6

Республика Ингушетия 12,3 2 1187 66

Кабардино-Балкарская Республика 35,1 7,7 260 281,8

Карачаево-Черкесская Республика 91,3 6,5 2798 128,6

Республика Северная Осетия-Алания 39,4 7 700 170

Чеченская Республика 45,8 11,1 5261 276,4

Ставропольский край 11,2 5,1 11283 3156,6

РФ 82618,1 4290.9 18324127 79880,2

Таблица 5 - Показатели, используемые для расчета финансового потенциала Северо-Кавказского федерального округа (источник: Федеральная служба государственной статистики)

ВРП, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб. (ИОК) Оборот организаций, млрд руб. (ОО) Общий объем прибыли (+) / убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн руб. (ООП) на 01.09.2019 (источник: Федеральная служба государственной статистики)

Республика Дагестан 718,4 224773 105 443,1

Республика Ингушетия 73,1 23884 13,5 0

Кабардино-Балкарская Республика 171 44095 51,7 501,5

Карачаево-Черкесская Республика 92 22586 76,8 39,5

Республика Северная Осетия-Алания 173,2 32832 44,7 1354,6

Чеченская Республика 241,6 82653 70,1 0

Ставропольский край 827 180017 848,3 405

РФ 110 046,10 19318812 167104,5 929662,4

Обсуждение результатов Используя вышепредставленные статистические данные определим трудовой, при-родно-ресурсный и финансовый потенциал регионов Северо-Кавказского федерального округа (табл. 6).

Оценка использования потенциала регионов Северного Кавказа проводится по их блоку потенциальных «ресурсов» с целью определения характеристик уровня их концентрации в регионе с упором на среднюю производную по российскому показателю -1,2 %. Поскольку в расчетах каждый из показателей считается наивысшим достигнутым (достигнутым) уровнем - 100 %, а всего 85

регионов, то путем соотношения получаем результат, демонстрирующий для любого субъекта Российской Федерации высокий уровень рассматриваемого ресурса при учете равномерного его распределения. На основании этого нами составлена шкала, которая позволяет дать характеристику тому или иному результату расчета трех составляющих экономического потенциала региона:

- 1,1 % и выше - высокий уровень;

- 0,8-1 % - выше среднего уровень;

- 0,5-0,7 % - средний уровень;

- 0,2-0,4 % - ниже среднего уровень;

- 0,1 % и ниже - низкий уровень.

Таблица 6 - Оценка экономического потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа по данным за 2019 год (составлено автором)

Базовые показатели Значение, % _________ _____—- Характеристика

РД РИ КБР КЧР РСО ЧР СК

Трудовой потенциал

ЧРС 1,8 0,3 0,6 0,3 0,4 0,8 1,8

высокий ниже среднего средний ниже среднего ниже среднего выше среднего высокий

СЧЗ 1,6 0,3 0,5 0,2 0,4 0,8 1,8

высокий ниже среднего средний ниже среднего ниже среднего выше среднего высокий

ЗВО 1,0 1,2 1,0 1,2 1,4 1,0 0,9

выше среднего высокий выше среднего высокий высокий выше среднего выше среднего

ИУС 0,7 0,1 0,4 0,2 0,2 0,1 1,1

средний низкий ниже среднего ниже среднего ниже среднего низкий высокий

Итог:ТП=(ЧРС+СЧЗ+ЗВО+ИУС)/4 1,3 0,5 0,6 0,5 0,6 0,7 1,4

высокий средний средний средний средний средний высокий

Природно-ресурсный потенциал

ЛР 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0

низкий низкий низкий низкий низкий низкий низкий

ВР 0,4 0,0 0,2 0,2 0,2 0,3 0,1

ниже среднего низкий ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего низкий

ДПИ 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкий низкий низкий низкий низкий низкий низкий

СУ 0,4 0,1 0,4 0,2 0,2 0,3 4,0

ниже среднего низкий ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего высокий

