Научная статья на тему 'Структурная характеристика свойств государственности'

Структурная характеристика свойств государственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
254
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОСТЬ / ЭЛИТА / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧНОСТЬ / ВЛАСТЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЮРИДИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВО / STATE / STATEHOOD / CENTRALIZATION / ELITE / POLITICS / POLITICHNOST / POWER / LEGAL RIGHT / YURIDIZATION / LEGAL REGULATION / LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубинина Е.Н.

Рассматривается вопрос о такой характеристике государства в трансформирующемся современном мире, как государственность. Обосновывается тезис о том, что государственность, являясь внутренним содержательным свойством государства, сама обладает структурной характеристикой, которая зависит от централизованности власти, от элитарности, политичности и юридизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural characterization of state properties

This article addresses the issue of such a characteristic of the state in transforming the modem world as a state. The thesis that the state, being the internal substantive property of the state, she has a structural characteristic that depends on the centralization of power, of elitism, politic and yuridization.

Текст научной работы на тему «Структурная характеристика свойств государственности»

УДК 340.12 ББК 67.0

СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЙСТВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ДУБИНИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: Dl8585@list.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос о такой характеристике государства в трансформирующемся современном мире, как государственность. Обосновывается тезис о том, что государственность, являясь внутренним содержательным свойством государства, сама обладает структурной характеристикой, которая зависит от централизованности власти, от элитарности, политичности и юридизации.

Ключевые слова: государство, государственность, централизованность, элита, политика, политичность, власть, юридическое право, юридизация, правовое регулирование, право.

Annotation. This article addresses the issue of such a characteristic of the state in transforming the modern world as a state. The thesis that the state, being the internal substantive property of the state, she has a structural characteristic that depends on the centralization of power, of elitism, politic and yuridization.

Keywords: state, statehood, centralization, elite, politics, politichnost, power, legal right, yuridization, legal regulation, law.

Государство как общественное явление изучается давно. Исследователи анализируют различные связанные с ним аспекты, многочисленные черты1, к которым относится и государственность. Различного рода феномены — политические, социальные, экономические и др. — оказывают значительное влияние на развитие современного государства, определяют тенденции и проблемы его трансформации, обусловленные постиндустриальным транзитом2 (переходом на постиндустриальный путь развития).

Существующие мировые и внутригосударственные процессы влияют и на государственность. В целом, к структурным характеристикам можно отнести элитарность государственности, ее централизован-ность, политичность, юридизацию (тесную связь с формальным правом).

Элитарность государственности — важная ее характеристика. При этом нельзя отождествлять ее с элитарностью государственного аппарата. Элитарность в данном контексте, на наш взгляд, — это вы-деленность власти из общества и ее определенность.

Однако, власть здесь неперсонифицирована. Это означает прежде всего то, что она анонимна. Полномочий элитарной власти перестают быть таковыми по своей сути. Они трансформируются в право. Таким образом, власть принадлежит уже не народу, а определенному кругу лиц. Современное государство обеспечивает правление народа, в то же время демократическая организация власти является делом злит. Тезис — элиты, а не массы правят обществом, — все шире подтверждается практикой государственной деятельности. Часто оказывается, что демократические институты — выборы и партии — имеет лишь символическую ценность. Система связи, действующая между элитами и массами, строится, как правило, сверху вниз. Общие черты элиты выражены в таких характеристиках: 1) более или менее сплоченная группа, обладающая особыми духовными и социально-политическими качествами; 2) осознает себя как привилегированный и доминирующий слой, и воспринимается таковым большинством общества; 3) при изменении общественных форм и типов господства сохраняет

определенные отношения власти и формы ее проявления, перемены касаются только персоналий. Властвующая элита образуется в условиях демократии путем интеграции отдельных элит, среди которых политическая элита, экономическая, бюрократическая, военная, а также коммуникативная элита.

Централизованность как черта государственности обуславливается большой численностью населения государства. Это неизбежно приводит к усложнению социальной, и как следствие этого, политической жизни, закономерно требует централизованных начал при организации жизни общества. Любое централизованное государство имеет главную отличительную черту — сильную центральную власть. В противном случае невозможно было бы управлять всеми территориями в пределах страны. Земли в таком государстве объединены законодательством и экономически единым пространством. Для централизованного государства характерным типом власти является монархия На этапе централизации, то есть собирания земель вокруг центра, она имеет абсолютный характер. Централизованное государство, как крупная единица, имеет в составе более мелкие части, а именно -районы, области, округа и т.д. Однако они не обладают самостоятельностью.

Стоит сказать, что для возникновения любого централизованного государства необходимы предпосылки. В частности, мощным объединяющим фактором является национальное единство. Ошибочно думать, что в государстве при этом соблюдаются интересы лишь одной главенствующей национальности. По закону ни одна из наций, населяющих страну, не должна быть ущемлена в интересах и правах.

Одной из ключевых структурных характеристик государственности является политичность. Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Используя социологическую трактовку можно сказать, что политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть,

осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики3. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях.

Политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов — традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура — государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и естественные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или ярко выраженное стремление к доминированию — у одних и, наоборот, желание быть ведомыми — у других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальном, т.е. в разном доступе к богатству, власти, в престиже.

Политика непосредственно связана с такими явлениями, как государство, право и власть. Последнее является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. Французский политолог М. Дюверже выделил три исторические формы власти:

Анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода).

Индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени.

Институционализированная, связанная с появлением особого института — государства.

Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика,

остается открытым. Существуют различные понимания политики:

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и сейчас. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика — это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает».

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика — это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп4, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целепо-лагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента5.

Столь непохожие определения политики по-разному решают вопрос о значимости политики в жизни общества, а также вопрос о ее влиянии на государство и государственность.

Политика — это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешают-

ся ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

Рассматривая проявления политики, следует признать, что в ней присутствуют два начала.

Первое начало связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика — это конфликт интересов.

Второе начало политики видится в поиске интегрирующей доминанты, без чего общество бы распалось. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика — это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.

В контексте поставленной проблемы нас интересует вопрос соотношения политики, государства и права. Автономность политики и права является относительной. В настоящее время наблюдается тенденция юридизации политических отношений6. Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важнейшим источником легитимации политической власти7, ограничивает политическую активность определенными рамками. Под легитимностью понимается чаще всего способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа, его признание.

В целом в настоящее время в стабильных демократических государствах формируется тенденция к снижению роли политических методов регулирования социальных конфликтов и преобладанию правовых способов стабилизации общественных порядков, усилению авторитета моральных норм, методов самоуправления и самоорганизации жизни. Усиливается процесс юридизации с помощью правового регулирования.

В то же время в переходных политических процессах или при усилении авторитарных тенденций роль политических методов регулирования социальных проблем, как правило, существенно возрастает. В самых же крайних случаях, в частности, в государствах

тоталитарного типа, политика вытесняет все иные способы урегулирования общественных противоречий. Такая практическая абсолютизация функциональных связей между сферами общества приводит к серьезнейшим деформациям и политики, и социальной жизни в целом. Особенно остро это проявляется в том случае, когда политические решения оформляются средствами государственного права.

Характерные для государственности структурные особенности дают возможность сказать о том, что государственность представляет собой такое качество государства, которое структурно во многом зависит от многочисленных социальных процессов, а также процессов, протекающих в политической и правовой сферах.

Литература

1. Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под. ред. Ф.М. Бородкина. М., 1989.

2. Дубинина Е.Н. Юридизация отношений в современном обществе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2010.

3. Дубинина Е.Н. Юридизация и политические отношения: проблемы взаимодействия.// Право и образование. М., 2016. С.24-31.

4. Ивлева Н.Ю. Современное российское правосознание как отражение действительной формы государства.// Общество: политика, экономика, право. 2016. № 6. С. 78-80.

5. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996. №4. С.157-162.

6. Нисневич Ю.А. Государство XXI в.: Тенденции и проблемы развития. М., 2012.

7. Правкина И.Н. Гражданское общество и политико-правовые стратегии государства.// Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. М., 2016. С. 190-199.

References

1. Borodkin F. M. Social policy: government and restructuring // Comprehension: Sociology.

Social policy. Economic reform / Under. edited by F. M. Borodkin. M., 1989.

2. Dubinina E. N. Originate relations in modern society. The author's abstract Diss. on competition of a scientific degree of candidate of law.N. M., 2010.

3. Dubinina E. N. Originate and political relations: cooperation.// Law and education. M., 2016. P. 24-31.

4. Ivleva N. Yu. Modern Russian legal consciousness as a reflection of the actual shape of the state.// Society: politics, Economics, law. 2016. No. 6. P. 78-80.

5. Ilyin M. V., Melville A. Yu., Fedorov Yu. e Main categories of political science // Polis. 1996. No. 4. P. 157-162.

6. Nisnevich Yu. a. State the XXI century: Trends and problems of development. M., 2012.

7. Pravkina I. N. Civil society and the political and legal strategy of the state.// Theoretical-legal and cultural-historical problems of interaction of internal Affairs bodies and civil society. M., 2016. P. 190-199.

1 См.: Ивлева Н.Ю. Современное российское правосознание как отражение действительной формы государства.// Общество: политика, экономика, право. 2016. № 6. С. 78-80.

2 См.: Нисневич Ю.А. Государство XXI в.: Тенденции и проблемы развития. М., 2012.

3 См.: Дубинина Е.Н. Юридизация отношений в современном обществе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2010.

4 Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под. ред. Ф.М. Бородкина. М., 1989.

5 Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996. №4.

6 См.: Дубинина Е.Н. Юридизация и политические отношения: проблемы взаимодействия.// Право и образование. М., 2016. С. 26.

7 См.: Правкина И.Н. Гражданское общество и политико-правовые стратегии государства.// Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. М., 2016. С. 190-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.