Итог: ПРП=(ЛР+ВР+ДПИ+СУ)/4 0,2 0,0 0,1 0,1 0,1 0,2 1,0

ниже среднего низкий низкий низкий низкий ниже среднего выше среднего

Финансовый потенциал

ВВПр 0,7 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,8

средний низкий ниже среднего низкий ниже среднего ниже среднего выше среднего

ИОК 1,2 0,1 0,2 0,1 0,2 0,4 0,9

высокий низкий ниже среднего низкий ниже среднего ниже среднего выше среднего

ОО 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,5

низкий низкий низкий низкий низкий низкий средний

ООП 0,0 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0 0,0

низкий низкий низкий низкий низкий низкий низкий

Итог: ФП=(ВВПр+ИОК+ОО+ООП)/4 0,5 0,0 0,1 0,1 0,1 0,2 0,6

средний низкий низкий низкий низкий ниже среднего средний

Как мы уже отмечали, эти потенциалы образуют комплекс основных ресурсов, находящихся в ведении регионального управления, и затем отражаются в одном индикаторе - ре -сурсный потенциал (РП). В результате таких расчетов получаем, что РП =(ТП+ПРП+ФП)/3. Определим РП для регионов СКФО:

- РП Республики Дагестан = (1,3 +0,2+0,5)/3 = 0,7 %;

- РП Республики Ингушетии = (0,5+0+0)/3 = 0,2 %;

- РП Кабардино-Балкарской Республики = (0,6+0,1+0,1)/3 = 0,3 %;

- РП Карачаево-Черкесской Республики = (0,5+0,1+0,1)/3 = 0,2 %;

- РП Республики Северной Осетия-Алания = (0,6+0,1+0,1)/3 = 0,3 %;

-РП Чеченской Республики = (0,7+0,2+0,2)/3 = 0,4 %;

- РП Ставропольского края = (1,4+1+0,6)/3 = 1,0 %.

Выводы

Современное экономическое положение субъектов Российской Федерации требует использования различных инструментов для оценки их экономического потенциала, состояния социально-экономического развития, финансового баланса и условий конкуренции на внутреннем и мировом рынках. Такие инструменты важны для активной федеральной политики, направленной на выравнивание межрегионального неравенства и обеспечение экономической целостности страны.

Считаем, что аргументированный диалог между федеральным центром и регионами по утверждению фискальной, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной и социальной политики должен основываться на объективных национальных и региональных экономических показателях.

Целевые направления социально-экономического развития регионов Северо-Кавказского федерального округа должны быть основаны на переходе от монопрофильной экономики к ее диверсификации, усилению интеграционных процессов, реализации со-

вместных научно обоснованных проектов по созданию многофункциональных территориальных кластеров, что вкупе может обеспечить синергетический эффект таких регионов.

В настоящем исследовании нами рассмотрены различные теоретико-методологические подходы прогнозирования и оценки экономического потенциала регионов, описана авторская методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона. В целом можно заключить, что предлагаемые методики оценки потенциала региона отечественными авторами похожи: в основных этапах проведения исследования, группах показателей оценки, формулах определения ранга региона. Используемая авторская методика позволила на основании полученной интегральной оценки развития произвести корректное сравнение регионов СКФО и выявить среди них наиболее развитые и проблемные.

Таким образом, в ходе исследования нами выявлено, что для Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северной Осетия - Алания и Чеченской Республики характерен низкий ресурсный потенциал, для республики Дагестан - средний, для Ставропольского края - выше среднего.

Список литературы_

1. Горшенина, Е. В. Методические и практические аспекты оценки экономического потенциала региона / Е. В. Горшенина // Экономические исследования. - 2020. - № 2. - С. 2.

2. Золотухина, А. В. Оценочно-прогнозная модель научно-технического потенциала региона / А. В. Золотухина, М. В. Франц // Экономика региона. - 2012. - № 1. - С. 211-221.

3. Кутаев, Ш. К. Анализ ситуации на рынке труда регионов СКФО / Ш. К. Кутаев // Вопросы структуризации экономики. - 2013. - № 3. - С. 84-87.

4. Лексин, В. Н. Региональная действительность и региональные исследования / В. Н. Лексин // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 2 (82). - С. 7-38.

5. Лексин, В. Н. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России / В. Н. Лексин // Российский экономический журнал. - 2011. - № 9-10. - С. 73-77.

6. Лексин, В. Н. Программные методы территориального развития / В. Н. Лексин, А.А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2013. - № 2. - С. 58-62.

7. Меджидов, З. У. Социально-экономическое положение моногородов Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и пути их преодоления / З. У. Меджидов // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. -2020. - № 4 (28). - С. 77-87.

8. Минакир, П. А. Теоретические аспекты исследования пространственных экономических систем / П. А. Ми-накир // Журнал экономической теории. - 2017. - № 3. - С. 7-10.

9. Минакир, П. А. Экономический рост и развитие: региональное приложение / П. А. Минакир // Федерализм. -2013. - № 2. - С. 49-62.

10. Новоселов, А. С. Регион: теория и практика управления экономикой / А. С. Новоселов. - Новосибирск : Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 2011. - С. 466.

11. Новоселов, А. С. Актуальные проблемы разработки стратегии социально-экономического развития региона / А. С. Новоселов, А. С. Маршалова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. -2017. - № 3 (121). - С. 189-197.

12. Румянцев, А. А. Институциональные возможности развития инновационной деятельности в регионе / А. А. Румянцев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 4 (46). -С. 184-198.

13. Рыжкова, О. В. Методика оценки потенциала формирования высокотехнологичных производств для структурных изменений экономической системы сырьевого региона / О. В. Рыжкова, А. В. Латынина, М. А. Лихачев // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. - № 9. - С. 2339-2354.

14. Суспицын, С. А. Измерения в пространстве региональных индикаторов: методология, методики, результаты / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 3 (83). - С. 3-30.

15. Суспицын, С. А. О новой парадигме отношений регионов и федерального центра / С. А. Суспицын // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2016. - № 3/3. - С. 13-19.

16. Татаркин, А. И. Региональные институты модернизации пространственного развития Российской Федерации / А. И. Татаркин // Современные производительные силы. - 2015. - № 1. - С. 102-104.

17. Татаркин, А. И. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития / А. И. Татаркин // Общество и экономика. - 2015. - № 5. - С. 88-91.

18. Тишутин, А. А. Методика оценки налогового потенциала на основе показателей экономического развития региона на примере центрального федерального округа / А. А. Тишутин // ModernEconomySuccess. - 2019. -№ 2. - С. 48-56.

19. Унтура, Г А. Инновационное развитие регионов России: неравномерность, кооперация и конкуренция / Г А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2015. - № 1 (85). - С. 275-304.

20. Унтура, Г А. Стратегическая поддержка регионов России: проблемы оценки статуса территорий инноваций / Г А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 1 (73). - С. 123-141.

21. Espinoza M K.Y. Dependencia de la rentapetrolera y potencialexportadorpara la diversificacióneconóiriica de Venezuela / M K.Y. Espinoza, T.V. Sidorenko // Iberoamerica. - 2021. - № 1. - С. 72-95.

22. Tukhtasinova, M. M. Perspective directions for increasing the economic potential of the textile industry of the Republic of Uzbekistan / M. M. Tukhtasinova // Theoretical & Applied Science. - 2020. - № 4 (84). - С. 812-818.

23. Wierzbicka, W. Socio-economic potential of cities belonging to the polish national cittaslow network / W. Wierzbicka // OeconomiaCopernicana. - 2020. - Т. 11. - № 1. - С. 203-224.

References_

1. Gorshenina E.V. Methodological and practical aspects of assessing the economic potential of the region, Economic research, 2020, vol. 2, p. 2.

2. Zolotukhina A.V., Franz M.V. Estimated and predictive model of the scientific and technical potential of the region, Economy of the region, 2012, vol. 1, pp. 211-221.

3. Kutaev Sh.K. Analysis of the situation on the labor market of the regions of the North Caucasus Federal District, Questions of economic structuring, 2013, vol. 3, pp. 84-87.

4. Leksin V.N. Regional reality and regional studies, Region: economics and sociology, 2014, vol. 2 (82), pp. 7-38.

5. Leksin V.N. Regional diagnostics: essence, subject and method, specificity of application in modern Russia, Russian economic journal, 2011, vol. 9-10, pp. 73-77.

6. Leksin V.N., Shvetsov A.A. Program methods of territorial development, Russian economic journal, 2013, vol. 2, pp. 58-62.

7. Medzhidov Z.U. Socio-economic position of single-industry towns in the North Caucasus Federal District: problems and ways to overcome them, Actual problems of economics and management, 2020, vol. 4 (28), pp. 77-87.

8. Minakir P. A. Theoretical aspects of the study of spatial economic systems, Journal of economic theory, 2017, vol. 3, pp. 7-10.

9. Minakir P.A. Economic growth and development: regional application, Federalism, 2013, vol. 2, pp. 49-62.

10. Novoselov A.S. Region: theory and practice of economic management. Novosibirsk: Institute of Economics and Industrial Organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2011, p. 466.

11. Novoselov A.S., Marshalova A.S. Actual problems of developing a strategy for the socio-economic development of the region, Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2017, vol. 3 (121), pp. 189-197.

12. Rumyantsev A.A. Institutional opportunities for the development of innovative activities in the region, Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2016, vol. 4 (46), pp. 184-198.

13. Ryzhkova O.V., Latynina A.V., Likhachev M.A. Methodology for assessing the potential for the formation of hightech industries for structural changes in the economic system of a raw material region, Economics, Entrepreneurship and Law, 2020, vol. 10, no. 9, pp. 2339-2354.

14. Suspitsyn S.A. Measurements in the space of regional indicators: methodology, techniques, results, Region: Economics and Sociology, 2014, vol. 3 (83), pp. 3-30.

15. Suspitsyn S.A. On a new paradigm of relations between regions and the federal center, Interexpo Geo-Siberia, 2016, vol. 3/3, pp. 13-19.

16. Tatarkin A.I. Regional institutes of modernization of spatial development of the Russian Federation, Modern productive forces, 2015, vol. 1, pp. 102-104.

17. Tatarkin A.I. Balanced planning strategy for regional development, Society and Economy, 2015, vol. 5, pp. 88-91.

18. Tishutin A.A. Methodology for assessing tax potential based on indicators of economic development of the region on the example of the Central Federal District, Modern Economy Success, 2019, vol. 2, pp. 48-56.

19. Untura G.A. Innovative development of Russian regions: unevenness, cooperation and competition, Region: economics and sociology, 2015, vol. 1 (85), pp. 275-304.

20. Untura G.A. Strategic support of Russian regions: problems of assessing the status of innovation territories, Region: Economics and Sociology, 2012, vol. 1 (73), pp. 123-141.

21. Espinoza M K.Y., Sidorenko T.V. dependencia de la rentapetrolera y potencialexportadorpara la diversificacioneconoiriica de Venezuela, Iberoamerica, 2021, vol. 1, pp. 72-95.

22. Tukhtasinova M.M. Perspective directions for increasing the economic potential of the textile industry of the Republic of Uzbekistan, Theoretical & Applied Science, 2020, vol. 4 (84), pp. 812-818.

23. Wierzbicka W. Socio-economic potential of cities belonging to the polish national cittaslow network, Oeconomia Copernicana, 2020, vol. 11, no. 1, pp. 203-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.